Научная статья на тему 'Роль международных проектов в развитии мотивации к изучению иностранных языков'

Роль международных проектов в развитии мотивации к изучению иностранных языков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
399
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / РАЗВИТИЕ МОТИВАЦИИ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЕКТАХ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Владимирова Светлана Валентиновна

Целью статьи является рассмотрение роли международных проектов в развитии мотивации к изучению иностранных языков. Вхождение российских вузов в единое Европейское образовательное пространство расширило возможности участия студентов в академической мобильности, конкурсах на получение грантов для обучения, проведения научных исследований, работы за рубежом, осуществления совместных научно-исследовательских программ и проектов. Реализация данных мероприятий требует свободного владения иностранным языком в профессиональной и повседневной деятельности. Знание иностранных языков является залогом успешности и конкурентноспособности современного человека на рынке труда. В статье отмечается недостаточное внимание и непонимание важности изучения академической дисциплины многими студентами нелингвистических специальностей. Причинами являются отсутствие взаимосвязи с изучаемой профессией, возможности практического применения, низкий уровень знаний, что приводит к снижению или полной утрате интереса. Отмечаются факторы, определяющие мотивацию к изучению иностранного языка, описываются мероприятия по ее развитию у студентов. Автор рассматривает участие в международных проектах как действенный инструмент поддержания интереса к изучению иностранных языков. В качестве примера приводится совместная реализация преподавателями и студентами ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» международного гранта «Германия Югра: мост дружбы». Результаты эмпирического исследования подтверждают эффективность проведенных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Владимирова Светлана Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of international projects in the development of motivation to learning foreign languages

The aim of the article is to examine the role of international projects in the development of motivation to learning foreign languages. The accession of Russian universities to the European educational space has expanded the opportunities for students to participate in academic mobility, competitions for grants for studying, research work, working abroad, implementation of cooperative research programs and projects. The implementation of these activities requires fluency in a foreign language in professional and daily activities. Knowledge of foreign languages is the key to success and competitiveness of a modern man in the labor market. The article notes insufficient attention and misunderstanding of the importance of studying this academic discipline by many students of non-linguistic specialties. The reasons are the lack of connection with the studied profession and the possibility of practical application, insufficient knowledge, which leads to a decrease or complete loss of interest. The article presents the factors that determine the motivation to learn a foreign language, describes the activities to develop it. The author considers participation in international projects as an effective means of maintaining interest in the study of foreign languages. As an example, the cooperated implementation of the international grant “Germany Ugra: bridge of friendship” by teachers and students of the Ugra State University is given. The results of the empirical research confirm the effectiveness of the measures taken.

Текст научной работы на тему «Роль международных проектов в развитии мотивации к изучению иностранных языков»

УДК 378.046.4:81 DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-25-31

Роль международных проектов в развитии мотивации

к изучению иностранных языков С. В. Владимирова

Югорский государственный университет, г. Ханты-Мансийск

Целью статьи является рассмотрение роли международных проектов в развитии мотивации к изучению иностранных языков. Вхождение российских вузов в единое Европейское образовательное пространство расширило возможности участия студентов в академической мобильности, конкурсах на получение грантов для обучения, проведения научных исследований, работы за рубежом, осуществления совместных научно-исследовательских программ и проектов. Реализация данных мероприятий требует свободного владения иностранным языком в профессиональной и повседневной деятельности. Знание иностранных языков является залогом успешности и конкурентноспособности современного человека на рынке труда. В статье отмечается недостаточное внимание и непонимание важности изучения академической дисциплины многими студентами нелингвистических специальностей. Причинами являются отсутствие взаимосвязи с изучаемой профессией, возможности практического применения, низкий уровень знаний, что приводит к снижению или полной утрате интереса. Отмечаются факторы, определяющие мотивацию к изучению иностранного языка, описываются мероприятия по ее развитию у студентов. Автор рассматривает участие в международных проектах как действенный инструмент поддержания интереса к изучению иностранных языков. В качестве примера приводится совместная реализация преподавателями и студентами ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» международного гранта «Германия - Югра: мост дружбы». Результаты эмпирического исследования подтверждают эффективность проведенных мероприятий.

Ключевые слова: изучение иностранных языков, развитие мотивации, академическая мобильность, участие в международных проектах.

The role of international projects in the development of motivation

to learning foreign languages s. V. Vladimirova

Ugra State University, Khanty-Mansiysk

The aim of the article is to examine the role of international projects in the development of motivation to learning foreign languages. The accession of Russian universities to the European educational space has expanded the opportunities for students to participate in academic mobility, competitions for grants for studying, research work, working abroad, implementation of cooperative research programs and projects. The implementation of these activities requires fluency in a foreign language in professional and daily activities. Knowledge of foreign languages is the key to success and competitiveness of a modern man in the labor market. The article notes insufficient attention and misunderstanding of the importance of studying this academic discipline by many students of non-linguistic specialties. The reasons are the lack of connection with the studied profession and the possibility of practical application, insufficient knowledge, which leads to a decrease or complete loss of interest. The article presents the factors that determine the motivation to learn a foreign language, describes the activities to develop it. The author considers participation in international projects as an effective means of maintaining interest in the study of foreign languages. As an example, the cooperated implementation of the international grant "Germany - Ugra: bridge of friendship" by teachers and students of the Ugra State University is given. The results of the empirical research confirm the effectiveness of the measures taken.

Keywords: learning foreign languages, development of motivation, participation in international projects.

Введение. Каждый национальный язык представляет собой уникальное хранилище информации о говорящем на нем народе, его культуре, является средством самоидентификации, самовыражения индивида и общества в устной и письмен-

ной форме, инструментом передачи социальных и культурных традиций. Соответственно, человек, говорящий на одном или нескольких иностранных языках, обладает большей возможностью, познакомиться с культурным пространством

© Владимирова С. В., 2018

другого этноса, быстрее адаптироваться к условиям жизни в другой стране, получить образование в зарубежном вузе, найти работу по специальности, стать конкурентоспособным на международном рынке труда.

Актуальность изучения иностранных языков сегодня обусловлена интеграцией российских вузов в единое Европейское образовательное пространство. Владение студентами иностранным языком по изучаемой специальности и в обиходе, знание особенностей культуры и менталитета другого народа стали основными показателями качества образования, неоспоримым залогом успешности. Перед высшими учебными заведениями стоит задача по подготовке высококвалифицированных кадров как в узкоспециальных областях, так и имеющих высокий уровень знаний по иностранному языку для осуществления профессиональной коммуникации.

Развитие и поддержание интереса к изучению иностранных языков, формирование иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции могут быть успешно достигнуты путем применения новых образовательных технологий, умелого сочетания аудиторных и неаудиторных форм обучения, участия в международных грантах и проектах.

В настоящее время изменились роль и место иностранного языка в системе высшей школы, он преподается как базовая учебная дисциплина независимо от направления подготовки бакалавриата, специалитета или магистратуры. Учебные планы предоставляют обучающимся дополнительные возможности для углубленного изучения, предлагают дисциплины по выбору, факультативы («Профессиональный иностранный язык», «Второй иностранный язык», «Академический язык» и другие).

С другой стороны, практика работы в вузе показывает, что многие студенты, в частности, нелингвистических специальностей, не понимают важности изучения иностранного языка, уделяют данному предмету недостаточное внимание, считая его второстепенным. Причинами такого отношения являются следующие:

- иностранный язык не является профильной дисциплиной;

- отсутствие взаимосвязи с изучаемой специальностью и вытекающего из нее практического применения;

- труден для изучения;

- недостаточный уровень знаний (с трудом читают и переводят со словарем профессиональные тексты);

- отсутствие личной потребности.

Следствием является снижение или полная

утрата интереса к изучению, так как быстрее и лучше усваивают иностранный язык те, кто мотивирован и нацелен на успех, т. е. имеют конкретные причины для достижения цели [11]. Мотив побуждает человека к деятельности, направленной на удовлетворение определенной потребности.

Отношение обучающихся к учебным предметам зависит в первую очередь от субъективного осознания степени профессиональной важности, личного познавательного интереса, удовлетворенности качеством преподавания и субъективной оценки трудности усвоения дисциплин [3].

Таким образом, необходимо развитие и подержание мотивации, которая понимается как комплекс мероприятий, направленных на повышение интереса к изучению иностранного языка и успешное овладение им, включающий внешние и внутренние факторы изучения, технологии обучения, познавательную деятельность обучающихся, направленную на достижение поставленной цели. Это - совокупность процессов, технологий, средств побуждения обучающихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования [1, с. 106].

Цель исследования: определение роли международных проектов в развитии и поддержании мотивации к изучению иностранного языка у студентов вузов нелингвистических специальностей.

Материалы и методы исследования. Эмпирическое исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» г. Ханты-Мансийска среди студентов нелингвистических профилей подготовки: 42.03.02 - Журналистика, 44.03.02 - Психолого-педагогическое образование, 49.03.02 - Физическая культура. Для выявления факторов, определяющих мотивацию к изучению иностранного языка, была разработана авторская анкета, проведены беседы, анкетирование студентов, обобщены результаты, определены и применены на практике эффективные инструменты повышения мотивации.

Результаты исследования, обсуждения

Присоединение России к странам Болонского процесса по созданию единого Европейского образовательного пространства для сближения, гармонизации и стандартизации систем высшего

образования предоставило российским студентам не только возможность обучения и последующего трудоустройства за рубежом, но и выдвинуло ряд требований, одним из которых является владение иностранным языком на уровне необходимом и достаточном для общения в профессиональной деятельности.

Однако, как показывает опыт работы в высшей школе, не все студенты учитывают данное требование. Проведенное анкетирование по выявлению приоритетности факторов, определяющих интерес к изучению иностранного языка у будущих педагогов-психологов, журналистов, специалистов по физической культуре, показало следующее:

- популярность иностранного языка в мире (14 %);

- возможность путешествовать и общаться на иностранном языке (25 %);

- возможность продолжения учебы по специальности/направлению подготовки за рубежом (8 %);

- перспектива устроиться в совместное предприятие (14 %);

- трудоустройство по специальности за рубежом (4 %);

- возможность карьерного роста (12 %);

- больше шансов для трудоустройства на рынке труда (16 %);

- более высокая заработная плата (7 %).

Таким образом, больше всего студенты связывают необходимость изучения иностранного языка с возможностью путешествовать по миру (25 %) и меньше всего - с перспективой обучения за рубежом (8 %) и последующим трудоустройством (4 %). Хотя именно эти условия могут быть вполне реализованы в рамках Болонского процесса, стратегическими идеями которого является открытие доступа к европейскому образованию, содействие академической мобильности студентов, преподавателей, исследователей, научных работников [4].

Для осуществления основных положений данного документа был запущен ряд международных проектов, предоставляющих возможности для обучения и стажировок, профессиональной подготовки за рубежом: «Леонардо» (1994), «Лингва» (1994), «Эразмус» (1995), «Тюнинг» (2000), Erasmus Mundus, Cheving, Campus France и других.

В дополнение к международным проектам большинство стран Европы, США и Канады со-

здали собственные программы академической мобильности: Visby (Швеция), FIRST (Финляндия), Deutscher Akademischer Austauschdienst (Германия), Quota program (Норвегия), общеевропейская программа TEMPUS, совместно финансируемая DAAD и Министерством образования и науки РФ программа «Михаил Ломоносов» и другие.

В отечественной науке академическая мобильность рассматривается как:

- возможность для студентов, преподавателей, административно-управленческого персонала вузов перемещаться из одного вуза в другой с целью обмена опытом, получения возможностей (О. О. Мартыненко) [6];

- период обучения студента в стране, гражданином которой он не является (Н. С. Бринев, Р. А. Чуянов) [7];

- перемещение кого-либо, имеющего отношение к образованию, на определенный период в другое образовательное учреждение (в своей стране или за рубежом) для обучения, преподавания или проведения исследований (правовые акты и уставы МГУ им. Ломоносова) [8].

Таким образом, большинство исследователей понимают академическую мобильность как перемещение с одного места в другое с образовательной целью.

В отечественных вузах осуществляют два вида академической мобильности [9]:

- внешняя: сотрудничество с зарубежными вузами по обучению студентов, аспирантов, работа преподавателей и сотрудников;

- внутренняя (национальная): сотрудничество с ведущими российскими вузами по обучению студентов, магистров, аспирантов, работа преподавателей и сотрудников в ведущих научных центрах России.

В контексте изучения иностранных языков для профессиональной деятельности академическая мобильность может быть рассмотрена как временное перемещение студента, преподавателя, сотрудника на определенный период в зарубежное образовательное учреждение для обучения, преподавания, обмена опытом, проведения исследований или повышения квалификации, после прохождения которых они возвращаются в свое основное учебное заведение [7].

Международная академическая мобильность позволяет представителям интеллектуальной элиты углублять теоретические знания, пройти

практику по изучаемому направлению, провести научные исследования, познакомиться с жизнью людей в других странах, изучить их культуру и язык и, таким образом, повысить свою конкурентноспособность на рынке труда.

Исследователи классифицируют различные формы академической мобильности:

- дистанционная (участие в онлайн-лекциях и семинарах);

- стационарная (непосредственная учеба в образовательном учреждении).

В Болонском процессе она подразделяется на:

- горизонтальную (обучение на протяжении короткого срока: несколько месяцев, семестр, год);

- вертикальную (полное обучение для получения научной степени).

Такая вариативность позволяет обучающемуся повысить свой профессиональный уровень и безболезненно влиться в образовательный процесс своего вуза по возращению, продолжить обучение или работу.

Основным требованием к лицам в рамках академической мобильности является свободное владение английским языком или языком страны пребывания, поэтому в российских вузах стоит вопрос об организации углубленного изучения иностранных языков студентами бакалавриата, специалитета и магистратуры. Участником программы мобильности могут быть только лица, сдавшие международные тесты на подтверждение уровня владения языком: TOEFL (Test of English as a Foreign Language), TestDAF (Test Deutsch als Fremdsprache) - для подтверждения академического уровня; GRE (Graduate Record Examination), ZOP (Goethe Zertifikat C2 или «Центральный экзамен высшей ступени») - для поступления в аспирантуру; GMAT (Graduate Management Admission Test) - для обучения в бизнес-школах и др.

Академическая мобильность предполагает также участие в исследовательских программах и научных грантах; организацию совместных образовательных и исследовательских программ; проведение научно-исследовательской работы по индивидуальной инициативе студентов, аспирантов, преподавателей и сотрудников вузов [10].

Практика работы в вузе показывает, что не менее действенным фактором повышения мотивации к изучению иностранных языков может считаться участие студентов и преподавателей

в международных грантах и их совместная реализация.

Рассмотрим сущность понятия «грант» (англ. «grant» - дар, дотация, стипендия). В справочной литературе оно рассматривается как: целевая финансовая дотация, предоставляемая ученым на проведение научных исследований [5, с. 26]; денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями (ст. 2 ФЗ)1.

В соответствии с п. 10 ст. 15 указанного Закона получатели грантов распоряжаются ими в соответствии с законодательством РФ или, в случае их использования на территории иностранного государства, в соответствии с законодательством этого государства, а также на условиях, на которых эти гранты выделяются1.

По статусу грантодателя различают:

- институциональные (предоставляются зарубежным учреждением);

- национальные (предоставляются правительством собственной страны);

- зарубежные (выделяются правительствами иностранных государств);

- международные (предоставляются межправительственными организациями) [3, с. 26].

Коллектив преподавателей и студентов ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет» активно участвует в конкурсах на получение различных грантов. В 2016 году была получена международная грантовая поддержка Министерства иностранных дел и Посольства Федеративной Республики Германия в г. Москва для реализации проекта «Германия - Югра: мост дружбы» [2].

1 Федеральный закон от 20.07.2011 № 249-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» и статью 251 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части уточнения правового статуса фондов. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc LAW 11507/c0a49fc869aeeb5b28ca88d3d37b7d8f7474375f

Основными целями проекта стали стимулирование студентов к изучению немецкого языка; развитие их творческого потенциала; создание условий для самореализации и мотивационного роста; знакомство с культурой Германии, обычаями и традициями ее народа.

В качестве основных задач международного проекта рассматривались:

- повышение мотивации к изучению иностранного языка (немецкий) языка;

- развитие академической мобильности;

- приобщение к современным методам обучения иностранным языкам, включая интерактивные, посредством использования информационных компьютерных технологий;

- формирование иноязычной коммуникативной компетенции;

- расширение кругозора;

- развитие наблюдательности, творческого подхода к решению поставленных значимых задач;

- формирование навыков самостоятельной работы.

Фестиваль немецкой культуры в Ханты-Мансийском автономном округе получил название «Einblick in Deutschland» («Взгляд на Германию»). Программа мероприятий включала проведение мастер-классов, круглых столов по проблемам повышения мотивации к изучению немецкого языка в округе; встречи с преподавателями и студентами, стажировавшимся в Германии по программам академической мобильности; конкурс медиа-проектов «Что знают жители Ханты-Мансийска о Германии?»; конкурс презентаций «Германия глазами югорской молодежи»; лингвостра-новедческий квест «Путеводитель по Германии»; организацию фотовыставки «Ich in Deutschland»; флеш-моб «JUGRA-DEUTSCHLAND» и другое.

Как показали результаты анкетирования, проведенного после окончания проекта, студенты нелингвистических специальностей, участвующие в эмпирическом исследовании, расширили свой

Литература

кругозор, узнали много новых, интересных и полезных фактов о стране, ее народе, истории, культуре, языке, получили представление о практическом применении знаний иностранного языка в будущей профессиональной деятельности. На вопрос: изменилось ли ваше отношение к изучению немецкого языка после участия в проекте? 75 % респондентов выразили готовность к углублению и расширению знаний по предмету; 21 % опрошенных отметили положительную мотивацию; лишь 4 % принимавших участие в анкетировании студентов не изменили своего мнения.

Педагогическое наблюдение за деятельностью студентов, результаты анкетирования позволили сделать следующие выводы:

- участие в мероприятиях международного гранта изменило отношение студентов к изучению иностранных языков;

- показало практическое применение языковых знаний в будущей профессиональной деятельности;

- способствовало развитию мотивации, поддержанию интереса к данной академической дисциплине;

- повысило статус немецкого языка как иностранного;

- стало показателем эффективности деятельности университета в области международного сотрудничества.

Вывод. Участие студентов российских вузов в академической мобильности, международных грантах позволяет приобщиться к европейской культуре, познакомиться с академическими и социальными условиями зарубежной образовательной среды, формирует другой тип мышления, помогает приобрести опыт по овладению будущей профессией, повышает мотивацию к изучению иностранных языков.

1. Владимирова С. В. Факторы повышения мотивации к изучению немецкого языка среди студентов вуза // Вестник Югорского государственного университета, 2016. Вып. 1 (40). С. 105-110.

2. Владимирова С. В. Проблемы обучения немецкому языку в высшей школе и перспективы развития // Социально-гуманитарные проблемы современности: сборник научных трудов по материалам Междунар. научно-практич. конф. Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2017. С. 37-40. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_30406565_54435250.pdf

3. Киржинова С. С. Развитие у студентов - будущих педагогов-психологов мотивации к изучению иностранных языков // Научно-теоретический журнал «Ученые записки». № 9 (55). 2009. С. 61-64. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_ 12953487_70112740.pdf

4. Крайнов Г. Н. Болонский процесс и проблемы модернизации высшего образования в России // Фундаментальные исследования. № 9. 2008. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_11611597_22834451.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Кукушкина И. Н., Крупская Т. С., Орёл Е. Н., Гладышева Л. Б. Грантовая деятельность - одно из направлений деятель ности вуза // Система менеджмента качества: опыт и перспективы. Вып. 3. 2014. С. 25-28. URL: https://elibrary.ru/download/ elibrary_23176480_27110879.pdf

6. Мартыненко О. О., Жукова Н. В. Проблемы развития академической мобильности и задачи вузов. URL: https://elibrary.ru/ downloadMibrary_13289643_50820748.pdf

7. Микова И. М. Понятие и сущность академической мобильности студентов // Сибирский педагогический журнал. № 10. С. 266-273. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_18047649_16175362.pdf

8. Сёмин Н. В. Артамонова Ю. Д., Демчук А. Л., Лукшин А. В., Муравьева А. А., Олейникова О. Н. Академическая мобильность в России: нормативно-правовое обеспечение, 2007. Московский государственный университет, 208 с. URL: http:// www.umo.msu.ru/docs/projects/Mobility2.pdf

9. Харитонова О. В. Академическая мобильность в пространстве высшего образования // Человек и образование, 2012. № 2 (31). С. 41-45.

10. Riemer Claudia. Motivation // Hallet, Wolfgang / Königs, Frank G. (Hrsg.): Handbuch Fremdsprachendidaktik. Seelze-Velber: Kallmeyer, 2010.

References

1. Vladimirova S. V. Faktory povysheniya motivatsii k izucheniyu nemetskogo yazyka sredi studentov vuza [Factors increasing the motivation to learn the German language among university students]. Vestnik Yugorskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of the Ugra State University, 2016, issue 1 (40), pp. 105-110. (In Russ.).

2. Vladimirova S. V. Problemy obucheniya nemetskomu yazyku v vysshei shkole i perspektivy razvitiya [Problems of teaching German in higher education and development prospects]. Sotsial'no-gumanitarnyeproblemy sovremennosti: sbornik nauchnykh trudovpo materialam Mezhdunar. nauchno-praktich. konf. = Social and humanitarian problems of the day: collection of scientific works on the materials of the International scientific and practical conf.: Belgorod, OOO Agentstvo perspektivnykh nauchnykh issledovanij (APNI), 2017, pp. 37-40. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_30406565_54435250.pdf (In Russ.).

3. Kirzhinova S. S. Razvitie u studentov - budushchikh pedagogov-psikhologov motivatsii k izucheniyu inostrannykh yazykov [Development of students - future teachers-psychologists' motivation to learn foreign languages]. Nauchno-teoreticheskii zhurnal «Uchenye zapiski» = Scientific-theoretical journal "Scientific notes", no. 9 (55), 2009, pp. 61-64. Available at: https://elibrary.ru/ download/elibrary_129534 87_70112740.pdf (In Russ.).

4. Krainov G. N. Bolonskii protsess i problemy modernizatsii vysshego obrazovaniya v Rossii [The Bologna process and the problems of modernization of higher education in Russia]. Fundamental'nye issledovaniya = Fundamental study, no. 9, 2008. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_11611597_22834451.pdf (In Russ.).

5. Kukushkina I. N., Krupskaya T. S., Orel E. N., Gladysheva L. B. Grantovaya deyatel'nost' - odno iz napravlenii deyatel'nosti vuza [Grant activity - one of the activities of the university]. Sistema menedzhmenta kachestva: opyt i perspektivy = Quality Management System: Experience and Prospects, issue 3, 2014, pp. 25-28. Available at: https://elibrary.ru/download/ elibrary_23176480_27110879.pdf (In Russ.).

6. Martynenko O. O., Zhukova N. V. Problemy razvitiya akademicheskoi mobil'nosti i zadachi vuzov [Problems of academic mobility development and objectives of universities]. Available at: https://elibrary.ru/download/elibrary_13289643_50820748.pdf (In Russ.).

7. Mikova I. M. Ponyatie i sushchnost' akademicheskoi mobil'nosti studentov [The concept and essence of academic mobility of students]. Sibirskiipedagogicheskii zhurnal = Siberian pedagogical journal, no. 10, pp. 266-273. Available at: https://elibrary.ru/ download/elibrary_18047649_16175362.pdf (In Russ.).

8. Semin N. V. Artamonova YU. D., Demchuk A. L., Lukshin A. V., Murav'eva A. A., Oleinikova O. N. Akademicheskaya mobil'nost' v Rossii: normativno-pravovoe obespechenie [Academic Mobility in Russia: Regulatory and Legal Support]. 2007. Moskovskii gosudarstvennyi universitet = Moscow State University, 208 p. Available at: http://www.umo.msu.ru/docs/projects/ Mobility2.pdf (In Russ.).

9. Haritonova O. V. Akademicheskaya mobil'nost' v prostranstve vysshego obrazovaniya [Academic mobility in higher education]. Chelovek i obrazovanie = Man and education, 2012, no. 2 (31), pp. 41-45. (In Russ.).

10. Riemer Claudia. Motivation. Hallet, Wolfgang/Königs, Frank G. (Hrsg.): Handbuch Fremdsprachendidaktik. Seelze-Velber: Kallmeyer, 2010.

Статья поступила в редакцию 18.07.2018 г.; принята к публикации 20.08.2018 г.

Submitted 18.07.2018; revised20.08.2018.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. Autor have read and approved a final version of the manuscript.

Для цитирования:

Владимирова С. В. Роль международных проектов в развитии мотивации к изучению иностранных языков // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 4. С. 25-31. DOI: 10.30914/2072-6783-2018-12-4-25-31

Об авторе

Владимирова Светлана Валентиновна, кандидат педагогических наук, доцент, Югорский государственный университет, ORCГО: 0000-0002-3388-0441, г. Ханты-Мансийск, [email protected]

Citation for an article :

Vladimirova S. V. The role of international projects in the development of motivation to learning foreign languages. Vestnik of the Mari State University. 2018, vol. 12, no. 4, pp. 25-31. DOI: 10.30914/2072-67832018-12-4-25-31 (In Russ.).

About the author

Svetlana V. Vladimirova, Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Ugra State University, ORCID: 00000002-3388-0441, Khanty-Mansiysk, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.