УДК 159.9:616 ББК 88.35:88.48 Ш 62
C.B. Шинкаренко
Клинический психолог, руководитель психолого-педагогической службы ФГБОУ ВО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Минздрава России; E-mail: [email protected]
Р.Р. Аветисян
Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры гуманитарных, социальных и экономических наук ФГБОУ ВО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Минздрава России; E-mail: [email protected]
Р.Р. Абаева
Начальник международного отдела ФГБОУ ВО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Минздрава России; E-mail: гиЫпа[email protected]
МОТИВАЦИЯ КАК ВЕДУЩИЙ ФАКТОР УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БУДУЩЕГО ВРАЧА
( Рецензирована )
Аннотация. Мотивация как ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности представляет исключительный интерес для понимания природы человеческого поведения. Кроме того, никакое эффективное социально-педагогическое взаимодействие с личностью студента невозможно без учета особенностей мотивации. Мотивация учебно-профессиональной деятельности является показателем успешности и качественности профессионального становления будущего специалиста и относится к числу значимых личностных характеристик. Образовательная и педагогическая среда вузов неустанно развивается. В процесс обучения внедряются инновационные технологии ведения занятий, семинаров, лекций, совершенствуются образовательные программы. Все это в той или иной степени оказывает непосредственное влияние на формирование определенного мотивированного поведения во время учебной деятельности. Особый интерес представляют студенты ВУЗов, в частности, медицинской академии, как будущие специалисты одной из наиболее сложных и ответственных профессий — профессии врача. Северо-Осетинская государственная медицинская академия — это современная многоуровневая система непрерывной подготовки специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием. В статье рассмотрены вопросы учебной мотивации, проведен сравнительный анализ психологической диагностики мотивационной сферы студентов, проживающих в рамках региона, и студентов-иностранцев с помощью t-критерия Стьюдента для независимых измерений.
Ключевые слова: учебно-профессиональная деятельность, мотивация, профессиональные компетенции.
S.V. Shinkarenko
Clinical Psychologist, Head of Psychological and Pedagogical Service of the North Ossetian State Medical Academy of the Russian Ministry of Health; E-mail: [email protected]
R.R. Avetisyan
Candidate of Pedagogy, Senior Teacher of the Department of the Humanities,
Social and Economic Sciences, the North Ossetian State Medical Academy of
the Russian Ministry of Health; E-mail: [email protected]
R.R. Abaeva
Chief of the International Department, the North Ossetian State Medical
Academy of the Russian Ministry of Health; E-mail: [email protected]
MOTIVATION AS A LEADING FACTOR OF EDUCATIONAL-PROFESSIONAL ACTIVITY OF FUTURE DOCTOR
Abstract: Motivation as a leading factor in the regulation of the activity of the individual, his behavior and affairs, is of exceptional interest for understanding the nature of human behavior. Moreover, no effective socio-pedagogical interaction with the student's personality is possible without taking into account peculiarities of motivation. The motivation of educational and professional activity is an indicator of the success and quality of professional formation of a future specialist and is among the important personal characteristics. Educational and pedagogical environment of universities is constantly evolving. Innovative technologies related to conduction of classes, seminars, lectures, and improvement of educational programs are implemented during the learning process. All this, to one degree or another, has a direct impact on the formation of a specific motivated behavior during learning activities. Of particular interest are University students, in particular from Medical Academy, as future professionals of one of the most difficult and responsible professions - the medical profession. The North Ossetian State Medical Academy is a modern multi-level system of continuous training of specialists with higher medical and pharmaceutical education. The paper considers the issues of learning motivation, a comparative analysis of psychological diagnostics of motivational sphere of the students living in the region and foreign students, using Student's t-test for independent measurements.
Keywords: Educational and professional activities, motivation, professional competence.
Профессиональное становление врача в современных условиях представляет собой сложное системное образование, совокупность медицинских ценностных ориентаций, мотивов и побуждений к осуществлению врачебной деятельности и реализации ее гуманистических аспектов в ходе профессиональной деятельности, включающих формирование совокупности знаний, умений и навыков, а также таких значимых личностных качеств, как мотивацию к профессиональной деятельности [1]. Следовательно, в рамках образовательной среды необходимым и целесообразным является проведение психологической диагностики учебной мотивации студентов - будущих врачей.
Актуальность темы исследования заключается в противоречиях между возрастающими требованиями к выпускникам и реальным уровнем их готовности к профессиональной деятельности. Совершенствование подготовки будущих врачей в условиях современного образовательного стандарта обусловлено многими факторами, среди которых важным является главная базовая проблема психологии обучения - мотивация учебной деятельности студентов медицинского вуза [2]. Такой ее статус объясняется, с одной стороны, тем, что главной характеристикой любой деятельности, в том числе и обучения, является мотивация. С другой стороны, управление мотивацией учения
позволяет регулировать учебный процесс, что представляется весьма важным для достижения его успешности.
Объект исследования - студенты-первокурсники, имеющие гражданство РФ и проживающие в рамках одного региона, и студенты, не являющиеся гражданами РФ, прибывшие на учебу в ВУЗ из других стран.
Предмет исследования - психологические особенности и сравнительный анализ мотивации учебной деятельности среди иностранных и Российских студентов первого года обучения.
Цель исследования: психологическая диагностика мотивационной сферы студентов, проживающих в рамках региона, и студентов-иностранцев; сравнительный анализ результатов суммарного показателя тестирования с помощью ^критерия Стьюдента для независимых измерений; проведение качественного и количественного анализа полученных результатов.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенной в учебную деятельность. Как и любой другой вид, она имеет множество специфических факторов. Во-первых, определяется самой образовательной системой и образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность; во-вторых, организацией образовательного процесса; в-третьих, субъективными особенностями (возраст, пол, интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний, самооценка, его взаимодействие с участниками образовательного пространства); в-четвертых, субъективными особенностями преподавателя и, прежде всего, системой его отношений к студенту; в-пятых, спецификой изучаемого предмета [3].
Особый интерес представляют студенты ВУЗов, в частности, медицинской академии, как будущие специалисты одной из наиболее
сложных и ответственных профессий - профессии врача. В нашем случае мы решили провести дифференциальную диагностику между студентами-первокурсниками, имеющими гражданство РФ, проживающими в рамках одного региона, и студентами, не являющимися гражданами РФ, прибывшими на учебу в ВУЗ из-за границы.
Методы и материалы: исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации с помощью методики для диагностики учебной мотивации студентов (A.A. Реан и В.А. Якунин), предназначенной для выявления степени выраженности коммуникативных, профессиональных, учебно-познавательных, социальных мотивов, а также мотивов избегания, престижа и творческой самореализации.
Выборку составили 70 человек, поделенных нами на две группы:
I группа: студенты - первокурсники, являющиеся гражданами РФ, в количестве 35 человек ( возраст от 17 до 21 года).
II группа: студенты - иностранные граждане Египта, Судана и Индии, обучающиеся на первом курсе, в количестве 35 человек (возраст от 17 до 29 лет).
Полученные результаты. Для оценки достоверности различий по средним значениям и сравнения при работе с данными, измеренными в метрических шкалах, нами был использован t-критерий Стьюдента для независимых выборок. Указанный критерий направлен на оценку различий величин средних значений двух выборок, которые распределены по нормальному закону. Одним из главных достоинств является широта его применения и, как результат, высокая валидность и надежность теста [4].
Выдвигаемая нами гипотеза (НО): общий суммарный показатель «учебно-познавательных мотивов»
Рисунок 1. График средних значений
I группы не будет отличаться от показателя II группы.
Альтернативная гипотеза (Н1): на фазе заключительных срезов сравнивались 7 показателей, суммарные результаты которых будут значительно различны между собой.
Число степени свободы ((К) результатов равно 68. При помощи таблицы критических значений ^критерия Стьюдента сравниваем
полученное эмпирическое значение с критическими.
Таким образом, выдвигаемая нами гипотеза (НО) полностью подтвердилась: общий суммарный показатель «учебно-познавательных мотивов» I группы не будет отличаться от показателя II группы.
Альтернативная гипотеза (Н1) подтвердилась частично: на фазе заключительных срезов сравнивались
Таблица 1
Критические значения t-критерия Стьюдента
р<0,05 р<0,01
1,99 2,65
7 показателей, суммарные результаты которых будут значительно различны между собой.
Выводы:
1. Коммуникативные мотивы характеризуются направленностью на общение, приобретение новых знакомств и связей, уверенности в себе в процессе взаимодействия с окружающими. Полученное эмпирическое значение 1 (1.7) обеих групп находится в зоне незначимости, т.е. существенных различий в результатах не выявлено.
2. Мотивы избегания: полученное эмпирическое значение 1 (2.9) находится в зоне значимости, что свидетельствует о различии результатов. Респонденты второй группы отличаются большим стремлением
не оказаться в числе отстающих, желающих оправдать надежды преподавателей, родителей.
3. Мотивы престижа: полученное эмпирическое значение 1 (3.8) находится в зоне значимости. Респонденты второй группы доминируют в стремлении быть в числе лучших студентов, добиться одобрения родителей и окружающих, получить диплом с хорошими оценками.
4. Профессиональные мотивы: полученное эмпирическое значение Ь (3.7) находится в зоне значимости и свидетельствует о наличии достоверно значимых изменений. Респонденты второй группы характеризуются большим стремлением учиться для обеспечения
успешности профессиональной деятельности, стать грамотным специалистом.
5. Мотивы творческой самореализации: полученное эмпирическое значение Ь (2.9) находится в зоне значимости. Респонденты второй группы характеризуются большей направленностью на творческую деятельность, на решение проблем развития общества.
6. Учебно-познавательные мотивы: стремление проявлять интерес к учебе как к процессу приобретения глубоких, прочных знаний. Полученное эмпирическое значение 1 (1.1) находится в зоне незначимости.
7. Социальные мотивы направлены на получение знаний для того, чтобы добиться всего необходимого в жизни и иметь хороший уровень материальной обеспеченности. Полученное эмпирическое значение 1 (2) находится в зоне неопределенности. Следовательно, в результатах обеих групп существенных различий не выявлено.
Таким образом, в ходе проведенного исследования было выявлено, что показатели степени выраженности мотивации по нескольким шкалам (мотивы избегания, престижа, творческой самореализации и профессиональные мотивы) у студентов - иностранных граждан выше,
чем у студентов - граждан РФ. Это, на наш взгляд связано, с одной стороны, наличием разных социокультурных ценностей, с другой - тем, что студенты, приезжающие учиться из разных стран мира, испытывают сложности в адаптации к новой социальной, языковой и образовательной среде. Именно они обладают большей осознанностью и направленностью на получение и усвоение прочных и надежных знаний, умений и навыков и, как правило, ощущают большую ответственность в обучении будущей профессии врача перед родными и близкими.
Профессиональная мотивация будущих врачей является компонентом структуры деятельности личности студентов, а также фактором, опосредующим успешность их обучения, определяемым формирование структурных элементов учебно-профессиональной мотивации. В связи с этим представляется необходимым разработка и внедрение в образовательное пространство медицинских Вузов программ развития профессиональной мотивации будущих медицинских специальностей, направленных на формирование позитивной мотивации учебно-познавательной деятельности студентов.
Примечания:
1. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А. Психология мотивации студентов: учеб. пособие. М.: Логос, 2006. 184 с.
2. Андреева Г.М. Социально-психологические проблемы исследования личности / Социальная психология: учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1998. С. 263-318.
3. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д: Феникс, 1997. С. 224.
4. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2000.
5. Демкина Е.В. Психолого-педагогические основы взаимодействия педагогика с детьми из казачьих семей: дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2000.
References:
1. Bakshayeva N.A., Verbitsky А.А. Psychology of students' motivation: a manual. M.: Logos, 2006. 184 pp.
2. Andreeva G.M. Socio-psychological problems of the study of a person / Social Psychology: a textbook for higher schools. M.: Aspect Press, 1998. P. 263-318.
3. Zimnyaya I.A. Pedagogical Psychology. Rostov-on-Don: Phoenix, 1997. P. 224.
4. Sidorenko E.V. Methods of mathematical processing in psychology. SPb.: Rech, 2000.
5. Demkina E.V. Psychological and pedagogical bases of formation of the teacher's readiness for interaction with children from Cossack families: Diss, for the Cand. of Pedagogy degree. Maikop, 2000.