Научная статья на тему 'Здоровьесберегающие образовательные технологии в центре внимания'

Здоровьесберегающие образовательные технологии в центре внимания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
182
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЯ / ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухамадеев И.Г.

В статье определены педагогические условия эффективного формирования здорового образа жизни специалиста в процессе профессионального образования и, соответственно задачи, связанные с реализацией здоровьесберегающих технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающие образовательные технологии в центре внимания»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

деятельностного, коммуникативно-компетентностного, проектно-проблемного и культурологического подходов при формировании ИКК открывает возможности для воспитания поликультурной личности, способной к осуществлению профессионального иноязычного общения в условиях межкультурной коммуникации.

Список использованной литературы:

1.Хомский Н. Язык и мышление / Н.Хомский. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. -122 с.

2.Бим И.Л. Концепция обучения второму иностранному языку (немецкому на базе английского). Обнинск: Титул, 2001. -48 с.

3. Гальскова, Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - М.: Academia, 2006. - 334 с.

4. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. - М: Еврошкола, 2004.

5.Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций. - М.: Просвещение, 2002. - 239 с.

© Мезенцева Е.М., 2017

УДК 37

И.Г. Мухамадеев

к.п.н., доцент

Башкирский государственный аграрный университет г. Уфа, Российская Федерация

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ

Аннотация

В статье определены педагогические условия эффективного формирования здорового образа жизни специалиста в процессе профессионального образования и, соответственно задачи, связанные с реализацией здоровьесберегающих технологий.

Ключевые слова

Технология, здоровье, студент, профессиональное образование, личность, здоровьесберегающая деятельность, здоровый образ жизни.

Сегодня высшее образование направлено на развитие интеллектуальной сферы. При этом наиболее важной задаче - формированию системы практических умений и навыков с применением теоретических знаний сохранения и укрепления собственного здоровья - пока не уделяется должного внимания, что устойчиво снижает основные показатели здоровья студентов.

Ухудшение состояния здоровья студентов вызывает особую обеспокоенность как со стороны медиков, педагогов, психологов, так и общества в целом. Снижение основных показателей здоровья студентов существенно затрудняет успешность обучения, воспитания и устойчивого развития студентов.

Становится очевидным, что профессиональное образование в соответствии с личностно ориентированной парадигмой образования должно сместить акцент со знания, к тому же преимущественно академического, на личность во всех её проявлениях, её способности и готовности к сохранению и укреплению здоровья.

В Башкирском государственном аграрном университете активно внедряются здоровьесберегающие

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

образовательные технологии.

Здоровьесберегающий подход, как показывает вузовская практика, позволяет более эффективно сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье участников образовательного процесса, состояние «вне болезни», формировать потребность в здоровом образе жизни.

Одной из основных задач здоровьесберегающей деятельности, направленной на благополучие каждого студента, является проведение оптимизации информационной, физической и психологической нагрузки студентов и создание наиболее благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья. При этом на первый выдвигается обновление содержания образования, методов и форм обучения, а также адаптация этого обновления к характеристическим особенностям развития современных студентов, их возможностям и состоянию здоровья.

Для решения такой важной задачи преподавателю наряду с общей психолого-педагогической подготовкой необходимо владение знаниями, умениями и навыками оздоровления процесса обучения своему конкретному предмету на основе здоровьесберегающих образовательных технологий. Следовательно, становится актуальной повышение профессиональной компетентности преподавателей в области освоения культуры здоровья и включение в процесс оздоровления всех участников образовательного процесса.

Каждый преподаватель вуза, какой бы предмет он ни преподавал, должен принять истинное участие в формировании здорового образа жизни и физическом воспитании студента здоровьесберегающим обучении так же, как он участвует во всем многогранном процессе профессионального становления личности специалиста.

При этом эффективное формирование здорового образа жизни специалиста в процессе профессионального образования возможно, как показывает исследование, при выполнении следующих педагогических условий: создания комплекса условий для приобщения его к культуре, в том числе и физической; присвоения ему основополагающей и составляющей части формирования здорового образа жизни - ценностных ориентаций на регулярные занятия физической культурой и спортом, как в рамках академических занятий физкультурой, так и в свободное от учёбы время; формирования рефлексивных умений оценивать собственные действия по сохранению и укреплению здоровья; разработки и реализации индивидуальной программы сохранения и укрепления здоровья на основе данных психодиагностических исследований.

С этой целью автором статьи в ходе учебного процесса используется ряд психодиагностических методик [1; 47]. Результаты психодиагностических исследований анализируются со студентами в индивидуальном порядке, что формирует потребность в осознании собственного образа жизни, помогает им раскрыть все потенциально заложенные в себе возможности, быть самим собой, иметь адекватные представления и постоянно развиваться. Однако, к сожалению, необходимо отметить, что диагностирование личности студента еще не стало привычным. В то же время в структуре процесса управления педагогическим процессом, ориентированным на личность студента, особое место занимает разработка и реализация диагностической деятельности преподавателя по экспресс - оценке физического, психического, нравственного здоровья и социальной адаптации каждого студента [2; 35].

Список использованной литературы:

1. Мухамадеев И.Г. Использование психодиагностических методик студентами как реализация инновационных тенденций в профессиональном образовании [Текст] / И.Г.Мухамадеев // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Инновационные методы преподавания в высшей школе». - Уфа: Башкирский ГАУ, 2010. - С. 47-48.

2. Мухамадеев И.Г. Здоровьесберегающие образовательные технологии [Текст] / И.Г.Мухамадеев // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Культура здоровья студенческой молодежи». - Йошкар-Ола: МГТУ, 2010. - С. 34-37.

© Мухамадеев И.Г., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.