Педагогические науки
Pedagogics
УДК 372:811.111 DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-4-459-467
Профессиональная и гендерная обусловленность мотивации
к освоению английского языка у студентов-бакалавров М. Ю. Андуганова, А. А. Лукиных, Т. Ю. Сомикова, С. Д. Степина
Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск
Введение. Одной из важных тенденций развития сегодняшнего общества является все увеличивающаяся глобализация всех сфер человеческой деятельности, что ведет за собой повышение требований работодателей в самых разных сферах профессиональной деятельности к имеющемуся у работников уровню владения английским языком как основным языком международного общения. Необходимость обеспечения высшим учебным заведением адекватного удовлетворения потребности современного предприятия в компетентных кадрах с достаточным уровнем владения иностранным языком обусловило актуальность исследования мотивации бакалавров неязыкового профиля подготовки к изучению английского языка с целю повышения эффективности преподавания дисциплины. Целью данного исследования - определить основные мотивы к изучению английского языка и силу их выраженности у студентов-бакалавров, выявить зависимость мотивации первокурсников от их профессиональной ориентации и гендерного фактора. Материалы и методы. Данное исследование опирается на методику диагностики мотивов учебной деятельности А. А. Реана и В. А. Якунина в модификации Н. Ц. Бадмаевой и выполнено на материале интервьюирования и анкетного опроса 100 студентов первого курса разных направлений подготовки бакалавриата Югорского государственного университета. Результаты исследования, обсуждения. Исследование показало, что у представителей референтной группы преобладают мотивы изучения английского языка, связанные с путешествиями, развлечениями, проведением досуга, чуть менее выражен мотив саморазвития, еще менее характерен мотив использования английского языка в дальнейшей профессиональной деятельности. Соотношение выраженности данных мотивов варьируется в зависимости от пола и направления подготовки исследуемых. Заключение. Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования преподавания иностранного языка студентам в высших учебных заведениях с учетом профессиональной направленности студенческих групп и половой принадлежности студентов.
Ключевые слова: учебная мотивация, мотив учебной деятельности, коммуникативные компетенции, английский язык, иностранный язык.
Dependence of academic motivation to study English on gender factor
and professional orientation among bachelor students M. Yu. Anduganova, A. A. Lukinykh, T. Yu. Somikova, S. D. Stepina
Yugra State University, Khanty-Mansiysk
Introduction. The growing globalization in all spheres of human activity is one of the important tendencies of social development today. This leads to employers' increasing demands to their employees' level of English as the main international language in various professional spheres. It is necessary for higher educational establishments to find adequate ways to meet the needs of modern companies in competent specialists knowing English at a sufficient level. This makes it urgent to research non-language university students' motivation for studying English in order to improve the process of teaching this subject. Purpose. The aim of this article is to study the character and strength of bachelor students' motivation for learning English, to determine the dependence of this motivation on such things as students' professional orientation and gender factor. Materials and methods. This research is based on N. C. Badmaeva's modification of the method to analyze academic motivation worked out by A. A. Rean
and V. A. Yakunin. The material for the study was the survey of 100 first-year bachelor students with different majors at Ugra State University. Results, discussion. The research shows that the students have the motives to study English connected with travelling, entertainment, leisure; the motive connected with self-development is less important, even less important is the motive connected with the professional use of English. The correlation of the motives varies depending on gender and major factors. Conclusion. The results of the study can be used to improve the process of teaching foreign languages to university students, with due regard for their gender and major.
Keywords: academic motivation, academic motive, communicative competences, English language, foreign language.
Высшие учебные заведения, планируя и осуществляя подготовку профессионалов для обеспечения квалифицированных кадров в разных сферах профессиональной деятельности, должны принимать во внимание все вызовы и потребности современного общества. Сегодня сформирован устойчивый общественный запрос на специалистов, в достаточной мере владеющих английским языком как основным языком международного общения, что повышает требования к преподаванию иностранного языка в вузе. Несомненно, мотивация студентов к изучению английского языка является главной «движущей силой» всего процесса обучения предмету, она будет направлять учебную деятельность студентов по развитию своих языковых навыков, влиять на степень активности этой деятельности и ее устойчивость, стимулировать студентов к достижению все новых результатов в освоении дисциплины. В этой связи поиск путей повышения эффективности преподавания иностранного языка в вузе следует начинать с рассмотрения мотивации студентов к изучению данного предмета: определения ведущих мотивов освоения дисциплины, выявления факторов, влияющих на эти мотивы, и анализ характера этого влияния.
В данной статье приведены результаты исследования, направленного на определение основных мотивов освоения английского языка у студентов-бакалавров Югорского государственного университета и выявление зависимости их мотивации к изучению предмета от таких факторов, как профессиональная ориентированность студентов и их гендерная принадлежность.
Теоретико-методологическое основание проведенного исследования составляют труды основателей и продолжателей деятельностного подхода к учебному процессу и учебной мотивации в педагогической психологии. Сегодня нет общепринятого определения понятий учебная
мотивация и мотив учебной деятельности. А. Н. Леонтьев мотивом учебной деятельности называл побуждающий к учебе «предмет потребности материальный или идеальный, чувственно воспринимаемый или данный только в представлении, в мысленном плане» [7]. Е. П. Ильин понимает мотивы учебной деятельности как «все факторы, обусловливающие проявление учебной активности: потребности, цели, установки, чувство долга, интересы и т. п.»1. А. К. Маркова определяет мотив учения как «направленность ученика на различные стороны учебной деятельности» [6]. Большинство ученых, занимающихся вопросом мотивации учебной деятельности, понимают под мотивацией совокупность мотивов (в том смысле, который вкладывается ими в это понятие). При этом многие отмечают, что мотивация - это система разнородных мотивов, которая имеет сложную иерархию и меняется во времени сообразно возрасту студентов. Мы будем понимать мотив учебной деятельности как конкретную причину, побуждающую студентов к продуктивной познавательной деятельности по освоению содержания образования. Мотивацию учебной деятельности будем определять как динамическую и иерархично организованную систему мотивов учебной деятельности.
Данное исследование опирается на методику диагностики мотивов учебной деятельности А. А. Реана и В. А. Якунина в модификации Н. Ц. Бадмаевой [1]. Данная методика широко применяется в настоящее время для разноаспект-ного исследования учебной мотивации студентов [см., например, 2; 4; 5], в том числе и для изучения мотивации бакалавров и магистрантов к освоению иностранного языка [см., например, 3; 6; 9].
Мы трансформировали отработанную схему анализа учебной мотивации студентов согласно
1 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы: учебное пособие. URL: https://bookap.info/book/ilin_motivatsiya_i_motivy/gl56.shtm (дата обращения: 25.04.2019).
узкой цели данной работы и сфокусировали наше исследование на выявлении существующей системы мотивов изучения английского языка у бакалавров Югорского государственного университета и определении силы выраженности данных мотивов у студентов. Для исследования было привлечено 100 студентов первого курса разных направлений подготовки бакалавриата, а именно: Электроэнергетика и электротехника, Нефтегазовое дело, Физическая культура и спорт, Химия, Строительство, Туризм, Информатика и вычислительная техника (ИВТ), Юриспруденция, Журналистика, Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов (ЭТТМиК), Управление персоналом.
Чтобы определить ведущие мотивы изучения английского языка у бакалавров Югорского государственного университета, мы использовали
метод интервьирования, реализованный в форме устных бесед со студентами первого курса разных специальностей. Были выявлены следующие основные мотивы: 1) изучение английского языка для саморазвития, 2) использование полученных знаний в дальнейшей профессиональной деятельности, 3) применение языковых навыков в путешествиях, для развлечений и досуга. На основе полученных данных был составлен опросник, с помощью которого проведено анкетирование. Благодаря анкетированию, мы определили количественное соотношение исследуемых мотивов и выявили силу мотивации к изучениию английского языка у первокурсников.
Диаграмма 1 представляет выраженность у студентов Югорского государственного университета выявленных мотивов освоения английского языка.
Эмиграция
Путешествия, развлечения, досуг Профессиональная деятельность Саморазвитие Отсутствие мотивации
3 H I
■ 2 Л 42 40
36
10
I Мотивы освоения английского языка
0
5
10 15 20 25 30 35 40 45
Диаграмма 1. Характер мотивации к изучению английского языка, % выраженности каждого мотива / Diagram 1. Character of motivation for learning English, % of every motive expressiveness
Итак, бакалавров Югорского государственного университета характеризует преобладание мотивов изучения английского языка, связанных с путешествиями, развлечениями, проведением досуга (42 %), чуть менее выражен мотив саморазвития (40 %), еще меньшее значение имеет мотив использования английского языка в дальнейшей профессиональной деятельности (36 %). Некоторые студенты воспользовались пунктом «свой вариант» и указали в качестве мотива освоения дисциплины дальнейший переезд в страну изучаемого языка. Десятая часть референтов не обладают мотивацией к освоению английского языка.
Есть студенты, указавшие на наличие у них нескольких мотивов изучения иностранных языков. Мы принимали наличие нескольких качест-
100
венно разных мотивов освоения английского языка за количественное усиление общей мотивации к изучению иностранного языка. Выполнив соответствующие подсчеты, получили следующее соотношение силы мотивации у студентов Югорского государственного университета: 69 % опрошенных студентов демонстрируют среднюю мотивацию (характеризуются наличием только одного из анализируемых мотив освоения предмета), 11 % выборки имеют повышенный уровень мотивации (заявляют о наличии двух из предложенных для выбора мотивов), 10 % испытуемых имеют высокий уровень мотивации (три и более мотива изучения дисциплины). Учитывая процент отсутствия мотивации, мы представили это соотношение в диаграмме 2.
50
*
10 11 10
I Сила мотивации освоения дисциплины, %
Отсутствие Средний уровень Повышенный Высокий уровень мотивации уровень
Диаграмма 2. Сила мотивации освоения дисциплины, % Diagram 2. Strength of motivation for learning English, %
Следующим этапом исследования мотивации к изучению английского языка у студентов Югорского государственного университета было рассмотреть факторы, влияющие на мотивацию, и проанализировать степень и характер их влияния.
Прежде всего, была рассмотрена зависимость мотивации к освоению английского языка от поло-
вой принадлежности успытуемых. Диаграмма 3 отражает гендерную обусловленность выявленных мотивов изучения английского языка у студентов первого курса Югорского государственного университета. Диаграмма показывает присутствие мотива у юношей и девушек в процентах от общего количества испытуемых данного пола.
Эмиграция
Путешествия, развлечения, досуг Профессиональная деятельность Саморазвитие Отсутствие мотивации
= 4
1 31
1 33
33
1 45
-9 11
■ Девушки □ Юноши
0
10
20
30
40
50
60
Диаграмма 3. Гендерная обусловленность мотивов изучения английского языка, в % от общего количества испытуемых данного пола / Diagram 3. Dependence of motives for learning English on gender factor, % of all testees of this gender
Как видим, девушек, изучающих английский язык с целью саморазвития, на 12 % меньше, чем юношей. Девушек, планирующих применять знания иностранного языка в профессиональной деятельности, на 7 % больше, чем юношей. Девушек, стремящихся к использованию полученных языковых навыков для путешествий, развлечений и досуга, на 25 % больше, чем юношей. Таким образом, девушки демонстрируют большую нацеленность на использование навыков иностранного языка
75
для путешествий, развлечений, досуга, на применение полученных знаний в профессиональной деятельности, менее нацелены на эмиграцию (2 % против 4 %), хотя процент отсутствия мотивации у них тоже выше (на 2 %), чем у юношей. Юноши же больше заинтересованы в возможности использования знаний языка для саморазвития.
Диаграмма 4 отражает силу мотивации у представителей разного пола в процентах от общего количества испытуемых данного пола.
80 60 40 20 0
16 9 11
□ Юноши
□ Девушки
Отсутствие мотивации
Средний уровень
Повышенный уровень
Высокий уровень
Диаграмма 4. Гендерная зависимость уровня мотивации, в % от общего количества представителей данного пола / Diagram 4. Dependence of the level of motivation for learning English on gender factor, % of all testees of this gender
Как видим из диаграммы, девушек с высоким уровнем мотивации к изучению английского языка на 2 % больше, чем юношей. Однако, девушек с отсутствием мотивации также на 2 % больше, чем немотивированных юношей. Среди студентов пер-
вого курса, обладающих повышенным уровнем мотивации к изучению дисциплины, девушек больше уже на 9 %, чем юношей. А среди первокурсников со средним уровнем мотивации преобладают юноши, их на 13 % больше, чем девушек.
Характер мотивации в референтной группе произведен подсчет выраженности основных мо-
студентов первого курса бакалавриата ЮГУ был тивов изучения английского языка для каждой
проанализирован и в его зависимости от профес- специальности отдельно. Результаты расчетов
сиональной ориентации студентов. При этом был представлены в диаграмме 5.
17
50
Кг5
38
42
75
, 155
. I 27 18
ililiüi
25 25
50 50
60 60
□ Эмиграция и другое ■ Путешествия, досуг
□ Профессиональная деятельность
□ Саморазвитие
□ Отсутствие мотивации
ЭТТМиК
Электроэнергетика и электротехника
ИВТ
Нефтегазовое дело
Химия
Строительство
Управление персоналом
Юриспруденция
Журналистика
Туризм
Физическая культура и спорт
Диаграмма 5. Зависимость мотивации к изучению английского языка от профессиональной ориентации студентов, % выраженности мотивов для каждой специальности / Diagram 5. Dependence of motivation for learning English on students' professional orientation, % of motive expressiveness for every major
100
50
I 20 '
Как видим, саморазвитие является наиболее сильным стимулом в изучении английского языка для студентов направления Информатика и вычислительная техника (75 %), занимает важное место среди других мотивов для студентов направлений Строительство (60 %), Управление персоналом (50 %) и Эксплуатация транс-портно-технологических машин и комплексов. Возможность использовать полученные при изучении предмета языковые навыки в путешест -виях, для развлечений и досуга является ведущей целью изучения дисциплины у студентов направления Управление персоналом (100 %),
Естественно-технический профиль
Гуманитарный профиль
ярко выраженным мотивом освоения английского языка у студентов направлений Строительство (60 %), Журналистика (57 %), Химия (50 %), Физическая культура и спорт (50 %). Важным для своей профессии английский язык считают студенты направлений подготовки Туризм (63 %), Нефтегазовое дело (55 %), Химия (50 %). Если сгруппировать специальности в два профессиональных профиля (гуманитарный и естественно-технический), вычислив средние значения основных мотивов для каждого профиля, получим более суженную, но не менее информативную диаграмму 6.
] Эмиграция и другое
□ Путешествия, досуг
□ Профессиональная деятельность
ЕЗ Саморазвитие
□ Отсутствие мотивации
0
20
40
60
Диаграмма 6. Зависимость мотивации к изучению английского языка от профильного направления подготовки студентов, % выраженности мотивов для каждого профиля / Diagram 6. Dependence of motivation for learning English on students' major field, % of motive expressiveness for every field
На диаграмме видно, что при изучении английского языка студенты естественно-технического профиля более нацелены на использование полученных знаний для саморазвития (46 %) и в будущей профессиональной деятельности (41 %), чем студенты гуманитарного профиля (35 % и 32 % соответственно). В то же время мотив выучить английский язык для путешествий, досуга и развлечений ярче выражен у студентов гуманитарного профиля (48 %), чем у тех, кто изучает дисциплины естественно-технического профиля (35 %).
Для определения силы мотивации к освоению английского языка для каждого направления подготовки соответствующие проценты выра-
женности мотивов были суммированы и поделены на четыре (исходя из того, что каждый из четырех мотивов может составлять максимум одну четвертую часть мотивации в целом). Результаты расчетов представлены в диаграмме 7.
Диаграмма показывает, что наибольшей по силе мотивацией обладают студенты направления подготовки Управление персоналом (47 %), чуть менее выражена мотивация у студентов направлений подготовки Информатика и вычислительная техника (40 %) и Журналистика (36 %). Наименее мотивированы студенты таких направлений подготовки, как Электроэнергетика и электротехника (22 %) и Юриспруденция (23 %).
□ Сила мотивации,
%
ЭТТМиК
Электроэнергетика и электротехника
ИВТ
Нефтегазовое дело Химия Строительство Управление персоналом Юриспруденция Журналистика Туризм
Физическая культура и спорт
0 5 10 15 20 25 30 35 40 45 50
Диаграмма 7. Зависимость силы мотивации к изучению английского языка от профессиональной ориентации студентов, % выраженности для каждой специальности / Diagram 7. Dependence of strength of motivation for learning English on students' professional orientation,
% of motive expressiveness for every major
Если на основе данных Диаграммы 10 вычислить средние значения силы мотивации отдельно для гуманитарного и естественно-технического профилей подготовки, обнаружится, что студенты
гуманитарного профиля на 3 % более мотивированы к изучению английского языка, чем студенты естественно-технического профиля. Это соотношение наглядно иллюстрирует диаграмма 8.
Естественно-технический профиль
Гуманитарный профиль
30
33
□ Сила мотивации, %
28
29
30
31
32
33
34
Диаграмма 8. Зависимость силы мотивации к изучению английского языка от профессионального профиля студентов / Diagram 8. Dependence of strength of motivation for learning English on students' major field
Таким образом, в ходе исследования было определено, что для бакалавров Югорского государственного университета актуальны такие учебные мотивы к освоению английского языка как саморазвитие, применение языковых навыков в дальнейшей профессиональной деятельности, использование полученных знаний в путешествиях, для развлечений и досуга. При этом у представителей референтной группы преобладают мотивы изучения английского языка, связанные с путешествиями, развлечениями, проведением досуга, чуть менее выражен мотив
саморазвития, еще менее характерен мотив использования английского языка в дальнейшей профессиональной деятельности. С гендерной позиции, девушки обладают более выраженной мотивацией к изучению английского языка, чем юноши. При этом девушки демонстрируют большую нацеленность на использование навыков иностранного языка для путешествий, развлечений, досуга, на применение полученных знаний в профессиональной деятельности, менее нацелены на эмиграцию, чем юноши. Юноши же больше заинтересованы в возможности использования
знаний языка для саморазвития. Профессиональная ориентированность студентов также значима для мотивации к изучению дисциплины. Студенты гуманитарного профиля более мотивированы к изучению английского языка, чем студенты естественно-технического профиля. Последние при изучении английского языка более нацелены на использование полученных знаний для саморазвития и в будущей профессиональной деятельности, в то время как мотив выучить английский язык для путешествий, досуга и развлечений ярче выражен у студентов гуманитарного профиля.
Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования преподавания
Литература
иностранного языка студентам неязыковых профилей подготовки в высших учебных заведениях с учетом профессиональной направленности студенческих групп и половой принадлежности студентов. Например, для группы девушек гуманитарного профиля целесообразным представляется при обучении иностранному языку уделить больше внимания темам «Путешествия» и «Свободное времяпровождение», а при изучении других тем акцентировать лексику, которую можно использовать для осуществления путешествий и проведения досуга (при изучении темы «Еда», к примеру, использовать ролевые игры «В супермаркете», «В ресторане» и т. п.).
1. Бадмаева Н.Ц. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) // Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей : моногр. Улан-Удэ, 2004. С. 151-154.
2. Гончарова Е.В. Соотношение учебной мотивации и зависти у студентов // Проблемы высшего образования. 2019. Т. 1. № 1. С. 363-365. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38503412 (дата обращения: 25.07.2019).
3. Захарова Л.М., Абдрахимова Л.А. Развитие профессиональной мотивации магистрантов к изучению иностранного языка // Казанский педагогический журнал. 2018. № 6 (131). С. 147-150. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36643820 (дата обращения: 25.04.2019).
4. Иванова Е.Е., Сторожева Ю.А. Особенности мотивации учебной деятельности студентов вуза первого и четвертого курсов (сравнительный анализ) // Научные труды Московского гуманитарного университета. 2018. № 4. С. 51-57. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35665220 (дата обращения: 25.04.2019).
5. Исмагилова А.И., Старшина Т.А. Учебная мотивация студентов при изучении дисциплин на кафедре ТКМ КНИТУ // Управление устойчивым развитием. 2018. № 2 (15). С. 99-104. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35590304 (дата обращения: 25.04.2019).
6. Колыхалова О.А. Влияние инновационных педагогических технологий на формирование учебной мотивации студентов неязыковых специальностей к изучению иностранного языка // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2018. № 51. С. 11-25. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37197298 (дата обращения: 25.04.2019).
7. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. URL: https://prepod.nspu.rU/pluginfile.php/14319/mod_resource/content/0/ Leontev_Potrebnosti_motivy_ehmocii.pdf (дата обращения: 25.04.2019).
8. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте : пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 96 с. URL: http://pedlib.rU/Books/1/0389/1_0389-1.shtml (дата обращения: 25.04.2019).
9. Образ Н.Н. Развитие познавательной мотивации будущих переводчиков как фактор их профессионального становления // Вестник Брянского государственного университета. 2017. № 4 (34). С. 321-326. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id= 32273387 (дата обращения: 25.04.2019).
References
1. Badmaeva N.C. Metodika dlya diagnostiki uchebnoi motivatsii studentov (A.A. Rean i V.A. Yakunin, modifikatsiya N.C. Badmaevoi) [Method for diagnostics of academic motivation of students (N.S. Badmaeva's modification of A.A.Rean and V.A. Yakinin's method)]. Vliyanie motivatsionnogo faktora na razvitie umstvennykh sposobnostei = Motivation factor effect on the development of mental abilities, Ulan-Ude, 2004, pp. 151-154. (In Russ.).
2. Goncharova E.V. Sootnoshenie uchebnoi motivatsii i zavisti u studentov [Dependence of academic motivation of students on their envy]. Problemy vysshego obrazovaniya = Higher education problems, 2019, vol. 1, no. 1, pp. 363-365. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=38503412 (accessed 25.07.2019). (In Russ.).
3. Zakharova L.M. Abdrakhimova L.A. Razvitie professional'noi motivatsii magistrantov k izucheniyu inostrannogo yazyka [The development of professional motivation of students to learn a foreign language]. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal = Kazan Pedagogical Journal, 2018, no. 6 (131), pp. 147-150. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=36643820 (accessed 25.04.2019). (In Russ.).
4. Ivanova E.E., Storozheva Yu.A. Osobennosti motivatsii uchebnoi deyatel'nosti studentov vuza pervogo i chetvertogo kursov (sravnitel'nyi analiz) [Peculiarities of Motivation of Educational Activity of First and Fourth Year Students (comparative analysis)]. Nauchnye trudy Moskovskogo gumanitarnogo universiteta = Academic papers of Moscow State University for the Humanities, 2018, no. 4, pp. 51-57. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35665220 (accessed 25.04.2019). (In Russ.).
5. Ismagilova A.I., Starshina T.A. Uchebnaya motivatsiya studentov pri izuchenii distsiplin na kafedre TKM KNITU [Educational motivation of students at the study of disciplines at the department of TCM KNRTU]. Upravlenie ustoichivym razvitiem = Managing Sustainable Development, 2018, no. 2 (15), pp. 99-104. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35590304 (accessed 25.04.2019). (In Russ.).
6. Kolykhalova O.A. Vliyanie innovatsionnykh pedagogicheskikh tekhnologii na formirovanie uchebnoi motivatsii studentov neyazykovykh spetsial'nostei k izucheniyu inostrannogo yazyka [Effects of innovative teaching techniques on students' educational motivation in learning a foreign language (with students of non-linguistic specializations as an example)]. Vestnik Pravoslavnogo Svyato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta = St. Tikhon's University Review. Series 4: Pedagogy. Psychology, 2018, no. 51, pp. 11-25. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=37197298 (accessed 25.04.2019). (In Russ.).
7. Leontiev A.N. Potrebnosti, motivy i emotsii [Needs, motives and emotions]. Available at: https://prepod.nspu.ru/ pluginfile.php/14319/mod_resource/content/0/Leontev_Potrebnosti_motivy_ehmocii.pdf (accessed 25.04.2019). (In Russ.).
8. Markova A.K. Formirovanie motivatsii ucheniya v shkol'nom vozraste [Forming academic motivation at school age]. Available at: http://pedlib.ru/Books/1/0389/1_0389-1.shtml (accessed 25.04.2019). (In Russ.).
9. Obraz N.N. Razvitie poznavatel'noi motivatsii budushchikh perevodchikov kak faktor ikh professional'nogo stanovleniya [Evolution of cognitive motivation of future translators as a factor of their professional development]. Vestnik Bryanskogo gosudar-stvennogo universiteta = The Bryansk State University Herald, 2017, no. 4 (34), pp. 321-326. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=32273387 (accessed 25.04.2019). (In Russ.).
Статья поступила в редакцию 25.07.2019 г.; принята к публикации 30.08.2019 г.
Submitted25.07.2019; revised30.08.2019.
Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
All authors have read and approved the final manuscript.
Для цитирования:
Андуганова М.Ю., Лукиных А.А., Сомикова Т.Ю., Степина С.Д. Профессиональная и гендерная обусловленность мотивации к освоению английского языка у студентов-бакалавров // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 4. С. 459-467. DOI: 10.30914/20726783-2019-13-4-459-467
Об авторах
Андуганова Марианна Юрьевна
кандидат филологических наук, доцент, Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, [email protected]
Лукиных Анастасия Александровна
кандидат филологических наук, доцент, Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, [email protected]
Сомикова Татьяна Юрьевна
кандидат филологических наук, доцент, Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, [email protected]
Степина Светлана Дмитриевна
старший преподаватель, Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск,
SStepina22@gmail. com
Citation for an article:
Anduganova М.Yu., Lukinykh A.A., Somikova T.Yu., Stepina S.D. Dependence of academic motivation to study English on gender factor and professional orientation among bachelor students. Vestnik of the Mari State University. 2019, vol. 13, no. 4, pp. 459-467. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-4459-467 (In Russ.).
About the authors Marianna Yu. Anduganova
Ph. D. (Philology), Associate Professor, Yugra State University, Khanty-Mansiysk,
Sem-Marianna@yandex. ru
Anastasia A. Lukinykh
Ph. D. (Philology), Associate Professor, Yugra State University, Khanty-Mansiysk, [email protected]
Tatiana Yu. Somikova
Ph. D. (Philology), Associate Professor, Yugra State University, Khanty-Mansiysk,
tatyana. vinokurova2012@yandex. ru
Svetlana D. Stepina
Senior Teacher, Yugra State University, Humanities Institute of Northern Studies, Khanty-Mansiysk,