Научная статья на тему 'Пути повышения качества подготовки студентов медицинского вуза'

Пути повышения качества подготовки студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
290
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ / МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL ACTIVITIES / TEACHING METHODS / MOTIVATION / PROFESSIONAL COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонова Н.К., Тихонов В.Г.

Мотивация учебно-профессиональной деятельности является показателем качественности профессиональной подготовки будущего специалиста. Особый интерес представляют студенты медицинских вузов как будущие специалисты одной из наиболее сложных и ответственных профессий профессии врача. В статье рассмотрены вопросы учебной мотивации как критерия оценки качества профессиональной подготовки студентов медицинского вуза. Предложены пути повышения качества подготовки обучающихся в медицинском вузе посредством эффективного социально-педагогического взаимодействия с личностью студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тихонова Н.К., Тихонов В.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO IMPROVE THE QUALITY OF TRAINING MEDICAL STUDENTS

The motivation of educational and professional activities is an indicator of the quality of professional training of a future specialist. Of particular interest are students of medical schools as future specialists of one of the most difficult and responsible professions the profession of a doctor. The article deals with the issues of learning motivation as a criterion for assessing the quality of professional training of medical students. The ways of improving the quality of training students in medical schools through effective social and pedagogical interaction with the student's personality are proposed.

Текст научной работы на тему «Пути повышения качества подготовки студентов медицинского вуза»

УДК 61(07.07) :378.180.6

i ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Тихонова Н.К., Тихонов В.Г.

Смоленская государственная медицинская академия, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Резюме

Мотивация учебно-профессиональной деятельности является показателем качественности профессиональной подготовки будущего специалиста. Особый интерес представляют студенты медицинских вузов как будущие специалисты одной из наиболее сложных и ответственных профессий - профессии врача. В статье рассмотрены вопросы учебной мотивации как критерия оценки качества профессиональной подготовки студентов медицинского вуза. Предложены пути повышения качества подготовки обучающихся в медицинском вузе посредством эффективного социально-педагогического взаимодействия с личностью студента.

Ключевые слова: учебно-профессиональная деятельность, методика преподавания, мотивация, профессиональные компетенции.

i WAYS ТО IMPROVE THE QUALITY OF TRAINING MEDICAL STUDENTS

TikhonovaN.K., Tikhonov V.G

Smolensk State Medical University, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28

Summary

The motivation of educational and professional activities is an indicator of the quality of professional training of a future specialist. Ofparticular interest are students of medical schools as future specialists of one of the most difficult and responsible professions - the profession of a doctor. The article deals with the issues of learning motivation as a criterion for assessing the quality ofprofessional training of medical students. The ways of improving the quality of training students in medical schools through effective social andpedagogical interaction with the student's personality are proposed.

Keywords: educational and professional activities, teaching methods, motivation, professional competences.

Введение

Подготовка грамотного специалиста, владеющего профессиональными компетенциями, -одна из основных задач современного высшего образования. Успешное решение этой задачи в конкретном вузе возможно в случае регулярного самоанализа качества образовательной деятельности и поиска инструментов повышения качества подготовки обучающихся.

Федеральный закон «Об образовании» понятие «качество образования» определяет как «комплексную характеристику образовательной деятельности подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным стандартам, образовательным стандартам и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» (Федеральный закон Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 2, п. 29). Поэтому совершенствование форм и методов обучения каждой кафедрой, формирование динамичной инновационной контролируемой системы образования в вузе - залог качественной подготовки врача в медицинском вузе. Неотъемлемым компонентом этой системы, наряду с укомплектованностью высококвалифицированными кадрами, учебно- 112 -

методическим, информационным, материально-техническим обеспечением образовательного процесса и т.п., является сам обучающийся.

Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования [3] и профессиональными стандартами установлены новые требования к компетентности выпускника медицинского вуза [13]. Компетентностный подход подготовки специалиста в третьем поколении образовательных стандартов требует индивидуального подхода в образовании, высокой мотивации обучающегося на приобретение знаний и самообразования.

Выдающийся психиатр, невролог и психолог В.Н Мясищев говорил, что результаты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20-30% зависят от интеллекта, а на 70-80% - от мотивов, побуждающих индивида вести себя определенным образом. Проблема мотивации к обучению является одной из фундаментальных в педагогике высшей школы. Особой сложностью в этой ситуации отличается подготовка будущего специалиста-врача, от профессиональной деятельности которого зависит состояние здоровья и продолжительность жизни граждан Российской Федерации.

Профессиональная подготовка врача в современных условиях представляет собой сложное многоступенчатое образование, формирующее у будущего специалиста комплекс медицинских ценностных ориентаций, мотивов к осуществлению профессиональной деятельности и реализации ее гуманистических аспектов, знаний, умений и практических навыков [1]. Поэтому вопросы учебной мотивации студентов вузов в современных условиях, внедрение в педагогическую практику эффективных методов повышения мотивационной активности к обучению - актуальная междисциплинарная и межведомственная проблема, изучение которой нельзя относить только к педагогике.

Особую значимость данная тема приобретает в преподавании медицинских наук, что связано с особенностями профессиональной подготовки научно-преподавательского состава медицинских вузов, не предусматривающей базового педагогического образования. Такой подход к подбору кадров обусловлен тем, что образовательные программы медицинских вузов в большей степени ориентированы на освоение обучающимися общепрофессиональных и профессиональных, то есть врачебных, компетенций.

Согласно закону Йеркеса-Додсона, эффективность любой деятельности зависит от силы мотивации [6]. В настоящее время в научной практике не определен единый подход к проблеме мотивации человека. В отечественной психологии мотивация рассматривается как многоуровневый процесс управления поведением и жизнедеятельностью человека в целом [2].

Единой классификации мотиваций до настоящего времени не разработано. Современные инструменты диагностики учебной мотивации студентов-медиков, по нашему мнению, в большей степени сочетаются с группировкой мотивов, предложенной Ю.П. Платоновым, который выделяет следующие виды мотивации: мотив самоутверждения, мотив идентификации, мотив власти, процессуально-содержательные мотивы, экстринсивные (внешние) мотивы, мотив саморазвития, мотив достижения, просоциальный мотив, аффиляция и негативная мотивация [11].

Учебная мотивация студента не начинает формироваться в вузе, абитуриент уже имеет свои индивидуальные особенности личности, характера, физиологических процессов, в том числе - высшей нервной деятельности, сформировавшиеся ранее в семье, школе, в социуме, в благоприятных или неблагоприятных условиях. Процессы мотивации динамичны, ими можно и нужно управлять. Поскольку студенты первого курса, прошедшие конкурсный отбор при поступлении в вуз, обладают приблизительно одинаковыми когнитивными способностями, то формирование в процессе обучения «успевающих» и «неуспевающих» определяется внутренними побуждениями личности к учебно-познавательной деятельности и положительным отношением к профессии.

Мотив обладает количественными («сильные» и «слабые») и качественными характеристиками, внешними и внутренними. Поэтому при организации учебного процесса в медицинском вузе необходимо знать и учитывать индивидуальные особенности учебно-познавательной деятельности обучающихся.

Цель исследования - психологическая диагностика мотивационной сферы студентов медицинского вуза, исследование ее гендерных особенностей для повышения качества учебного процесса.

Методика

Исследование выполнено с участием 168 студентов четвертого курса лечебного факультета ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Минздрава России в возрасте 21-23 года, из них 56 мужчин и 112 женщин. Для диагностики мотивационной сферы использовалось анонимное психологическое тестирование «Методики для диагностики учебной мотивации студентов» А.А. Реана и В.А. Якунина, в модификации Н.Ц. Бадмаевой [4].

Предмет исследования - психологические особенности и сравнительный гендерный анализ мотивации учебной деятельности.

Результаты исследования

Диагностика учебной мотивации респондентов включала оценку 6 шкал учебных мотивов: коммуникативные, избегания, престижа, профессиональные, творческой самореализации, учебно-познавательные, социальные мотивы. Нами оценивались ранговые места мотивов учебной деятельности и их гендерные различия (Табл. 1).

Таблица 1. Значимость шкал мотивов учебной деятельности студентов медицинского вуза в зависимости от гендерной принадлежности

Средний балл и ранг шкалы мотивов

Название шкал мотивов Мужчины, n=56 балл (ранг) Женщин, n=112 балл (ранг) Общий, n=168 балл (ранг)

Коммуникативные 4,6 (II) 3,8 (II) 4,2 (I)

Избегания 2,9 (VI) 3,1 (IV) 3,0 (IV)

Престижа 2,9 (VI) 2,8 (V) 2,9 (V)

Профессиональные 4,2 (III) 4,1 (I) 4,2 (I)

Творческой 4,9 (I) 2,3 (VI) 3,6 (II)

самореализации

Учебно-познавательные 3,2 (V) 3,1 (IV) 3,1 (III)

Социальные 3,5 (IV) 3,5 (III) 3,6 (II)

Всего 3,7 3,3 3,5

В целом учебная мотивация студентов мужского пола была выше (3,7 балла), чем у женского (3,3 балла). В структуре шкал мотиваций у опрошенных мужчин основными были мотивы творческой самореализации (I ранг), т.е. стремление к развитию имеющихся природных способностей, движению вперед вопреки желанию сохранить безопасность; у женщин -профессиональные и коммуникативные мотивы (I ранг), т.е. стремление достигнуть наилучших результатов в обучении для освоения врачебной специальностью и расширение круга общения посредством повышения своего интеллектуального уровня. Уровень социальных мотивов не зависел от гендерной принадлежности и составил 3,5 балла.

Анализ максимальной (5 баллов) и минимальной (1 балл) значимости учебных мотивов в общей совокупности опрошенных показал следующее. Более половины опрошенных студентов указали на максимальную значимость следующих учебных мотивов: «хочу стать специалистом» -78,6%, «хочу стать высококвалифицированным специалистом» - 57,1%; «хочу не отставать от друзей» - 53,6%. Половина респондентов (50%) указали на максимальную значимость следующих мотивов: «чтобы работать с людьми, надо иметь глубокие и всесторонние знания», «потому что от успехов в учебе зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем».

Студенты оценили значимость как минимальную (1 балл) для следующих мотивов: «чтобы избежать обсуждения и наказания за плохую учебу» - 53,6%; «потому что хочу, чтобы наша учебная группа стала лучшей в институте» - 39,3%; «учусь ради исполнения долга перед родителями и школой» - 28,6%; «необходимо окончить институт, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне как способном перспективном человеке» - 25%.

Особо следует отметить снижение авторитета преподавателя как объекта для подражания у современных студентов медицинского вуза. Почти каждый пятый обучающийся (17,9%) отметил минимальную значимость мотива «быть на хорошем счету у преподавателя», а на максимальную значимость данного мотива к обучению указали лишь 10,7% опрошенных.

Полученные данные указывают на гендерные особенности учебных мотиваций. Студенты медицинского вуза женского пола уверены в правильности выбора профессии, в отличие от лиц мужского пола, которые обучение в медицинском вузе воспринимают как способ творческой

самореализации. При этом для большинства студентов обучение в медицинском вузе - один из способов реализовать свои коммуникативные мотивы, расширить круг знакомств, повысить свое значение в социуме.

Обсуждение результатов исследования

На главенствующее значение профессиональных, коммуникативных и социальных учебных мотиваций у девушек-студенток медицинских вузов, и мотивов творческой самореализации, учебно-познавательных и социальных - у юношей указывают ряд исследователей последних лет [5, 9].

В тоже время у студентов вузов с педагогической и юридической направленностью подготовки над мотивами профессиональными преобладает мотив «получение диплома» [7, 9, 10], а у будущих менеджеров - мотивы доминирования [8].

Заключение

Подвоя итог проведенным исследованиям можно заключить следующее. Как повысить мотивацию студентов к обучению и улучшить качество подготовки в медицинском вузе? Объяснить и доказать студентам на первом занятии, что данный предмет действительно будет полезен в дальнейшей деятельности. Не только заинтересовать предметом, но и предоставить возможность практического использования знаний. Задачи, которые ставятся перед студентом должны быть понятны и приняты им, то есть иметь значение для него. Быть наставником для обучающегося, чтобы было можно обратиться за помощью во время учебного процесса. Уважать студента.

Одним из путей улучшения качества подготовки в медицинском вузе является повышение мотивации студентов к обучению с учетом гендерных особенностей.

Потенциал активации учебной мотивации и как следствие - качества подготовки будущего врача, составляют повышение коммуникабельности студентов и авторитета преподавателя, которые связаны с внеучебной деятельностью и требуют улучшения качества жизни как обучающихся, так и научно-преподавательского состава медицинского вуза.

Одним из побудительных мотивов может быть бально-рейтинговая система оценки знаний студентов как одна из современных технологий менеджмента качества образовательных услуг, являющаяся инструментом учебной, научной и внеучебной деятельности обучающихся.

Стимулирование учебной мотивации студентов медицинского вуза - междисциплинарная и межведомственная проблема, требующая разработки новых, адаптированных к подготовке врача, методик преподавания в современных условиях рынка образовательных услуг.

Литература (references)

1. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: учеб. пособие. М.: Логос, 2006. - 184 с.).

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб. : Питер, 2002 - 512 с.

3. Казанцева Г.Н., Сидоров К.Р. Психодиагностика мотивации: методическое пособие. - Ижевск: Издательский дом Удмуртский университет, 2002.

4. Методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) / Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. - Улан-Удэ, 2004. - С. 151-154.

5. Шинкаренко С.В., Аветисян Р.Р., Абаева Р.Р. Мотивация как ведущий фактор учебно-профессиональной деятельности будущего врача // Ежеквартальный рецензируемый, реферируемый научный журнал «Вестник АГУ». - 2017. - Выпуск 2 (198). — С. 112-117.

6. Yerkes R., Dodson J. The relation of strength of stimulus to rapidity of habit-formation // j. Comp. Neurol. Psychol. 1908, N 18, p. 459-482.

7. Беляева Г. В. Проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза // Молодой ученый. - 2014. - № 21.1. - С. 80-83. - URL https://moluch.ru/archive/80/13783/

8. Доронина Н.Н., Ткачев В.Н. Сравнительный анализ учебной мотивации студентов вуза https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-uchebnoy-motivatsii-studentov-vuza

9. Каргина Е.М. Мотивация обучения в вузе // Современные научные исследования и инновации. - 2014. № 6 (38) // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://web. snauka. ru/i ssues/date/2014Z6

10.Луцкова Л.Н., Русина Н.А. Исследование факторов, влияющих на учебную мотивацию студентов медицинского вуза. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. - 2012. - № 1. URL: http://mprj.ru/archiv_global/2012_2_13/nomer/nomer23.php

11 .Платонов Ю.П. http://www.elitarium.ru/tipologiya-motivov-deyatelnost-stremlenie-motivaciya-vliyanie-dostizhenie-vlast-gruppa-cel-uspekh-samoutverzhdenie-interes/

12.Скобина Е.А. Мотивация учебной деятельности студентов юридического факультета // Universum: Психология и образование. - 2017. - № 2 (32). http://7universum.com/ru/psy/archive/item/4288

13. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования // Официальный сайт Министерства образования и науки. URL: http://www.mon.gov.ru/pro/fgos.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.