Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА, ВЫХОДЦЕВ ИЗ ИНДИИ'

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА, ВЫХОДЦЕВ ИЗ ИНДИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
107
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННЫЙ ПРОФИЛЬ / ЛЕЧЕБНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ / ИНОСТРАННЫЕ СТУДЕНТЫ / MOTIVATION / MOTIVATION PROFILE / MEDICAL FACULTY / FOREIGN STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Потоцкая А., Федько В., Хромов Д., Гордеева Е., Бахарева А.

Было проведено исследование, целью которого являлось изучение мотивационного профиля студентов Федерального Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения Высшего Образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства Здравоохранения Российской Федерации лечебного факультета русских и иностранных студентов. Для диагностики учебной мотивации студентов использована методика, А.А. Реан и В.А. Якунин, в модификации Н.Ц. Бадмаевой. Методика разработана на основе опросника А.А. Реана и В.А. Якунина. В ходе исследования установлено, что для русских и иностранных студентов начальных курсов лечебного факультета первостепенным мотивом к обучению в медицинском вузе является стремление реализовать себя в области медицины и стать первоклассным специалистом («профессиональные мотивы»). Также установлено, что по числовым различиям коммуникативных мотивов, мотивов избегания неудач и мотивов творческой самореализации показатели у студентов из Индии выше, чем у студентов из России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MOTIVATIONAL PROFILE OF MEDICAL STUDENTS FROM INDIA

The research was conducted to study the motivational profile of students of the Federal state Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kuban state medical University" of the Ministry of Health of the Russian Federation of the medical faculty of Russian and foreign students. To diagnose students ' learning motivation, the method was used by A. A. Rean and V. A. Yakunin, modified by N. C. Badmaeva. The method was developed based on the questionnaire of A. A. Rean and V. A. Yakunin. The study found that for Russian and foreign students of the initial courses of the faculty of medicine, the primary motive for studying at a medical University is the desire to realize themselves in the field of medicine and become a first-class specialist ("professional motives"). It was also found that the numerical differences in communicative motives, motives for avoiding failures, and motives for creative self-realization are higher for students from India than for students from Russia.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА, ВЫХОДЦЕВ ИЗ ИНДИИ»

PEDAGOGICAL SCIENCES

FEATURES OF THE MOTIVATIONAL PROFILE OF MEDICAL STUDENTS FROM INDIA

Pototskaya A.

Kuban State Medical University of the Ministry of Health of Russia, Krasnodar,Russia

Fedko V.

Kuban State Medical University of the Ministry of Health of Russia, Krasnodar,Russia

Hromov D.

Kuban State Medical University of the Ministry of Health of Russia, Krasnodar,Russia

Gordeeva E.

Candidate of medical Sciences, doctor of ultrasound diagnostics, Krasnodar,Russia

Bakhareva A.

Clinical resident of Kuban State Medical University of the Ministry of Health ofRussia, Krasnodar,Russia

Bakhareva N.

Candidate of medical Sciences, associate Professor of the faculty of normal anatomy, Krasnodar,Russia

Parasynko T.

Assistant of Kuban State Medical University of the Ministry of Health ofRussia, Krasnodar,Russia

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОГО ПРОФИЛЯ СТУДЕНТОВ ЛЕЧЕБНОГО ФАКУЛЬТЕТА, ВЫХОДЦЕВ ИЗ ИНДИИ

Потоцкая А.А.

Студент ФГБОУВО КубГМУМинздрава России, Краснодар

Федько В.А.

Студент ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России, Краснодар

Хромов Д.

Студент ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России, Краснодар

Гордеева Е.К.

Кандидат медицинских наук, врач УЗИ-диагностики ГБУЗ ДККБ МЗ КК, Краснодар

Бахарева А.А.

Клинический ординатор ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России, Краснодар

Бахарева Н.С.

Кандидат медицинских наук, доцент кафедры нормальной анатомии ФГБОУ ВО КубГМУ

Минздрава России, Краснодар Парасунько Т.Р.

Ассистент ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России, Краснодар

Abstract

The research was conducted to study the motivational profile of students of the Federal state Budgetary Educational Institution of Higher Education "Kuban state medical University" of the Ministry of Health of the Russian Federation of the medical faculty of Russian and foreign students. To diagnose students ' learning motivation, the method was used by A. A. Rean and V. A. Yakunin, modified by N. C. Badmaeva. The method was developed based on the questionnaire of A. A. Rean and V. A. Yakunin. The study found that for Russian and foreign students of the initial courses of the faculty of medicine, the primary motive for studying at a medical University is the desire to realize themselves in the field of medicine and become a first-class specialist ("professional motives"). It was also found that the numerical differences in communicative motives, motives for avoiding failures, and motives for creative self-realization are higher for students from India than for students from Russia.

Аннотация

Было проведено исследование, целью которого являлось изучение мотивационного профиля студентов Федерального Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения Высшего Образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства Здравоохранения Российской Федерации лечебного факультета русских и иностранных студентов. Для диагностики учебной мотивации студентов использована методика, А.А. Реан и В.А. Якунин, в модификации Н.Ц. Бадмаевой. Методика разработана на основе опросника А.А. Реана и В.А. Якунина. В ходе исследования установлено, что для русских и иностранных студентов начальных курсов лечебного факультета первостепенным мотивом к обучению в медицинском вузе является стремление реализовать себя в области медицины и стать первоклассным специалистом («профессиональные мотивы»). Также установлено, что по числовым различиям коммуникативных мотивов, мотивов избегания неудач и мотивов творческой самореализации показатели у студентов из Индии выше, чем у студентов из России.

Keywords: motivation, motivation profile, medical faculty, foreign students

Ключевые слова: мотивация, мотивационный профиль, лечебный факультет, иностранные студенты.

Введение

Образование — необходимая часть жизни каждого человека. Получение образования за рубежом это всегда новые возможности, знакомства и открытия[5]. Но это и всегда новые трудности. Так как же влияет неизведанность в новой системе образования, и в целом новая страна, на стремление к обучению иностранных студентов в сравнении со студентами, обучающимися на Родине? Стремление к обучению — есть главный аспект в достижении целей любого студента[1,3]. Так как студенты из Индии начали обучение в КУБГМУ сравнительно недавно, то и изучение связи мотивационного профиля, а также наличие этнической зависимости мотивационного профиля к обучению у студентов из России и Индии не исследованы. Следовательно, изучение данной проблемы весьма актуально.

Целью настоящего исследования явилось изучение особенностей мотивации к обучению у иностранных студентов начальных курсов лечебного факультета Федерального Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения Высшего Образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства Здравоохранения Российской Федерации из Индии и из России, их динамики, а также наличие этнической зависимости мотивационного профиля к обучению.

Методы и принципы исследования

Протестировано143 студента начальных курсов лечебного факультета Федерального Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения Высшего Образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства Здравоохранения Российской Федерации в первом семестре 2020 года, из них 69 студентов из Индии и 74 из России.

Для диагностики учебной мотивации студентов использована методика А.А. Реана и В.А.

Якунина, в модификации Н.Ц. Бадмаевой[2]. Методика разработана на основе опросника А.А. Реана и В.А. Якунина. Выделены мотивы по 7 шкалам:1 - коммуникативные, 2 - избегание неудачи, 3 - престижа, 4 - профессиональные, 5 -творческой самореализации, 6 -учебно-познавательные, 7 - социальные. Вопросы теста оцениваются по 5 -бальной системе, приведенные мотивы учебной деятельности по значимости подразделяются: 1 балл - минимальная значимость мотива, 5 баллов - максимальная. При обработке результатов тестирования подсчитывали средний показатель по каждой шкале опросника. Наиболее часто встречающиеся шкалы были ранжированы по частоте. Весь полученный цифровой материал обработан с помощью программы Microsoft Excel.

Основные результаты

В результате исследования выявились следующие закономерности: установлено, что в сравнении со студентами из России у иностранных студентов оказались выше показатели по коммуникативным мотивам (3,85±0,14 и 4,012±0,08 соответственно), по мотивам избегания неудач (2,49±0,18 и 3,13±0,10 соответственно), а также по мотивам творческой самореализации(3,80±0,17 и 4,46±0,06 соответственно). Таким образом, студенты лечебного факультета, обучающиеся в Федеральном Государственном Бюджетном Образовательном Учреждении Высшего Образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства Здравоохранения Российской Федерации продемонстрировали наличие этнической зависимости. Также установлено, что у студентов из Индии 2 курса показатели мотивационного профиля по шкале «профессиональные мотивы» оказались выше, чем у студентов 1 курса (4,62±0,04 и 4,54±0,06 соответственно). Таким образом, иностранные студенты продемонстрировали рост мотивации при адаптации в новых условиях.

Таблица 1.

Количественная характеристика учебной мотивации студентов из России и Индии лечебного факультета Федерального Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения Высшего Образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства Здравоохранения Российской

Таблица

Название шкалы Факультет лечебный

Студенты из России Студенты из Индии

1. Коммуникативные мотивы 3,85±0,14 4,012±0,08*

2. Мотивы избегания неудач 2,49±0,18 3,13±0,10*

3. Мотивы престижа 3,42±0,19 3,80±0,10

4. Профессиональные мотивы 4,55±0,08 4,59±0,03

5. Мотивы творческой самореализации 3,80±0,17 4,46±0,06*

6. Учебно-познавательные мотивы 4,02±0,14 4,26±0,04

7. Социальные мотивы 3,70±0,15 3,78±0,05

График 1.

Количественная характеристика учебной мотивации студентов из России и Индии лечебного факультета Федерального Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения Высшего Образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства Здравоохранения Российской

Федерации

5 4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1 0,5 0

I lililí

Студенты из России Студенты из Индии

Шкала 1 Шкала 2 Шкала 3 Шкала 4 Шкала 5* Шкала 6 Шкала 7

*

Таблица 2.

Количественная характеристика учебной мотивации студентов из Индии лечебного факультета первого и второго курсов Федерального Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения Высшего Образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства Здравоохранения

Российской Федерации

Таблица

Название шкалы Факультет лечебный

Студенты из Индии 1 курс Студенты из Индии 2 курс

1. Коммуникативные мотивы 3,80±0,11 4,32±0,09

2. Мотивы избегания неудач 3,29±0,13 3,03±0,14

3. Мотивы престижа 3,76±0,12 3,82±0,14

4. Профессиональные мотивы 4,54±0,06 4,62±0,04*

5. Мотивы творческой самореализации 4,60±0,08 4,37±0,09

6. Учебно-познавательные мотивы 4,27±0,06 4,25±0,06

7. Социальные мотивы 3,79±0,08 3,77±0,06

График 2.

Количественная характеристика учебной мотивации студентов из Индии лечебного факультета первого и второго курсов Федерального Государственного Бюджетного Образовательного Учреждения Высшего Образования «Кубанский государственный медицинский университет» Министерства Здравоохранения

Российской Федерации

5 4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1 0,5 0

Студенты из Индии 1 курс Студенты из Индии 2 курс

Шкала 1Шкала 2Шкала ЗШкала 4Шкала 5Шкала 6Шкала 7

*

Примечание: 1) достоверность различий одноименных параметров в группе студентов педиатрического и стоматологического факультетов отмечена звездочкой (*);

2)Значения показателей мотивации указаны в баллах;

3)Шкала 1- Коммуникативные мотивы Шкала 2- Мотивы избегания неудач Шкала 3 - Мотивы престижа

Шкала 4- Профессиональные мотивы Шкала 5- Мотивы творческой самореализации Шкала 6- Учебно-познавательные мотивы Шкала 7- Социальные мотивы

Выводы

1)Установлено, что у лиц, приехавших получать образование в чужую страну, показатели мотивационного профиля оказались выше по коммуникативным мотивам, по мотивам избегания неудач, а также по мотивам творческой самореализации, чем у студентов из России, что свидетельствует об их более высокой мотивации на учебною деятельность;

2)Выявлена динамика мотивационного профиля у студентов-выходцев из Индии на втором году обучения: показатели мотивационного профиля по шкале «профессиональные мотивы» выше, чем у студентов первого курса, что связано с адаптацией в новых условиях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Агранович, Н.В. Развитие мотивации формирования профессиональной готовности обучающихся медицинских вузов / Н.В.Агранович, А.Б. Ходжаян, В.И. Кошель, М.Г. Гевандова//Фундаментальные исследования. -2015.-№2(ч.3).-С.572-576.

2. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. -Улан-Удэ:Изд-во ВСГТУ,2004.-280с.

3. Маклаков А.Г. Общая психология. 2009.М.-С.381.

4. Бахарева Н.С. Учебно-познавательный и мотивационный профиль студентов первого и пятого курсов лечебного и педиатрического факультетов / Бахарева Н.С., Гордеева Е.К., Шантыз Г.Ю., Бахарева А.А, Амбарян Э.А., Черкесова Д.Р., Савельева Е.Ф., Юлмухаметов Д.Р., Кадышева Д.А. // Инновации в образовании/ Материалы IX региональной межвузовской учебно-методической конференции с международным участием. 2018.-С.42-44.

5. Думанский Ю. В. Мотивация в обучении иностранных студентов в медицинском вузе / Ю. В. Думанский, А. В., Борота, А. А Христуленко, А. Л. Христуленко // Укр.журн. хирургии. -2011. - №6.-С.177-179.

6. Бахарева Н.С. Учебно-познавательный и мотивационный профиль студентов первого и пятого курсов лечебного и педиатрического факультетов / Бахарева Н.С., Гордеева Е.К., Шантыз Г.Ю., Бахарева А.А, Амбарян Э.А., Черкесова Д.Р., Савельева Е.Ф., Юлмухаметов Д.Р., Кадышева Д.А. // Инновации в образовании/ Материалы IX региональной межвузовской учебно-методической конференции с международным участием. 2018.-С.42-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.