Научная статья на тему 'Профессиональные ожидания студентов-социологов'

Профессиональные ожидания студентов-социологов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1575
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ / ВЫБОР ПРОФЕССИИ СОЦИОЛОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЛАНЫ / СТУДЕНТ / СПЕЦИАЛЬНОСТЬ "СОЦИОЛОГИЯ" / PROFESSIONAL EXPECTATIONS / STUDENT / THE CHOICE OF PROFESSION "SOCIOLOGIST" / PROFESSIONAL PLANS / SPECIALITY SOCIOLOGY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лобанова Марина Игоревна, Сторожева Светлана Петровна

Отношение к социологии как виду профессиональной деятельности в современном российском обществе только формируется. Поэтому представляет интерес, по каким причинам выпускники школ выбирают социологические исследования как вид своей профессиональной деятельности. Выявление профессиональных ожиданий студентов, обучающихся по специальности или направлению «Социология», решает задачи: определить причины, по которым молодежь выбирает профессию социолога, различия в профессиональных ожиданиях студентов, обучающихся на бюджетной и коммерческой основе; отследить изменения в профессиональных ожиданиях, происходящие за период обучения в вузе; рассмотреть, какой деятельностью студенты планируют заниматься после окончания вуза по социологической специальности. Также рассматриваются представления студентов-социологов о возможностях и трудностях трудоустройства после окончания вуза и об успешности в профессиональной деятельности. Профессиональные ожидания рассматриваются как динамические, изменяющиеся в период обучения в вузе. Анкетирование проводилось в пяти вузах г. Новосибирска, где ведется обучение по специальности «Социология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лобанова Марина Игоревна, Сторожева Светлана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL EXPECTATIONS OF SOCIOLOGY STUDENTS

The attitude toward sociology as a type of professional activity in the modern Russian society is being formed. It is therefore of interest, the reasons why graduates of schools choose sociological research as their professional activities. The identification of professional expectations of students on the specialty or direction “sociology”, allows to determine the reasons why youth chooses the profession of sociologist. It is also aimed at finding out whether there are professional expectations of students on a budgetary and commercial basis; are the changes in the professional expectations for the period of study at the University, and what activities sociology students plan to do after graduation. The article considers the views of the students about job opportunities after graduation and success in professional activities. Professional expectations seem to us to be dynamic characteristics, changing during the period of study at the University. The survey was carried out in five universities where there was instruction in the specialty of “sociology”.

Текст научной работы на тему «Профессиональные ожидания студентов-социологов»

СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378.096

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОЖИДАНИЯ СТУДЕНТОВ-СОЦИОЛОГОВ

М.И. Лобанова, С.П. Сторожева

Сибирский государственный университет телекоммуникации и информатики, Новосибирск

sv.stor@yandex.ru, vfhbirf.vfhbirf@gmail.com

Отношение к социологии как виду профессиональной деятельности в современном российском обществе только формируется. Поэтому представляет интерес, по каким причинам выпускники школ выбирают социологические исследования как вид своей профессиональной деятельности. Выявление профессиональных ожиданий студентов, обучающихся по специальности или направлению «Социология», решает задачи: определить причины, по которым молодежь выбирает профессию социолога, различия в профессиональных ожиданиях студентов, обучающихся на бюджетной и коммерческой основе; отследить изменения в профессиональных ожиданиях, происходящие за период обучения в вузе; рассмотреть, какой деятельностью студенты планируют заниматься после окончания вуза по социологической специальности. Также рассматриваются представления студентов-социологов о возможностях и трудностях трудоустройства после окончания вуза и об успешности в профессиональной деятельности. Профессиональные ожидания рассматриваются как динамические, изменяющиеся в период обучения в вузе. Анкетирование проводилось в пяти вузах г. Новосибирска, где ведется обучение по специальности «Социология» .

Ключевые слова: профессиональные ожидания, выбор профессии социолога, профессиональные планы, студент, специальность «Социология».

PROFESSIONAL EXPECTATIONS OF SOCIOLOGY STUDENTS

M.I. Lobanova, S.P. Storozheva

Siberian State University of Telecommunications and Information Sciences, Novosibirsk

sv.stor@yandex.ru, vfhbirf.vfhbirf@gmail.com

The attitude toward sociology as a type of professional activity in the modern Russian society is being formed. It is therefore of interest, the reasons why graduates of schools choose sociological research as their professional activities. The identification of professional expectations of students on the specialty or direction "sociology", allows to determine the reasons why youth chooses the profession of sociologist.

It is also aimed at finding out whether there are professional expectations of students on a budgetary and commercial basis; are the changes in the professional expectations for the period of study at the University, and what activities sociology students plan to do after graduation. The article considers the views of the students about job opportunities after graduation and success in professional activities. Professional expectations seem to us to be dynamic characteristics, changing during the period of study at the University. The survey was carried out in five universities where there was instruction in the specialty of "sociology"

Key words: professional expectations, student, the choice of profession "sociologist", professional plans, speciality sociology.

В современном обществе существует множество проблем с трудоустройством в соответствии с полученной в вузе специальностью. При этом в ситуации, когда гуманитарные, антропологические, социально-философские дисциплины стали популярными в современном образовании, лишь немногие выпускники гуманитарных факультетов реализуют полученные компетенции для карьеры в полной мере [3]. Более того, специалисты отмечают особенности карьерных ориентаций в студенческом возрасте: низкий уровень осознанности; постановка неопределенных целей; желание одновременно достичь нескольких целей, не умея расставлять приоритеты. Данный факт выступает причиной низкого уровня планирования карьеры и выраженности внутри личностной напряженности у студентов-выпускников [5]. Это справедливо и для студентов, получающих специальность «Социология».

Социология как наука относительно молода, а в России ее возраст и вовсе исчисляется несколькими десятилетиями. Благодаря маркетинговым отделам и исследовательским центрам потребность в специалистах-социологах возрастает. Однако недостаточная осведомленность о существующем положении на рынке труда не всегда позволяет студентам сформировать адекватное мнение по поводу перспектив, возможностей и достижений в их будущей профессии.

На формирование профессиональных ожиданий влияют представления о профессии, существующие в обыденном сознании. Существуют профессии, ценность которых для людей и общества кажется очевидной, — строитель, портной, врач, земледелец. Социологию вряд ли, по крайней мере сегодня, можно отнести к таким видам деятельности. «Социология не является ни внеисторическим, ни необходимым занятием человеческого разума» [1, с. 8]. П. Бергер, обобщая представления о том, чем занимается социолог, приводит ряд мнений, существующих в массовом сознании людей. Хотя свои наблюдения он делает на примере американского общества, где социология является более признанным видом деятельности, они отчасти справедливы и для России. Социолог представляется как специалист, который работает с людьми, социальный реформатор или специалист по социальной работе. Иногда социолог — это собиратель статистических данных о человеческом поведении, выходящий «в поле» с опросником (при этом по крупицам выясняется то, что уже известно другим), методолог или отстраненный и бесстрастный наблюдатель, хладнокровно манипулирующий людьми; инженер, отдающий свои манипулятивные навыки в распоряжение властей.

В то же время П. Бергер отмечает, что существуют причины, которые могут вызвать настороженное отношение к соци-

ологу. «Социолог всегда занят проблемами, которые другим кажутся священными или, наоборот, неприличными для беспристрастного исследователя» [1, с. 11]. В более формальной интерпретации это «тот, кто в своей деятельности связан с осмыслением общества, и это осмысление научно по своей природе». Как ученый, социолог стремится быть объективным, держать в узде собственные предпочтения и предрассудки, воспринимать то что есть и воздерживаться от нормативных суждений.

В апреле 2008 г. ВЦИОМ провел исследование, целью которого было выявить представления о профессии социолога в российском обществе и о пользе, которую она может приносить обществу. О существовании такой профессии знают, по их словам, 27 % опрошенных, что-то слышали — 40 %, 15 % опрошенных полагают, что социологи — это люди, которые «ведут опросы среди населения». Примечательно, что в ходе опроса порядка 40 % респондентов самостоятельно идентифицировали интервьюера как человека, имеющего отношение к социологии. Некоторые отождествляют социолога и социального работника («помогает людям»; «люди, которые заботятся о стариках»; «в райсобесе сидят» — 3 %). Около 10 % опрошенных связывают профессиональную деятельность социолога с изучением закономерностей функционирования общества: «изучает общество и взаимодействие людей в обществе»; «изучает законы жизни современного общества»; «изучает структуру общества» и т. п. [6]. Существуют представления, согласно которым социология — «бездушная» наука, которая занимается не людьми и их нуждами, а цифрами: «наука, строящаяся на статистике»; «обрабатывают данные, собранные у населения»; «это ана-

лиз, какие-то цифры, факты»; «занимаются статистикой» — 6 %; 1 % опрошенных видят в деятельности социологов «что-то связанное с политикой» — «прогноз политики»; «предварительные итоги выборов»; «политические рейтинги»; «работа в политике» и т. п. [6].

На рынке труда России профессия социолога почти не представлена. Социологическим лабораториям, различным отделам социологических исследований, научным институтам периодически требуется работник — социолог, но на сайтах по поиску работы объявлений о таких вакансиях единицы. Несмотря на это, навыки и знания, полученные студентом при обучении по специальности «Социология», позволяют ему работать в таких областях, как маркетинг и реклама, политика, статистика и многие другие. В Новосибирске в пяти вузах существуют отделения социологии, которые выпускают около 100 молодых специалистов в год, но с их трудоустройством по специальности существуют определенные проблемы.

Нами было проведено исследование профессиональных ожиданий студентов, обучающихся по специальности или направлению «Социология» в городе Новосибирске. Для исследования профессиональных ожиданий студентов-социологов в выборку были включены студенты университетов города Новосибирска, в которых выпускаются специалисты или бакалавры по направлению «Социология». Это Сибирский государственный университет телекоммуникации и информатики (СибГУТИ), Новосибирский государственный университет (НГУ), Новосибирский государственный технический университет (НГТУ), Новосибирский государственный университет экономики и управления (НГУЭиУ),

Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (НГА-СУ). Исследование было проведено в мае 2013 года. Выборочная совокупность составила 104 человека. В качестве метода сбора информации был выбран анкетный опрос. В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся как на бюджетной, так

и на коммерческой основе. В профессиональных ожиданиях этих групп были выявлены небольшие различия. В представленной выборке 16 % опрошенных студентов НГТУ обучаются на бюджетной основе, в НГУ - 43 %, НГУЭУ - 96 %. В НГАСУ и СибГУТИ нет бюджетной формы обучения по данной специальности.

Таблица 1 Распределение респондентов по форме обучения (бюджетная/коммерческая)

Всего опрошено (чел.) Форма обучения

Университет бюджетная коммерческая

чел. % чел. %

НГАСУ 8 0 0,0 8 100,0

НГТУ 24 4 16,7 20 83,3

НГУ 16 7 43,8 9 56,3

НГУЭУ 25 24 96,0 1 4,0

СибГУТИ 31 0 0,0 31 100

Итого 104 35 33,7 69 66,3

Одной из задач исследования стало выявление причин, по которым молодежь выбирает профессию социолога. Во-первых, было решено определить, почему был выбран вуз, в котором обучается опрошенный студент. Вариант «престижность университета» чаще всего выбирали студенты НГТУ (35 %) и НГУ (48 %). Среди студентов НГУЭУ и СибГУТИ вариант «подходящие условия поступления» выбирали чаще других (44 % - НГУЭУ, 48 % - СибГУТИ). Варианты ответов студентов НГАСУ разделились поровну между престижностью университета и подходящими условиями поступления (37 %). Также на выбор университета повлияли мнения родителей, друзей и то, что университет находится недалеко от дома. Встречались ответы: наличие дополнительного образования, не было дру-

гих вариантов, не хотелось в армию, понравилась атмосфера, просто так, случайность, устройство вуза, вид зданий и их расположение. Таким образом, наиболее значимыми причинами выбора вуза являются престижность университета в представлениях поступающих и условия поступления.

Далее респондентам был задан вопрос «Почему Вы поступили именно на отделение социологии?» (табл. 2). Студенты НГАСУ выбирали следующие варианты ответов: «интерес к науке» - 60 %, «совет родителей и друзей» - 20 %, «проходной балл в университете» - 20 %. Большинство студентов НГТУ выбрали вариант «интерес к науке» - 31 %, следующим по популярности стал ответ «совет родителей и друзей» - 22 %. Проходной балл в университете повлиял на выбор специально-

сти «Социология» у 14 % студентов НГТУ, на 11 % повлияло «общение с социологами» и «востребованность знаний, полученных в период обучения по специальности». Остальные 8 % затруднились ответить на этот вопрос. 31 % респондентов НГУ отметили влияние родителей и друзей, интерес к науке — 21 %, 15 % — востребованность знаний и проходной балл. 10 % не смогли ответить на этот вопрос. Студенты НГУЭУ чаще выбирали вариант «проходной балл в университете» — 45 %, 24 % — «интерес к науке», 10 % — «общение с социологами» и «совет родителей», 5 % — «востребованность знаний», 2 % затрудни-

лись ответить. Среди студентов СибГУТИ самым популярным вариантом ответа стал «проходной балл» — 39 %, 25 % — «интерес к науке», 7 % — «совет родителей», «общение с социологами» и «востребованность знаний», 14 % не смогли ответить на этот вопрос. Также встречались варианты ответов: гуманитарный склад ума; единственная сфера, которая интересна; единственная специальность на гуманитарном факультете; преподаватель посоветовал; прошла на бюджет; широкий спектр вопросов, рассматриваемых наукой, и возможность трудоустройства в нескольких направлениях.

Таблица 2

Причины выбора специальности

Университет Что повлияло на выбор специальности «Социология»? Итого

Совет родителей или друзей, % Интерес к науке, % Общение с социологами, % Востребованность знаний, полученных за период обучения, % Проходной балл в университет, % Затрудняюсь ответить, %

НГАСУ 20,0 60,0 0 0 20,0 0 5 чел.

100 %

НГТУ 22,8 31,4 11,4 11,4 14,3 8,5 35 чел.

100 %

НГУ 31,5 21,0 5,2 15,8 15,7 10,5 19 чел.

100 %

НГУЭУ 10,8 24,3 10,8 5,4 45,9 2,7 37 чел.

100 %

СибГУТИ 7,1 25,0 7,1 7,1 39,3 14,2 28 чел.

100 %

Итого 22,9 32,1 4,6 4,6 26,4 9,2 87 чел.

100 %

Для решения вопроса об осознанности выбора специальности был задан вопрос «Когда Вы приняли решение поступать на специальность "Социология"?» Большинство студентов выбрали вариант «непосредственно при подаче документов в вуз» — 48 %, «в выпускном классе» — 21 %, 14 % — «сразу после окончания школы», 4 % — «за

несколько лет до окончания школы», 6 % не смогли ответить на этот вопрос.

Для выявления различий в профессиональных ожиданиях студентов, обучающихся на бюджетной и коммерческой основе, респондентам было предложено ответить на вопрос «Как Вы думаете, сможете ли найти работу по своей специаль-

ности после окончания вуза?» (табл. 3). Ответы респондентов распределились почти поровну между теми, кто рассчитывает найти работу по своей специальности после окончания вуза, и теми, кто пессимистично

Далее студентам, которые считают, что не смогут найти работу по специальности, был задан вопрос «Почему Вы считаете, что не сможете найти работу по специальности?». Распределение ответов представлено в табл. 4. Наиболее частые причины, называемые респондентами, - узкий рынок

оценивает свои возможности. Обучающиеся на бюджетной основе чуть чаще выбирали вариант «да» - 55,9 %, обучающиеся на коммерческой основе с небольшим перевесом чаще выбирали вариант «нет».

труда, трудности применения социологических знаний и навыков и недоверчивое отношение работодателей к специалисту с дипломом социолога. Также встречались следующие варианты ответов: в России социология не развита как профессия, мало платят, вообще не собираюсь работать.

Варианты ответов Почему Вы считаете, что не сможете найти работу по специальности? Итого (%)

НГАСУ НГТУ НГУ НГУЭУ СибГУТИ

Мне не хватает умений и навыков профессиональной работы 11,1 13,6 0,0 22,7 22,8 17

Рынок труда слишком узок, и вакансии уже заняты, а новые открываются редко 11,1 31,8 33,3 22,7 40,0 28

К специалисту с дипломом социолога работодатели относятся с недоверием 55,5 36,3 33,3 13,6 8,5 20

Социологическим знаниям и навыкам трудно найти применение 22,2 18,1 33,3 40,9 25,7 25

Затрудняюсь ответить 0,0 0,0 0,0 0,0 2,8 1

Итого 9 чел. 22 чел. 3 чел. 22 чел. 35 чел. 91

100 % 100 % 100 % 100 % 100 %

Таблица 3

Отношение респондентов к возможности найти работу после окончания вуза

Варианты ответов Всего опрошенных, чел. Как Вы думаете, сможете ли найти работу после окончания вуза?

Бюджетная основа Коммерческая основа

чел. % чел. %

Да 50 19 55,9 31 44,9

Нет 54 16 44,1 38 55,1

Итого 104 35 100 69 100

Таблица 4

Мнения о причинах, по которым респонденты не смогут найти работу по специальности

после окончания вуза, %

Для определения профессиональных ожиданий респондентам был задан вопрос «Чего Вы ожидаете от будущей профессиональной деятельности?» (табл. 5). Вопрос допускал несколько вариантов ответов. Ответы распределились равномерно. Например, самым популярным ответом у студентов всех четырех вузов стал ответ «успешный карьерный рост» (НГАСУ - 27 %, НГТУ - 28 %, НГУ - 33 %, СибГУТИ - 29 %). 23 % респон-

В табл. 6 обобщены ответы респондентов, обучающихся на бюджетной основе. Большинство отвечавших, обучающихся на бюджетной основе в НГУ, от будущей профессиональной деятельности ожидают успешного карьерного роста - 42 %, 14 % - широких возможностей на рынке труда и высокого материального вознаграждения. Студенты НГТУ от будущей профессиональной деятельности в большей степени ожидают высокого материального положения (33 %), чем студенты НГУ. Опрошенные студенты НГУЭУ от своей будущей профессиональной деятельности ожидают: успешного карьер-

дентов НГТУ, обучающихся на коммерческой основе, ожидают широких возможностей на рынке труда, а представители того же вуза, обучающиеся на бюджетной основе ни разу не выбрали этот вариант. В целом на рынке труда респонденты в одинаковой мере ожидают широких возможностей заниматься научно-исследовательской деятельностью, успешного карьерного роста и высокого материального вознаграждения.

ного роста (26 %), высокого материального вознаграждения (26 %), 20 % ожидают широких возможностей на рынке труда, 8 % - заниматься научно исследовательской деятельностью, 17 % затруднились ответить. В целом обучающиеся на бюджетной основе в большей степени ожидают успешного карьерного роста от будущей профессии, чем обучающиеся на коммерческой основе. Они в равной мере надеются не только на успешность карьеры, но и на широкие возможности на рынке труда, возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью и высокое материальное вознаграждение.

Таблица 5

Ожидания от профессиональной деятельности (мнения респондентов, обучающихся

на коммерческой основе), %

Варианты ответов Чего Вы ожидаете от будущей профессии? Итого (ответов)

НГАСУ НГТУ НГУ СибГУТИ

Широких возможностей на рынке труда 9,1 23,6 28,5 17,6 25

Возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью 27,2 15,8 4,7 13,7 17

Успешного карьерного роста 27,2 28,9 33,3 29,4 36

Высокого материального вознаграждения за свой труд 18,1 26,3 23,8 23,5 29

Затрудняюсь ответить 18,1 5,2 9,5 15,6 14

Итого (ответов) 11 чел. 38 чел. 21 чел. 51 чел. 121

100 % 100 % 100 % 100 %

Таблица 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ожидания от профессиональной деятельности (мнения респондентов, обучающихся

на бюджетной основе), %

Варианты ответов Чего Вы ожидаете от будущей профессии? Итого (ответов)

НГТУ НГУ НГУЭУ

Широкие возможности на рынке труда 0,0 14,2 20,6 8

Возможность заниматься научно-исследовательской деятельностью 16,6 0,0 8,8 4

Успешный карьерный рост 16,6 42,8 26,4 13

Высокое материальное вознаграждение за свой труд 33,3 14,3 26,4 12

Затрудняюсь ответить 33,3 28,5 17,6 10

Итого (ответов) 6 чел. 7 чел. 34 чел. 47

100 % 100 % 100 %

При определении профессиональных ожиданий представляет интерес вопрос об отношении к социологии как области деятельности в целом. Респондентам был предложен вопрос «После окончания вуза по социологической специальности Вы планируете ..?». Ответы обобщены в табл. 7. Самым популярным ответом стал вариант «работать, но не по специальности, полученной в вузе» (25 % — бюджетная основа, 31 % — коммерческая). Работать по специальности, полученной в вузе, планируют 14 % студентов, обучающихся на бюджете, и 17 % студентов, обучающихся на коммерческой основе; 22 % обучающихся на бюджете планируют поступить в аспирантуру, 17 % — получить еще одно высшее образование. Среди студентов, обучающихся на коммерческой основе, 26 % планируют получить еще одно высшее образование, 14 % — поступить в аспирантуру. Мы видим, что студентов, обучающихся на бюджетной основе, больше привлекает продолжение обучения. Работать по специальности, полученной в вузе, планируют меньше 20 % всех опрошенных. При этом 20 % уже имеют опыт работы в смежных с социологией областях. Работа по специальности привлекает в равной мере обе группы респондентов.

Респондентам задавался вопрос «Рассматриваете ли Вы возможность предпринимательской деятельности по специальности (фриланс, частная практика, и т. д.)?». 50 % опрошенных допускают возможность совмещения работы по найму и предпринимательской деятельности; 9 % считают, что для социолога целесообразнее быть наемным работником; 10 % опрошенных планируют заниматься предпринимательской деятельностью в области социологии; 26 % затруднились ответить на этот вопрос.

Выбор профессии — это развивающийся процесс, который происходит в течение длительного периода. Этот процесс включает в себя серию «промежуточных решений», совокупность которых и приводит к окончательному [4]. Поэтому респондентам был предложен вопрос «Изменилось ли Ваше представление о возможностях профессиональной деятельности за период обучения в вузе?», большинство опрошенных ответили, что представления о возможностях будущей профессиональной деятельности изменились в лучшую сторону (35 %). У 27 % представления остались прежними, в худшую сторону изменились представления у 17 % респондентов.

Таблица 7

Профессиональные планы респондентов

Варианты ответов После окончания вуза по социологической специальности Вы планируете... Итого

Бюджетная Коммерческая чел. %

чел. % чел. %

Работать по специальности, полученной в вузе 5 14,3 12 17,4 17 16,3

Работать, но не по специальности, полученной в вузе 9 25,7 22 31,9 31 29,8

Получить еще одно высшее образование 6 17,1 18 26,1 24 23,0

Поступить в магистратуру, аспирантуру 8 22,9 10 14,5 18 17,3

Затрудняюсь ответить 7 20 7 10,1 11 10,5

Итого 35 100 69 100 104 100

На вопрос «В каких сферах Вы могли бы применить свои профессиональные знания?» самым популярным вариантом стал «маркетинг и реклама». Встречались варианты: связи с общественностью, статистика, работа в консалтинговых службах, психология, политика, журналистика. На вопрос «По Вашему мнению, легко или трудно найти применение знаниям, полученным при обучении по специальности "Социология"?» 60 % ответили,

что социологическим знаниям легко найти применение в любой сфере; 20 % считают, что социологическим знаниям трудно найти применение; остальные 20 % затруднились ответить.

Профессиональные ожидания в любой специальности включают представления об успешности профессиональной деятельности. При ответе на этот вопрос респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов.

Таблица 8

Показатели успешной профессиональной деятельности, %

Показатели Что для Вас является показателем успешной профессиональной деятельности? Итого (ответов)

НГАСУ НГТУ НГУ НГУЭУ СибГУТИ

Уровень материального вознаграждения 25,0 29,8 26,3 37,7 32,8 72

Признание коллег 8,3 5,2 5,2 5,6 5,9 13

Общественное признание 25,0 10,5 13,1 13,2 7,4 26

Самореализация, личностный рост 41,6 36,8 36,8 33,9 37,3 83

Высокая должность 0,0 17,5 18,4 9,4 16,4 33

Итого (ответов) 12 57 38 53 67 227

100 % 100 % 100 % 100 % 100 % 100 %

Таким образом, студенты в большинстве случаев выбирали специальность или направление «Социология», потому что им интересна эта наука, на некоторых повлияли родители и друзья. Важным фактором при выборе университета и специальности является престижность университета и проходной балл при поступлении. Почти половина опрошенных студентов принимали решение о поступлении на специальность «Социология» непосредственно перед подачей документов в вуз. Это может свидетельствовать о том, что студенты не планировали строить карьеру в данной области. Также в ходе исследования было выяснено, что студенты, обучающиеся на бюджетной основе, в большей степени желают продолжить карьеру в области социологии. Их интересует научная деятельность, многие планируют продолжить обучение в аспирантуре.

Около 50 % респондентов опасаются, что не смогут найти работу по полученной в вузе специальности, называя в качестве причин узкий рынок труда и небольшой выбор вакансий. Однако от будущей профессиональной деятельности они ожидают успешного карьерного роста и высокого материального вознаграждения. Более половины опрошенных студентов допускают возможность предпринимательской деятельности в области социологии.

У большинства респондентов представления о возможностях будущей профессиональной деятельности за период обучения в вузе стали более оптимистичными. Это объясняется тем, что студенты больше узнали о значении и роли социологических исследований, их практическом применении, о своих возможностях на рынке труда и т. п. Самыми популярными сфера-

ми, где бы они могли использовать свои навыки, по представлениям участников опроса, являются маркетинг и реклама, а знаниям, полученным в период обучения в вузе, легко найти применение в различных областях деятельности.

Литература

1. Бергер П. Приглашение в социологию. — М.: Аспект-пресс, 1996. - 140 с.

2. Винтин ИА. Особенности социального самоопределения старшеклассников // Социологические исследования. — 2004. — № 2. — С. 86—92.

3. Ватульян МА. Проблема профессиональной реализации и карьерные ожидания студентов-гуманитариев (результаты социологического опроса) // Современные научные исследования и инновации. — 2012, май. — URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/05/12707 (дата обращения 2.03.2013)ю

4. Карпов Е.Б. Психология продвижения образовательных услуг в системе открытого образования // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat 2004. — URL: http://www.dissercat.com/content/psikhologiya-prodvizheniya-obrazovatelnykh-uslug-v-sisteme-otkrytogo-obrazovaniya#ixzz2VvTAg89v (дата обращения 22.04.2013).

5. Терновская О.П. Особенности карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе вузовского обучения // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat 2004. — URL: http://www.dissercat.com/content/psik-hologiya-prodvizheniya-obrazovatelnykh-uslug-v-sisteme-otkrytogo-obrazovaniya#ixzz2VvTAg89v (дата обращения: 15.06.2013).

6. Шмерлина ИА. Биологические грани социальности. Очерки о природных предпосылках социального поведения человека. — М.: Либроком, 2013. — 199 с. — URL: http://rutracker. org/forum/viewtopic.php?t=4577809 (дата обращения 5.07.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.