Научная статья на тему 'Оценка учебной мотивации студентов первокурсников'

Оценка учебной мотивации студентов первокурсников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
512
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / МОТИВЫ / ВУЗ / СТУДЕНТЫ ПЕРВОГО КУРСА / MOTIVATION / MOTIVES / UNIVERSITY / FIRST-YEAR STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Царева В.М., Сильченкова С.В.

В статье представлен анализ учебной мотивации студентов первого курса Смоленского государственного медицинского университета и Смоленского государственного университета. Цель исследования: определить преобладающие мотивы к обучению студентов первого курса вузов г. Смоленска. Методика: основой исследования послужила методика для диагностики учебной мотивации студентов А.А. Реана и В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой. Проводилась оценка: коммуникативных, профессиональных мотивов, мотивов избегания и престижа, мотивов творческой самореализации, а также учебно-познавательных и социальных мотивов. Выборка составила 145 человек студенты 1 курса 2018 года набора. Средний возраст опрошенных 18±0,7 лет. Полученные результаты свидетельствуют, что среднее значение мотивации у студентов медиков выше, чем у студентов экономистов (различие составляет 0,41 балла или 12,6%). Коммуникативные мотивы при обучении наиболее значимы для будущих врачей. Среднее значение по данной шкале составляет 4,01, что выше, чем у экономистов на 0,5 балла. Мотивы избегания оценены большинством респондентов на 1 балл. Профессиональные мотивы сформированы у студентов на самый высокий балл (4,52 в среднем для будущих врачей и 3,70 для будущих экономистов). Учебно-познавательные мотивы обучения для студентов медицинского университета находятся на втором месте наряду с коммуникативными мотивами (среднее значение составляет 4,01, мода 5 баллов). При этом у студентов экономистов среднее значение составляет 3,38, мода 4 балла. Социальные мотивы важны для молодых людей независимо от того какую профессию они получают. В статье представлены основные направления повышения мотивации студентов. Выводы: мотивация к обучению студентов медицинского университета в целом выше, чем студентов экономических направлений подготовки. Профессиональные мотивы обучения преобладают у студентов двух вузов по сравнению с другими видами мотивов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF EDUCATIONAL MOTIVATION FOR FIRST-YEAR STUDENTS

The article presents an analysis of academic motivation of first-year students of Smolensk State Medical University and Smolensk State University. Objective: to determine the prevailing motives for training first-year students of Smolensk universities. Methodology: the basis of the study was the method for diagnosing the learning motivation of students A.A. Reana and V.A. Yakunin modified by N.Ts. Badmaeva. The following evaluation was carried out: communicative, professional motives, motives of avoidance and prestige, motives of creative self-realization, as well as educational and cognitive and social motives. The sample consisted of 145 people students of the 1st course in 2018 recruitment. The average age of the respondents was 18 ± 0.7 years. The results show that the average value of motivation among medical students is higher than that of economics students (the difference is 0.41 points or 12.6%). Communication motives for learning are most significant for future doctors. The average value on this scale is 4.01, which is 0.5 points higher than that of economists. The motives of avoidance are rated by 1 point by the majority of respondents. Professional motives are formed among students for the highest score (4.52 on average for future doctors and 3.70 for future economists). Educational and educational motives for students of the medical university are in second place along with communicative motives (the average value is 4.01, fashion 5 points). At the same time, among students economists the average value is 3.38, fashion 4 points. Social motives are important for young people no matter what profession they are in. The article presents the main directions of increasing the motivation of students. Conclusions: the motivation to study students of the medical university is generally higher than that of students in the economics of training. Professional motives of learning prevail among students of two universities in comparison with other types of motives.

Текст научной работы на тему «Оценка учебной мотивации студентов первокурсников»

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019 УДК 61:378. 180.6(07)

ОЦЕНКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ

Царева В.М., Сильченкова С.В.

Смоленский государственный медицинский университет, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Смоленский государственный университет, Россия, 214000, ул. Пржевальского, 4 tsarev.al@mail.ru - Царева Валентина Михайловна sil-sv@mail.ru - Сильченкова Светлана Владимировна

Резюме: В статье представлен анализ учебной мотивации студентов первого курса Смоленского государственного медицинского университета и Смоленского государственного университета. Цель исследования: определить преобладающие мотивы к обучению студентов первого курса вузов г. Смоленска. Методика: основой исследования послужила методика для диагностики учебной мотивации студентов А.А. Реана и В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой. Проводилась оценка: коммуникативных, профессиональных мотивов, мотивов избегания и престижа, мотивов творческой самореализации, а также учебно-познавательных и социальных мотивов. Выборка составила 145 человек - студенты 1 курса 2018 года набора. Средний возраст опрошенных 18±0,7 лет. Полученные результаты свидетельствуют, что среднее значение мотивации у студентов медиков выше, чем у студентов экономистов (различие составляет 0,41 балла или 12,6%). Коммуникативные мотивы при обучении наиболее значимы для будущих врачей. Среднее значение по данной шкале составляет 4,01, что выше, чем у экономистов на 0,5 балла. Мотивы избегания оценены большинством респондентов на 1 балл. Профессиональные мотивы сформированы у студентов на самый высокий балл (4,52 в среднем для будущих врачей и 3,70 - для будущих экономистов). Учебно-познавательные мотивы обучения для студентов медицинского университета находятся на втором месте наряду с коммуникативными мотивами (среднее значение составляет 4,01, мода - 5 баллов). При этом у студентов - экономистов среднее значение составляет 3,38, мода - 4 балла. Социальные мотивы важны для молодых людей независимо от того какую профессию они получают. В статье представлены основные направления повышения мотивации студентов. Выводы: мотивация к обучению студентов медицинского университета в целом выше, чем студентов экономических направлений подготовки. Профессиональные мотивы обучения преобладают у студентов двух вузов по сравнению с другими видами мотивов. Ключевые слова: мотивация, мотивы, вуз, студенты первого курса. ASSESSMENT OF EDUCATIONAL MOTIVATION FOR FIRST-YEAR STUDENTS Tsareva V.M., Silchenkova S.V.

Smolensky State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, ul. Krupskaya, 28

167

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019 Smolensky State University, Russia, 214000, ul. Przhevalsky, 4 tsarev.al@mail.ru - Tsareva Valentina Mikchailovna sil-sv@mail.ru - Silchenkova Svetlana Vladimirovna

Summary: The article presents an analysis of academic motivation of first-year students of Smolensk State Medical University and Smolensk State University. Objective: to determine the prevailing motives for training first-year students of Smolensk universities. Methodology: the basis of the study was the method for diagnosing the learning motivation of students A.A. Reana and V. A. Ya-kunin modified by N.Ts. Badmaeva. The following evaluation was carried out: communicative, professional motives, motives of avoidance and prestige, motives of creative self-realization, as well as educational and cognitive and social motives. The sample consisted of 145 people - students of the 1st course in 2018 recruitment. The average age of the respondents was 18 ± 0.7 years. The results show that the average value of motivation among medical students is higher than that of economics students (the difference is 0.41 points or 12.6%). Communication motives for learning are most significant for future doctors. The average value on this scale is 4.01, which is 0.5 points higher than that of economists. The motives of avoidance are rated by 1 point by the majority of respondents. Professional motives are formed among students for the highest score (4.52 on average for future doctors and 3.70 for future economists). Educational and educational motives for students of the medical university are in second place along with communicative motives (the average value is 4.01, fashion - 5 points). At the same time, among students - economists the average value is 3.38, fashion - 4 points. Social motives are important for young people no matter what profession they are in. The article presents the main directions of increasing the motivation of students. Conclusions: the motivation to study students of the medical university is generally higher than that of students in the economics of training. Professional motives of learning prevail among students of two universities in comparison with other types of motives. Keywords: motivation, motives, university, first-year students.

Введение

Результаты обучения студентов зависят от множества факторов, но достаточно важную роль играет мотивация к обучению. Мотивы являются важными аспектами процесса обучения и усвоения материала. Мотивация - главная движущая сила, как в поведении, деятельности человека, так и в процессе формирования будущего профессионала. Стародубцева В.К. Обучение относится к сложным видам деятельности, а значит, требует более значимых, сильных мотивов. Каковы мотивы, приводящие студентов в университеты? Для части студентов - диплом как подтверждение своей значимости. Это сумма теоретических знаний и умение трансформировать их в практические навыки в профессиональной деятельности. Это способность зарабатывать деньги после окончания вуза. Можно найти и другие мотивы, ко-

168

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019 торые заставляют студентов поступать в вуз и учится там. Важно, что многие обучающиеся приходят в высшее учебное заведение, имея мотивацию получения именно профессионального образования. Положительное отношение к будущей профессии - важная составляющая мотивации учебной деятельности студентов. Интерес к профессии связан с конечной целью обучения. Однако большая часть первокурсников считает сделанный выбор правильным, но уже к старшим курсам нередко эйфория снижается. К концу обучения далеко не в полном составе курс удовлетворен собственным выбором. При этом нередко встречаются студенты, которые не имеют мотивации к обучению и не хотят учиться даже с первого курса. Для таких студентов при равной посещаемости занятий обучение пройдет как бы стороной, они не получат прочных знаний и не сформируют у себя за время учебы необходимых компетенций.

В системе учебных мотивов переплетается внешняя и внутренняя мотивация. К внутренним мотивам относятся собственное развитие в процессе обучения; необходимо, чтобы студент захотел учиться сам. Внешние мотивы исходят от родственников, педагогов, студенческой группы, окружения или общества. Под действием внешних мотивов происходит вынужденное поведение, что часто встречает внутреннее сопротивление со стороны обучаемых [6]. Поэтому нужно изучать мотивацию студентов на протяжении их обучения в вузе и управлять мотивацией совместно с обучающимися. Как результат студент сам должен захотеть учиться, проявлять интерес к учебе, осознавая при этом, для чего ему нужна эта профессия и сможет ли он самореализоваться как личность и специалист [9].

Цель исследования - определить преобладающие мотивы к обучению студентов первого курса вузов г. Смоленска.

Методика

В данном исследовании участвовало 145 студентов первого курса, 2018 года набора. Они представляли два крупных вуза города - Смоленский государственный медицинский университет (83 человека) и Смоленский государственный университет (62 человека). Средний возраст опрошенных 18±0,7 лет. Опрос проводился в течение декабря 2018 года, сводка данных и их анализ - в январе 2019 года. Основными методами исследования являются опрос (анкетирование), табличный метод, описательная статистика, анализ статистических показателей, метод сравнения.

Методологической основой данной работы является методика для диагностики учебной мотивации студентов А.А. Реана и В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой [1]. Данная методика позволяет определить преобладающие мотивы обучения, которые разделены на следующие группы:

- Шкала 1. Коммуникативные мотивы.

- Шкала 2. Мотивы избегания.

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019

- Шкала 3. Мотивы престижа.

- Шкала 4. Профессиональные мотивы.

- Шкала 5. Мотивы творческой самореализации.

- Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы.

- Шкала 7. Социальные мотивы.

Согласно указанной выше методике студентам предлагалось оценить по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по их значению: 1 балл означает минимальную значимость мотива, 5 баллов - максимальную.

Статистическая обработка полученных данных проводилась с применением пакета программ БТАТБТГСА 7,0.

Результаты исследования

В результате исследования получены следующие данные по семи шкалам мотивации (табл.1).

Таблица 1. Мотивация студентов-первокурсников г. Смоленска

Вид учебной мотивации СГМУ СмолГУ По двум вузам

среднее мода среднее мода среднее мода

Коммуникативные мотивы 4,01 4 3,51 4 3,76 4

Мотивы избегания 2,35 1 2,47 1 2,41 1

Мотивы престижа 3,36 4 3,22 4 3,29 4

Профессиональные мотивы 4,52 5 3,70 4 4,11 5

Мотивы творческой самореализации 3,59 4 3,25 4 3,44 4

Учебно-познавательные мотивы 4,01 5 3,38 4 3,70 5

Социальные мотивы 3,84 5 3,51 5 3,68 5

Итого по выборке 3,67 5 3,26 4 3,47 4

В таблице 1 представлено два показателя, по которым оценивалась мотивация студентов: средний балл и мода (наиболее часто встречающееся значение). Данные показатели рассчитаны по каждой шкале и по выборкам (СГМУ и СмолГУ) в целом.

Согласно таблице данные в двух выборках отличаются. Среднее значение мотивации у студентов медиков выше, чем у студентов экономистов (различие составляет 0,41 балла или 12,6%). Наиболее частая оценка утверждений (мода) у будущих врачей составляет 5 баллов, тогда как у будущих экономистов - 4 балла.

При сравнении различий двух выборок (СГМУ и СмолГУ) по средним значениям по критерию Крамера-Уэлча определено, что эмпирическое значение критерия больше критического, то есть достоверность различий характеристик сравниваемых выборок составляет

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019 95%. Это означает, что мотивация учебной деятельности студентов 1 курса медицинского университета достоверно выше, чем студентов экономистов.

Далее рассмотрим сформированность каждого вида мотивов у студентов двух вузов.

Коммуникативные мотивы при обучении наиболее значимы для будущих врачей. Среднее значение по данной шкале составляет 4,01, что выше, чем у экономистов на 0,5 балла. Действительно врачи в профессиональной деятельности больше, чем экономисты общаются с людьми и данная группа мотивов у них должна быть сформирована более высоко.

Мотивы избегания являются самыми непопулярными среди студентов, они оценены большинством респондентов на 1 балл. Это говорит о том, что студенты учатся не для того, чтобы выглядеть достойно в глазах окружающих, у них данные мотивы на последнем месте.

Аналогичная ситуация с мотивами престижа. Большинство опрошенных оценили их достаточно высоко (мода равна 4 балла). Но средний балл относительно невысок в двух выборках (менее 3,5 балла). Это говорит, что учеба в вузе для большинства студентов происходит не ради престижа.

Профессиональные мотивы сформированы у студентов на самый высокий балл (4,52 в среднем для будущих врачей и 3,70 - для будущих экономистов). Разница между двумя вузами по данному показателю достаточно велика. Различна мода: студенты медицинского вуза оценили профессиональные мотивы в большинстве на высший балл (мода равна 5 баллов). Однако профессиональные мотивы оказались самыми важными для студентов двух вузов (мода по двум выборкам равна 5 баллов).

Мотивы творческой самореализации студентов, которые подразумевают творческий научный поиск, сформированы достаточно высоко. Но среди прочих мотивов, при их ранжировании они находятся в середине списка. В целом большинство респондентов оценили данную группу мотивов на 4 балла.

Учебно-познавательные мотивы обучения для студентов медицинского университета находятся на втором месте наряду с коммуникативными мотивами (среднее значение составляет 4,01, мода - 5 баллов). То есть студенты мотивированы узнавать новое, нацелены на успешную учебу. Немного ниже данные мотивы выражены у студентов экономических направлений подготовки (среднее значение составляет 3,38, мода - 4 балла).

Социальные мотивы важны для молодых людей независимо от того какую профессию они получают. Поэтому и большинство опрошенных студентов двух вузов оценили их на 5 баллов. Студенты понимают, что профессиональные знания и навыки, полученные в вузе, помогут им добиться положения в обществе, самореализоваться в качестве специалистов.

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019

Обсуждение результатов исследования

Результаты представленных выше исследований более позитивны, по сравнению с работой Е.В. Слизковой, О.В. Панфиловой, в которой авторы делают заключение, что наиболее значимым мотивом выбора профессии у первокурсников является «желание получить высшее образование» [5]. А также с работой Ю.О. Кравченко, в которой говорится, что ценностью становятся не знания или высшее образование в целом, а сам факт наличия диплома. Кроме того, в работе отмечается, что в процессе обучения в вузе сила мотива учения и освоения выбранной профессии снижается [2].

К повышению мотивации обучение студентов вузов может быть причастен каждый преподаватель. Кроме того повышению мотивации может способствовать студенческая группа, студенческий совет, деканат, профком студентов и другие структуры вуза. Согласимся с мнением В.К. Стародубцевой, что студенту необходимо объяснить, каким образом знания, полученные в вузе, пригодятся ему в будущем. Преподаватель обязан уметь доказать студентам, что его предмет действительно будет полезен в его дальнейшей профессиональной деятельности. Студентов необходимо не только заинтересовать дисциплиной, но и показать ему возможности практического использования знаний.

Повышению мотивации способствует уважительное отношение преподавателя к студенту, а также роль наставника. При этом к нему можно обратиться за помощью во время учебного процесса, обсудить волнующие его вопросы.

Среди средств повышения учебной мотивации можно выделить бально-рейтинговую систему, которая согласно работам А.П. Преображенского и О.Н. Чопорова, а также В.К. Стародубцевой и Л.В. Решедько способствует более объективной оценке знаний, большей дифференциации оценок студентов, уменьшает стресс студентов во время сессии [4, 7]. Мотивация получения хороших оценок на экзамене, способствует более простому пути обучения, при этом ослабевает внутренняя мотивация к овладению профессией [10].

Уместное использование информационных технологий на занятиях по мнению И.Я. Львович и А.П. Преображенского также повышает учебную мотивацию студентов [3]. Например можно использовать систему Moodle как средство повышения эффективности образовательной деятельности [8].

Студент захочет и будет учиться сам только тогда, когда это занятие будет ему интересно и привлекательно. Ему нужны мотивы для познавательной деятельности. Студенты высших учебных заведений намного больше узнают о выбранной ими профессии во время прохождения практики, выполнения лабораторно-практических работ. Они видят стимул, мотивацию для дальнейшего теоретического обучения, понимая, что могут применить получен-

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019 ные знания на практике. Толчком к этому могут стать, например, проектные группы, сформированные для осуществления какого-либо проекта. Выводы

Мотивация студентов медицинского университета в целом выше, чем студентов экономических направлений подготовки. Профессиональные мотивы обучения преобладают у студентов двух вузов по сравнению с другими видами мотивов. В целом мотивация студентов первого курса к обучению удовлетворительная, большинство оценили ее на 4 балла из возможных 5 баллов.

Мотивацией студентов можно управлять, это может делать преподаватель вуза, работники деканата, студенческий совет и другие структуры. Причем наиболее эффективно повышать внутреннюю мотивацию, то есть студент должен сам захотеть учиться, получать профессиональные знания и навыки. Основными средствами повышения мотивации студентов вуза может быть использование бально-рейтинговой система оценки знаний и применение информационных технологий в обучении. Литература

1. Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. Улан-Удэ, 2004.

2. Кравченко Ю.О. К проблеме формирования учебной мотивации студентов // Психология в России и за рубежом: доклад на международной научной конференции (Санкт -Петербург, октябрь 2011). СПб.: Реноме, 2011. - С. 104-106.

3. Львович И.Я., Преображенский А.П. Проблемы повышения мотивации студентов к обучению // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2014 . - № 3-2. - С. 51-54.

4. Преображенский А.П., Чопоров О.Н. О мотивации студентов к обучению // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2016. - № 3-2

- С. 186-188.

5. Слизкова Е.В., Панфилова О.В. Изучение динамики сформированности показателей профессиональной мотивации студентов в процессе обучения в педагогическом вузе // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2018. - № 1 (190).

- С. 101-108.

6. Стародубцева В.К. Мотивация студентов к обучению // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С.432.

7. Стародубцева В.К., Решедько Л.В. Форма оценки текущей успеваемости студентов с использованием балльно-рейтинговой системы//«Сибирская финансовая школа». —2013.

- № 4. - С. 145-149.

С М О Л Е Н С К И Й МЕ Д И Ц И Н С К И Й А Л Ь М А Н А Х - №3, 2019

8. Темербекова А.А., Байгонакова Г.А. Система Moodle как средство повышения эффективности образовательной деятельности будущего учителя математики / Актуальные проблемы инновационного педагогического образования. Казань, 2019. - № 1 - С. 12-16.

9. Оськин М.Ю., Греков И.А. Факторы мотивации студентов колледжа к обучению: проблемы и перспективы // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(27). http://sibac.info/archive/guman/12 (27).pdf

10. Stirling D. Motivation in Education. Learning Development Institute. 31 May 2014. URL: http ://l earndev. org/dl/Sti rling_MotEdu .pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.