Научная статья на тему 'Мотивация учебно-познавательной деятельности студентов'

Мотивация учебно-познавательной деятельности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1296
172
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ИНТЕРЕС / АКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДЫ / ФОРМЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухамадеев И.Г., Максютов И.Р.

В статье рассматриваются условия формирования действенной учебно-познавательной мотивации студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мотивация учебно-познавательной деятельности студентов»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

УДК 37.01

И.Г. Мухамадеев

к.п.н., доцент И.Р. Максютов

Аспирант 1 курса механического факультета Башкирский государственный аграрный университет г. Уфа, Российская Федерация

МОТИВАЦИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация

В статье рассматриваются условия формирования действенной учебно-познавательной мотивации студентов.

Ключевые слова

Мотивация студентов, учебно-познавательная деятельность, познавательный интерес, активные

технологии, методы, формы и средства обучения.

Современные требования к уровню профессиональной подготовки специалистов ставят вузы перед необходимостью повышения качества учебно-воспитательного процесса. Повышение качества педагогического процесса опирается на действенную мотивацию студентов.

Действенная мотивация по утверждению психологов, педагогов обусловливает высокую успеваемость студентов. Среди мотиваций учения особое место занимает познавательная мотивация, которая заключается в создании таких стимулов для студентов, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к учебе. Особое значение имеет создание условий для формирования высшего уровня познавательного интереса к глубоким теоретическим проблемам, творческой деятельности по усвоению знаний, умений и навыков.

Цель исследования - определение условий, при которых студенты самостоятельно и охотно приобретают новые знания, умения и навыки.

Исследование показывает, что формирование позитивной учебно-познавательной мотивации будет наиболее эффективным, если использовать активные технологии, методы, формы и средства обучения, направленные на формирование потребности в творческом приобретении знаний, умений и навыков. Наиболее эффективными методами активного обучения, позволяющими совмещать усвоение теоретических знаний с их практическим применением в условиях, максимально приближенных к естественному трудовому процессу при высокой степени мотивации и активности студентов, являются учебные дискуссии, анализ конкретных ситуаций, решение производственных задач, выполнение заданий исследовательского характера, направленных на формирование многосторонних знаний об изучаемом объекте или процессе, ролевые и деловые игры.

Существенное значение имеет отбор и структурирование иерархически соподчинённой системы содержания учебного материала дисциплин с учётом возможностей, интересов и потребностей студента. Решение этой задачи автором статьи видится в целенаправленном осуществлении системных межпредметных связей и, прежде всего, с политехнической направленностью, как в содержании изучаемого материала, так и в методах и формах учебно-познавательной деятельности студентов по различным дисциплинам, в обогащении содержания образования материалом, способствующим развитию у студентов потребности самостоятельно и охотно приобретать новые знания, умения и навыки, в значительном усилении потребностно-мотивационных компонентов структуры учебной деятельности студентов [1; 423].

Проведённое исследование показывает, что важным условием формирования достаточно сильной мотивации обучения, устойчивого стремления к овладению знаниями, умениями и навыками является творческая организация предметного содержания учебной деятельности студентов посредством решения задач, содержащих проблему, вовлечения студентов в выполнение реальных научно-исследовательских

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

работ, участия в научных конференциях и олимпиадах, выступлений с научными докладами по актуальным проблемам современной науки, техники и культуры.

Необходимым условием развития познавательного интереса к технико-технологическим, социально-экономическим, психолого-педагогическим и другим «нетрадиционным» аспектам современного производства является значительное усиление рефлексивно-оценочных компонентов учебной деятельности студентов на всех этапах учебного познания посредством инициирования действий самоконтроля, самооценки и самоанализа, которые направлены на углублённое изучение и освоение учебного материала, на формирование той обратной связи, которая позволяет не только диагностировать наличие новых знаний, умений и навыков, но и решить, какие коррективы следует вносить, чтобы процесс усвоения темы протекал более эффективно [2; 47].

Таким образом, диагностика, формирование и развитие у студентов потребностно-мотивационных компонентов учебно-познавательной деятельности посредством методов и форм личностно-ориентированных технологий обучения способствует эффективному приобретению профессиональных знаний, умений и навыков.

Список использованной литературы:

1. Мухамадеев И.Г. Психодиагностические технологии обучения как средства повышения качества высшего профессионального образования [Текст] / И.Г.Мухамадеев // Материалы Международной научно-практической конференции «Республика Казахстан в международном образовательном пространстве: проблемы и перспективы». Казахстан, 2011. - С. 422-424.

2. Мухамадеев И.Г. Использование психодиагностических методик студентами как реализация инновационных тенденций в профессиональном образовании [Текст] / И.Г.Мухамадеев // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Инновационные методы преподавания в высшей школе». - Уфа: Башкирский ГАУ, 2010. - С. 47-48.

© Мухамадеев И.Г., Максютов И.Р., 2017

УДК81

А. Е. Ниязова

к.п.н. доцент ,

Евразийский Национальный Университет имени Л.Н. Гумилева, Астана,

e-mail: naigul73@mail.ru А.М.Жандильдинова Магистрант

Евразийский Национальный Университет имени Л.Н. Гумилева, Астана,

e-mail: araizhan7@gmail.com

КОММУНИКАТИВНЫЙ И КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Аннотация

В этой статье рассматривается главные аспекты коммуникативного когнитивного подхода и особенности его составляющих парадигм: коммуникативный и познавательный. Также, описывается основной когнитивный процесс студента, который используется во время обучения. Показаны и описаны принципы коммуникативного и когнитивного подхода.

Ключевые слова

Коммуникативный и когнитивный подход, концепт, принципы, разговорный и когнитивный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.