_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_
работ, участия в научных конференциях и олимпиадах, выступлений с научными докладами по актуальным проблемам современной науки, техники и культуры.
Необходимым условием развития познавательного интереса к технико-технологическим, социально-экономическим, психолого-педагогическим и другим «нетрадиционным» аспектам современного производства является значительное усиление рефлексивно-оценочных компонентов учебной деятельности студентов на всех этапах учебного познания посредством инициирования действий самоконтроля, самооценки и самоанализа, которые направлены на углублённое изучение и освоение учебного материала, на формирование той обратной связи, которая позволяет не только диагностировать наличие новых знаний, умений и навыков, но и решить, какие коррективы следует вносить, чтобы процесс усвоения темы протекал более эффективно [2; 47].
Таким образом, диагностика, формирование и развитие у студентов потребностно-мотивационных компонентов учебно-познавательной деятельности посредством методов и форм личностно-ориентированных технологий обучения способствует эффективному приобретению профессиональных знаний, умений и навыков.
Список использованной литературы:
1. Мухамадеев И.Г. Психодиагностические технологии обучения как средства повышения качества высшего профессионального образования [Текст] / И.Г.Мухамадеев // Материалы Международной научно-практической конференции «Республика Казахстан в международном образовательном пространстве: проблемы и перспективы». Казахстан, 2011. - С. 422-424.
2. Мухамадеев И.Г. Использование психодиагностических методик студентами как реализация инновационных тенденций в профессиональном образовании [Текст] / И.Г.Мухамадеев // Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Инновационные методы преподавания в высшей школе». - Уфа: Башкирский ГАУ, 2010. - С. 47-48.
© Мухамадеев И.Г., Максютов И.Р., 2017
УДК81
А. Е. Ниязова
к.п.н. доцент ,
Евразийский Национальный Университет имени Л.Н. Гумилева, Астана,
e-mail: [email protected] А.М.Жандильдинова Магистрант
Евразийский Национальный Университет имени Л.Н. Гумилева, Астана,
e-mail: [email protected]
КОММУНИКАТИВНЫЙ И КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИЙ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Аннотация
В этой статье рассматривается главные аспекты коммуникативного когнитивного подхода и особенности его составляющих парадигм: коммуникативный и познавательный. Также, описывается основной когнитивный процесс студента, который используется во время обучения. Показаны и описаны принципы коммуникативного и когнитивного подхода.
Ключевые слова
Коммуникативный и когнитивный подход, концепт, принципы, разговорный и когнитивный процесс.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_
Современная методика преподавания иностранного языка характеризуется двумя основными парадигмами - коммуникативная и когнитивная. В рамках коммуникативной языковой парадигмы и ее анализ связан главным образом с приобретением речевой деятельности; в рамках когнитивной парадигмы язык относится к познанию и процессов, связанных с ним. Для того, чтобы решить ряд методологических проблем требуется синтез упомянутых выше парадигм. Поэтому рассматривая современную стратегию преподавания иностранного языка, мы будем рассматривать основные принципы коммуникативного и когнитивного подходов.
Основной вопрос коммуникативного подхода заключается в том, что процесс приобретение языка должно быть организовано как процесс реального общения в ситуационной окружающей среде [1, с. 48]. В рамках этого подхода главной цели обучения иностранным языкам является коммуникативная компетентность. Учитывая тот факт, что изучение другого языка усиливает понимание обучаемого и понимание мира, здравого смысла идея состояла бы в том, чтобы объединить коммуникативный и когнитивный подходы и получить подход, который включает в себя как коммуникацию и познание. Импульс и обоснование для него приходят от изменения образовательных реалий в мире, что предполагает сдвиг от акцента на учителя к учащемся и от передачи, ориентированные на совместное развитие или конструирование знаний. Таким образом, основная цель коммуникативного и когнитивного преподавания иностранного языка является коммуникативная и когнитивная компетентность как развитая способность выполнять речь и умственную деятельность при решении реальных и идейных проблем с помощью целевого языка. Для того, чтобы наблюдать, как можно достичь эту цель мы рассмотрим основные принципы коммуникативного и когнитивного подхода [2, с. 68].
Первый принцип означает, что приобретение иностранного языка должно быть сделано с помощью речевой деятельности, которая является специфически человеческой. Речевая деятельность рассматривается как целеустремленная, определяется языком и обусловлено процессом ситуации приема и производство речи в человеческом взаимодействии [3, с. 112].
Второй принцип касается условий, способствующих коммуникативному и познавательному учению. Эти условия предполагают стимуляцию умственной и речи и деятельности студентов. Это может быть сделано с помощью моделирования проблемных ситуаций, которые включают в себя интеллектуальные препятствия, которые, студенты должны преодолеть. Преодоление этих препятствий требует выполнения таких когнитивных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, умозаключение и т.д., которые приводят к когнитивному развитию [4, с. 434].
Третий принцип предполагает создание подлинных ситуаций социализации, обеспечивает и определяет его мотивационный и естественный характер. Аутентичные ситуации принимают в связи с применением вербальных и невербальных средств коммуникации [5, с. 63].
Четвертый принцип указывает на важность принятия во внимание эпистемологические стили студентов (эмпирические, рациональные и метафорические). Эти способы, в основном, с помощью которых человек познает мир и приобретает знания [6, п. 137]. В процессе обучения эти стили могут быть соотнесены с соответствующими типами управляющую информацию, например, модели, схемы, алгоритмы, правила, когнитивные метафоры и т.п., которые являются наиболее благоприятными для приобретения знаний для каждого конкретного студента.
Пятый принцип касается языкового развития личности студентов. Мы поддерживаем идею, что с помощью языка человек становится частью общественного сознания и только благодаря этому факту развивается его индивидуальное сознание. Поскольку язык является средой коллективного сознания можно говорить о личности которая является частью общественного сознания, имеет способность языка и проявляется в речи, поведении, таким образом, становится языковой личностью. Она определяется как комбинация мощности и характеристики, регламентирующая производство текстов человека. Модель развития языковой личности включает в себя семантические, когнитивные и прагматические уровни. [4, стр.
3].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_
Шестой принцип подчеркивает предположение, что изучение иностранного языка и способствует формированию мировоззрения студентов. Здесь было выделено, что процессы изучения иностранного языка и развития мировоззрения взаимосвязаны между собой. Особую озабоченность данной статьи является познавательной деятельностью индивида, через которую мировоззрение и его основной составляющий -язык являются представлением мира. Познавательная деятельность рассматривается как триада, состоящая из трех этапов: получение информации, включение ее в ум и его функционирование в речи [7, с. 40].
Цель развивать мировоззрение учащихся предполагает конструкцию модели аккультурации -абстрактной схемы, направленные на успешную адаптацию к чужой культуре. Модель показывает два проявления:
1) этно-центричное проявление основано на признании приоритета собственной культуры;
2) проявление основано на признании равенства как родной и чужой культуры. Здесь говорится, что процесс освоение английского языка должно быть направлено на этно-технологические взаимодействия с чужой культурой [10, п. 55].
Седьмой принцип подчеркивает требование развития пространства знаний. Пространство знаний определяется как структурированные знания единицы - кадры, сценарии, схемы и т.д., - которые взаимосвязаны и соединены с поддержкой функционирования когнитивной системы человека [1, с. 203]. К такому роду знаний относятся различные уровни абстракции.
Концепции, как полагают, результаты познания. С помощью анализа, сравнения и интеграции различных концепций в процессе познания человек формирует новые понятия в его сознании. Человек концентрируется на концепциях языкового и когнитивного опыта [6, с. 3.]. Таким образом, понятия могут быть рассмотрены как, "конструктивные" ментальные блоки концептуального представления мира, или пространство знания человека.
Восьмой принцип поддерживает идею, что в процессе английского языка интеллект студентов разрабатывается и применяется. Понятие множественного интеллекта был введен Г. Гарднером. Он определил пути, с помощью которых человек воспринимает и обрабатывает информацию в период познания.
Учитывая упомянутую информацию выше, мы приходим к выводу, что в процессе приобретения иностранного языка, комбинируются коммуникативные и когнитивные парадигмы. Сочетание этих парадигм приводит к коммуникативному и когнитивному подходу обучения языка. Такой подход устанавливается на основные принципы, которые подчеркивают необходимость развития не только коммуникативной, но и когнитивных навыков и способностей студентов, которые будут отражены в соответствующей компетенций.
Список использованной литературы:
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник/И.А. Зимняя. - М: Логос, 2001. - 312 с.
2. Назаров А.И. Обобщенная модель познавательной деятельности индивида/ А.И. Назаров// Психологическая наука и образование. -2000. - №3. - с. 40-60.
3. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычного говорению/ Е.И. Пассов. МЖ, Просвещение, 1991. - 222 с.
4. Себеренников Б.А. Как происходит отображенные картины мира в языке?/ Роль человеческого фактора в языке
5. Холодная М.А. Психология интеллекта/М.А. Холодная - СПб.: Питер, 2002. - 272 с.
6. Гальскова, Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ. лингв. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений // Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 336 с.
7. Gardner, H. Framer of Mind: The Theory of Multiple Intelligences/H. Gardner. - N.Y.: Avon Books, 1983. - 253 p.
© Ниязова А.Е., Жандильдинова А.М., 2017