Научная статья на тему 'Психолого-педагогические методы формирования положительной мотивации изучения иностранного языка'

Психолого-педагогические методы формирования положительной мотивации изучения иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
352
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ВНУТРЕННЯЯ МОТИВАЦИЯ / ВНЕШНЯЯ МОТИВАЦИЯ / ИНТЕГРАТИВНАЯ МОТИВАЦИЯ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / КОМАНДНАЯ РАБОТА / КОММУНИКАЦИЯ / УРОВЕНЬ ЯЗЫКА / УРОВЕНЬ УЧАЩЕГОСЯ / УРОВЕНЬ УЧЕБНОЙ СИТУАЦИИ / ЧЕЛОВЕК В КОНТЕКСТЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / ИДЕАЛЬНОЕ "Я" / / КОТОРОЕ ДОЛЖНО БЫТЬ" / СОБСТВЕННЫЙ ОПЫТ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / MOTIVATION / INTERNAL MOTIVATION / EXTERNAL MOTIVATION / INTEGRATIVE MOTIVATION / INSTRUMENTAL MOTIVATION / TEAM WORK / COMMUNICATION / LANGUAGE LEVEL / LEARNER LEVEL / LEARNING SITUATION LEVEL / PERSON-IN-CONTEXT / IDEAL LANGUAGE SELF / OUGHT-TO LANGUAGE SELF / LANGUAGE LEARNING EXPERIENCE / PROFESSIONAL RECOGNITION / SELF-FULFILLMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гудкова Светлана Анатольевна, Емелина Марина Вадимовна

Мотивация является неотъемлемым условием достижения успеха в изучении иностранных языков. Это основной регулятор человеческой деятельности, который обеспечивает активное участие и вовлеченность студента в работу на занятии. Мотивация неразрывно связана с интересом студентов к изучаемой дисциплине и их готовностью осваивать новый материал, приобретать навыки. Интерес способствует сосредоточенности, побуждает студентов повторять и закреплять изученный материал, а также дополняет экстралингвистические знания студентов. В данной статье особо подчеркивается мысль о том, что мотивация является многогранным, многоаспектным и многоуровневым понятием, в связи с чем она по-разному интерпретируется исследователями. В статье также рассматриваются наиболее эффективные способы формирования стабильной положительной мотивации при обучении иностранным языкам студентов неязыковых направлений подготовки. Акцент делается на важности подбора и разработки учебного материала, комплекса интенсивных упражнений на отработку умений, осмыслению и усвоению учебного материала. В данной статье уделяется внимание параметрам, которыми должен обладать учебный материал: актуальность, информативность, направленность на решение коммуникативных задач, когнитивная и профессиональная ценность, творческий характер. Все указанные параметры обеспечивают перспективность обучения иностранным языкам. В статье также отмечается роль грамотной и четкой организации учебного занятия, оптимизации учебного процесса и выбора форм работы, которые стимулируют аналитическую деятельность и способствуют углубленному и всестороннему изучению иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гудкова Светлана Анатольевна, Емелина Марина Вадимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL METHODS OF FORMING FOREIGN LANGUAGE LEARNING POSITIVE MOTIVATION

Motivation is an essential condition for achieving success in learning foreign languages. This is the main regulator of human activities, which ensures the active participation and involvement of the student in the work at lessons. Motivation is intimately linked to students' interest in the discipline and their willingness to learn new material and acquire necessary skills. Interest contributes to concentration, encourages students to repeat and reinforce the material studied, as well as enriches the extralinguistic knowledge of students. This article emphasizes the idea that motivation is a multifaceted, versatile and multi-level concept, therefore it is interpreted differently by researchers. The article also discusses the most effective ways of forming a stable positive motivation when teaching the foreign language for social studies and science students. The article highlights the importance of the educational material selection and development, as well as the significance of developing intensive exercises to upgrade skills and help students comprehend and digest the educational material. Besides, the article reveals such parameters of the educational material as relevance, information value, focus on solving communication problems, cognitive and professional value, creative approach. All these parameters ensure the prospects of learning foreign languages. The article also dwells on the role of the competent and clear organization of training, optimization of the educational process and the choice of work methods and forms that stimulate analytical activities and provide profound, in-depth and comprehensive study of foreign languages.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические методы формирования положительной мотивации изучения иностранного языка»

педагогические науки

Гудкова Светлана Анатольевна, Емелина Марина Вадимовна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ...

УДК 378.147

DOI: 10.26140/bgz3-2019-0801-0054

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

© 2019

Гудкова Светлана Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Теория и практика перевода» Емелина Марина Вадимовна, старший преподаватель кафедры «Теория и практика перевода» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: elena01-05@mail.ru)

Аннотация. Мотивация является неотъемлемым условием достижения успеха в изучении иностранных языков. Это основной регулятор человеческой деятельности, который обеспечивает активное участие и вовлеченность студента в работу на занятии. Мотивация неразрывно связана с интересом студентов к изучаемой дисциплине и их готовностью осваивать новый материал, приобретать навыки. Интерес способствует сосредоточенности, побуждает студентов повторять и закреплять изученный материал, а также дополняет экстралингвистические знания студентов. В данной статье особо подчеркивается мысль о том, что мотивация является многогранным, многоаспектным и многоуровневым понятием, в связи с чем она по-разному интерпретируется исследователями. В статье также рассматриваются наиболее эффективные способы формирования стабильной положительной мотивации при обучении иностранным языкам студентов неязыковых направлений подготовки. Акцент делается на важности подбора и разработки учебного материала, комплекса интенсивных упражнений на отработку умений, осмыслению и усвоению учебного материала. В данной статье уделяется внимание параметрам, которыми должен обладать учебный материал: актуальность, информативность, направленность на решение коммуникативных задач, когнитивная и профессиональная ценность, творческий характер. Все указанные параметры обеспечивают перспективность обучения иностранным языкам. В статье также отмечается роль грамотной и четкой организации учебного занятия, оптимизации учебного процесса и выбора форм работы, которые стимулируют аналитическую деятельность и способствуют углубленному и всестороннему изучению иностранных языков.

Ключевые слова: мотивация, внутренняя мотивация, внешняя мотивация, интегративная мотивация, инструментальная мотивация, командная работа, коммуникация, уровень языка, уровень учащегося, уровень учебной ситуации, человек в контексте изучения иностранного языка, идеальное «Я». «Я, которое должно быть», собственный опыт обучения, профессиональное признание, самореализация.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL METHODS OF FORMING FOREIGN LANGUAGE LEARNING POSITIVE MOTIVATION

© 2019

Gudkova Svetlana Anatolyevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department «Theory and Practice of Translation» Emelina Marina Vadimovna, senior lecturer of the department «Theory and Practice of Translation» Togliatti State University (445020, Russia, Togliatti, st. Belorusskaya, 14, e-mail: elena01-05@mail.ru)

Abstract. Motivation is an essential condition for achieving success in learning foreign languages. This is the main regulator of human activities, which ensures the active participation and involvement of the student in the work at lessons. Motivation is intimately linked to students' interest in the discipline and their willingness to learn new material and acquire necessary skills. Interest contributes to concentration, encourages students to repeat and reinforce the material studied, as well as enriches the extralinguistic knowledge of students. This article emphasizes the idea that motivation is a multifaceted, versatile and multi-level concept, therefore it is interpreted differently by researchers. The article also discusses the most effective ways of forming a stable positive motivation when teaching the foreign language for social studies and science students. The article highlights the importance of the educational material selection and development, as well as the significance of developing intensive exercises to upgrade skills and help students comprehend and digest the educational material. Besides, the article reveals such parameters of the educational material as relevance, information value, focus on solving communication problems, cognitive and professional value, creative approach. All these parameters ensure the prospects of learning foreign languages. The article also dwells on the role of the competent and clear organization of training, optimization of the educational process and the choice of work methods and forms that stimulate analytical activities and provide profound, in-depth and comprehensive study of foreign languages.

Keywords: motivation, internal motivation, external motivation, integrative motivation, instrumental motivation, team work, communication, language level, learner level, learning situation level, person-in-context, ideal Language self, ought-to Language self, Language learning experience, professional recognition, self-fulfillment.

Глобализация всех областей человеческой жизни объясняет необходимость установления и укрепления международных контактов и налаживания продуктивной вербальной коммуникации в условиях международного научного и профессионального сообщества. Знание и готовность использовать иностранный язык в профессиональной сфере является атрибутом высококвалифицированного и конкурентоспособного специалиста. Престиж владения иностранным языком и его повышенная значимость на мировой арене в условиях расширения международных связей, а также перемены в социокультурном и политическом контексте накладывают определенный отпечаток на требования, предъявляемые к уровню языковой подготовки бакалавров и магистров технических направлений подготовки в высшей

школе [1].

Общеизвестно, что успех или неудача обучаемого зависит от мотивационной составляющей организованного преподавателем процесса обучения.

Анализ теоретических источников по вышеуказанной проблеме показал, что у исследователей нет единой позиции в отношении сущности и роли мотивации при преподавании иностранному языку, но большинство исследователей придерживается мнения, что мотивация - это совокупность системных действий побуждающего характера, ориентированных на создание интереса к углубленному изучению определенного материала или аспекта, нацеленности на результат, самореализацию и самообразование.

Мотивация к обучению и устойчивая мотивация к

Gudkova Svetlana Anatolyevna, Emelina Marina Vadimovna PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL METHODS ...

pedagogical sciences

изучению языков сами по себе возникают очень редко. Именно по этой причине необходимо использовать различные методы формирования положительной познавательной мотивации, которая могла бы обеспечивать и поддерживать устойчивость эффективной учебной деятельности. Перед преподавателями иностранного языка встает проблема подбора релевантного набора методов работы, которые сформировали бы у студентов положительную познавательную мотивацию изучения иностранного языка не только на занятиях, но и готовность к самостоятельной работе по решению поставленных учебных и профессиональных задач.

В таблице 1 представлены базовые идеи мотивации, которые в дальнейшем были продолжены рядом зарубежных и отечественных исследователей в области педагогики и психологии образования [2-4].

Таблица 1 - Идеи мотивации

Теория мотивации/автор

Теория иерархии потребностей и ERG теория Абрахам Маслоу и Клейтон Альдерфер

Теория ожиданий

Виктор Врум

Теория равенства

Джон Адамс

Основные идеи

Любому человеку необходима реализация .....потребности существования (existence) что соответствует реализации физиологических потребностей и потребности безопасности бытия по Маслоу ; потребности общения с другими (relatedness) что соответствует реализации потребности любви и почтиания в обществе по Маслоу; потребность своего роста и развития (growth) что соответствует реализации познавательной потребности и потребности само актуализации по Маслоу.

Человек оценивает вероятность того, что при его текущем поведении он достигнет чего-то в будущем. Именно это ожидание мотивирует личность вести себя именно так в определенный момент «Усилия» + «Результат» + «Вознаграждение» = «Мотивация»

Человек постоянно сравнивает свой личный вклад («вход») в деятельность и полученный результат («выход») от данного вида деятельности с «входом « и «выходом» другого участника группы («референтный другой «) Положительная познавательная мотивация стабильна и повышается только при справедливом вознаграждении всех участников деятельности

Реализация теории при преподавании иностранного языка

При владении иностранным языком на уровне А1 по европейской шкале языковых компетенций обеспечивается реализация потребностей личности низшего уровня по Маслоу или Е потребности по Альдерферу; Владение иностранным языком на уровне А2-В1 по европейской шкале языковых компетенций обеспечивает реализацию потребностей личности среднего уровня по Маслоу или R- потребности по Альдерферу;

Владение иностранным языком на уровне В2 по европейской шкале языковых компетенций обеспечивает реализацию потребностей личности среднего уровня по Маслоу или G- потребности по Альдерферу .

Достижение владения иностранным языком на уровне В1-В2 по европейской шкале языковых компетенций у выпускника неязыковых направлений подготовки делает его конкурентоспособным

При разработке РПД дисциплины преподавателем должны четко расписывать критерии оценки работы обучаемых, а при организации процесса обучения и групповых форм работы (диалоги, полилоги, дискуссии, проектные работы на иностранном языке) обеспечить четкость и понятность выставления оценки.

Теория постановки целей Эдвин Локк

Теория XY Мак Грегор Теория Z Уильям Оучи

Для повышения уровня положительной мотивации необходима четкая постановка целей, уровень поставленных задач должен быть среднего или высокого уровня и необходима обратная связь.

Эффективный руководитель при управлении коллективной деятельностью должен учитывать индивидуальный потенциал каждого участника и выбирать соответствующий способ организации деятельности-автори-тарный (через специальную систему контроля), демократический (через систему внутренних стимулов каждого индивида) или социальный (через других участников группы)

При подготовке студентов к тестированию целесообразно давать обучаемым задания на 1 уровень выше (студент уровня А1 при правильной методической организации урока справится с заданиями уровня А2)

На любом из этапов формирования иноязычной компетенции обучаемого преподавателю иностранного языка рекомендовано при разработке РПД методически грамотно сочетать уровни Х(система контроля сформи-рованности уровней языковой компетен--ции)^(учет индивидуальных способностей обучаемых)^ (отработка лекси-ко-грамматических конструкций в групповых формах работы и проектной деятельности на иностранном языке)

В дальнейшем, были последователи всех вышеперечисленных теорий.

Например, Скехан определил мотивацию как «внутреннее побуждение, которое заряжает энергией, направляет и поддерживает поведение, двигающее студентов в определенном направлении. Это второй более важный определяющий фактор успеха в образовании, первый - это способность, когнитивный потенциал учащегося». Скехан называет мотивацию «причинами, лежащими в основе поведения». Фредрикс и Блюменфельд считают, что «мотивация учащихся отражается в участии в школьных мероприятиях, выражающиеся в личном вкладе на когнитивном, эмоциональном и поведенческом уровне [5].

Точную параллель между мотивацией и качествами характера проводит исследователь Марио Гуэррео, который утверждает, что мотивация связана с приверженностью своему делу, энтузиазмом и настойчивостью в достижении цели. Также данный ученый полагает, что мотивация - это движущая сила, определяющая поведение человека при выполнении тех или иных задач и установок [6].

Стройную классификацию мотивации предлагают Гарднер и Ламберт. Гарднер считает, что мотивация - это результат взаимодействия изучаемого языка и культуры странного данного языка. В основе данной классификации лежит взаимосвязь между мотивацией и ориентиром (целью). Исходя из этого исследователи подразделяют мотивацию (ориентир, цель) на интегра-тивную и инструментальную.

Интегративная ориентация относится к позитивному настрою человека и склонности к изучению языка, его культуры и соответствующего языкового сообщества.

Интегративная мотивация продиктована желанием человека стать частью иноязычной среды и погрузиться в ее культуру для свободного, беглого и спонтанного общения с носителями языка.

Инструментальная мотивация обусловлена практическими целями или прагматическими установками, например, желанием человека овладеть иностранным языком для получения более высокой должности, зарплаты, престижной работы [7].

Представляется разумной и логичной классификация

педагогические науки

Гудкова Светлана Анатольевна, Емелина Марина Вадимовна ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ...

мотивации, предложенная Т.С. Горбуновой, которая выделяет внутреннюю и внешнюю мотивацию.

Исследователь справедливо утверждает, что внешняя мотивация обусловлена факторами окружающей среды, такими как амбициозностью человека, желанием достичь успеха в любой сфере, включая изучение иностранного языка, стремление самоутвердится, получить одобрение и профессиональное признание других людей, стремление брать пример со своих кумиров, стремление к аффилиации (коммуникации) с людьми, говорящими на иностранном языке, желание нравственного, морального и культурного обогащения. Внутренняя мотивация непосредственно связана с отношением к предмету изучения, то есть человеку нравится изучать иностранный язык и его разные аспекты. В данном случае процесс освоения иностранного языка является самоцелью [8].

Целесообразным будет упомянуть исчерпывающую и подробную классификацию мотивации, выдвинутую Золтаном Дёрнеи. Она состоит из следующих элементов:

- Человек в контексте изучения иностранного языка. Изучение человеком языка рассматривается в динамичной перспективе. Возникает необходимость не только сосредоточить внимание на процессе обучения в группе, но и на социальных и личных аспектах учеников.

- Мотивирующая система представления о себе в контексте изучения иностранного языка. В рамках данного подхода обучение рассматривается на трех разных уровнях: (1) идеальное «Я» (студент испытывает внутренние потребности личные устремления, желания изучать иностранный язык, главный элемент этого уровня - это индивидуальные представления человека своих идеальных языковых способностей и уровня владения языком в будущем), (2) «Я, которое должно быть» (характеристики, которыми должен обладать человек, чтобы избежать отрицательных результатов обучения и оправдать ожидания других людей) и (3) собственный опыт обучения связан с окружающей средой и условиями обучения.

Золтан Дёрнеи рассматривал мотивацию на трех разных уровнях:

a) Уровень языка: включает в себя язык и сообщество, культурные и интеллектуальные ценности.

b) Уровень учащегося: включает в себя личные качества учащегося и когнитивные процессы.

c) Уровень учебной ситуации: фокусируется на рабочих программах, методиках преподавания, учебных материалов, преподаватели, курсе и группе [9-12].

Также многие ученые в области педагогики и психологии указывают на значимую роль преподавателя в формировании положительной учебной мотивации. При отсутствии необходимых компетенций у преподавателей вероятность возникновения отрицательной мотивации обучаемых высока [13-14]

На основе вышеизложенной теоретической базы представим следующие методы формирования положительной мотивации изучения иностранного языка, использующиеся преподавателями Тольяттинского государственного университета [15-16]

Таблица 2 - Методы повышения мотивации

Этап учебной деятельности по дисциплине

1.Подготови-тельный Проектирование

Метод повышения мотивации

Определение актуальных тем для обсуждения и иерархии потребностей группы в соответствии с возрастными особенностями студентов и их направлением подготовки, разработка и тиражирование учебных и учебно-методических пособий. Подбор методов в соответствии с ERG теорией_

Пример использования в ТГУ

Анализ учебного плана направления подготовки, составление РПД и ФОС по дисциплинам «Иностранный язык»,

«Профессиональный иностранный язык» в соответствии с уровнем языковой компетенции подгруппы и направления ее подготовки

2. Начало учебной деятельности

З.Урок

4.Совместная научно-исследовательская деятельность и творческие мероприятия

5.Этап рефлексии

Обсуждение со студентами целей и задач урока и дисциплины в целом, формы отчетности по аудиторной и самостоятельной работе, систему бонусов и поощрения по дисциплине.

Подбор методов в соответствии с теорией ожиданий Врума и теорией постановки целей Локка

Гармоничное сочетание индивидуальных и командных методов работы при организации учебного процесса, аудиовизуальных средств и игровых технологий для отработки лексико-грамматических конструкций

Подбор методов в соответствии с теорией XYZ Мак Грегора и Оучи

Гармоничное сочетание индивидуальных и командных методов работы при организации вне учебной деятельности студентов на иностранном языке для формирования позитивной мотивации самостоятельного изучения иностранного языка.

Подбор методов в соответствии с теорией XYZ Мак Грегора и Оучи, теорией постановки целей Локка и теорией равенства Адамса

Обсуждение полученных результатов индивидуальной и групповой учебной деятельности поурочно и в результате проведения промежуточных и итоговых тестирований. Подбор методов в соответствии с теорией постановки целей Локка и теорией равенства Адамса

На образовательном портале к началу учебного семестра загружено поурочное планирование на весь семестр и представлена рейтинговая система оценки поурочно и за семестр

Использование материалов ФОС по дисциплине, разработка собственных методических материалов в системах Quizlet и Kahoot

Разработка положений по Олимпиаде по «Профессиональному английскому языку» и критериев оценки выступлений на «Студенческих Днях науки ТГУ», публикации статей в сборниках конференций

Использование материалов ФОС дисциплины по промежуточному и итоговому тестированию в формате ТОЕ1С, система БРС на образовательном портале, ежегодное ранжирование групп студентов в соответствии с приобретенной языковой компетенцией на основе полученной итоговой оценки по системе БРС

В заключении необходимо отметить, что мотивация - это совокупность системных действий побуждающего характера, ориентированных на создание интереса к углубленному изучению определенного материала или аспекта, нацеленности на результат, самореализацию и самообразование. Преподаватель должен выполнять прежде всего функцию мощного мотивационного инструмента. На учебных занятиях должны быть созданы взаимные уважительные отношения с учащимися. При этом поощрение должно быть непрерывным, чтобы награждать студентов за те усилия, которые они прикладывают во время всего процесса обучения. В благоприятной и дружественной атмосфере, при установлении доверительных отношений, в которых за преподавателем закреплена роль фасилитатора, мотивация студентов к изучению иностранного языка будет значительно повышена. Преподаватель должен обладать необходимыми профессиональными компетенциями и таким образом организовать обучения своей дисциплине, чтобы запустить процесс формирования положительной мотивации изучения иностранного языка. Достижение поставлен-

Gudkova Svetlana Anatolyevna, Emelina Marina Vadimovna PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL METHODS ...

pedagogical sciences

ной задачи возможно только через тщательный анализ учебного плана направления подготовки, проектирование содержания учебного материала с учетом возрастных особенностей и иноязычной языковой компетенции группы, грамотную организацию познавательной деятельности студента во время аудиторных занятий и самостоятельно с привлечением индивидуальных и коллективных форм работы. Использование современных компьютерных технологий в образовательном процессе и методически грамотно выстроенная система обратной связи и рефлексии обеспечат формирование положительной мотивации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Гудкова С.А., Емелина М.В. Психологические аспекты формирования профессиональной мобильности выпускника ВУЗа при обучении иностранному языку // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1(22). С. 20-24. - URL: https://elibrary.ru/download/eli-brary_32869498_76969582.pdf (дата обращения: 03.01.2019).

2. Jane R. Caulton. The Development and Use of the Theory of ERG: A Literature Review //Emerging Leadership Journeys. 2012. Vol.5 Iss.1. PP. 2-8. — URL: https://www.regent.edu/acad/global/publications/elj/vol5iss1/ ELJ_Vol5No1_Caulton_pp2-8.pdf (дата обращения: 03.01.2019).

3. Mulder, P. Adams Equity Theory. 2018. Retrieved from ToolsHero: https://www.toolshero.com/psychology/theories-of-motivation/adams-equity-theory/ (дата обращения: 03.01.2019).

4. Mulder, P. Theory Z. 2018. Retrieved from ToolsHero: https:// www.toolshero.com/leadership/theory-z/(дата обращения: 03.01.2019).

5. Mohammad Reza Pahlavannejad, Hossein Nejatiyan Bostani. The Role of EFL Teachers in Increasing High School Students' Motivation in Classroom // International Journal of Education and Research. 2013. Vol. 1 No. 10. PP. 1-8. — URL: https://www.ijern.com/journal/0ctober-2013/34. pdf (дата обращения: 04.01.2019).

6. Mario Guerrero. Motivation in Second Language Learning: A Historical Overview and Its Relevance in a Public High School in Pasto, Colombia // HOW Journal. 2014. Vol. 22 No. 1. PP. 95-106. - URL: https:// howjournalcolombia.org/index.php/how/article/view/135/179 (дата обращения: 04.01.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Gardner, R. C., & Lambert, W. E. Attitudes and motivation in second-language learning. Boston, MA: Newbury House Publisher, 1972. 321 с.

8. Горбунова Т.С. Роль мотивации в изучении иностранного языка // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. 2012. С. 469-471. — URL: https:// cyberleninka. ru/article/v/rol-motivatsii-v-izuchenii-inostrannogo-yazyka (дата обращения: 04.01.2019).

9. Dornyei, Z., & Ushioda, E. Motivation, language identity, and the L2 self. Bristol, UK: Multilingual Matters., 2009.

10. Dornyei, Z., & Ushioda, E. Teaching and researching motivation. Harlow, UK: Pearson Education., 2011.

11. Dornyei, Z. The motivational basis of language learning tasks. In P. Robinson (Ed.), Individual differences and instructed language // Philadelphia, PA: John Benjamins. 2002. PP 137-158. — URL: http://dx. doi.org/10.1075/lllt.2.10dor (дата обращения: 05.01.2019).

12. Dornyei, Z. Motivation and motivating in the foreign language classroom // The Modern Language Journal. 1994. № 78(3). PP. 273-284.-URL: http://dx.doi.org/10.1111/j.1540-4781.1994.tb02042.x (дата обращения: 05.01.2019).

13. Безбородова М. А. Мотивация в обучении английскому языку //Молодой ученый. 2009. № 8. С. 156-160. - URL https://moluch.ru/ar-chive/8/567/ (дата обращения: 05.01.2019).

14. Тумакова Н.А., Ткаченко Ю.А. К вопросу о роли мотивации в обучении иностранному языку в вузе // Молодой ученый. 2015. № 6. С. 705-707. — URL: https://moluch.ru/archive/86/16440/ (дата обращения: 06.01.2019).

15. Lawter, L., Kopelman, R. E., & Prottas, D. J. McGregor's theory X/Y and job performance: A multilevel, multi-source analysis // Journal of Managerial Issues. 2015. № 27 (1-4). PP. 84-101. — URL: https://digital-commons.sacredheart.edu/cgi/viewcontent.cgi?referer=https://www.goo-gle.com/&httpsredir=1&article=1419&context=wcob_fac (дата обращения: 08.01.2019).

16. Ramesh Kumar Moona Haji Mohamed, Che Supian Mohamad Nor. The Relationship between McGregor's X-Y Theory Management Style and Fulfillment of Psychological Contract: A Literature Review. //International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. 2013. Vol. 3. No. 5. PP. 715-720. — URL: http://hrmars.com/admin/pics/1922.pdf (дата обращения: 08.01.2019).

Статья поступила в редакцию 13.01.2019 Статья принята к публикации 27.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.