Е. Д. Тарадай
ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА: СТУДЕНТЫ И ПРЕПОДАВАТЕЛИ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Работа представлена кафедрой культурологии и журналистики Ярославского педагогического университета им. К. Д. Ушинского. Научный руководитель - доктор искусствоведения, профессор Т. С. Злотникова
В статье поставлена актуальная и требующая серьезного изучения проблема социокультур -ных интенций и характеристик двух взаимосвязанных социально - профессиональных групп: студентов и преподавателей. В качестве хронотопа выступает современная российская провинция в ее конкретном модусе ( города Ярославль и Ростов Ярославский).
The article is devoted to the topical problem of sociocultural intentions and characteristics of the two interrelated social and occupational groups - students and professors. The contemporary Russian provinces in their particular modus (cities of Yaroslavl and Rostov Yaroslavsky) stand as a chronotope.
Обращение к разнообразным аспектам социокультурных практик, в том числе таким, которые раньше были вне поля зрения исследователей, имеет важное значение для нашего общества. Первостепенное внимание все более активно уделяется «человеческой, личностной субъективности, выявлению стимулов поведения людей в конкретном жизненном мире»1. Такой подход способен дать более объективное и глубокое знание о человеке, значительно расширить представления о его адаптационных и творческих возможностях.
Современное состояние общества, процессы, происходящие в нашей жизни, заставляют по-новому взглянуть на проблему образования, воспитания и социализации молодежи, на формирование ее интеллектуального и творческого потенциала в процессе обучения в средних специальных и высших учебных заведениях. «Отмечаемые в общественном мнении разнонаправлен-ность, пассивность, апатия, за которыми остаются непонятными базовые ценности, ориентации и стратегии поведения молодых, требуют научного осмысления»2.
Учащаяся молодежь и студенчество связаны общим деятельностным модусом и образуют в этом смысле определенную социально-профессиональную группу, более сложную по структурным и личностным характеристикам, чем, например, субкультура. Такая деятельность порождает общность интересов и сходство в образе жизни, причем это сходство дополняется и усиливается возрастной однородностью, которая не свойственна другим социально-профессиональным группам.
На многих уровнях политической и экономической жизни существует осознание того, что реформы, проводимые в нашем обществе, могут быть успешными лишь при активном участии в них молодых. При этом важно верно оценивать молодежь. «Задача исследователей состоит в том, - писал К. Маннгейм, - чтобы рассказывать, что общество может дать и может ожидать от
молодежи»3. Эта задача актуализируется в ситуации, когда вновь и вновь возникает вопрос: куда и за кем пойдет молодежь? Помочь молодым реализовать свои способности и творческий потенциал призваны все социальные институты общества, и в первую очередь образовательные учреждения всех рангов и уровней.
Что касается педагогов, то проблематика не столько профессиональной, сколько духовной деятельности учительства разра-ботана на уровне исследования культурных интенций личности слабо.
В данной статье мы останавливаемся на методах изучения проблемы повседневной жизни людей провинциальных городов в аспекте представления социокультурной характеристики личности в системе образования. В течение 2004-2006 гг. нами было проведено социокультурное исследование студентов и преподавателей в двух городах Ярославской области: собственно в Ярославле и Ростове.
Ярославль - один из значимых административных, научных и культурных центров Центрального Нечерноземья, Ростов -один из районных центров Ярославской области. Это типичные провинциальные города, по структуре занятости и уровню жизни населения не отличающиеся от других провинциальных российских городов. Поэтому можно утверждать, что результаты проведенного исследования репрезента -тивны для характеристики жизни и других провинциальных городов России.
В то же время мы учитываем, что провинциальная жизнь областного центра отлична от повседневной жизни районного города. Она имеет свои особенности и закономерности.
В Ярославле в качестве респондентов выступали студенты и преподаватели педагогического и технического университетов. Первая группа - это студенты ЯГПУ, обучающиеся по специальности «Реклама», вторая - студенты ЯГТУ, получающие образование по специальности Архитектура».
26 1
Логика выбора именно этих специальностей состоит в том, что они имеют ряд точек соприкосновения. И та и другая являются модными и востребованными у молодежи. Кроме того, отмечается и общественная престижность таких специализаций. Поскольку в Ростове нет высших учебных заведений, участниками опроса стали учащиеся и преподаватели педагогического колледжа и сельскохозяйственного техникума.
Изученная нами группа, которую в целом можно обозначить как «студенчество», дает возможность определить черты социокультурного портрета молодежи, формирующегося в провинции.
Первые вопросы анкеты обозначали социальное происхождение респондентов. Основная часть студентов-ярославцев происходит из интеллигенции (в формальном смысле этого слова). Родители их в основном заняты в административно-управленческой сфере, а также в сфере образования и науки. В Ростове шире представлена производственная и сельскохозяйственная сферы занятости родителей. Большинство студентов и учащихся живут с родителями, которые оказывают существенную матери -альную поддержку своим детям.
В Ярославле большинство респондентов выбрали вузы вполне осознанно. В настоящее время в сознании студентов закрепилась связь между уровнем получаемого образования и перспективами трудоустройства. Высшее образование рассматривается молодыми людьми как «стартовая площадка» для продвижения по социальной лестнице. В Ростове выбор учебных заведений невелик. «Гуманитарии», как правило, идут в педколледж, а «технари» в сельхозтехникум. А вот выбор специальности не совсем обоснован молодыми людьми обоих городов. «Просто интересно», - ответили большинство ярославцев, а некоторые респонденты из Ростова на вопрос «Какую специальность Вы получите после окончания колледжа?» ответили: Среднеспециальную» .
Очевидно, что в маленьком городке у молодого человека мало шансов выбрать учебное заведение «по душе» или по призванию. Действуя по принципу «неважно куда, был бы диплом», рано или поздно он разочаровывается в выбранной специальности. Так, учащаяся IV курса ростовского педколледжа на вопрос анкеты «Что бы Вы пожелали будущему поколению?» ответила: «Никогда не идти учиться на учителя».
Молодежь и того, и другого города хочет продолжать свое обучение. Ярославские респонденты (43%) выразили желание учиться в аспирантуре или получить второе высшее образование. В Ростове 61% опрошенных после окончания своего учебного заведения планируют поступать в вузы. Учащаяся молодежь этого провинциального города в большей степени озабочена проблемой своей будущей деятельности, считая, что полученного образования не хватит для хорошего трудоустройства.
Досуг может являться существенным звеном повседневной жизни личности, стимулом ее творческого, духовного и физического развития. По данным мониторинговых исследований, опубликованных журналом «Социологические исследования», активно проводят свой досуг (занимаются спортом, имеют хобби, посещают библиотеки и культурные мероприятия) лишь 45% опрошенных4.
В нашем исследовании при сопоставлении ответов можно отметить, что у ярославцев шире разброс в досуговых предпочтениях. И это понятно: большой город дает больше возможностей проведения активного досуга. Зато ростовцы больше читают и активнее путешествуют, посещая различные музеи. Большинство респондентов в обоих городах на первое место в своей досуговой деятельности поставили занятия спортом. Тем не менее ростовские респонденты указали на ряд имеющихся у них заболеваний, где «лидируют» простудные и желудочно-кишечные. Частые простуды,
как известно, возникают у людей с ослабленным иммунитетом, а заболевания желудочно-кишечного тракта вследствие некачественного питания. Но возможность полноценно питаться имеют далеко не все студенты, и чаще всего обед заменяется бутер -бродом или чипсами. И это не только относительно локальная проблема, но и острая социальная.
Трансформационные процессы в российском обществе существенно влияют и на социальный статус преподавателей как высшей школы, так и средней профессиональ -ной. Социологи отмечают, что «совершенно отчетливо проявляется тот факт, что значение и влияние учителя упало именно в последние годы, т. е. учитель утратил свою былую воспитательную роль»5. Проблемы стабильности, качественного состава педагогических кадров, повышения творческого потенциала преподавателей, их заинтересованности в труде, улучшения их материального положения заслуживают внимания социологов и других обществоведов. А мнение самих преподавателей - «своеобразное зеркало, в котором отражается их отношение к различным аспектам общественной жизни»6.
В нашем исследовании при анализе ответов преподавателей на вопросы анкеты выявились как общие закономерности социально-культурного порядка, так и различия.
Средний возраст ростовских педагогов составил 47 лет, в Ярославле он чуть меньше - 44,5 года. Большинство преподавателей в обоих городах имеют большой педагогический стаж и работают на одном месте уже много лет. Омолаживание педагогического состава идет медленно, особенно в Ростове. Там нежелание молодых людей заниматься педагогической деятельностью объяснили сами преподаватели в своих ответах: «Данная профессия не дает человеку средств, необходимых для нормального существования», «Большие нервные и эмоциональные затраты», «Профессия педагога
непрестижна». В Ярославле приток молодых кадров на кафедры невелик. В основном это аспиранты, готовящие на данной кафедре диссертацию, или совместители, работающие в нескольких университетах или других учебных заведениях. Преподавательский состав «стареет», однако молодые старшие преподаватели, доценты все же есть, и их мысли о престижности вуза и профессии более оптимистичны, чем мнения старших по возрасту коллег. И если 60% опрошенных ярославцев сказали, что не считают труд педагога престижным, то большинство из них старше 50 лет.
Помимо низкой оплаты педагогического труда многие респонденты из Ярославля, особенно технического университета, отметили невозможность заниматься наукой из-за низкой материальной базы университета.
Осознание престижа профессии связа-но и с особенностями занятости преподавателей. Как показал наш опрос, дополнительная работа - это неизбежность, связанная с «выживанием» преподавателя. Поэтому, особенно в условиях провинциального города, ему приходится заниматься всеми возможными видами дополнительного заработка. В процентном соотношении дополнительный источник доходов имеют 93% ярославских педагогов и лишь 56% ростовских. Такая ситуация может складываться, на наш взгляд, по следующим причинам: Ярославль - областной центр и здесь существует больше возможностей найти подработку в различных школах, училищах, других вузах; в Ростове же выручает наличие у большинства респондентов приусадебного участка, и это немаловажный способ повышения уровня благосостояния в сложившейся ситуации.
Одной из целей опроса было выявление сферы культурных интересов и особенностей досуговой деятельности преподавателей. Отметим, что у ярославских педагогов разброс в досуговых предпочтениях шире и, помимо традиционного времяпрепро-
вождения за любимой книгой, ими упоминаются компьютерный дизайн, туризм, кулинария, театр, путешествия. В Ростове 46% респондентов в свободное время читают, 40% объединены заботами о саде и огороде и 26% не представляют свой досуг без рыбалки. Думаем, что такой высокий процент единодушия можно объяснить ростовской спецификой, где озеро Неро издавна славится рыбой, а также очень широко распространено огородничество. Кроме того, культурно-досуговых объектов в Ростове немного, и чтобы провести свое свободное время в театре или попасть на концерты заезжих артистов, ростовцы едут в тот же Ярославль.
Неблагоприятная экология, режим труда и отдыха педагога, его эмоциональные нагрузки делают проблему физического здоровья педагогов очень актуальной. Абсолютно здоровыми себя считают 24% преподавателей ярославских вузов и только 8% ростовских педагогов. Большинство ответов на вопрос о состоянии здоровья звучали так: «не важно», «так себе», «соответствует возрасту», а некоторые педагоги были более конкретны и даже в некоторой
степени резки: «Мое здоровье стабильно плохое, оно подорвано работой в вузе: зрение, голос», «Работа в двух местах разрушает мое здоровье». Респонденты назвали свои заболевания, которые мы можем отнести к профессиональным заболеваниям людей, связанных с педагогической деятель -ностью: бессонница, головные боли, сердечно-сосудистые и нервные заболевания.
Анализ материалов анкетирования учащихся/студентов и преподавателей двух провинциальных городов позволил установить особенности повседневной жизни двух субкультурных групп, тесно связанных самими жизненными обстоятельствами. Их социокультурные интересы и ценности -это определенный индикатор, фиксирующий современное качество жизни, проясняющий общую картину повседневной жизнедеятельности граждан.
Люди испытывают дискомфорт, невос-требованность своего личного потенциала, неуверенность в завтрашнем дне. Такой уровень социального настроения характеризует, очевидно, реальное состояние социокультурной ситуации в современной России, в частности в провинции.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Дыльнов Г. Об основном понятии «социологии жизни» // Социологические исследования. 2003. № 4. С. 12.
2 Осадчая Г. Стиль жизни молодых горожан: трансформация и региональная дифференциация // Социологические исследования. 2002. № 10. С. 88.
3 Маннгейм М. Диагноз нашего времени. М., 1994. С. 45.
4 Шапко В. Вишневский Ю. Студент 90-х - социокультурная динамика // Социологические исследования. 2000. № 12. С. 57.
5 Семенов В. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. 2007. № 4. С. 40.
6 Сергеев М. Гендин А. Реформирование школы в зеркале учительских мнений // Социологические исследования. 2000. № 12. С. 34.