УДК 377.5.047(470.53)
Г.А. Черновалова
Пермский государственный технический университет
МОТИВАЦИЯ СТУДЕНТОВ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ВУЗ (НА ПРИМЕРЕ ПЕРМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Рассматриваются вопросы мотивации студентов при получении высшего образования, выборе вуза и дистанционной формы обучения на основе результатов эмпирического исследования, проведённого автором в Пермском государственном техническом университете.
Мотивация студентов, дистанционные технологии, выбор вуза, формы обучения.
Развитие человеческой цивилизации неразрывно связано с образованием. Мир подходит к тому периоду, когда прогресс цивилизации будет определяться исключительно интеллектуально-образовательной мощью человека. Поэтому важнейшим условием существования и прогрессирования человечества в XXI веке является переход к новой стратегии развития общества на основе знаний и высокоэффективных образовательных технологий.
Образование - очень сложное и многогранное понятие. Оно включает в себя весь спектр социологических категорий. Образование выступает как социальная система, социальный институт и социальная организация.
Претерпевают существенные изменения и социальная роль образования, его цели, содержание, функции, технологии. Образование становится той «точкой опоры», с помощью которой преобразуется, видоизменяется, «переворачивается» мир [1, с. 186].
Роль учебного заведения как института воспитания в современном обществе становится всё более значимой, в то время как воспитательная функция семьи угасает.
На переломном этапе развития нашего общества, когда жизнь чрезвычайно сложна и динамична, очень важно осознать, каким образом на формирующемся сознании молодёжи отражаются происходящие в обществе перемены; каких принципов, норм и ценностей она придерживается. Ведь именно на современную молодёжь ложится огромный груз ответственности. В недалёком будущем именно это поколение должно будет решать сложные задачи
и застарелые проблемы, которые по тем или иным причинам не в состоянии решить сегодня «взрослое» поколение.
В настоящее время обществу требуется не исполнитель чужих директив, а человек, способный сам принимать решения, обладающий критическим мышлением, навыками работы с большими объёмами информации, способный быстро ориентироваться в информационном пространстве, быстро перестраиваться и переучиваться; а это означает совершенно другие умения и навыки, отличные от тех, которые формировала школа прошлых десятилетий [2, с. 90].
Необходимость преодоления постоянного отставания российской системы образования от тех знаний и технологий, на которых строится современное западное общество, предполагает развитие новых форм и методов обучения, освоение современных технологий передачи знаний.
Глобальная информатизация общества в целом и сферы образования в частности позволила приступить к реализации идеи дистанционного обучения в России, которое, в свою очередь, является частью приоритетных направлений развития системы образования.
Пермский государственный технический университет первым из вузов Пермского края реализовал дистанционную форму получения высшего образования. В системе дистанционного образования ПГТУ обучение ведётся по очной форме, сочетающей в себе как аудиторные занятия, так и использование современных информационных образовательных технологий. Факультет образовательных информационных технологий в ПГТУ был образован в 2003 г., и в настоящий момент обучение ведётся по семнадцати специальностям.
Система высшего образования, как институт общества, выполняет социальный заказ самого общества, то есть выступает как объект управления со стороны государства. Именно государство определяет её цели и функции, осуществляет финансирование, задает правовые рамки деятельности, разрабатывая и проводя ту или иную образовательную политику. Модернизация образовательной системы должна осуществляться с ориентацией на цели и интересы государства и общества.
Сегодня вложение средств в образование представляется одной из самых надёжных инвестиций, которая в 90 случаях из 100 приведёт, как ожидается, к положительному результату. Образование воспринимается как инструментальная ценность (используя типологию ценностей Н.И. Лапина), являясь способом достижения других важных социальных целей, для подавляющего большинства молодёжи ценность непреходящую, постоянную, «вечную» [1, с. 312].
Современное общество сформировало и закрепило ценность образования не только в виде концепции «образование через всю жизнь», но и на первоначальном этапе профессиональной деятельности молодёжи. Эта мысль
подтверждается фактом предпочтения большинства работодателей найма сотрудников с наличием диплома о высшем образовании даже на должности, в должностных инструкциях которых наличие диплома о высшем образовании не предусмотрено.
Можно сказать, что в сознании работодателей существует определённый стереотип предпочтения сотрудников с высшим образованием, что, в свою очередь, формирует потребность у молодого поколения к получению высшего образования как инструментальной ценности для самореализации в их профессиональной деятельности.
Безусловно, образование позволяет получить более высокие доходы, однако одновременно с увеличением доходов лиц, имеющих высшее образование, происходят изменения в ценностных ориентациях. Образование и знания сами по себе приобретают мотивационную силу. Человек информационного общества учится не только и не столько для того, чтобы много зарабатывать, а для раскрытия своего творческого потенциала, самореализации и самосовершенствования.
Подтверждением вышеизложенного являются как результаты нашего исследования, так и исследования других учёных, например, В.Ю. Рубиной, Л.В. Тарановой.
Результаты нашего исследования показывают, что основными мотивами поступления в вуз студентов дистанционной формы обучения являются следующие: возможность в дальнейшем роста материальной обеспеченности (71 %), возможность занять более высокий статус в обществе (63 %), возможность продвижения по службе, по должности (58,5 %), высшее образование как обеспечение стабильного заработка (отсутствие безработицы) (34 %), возможность получения всесторонней образованности (36,5 %), путь к культуре, всестороннему развитию личности (30 %)1.
Результаты исследования показывают, что основными мотивами поступления в вуз являются как материальные стимулы (человек с высшим образованием зарабатывает больше, чем без такового), так и личные стремления к саморазвитию и самореализации. Образование на сегодняшний день продолжает оставаться инструментальной ценностью, то есть способом достижения других важных социальных целей (высокий статус, должность, стабильный заработок), однако признание важными таких мотивов, как «возможность получения всесторонней образованности» (36,5 %) и «путь к культуре, всестороннему развитию личности» (30 %), говорит об осознании студентами возможностей, предоставляемых высшим образованием в плане личного саморазвития и самореализации.
1 Исследования проведены автором в Пермском государственном техническом университете в период с декабря 2008 г. по апрель 2009 г. Опрошено 220 студентов и 100 преподавателей.
Проведённые исследования показали преобладание среди студентов дистанционной формы обучения активной жизненной позиции и осознанности при выборе вуза и формы обучения.
При выборе вуза основными мотивами явились: высокий статус университета, отсутствие в другом вузе дистанционной формы обучения и отсутствие в другом вузе интересующей специальности. Такие мотивы, как более низкий, чем в другом вузе проходной балл, не поступил в другой вуз, за компанию с друзьями, вуз находится рядом с домом - не являются доминирующими (рис. 1).
более НИЗКИЙ проходной балл; 4,5
не поступил в другой вуз; 5,5
отсутствИе интересующей специальности; 15
за компанию с друзьями; 5
вуз находится рядом с домом; 4,5
отсутствие в другом вузе дистанционной формы обучения; 45
высокий статус университета; 62
Рис. 1. Мотивы выбора вуза
На основании полученных данных можно сказать, что значительная доля студентов выбирала вуз по его статусу (62 % респондентов) и наличию в нём возможности получить высшее образование с использование дистанционной формы обучения (45 %). Пермский государственный технический университет одним из первых в Пермском крае реализовал данную технологию получения высшего образования.
При выборе формы обучения основными мотивами явились: возможность совмещать работу и учёбу, гибкость системы обучения, возможность избежать армии, географическая удалённость от учебного заведения (возможность обучаться на расстоянии), использование большого количества информационно-коммуникационных средств обучения (рис. 2).
Такой мотив, как «возможность совмещать работу и учёбу», является доминирующим, поскольку 80,5 % респондентов работают в настоящее время, из них 48,5 % работали до поступления в вуз.
использование большого количества инф.комм. средств обучения; 25,5
гибкость системы обучения; 63
Рис. 2. Основные мотивы выбора студентами формы обучения
Возможность совмещать работу и учёбу для современной молодёжи является важным основанием как при выборе самой формы получения высшего образования (80,5 % респондентов), так и при выборе вуза, реализующего данную форму обучения (45 % респондентов).
Такой мотив, как гибкость системы обучения (отметили 63 % респондентов), по мнению автора, тесно переплетается с возможностью совмещать работу и учёбу, заниматься в удобное (свободное от работы) время.
Следует отметить такой мотив выбора формы обучения, как возможность избежать армии. Его отметили 36 % респондентов, не желающих в ближайшее время служить в рядах Российской армии и рассматривающих получение высшего образование, как одну из возможностей отсрочить эту необходимость.
Возможность обучаться на расстоянии отметили 26 % респондентов, это особенно актуально для молодёжи, живущей в других городах. 68 % респондентов живут в Перми, 23,5 % живут в Пермском крае, а 8,5 % - в других областях нашей страны.
Использование в учебном процессе большого количества информационно-коммуникационных средств обучения (отметили 25,5 % респондентов), на наш взгляд, отражает внедрение этих современных технологий во все сферы жизнедеятельности и готовность современной молодёжи работать по данным технологиям.
Был проведён анализ зависимости мотивов выбора формы обучения от вида специальности, по которой студенты обучаются (гуманитарная или техническая).
Данный анализ показал, что все мотивы выбора дистанционной формы обучения, кроме мотива «возможность избежать армии», доминируют у студентов, обучающихся на гуманитарных специальностях (табл. 1).
Таблица 1
Анализ основных мотивов выбора дистанционной формы получения высшего образования в зависимости от вида специальности, на которой студенты обучаются
Основные мотивы выбора дистанционной формы обучения Гуманитарные специальности (%) Технические специальности (%)
Возможность совмещать работу и учёбу 87 77
Гибкость системы обучения 74 57
Возможность избежать армии 30 39
Г еографическая удалённость от учебного заведения (возможность обучаться на расстоянии) 33 22
Использование большого количества информационно-коммуникационных средств обучения 36 20
Проводя анализ мотивов получения студентами высшего образования по дистанционной форме, следует отметить, что наиболее ярко выраженные мотивы, такие как возможность совмещать учёбу и работу, гибкость системы обучения и возможность избежать армии не зависят от места жительства студентов (табл. 2).
Из общего числа респондентов 68 % живут в областном центре, а именно в г.Перми, в большом и малом городе по 13 %, в деревне, небольшом посёлке - 4 % и в городе столичного типа 1 %.
Примечательно, что для студентов из деревень и небольших посёлков важным мотивом является использование в процессе обучения большого количества информационно-коммуникационных средств. И наоборот, данный мотив не является доминирующим для студентов больших городов и областных центров. Мы считаем, что это обусловлено отсутствием в деревнях и небольших посёлках современных средств телекоммуникации, что вызывает желание молодёжи приобщиться с современной технике и средствам связи.
Также обращает на себя внимание факт значимости для малых и больших городов такого мотива, как возможность обучаться на расстоянии, а значит, и в принципе возможность получения высшего образования.
Для студентов нашего города главным мотивом является возможность совмещать работу и учёбу.
Выбор студентами дистанционной формы получения высшего образования обусловлен преимуществами, которые предоставляет данная технология обучения, а именно: гибкость системы обучения, возможность получения образования не зависимо от места жительства, без отрыва от производства, использование в образовательном процессе большого количества информационно-коммуникационных средств обучения и интерактивных моделей обу-
чения, а также предоставление условий для развития интеллектуальных и творческих способностей основных участников образовательного процесса.
Таблица 2
Анализ основных мотивов выбора дистанционной формы получения высшего образования в зависимости от места жительства студента в
настоящий момент
Основные мотивы выбора дистанционной формы обучения Место проживания в настоящий момент (в процентах) В целом по массивУ (в процентах)
в деревне, небольшом посёлке в малом городе в большом городе в областном центре в городе столично-го типа
Возможность совмещать работу и учёбу 70 83,7 84 81,5 50 80,5
Гибкость системы обучения 75 62,8 56 63,9 25 63
Возможность избежать армии 35 46,5 40 32,4 -- 36
Г еографическая удалённость от учебного заведения (возможность обучаться на расстоянии) 25 53,5 32 14,8 -- 26
Использование большого количества инф.комм. средств обучения 55 25,6 16 22,2 25 25,5
Результаты исследования показывают, что для современной молодёжи образование выступает как особая ценность, большая, чем просто возможность получения материальных благ.
Ценностные ориентации молодёжи на учёбу связаны с ценностью благополучия и дальнейшего саморазвития. Несмотря на все существующие в обществе проблемы и нестабильность экономической системы в стране, престиж образования, и особенно высшего, продолжает сохраняться. Большинство учащихся имеют чёткую ориентацию на продолжение образования, тем более что гарантий получения работы по полученной специальности выпускникам в настоящий момент никто дать не может.
По результатам нашего исследования, 13,5 % респондентов планируют продолжить обучение по специальности, которую сейчас получают, например, в магистратуре, аспирантуре; а 20 % респондентов планируют продолжить обучение по специальности, отличной от той, которую сейчас получают, например, по программе повышения квалификации.
Вопросы мотивации молодого поколения при получении высшего образования заслуживают особого внимания в период нестабильного развития российского общества. Важно зафиксировать, что движет молодыми людьми в настоящий период, проанализировать их жизненные планы, установки и понять, ради чего живут сегодня молодые люди России.
В условиях информатизации и компьютеризации от людей требуются новые навыки и знания, новый тип мышления для обеспечения адаптации к условиям быстроменяющегося компьютеризированного общества. Важность образования в этом типе общества несомненна, а его технологии претерпевают кардинальные изменения.
Ведущие учёные подчёркивают: «Уже стало понятно, что традиционные производственные ресурсы имеют и уже обозначили свои пределы, а безграничным в своих возможностях остаётся лишь человеческий капитал, т.е. ресурсы, которые находятся в нас самих - знания, умения, изобретательность, культура, человеческая память, творческие способности и т.п.» [3, с. 26, 27]
В настоящий момент развитие и совершенствование дистанционного обучения в России является основным элементом системы российского образования и требует обеспечения высокого качества, соответствующего национальным и международным стандартам.
Список литературы
1. Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. Социология образования: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2005. - 383 с.
2. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Теория и практика дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Е.С. Полат. - М.: Академия, 2004. - 416 с.
3. Тихомиров В.П., Солдаткин В.И., Лобачев С.Л. Среда интернет-обучения системы образования России: проект Глобального виртуального университета / Международная академия открытого образования. - М.: Изд-во МЭСИ, 2000. - 332 с.
Получено 10.02.2010