Научная статья на тему 'Специфика профессиональной мотивации студентов в социокультурной среде медицинского вуза'

Специфика профессиональной мотивации студентов в социокультурной среде медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / PROFESSIONAL MOTIVATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / PROFESSIONAL ORIENTATION / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF MEDICAL SCHOOL / СТУДЕНТЫ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА / STUDENTS OF MEDICAL SCHOOL / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / EDUCATIONAL WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Паина Л. И., Неволина В. В., Самоделкина Т. К.

Основное внимание авторы статьи уделяют влиянию социокультурной среды медицинского вуза на мотивацию и профессиональную ориентацию студентов. Особый акцент делается на том, что для всестороннего формирования профессиональной подготовки студентов наряду с учебной мотивацией необходимо формировать мотивацию на другие виды деятельности: общественную, культурно-эстетическую, спортивную. Задачей медицинской академии является создание не только оптимальных учебных условий, но и условий для активного взаимодействия студентов в социокультурной среде вуза. Результаты исследования, проведенного авторами, показали осознанность предпочтений в профессиональной сфере и высокий уровень ориентации на медицину у слушателей подготовительных курсов. Анализ ответов студентов позволил выявить специфику их профессиональной мотивации, которая выражается в том, что мотив приобретения знаний преобладает над мотивами получения диплома и получения профессии. Медицинская академия формирует не только специальные знания, но и духовный мир студентов, поэтому воспитательная и социальная работа с ними начинается с момента поступления их в вуз. Спектакль, концерт, хорошая книга играют не меньшую роль, чем прекрасно оборудованные учебные аудитории. Как следствие, со второго курса увеличивается количество студентов, посещающих кружки, секции, кинотеатры. По результатам исследования авторами были сформулированы рекомендации по профориентации для специалистов, работающих с абитуриентами медицинской академии, а также выделены направления по совершенствованию учебной и воспитательной работы со студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITY OF STUDENTS’ PROFESSIONAL MOTIVATION IN SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF MEDICAL UNIVERSITY

Special attention of the authors is paid to influence of socio-cultural environment of medical university on students’ motivation and professional orientation. Special stress is made on the fact that for all-round students’ professional training formation together with educative motivation should form motivation for other types of activity: cultural, cultural-aesthetical and sport. The main goal of the medical academy is a creation of optimal educative conditions and conditions for active interactions between students in socio-cultural environment. The results of the investigation, conducted by the authors, show consciousness of preferences in professional sphere and high level of orientation to medicine of preparation courses’ listeners. The analysis of students’ answers shows the specificity of medical students’ professional motivation, it is expressed in the fact that motive of getting knowledge is higher than getting diploma or profession. Medical academy forms not only special knowledge, but also spiritual world of students; that is why educative and social work starts with them at very entrance. Performance, concert or good book plays the same role as well-equipped auditoriums. As a consequence, starting from second course students visit more frequently hobby groups, sport groups and cinemas. According to the results of the investigation the authors formed recommendations for professional orientation for specialists engaged in work with the medical academy’s entrants, and separated out the ways for improvement of educative work with students.

Текст научной работы на тему «Специфика профессиональной мотивации студентов в социокультурной среде медицинского вуза»

Л. И. Паина, канд. пед. наук, доцент,

В. В. Неволина, канд. психол. наук, доцент,

кафедра общей психологии,

Т. К. Самоделкина, канд. мед. наук, доцент,

кафедра оперативной хирургии

и клинической анатомии им. С.С. Михайлова,

проректор по воспитательной и социальной работе,

Оренбургская государственная медицинская

академия,

г. Оренбург, Россия,

[email protected]

СПЕЦИФИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ В СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Основное внимание авторы статьи уделяют влиянию социокультурной среды медицинского вуза на мотивацию и профессиональную ориентацию студентов. Особый акцент делается на том, что для всестороннего формирования профессиональной подготовки студентов наряду с учебной мотивацией необходимо формировать мотивацию на другие виды деятельности: общественную, культурно-эстетическую, спортивную. Задачей медицинской академии является создание не только оптимальных учебных условий, но и условий для активного взаимодействия студентов в социокультурной среде вуза. Результаты исследования, проведенного авторами, показали осознанность предпочтений в профессиональной сфере и высокий уровень ориентации на медицину у слушателей подготовительных курсов. Анализ ответов студентов позволил выявить специфику их профессиональной мотивации, которая выражается в том, что мотив приобретения знаний преобладает над мотивами получения диплома и получения профессии. Медицинская академия формирует не только специальные знания, но и духовный мир студентов, поэтому воспитательная и социальная работа с ними начинается с момента поступления их в вуз. Спектакль, концерт, хорошая книга играют не меньшую роль, чем прекрасно оборудованные учебные аудитории. Как следствие, со второго курса увеличивается количество студентов, посещающих кружки, секции, кинотеатры. По результатам исследования авторами были сформулированы рекомендации по профориентации для специалистов, работающих с абитуриентами медицинской академии, а также выделены направления по совершенствованию учебной и воспитательной работы со студентами.

Ключевые слова: профессиональная мотивация, профессиональная ориентация, социокультурная среда медицинского вуза, студенты медицинского вуза, воспитательная работа.

Функционирование системы высшего образования основывается на деятельности вуза как особого социокультурного института, призванного способствовать удовлетворению интересов и потребностей студентов, развитию их способностей в духовном, нравственно-гуманистическом и профессиональном отношении. Социокультурная среда вуза рассматривается нами как система отношений, способствующих формированию у студентов мотивации получения профессионального образования. Исходя

из современных представлений о влиянии социокультурной среды учебного заведения на образовательный процесс, наше исследование посвящено изучению мотивационных ориентаций студентов в социокультурной среде медицинского вуза1.

Ранее при подготовке специалистов в высшей медицинской школе требовался прежде всего высокий уровень знаний. В настоящее время наряду с этим учитываются такие качества, как коммуникабельность, умение работать в составе команды

№ 6 (47) ИЮНЬ 2014

профессионалов, взаимодействовать с представителями разных социальных групп. Следовательно, процесс профессиональной подготовки студентов медицинских вузов, будущих специалистов — процесс социальный. Он протекает при активном общении и взаимодействии не только преподавателя и студента, студента и студенческой группы, но и будущих специалистов с субъектами своей профессиональной деятельности.

Формирование профессиональной мотивации студентов медицинского вуза имеет несколько характеристик: одни студенты имеют более широкие интересы, чем предусмотрено программой; они проявляют социальную активность во всем многообразии форм жизни медицинской академии, например, с первого курса участвуют в гуманитарных акциях, их деятельность ориентирована на разностороннюю профессиональную медицинскую подготовку. Другие отличаются тем, что их познавательная деятельность не выходит за рамки учебной программы, система духовных запросов у этих студентов сужена, усвоение знаний и приобретение навыков — только в границах учебной программы. Для таких студентов характерно то, что профессиональный выбор определяют случайные факторы. Поэтому важна работа и по формированию профессиональной мотивации абитуриентов. Молодые люди, претендующие на обучение в медицинском вузе, должны уметь быстро и актив- =

но сосредоточиваться на учебных предметах. Последнее возможно лишь при наличии высокой заинтересованности и мотивации в выбранной профессии. Необходимые для овладения медицинскими про- :

фессиями интересы должны быть хорошо сформированы уже ко времени поступления в вуз2. Для успешного обучения в вузе необходим довольно высокий уровень ориента-

Процесс профессиональной подготовки студентов медицинских вузов, будущих специалистов -процесс социальный. Он протекает при активном общении и взаимодействии не только преподавателя и студента, студента и студенческой группы, но и будущих специалистов с субъектами своей профессиональной деятельности.

Медицинская академия формиру ет не только специальные знания студентов, но и их духовный мир. Спектакль, концерт, хорошая книга играют не меньшую роль, чем прекрасно оборудованные учебные аудитории.

ции на медицину, в частности на изучение профориентированных предметов, таких как биология, химия, а также ориентация на научно-исследовательскую деятельность.

= В исследовании, проведенном авторами в 2013 году, принимали участие слушатели подготовительных курсов (110 человек) и студенты 1—2 курсов Оренбургской государственной медицинской академии (415 человек). Для выяснения мотивации и ориентаций, необходимых для овла-= дения профессией, которой обучают в медицинском вузе, нами использовались различные методы и методики (анкетирование, методика «Карта интересов», методика изучения мотивов учебной деятельности А.А. Реан, В.А. Якунина, методика изучения мотивации обучения в вузе Т. И. Ильиной и др.). Анализируя результаты опроса слушателей подготовительных курсов медицинской академии, авторы пришли к выводу, что у них предпочтения в профессиональной сфере уже сформированы. Уровень ориентации на медицину достаточно высокий. Следует отметить, что у 59% слушателей низкий уровень сформированности интересов к педагогической и научно-исследовательской деятельности, а 35% слушателей проявляют низкий уровень интереса к общественной деятельности, что характерно для студентов, изучающих естественные науки.

На основе полученных результатов были сделаны выводы и даны рекомендации специалистам подготовительных курсов. В частности, предлагалось повысить уровень профессиональной ориентации и мотивации с помощью допол-= нительных экскурсий, бесед с ведущими специалистами, более широким знакомством с современными направлениями деятельности специалистов-медиков. Повысить интерес к научно-ис-

следовательской деятельности можно с помощью привлечения слушателей к участию в олимпиадах и конференциях. У слушателей с низким уровнем ориентации на общественную деятельность можно стимулировать интерес, давая им общественно важные поручения. Результаты исследования и рекомендации обсуждались на ежегодной методической конференции Оренбургской государственной медицинской академии и использованы в деятельности подготовительных курсов3.

Анализ ответов студентов первого курса в 2011—2012 учебном году и этих же студентов, но уже второго курса в 2012—2013 учебном году на вопрос «Зачем Вы поступали в вуз?» позволил сде- = лать следующие выводы: 69,3% студентов первого курса причиной поступления в ОрГМА назвали желание стать профессионалами, 17% — для собственного развития, а через год 84,7% студентов заявили о желании стать профессионалами и 30,9% студентов отметили, что выбрали обучение в вузе для собственного развития. Другие причины выбирались на второй год обучения реже. То есть можно сказать, что студенты первого курса, сделавшие компромиссный

Профессиональная мотивация зависит не только от удовлетворенности учебной деятельностью, но и от социальной активности в социокультурной среде вуза.

Она зависит от отношения студентов к избранной профессии, к учебному труду, к социокультурной наполненности свободного времени.

профессиональный выбор под давлением родителей или под влиянием друзей, поступавших в медицинскую академию и по другим причинам, на втором курсе уже проявляют удовлетворенность выбранной профессией.

Для всестороннего формирования профессиональной подготовки студентов наряду с учебной мотивацией необходимо формировать мотивацию на другие виды деятельности: общественную, культурно-эстетическую, спортивную. Медицинская академия формирует не только специальные знания студентов, но и их духовный мир. Спектакль, концерт, хорошая книга играют не меньшую роль, чем прекрасно оборудованные учебные аудитории. Как свидетельствуют результаты опроса студентов, ориентация на художественные ценности, ценности здорового образа жизни и художественное творчество от первого ко второму курсу изменяются. Например: выражают желание посещать театры 19,6% первокурсников, а второкурсни-= ков уже 32,1; посещать кружки и секции — 29,9% первокурсников и 39,9 — второкурсников. Систематически посещают кружки и секции 12,9% студентов первого курса и 19,8 — второго.

№ 6 (47) ИЮНЬ 2014

Специфика профессиональной мотивации студентов характеризуется ранговым распределением мотивов (от более высокого к более низкому): «стать высококвалифицированным специалистом»; «приобрести глубокие и прочные знания»; «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности»; «получить интеллектуальное удовлетворение». Мотив приобретения знаний преобладает над мотивами получения диплома и овладения профессией. Однако профессиональная мотивация зависит не только от удовлетворенности учебной деятельностью, но и от социальной активности в социокультурной среде вуза4. Она зависит от отношения студентов к избранной профессии, к учебному труду, к социокультурной наполненности свободного времени. Поэтому подготовка специалиста-медика требует не только создания оптимальных учебных условий, но и активного взаимодействия в социокультурной среде. Это является необходимой предпосылкой целеустремленно и планомерно осуществляемого воспитания и обучения.

В социокультурной среде вуза формируются навыки и умения рациональной организации не только учебной деятельности, но и через практическую деятельность осознается призвание к избранной профессии. Студенты участвуют в мероприятиях, несущих ярко выраженную медицинскую направленность. Например, студенты Оренбургской государственной медицинской академии участвуют в работе симуляционного медицинского центра, работают волонтерами в медицинских учреж-

дениях, пропагандируют донорство, многие студенты сами являются донорами. В процессе обучения в медицинском вузе главное внимание обращается на организацию деятельности студентов в тех ее видах, формах и способах, которые целенаправленно формируют профессиональную мотивацию. Таким образом, социокультурная среда медицинского вуза влияет на формирование профессиональной мотивации, специфика которой проявляется не только в теоретической подготовке, но и в практической профессиональной направленности деятельности студентов с первого года обучения в медицинском вузе.

Литература

1. Мирошниченко И.В., Паина Л.И. Компетент-ностный подход в учебно-воспитательном процессе высшей медицинской школы // Медицинский журнал Западного Казахстана. 2012. № 2(34). С. 97—99.

2. Паина Л.И. Воспитание как условие профессиональной подготовки студентов // Материалы международной науч.-практ. конференции «Наука и образование в современном мире». Караганда «Болашак-Баспа». 2012. Т 5. С. 46.

3. Самоделкина Т.К., Паина Л.И., Кулешова А.В. Студенческое самоуправление в профессиональном становлении будущего специалиста // Материалы итоговой учеб.-метод. конференции «Медицинское образование в Оренбургской области». Оренбург: Изд-во ОрГМА, 2014. С. 83.

4. Неволина В.В. Взаимосвязь ценностных ориента-ций и мотивации в студенческом возрасте // Материалы XI междунар. науч.-практ. конференции «Научное сообщество XXI столетия. Гуманитарные науки». Новосибирск: Изд. «СибАК», 2013. С. 242-246.

SPECIFICITY OF STUDENTS' PROFESSIONAL MOTIVATION IN SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF MEDICAL UNIVERSITY

L. I. Paina, Candidate of Pedagogy, Docent, V. V. Nevolina, Candidate of Psychology, Docent, the department of general psychology,

T. K. Samodelkina, Candidate of Medicine, Docent, the department of operative surgery and clinical anatomy named after S. S. Mikhailov, pro-rector of educative and social work, Orenburg State Medical Academy, Orenburg, Russia, [email protected]

Special attention of the authors is paid to influence of socio-cultural environment of medical university on students' motivation and professional orientation. Special stress is made on the fact that for all-round students' professional training formation together with educative motivation should form motivation for other types of activity: cultural, cultural-aesthetical and sport. The main goal of the medical academy is a creation

of optimal educative conditions and conditions for active interactions between students in socio-cultural environment. The results of the investigation, conducted by the authors, show consciousness of preferences in professional sphere and high level of orientation to medicine of preparation courses' listeners. The analysis of students' answers shows the specificity of medical students' professional motivation, it is expressed in the fact that motive of getting knowledge is higher than getting diploma or profession. Medical academy forms not only special knowledge, but also spiritual world of students; that is why educative and social work starts with them at very entrance. Performance, concert or good book plays the same role as well-equipped auditoriums. As a consequence, starting from second course students visit more frequently hobby groups, sport groups and cinemas. According to the results of the investigation the authors formed recommendations for professional orientation for specialists engaged in work with the medical academy's entrants, and separated out the ways for improvement of educative work with students.

Key words: professional motivation, professional orientation, socio-cultural environment of medical school, students of medical school, educational work.

References

1. Miroshnichenko I.V., Paina L.I. Kompetentnostnyi podkhod v uchebno-vospitatel'nom protsesse vysshei meditsinskoi shkoly [Competence approach in educational process of higher medical school]. Meditsin-skii zhurnal Zapadnogo Kazakhstana — Medical journal of West Kazakhstan, 2012, no. 2(34), pp. 97-99.

2. Paina L.I. Vospitanie kak uslovie professional'noi pod-gotovki studentov. [Education as a condition of professional training of students]. Materialy mezhdunarodnoi nauch.-prakt. konferentsii «Nauka i obrazovanie v sovre-mennom mire». [Materials of the int. sci.-pract. use. conference «Science and education in modern world»]. Karaganda, «Bolashak-Baspa» Publ., 2012. Vol. 5, pp. 46-48.

3. Samodelkina TK., Paina L.I., Kuleshova A.V. Stu-dencheskoe samoupravlenie v professional'nom stanov-

lenii budushchego spetsialista [Student self-government in the professional development of the future specialist]. Materialy itogovoi uchebno-metodicheskoi konferentsii «Meditsinskoe obrazovanie v Orenburgskoi oblasti» [The final materials of the educational-methodical conference «Medical education in the Orenburg region»]. Orenburg, Izd-vo OrGMA Publ., 2014, pp. 83-84. 4. Nevolina V.V. Vzaimosviaz' tsennostnykh orientatsii i motivatsii v studencheskom vozraste [The relationship of value orientations and motivation in the student age]. Materialy XI mezhdunar. nauch.-prakt. konferentsii «Nauchnoe soobshchestvo XXI stoletiia. Gumanitar-nye nauki» [Materials of the XI Int. sci.-pract. conference «The Scientific community of the XXI century. Humanities»]. Novosibirsk, Izd. «SibAK» Publ., 2013, pp. 242-246.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.