МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
С.Н. Гагарина, канд. экон. наук А.С. Садовникова, студент
Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-5-1-186-190
Аннотация. Высшее образование обеспечивает гораздо более высокие показатели трудоустройства выпускников в сравнении с образованием других уровней и способствует повышению экономической активности молодых людей. Несмотря на значительный охват населения образованием Россия не получает должного социально-экономического эффекта от участия населения в образовании. Это объясняется наличием системных проблем. Получаемое населением образование относительно короткое и недостаточно высокого качества. Качество образования имеет понижательную тенденцию, работодателей не удовлетворяет подготовка молодых специалистов, структура подготовки кадров количественно и качественно не отвечает структуре экономики России. Это обусловливает актуальность проблемы мотивации студентов к обучению в вузе.
В статье приведены результаты межстрановых сопоставлений по доле населения с третичным образованием, определены факторы мотивации студентов к обучению в вузе, её значимость в образовательном процессе, способы мотивации студентов к обучению, результаты исследования учебной мотивации студентов КГУ им. К.Э. Циолковского на основе выборочного метода.
Ключевые слова: вуз, учебная мотивация, факторы, способы, мотивы, качественное образование.
В настоящее время главной глобальной тенденцией развития образования является обеспечение качественного образования и поощрение возможности обучения на протяжении всей жизни человека [1].
В Российской Федерации стратегия развития системы образования нацелена на достижение глобальной конкурентоспособности российского образования, при этом одним из целевых индикаторов является обеспечение присутствия РФ в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования [2].
В России на решение двух ключевых задач - обеспечение в 2024 г. глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования; воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности - нацелена реализация нацпроекта «Образование».
Проблема мотивации студентов к учебной деятельности является одной из основных проблем в образовательном процессе. Мотивы - обязательная составляющая любой деятельности. Учебная мотивация представляет собой заинтересованность студента в обучении в образовательном учреждении [3].
На современном этапе функционирования системы высшего образования определяются не только пути и направления ее развития, но и связанные с ней проблемы.
Результаты анализа межстрановых сопоставлений уровня образования свидетельствуют о том, что по доле населения с третичным образованием (граждан, закончивших бакалавриат, специалитет, магистратуру, программы среднего профессионального образования по подготовке специалистов среднего звена) Россия занимает лидирующие позиции, незначительно, уступая Ирландии и Канаде [4]. Наряду с этим в России преобладает более низкий уровень образования. Так, в структуре лиц старше 24 лет, имеющих третичное обра-
зование, удельный вес выпускников программ среднего профессионального образования составляет 44%, бакалавриата, специалитета и магистратуры - 55%, аспирантуры/докторантуры - 1% (средние показатели по странам ОЭСР - 15%, 83% и 2% соответственно) [5].
Значительно более низкий показатель выпускников программ бакалавриата, спе-циалитета и магистратуры в России, по сравнению со странами-лидерами, может свидетельствовать о недостаточной мотивации студентов к обучению в вузе.
Артур Мэддисон, автор исследования «Динамические силы капиталистического развития», установил взаимосвязь экономического роста и доли образованных людей в численности населения страны. Он также выявил зависимость, согласно которой увеличение ассигнований на образование на 1% ведёт к увеличению валового внутреннего продукта страны на 0,35%. В 2004 году Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) пришла к выводу, что, если для жителей определённой страны среднестатистический срок обучения увеличивается на год, это повышает валовой внутренний продукт данного государства на 3-6% [6].
По мнению авторов, основными факторами, определяющими мотивацию студентов к обучению в вузе, являются:
- применение гибких, адаптивных механизмов управления учреждением высшего образования;
- наличие инновационных образовательных технологий;
- образовательная среда вуза;
- индивидуальные характеристики обучающегося (возраст, пол, интеллектуальное развитие, самооценка) и др.
Мотивационная сфера личности обучающегося зависит от идентификации образа «Я», образа мира, будущей профессии, а также от уровня самооценки. Если обучающийся осознает мотивы или побуждения, то это обеспечивает успех, достижение целей, задавая правильный вектор его развития.
На основании общей мотивации учебной деятельности обучающиеся в вузе имеют различное отношение к изучаемым
дисциплинам. Данный факт обусловлен следующими факторами:
- насколько важен предмет для профессионального обучения;
- интерес к определенной отрасли знаний;
- качество преподавания;
- степень трудности освоения предмета;
- взаимоотношения с преподавателями.
Не вызывает сомнение, что мотивация
является необходимым условием для осуществления образовательной деятельности. Она вырабатывает внутреннюю энергию, побуждая к действию. Учитывая ее важность в обучении, преподаватель выступает мотиватором, именно он формирует отношение студентов к учебе, воздействуя на мотивационную сферу обучающихся. Основной его функцией является не только научить, но и замотивировать обучающихся к активизации самостоятельной работы с целью углубления знаний, развитию умений и навыков, обеспечению системного подхода к изучению дисциплины. Он должен сформировать интерес в процессе изучения дисциплины, чтобы сделать процесс обучения более легким и интересным.
Таким образом, важность мотивации в образовании заключается в следующем: дает энергию для обучения; делает обучение интересным и легко достижимым; заставляет обучающихся осознавать результат их учебной деятельности; в значительной степени устраняет монотонность обучения; мотивы в сознании определяют жизненные планы обучающихся.
Основываясь на практическом опыте, можно определить следующие способы мотивации к обучению студентов:
- участие студентов в общегрупповых дискуссиях во время занятий; выступление с докладом или презентацией на практических занятиях; задавание вопросов преподавателю;
- использование юмора по отношению к изучаемому материалу, для смысловой разгрузки;
- эффективное использование учебных пособий;
- работа в команде, с разделением ответственности между членами команды;
- студенческая взаимопомощь при подготовке домашних заданий, контрольных работ, к формам промежуточного контроля и др.
- создание конкуренции в студенческой среде;
- освоение материала в виде игры;
- поощрение студентов и акцентирование внимания на их достижениях;
- педагогическая культура, конструктивные, организаторские и коммуникативные умения преподавателя; научить студентов адекватно реагировать на критические замечания; индивидуальный подход.
- введение принципов самообразования, благодаря которым студент сможет выполнить задание после самостоятельного изучения материала;
- горизонтальная интеграция преподавателей кафедр вуза для обеспечения уча-
Оценка приведенных в таблице мотивов учебной деятельности оценивается по 5-ти балльной системе в зависимости от уровня значимости для студента: 1 балл соответ-
стия обучающихся в научных конференциях с целью установления межпредметных связей.
Для проведения анализа учебной мотивации, вовлеченности студентов в учебный процесс, авторы использовали методику, разработанную на основе опросника А.А. Реана и В.А. Якунина. К основным 16 вопросам, добавлены высказывания, которые характеризуют мотивы к обучению, выделенные В.Г. Леонтьевым, а также утверждения, модифицированные
Н.Ц. Бадмаевой в результате опроса обучающихся [7].
Основные виды мотивов и их характеристика, включенные в анализ учебной мотивации студентов, представлены в табличной форме (таблица).
ствует минимальной значимости мотива, 5 баллов - максимальной.
Результаты проведенного авторами исследования на основе выборочного наблюдения представлены на рисунке.
Таблица. Мотивы учебной мотивации студентов вуза
Виды мотивов Значение
Коммуникативный Удовлетворение потребности в общении.
Профессиональный Стремление получить знания и освоение навыков, необходимых в выбранной профессиональной области.
Учебно-познавательный Обладатели данного мотива характеризуются склонностью к самообразованию, рациональной самоорганизации учебной деятельности.
Социальный Формирование социальных связей с окружающими выражается в необходимости занять определенное положение в отношениях с другими людьми, получение авторитета.
Творческая самореализация Потребность в проявлении и совершенствовании своих способностей с помощью творческого подхода.
Престиж Завоевание и сохранение высокого социального статуса.
Избегание неудачи Понимание возможных негативных последствий в случае неполучения образования.
Рис. Значимость мотивов учебной деятельности студентов КГУ им. К.Э. Циолковского
В исследовании приняли участие обучающиеся различных направлений подготовки КГУ им. К.Э. Циолковского. Репрезентативность выборки обеспечена соблюдением принципов выборочного метода.
Как показывают результаты исследования, у большинства студентов преобладает профессиональный мотив, который считается внутренним. Данный факт означает, что у студентов, обучающихся в КГУ им. К.Э. Циолковского, высокая степень внутренней мотивации к учебе, исключительно в их интересах получить высшее образование и стать профессионалами в выбранной ими области. На втором месте студентами движет коммуникативный мотив. Безусловно, человеку необходимо общение. Потребность в общении занимает 3-й уровень в пирамиде Маслоу, что в принципе и объясняет выбор боль-
шинства данного мотива. Эти глубинные мотивы, по сути, и определяют сам факт поступления в университет.
В процессе обучения в образовательном учреждении высшего образования используемые преподавателями приемы мотивации студентов к освоению дисциплин, погружение в тонкости предметной области будут влиять на отношение (приоритетность) и степень заинтересованности студента к изучаемым дисциплинам, развитие их творческого потенциала, повышение степени участия в научно-исследовательской деятельности. В свою очередь, высокий уровень мотивации студентов к обучению в вузе будет способствовать формированию гармонично развитой личности, достижению глобальных и национальных целей развития системы образования Российской Федерации.
Библиографический список
1. Цели в области устойчивого развития. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/education/ (дата обращения 29.04.2021)
2. Нацпроект «Образование». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/about/ (дата обращения 29.04.2021)
3. Психология мотивации студентов: учебное пособие для вузов / Н.А. Бакшаева, А.А. Вербицкий. - 2-е изд., стер. - М.: Изд-во Юрайт, 2020. - 170 с.
4. Введение в стратегическое управление активным долголетием: теория, методология, практика: монография / Н.Ю. Чаусов, С.Н. Гагарина, Н.Н.Чаусов; под ред. Н.Ю. Чаусова. - Калуга: Изд-во КГУ им. К.Э. Циолковского, 2020. - 178 с.
5. Агранович М.Л. Российское образование в контексте международных индикаторов, 2019. Аналитический доклад / Агранович М.Л., Ермачкова Ю.В., Селиверстова И.В. - М.: Центр статистики и мониторинга образования ФИРО РАНХиГС, 2019. - 96 с.
6. Уровень образования и экономическое развитие. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://gtmarket.ru/library/articles/475 (дата обращения 29.04.2021)
7. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. // Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004. - С. 151-154.
MOTIVATION OF STUDENTS TO STUDY AT THE UNIVERSITY
S.N. Gagarina, Candidate of Economic Sciences A.S. Sadovnikova, Student
Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Russia, Kaluga)
Abstract. Higher education provides much higher rates of employment of graduates in comparison with education at other levels and contributes to the economic activity of young people. Despite the significant coverage of the population in education, Russia does not receive the proper socio-economic effect from the participation of the population in education. This is due to the presence of system problems. The education received by the population is relatively short and of insufficient quality. The quality of education has a downward trend, employers are not satisfied with the training of young professionals, the structure of training does not correspond quantitatively and qualitatively to the structure of the Russian economy. This determines the relevance of the problem of students ' motivation to study at the university.
The article presents the results of cross-country comparisons of the proportion of the population with tertiary education, determines the factors of students' motivation to study at the university, its significance in the educational process, methods of motivating students to study, the results of a study of the educational motivation of students of the K.E. Tsiolkovsky KSU on the basis of a selective method.
Keywords: university, educational motivation, factors, methods, motives, quality education.