Педагогическая психология Статья/Article
УДК 373.3
DOI: 10.26795/2307-1281-2019-7-3-9
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ДЕЙСТВИЯ В СТРУКТУРЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО ВРАЧА
Е. А. Захарова1*, Т. М. Сорокина2*, Е. А. Юдина3*
1 Приволжский исследовательский медицинский университет, Нижний Новгород, Российская Федерация *e-mail: eazaharova@outlook. com Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация *e-mail: [email protected] Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №54», Нижний Новгород, Российская Федерация *e-mail: [email protected]
АННОТАЦИЯ
Введение: центральная задача российской образовательной политики - модернизация российского образования, одной из отличительных черт которого является переход от учебно-образовательного к научно-образовательному процессу, что позволяет внедрить в него научно-исследовательскую работу студентов. Особенностью труда практикующего врача является способность анализировать собственную деятельность с научных позиций, знание и умение работать с методами клинического исследования. Исходя из этого в законодательство были внесены изменения, и, в соответствии с ФГОС ВО 2016 года по направлению подготовки «Лечебное дело», выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессиональными компетенциями, которые наряду с компетенциями в области медицинской деятельности включают в себя компетенции в области научно-исследовательской деятельности. Также в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» была введена новая система непрерывного медицинского и фармацевтического образования, которая направлена на непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всего трудового периода медицинских работников, а также приобретение на практике новых профессиональных навыков и умений.
Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности - это вопрос, обсуждаемый научным сообществом на протяжении довольно длительного периода времени. Структура данного конструкта также неоднократно обсуждалась многими авторами, но единое мнение по этому вопросу отсутствует. В статье приводятся взгляды различных ученых на проблему готовности к научно-исследовательской деятельности. Предложена структура, которая представляет собой синтез нескольких компонентов: мотивационного, операционного и рефлексивно-оценочного. Данной проблемой занимались многие ученые, такие как Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев, А.Н. Поддьяков, Е.А. Шашенкова и др. В данной статье особое внимание уделено мотивационному компоненту психологической
готовности к научно-исследовательским действиям будущих врачей. Актуализируется проблема необходимости развития этого компонента.
Материалы и методы: для проведения данного исследования были привлечены студенты 1 курса лечебного и педиатрического факультетов ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет». Исследование, в котором участвовало 76 студентов, выполнялось в 3 этапа: диагностический, тренинговый, итоговый диагностический. Для проведения диагностики на начальном и итоговом этапе были использованы две методики. Первая - это методика диагностики мотивов учебной деятельности студентов А.А. Реан и В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой. В данной методике имеются семь шкал оценивания: шкала 1 «Коммуникативные мотивы»; шкала 2 «Мотивы избегания неудачи»; шкала 3 «Мотивы престижа»; шкала 4 «Профессиональные мотивы»; шкала 5 «Мотивы творческой самореализации»; шкала 6 «Учебно-познавательные мотивы»; шкала 7 «Социальные мотивы». Вторая методика - методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильина. В ней представлены три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). Результаты исследования: статистические результаты до и после проведения тренинга в рамках занятий по английскому языку в медицинском вузе демонстрируют изменения в учебно-мотивационной сфере студентов.
Обсуждение и заключения: реализация программы коллективных тренингов на занятиях по иностранному языку с целью развития мотивационного компонента к исследовательской деятельности студентов медицинского вуза может рассматриваться как эффективный инструмент для формирования психологической готовности к дальнейшей профессиональной врачебной деятельности. При этом подчеркивается необходимость комплексного подхода к решению данной задачи.
Ключевые слова: мотивационный компонент, психологическая готовность, будущий врач, диагностика, программа коллективных тренингов.
Благодарности: выражаем личную благодарность за помощь в организации проведения исследования проректору по учебной работе профессору, д.м.н. Богомоловой Е.С. и рецензентам.
Для цитирования: Захарова Е.А., Сорокина Т.М., Юдина Е.А. Исследовательские действия в структуре психологической готовности к профессии будущего врача // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С. 9.
RESEARCH ACTIVITY IN THE STRUCTURE OF FUTURE DOCTOR'S PSYCHOLOGICAL READINESS TO THE PROFESSION
E. A. Zakharova1*, T. M. Sorokina2*, E. A. Yudina3*
1Volga Research Medical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: [email protected] Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: [email protected] Municipal budgetary educational institution "School No. 54", Nizhny Novgorod, Russian Federation *e-mail: [email protected]
ABSTRACT
Introduction: modernization of Russian education is the central task of Russian educational policy. One of its distinctive features is the transition from the teaching and educational to the scientific and educational process, which allows the introduction of students' research work into it. A feature of the work of a practicing physician is the ability to analyze his own activities from a scientific point of view, knowledge and ability to work with methods of clinical research. Based on this, changes were made to the legislation, and in accordance with the Federal Standards 2016 in the specialty of "Medicine", a graduate who has mastered the program in his specialty should have professional competences that, along with competences in the field of medical activity, include competencies in research activities. Also, in accordance with the Federal Law of 21.11.2011 No. 323-FZ "Concerning the Basics of Citizen Health Protection in the Russian Federation", a new system of continuous medical and pharmaceutical education was introduced, being aimed at continuous improvement of professional knowledge and skills throughout the entire working period of medical workers as well as the acquisition in practice of new professional skills.
Psychological readiness of students for professional activity is a question that has been discussed by the scientific community for quite a long period of time. The structure of this construct has also been repeatedly discussed by many authors, but there is no consensus on this issue. The article presents the points of views of various scientists on the problem of readiness for research activities. The structure is proposed, which is a synthesis of several components: motivational, operational, and reflexive-evaluative ones. Many scientists studied this issue both Russian and foreign ones (L.S. Vygotsky, E.P. Ilyin, A.N. Leontyev, A.N. Poddyakov, E.A. Shashenkova, Zier K. Rosenberg I.E., Dantas J.B., Ley T.J., Rosenberg I.E., Solomon S.S., Tom S.C. et al.) Special attention is paid to the motivational component of psychological readiness for the research activities of future doctors. The problem of the necessity to develop this component is being actualized. Materials and methods: 76 students of the 1st course of the medical and pediatric faculties of the Privolzhsky Research Medical University were randomly selected for this study. The study was carried out in 3 stages: diagnostic, training, final diagnostic. At the initial and final stages 2 diagnostic procedures were used. The first one is the methodics for diagnosing the motives of students' learning activities according to A.A. Rean and V.A. Yakunin modified by N.Ts. Badmaeva. In this method, there are seven grading scales: scale 1 "Communicative motives"; scale 2 "Motives for avoiding failure"; scale 3 "Motives of prestige"; scale 4 "Professional motives"; scale 5 "Motives for creative self-realization"; scale 6 "Educational and cognitive motives"; scale 7
"Social motives". 2) Methods of studying the motivation of learning in the university by T.I. Ilyin ". The method presents three scales: "the acquisition of knowledge" (the desire to acquire knowledge, curiosity); "Mastering a profession" (striving to master professional knowledge and form professionally important qualities); "Obtaining a diploma" (the desire to acquire a diploma in the formal assimilation of knowledge, the desire to find workarounds for exams and tests). The results of the study: statistical results before and after the training in the framework of English language classes at the medical university demonstrate changes in the motivational field of students. Discussion and conclusions: the implementation of a collective training program in foreign language classes with the aim of the motivational component development to research activities of students at a medical university can be considered as an effective tool for the development of psychological readiness for further professional medical activity. It emphasizes the need for an integrated approach to solving this problem.
Keywords: motivational component, psychological readiness, future doctor, diagnostics, program of collective trainings.
Acknowledgments: we express our personal gratitude for the help in organizing the study to the Vice-Rector for Academic Affairs of the Privolzhsky Research Medical University, Prof. Dr. of Med.Sc. Bogomolova E.S. and demanding reviewers.
For citation: Zakharova E.A, Sorokina T.M., Udina E.A. Research activity in the structure of the future doctor's psychological readiness to the profession // Vestnik of Minin University. 2019. Vol. 7, no. 3. Р. 9.
Введение
Изменения, которые произошли в нашей стране за последние десятилетия, сложное, но уверенное продвижение общества к рыночной экономике и демократической системе увеличили степень свободы, расширили возможности для проявления инициативы и свободного выбора, что значительным образом изменило цели, содержание и функции образования и варианты его реализации [4; 9; 10; 16; 40; 41]. Таким образом была инициирована модернизация российского образования, одной из отличительных черт которого является переход от учебно-образовательного к научно-образовательному процессу, что позволяет внедрить в него научно-исследовательскую работу студентов. Работа врача - это практическая работа с пациентами. Но не следует забывать, успешный практикующий врач не состоится без умения анализировать собственную деятельность с научных позиций. Кроме того, предполагается, что любой врач должен обладать рядом профессиональных компетенций. Согласно ФГОС ВО 2016 года по направлению подготовки «Лечебное дело», выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета: медицинская деятельность: научно-исследовательская деятельность: готовностью к анализу и публичному представлению медицинской информации на основе доказательной медицины (ПК-20); способностью к участию в проведении научных исследований (ПК-21) [14]. В связи с этим была введена новая система непрерывного медицинского и фармацевтического образования,
изменяющая допуск к профессиональной деятельности. Непрерывное медицинское образование — новая система последипломного образования, направленная на непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всего трудового периода медицинских работников, а также приобретение на практике новых профессиональных навыков и умений, то есть развития деятельностной составляющей. При этом многие зарубежные авторы подчеркивают, что непрерывное образование должно выходить за рамки простого приобретения знаний, оно должно производить перемены в практике врача, его отношении к деятельности и профессиональном поведении [1; 10; 18; 20; 23; 24; 38].
Обзор литературы
Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности - это вопрос, обсуждаемый научным сообществом на протяжении довольно длительного периода времени. В теоретическом плане исследованием общих проблем готовности занимались Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, В.В. Давыдов, О.А. Конопкин, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, В.С. Мерлин, В.Н. Мясищев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн и др.; изучением психологической готовности личности к деятельности - И.В. Арендачук, А.А. Деркач, М.И. Дьяченко, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, Л.А. Кандыбович, В.А. Сластенин, Б.А. Сосновский, Л. Субботина, В.Д. Шадриков и др. Существует большое количество предлагаемых дефиниций, определяющих психологическую суть рассматриваемого нами понятия. Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, А.Н. Леонтьев и др. описывают психологическую готовность к деятельности как новообразование, обеспечивающее и характеризующее возможность непрерывного роста личности в настоящем и будущем, ее деятельного отношения к миру и к себе. З.И. Калмыкова считает данный феномен особым состоянием психики, обеспечивающим более высокий уровень достижений в соответствующей деятельности. Л.А. Моисеенко называет психологическую готовность «интегральным образованием» [11]. Структура данного конструкта также неоднократно обсуждалась многими авторами, но единое мнение по этому вопросу отсутствует. М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович выделяют следующие компоненты: 1) мотивационный (характеризуется положительным отношением к профессии, интересом к ней); 2) ориентационный (связан с представлением об особенностях и условиях профессиональной деятельности, о ее требованиях к личности); 3) операционный (предполагает владение определенными способами и приемами профессиональной деятельности, а также наличие соответствующих знаний, умений, навыков); 4) волевой (определяет самоконтроль личности, умение управлять собой во время выполнения профессиональной деятельности); 5) оценочный (предполагает самооценку своей профессиональной подготовленности и уровень соответствия ее оптимальным профессиональным образцам) [2]. Дальнейшее изучение структуры психологической готовности позволило авторам вносить в нее изменения и дополнения, при этом сохраняя базовые компоненты: личностный и операциональный.
Е.К. Лунегова выявила следующие компоненты: мотивационный, проявляющийся в потребности личности успешно выполнять поставленные задачи, в интересе к деятельности, вариантах ее осуществления; ориентационный, включающий знания и представления о специфике деятельности и условиях ее осуществления; операциональный, означающий овладение приемами и способами деятельности, необходимыми умениями и навыками; волевой, отражающий внутреннюю потребность индивида в управлении действиями; оценочный, предполагающий самооценку своей подготовленности и релевантности процесса
решения профессиональных задач поставленным целям [8]. Т.Б. Крюкова также отмечает, что она связана с осознанием личностью своих собственных потребностей (мотивационный компонент); выражается в целенаправленной активности личности (операционально-деятельностный компонент); оказывает влияние на формирование оптимальной работоспособности человека, продуктивности его деятельности (регулятивный компонент) и является необходимым ресурсом для самореализации в будущей профессиональной деятельности [11]. Психологическая готовность к профессиональной деятельности и, конечно, представленность компонентов в рамках структуры будет напрямую коррелировать с видом профессиональной деятельности. Важнейшей составляющей и важнейшим регулятором трудовой деятельности является «образ мира» профессионала, который у представителей разных профессий складывается по-разному и по-разному влияет на мироощущение профессионалов, а также на образ своего места в мире [5]. Мы полагаем, что структура психологической готовности представляет собой синтез нескольких компонентов: мотивационного, операционный и рефлексивно-оценочного. При этом операционный компонент психологической готовности будущего врача включает в себя изучение современных тенденций и методов лечения, развитие навыков и умений для выполнения медицинских манипуляций, овладение простейшими навыками взаимодействия с людьми (коммуникативные навыки, навыки эмпатического общения, поведенческие навыки в конфликтных ситуациях), развитие способности к участию в проведении научных исследований.
Проанализируем понятие «исследовательская деятельность». Это понятие изучали многие ученые: И.А. Зимняя, О.В. Иванова, А.Н. Поддьяков, Н.А. Рагазанова, А.И. Савенков, Е.А. Шашенкова. Научная деятельность - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, включая фундаментальные и прикладные научные исследования (ФЗ №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996). Под исследовательской деятельностью рассматривают особый вид интеллектуально-творческой деятельности, проявлениями которой являются поисковая активность и исследовательское поведение педагога и студента [19]. По определению, предложенному И.А. Зимней и Е.А. Шашенковой, исследовательская деятельность - это специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных интеллектуальных потребностей, продуктом которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и наличными обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели. Определение конкретных способов и средств действий через постановку проблемы, вычленение объекта исследования, проведение эксперимента, описание и объяснение фактов, полученных в эксперименте, создание гипотезы (теории), предсказание и проверка полученного знания определяют специфику и сущность этой деятельности [3]. С точки зрения Ю.С. Портновой и Ю.В. Ребро, исследовательская деятельность студентов - это деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей, важных для формирования личности как общественного субъекта на основе самостоятельного приобретения субъективно новых знаний, умений и навыков [17]. О.В. Ершова определяет научно-исследовательскую деятельность как поисковую деятельность научного характера, направленную на объяснение явлений, процессов, установление их связей и отношений, теоретическое и экспериментальное обоснование фактов, выявление закономерностей посредством научных методов познания, в результате которой субъективный характер «открытий» может приобретать определенную объективную
значимость и новизну [18]. Исследовательская деятельность проявляется по отношению не только к положительным, ярким сторонам жизни, но и к сложным социальным вопросам». Т. Барбра, M. Лефевр, Х. МакЛафлин исследователи из Великобритании рассматривают ее как создание нового знания и/или применение существующего знания новым креативным образом с целью создания новых концепций, методологий и пониманий [41, 42]. Некоторыми авторами предлагается рассматривать исследовательскую деятельность как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Она логически включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизмы его осуществления [21; 23; 24; 31; 32]. Интересен подход исследователей из Университета Люксембурга, которые изучают исследовательскую деятельность перспективно на двух уровнях: персональном и коллективном. Она рассматривается через призму человеческого потенциала, который действует в особом социоцифровом контексте и который можно расширять посредством сотрудничества и современных технологий [40]. Некоторые ученые рассматривают такое понятие, как исследовательский потенциал. Н.В. Бордовская и др. принимают исследовательский потенциал студента в форме системной и интегральной характеристики внутренних и приобретенных в процессе обучения, воспитания и развития ресурсов, а именно: силы его интеллекта и личностной зрелости, информационно-когнитивной, мотивационно-ценностной и организационно-волевой сферы, необходимых и достаточных для овладения и успешного самостоятельного осуществления исследовательской деятельности [12]. Интересным является подход зарубежных коллег, которые используют термин «research capacity», который переводится как «вместимость, способность, производительность» [26; 27]. В русском языке это словосочетание используется в значении «наукоемкий», что является его дословным переводом. Этот термин означает «широко использующий современные научные и научно-технические достижения, уникальное оборудование и т. п.»1, но он употребляется для определения технологий, производств и т.п. , в то время как зарубежные коллеги используют его в значении «исследовательский потенциал ученого или НИИ».
Также большое количество исследователей отмечает влияние научно-исследовательской деятельности студента на формирование профессиональных компетенций (Н.В. Фролова [21], С.В. Нужнова, А.Т. Щастный, Н.Ю. Коневалова, Н.Г. Луд, И.В. Городецкая, В.В. Кугач, С.А. Кабанова, О.М. Васильев [23]).
Готовность к научно-исследовательской деятельности рассматривается как личностное образование, определяющее состояние личности субъекта и включающее мотивационно-ценностное отношение к этой деятельности, систему методологических знаний, исследовательских умений, позволяющих продуктивно их использовать при решении возникающих профессионально важных задач [22, 28]. А.Т. Щастный, Н.Ю. Коневалова, Н.Г. Луд, И.В. Городецкая, В.В. Кугач и др. полагают, что учебно-исследовательская работа студентов является важным фактором повышения качества образовательного процесса, развития самостоятельности, креативности студентов, формирования их профессиональной компетентности [23]. Лишь пересечение двух сфер: медицинской практики и научной деятельности позволяет создать будущего профессионала в области медицины. Современная медицина, именуемая доказательной, основана на поиске
1 Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык, 2000.
доказательств, из которых вытекает правильный диагноз. Поэтому любой врач обязан четко представлять себе процесс формирования этих доказательств. Соответственно, важность введения основ исследовательской работы и развитие интереса является базой для образования врача [30; 31; 34]. Это не означает, что все студенты будут строить свою карьеру в области научных исследований в будущем, но современные условия работы врача, сложность технологий, рынок труда требуют хотя бы минимальных компетенций для проведения исследований [33; 36; 37]. На основании анализа литературы, посвященной данному вопросу, мы можем утверждать, что подавляющее большинство авторов придерживается единого мнения касательно структуры исследовательского компонента. Его структура включает в себя следующие подразделы: мотивационный, когнитивный и поведенческий компоненты.
Обратимся к наиболее важному для студента - будущего врача - мотивационному.
Материалы и методы
Объектом исследования явилась группа студентов 1 курса лечебного и педиатрического факультетов ФГБУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет». В исследовании участвовали 76 студентов.
Исследование выполнялось в 3 этапа:
1. Первичная диагностика; октябрь, 2018.
2. Включение элементов коллективных тренингов в занятия по иностранному языку с целью развития мотивации к исследовательской деятельности; ноябрь - декабрь, 2018; март - май, 2019.
3. Итоговая диагностика; май, 2019.
Первый и третий диагностические этапы исследования выполнялись с использованием следующих методик:
1 ) методика диагностики мотивов учебной деятельности студентов А.А. Реан и В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой. В данной методике имеются семь шкал оценивания: шкала 1 «Коммуникативные мотивы»; шкала 2 «Мотивы избегания неудачи»; шкала 3 «Мотивы престижа»; шкала 4 «Профессиональные мотивы»; шкала 5 «Мотивы творческой самореализации»; шкала 6 «Учебно-познавательные мотивы»; шкала 7 «Социальные мотивы». Опросник состоит из тридцати четырех утверждений, оценка, которых производится по 5-балльной системе: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов - максимальной;
2) методика изучения мотивации обучения в вузе Т.И. Ильина [18]. В методике представлены три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов).
Результаты
Таблица 1 - Результаты первичной диагностики учебно-исследовательской мотивации студентов / Table 1 - Results of the primary diagnostic procedure of educational-research motivation
Мотивы / Motives Показатели / Indicators
Коммуникативные мотивы / Communicative motives 16%
Мотивы избегания / Avoiding Motives 14%
Мотивы престижа / Prestige motives 12%
Профессиональные мотивы / Professional motives 15%
Мотивы творческой самореализации / Motives for creative self-realization 14%
Учебно-познавательные мотивы / Educational motives 14%
Социальные мотивы / Social motives 15%
Таблица 2 - Результаты итоговой диагностики учебно-исследовательской мотивации студентов / Table 2 - Results of the final diagnostic procedure of educational-research motivation
Мотивы / Motives Показатели / Indicators
Коммуникативные мотивы / Communicative motives 18%
Мотивы избегания / Avoiding Motives 12%
Мотивы престижа / Prestige motives 12%
Профессиональные мотивы / Professional motives 18%
Мотивы творческой самореализации / Motives for creative self-realization 15%
Учебно-познавательные мотивы / Educational motives 16%
Социальные мотивы / Social motives 12%
Анализируя результаты первичного опроса студентов 1 курса, прежде всего обращают на себя внимание высокие баллы по шкале «Коммуникативные мотивы», что объясняется желанием получить автономию от родителей через увеличение общения со сверстниками, идентификацию с ними - 16%; следующая шкала «Профессиональные мотивы» - 15% - это вторые по значимости для студентов мотивы, возможно, недостаточно осознаваемые ими на данном этапе обучения; следующая шкала - мотивы творческой самореализации и социальные мотивы - 14% и 15% соответственно, что является показателем стремления студентов к самовыражению, реализации собственного потенциала. Совсем небольшой процент (12%), отражающий уровень мотивов престижа, демонстрирует бытующую среди современных студентов тенденцию о том, что иметь очень хорошие оценки не так престижно, и 14% студентов получили мотивы «избегания», то есть их выбор демонстрирует стремление во любой ситуации действовать так, чтобы избежать неудачи, особенно если результаты их учебной и практической деятельности воспринимаются и оцениваются педагогами.
Обсуждение и заключение
В рамках занятий по иностранному языку был проведен цикл тренингов. Таблица 2 демонстрирует результаты, полученные нами после проведения тренинговых занятий.
Для решения профессионально ориентированных задач студенты применяли полученные знания. Программа была основана на включении проблемных ситуаций и задач, а также на основе мотивирующих текстов на английском языке по теме «Великие врачи -великие открытия». Также использовались тренинги: «Коммуникативные навыки», «Ситуационный анализ», «Дискуссия», «Круглый стол».
Также следует отметить, что применение в учебном процессе в рамках занятий по английскому языку оригинальные научные статьи и работа по написанию к ним аннотаций помогают сформировать исследовательский стиль работы студента. Они помогают актуализировать как основной, так и периферический - мотивационный - аспект мышления, что в свою очередь эффективно повышает уровень интенции к занятию научно-исследовательской работой.
1. Сопоставляя результаты до и после проведения тренинга, мы можем отметить изменение в учебно-мотивационной сфере. Возросшее значение по шкале «Коммуникативные мотивы» и при этом снизившееся значение по шкале «Избегания» показали умение более гибко подходить к сложным вопросам и выстраивать линию поведения в учебных и профессиональных вопросах. Направленность личности слегка изменилась в сторону профессиональных и учебно-познавательных мотивов.
2. Таким образом следует, что реализация программы коллективных тренингов на занятиях по иностранному языку с целью развития мотивационного компонента к исследовательской деятельности студентов медицинского вуза может рассматриваться как эффективный инструмент для формирования психологической готовности к дальнейшей профессиональной врачебной деятельности.
3. В заключение следует отметить, что для стимулирования исследовательской деятельности в медицинском вузе необходим комплексный подход, включающий в себя: создание ситуаций успеха для студента, реализацию программ психологического сопровождения и введение инновационных педагогических технологий на занятиях, в т.ч. по клиническим дисциплинам.
Список использованных источников
1. Ахмадуллина Г.Х. Управление эффективностью обучения медицинских работников в современных условиях // Современные проблемы науки и образования. 2018. №1. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27418 (дата обращения: 16.04.2019).
2. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1976. 175 с.
3. Ершова О.В. Научно-исследовательская деятельность студентов как средство повышения качества образования // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. №11 (часть 3). С. 529-532.
4. Зеленский И.В., Зеленский В.И. Современная система непрерывного медицинского образования и допуска в специальность // Главврач Юга России. 2018. №64 (ноябрь). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-sistema-nepreryvnogo-meditsinskogo-obrazovaniya-i-dopuska-v-spetsialnost (дата обращения: 01.04.2019).
5. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. Ижевск; Москва: Изд-во Удмуртского гос. ун-та, 2001. 103 с.
6. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.
7. Крюкова Т.Б. Психологическая готовность будущих инженеров как ресурс самореализации в профессиональной деятельности // Профессионализация личности в образовательных институтах и практической деятельности: теоретические и прикладные проблемы социологии и психологии труда и профессионального образования: материалы II международной научно-практической конференции 10 - 11 февраля 2013 г. Прага: Vdecko vydavatelsk centrum «Sociosfra-CZ», 2013. С. 86-90.
8. Лунегова Е. К. Проблемы формирования у будущих специалистов социальной сферы психологической готовности к работе с детьми-инвалидами // Вестник Казанского технологического университета. 2006. №4. С. 306.
9. Любецкий Н.П., Самыгин С.И., Касьянов В.В. Кризис высшего образования в России как социокультурная катастрофа // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. №8-9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-vysshego-obrazovaniya-v-rossii-kak-sotsiokulturnaya-katastrofa (дата обращения: 16.04.2019).
10. Мазилов В.А., Слепко Ю.Н. Современное высшее образование: экзистенциально-гуманистические перспективы // Ярославский педагогический вестник. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-vysshee-obrazovanie-ekzistentsialno-gumanisticheskie-perspektivy (дата обращения: 16.04.2019).
11. Моисеенко Л.А. Психологическая готовность изобретателей к использованию компьютеров // Вопросы психологии. 1993. №2. С. 122-125.
12. Москвичева Н.Л., Бордовская Н.В., Костромина С.Н., Розум С.И. Исследовательский потенциал студента: содержание конструкта и методика его оценки // Психологический журнал. 2017. Том 38, №2. С. 89-103.
13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 февраля 2016 г. №95 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета)» (с изменениями и дополнениями).
14. Петров В.В. Российская образовательная политика: трансформация концепций высшей школы в условиях кризиса // Философия образования. 2017. №4. С. 17-27.
15. Портнова Ю.С. Ребро И.В. Особенности исследовательской деятельности студентов при формировании компетентного специалиста // Успехи современного естествознания. 2012. №5. С. 103-104.
16. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. 448 с.
17. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М.: Просвещение, 2006. 434 с.
18. Франк Е.В. Высшее образование в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vysshee-obrazovanie-v-rossiyskoy-federatsii-problemy-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 16.04.2019).
19. Фролова Н.В. Роль научно-исследовательской деятельности студентов колледжа в системе профессиональной подготовки // Молодой ученый. 2013. №8. С. 445-447. URL https://moluch.ru/archive/55/7584/ (дата обращения: 01.04.2019).
20. Шадчин И.В. Формирование готовности студентов вуза к научно-исследовательской деятельности как теоретико-методологическая проблема // Вестник КГУ. 2012. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gotovnosti-studentov-vuza-k-nauchno-
issledovatelskoy-deyatelnosti-kak-teoretiko-metodologicheskaya-problema (дата обращения: 16.04.2019).
21. Щастный А.Т., Коневалова Н.Ю., Луд Н.Г., Городецкая И.В., Кугач В.В., Кабанова С.А., Васильев О.М. Учебно-исследовательская работа студентов // Вестник ВГМУ. 2018. №1. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/uchebno-issledovatelskaya-rabota-studentov (дата обращения: 01.05.2019).
22. Ismail N.A., Kharuddin A.F.Graphing Calculator Exposure of Mathematics Learning in a Partially Technology Incorporated Environment // EURASIA Journal of Mathematics, Science & Technology Education. 2017. Vol. 13, no. 6. Pp. 2529-2537. DOI: http://dx.doi.org/10.12973/eurasia.2017.01238a
23. Garrison H.H., Deschamps A.M. NIH research funding and early career physician scientists: continuing challenges in the 21st century // FASEB Journal: official publication of the Federation of American Societies for Experimental Biology. 2014. Vol. 28, no. 3. Pp. 10491058. DOI: https://doi.org/10.1096/fj.13-241687
24. Hayward C.N., Laursen S.L., Thiry H. Why Work with Undergraduate Researchers? Differences in Research Advisors' Motivations and Outcomes by Career Stage // CBE - Life Sciences Education. 2017. Vol. 16, no. 1. DOI: https://doi.org/10.1187/cbe.16-07-0229
25. Hemmati N., Omrani S., Hemmati N. A comparison of internet-based learning and traditional classroom lecture to learn CPR for continuing medical education // Turkish Online Journal of Distance Education. 2013. Vol. 14. Pp. 256-265. Available at: https://eric.ed.gov/?id=EJ1006264 (accessed: 16.04.2019).
26. Laskowitz DT, Drucker R P, Parsonnet J, Cross PC, Gesundheit N. Engaging students in dedicated research and scholarship during medical school: the long-term experiences at Duke and Stanford // Academic Medicine. 2010. Vol. 85(3). Pp. 419-428. DOI: https://doi .org/10.1097/ACM.0b013e3181ccc77a
27. Ribeiro L., Severo M., Pereira M., Ferreira M.A. Scientific Skills as Core Competences in Medical Education: What do medical students think? // International Journal of Science Education. 2015. Vol. 37, no. 12. Pp. 1875-1885. DOI: https://doi.org/10.1080/09500693.2015.1054919.
28. Moraes D.W., Jotz M., Menegazzo W.R., Menegazzo M.S., Veloso S., Machry M.C., Costanzi M., Pellanda L.C. Interest In research among medical students: Challenges for the undergraduate education // Revista da Associa9ao Médica Brasileira. 2016. Vol. 62, no. 7. Pp. 652-658. DOI: https://doi.org/10.1590/1806-9282.62.07.652
29. Mostafa S.R., Khashab S.K., Fouaad A.S., Abdelbaqy M., Waly A.M. Engaging undergraduate medical students in health research: students' perceptions and attitudes, and evaluation of a training workshop on research methodology // The Journal of the Egyptian Public Health Association. 2006. Vol. 81, no. 1-2. Pp. 99-118.
30. Mullan J.R., Weston K.M., Rich W.C., McLennan P.L. Investigating the impact of a research-based integrated curriculum on self-perceived research experiences of medical students in community placements: a pre- and post-test analysis of three student cohorts // BMC Medical Education. 2014. Vol. 14. P. 161. DOI: https://dx.doi.org/10.1186%2F1472-6920-14-161
31. Ogundahunsi O.A., Vahedi M., Kamau E.M., Aslanyan G., Terry R.F., Zicker F., Launois P. Strengthening research capacity - TDR's evolving experience in low- and middle-income countries // PLoS neglected tropical diseases. 2015. Vol. 9, no. 1. DOI: https://doi .org/10.1371/journal.pntd.0003380
32. Rezayat AA, Niroumand S, Shiehzadeh E, Saghebi A, Oskooie RR, Dadgarmoghaddam M. Assessment of life skills of medical students in Mashhad, Iran, in 2015 // Electron Physician. 2017. Vol. 9, no. 10. Pp. 5536-5540. DOI: https://doi.org/10.19082/5536
33. Hawkes S., Aulakh B.K., Jadeja N., Jimenez M., Buse K., Anwar I., Barge S., Odubanjo M.O., Shukla A., Ghaffar A., Whitworth J. Strengthening capacity to apply health research evidence in policy making: experience from four countries // Health Policy and Planning. 2016. Vol. 31, no. 2. Pp. 161-170. DOI: https://doi .org/10.1093/heapol/czv032
34. Solomon S.S., Tom S.C., Pichert J., Wasserman D., Powers A.C. Impact of medical student research in the development of physician-scientists // Journal of Investigative Medicine. 2003. Vol. 51, no. 3. Pp. 149-156. DOI: https://doi.org/10.1136/jim-51-03-17
35. Stockfelt M., Karlsson L., Finizia C. Research interest and activity among medical students in Gothenburg, Sweden, a cross-sectional study // BMC Medical Education. 2016. Vol. 16, no. 1. P. 226. DOI: https://doi.org/10.1186/s12909-016-0749-3
36. VanNieuwenborg L., Goossens M., De Lepeleire J., Schoenmakers B. Continuing medical education for general practitioners: a practice format // Postgraduate Medical Journal. 2016. Vol. 92. Pp. 217-222. DOI: https://dx.doi.org/10.1136%2Fpostgradmedj -2015-133662
37. Nikonova E.I., Sharonov I.A., Sorokoumova S.N., Suvorova O.V., Sorokoumova E.A. Modern Functions of a Textbook on Social Sciences and Humanities as an Informational Management Tool of University Education // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11, no. 10. Pp. 3764-3774. Available at: http://www.ijese.net/makale/593 (accessed: 16.04.2019).
38. Efremova G.I., Timoshenko G.V., Leonenko E.A., Bochkovskaya I.A., Sorokoumova S.N., Potekhina E.V. The Projective Study of The Impact of The Vertical Position of a Person on The Nosological Specificity of Psychosomatic Risk // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. 2016. Vol. 7, no. 6. Pp. 685-691. Available at: https://www.rjpbcs.com/pdf/2016 7(6)/f86!.pdf (accessed: 16.04.2019).
39. Rong Ju, Buldakova N.V., Sorokoumova S.N., Sergeeva M.G., Galushkin A.A., Soloviev A.A., Kryukova N.I. Foresight methods in pedagogical design of university learning environment // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Vol. 13, no. 8. Pp. 5281-5293. DOI: https://doi.org/10.12973/eurasia.2017.01003a.
40. Report-2015: Faculty of Language and Literature, Humanities, Arts and Education University of Luxembourg. Available at: https://wwwen.uni .lu/var/storage/ori ginal/application/c14923d595822e5474434c8e231680eb.pdf (accessed: 16.04.2019).
Teater B., Lefevre M., Mclaughlin H. Research Activity among UK Social Work Academics // Journal of Social Work. 2018. Vol. 18, no. 1. Pp. 85-106. DOI: https://doi.org/10.1177%2F1468017316652002.
Rong Ju, Buldakova N.V., Sorokoumova S.N., Sergeeva M.G., Galushkin A.A., Soloviev A.A., Kryukova N.I. Foresight methods in pedagogical design of university learning environment // Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. 2017. Vol. 13, no. 8. Pp. 5281-5293. DOI: https://doi.org/10.12973/eurasia.2017.01003a (accessed: 16.06.2019).
References
1. Ahmadullina G.H. Management of training efficiency of medical workers in modern conditions. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2018, no. 1. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=27418 (accessed: 16.04.2019). (In Russ.)
41.
42.
2. D'yachenko M.I., Kandybovich L.A. Psychological problems of readiness for action. Minsk, BSU Publishing House, 1976. 175 p. (In Russ.)
3. Ershova O.V. Research activities of students as a means of improving the quality of education. Mezhdunarodnyj zhurnalprikladnyh i fundamental'nyh issledovanij, 2016, no. 11 (3), pp. 529532. (In Russ.)
4. Zelenskij I.V., Zelenskij V.I. Modern system of continuous medical education and admission to the specialty. Glavvrach YUga Rossii, 2018, no. 64 (November). Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7sovremennaya-sistema-nepreryvnogo-meditsinskogo-obrazovaniya-i-dopuska-v-spetsialnost (accessed: 01.04.2019). (In Russ.)
5. Zimnyaya I.A., SHashenkova E.A. Research work as a specific type of human activity. Izhevsk, Moscow, Publishing House of the Udmurt State University Press, 2001. 103 p. (In Russ.)
6. Klimov E.A. Psychology of professional self-determination. Rostov-on-Don, Phoenix Publ., 1996. 512 p. (In Russ.)
7. Kryukova T.B. Psychological readiness of future engineers as a resource for self-realization in professional activity. Professionalizaciya lichnosti v obrazovatel'nyh institutah i prakticheskoj deyatel'nosti: teoreticheskie i prikladnye problemy sociologii i psihologii truda i professional'nogo obrazovaniya: materialy II mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 10 - 11 fevralya 2013 g. Prague, Vdecko vydavatelsk centrum Sociosfra-CZ Publ., 2013. Pp. 86-90. (In Russ.)
8. Lunegova E. K. Formation problems of the future specialists in the social sphere of psychological readiness to work with disabled children. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta, 2006, no. 4, p. 306. (In Russ.)
9. Lyubeckij N.P., Samygin S.I., Kas'yanov V.V. The crisis of higher education in Russia as a sociocultural catastrophe. Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki, 2017, no. 8-9. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/krizis-vysshego-obrazovaniya-v-rossii-kak-sotsiokulturnaya-katastrofa (accessed: 16.04.2019). (In Russ.)
10. Mazilov V.A., Slepko YU.N. Modern higher education: existential-humanistic perspectives. YAroslavskij pedagogicheskij vestnik, 2018, no. 4. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-vysshee-obrazovanie-ekzistentsialno-gumanisticheskie-perspektivy (accessed: 16.04.2019). (In Russ.)
11. Moiseenko L.A. Psychological readiness of inventors to use computers. Voprosy psihologii, 1993, no. 2, pp. 122-125. (In Russ.)
12. Moskvicheva N.L., Bordovskaya N.V., Kostromina S.N., Rozum S.I. Student research potential: the content of the construct and the method of its assessment. Psihologicheskij zhurnal, 2017, vol. 38, no. 2, pp. 89-103. (In Russ.)
13. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of February 9, 2016 No. 95 "On approval of the federal state educational standard of higher education in the field of training 31.05.01 Medical business (specialty level)" (with amendments and additions). (In Russ.)
14. Petrov V.V. Russian educational policy: the transformation of the concepts of higher education in a crisis. Filosofiya obrazovaniya, 2017, no. 4, pp. 17-27. (In Russ.)
15. Portnova YU.S. Rebro I.V. Features of research activities of students in the formation of a competent specialist. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya, 2012, no. 5, pp. 103-104. (In Russ.)
16. Workshop on the psychology of management and professional activity / ed. G.S. Nikiforova, M.A. Dmitrieva, V.M. Snetkova. St. Petersburg, Speech Publ., 2001. 448 p. (In Russ.)
17. Savenkov A.I. Psychological basis of the research approach to learning. Moscow, Education Publ., 2006. 434 p. (In Russ.)
18. Frank E.V. Higher education in the Russian Federation: problems and prospects of development. Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk, 2016, no. 3. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/vysshee-obrazovanie-v-rossiyskoy-federatsii-problemy-i-perspektivy-razvitiya (accessed: 16.04.2019). (In Russ.)
19. Frolova N.V. The role of research activities of college students in the system of vocational training. Molodoj uchenyj, 2013, no. 8, pp. 445-447. Available at: https://moluch.ru/archive/55/7584/ (accessed: 01.04.2019). (In Russ.)
20. SHadchin I.V. Formation of high school students' readiness for research activities as a theoretical and methodological problem. Vestnik KGU, 2012, no. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-gotovnosti-studentov-vuza-k-nauchno-issledovatelskoy-deyatelnosti-kak-teoretiko-metodologicheskaya-problema (accessed: 16.04.2019). (In Russ.)
21. SHCHastnyj A.T., Konevalova N.YU., Lud N.G., Gorodeckaya I.V., Kugach V.V., Kabanova S.A., Vasil'ev O.M. Educational and research work of students. Vestnik VGMU, 2018, no. 1. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebno-issledovatelskaya-rabota-studentov (accessed: 01.05.2019). (In Russ.)
22. Ismail N.A., Kharuddin A.F.Graphing Calculator Exposure of Mathematics Learning in a Partially Technology Incorporated Environment. EURASIA Journal of Mathematics, Science & Technology Education, 2017, vol. 13, no. 6, pp. 2529-2537. DOI: http://dx.doi.org/10.12973/eurasia.2017.01238a.
23. Garrison H.H., Deschamps A.M. NIH research funding and early career physician scientists: continuing challenges in the 21st century. FASEB Journal: official publication of the Federation of American Societies for Experimental Biology, 2014, vol. 28, no. 3, pp. 10491058. DOI: https://doi.org/10.1096/fj.13-241687
24. Hayward C.N., Laursen S.L., Thiry H. Why Work with Undergraduate Researchers? Differences in Research Advisors' Motivations and Outcomes by Career Stage. CBE - Life Sciences Education, 2017, vol. 16, no. 1. DOI: https://doi.org/10.1187/cbe.16-07-0229
25. Hemmati N., Omrani S., Hemmati N. A comparison of internet-based learning and traditional classroom lecture to learn CPR for continuing medical education. Turkish Online Journal of Distance Education, 2013, vol. 14, pp. 256-265. Available at: https://eric.ed.gov/?id=EJ1006264 (accessed: 16.04.2019).
26. Laskowitz DT, Drucker R P, Parsonnet J, Cross PC, Gesundheit N. Engaging students in dedicated research and scholarship during medical school: the long-term experiences at Duke and Stanford. Academic Medicine, 2010, vol. 85(3), pp. 419-428. DOI: https://doi .org/10.1097/ACM.0b013e3181ccc77a
27. Ribeiro L., Severo M., Pereira M., Ferreira M.A. Scientific Skills as Core Competences in Medical Education: What do medical students think? International Journal of Science Education, 2015, vol. 37, no. 12, pp. 1875-1885. DOI: https://doi.org/10.1080/09500693.2015.1054919.
28. Moraes D.W., Jotz M., Menegazzo W.R., Menegazzo M.S., Veloso S., Machry M.C., Costanzi M., Pellanda L.C. Interest In research among medical students: Challenges for the
undergraduate education. Revista da Associaçâo Médica Brasileira, 2016, vol. 62, no. 7, pp. 652-658. DOI: https://doi.org/10.1590/1806-9282.62.07.652
29. Mostafa S.R., Khashab S.K., Fouaad A.S., Abdelbaqy M., Waly A.M. Engaging undergraduate medical students in health research: students' perceptions and attitudes, and evaluation of a training workshop on research methodology. The Journal of the Egyptian Public Health Association, 2006, vol. 81, no. 1-2, pp. 99-118.
30. Mullan J.R., Weston K.M., Rich W.C., McLennan P.L. Investigating the impact of a research-based integrated curriculum on self-perceived research experiences of medical students in community placements: a pre- and post-test analysis of three student cohorts. BMC Medical Education, 2014, vol. 14, p. 161. DOI: https://dx.doi.org/10.1186%2F1472-6920-14-161
31. Ogundahunsi O.A., Vahedi M., Kamau E.M., Aslanyan G., Terry R.F., Zicker F., Launois P. Strengthening research capacity - TDR's evolving experience in low- and middle-income countries. PLoS neglected tropical diseases, 2015, vol. 9, no. 1. DOI: https://doi .org/10.1371/journal.pntd.0003380
32. Rezayat AA, Niroumand S, Shiehzadeh E, Saghebi A, Oskooie RR, Dadgarmoghaddam M. Assessment of life skills of medical students in Mashhad, Iran, in 2015. Electron Physician, 2017, vol. 9, no. 10, pp. 5536-5540. DOI: https://doi.org/10.19082/5536
33. Hawkes S., Aulakh B.K., Jadeja N., Jimenez M., Buse K., Anwar I., Barge S., Odubanjo M.O., Shukla A., Ghaffar A., Whitworth J. Strengthening capacity to apply health research evidence in policy making: experience from four countries. Health Policy and Planning, 2016, vol. 31, no. 2, pp. 161-170. DOI: https://doi .org/10.1093/heapol/czv032
34. Solomon S.S., Tom S.C., Pichert J., Wasserman D., Powers A.C. Impact of medical student research in the development of physician-scientists. Journal of Investigative Medicine, 2003, vol. 51, no. 3, pp. 149-156. DOI: https://doi.org/10.1136/jim-51-03-17
35. Stockfelt M., Karlsson L., Finizia C. Research interest and activity among medical students in Gothenburg, Sweden, a cross-sectional study. BMC Medical Education., 2016, vol. 16, no. 1, p. 226. DOI: https://doi .org/10.1186/s12909-016-0749-3
36. VanNieuwenborg L., Goossens M., De Lepeleire J., Schoenmakers B. Continuing medical education for general practitioners: a practice format. Postgraduate Medical Journal, 2016, vol. 92, pp. 217-222. DOI: https://dx.doi.org/10.1136%2Fpostgradmedj-2015-133662
37. Nikonova E.I., Sharonov I.A., Sorokoumova S.N., Suvorova O.V., Sorokoumova E.A. Modern Functions of a Textbook on Social Sciences and Humanities as an Informational Management Tool of University Education. International Journal of Environmental and Science Education, 2016, vol. 11, no. 10, pp. 3764-3774. Available at: http://www.ijese.net/makale/593 (accessed: 16.04.2019).
38. Efremova G.I., Timoshenko G.V., Leonenko E.A., Bochkovskaya I.A., Sorokoumova S.N., Potekhina E.V. The Projective Study of The Impact of The Vertical Position of a Person on The Nosological Specificity of Psychosomatic Risk. Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences, 2016, vol. 7, no. 6, pp. 685-691. Available at: https://www.rjpbcs.com/pdf/2016 7(6)/f86!.pdf (accessed: 16.04.2019).
39. Rong Ju, Buldakova N.V., Sorokoumova S.N., Sergeeva M.G., Galushkin A.A., Soloviev A.A., Kryukova N.I. Foresight methods in pedagogical design of university learning environment. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 2017, vol. 13, no. 8, pp. 5281-5293. DOI: https://doi.org/10.12973/eurasia.2017.01003a.
40. Report-2015: Faculty of Language and Literature, Humanities, Arts and Education University of Luxembourg. Available at:
https://wwwen.uni .lu/var/storage/ori ginal/application/c14923d595822e5474434c8e231680eb.pdf (accessed: 16.04.2019).
41. Teater B., Lefevre M., Mclaughlin H. Research Activity among UK Social Work Academics. Journal of Social Work, 2018, vol. 18, no. 1, pp. 85-106. DOI: https://doi.org/10.1177%2F1468017316652002.
42. Rong Ju, Buldakova N.V., Sorokoumova S.N., Sergeeva M.G., Galushkin A.A., Soloviev A.A., Kryukova N.I. Foresight methods in pedagogical design of university learning environment. Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education, 2017, vol. 13, no. 8, pp. 5281-5293. DOI: https://doi.org/10.12973/eurasia.2017.01003a (accessed: 16.06.2019).
© Захарова Е.А., Сорокина Т.М., Юдина Е.А., 2019
Информация об авторах Захарова Евгения Альбиновна - преподаватель кафедры иностранных языков, Приволжский исследовательский медицинский университет», Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Сорокина Татьяна Михайловна - профессор кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования, доктор психологических наук, профессор, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: tatyana. [email protected]
Юдина Елена Алексеевна - психолог, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №54», Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Information about the authors Zakharova Eugeniya Albinovna - Tutor of the department of foreign languages, Privolzhski Research Medical University", Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Sorokina Tatyana Mikhaylovna - Doctor of Psychology, Professor, the department of psychology and pedagogics of pre-school and primary education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University), Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Yudina Elena Alekseevna - Psychologist, Municipal budgetary educational institution "School No. 54", Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Вклад соавторов
Захарова Евгения Альбиновна - теоретический анализ литературы; проведение эмпирического исследования, систематизация и представление авторского аналитического материала, результатов эмпирического исследования.
Сорокина Татьяна Михайловна - критический анализ и доработка текста; развитие методологии; формализованный анализ данных.
Юдина Елена Алексеевна - критический анализ и доработка текста; формализованный анализ данных.
Contribution of Contributors
Zakharova Eugeniya Albinovna - theoretical analysis of accompanying literature; conducting empirical research, arrangement and presentation of the authors' analysis findings, the results of the empirical study.
Sorokina Tatyana Mikhaylovna - critical analysis and revision of the text; methodology development; formalized data analysis.
Yudina Elena Alekseevna - critical analysis and revision of the text; formalized data analysis.
Поступила в редакцию: 21.04.2019 Принята к публикации: 01.06.2019 Опубликована: 09.08.2019