УДК 378.811.11
Anduganova M.Yu., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: [email protected] Lukinykh A.A., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: [email protected] Somikova T.Yu., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: [email protected] Stepina S.D., senior teacher, Yugra State University (Khanty-Mansiysk, Russia), E-mail: [email protected]
DEPENDENCE OF ACADEMIC MOTIVATION TO STUDY ENGLISH ON DURATION OF STUDYING AND THE TYPE OF EDUCATIONAL RESOURCES USED IN LEARNING AMONG YUGRA STATE UNIVERSITY BACHELOR STUDENTS. Under conditions of the increasing globalization in the world, good knowledge of English has become an important constituent of professional competence of graduates with various majors, which highlights the importance of research focusing on non-language university students' motivation for studying English. This article concentrates on determining the character and strength of non-language bachelor students' motivation for learning English, studying the dependence of this motivation on duration of studying the discipline and the type of educational resources used in learning the subject. The researchers employ N.C. Badmaeva's modification of A.A. Rean and V.A. Yakunin's method to analyze academic motivation. It has been proved that students using such resources as educational sites and video materials have a stronger motivation to study English. It has been found that students who studied English before University have a weaker motivation to master the language as compared with those who were not taught English at school. Key words: academic motivation, academic motive, communicative competences, English language, foreign language.
М.Ю. Андуганова, канд. фил. наук, доц., Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, E-mail: [email protected] А.А. Лукиных, канд. фил. наук, доц., Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, E-mail: [email protected] Т.Ю. Сомикова, канд. фил. наук, доц., Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, E-mail: [email protected] СД. Степина, ст. преп., Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, E-mail: [email protected]
ЗАВИСИМОСТЬ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ЮГОРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ОТ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ И ХАРАКТЕРА ПРИВЛЕКАЕМЫХ РЕСУРСОВ
В условиях растущей глобализации мирового пространства хорошее знание английского языка становится важной составляющей профессиональной компетентности выпускаемых вузом специалистов самых разных направлений подготовки, что делает актуальным исследование мотивации к изучению английского языка у студентов неязыкового профиля. Данная статья ставит целью изучить характер и степень мотивации бакалавров неязыковых профилей к освоению английского языка в зависимости от продолжительности обучения предмету и вида образовательных ресурсов, используемых в процессе изучения дисциплины. В исследовании была использована методика диагностики мотивов учебной деятельности А.А. Реана и В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой. Доказана более высокая мотивированность студентов, использующих такие ресурсы, как образовательные сайты и видеоматериалы. Обнаружилось снижение мотивации у тех, кто изучал английский язык в школе, по сравнению с теми, кто его не изучал до поступления в университет. Ключевые слова: Учебнаямотивация,мотивучебнойдеятельности,комоникативные компетенции, английский язык, иностранныйязык.
На фоне растущей глобализации мировогопространства в экономической, политической, культурной и религиозной сферах человеческой деятельности поввшаюосяорчбования раРоаодатолей к имеющемчся у саециависеа уровню длрдеаивенглийским ялыквмдан васболее чеслоачпользуемымяее-ком международного общения. В связи с этим владение английским языком на дослааотномолаоаащестапедвя паофесстоаалиноВщеяаерьнасаи шп°тна становится важной составляющей профессиональной компетентности выпускаемых вузом беквеавролрамрх раюнеатаправлентй паогатоыки.что озршжлно в принятых Федеральных государственных образовательных стандартах высшего еОрезаразит [1 ]. Длн каадоронапракония подготовкнвкадегонни«Коп-муникация» обозначена такая универсальная компетенция, как способность «осущеспваяаь деловою колпунитааию н усааеё| ипрснмееной фо-ыммхю.е на иноса°лнпам(ых ) язынeГaо)»щ].Hoные станаaйaыapeанюй пе[(елм-фа-о^у-лируемых задач, реализуемого содержания и применяемых методов обучения студевaвп-Дaиaловpeнанокaвaннeмакзыкyнпxе>lщeриe аозые споыоСон па-вышения эффективности преподавания данной дисциплины в высшей школе.
Такуюглабальную пересарсйкУметедики преподавайия инссаранного языка в высшей школе целесообразно начать с исследования мотивации современных яаудрннов к изученеюееедееаа. Имснномоаивяцяя опнеделяиавозеожную ко-яеянрю эффекаиннесяс всего п роцмссаеб^еиия.изнанальноирвекасруя вероятностный лимит освоения дисциплины, задавая направление, устойчивость и ставен ь аиаисннсннучаКной д аяееапноиаи.
Данная научная работа является продолжением комплексного исследова-ниямстзвасинс осуонниюанглиссиого языкв вауданновзЗакилаир0в Югорского государственного университета, которое направлено на определение основных мотивиспервакурсоркоспея зековых вапиасленим п^^^очнн^^^а^г-^ш английского языка, а также выявлению зависимости характера и степени выраженности ми^^^кяига^н^к^Висвипшиы фактовов[3,4].В эзой статье
п ельписучись харштери степе ньмоиивании бакалавров
неязыковых профилей к освоению английского языка в зависимости от продол-жптыльрасзи овумниизаедмеич и вида образовательных ресурсов, используемых в процессе изучения дисциплины.
Ми аграмма 1
Привлекаемые для изучени я предметаобразоврзельные ресурсы, %
Обобщив имеющиеся трактовки мотива учебной деятельности [5 - 7], в данном исследовании мы определяем мотив как конкретную причину, которая побуждает студентов к познавательной деятельности продуктивного характера по освоению содержания образования. Под мотивацией учебной деятельности мы понимаем динамическую и иерархично организованную систему мотивов учебной деятельности [3, с. 156; 4, с. 460]. В исследовании применялась методика диагностики мотивов учебной деятельности А.А. Реана и В.А. Якунина в модификации Н.Ц. Бадмаевой [8], материалом исследования послужили результаты анкетных опросов 100 студентов Югорского государственного университета, обучающихся на первом курсе разных направлений подготовки бакалавриата. Выявленные мотивы изучения английского языка были разбиты на четыре группы:
1) саморазвитие, 2) использование языковых навыков в последующей профессиональной деятельности, 3) применение полученных знаний для развлечений, досуга, путешествий 4) эмиграция, с последующей оценкой выраженности каждой группы мотивов. После этого исследовалась зависимость характера и силы мотивации студентов к изучению английского языка от таких факторов, как пол, профессиональная направленность [4] и опыт практического применения английского языка в общении [3].
Еще один немаловажный фактор влияния на мотивацию к изучению иностранного языка, на котором мы сосредоточим внимание в данной статье, - характер ресурсов, используемых учащимися в процессе освоения дисциплины. Для определения списка этих ресурсов со студентами была проведена беседа, в ходе которой были зафиксированы все возможные ресурсы, которые впоследствии для более универсальной формулировки анкетного вопроса были объединены в четыре группы: 1) видеоматериалы (сериалы, видеоблоги, др.),
2) материалы на бумажном носителе (учебники, справочники, др.), 3) электронные учебники (электронные копии традиционных учебных материалов на бумажном носителе), 4) образовательные сайты. В анкете референтам предлагалось
выбрать одну или несколько групп ресурсов, к которым они обращались при изучении английского языка, из списка этих четырех групп. Диаграмма 1 отражает процентное соотношение привлечения к процессу изучения английского языка разных по характеру групп ресурсов:
Данные диаграммы показывают, что наиболее популярными на сегодня являются образовательные сайты, то есть, образовательные Интернет-ресурсы для обучения в онлайн-режиме (49% опрошенных используют данный ресурс). Чуть менее широко, но достаточно часто, привлекаются для изучения иностранного языка видеоматериалы: художественные и документальные фильмы, сериалы, новостные программы, видеоблоги на английском языке (45%). Довольно актуальными остаются традиционные учебные материалы на бумажном носителе (38%), им уступают по частоте использования электронные учебники (31%).
Мы проследили характер мотивации студентов в зависимости от типа ресурсов, привлекаемых к изучению иностранного языка, и представили результаты подсчетов в диаграмме 2:
Из диаграммы 2 следует, что те, кто изучает английский язык с целью его применения в путешествиях, для развлечений и досуга, широко используют все ресурсы для совершенствования языковых навыков, но преимущество отдают видеоматериалам (25%). Те, кто стремится к саморазвитию при изучении английского языка, предпочитают образовательные сайты (22%), хотя достаточно часто используют также видеоматериалы (17%) и электронные учебники (17%). Те студенты, которые нацелены на применение языковых навыков в профессиональной деятельности, в большей степени используют образовательные сайты (22%) и видеоматериалы (21%).
Для определения силы мотивации к освоению английского языка для каждой группы образовательных ресурсов были произведены расчеты согласно выбранной методике. Результаты расчетов представленывдиаграмме 3:
Диаграмма 2
Зависимостьмотивации отхарактераресурсов,привлекаемых к изучениюдисциплины, %выраженностиосновныхмотивовдлякаждойгруппыресурсов
Видеоматериалы
Материалы на бумажных носителях
Электронные учебники
Образовательные сайты
I Эмиграция и другое
I Путешествия, досуг
Профессиональная деятельность
I Саморазвитие I отсутствие мотивации
0 5 10 15 20 25 30
Видеоматериалы
Материалы на бумажном носителе
Электронные учебники Образовательные сайты
16,5
16,25
I сила мотивации, % выраженности для каждой группы ресурсов
10 15
20
5
Диаграмма 3
Зависимостьсилымотивации к освоениюанглийскогоязыкаот используемыхв процессе обучения ресурсов,
% рля кардойгруппы риру |ссов
Таким образом, наиболее мотивированы к изучению английского языка студенты, использующие для совершенствования своих языковых навыков видеоматериалы (16,5%) и образовательные сайты (16,25%). У тех, кто использует традиционные учебные материалы на бумажном носителе или их электронные копии, сила мотивации не так выражена (12,25% и 11,5% соответственно).
На следующем этапе исследования мы проанализировали контрольную выборку студентов первого курса бакалавриата Югорского государственного университета с точки зрения продолжительности изучения предмета. Участвующие в данном исследовании студенты имеют разный по продолжительности опыт изучения английского языка - от 1 года до 17 лет, при этом большинство учащихся в обследованной группе изучают английский язык 10 - 11 лет. Мы проследили
характер мотивации студентов с разным по продолжительности опытом изучения английского языка и представили результаты подсчетов в диаграмме 4:
Из диаграммы 4 следует, что стремление к саморазвитию является значимым мотивом для освоения английского языка практически на протяжении всего его изучения, но особенно сильно проявляется на 1-м и 17-м гг Освоение английского языка с целью его применения в путешествиях, для развлечений и досуга наиболее выражено в первые четыре года обучения, вытесняя все остальные виды мотивации на 3-м и 4-м году изучения, хотя данная цель освоения предмета не теряет своей актуальности и в дальнейшем, до 13-го года обучения сохраняя свое присутствие - от 22 до 63%. Нацеленность изучения английского языка на применение языковых навыков в профессиональной деятельности также присут-
Диаграмма 4
Зависимость мотивации от продолжительности изучения дисциплины, % выраженности основных мотивов для каждого года изучения
Осно вной
Осно вной
Осно вной
Осно вной
Осно вной
Осно вной
Осно вной
Осно вной
Осно вной
Осно вной
Осно вной
Осно вной
25 "25
19
50 50
57
46
33
63
56
66
71 71
100
100
100
100
I Эмиграция и другое
I Путешествия, досуг
Профессиональная деятельность
I Саморазвитие I отсутствие мотивации
20
40
60 80 100 120
0
Диаграмма 5
Зависимость силымотивации к освоению английскогоязыкаот срокаагоизучения, %длякаждого годаизучениядисциплсны
п
Основной 25
Основной
25
Основной
19
■
Основной 38
-
Основной 2 7
-
Основной 30
-
Основной 32 ■ сила мотивации, %
Основной
28 выраженности для каждого
Основной года обучения
25
-
Основной 42
-
Основной 25
Основной
25
Основной
1 7
Основной
50
10
20
30
40
50
60
0
ствует у студентов с разным по продолжительностиопытомизучения дисциплины, но наиболее выражено у тех, кто изучает предмет один, пять, семь и восемь лет, полностью отсутствуяиа 3-ми4-м оо°охябуоени- а таоие ппяле одчннад-цати лет изучения языка^узяттызадужываюосяоб исполозя^г^пиии языка кии средства для эмиграции лишь после десятого года изучения дисциплины. Что касается отсутствия мотипоциз к изyтeчлояgглнйcоогц язлча,иаияялиши йяро-цент немотивированных студентов среди тех, кто изучает дисциплину два, десять и двенадцать лет.
Для определения силы мотивации к освоению английского языка для каждого года изучения дисцзилтно! были проитчедвиы cлчтпeтcтичющчтоялчяоы по ранее обозначенной методике. Результаты расчетов представлены в диаграмме 5.
Таким образом, наиболее моттвчротчны к иоцчeнзюaтгшЧcкжгя нзызч (50%) студенты, ранее не изучавшие его. Чуть менее выражена сила мотивации (42%) у студентов, изучающиопотдмеи 5 ляо(вчнчожно, оз-та отсртчовячпрч-подавания предмета определенное количество лет в школе), а также у тех, кто стандартно изучал англи тcтнHязыянceгчдыo44чeтиятшчoзжлявтоиo гиоиасяж
Библиографический список
(38%). В целом данные диаграммы говорят о том, что современный уровень преподавания английского языка в школе не способствует повышению мотивации к изучению предмета.
На основе проведенного исследования можно заключить, что сила мотивации бакалавров первого курса Югорского государственного университета к освоению английского языка находится в зависимости от качества и разнообразия ресурсов, используемых в процессе преподавания предмета, причем более значимы для студентов представляются современные ресурсы, такие как образовательные сайты и видеоматериалы, включая художественные и документальные фильмы, сериалы, телевизионные передачи, влоги. Учитывая важность данного фактора в структуре мотивации учебной деятельности, представляется целесообразным в большей степени использовать именно эти ресурсы в преподавании иностранного языка. Это поможет исправить и выявленную в ходе исследования ситуацию с общим снижением мотивации к освоению английского языка у тех, кто изучал предмет в школе, по сравнению с теми, кто его не изучал до поступления в университет. Прямой зависимости мотивации к овладению языковыми навыка-миот продолжительностиизучения английского языканевыявлено.
1. ФГОС ВО (3++J по направлениям бакалавриата. Портал федеральных общеобразовательных стандартов высшего образования. Available at: http://fgosvo.ru/ fgosvo/151/150/24
2. Приказ об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 04.03.01 Химия. Портал федеральных общеобразовательных стандартов высшего образования. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/ BaW040301_B_3_09082017.pdf
3. Андуганова М.Ю., Лукиных А.А., Сомикова Т.Ю. Зависимость мотивации к изучению английского языка от опыта его практического применения у студентов-бакалавров Югорского государственногоуниверситета. Историческаяисоциально-образоательная мысль. 2019;Т. 11,№6:153 -164.
4. Андуганова М.Ю., Лукиных А.А., Сомикова Т.Ю., Степина С.Д. Профессиональная и гендерная обусловленность мотивации к освоению английского языка у студентов-бакалавров. ВестникМарийскогогосударственногоуниверситета. 2019;Т. 13,№4:459-467.
5. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. Available at: https://bookap.info/book/ilin_motivatsiya_i_motivy/gl56.shtm
6. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивыиэмоции. Available at: https://prepod.nspu.rU/pluginfile.php/14319/mod_resource/content/0/Leontev_Potrebnosti_motivy_ehmocii.pdf
7. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Available at: http://pedlib.ru/Books/1/0389/1_0389-1.shtml
8. Бадмаева Н.Ц. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой). Влияниемотивационногофактора на развитие умственных способностей. Улан-Удэ, 2004: 151 - 154.
References
1. FGOS VO (3++J P0 napravleniyam bakalavriata. Portal federal'nyh obscheobrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya. Available at: http://fgosvo.ru/ fgosvo/151/150/24
2. Prikaz ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego obrazovaniya - bakalavriat po napravleniyu podgotovki 04.03.01 Himiya. Portal federal'nyh obscheobrazovatel'nyh standartov vysshego obrazovaniya. Available at: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FG0S%20V0%203++/Bak/040301_B_3_ 09082017.pdf
3. Anduganova M.Yu., Lukinyh A.A., Somikova T.Yu. Zavisimost' motivacii k izucheniyu anglijskogo yazyka ot opyta ego prakticheskogo primeneniya u studentov-bakalavrov Yugorskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoricheskaya i social'no-obrazoatel'naya mysl'. 2019; T. 11, № 6: 153 - 164.
4. Anduganova M.Yu., Lukinyh A.A., Somikova T.Yu., Stepina S.D. Professional'naya i gendernaya obuslovlennost' motivacii k osvoeniyu anglijskogo yazyka u studentov-bakalavrov. Vestnik Marijskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019; T. 13, № 4: 459 - 467.
5. Il'in E.P. Motivaciya imotivy. Available at: https://bookap.info/book/ilin_motivatsiya_i_motivy/gl56.shtm
6. Leont'ev A.N. Potrebnosti, motivy i 'emocii. Available at: https://prepod.nspu.ru/pluginfile.php/14319/mod_resource/content/0/Leontev_Potrebnosti_motivy_ehmocii.pdf
7. Markova A.K. Formirovanie motivacii ucheniya v shkol'nom vozraste. Available at: http://pedlib.ru/Booksfl/0389/1_0389-1.shtml
8. Badmaeva N.C. Metodika dlya diagnostiki uchebnoj motivacii studentov (A.A. Rean i V.A. Yakunin, modifikaciya N.C. Badmaevoj). Vliyanie motivacionnogo faktora na razvitie umstvennyh sposobnostej. Ulan-Ud'e, 2004: 151 - 154.
Статья поступила в редакцию 09.03.20