Научная статья на тему 'Социокультурный портрет студента-провинциала'

Социокультурный портрет студента-провинциала Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
120
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социокультурный портрет студента-провинциала»

Как видим, усадьба «помещика Д.М. Свечина» действительно существовала. Анализ её сохранившихся объектов позволил нам выявить здесь как типичные для создания классицистских архитектурно-парковых комплексов черты, так и ряд уникальных деталей в планировке и архитектурном решении составляющих её объектов. Особый интерес представляет масонская символика, введенная в композиционное и декоративное оформление храма. К сожалению, остатки усадебного комплекса в Лютове продолжают разрушаться. Вырубаются деревья регулярного парка. При идущем в настоящее время ремонте здания церкви уже нарушен первоначальный замысел малой главки-вазы над куполом, иначе трактован шпиль над колокольней, в результате чего оригинальный элегантный силуэт Спасского храма заметно упростился, став похожим на типичные постройки в аналогичном стиле.

Примечания

1. Текст для памятной записки взят из издания «Монастыри и храмы земли Ярославской. Краткая иллюстрированная энциклопедия». Ярославль-Рыбинск, 2001. Т. 3. С. 218-219.

2. Серков А.И. Русское масонство 1731- 2000 гг. Энциклопедический словарь. М., 2001. С. 730.

3. О масонской символике см. Холл Мэнли П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розен-крейцеровской символической философии. М.: СПб., 2003.

Е.Д. ТАРАДАЙ

Социокультурный портрет студента- провинциала

В рамках диссертационного исследования по культурологии осенью 2005 года мы провели анкетный опрос среди студентов-первокурсников двух вузов города Ярославля - государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского и государственного технического университета. Выбор в качестве объекта исследования студентов 1 курса обусловлен тем, что это ещё не «обработанные» в интеллектуальном плане люди, которые не представляют себе сложности выбранной ими будущей профессии и относятся к ней лишь с точки зрения массового сознания. В опросе участвовали две группы студентов, по 16 человек в каждой. Первая группа - это студенты ЯГПУ, обучающиеся по

специальности «Реклама», вторая - студенты ЯГТУ, получающие образование по специальности «Архитектура». Логика выбора именно этих специальностей состоит в том, что они имеют ряд точек соприкосновения. И та, и другая являются «модными» и востребованными у молодёжи. Кроме того, отмечается и общественная престижность специальностей.

В обеих группах большинство составили девушки, хотя в гуманитарном вузе их 94%, в техническом - 56%.

Вопрос «К какой сфере деятельности имеют отношение Ваши родители» был задан для того, чтобы определить социальное происхождение респондентов. Почти 44% из их общего числа - дети служащих, а родители 38% студентов относятся к производственной сфере. В целом около 11% (12,5% и 9,4%) родителей имеют отношение к сфере образования, далее следуют военнослужащие - 4% и сфера научная - 3%. Нужно отметить, что 12,5% опрошенных студентов выбрали педагогический вуз, формально следуя «по стопам родителей», хотя приобретаемая ими ныне специальность не имеет отношения к педагогике (подготовка по ней открыта в педагогическом университете благодаря имевшимся в вузе наработкам в сфере речевой коммуникации). Сельскохозяйственную сферу и сферу культуры применительно к профессии родителей не указал никто, что достаточно странно: во-первых, по специальности «Архитектура» практически в каждом наборе есть дети из семей архитекторов, а также художников, дизайнеров; во-вторых, очевидно, студенты, чьи родители работают в сфере рекламы (дизайна), не отдают себе отчета в том, что эта профессия также является частью культуры. Связь с семьей зафиксирована и в ответах на другой вопрос: большая часть респондентов (72%), в частности, 56% в ЯГПУ и 87% в ЯГТУ, проживают вместе с родителями, т.е. являются жителями Ярославля. 12,5% снимают квартиру, 9% поселились на время учёбы у родственников и лишь 7% - в общежитии.

Родители оказывают существенную материальную поддержку студентам. Так, все опрошенные студенты ЯГПУ, кроме одного, получающие образование по специальности «Реклама», ответили, что их обучение в вузе финансируют родители. В техническом вузе картина иная: большинство студентов - 69% -

учатся по бюджетной форме финансирования, 28% - платят за своё образование.

Следующие два вопроса касались мотивации получения высшего образования. В настоящее время в сознании студентов закрепилась связь между уровнем получаемого образования и перспективами трудоустройства. Высшее образование рассматривается молодыми людьми не как итог деятельности, а лишь как «стартовая площадка» для продвижения по социальной лестнице.

С этой точкой зрения вполне согласуется несколько прагматичная позиция самих студентов, по мнению которых учиться в вузе стоит, прежде всего, ради получения диплома, который дает: 1) возможность самореализоваться (60%), 2) ощущение собственной значимости и высокий социальный статус (13%), и 3) облегчает возможность устройства на высокооплачиваемую работу (25%). Это - наиболее распространённые варианты мотивации учёбы в вузе.

Если сравнивать « гуманитариев» и «технарей», то подавляющее большинство респондентов ЯГТУ (82%) на первое место поставили вариант «возможность самореализации», а гуманитариев больше волнует проблема трудоустройства (44%), а уже потом самореализации (37%). Это выглядит достаточно логично, поскольку группа «технарей» в большинстве своем учится бесплатно и может думать прежде всего о творчестве, а обучение «гуманитариев» (93%) финансируется родителями, и поэтому «дети» чаще ставят перед собой прагматические цели.

Опрос респондентов показал, что выбор специальности был обусловлен для них следующими факторами: интересом - 34%, призванием - 33%, престижностью - 15%, перспективностью - 14%,стечением обстоя-

тельств - 4%. При этом следует отметить, что большинство студентов технического вуза выбрали свою специальность, руководствуясь интересом (56%),а гуманитарии исходили из соображений престижности (25%), призвания (28%) и перспективности (28%). Можно предположить, что в ответе на данный вопрос присутствует определённая доля лукавства, возможно, неосознанного. Установить наличие призвания в 16-17 лет достаточно сложно, если речь идёт о профессиональной сфере, требующей значительного круга разнообразных навыков и умений, а не только природной одарённости.

В то же время соображения престижности на самом деле значимы для студентов, свидетельство тому можно найти за рамками анкетирования: их внешний вид, одежда, манера речи.

Из всех опрошенных студентов в настоящее время работает (или признается в этом) только один человек. Остальные респонденты были почти единодушны и ответили на вопрос о совмещении учёбы с работой так: «Хочу совмещать, но не имею возможности» - 73%, «не хочу, т.к. это тяжело» - 12%, « занимаюсь спортом» - 8%.

Существует мнение, что найти интересную, высокооплачиваемую работу по специальности выпускнику вуза крайне сложно, поэтому, чтобы повысить свои шансы в будущем, чтобы быть более востребованным в профессиональном плане, многие респонденты (43%), будучи студентами-первокурс-никами, уже задумываются о дальнейшем продолжении учёбы в аспирантуре или о получении второго высшего образования. Стоит отметить, что студенты, обучающиеся на платной основе в ЯГПУ, в целом более оптимистичны относительно своего будущего. Аспирантуру из них не планирует никто, второе высшее образование собираются получать 37%. Остальные 37% ещё не думали и 25% не планируют продолжать обучение. Названные параметры выбора свидетельствуют о не-сформированности целеполагания у студентов, обучающихся по новой специальности «Реклама» (первый выпуск-2006 год), и преобладании прагматических мотивов обучения (под вторым высшим образованием современная молодёжь «по умолчанию» подразумевает экономическое или юридическое). Студенты технического вуза в большей степени озабочены проблемой будущей деятельности, причём не только трудоустройства. 25% из них уже думают об аспирантуре, 25% о получении второго высшего образования, а 31% на вопрос «Планируете ли Вы продолжать обучение» ответили: «Нет, устроиться на работу».

Следующие два вопроса анкеты касались проблемы свободного времени студентов. Досуг может являться существенным звеном социального воспитания личности, стимулом его творческого, интеллектуального, духовного и физического развития. По результатам опроса досуговые предпочтения были отданы: спорту - 25%, музыке - 15%,

рисованию - 12%, чтению - 8%. Далее примерно одинаковый объём занимают : активный отдых - 6%, общение с друзьями - 4.6%, танцы - 4.6%, «гулять» - 4.6%, кино и дискотека - 3%, Интернет - 1.5%, фотография -1.5% и «просто выспаться» - 3%. При сопоставлении ответов можно отметить, что будущие архитекторы больше читают, рисуют и слушают музыку, чем их коллеги-студенты ЯГПУ. В то же время почти 10% «техна-рей»ответили , что свободного времени у них просто нет. Целеполагание студентов-

архитекторов напрямую обусловливает и затраты времени на самостоятельную работу, и характер досуга. Студенты же специальности «Реклама», по наблюдениям преподавателей, инфантильны и в то же время амбициозны, что и выражается, как показало наше анкетирование, в отсутствии профессионально ориентированного досуга.

Первокурсники обоих вузов в целом продемонстрировали довольно типичные для российской молодёжи культурные пристрастия и интересы. Так, на вопрос « Какой литературе, фильмам, музыке Вы отдаёте предпочтение» 22% назвали классическую литературу, 11% триллеры и приключенческие

фильмы, 8% танцевальную музыку, 6% зарубежную литературу, 16% ответили «по настроению». Далее следуют «любая музыка» (7.8%), исторические фильмы (4.6%), «ужасы» и фантастика по 3% голосов. При анализе ответов будущих рекламистов и архитекторов видно, что последние, в большинстве своём , предпочитают классическую (34%) и зарубежную (9.3%) литературу. У них же более высокий процент любителей музыки (18%). У рекламистов разброс в предпочтениях шире ,и больший интерес у них вызывает кино (40%). Среди жанров лидируют триллеры и приключения (16%). В этой же группе больше процент ответов «по настроению», кроме того, 6% опрошенных ответили «не определился».

Отсюда следует вывод: скорее всего наши респонденты, как и большинство молодых людей этой возрастной группы, не имеют устойчивых вкусов и привязанностей.

Предполагалось, что следующий вопрос нашего исследования должен был выявить наиболее волнующие респондентов события, происходящие в нашей стране и за рубежом. Ответы дают неожиданные и огорчающие результаты. Приходится признать, что 38% студентов ЯГПУ и 25% студентов ЯГТУ ответи-

ли «Ничего». Далее ответы распределились так: проблема терроризма волнует студентов более всего (34%). Особенно ими были отмечены события в городе Беслан в 2003 г. и террористические акты 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Далее следуют политические события (14%), а именно революция на Украине и выборы в Германии. Падение авторитета России в мире упомянули в качестве одной из наиболее тревожных тенденций лишь 3% респондентов. Волнуют студентов и экологические проблемы, а также природные катаклизмы (12%). Особо были отмечены ураганы в Америке и проблема глобального потепления. 3% респондентов до сих пор помнят и отмечают в своих ответах трагедию подводной лодки «Курск».

Если учесть, что наш опрос проводился с сентября по ноябрь 2005 года, то следует отметить относительную давность событий, взволновавших наших респондентов. С одной стороны, к террористическим актам, происходящим в нашей стране и за рубежом, трудно относиться равнодушно. С другой - ни один из наших респондентов не назвал ни одного события из жизни Ярославля. А таких важных событий немало. Это и подготовка к празднованию тысячелетнего юбилея города, раскопки и восстановление Успенского собора и, наконец, недавний на тот момент факт включения Ярославля в список городов, находящихся под патронажем ЮНЕСКО. Можно предположить, что лишь объём информации, получаемой из СМИ, мотивирует степень осведомлённости молодых людей о событиях в стране и мире. Такая практика порождает информационное иждивенчество и отсутствие личной инициативы в отборе и оценке информации.

«О какой профессии Вы мечтали в детстве, и как менялись Ваши мечты» - ответы на этот вопрос помогают определить, как менялись мечты респондентов при выборе будущей профессии, скореллировать данные, полученные в ответах на первые вопросы.

В большинстве своём это мечты о профессиях гуманитарного направления, предусматривающих работу с людьми, коммуникабельность и хотя бы элементарные дизайнерские умения. Идеал рабочего высокой квалификации или работника сельского хозяйства ни одного из опрошенных не привлекал. 9% респондентов не смогли или не захотели ответить на этот вопрос, поставив прочерк. Боль-

шой процент респондентов ориентировался на получение профессии врача и учителя. Основная часть ответов (50% в ЯГПУ и 44% в ЯГТУ) показывает, что выбор студентами профиля своего обучения не был случаен. Однако высоким оказался процент (44% в ЯГПУ и 12.5% в ЯГТУ) нереализованных мечтаний стать врачом. По всей видимости, при выборе молодыми людьми будущей профессии имеют значение не только детские мечты, преемственность профессии от родителей и даже не индивидуальные способности, а экономические, территориальные и другие факторы (востребованность профессии в стране, области, районе, трудоустройство и оплата труда).

Последний вопрос давал возможность респондентам самостоятельно определиться по отношению к основным характерным чертам современного молодого человека. Опрашиваемым были представлены некоторые качественные характеристики личности, из которых нужно было выделить не более трёх вариантов. При подсчёте и анализе ответов выяснилось, что современные молодые люди прежде всего ценят следующие качества: общительность, образованность, оптимизм, инициативность, доброту, предприимчивость, эгоизм, смелость, честность, жестокость, деловитость, леность, равнодушие .На последнем месте «осталась» щедрость, а вариант «великодушие» не выбрал никто.

Анализируя полученный результат, можно предположить, что в ответах на этот вопрос велика доля неискренности. Не воспроизводят ли участники опроса готовые оценки, стереотипы «культурного человека», сложившиеся в современном обществе?

Нынешнее молодое поколение оказалось под мощным воздействием средств массовой коммуникации, активно пропагандирующих западный образ жизни и либеральноиндивидуалистические ценности. Стремительно развивающийся по американским образцам рекламный дискурс массовой культуры и шоу-бизнес формируют у молодежи стандарты поведения так называемого американского типа. «Это твои проблемы», «Забей на всё»-очень популярные лозунги современного молодого человека, а в нашем опросе черта «равнодушие» была отнесена нашими респондентами лишь на тринадцатое место.

На основе количественных выкладок и контент-анализа данных культурологического

исследования можно обозначить черты собирательного портрета студента-провинциала, то есть такого, который чаще всего родился в провинции, а теперь учится в провинциальных университетах.

Основная часть студентов происходит из интеллигенции (в формальном смысле этого слова). Родители, в основном, заняты в административно - управленческой сфере, а также в сфере образования и науки. Большинство студентов живут с родителями, которые оказывают и материальную поддержку, оплачивая обучение детей в вузе. В то же время они испытывают желание совмещать учёбу с работой, но не имеют такой возможности. Это может быть связано с большой учебной нагрузкой, подготовкой домашних заданий, с занятиями спортом или другими увлечениями, а также с очень актуальной для студентов-первокурсников проблемой трудоустройства.

Большинство респондентов выбрали вузы вполне осознанно. Анализируя ответы, можно выделить две разные цели обучения: романтическую - личностная самореализация (59%) и прагматическую - хорошее трудоустройство, высокий социальный статус (40%).

При сравнении профессионального це-леполагания и сферы жизненных интересов студентов двух вузов между собой выясняется, что возможность самореализации более всего привлекает студентов технического вуза, таких 81%, а проблема трудоустройства волнует лишь 6% студентов. В педагогическом вузе ситуация иная. Студенты там более прагматичны и главной целью получения высшего образования считают трудоустройство и высокий социальный статус, нежели возможность самореализации.

Если выбор вуза был сделан сознательно, то выбор специальности не совсем обоснован. «Просто интересно», - так ответили студенты, выбравшие специальность «Архитектура». Студентов, считающих, что выбранный ими профиль обучения - это призвание, чуть меньше. Перспективность и престижность будущей профессии привлекла внимание молодых людей, поступивших на отделение «Реклама».

Такая трансформация внутренних установок студенческой молодёжи в сторону большей прагматичности, на наш взгляд, естественным образом связана с необходимостью адаптации к изменившейся социальной ситуации. Всё большее количество студентов

с первых курсов начинают задумываться о своём будущем. Анализ результатов исследования показывает,что восприятие будущего у молодых людей противоречиво и внутренне конфликтно. С одной стороны, у студентов преобладают высокие социальные ожидания относительно карьеры, заработка и самореализации после окончания вуза. С другой, наблюдается тревожность и неуверенность при оценке личных перспектив поиска высокооплачиваемой работы.

Результаты исследования показывают, что студент не просто приспосабливается к окружающей действительности, но и достаточно активно пытается выжить в ней. По данным опроса, больше половины студентов хотели бы совмещать учёбу с работой. Пока они не имеют такой возможности, и это понятно, так как первый год обучения в вузе по праву считается самым тяжелым в плане адаптации вчерашнего школьника к студенческой жизни.

По той же самой причине - стремление жить и выживать в окружающем мире - многие студенты обоих вузов с первого года обучения думают о продолжении учёбы в аспирантуре или о получении второго высшего образования.

Среди массовых форм культурнодосуговой деятельности в нашем опросе наиболее распространенной оказалась спортивная. Этот факт радует и позволяет надеяться

на то, что большая часть студентов бережно относится к своему физическому и психическому здоровью и понятие «здоровый образ жизни» соответствует их личным установкам. Рядом со спортом соседствуют другие увлечения: чтение, музыка, рисование. Однако для некоторых студентов досуг выполняет функцию «ничегонеделания», и совсем немногие отметили отсутствие последнего.

Литературные, музыкальные и кинопристрастия молодых людей разнообразны. При опросе названо довольно много жанров кино, в литературе доминирует классическая, а также детективы и фантастика. Можно надеяться, что увлечение классической литературой у студентов искреннее и чтение книг не ограничивается учебным материалом. У некоторой части респондентов культурные ориентиры сформированы стихийно, они неустойчивы, поэтому на вопрос о художественных пристрастиях они ответили: «Не знаю, по настроению».

В студенте сегодня противоречиво сочетаются наивность, инфантильность, идеализм и прагматизм. Само время расставляет приоритеты в поведении студента, его взглядах на жизнь, в культурных и духовных потребностях. Нежелание видеть и преодолевать серьезные проблемы, общительность, инициативность, образованность и предприимчивость оставляют всё меньше места вечным, общечеловеческим ценностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.