Научная статья на тему 'ДИНАМИКА МОТИВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА НА СМЕШАННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ'

ДИНАМИКА МОТИВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА НА СМЕШАННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мотивация / мотивационный профиль / лечебный факультет / иностранные студенты / пандемия / COVID-19 / motivation / motivation profile / pediatric faculty / medical faculty / foreign students / pandemic / COVID-19

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахарева Н.С., Потоцкая А.А., Белоножкина А.С., Юсупов Т.Р., Бахарева А.А.

Было проведено исследование, целью которого являлось изучение динамики мотивационного про-филя студентов Федерального Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения Высшего Образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства Здравоохранения Российской Федерации лечебного факультета русских и иностранных студентов в условиях пандемии COVID-19. Для диагностики учебной мотивации студентов использована методика, А.А. Реан и В.А. Яку-нин, в модификации Н.Ц. Бадмаевой. Методика разработана на основе опросника А.А. Реана и В.А. Яку-нина. В ходе исследования установлено, что у российских студентов лечебников выявлен рост мотивации по социальным мотивам после пандемии COVID-19. Также установлено, что у студентов-иностранцев, приехавших из Индии, не выявлено различий ни по одной из рассмотренных шкал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бахарева Н.С., Потоцкая А.А., Белоножкина А.С., Юсупов Т.Р., Бахарева А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF THE MOTIVATIONAL PROCESS OF STUDENTS OF THE FACULTY OF MEDICINE IN A MIXED FORM OF EDUCATION

The study was conducted to study the dynamics of the motivational profile of students of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kuban State Medical University" of the Ministry of Health of the Russian Federation of the Medical Faculty of Russian and foreign students in the context of the COVID-19 pandemic. To diagnose the educational motivation of students, the method used by A. A. Rean and V. A. Yakunin, modified by N. TS Badmaeva. The methodology was developed on the basis of the questionnaire of A. A. Rean and V. A. Yakunin. The study found that Russian medical students showed an increase in motivation for social reasons after the COVID-19 pandemic. It was also found that foreign students who came from India did not show any differences in any of the

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА МОТИВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА НА СМЕШАННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ»

нацюнальних цшностей, традицш, ритуатв, що ви-ражають погляди й BipyBaHHa рiзних народiв.

СПИСОК Л1ТЕРАТУРИ:

1. Fermimore, B. Historical white resistance to equity in public education: A challenge to white teacher educators. Racism and racial inequality: Implications for teacher education. Washington, DC: American Association for Teacher Education, 2001. 502 p.

2. Gloria, M.G., & Rodriguez, E.R. Counseling Latino university students: Psychosociocultural issues for consideration. Journal of Counseling and Development. 2000. P.145-153.

3. Erikson, F. Culture in society and in educational practice. Multicultural Education: Issues and Perspectives. New York: Wiley, 2003.P. 31-58.

4. Schechter, S., Cummins, J. Multilingual education in practice: using diversity as a resource. Portsmouth, NH: Heinemann, 2003. 310 p.

5. Education for Democracy: Contexts, Curricula, Assessments / Ed. by W. Q Parker. The Ohio State Univ.: Inf. Age Publ. Inc., 2002. 242 p

6. Gay, G. & Howard, T. Multicultural teacher education for the 21st century. Teacher Educator. 2000. 36(l). P. l-16.

7. Gordon, J. Asian American resistance to selecting teaching as a career: The power of community and tradition. Teachers College Record.2000. 102 (1). P. 173-196.

8. Causey, V., Thomas, C., & Armento, B. Cultural diversity is basically a foreign term for me: The challenges of diversity for preservice teacher education. Teaching and Teacher Education. 2000. 19(1). P. 33-45.

DYNAMICS OF THE MOTIVATIONAL PROCESS OF STUDENTS OF THE FACULTY OF MEDICINE IN A MIXED FORM OF EDUCATION

Bakhareva N.

Candidate of Medical Sciences, associate Professor at the Department of normal anatomy, Kuban State

Medical University of the Ministry of Health of Russia, Krasnodar

Pototskaya A.

Student of the Kuban State Medical University of the Ministry of Health ofRussia, Krasnodar

Belonozhkina A.

Student of the Kuban State Medical University of the Ministry of Health ofRussia, Krasnodar

Yusupov T.

Student of the Kuban State Medical University of the Ministry of Health ofRussia, Krasnodar

Bakhareva A.

Ginical resident of the Kuban State Medical University of the Ministry of Health of Russia, Krasnodar

Kovalchuk O.

Student of the Kuban State Medical University of the Ministry of Health ofRussia, Krasnodar

ДИНАМИКА МОТИВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА НА СМЕШАННОЙ ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ

Бахарева Н.С.

к.м.н.,доц. кафедры нормальной анатомии КУБГМУ,г.Краснодар

Потоцкая А.А.

студентка педиатрического факультета, КУБГМУ,г.Краснодар

Белоножкина А.С.

студентка стоматологического факультета,КУБГМУ,г.Краснодар

Юсупов Т.Р.

студент педиатрического факультета, КУБГМУ,г.Краснодар

Бахарева А.А.

клинический ординатор КУБГМУ,г.Краснодар

Ковальчук О.Н.

студентка педиатрического факультета, КУБГМУ,г.Краснодар

Abstract

The study was conducted to study the dynamics of the motivational profile of students of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kuban State Medical University" of the Ministry of Health of the Russian Federation of the Medical Faculty of Russian and foreign students in the context of the COVID-19 pandemic. To diagnose the educational motivation of students, the method used by A. A. Rean and V. A. Yakunin, modified by N. TS Badmaeva. The methodology was developed on the basis of the questionnaire of A. A. Rean and V. A. Yakunin. The study found that Russian medical students showed an increase in motivation for social reasons after the COVID-19 pandemic. It was also found that foreign students who came from India did not show any differences in any of the scales considered.

Аннотация

Было проведено исследование, целью которого являлось изучение динамики мотивационного профиля студентов Федерального Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения Высшего Образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства Здравоохранения Российской Федерации лечебного факультета русских и иностранных студентов в условиях пандемии COVID-19. Для диагностики учебной мотивации студентов использована методика, А.А. Реан и В.А. Якунин, в модификации Н.Ц. Бадмаевой. Методика разработана на основе опросника А.А. Реана и В.А. Якунина. В ходе исследования установлено, что у российских студентов лечебников выявлен рост мотивации по социальным мотивам после пандемии COVID-19. Также установлено, что у студентов-иностранцев, приехавших из Индии, не выявлено различий ни по одной из рассмотренных шкал.

Keywords: motivation, motivation profile, pediatric faculty, medical faculty, foreign students, pandemic, COVID-19.

Ключевые слова: мотивация, мотивационный профиль, лечебный факультет, иностранные студенты, пандемия, COVID-19.

Главное событие 2021 года- ТО\ТО-19. Можно сказать, что нет ни одной сферы человеческой жизни, на которую не оказала бы влияния пандемия. Особенно изменениям подверглась сфера образования. Многие ВУЗы были вынуждены перейти на формат дистанционного обучения, в том числе и Кубанский государственный медицинский университет. В настоящий момент все встало на свои места, но ярким следом отпечаталась пандемия на обучении многих студентов. Тяга к получению знаний-необходимое звено в образовательной сфере любого студента[1, 2,3]. Более того, тема мо-тивационного профиля в вузе с формой обучения для иностранцев всегда представляла научный ин-терес[4-8], но теперь, в сложившихся нетипичных условиях жизни, многие вопросы невольно беспокоят. Сохранился ли интерес к учебе у студентов-медиков? Изменился ли их мотивационный профиль? Какие мотивы к обучению преобладают? Эти вопросы весьма актуальны в сложившейся ситуации пандемии СОУ[Э-19, так как могут определить насколько сильно желание студентов получать профессию в такой престижной и сложной сфере, как медицина.

Целью настоящего исследования явилось изучение особенностей стремления к обучению у студентов начальных курсов лечебного факультета смешанной формы обучения, включая иностранных студентов, определить динамику мотивацион-ного профиля в сравнении разных периодов обучения, а именно до пандемии COVID-19, и после.

Методика.

Обследовано 256 студентов первых курсов лечебного факультета, из них опрошено русских студентов в первом семестре 2012 года-74,и в первом семестре 2021 года-70.А также студентов из Индии в первом семестре 2020 года-64, и в первом семестре 2021 года -48.

Для диагностики учебной мотивации студентов использована методика, А.А. Реан и В.А. Якунин, в модификации Н.Ц. Бадмаевой[3]. Методика разработана на основе опросника А.А. Реана и В.А. Якунина. Выделены мотивы по 7 шкалам: 1 - коммуникативные, 2 - избегание неудачи, 3 - престижа, 4 - профессиональные, 5 - творческой самореализации, 6 - учебно-познавательные, 7 - социальные. Вопросы теста оцениваются по 5 - бальной системе, приведенные мотивы учебной деятельности по значимости подразделяются: 1 балл - минимальная значимость мотива, 5 баллов - максимальная. При обработке результатов тестирования подсчитывали средний показатель по каждой шкале опросника. Наиболее часто встречающиеся шкалы были ранжированы по частоте. Весь полученный цифровой материал обработан с помощью программы Microsoft Excel.

Основная часть.

В результате проведенного тестирования и ранжирования полученных данных выявлено, что у русских студентов лечебного факультета преобладают профессиональные, учебно-познавательные, коммуникативные и социальные мотивы. У студентов 2021 года оказалась выше мотивация к обучению, чем у студентов 2012 года. Достоверной оказалась шкала социальных мотивов за 2012 и 2021 год (3,70±0,15 и 4,03±0,05 соответственно).

Таблица 1

Количественная характеристика учебной мотивации русских студентов лечебного факультета

Название шкалы Факультет Достоверность

Русские (74 чел) 12 Русские (70 чел) 21

1. Коммуникативные мотивы 3,85±0,14 4,02±0,06 1,12

2. Мотивы избегания неудач 2,49±0,18 2,69±0,10 0,97

3. Мотивы престижа 3,42±0,19 3,48±0,08 0,34

4. Профессиональные мотивы 4,55±0,08 4,46±0,05 0,95

5. Мотивы творческой самореализации 3,80±0,17 3,74±0,08 0,32

6. Учебно-познавательные мотивы 4,02±0,14 4,11±0,05 0,61

7. Социальные мотивы 3,70±0,15 4,03±0,05* 2,09

Примечание: 1) достоверность различий одноименных параметров в группе студентов педиатрического и стоматологического факультетов отмечена звездочкой (*).

Рисунок 1-

Количественная характеристика учебной мотивации русских студентов лечебного факультета

В результате проведенного тестирования и ранжирования полученных данных среди показателей студентов из Индии достоверных различий не

выявлено. Но наблюдается динамика мотивацион-ного профиля по таким шкалам, как коммуникативные, социальные мотивы, мотивы избегания неудач и мотивы престижа.

Название шкалы Факультет Достоверность

Индусы (64 чел) 20 Индусы (48 чел) 21

1. Коммуникативные мотивы 4,12±0,08 4,14±0,08 0,98

2. Мотивы избегания неудач 3,13±0,10 3,42±0,11 0,89

3. Мотивы престижа 3,80±0,10 4,03±0,10 0,92

4. Профессиональные мотивы 4,59±0,03 4,38±0,07 1,04

5. Мотивы творческой самореализации 4,46±0,06 4,29±0,09 1,03

6. Учебно-познавательные мотивы 4,26±0,04 4,11±0,08 1,03

7. Социальные мотивы 3,78±0,05 4,03±0,08 0,93

Примечание: 1) достоверность различий одноименных параметров в группе студентов

педиатрического и стоматологического факультетов отмечена звездочкой (*).

Таблица 1.

Количественная характеристика учебной мотивации иностранных студентов лечебного факультета

Рисунок 2- Количественная характеристика учебной мотивации иностранных студентов лечебного факультета

Выводы

1. У российских студентов лечебников выявлен рост мотивации по социальным мотивам после пандемии СОУШ-19.

2. У студентов-иностранцев, приехавших из Индии, не выявлено различий ни по одной из рассмотренных шкал.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Агранович, Н.В. Развитие мотивации формирования профессиональной готовности обучающихся медицинских вузов / Н.В.Агранович, А.Б. Ходжаян, В.И. Кошель, М.Г. Гевандова// Фундаментальные исследования. -2015.-№2(ч.3).-С.572-576.

2. Ахметов, М.А. Алгоритмы познавательной деятельности, познавательной стратегии, познавательной активности // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - .№4. - С. 27 - 29.

3. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. -Улан-Удэ :Изд-во ВСГТУ,2004.-280с.

4. Думанский Ю. В. Мотивация в обучении иностранных студентов в медицинском вузе / Ю. В. Думанский, А. В., Борота, А. А Христуленко, А. Л. Христуленко // Укр.журн. хирургии. -2011. - №6.-С.177-179.

5. Байбаков С.Е. Динамика мотивации к обучению у студентов педиатрического факуль-тета(1-4 курсов) /С.Е. Байбаков, Бахарева Н.С., Гор-деева Е.К. // Международный журнал экспериментального образования. -2013. -№4. -С.36-39.

6. Байбаков С.Е. Гендерные различия в динамике мотивации к обучению у студентов стоматологического факультета / Бахарева Н.С., Горде-ева Е.К. // Международный журнал экспериментального образования. -2014. -№4. -С.36-38.

7. Бахарева Н.С. Учебно-познавательный и мотивационный профиль студентов первого и пятого курсов лечебного и педиатрического факультетов / Бахарева Н.С., Гордеева Е.К., Шантыз Г.Ю., Бахарева А.А, Амбарян Э.А., Черкесова Д.Р., Савельева Е.Ф., Юлмухаме-тов Д.Р., Кадышева Д.А. // Инновации в образовании/ Материалы IX региональной межвузовской учебно-методической конференции с международным участием. 2018.-С.42-44.

8. Бахарева Н.С. Мотивационный профиль студентов Уральского государственного медицинского университета/Бахарева Н.С., Потоцкая А.А., Бондина Е.О., Кигеян К.В., Амбарян Э.А., Бахарева А.А., Юлмухаметов Д.Р.// International independent scientific journal-2019.-№10.-C.27-29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.