Е. С. Попова
МОТИВАЦИЯ И ВЫБОР В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЯХ МОЛОДЁЖИ1
ПОПОВА Екатерина Сергеевна — младший научный сотрудник ИС РАН, EkaterinaS.Popova@bk.ru.
Аннотация. Развитие сферы образования и рынка труда приводит к расширению диапазона вариантов осуществления задуманного молодёжью. В качестве новой операциональной модели социологического анализа выступают профессиональные и образовательные стратегии молодёжи, формирование которых начинается с мотивации. В статье даются ответы на вопросы, что побуждает современную учащуюся молодёжь, в частности наших респондентов — выпускников 11-х классов,— выбирать и выстраивать стратегии продолжения получения образования? Каковы основные мотивы такого выбора? Какая молодёжь оказывается наиболее мотивированной и к чему?
Результаты исследования свидетельствуют, что ориентации выпускников школы на воспитание хороших детей и счастливую семью имеют первостепенное значение для сегодняшней молодёжи. Для этого и нужна «хорошо оплачиваемая работа», которая должна не только приносить стабильный доход, но и быть интересной, связанной с любимым делом. Получение образования понимается учащимися как одна из основных жизненных целей, что свидетельствует о сохранении высокой ценности образования среди респондентов. Сопоставление ответов респондентов об уровне образования, достаточном для успеха в жизни, и о планируемых образовательных стратегиях приводит к предположению о том, что те выпускники, которые намерены окончить вуз с дипломом бакалавра или же с дипломом специалиста, считают свой выбор успешным.
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект «Новые смыслы в образовательных стратегиях молодёжи», № 13-03-00028, под руководством Д.Л. Константиновского. Исследование является продолжением изучения динамики образовательных траекторий молодёжи на основе сопоставимых данных исследований 1960-2010-х гг., проводившихся среди выпускников средних школ Новосибирской области.
Результаты исследования позволяют говорить о том, что в условиях массо-визации высшего образования большая часть учащейся в выпускных классах школы молодёжи мотивирована на повышение своего уровня образования и на получение диплома об образовании высшем, но мотивирована в разной степени и различными факторами.
Ключевые слова: образовательные стратегии, выпускники школы, мотивация, выбор пути, социология образования.
В лонгитюдных исследованиях, реализуемых Отделом социологии образования ИС РАН, традиционно изучался «переход от образования к труду» [см., например, 1-4]. Изменяющаяся социальная реальность породила необходимость изучения «образовательных и профессиональных траекторий», где основополагающим принципом концепции является принцип непрерывности и взаимосвязи этих траекторий [см.: 5, с. 15].
Сегодня, когда углубляются трансформационные процессы в сферах образования и дальнейшего трудоустройства молодёжи, усиливается интерес к изучению различных факторов, «определяющих специфику личности и специфику внешних воздействий на неё» [см.: 5, с. 11]. Развитие сферы образования и рынка труда приводит к расширению диапазона вариантов осуществления задуманного молодёжью. В качестве новой операциональной модели социологического анализа выступают стратегии молодёжи — образовательные и профессиональные. Их разделение необходимо в рамках методологического подхода и служит скорее аналитическим приёмом, позволяющим рассматривать и интерпретировать те или иные стороны стратегий.
Прибегая к метафоре, можно сказать, что система образования является своеобразной «лакмусовой бумагой», которая отражает степень воздействия различных процессов как на отдельные группы населения, задействованные в образовании, так и на состояние общества в целом [см.: 6, с. 100]. Существенные корректировки в изменения в образовании вносят и образовательные стратегии молодёжи, понимаемые как выбор (основанный на ценностях образования, образовательных установках) и характеризующие групповые практики в образовании [см.: 7, с. 3-5].
Формирование образовательных стратегий начинается с мотивации. В дальнейшем происходит постановка профессиональных целей,
на основе которых и осуществляется реальный выбор [см.: 9, с. 70]. Именно цель, которая на стадии принятия решения становится основной информационной причиной, непосредственно «запускает» механизм практической деятельности человека, направляет её к достижению планируемого результата [см.: 9, с. 32].
Образовательную стратегию, в свою очередь, мы понимаем как долгосрочный план, позволяющий из текущего состояния перейти в целевое. В подобном определении образовательной стратегии мы находим отражение двух основных компонент: «что я хочу получить» и «как я хочу этого достичь». С одной стороны, мы изучаем содержание и «новые смыслы»: в образовании, привлекательности и престиже профессий, целях и ценностях, мотивации и основаниях выбора дальнейшего пути. С другой стороны, рассматриваем особенности прохождения образовательной траектории: подготовка к экзаменам, влияние социокультурного, территориального, экономического, институционального и других барьеров.
Разработанная для исследования концепция изучения мотивации выбора образовательных стратегий предполагает, что мотивация, прежде всего, связана с тем, как социальное «поведение запускается, развивается, поддерживается, направляется и прекращается, и с тем, что в это время происходит с личностью» [10, с. 115-116]. Люди имеют не только различное «количество», но и различные виды мотивации [см.: 11, с. 54-67].
Мотивация к образованию неоднозначна. Наши действия зависят не только от того, насколько мотивация сильна, но и от её направленности — в основных взглядах и целях, которые и приводят к осуществлению действия. Мотивация к образованию также специфична. Специфика заключается в том, что в своём социальном поведении при выборе образовательной траектории учащиеся руководствуются не только (и не столько) личными взглядами, представлениями и интересами, но и оказываются под воздействием тех ценностей и моделей образовательного и профессионального поведения, которые превалируют в окружающей их социальной среде. Именно социальное окружение учащегося во многом и определяет профессиональные предпочтения молодёжи. Концептуальная модель исследования мотивации выбора образовательных стратегий предполагает изучение формирования дальнейшего выбора профессионального пути под воздействием как факторов социальной среды (условно называемых «внешними»
факторами), так и личных интересов (условно называемых «внутренними») [подробнее см.: 12].
Разработанный авторским коллективом инструментарий исследования включил в себя вопросы по нескольким тематическим блокам, касающимся разных аспектов образования, выбора образовательной и профессиональной стратегии и дальнейшего трудоустройства, в том числе в анкете собиралась информация и о жизненных целях, и об основных мотивах продолжения образовательной деятельности.
Что же побуждает современную учащуюся молодёжь, в частности наших респондентов — выпускников 11-х классов, о которых далее и пойдёт речь — выбирать и выстраивать стратегии продолжения получения образования? Прежде чем дать ответ на этот вопрос, рассмотрим структуру жизненных целей молодого поколения, чтобы понять, какое место занимает образование в их жизни.
При анализе множественных ответов на вопрос «Что в жизни важно для Вас, чего Вы будете добиваться?» на первый взгляд может показаться, что экономическая заинтересованность превалирует над аспектами личностной или профессиональной самореализации. В структуре жизненных целей (рис. 1) важны позиции «получить хорошо оплачиваемую работу», желание «стать богатым человеком» и «иметь собственный бизнес». Тем не менее, между этими позициями мы обнаруживаем интересную и любимую работу, получение хорошего образования и др. Моральные и семейные ценности также (и даже более) важны для выпускников одиннадцатых классов. Так, например, «иметь надёжных друзей» важно для 62,6 %, и всеми силами будут стараться «честно прожить свою жизнь» 47,7 %о опрошенных.
При детальном изучении становится очевидным, что ориентации выпускников одиннадцатых классов на воспитание хороших детей и счастливую семью имеют первостепенное значение для сегодняшней молодёжи. Для этого и нужна «хорошо оплачиваемая работа», которая должна не только приносить хороший доход, но и быть интересной, связанной с любимым делом. Получение хорошего образования понимается учащимися как одна из основных жизненных целей, что свидетельствует о сохранении высокой ценности образования среди респондентов. Образовательные стратегии выстраиваются таким образом, что получение хорошего образования выступает возможным гарантом построения успешной карьеры или же создания собственного бизнеса.
Реализация молодым поколением своих целей в жизни, особенно в области образования, получение которого требует серьёзных временных затрат, обычно сопряжена с представлениями об успехе, об основных факторах необходимых для его достижения. Данный тезис находит подтверждение и в результатах нашего исследования.
Мы предложили респондентам ответить на вопрос «Какое образование, по Вашему мнению, достаточно сегодня для успеха в жизни?». Сопоставление ответов респондентов об уровне образования, достаточном для успеха в жизни, и о планируемых образовательных стратегиях приводит к предположению о том, что те выпускники, которые намерены окончить вуз с дипломом бакалавра или же с дипломом специалиста, считают свой выбор успешным. Затруднились с ответом 19,3 %, что свидетельствует о том, что около 1/5 от общего числа респондентов не соотносит получение образования с достижением успеха в жизни и/или не имеет чётких представлений о том, как тот или иной уровень образования может быть конвертирован на рынке труда.
Воспитать хороших детей 78,0 15,2
Получить хорошо оплачиваемую работу 72,0 25,7
Иметь интересную работу 71,2 25,2
Заниматься любимым делом 69,3 27,2
Создать счастливую семью 68,4 23,6
Получить хорошее образование 64,1 32,2
Иметь надёжных друзей 62,6 30,6
Сделать карьеру 55,8 37,9
Побывать в разных странах мира 50,0 35,6 10,7
Честно прожить свою жизнь 47,7 39,2 89
Жить не хуже других 45,8 44,8
Иметь собственный бизнес 32,4 33,2 22,3 11,8
Стать богатым человеком 2910 4370 1780 890
Буду добиваться всеми силам| 1 1 Хотелось бы, но вряд ли смогу
Буду добиваться 1_1 В планах этого нет
Рис. 1. «Что в жизни важно для Вас?», %
Считают, что закончить один вуз с дипломом бакалавра достаточно сегодня для успеха в жизни, 20,1 % респондентов; 18 % отметили получение диплома специалиста (т.е. прохождение профессиональной подготовки по медицинским или инженерным специальностям). Продолжение обучения в магистратуре (12,9 %) или получение нескольких высших образований в институтах, университетах или академиях (14,9 %), как и обучение в аспирантуре, докторантуре (1,9 %) воспринимаются скорее как долгосрочные инвестиции, которые находятся в горизонте дальнего планирования. Только 5,7 % выпускников указали, что среднего специального образования (техникум, колледж, училище) достаточно для успеха в жизни. Ещё 4,7 % респондентов, скорее всего, не связывают достижение успеха в жизни с получением высокого уровня образования, поэтому окончание основной полной школы (одиннадцати классов) считают достаточным. Более процента учащихся отметили технический лицей, профессиональное училище (1,3 %) и окончание неполной средней школы (девяти классов) (также 1,3 %).
Обучение по программам бакалавриата или специалитета является той образовательной стратегией, которая в представлении современных выпускников в наибольшей степени способствует достижению приоритетных жизненных целей и отвечает основным мотивам продолжения обучения. Распределение ответов на вопрос об образовании, достаточном сегодня для успеха в жизни, демонстрирует, что получение среднего специального образования не соотносится с представлениями об успехе1. Среди наших респондентов структура реализуемых образо-
1 В то время как статистические данные иллюстрируют увеличение доли тех, кто эти программы выбирает. Программы среднего профессионального образования начинают приобретать большую популярность среди выпускников. За последнее десятилетие доля поступивших на обучение по программам среднего профессионального образования увеличилась с 29,7 % в 2000 г. до 49 % в 2010 г. от общей численности обучающихся, получивших аттестат об основном общем образовании в отчётном году. Соответственно, приём обучающихся в 10-е классы государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений сократился с 67,1 % в 2000/2001 учебном году до 59,8 % в 2010/2011 гг. По данным комплексного наблюдения примерно половина учащейся по программам НПО и СПО молодёжи намерена продолжать обучение: 47,6 % и 42,4 % соответственно. От общей численности обучающихся по программам начального профессионального образования 33,9 % планируют продолжить обучение в техникуме или колледже и ещё 63,6 % собираются поступать в институты, университеты, академии. Среди учащихся в учреждениях среднего профессионального образования ориентированы продолжать обучение в высших учебных заведениях 83,5 %. Примечательно, что 46,1 % выпускников СПО действительно продолжили
вательных стратегий выглядит следующим образом: 51,7 % получают высшее образование с дипломом бакалавриата, 30,4 % — высшее образование с дипломом специалиста, 17,3 % — среднее специальное образование в техникуме, колледже или училище1.
Результаты исследования подтверждают, что продолжение получения образования является логичным шагом в реализации образовательных и профессиональных стратегий. Каковы основные мотивы такого выбора? Анализ множественных ответов на вопрос «Почему Вы планируете учиться?» позволяет выстроить некую иерархию мотивов продолжения обучения после окончания основной школы (рис. 2).
Желание «найти хорошо оплачиваемую работу» отмечено в качестве одного из основных мотивов продолжения обучения. Идут учиться дальше, чтобы «получить работу, соответствующую интересам и склонностям», 72,5 % выпускников; 58,6 % хотят продолжать обучение, чтобы «быть компетентными работниками»; 56,3 % планируют использовать накопленный образовательный капитал для поиска
Это престижное учебное заведение 25 40 15,1 17
Есть нужные связи для поступления 37 12 35,8 44,7
Это единственное заведение, в которое могу поступить 39 13,7 39,2 41,9
Легко поступить 56 24,6 37,5 30,5
1 1
В это учебное заведение поступали/поступают друзья 63 15,8 39,7 36,9
Этого хотят родители 38 25,9
Доступная для семьи стоимость обучения 31,9 22,5
Удобное расположение учебного заведения 16,8_27,3 32,5 21,7
^■ 1 II
Получить хорошее образование 69,3 27,8
Очень важно 1 1 Не важно Важно 1_1 Совсем не важно
Рис. 2. Мотивы продолжения обучения, %
обучение на следующей ступени образования по очной форме обучения [см.: 13, с. 280; 14, с. 28-29].
1 Базу 100 % расчёта в вопросе о реализуемых образовательных стратегиях составляют те респонденты, информацию о которых удалось собрать в ходе второго этапа исследования осенью.
работы в нашей стране и 28,3 %о за рубежом; 64,7 %о считают необходимым продолжать обучение, чтобы «получить престижную работу». Мотив «завести необходимые знакомства, связи» как «очень важный» отметили 24,2 %о и как «важный» ещё 42,9 %о. Сегодняшние выпускники — это дети, родившиеся в период экономического кризиса в России, когда профессиональные траектории родителей зачастую складывались не на основе достигнутого уровня образования или его качества, а под влиянием других факторов. Поэтому мотивы «надо получить "корочки", без этого сегодня никуда» (26,8 %о) и «так принято» (20,7 %о) также присутствуют в ответах, хотя не являются ключевыми.
В выстраивании образовательной стратегии за принятием решения о продолжении получения образования следует выбор дальнейшего места учёбы. Согласно анализу множественных ответов на вопрос «Почему Вы выбрали именно это учебное заведение?» основным мотивом выбора выступает желание получить хорошее образование — 97,1 % отметили этот вариант ответа: 69,3 %% как «очень важный» и 27,8 %% как «важный» (рис. 3). Некоторая полярность в суждениях проявляется
Нужно жить в крупном городе, 12,5 33,4 34,4 16,8
где есть вузы
Учёба на подготовительных курсах 16,4 38,5 34,4 10
Связи и знакомства 17,1 29,7 35,9 16,6
Занятия с репититорами 18,5 37,1 34,4 88
Призы за олимпиады 19,3 33,7 34,7 10,7
Низкий конкурс в вузе 19,8 41,2 26,8 10,8
Хорошая школа 23,6 49,8 21,7
Возможность заплатить за учёбу 32,2 41,2 20,2
Дополнительная самоподготовка 40,7 46,4
Призвание, способности 41,2 50,5
Интерес к получению знаний 46,9% 42,5%
Высокий балл по ЕГЭ 69,2% 24, 1%
Очень важно Менее важно
Важно Совсем не важно
Рис. 3. Мотивы выбора учебного заведения, %
при таких вариантах ответов, как «доступная для семьи стоимость обучения» и «удобное расположение учебного заведения». В большей степени негативную, нежели позитивную оценки получили варианты «этого хотят родители» и «лёгкость поступления». Отношение к варианту ответа «лёгкость поступления» может быть обусловлено тем, что 67,9 % респондентов (от общего числа планирующих продолжать обучение в вузах) не имеют никаких преимуществ для поступления, рассчитывают на свои силы.
Определяющим фактором для успешного поступления в вуз респонденты считают наличие высокого балла по ЕГЭ (93,4 %о, в т.ч. 69,2 %о — очень важно, 24,2 %о — важно) (анализ множественных ответов) (рис. 4). Далее следуют «призвание, способности» и «интерес к получению знаний» — 91,7 % и 89,4 % соответственно. Мы понимаем,
Получить хорошо оплачиваемую работу
Создать
счастливую семью
Иметь
собственный бизнес
Стать богатым человеком
Заниматься любимым делом
Получить хорошее образование 120
Иметь интересную работу
Честно прожить свою жизнь
Иметь
надёжных
друзей
Жить
не хуже других
Воспитать хороших детей
Сделать карьеру
Побывать в разных странах
—■— Про-активные Ф Ре-активные Рис. 4. Факторы для успешного поступления в вуз, %
что высокий балл по ЕГЭ скорее связан с наличием способностей и заинтересованности. Равно как и дополнительная самоподготовка (включая занятия с репетиторами и учёбу на подготовительных курсах) иллюстрирует большую вовлечённость в процесс получения знаний и наличие мотивации продолжать обучение. Но есть и другая группа факторов — возможность заплатить за учёбу (32,2 %о — «очень важно», 41,2 %о — «важно»), низкий конкурс в вузе (19,8 %о — «очень важно», 41,2 %о — «важно»), связи и знакомства (17,1 %о — «очень важно», 29,7 %о — «важно»), которые вне зависимости от желания или заинтересованности выпускников вынуждают их корректировать выбор дальнейшей образовательной стратегии.
Ведущим мотивом в реализации образовательных стратегий различных групп учащейся молодёжи выступает «получение хорошего образования». Этот мотив является основным в выборе учебного заведения, а также занимает высокую позицию в структуре жизненных целей. Анализ основных мотивов продолжения обучения позволяет сделать вывод, что именно «получение хорошего образования» приводит к формированию компетентного работника, который сможет в будущем найти хорошо оплачиваемую, интересную и престижную работу.
Распределение других основных мотивов, побуждающих выпускников продолжать обучение, отображает неоднозначность и специфичность мотивации. Неоднозначность проявляется в обнаружении различных тесно переплетённых мотивов, в чередовании «внутренних» и «внешних» факторов. Следует отметить, что, разграничивая факторы мотивации на «внутренние» и «внешние», мы не говорим о различных видах мотивации, здесь речь идёт скорее о её направленности или, быть может, о её ориентации — на то, «чего хочу я» и/или «чего хотят от меня». И в этом заключается специфика мотивации выбора образовательной стратегии, которую определяют в различной степени как сам учащийся, так и его социальное окружение, под воздействием которого формировались его основные взгляды, цели в области образования и будущей профессии.
Потенциал социологического инструментария, который был использован в проекте, позволил собрать сведения о том, что мотивирует современную учащуюся молодёжь продолжать обучение и как формируются её образовательные стратегии. Тем не менее, статистический анализ рассмотренных ранее в этой главе множественных ответов не позволяет подтвердить приоритетность, «главенство» тех
или иных мотивов в выстраивании и реализации образовательной стратегии, однако мы можем говорить об их взаимодействии или сочетании.
В ходе анализа результатов исследования были разработаны мотивационные шкалы, весьма условно обозначенные как факторы «внешней мотивации» и факторы «внутренней мотивации». Данные шкалы были сформированы на основании включённых в опросный инструментарий переменных1 путём суммирования баллов по соответствующим показателям2. Так, например, «любовь к учёбе» и «интерес к получению знаний», желание стать «компетентным работником», стремление «получить работу, соответствующую интересам и склонностям», ориентация на «получение хорошего образования», осознание своих «призвания, способностей» и важности «дополнительной самоподготовки» составили шкалу «факторов внутренней мотивации». Для разработки шкалы «факторов внешней мотивации» использовались интегральные оценки профессиональных устремлений в построении образовательной стратегии («хорошо оплачиваемая», «престижная работа»), признаваемая необходимость получения диплома об образовании («так принято», «надо получить "корочки", без этого сегодня никуда»), желаемая или вынужденная потребность оправдать надежды родителей («этого хотят мои родители»).
Учитывая всю условность подобного разделения и амбивалентность природы социального поведения личности, мы полагаем, что каждый респондент несёт в себе определённые сочетания как «внутренней», так и «внешней» мотивации. Какая же молодёжь наиболее мотивирована продолжать получение образования? И какие группы разно мотивированных учащихся оказались наиболее успешны в реализации своих образовательных стратегий?
Статистический анализ различных парных сочетаний факторов мотивации, как «внешних», так и «внутренних», позволил выделить наличие 9 групп. Корреляционный анализ влияния факторов мотивации на реализацию планируемых образовательных стратегий определил
1 Которые оценивались учащимися их по степени важности, где максимальное значение равное 4 соответствует варианту ответа «очень важно» и минимальное значение равное 1 — «не важно».
2 Анализ совокупности оценок, проставленных тем или иным мотивам, позволяет выделить условные категории «уровня» мотивации: выше среднего — со средней оценкой от 3,01 до 4, средний — от 2,01 до 3, ниже среднего — от 1 до 2.
наличие двух групп, в отношении которых статистические коэффициенты корреляции значимы. Для одной характерно наличие высокого уровня «внутренней» и среднего уровня «внешней» мотивации — это группа про-активных1. Другая группа характеризуется наличием высокой и «внутренней», и «внешней» ориентации мотивации — группа ре-активных. Для остальных групп не было выявлено статистически значимых коэффициентов, говорящих о наличии подобной связи.
Более трети от общего массива2 попали в группу про-активных. Это активная группа молодёжи, в которой велика доля тех, кто изначально ориентировался учиться (58,1 %) и совмещать учёбу с работой (41,9 %о). Ведущим мотивом (анализмножественнъх ответов) продолжения получения образования выступает желание найти работу, соответствующую интересам и склонностям (78,8 %), высокооплачиваемую (73,8 %) и престижную (62,7 %о). Для этого необходимо получить хорошее образование (71,5 %) и стать компетентным специалистом (61,9 %). Они по-разному оценивали свои шансы на поступление: как удовлетворительные — 28,1 %, как средние — 50,4 %, как отличные — 15,4 %, тем не менее, половина из них (49,6 %о) выразила готовность подавать документы на платные отделения, если не сложится поступить на бюджетные места. Для успешного поступления необходимыми условиями они считают наличие призвания, способностей (48,1 % — очень важно, 47,7 % — важно), интерес к получению знаний (53,8 % — очень важно, 40 % — важно), дополнительную самоподготовку (46,2 % — очень важно, 45,4 % — важно). Занятия с репетиторами и учёба на подготовительных курсах не рассматриваются ими как определяющий фактор успешного поступления в вуз, в отличие от высокого балла по ЕГЭ, который в качестве очень важного отметили 72,2 % респондентов.
Представители про-активной молодёжи в структуре жизненных целей (анализ множественнъ х ответов) самыми приоритетными видят наличие интересной работы (77,7 %), создание счастливой семьи (67,3 %) и воспитание хороших детей (76,9 %). Они будут добиваться всеми силами любимой (75,8 %), хорошо оплачиваемой (73,5 %)
1 Понятия «проактивности» и «реактивности» берут свои истоки в концепциях гуманистической психологии, в частности в теории Г. Олпорта [см.: 15]. Одной из основных черт человека целеустремлённого, успешного сегодня является про-активность.
2 Базу 100% по группам здесь и далее составляют те респонденты, которые вошли в эти группы, то есть 260 респондентов для про-активной группы и 283 респондента для ре-активной группы.
работы. Получение хорошего образования не занимает лидирующей позиции, но сохраняет высокое место в структуре жизненных целей молодёжи (66,5 %). Для них характерна высокая степень осознанности осуществляемого выбора и готовность инвестировать как временные, так и финансовые ресурсы. Их профессиональные предпочтения в планах совпадают с реальным поступлением. Своё будущее они связывают с медицинским, техническим, юридическим и экономическим блоками специальностей. Реализуемые ими образовательные стратегии соотносятся с представлениями об уровне образования, необходимом для достижения успеха в жизни. Среди них 43,5 % поступили на обучение по программам бакалавриата, 24,2 % — специалитета, 12,3 % проходят подготовку в учреждениях среднего специального профессионального
Так принято
Люблю учиться
Хочу быть компетентным работником
Чтобы легко найти работу в нашей стране
Чтобы найти работу за рубежом
Чтобы найти хорошо оплачиваемую работу
Чтобы получить престижную работу
Чтобы получить работу по интересам и склонностям
Получить отсрочку от службы в армии
Надо получить «корочки», без этого сегодня никуда
Этого хотят родители
Ради
интересной студенческой жизни
Чтобы найти партнёра, супруга
Чтобы завести необходимые связи, знакомства
—■— Про-активные ♦ Ре-активные
Рис. 5. «Что в жизни важно для Вас?»,
сравнение про-активной и ре-активной групп учащихся, %
образования. В этой группе наблюдается единство мотивов и целей в формировании образовательных и профессиональных стратегий.
Другая группа молодёжи — ре-активных — во многом схожа с предыдущей, но есть и некоторые различия. Эта группа также весьма активна, но здесь меньше доля тех респондентов, которые готовы совмещать учёбу с работой (33,2 %), большинство ориентированы только на учёбу (66,8 %о). Структура основных мотивов продолжения образовательной деятельности схожа с группой про-активных, с той лишь разницей, что аспекты высокой заработной платы (78,8 %о) и престижности работы (70 %), а также факторов «так принято» и «без корочки сегодня никуда» получили более высокие оценки, чем в другой группе. Желание получить работу, соответствующую интересам и склонностям, получить хорошее образование и стать компетентным специалистом также оцениваются высоко: 71 %о, 71 %о и 59 %о соответственно. Они схожи как в оценках своих шансов на поступление, так и в оценках важности факторов, необходимых для успешного поступления в высшие учебные заведения. В структуре жизненных целей достижение интересной (70 %о против 77,7 %о в группе про-активных) и любимой (67,5 %о против 75,8 %о) работы не так важно, как создание счастливой семьи (71,4 %о против 67,3 %о), воспитание хороших детей (82 %о против 76,9 %о) и наличие высокого заработка (76,7 %о против 73,5 %о). «Получение хорошего образования» в этой группе также занимает высокую позицию — 68,2 %о. Мы предполагаем, что ориентация на то, «чего хотят от меня» в этой группе несколько выше. Их профессиональные предпочтения в планах в меньшей степени совпадают с реальным поступлением, чем в про-активной группе. Среди ре-активных 41,7 %о поступили на обучение по программам бакалавриата, 23,3 %о на высшее с дипломом специалиста, 12,4 % продолжили обучение в техникумах, колледжах и училищах. Представители этой группы также ориентированы на экономические и технические специальности, среди них меньше тех, кто хотел бы быть посвятить себя медицинским специальностям и больше тех, кто связывает своё будущее с областью образования и просвещения.
Сравнение про-активной и ре-активной групп учащейся молодёжи в области приоритетных жизненных целей и по основным мотивам продолжения обучения в различных учебных заведениях представлены на рис. 5 и 6. Группа ре-активных, которая старается совместить в выборе своих образовательных стратегий личные интересы
с ожидаемыми от них моделями образовательного поведения, зачастую концентрируется не на достижении собственных целей, а на ликвидации возможного несоответствия того, чего «хотят они сами» с тем, чего «хотят от них». Про-активная же группа в первую очередь ориентирована на то, чего хотят они, на свой интерес, призвание и способности, которые они оценивают объективно и готовы работать ради достижения своих целей через образование. Факторы «внутренней» мотивации запускают выстраивание образовательных стратегий и на уровне выбора будущей специальности, и на уровне выбора учебного заведения, а также формируют представления об успехе, престиже и о себе в горизонте дальнего планирования.
Результаты исследования позволяют говорить о том, что в условиях массовизации высшего образования большая часть учащейся в выпускных классах школы молодёжи мотивирована на повышение своего уровня образования и на получение диплома об образовании
■ Все население До 20 лег —■— 20-24 года ■ 25-29 лег
Рис. 6. Мотивы продолжения обучения:
сравнение про-активной и ре-активной групп учащихся, %
высшем, но мотивирована в разной степени и различными факторами. В этом и проявляется мотивационная природа человека [см.: 10, с. 123], которая заключается в том, чтобы из личного опыта прохождения образовательной и профессиональной траектории понимать, чего не хватает для её успешной реализации и как этого достичь. Наши респонденты, осуществив свой первый выбор в образовательной стратегии, пока ещё не обладают богатым опытом в области будущей профессии и дальнейшего трудоустройства. По мере накопления ими знаний и соответствующих компетенций, формирования представлений о сферах образования и работы их мотивация и факторы, её запускающие, будут претерпевать изменения, а обстоятельства социальной среды вносить свои коррективы в реализацию образовательных и профессиональных стратегий. Тем не менее, относительно высокий уровень общей мотивации к образованию, успешная реализация планируемых образовательных стратегий на данном этапе прохождения жизненного пути дают исследователям возможность предположить, что и далее молодёжь будет всеми силами добиваться достижения своих целей.
Литература
1. Константиновский Д. Л., Вознесенская Е. Д., Чередниченко Г. А., Хохлуш-кина Ф. А. Когда наступает время выбора: Устремления молодёжи и первые шаги после окончания учебных заведений. СПб.: Издательство РХГИ, 2001. 568 с.
2. Константиновский Д. Л. Неравенство и образование. Опыт социологических исследований жизненного старта российской молодёжи (1960-е годы — начало 2000-х). М.: ЦСП, 2008. 552 с.
3. Константиновский Д. Л., Вознесенская Е. Д., Чередниченко Г. А. Рабочая молодёжь России: количественное и качественное измерения. М.: ЦСИ, 2013. 277 с. 1 CD ROM. URL: http://www.socioprognoz.ru/publ. html?id=327 (11.11.2014).
4. Константиновский Д. Л., Вознесенская Е. Д., Чередниченко Г. А. Молодёжь России на рубеже XX-XXI веков: образование, труд, социальное самочувствие. М.: ЦСП и М, 2014. 248 с.
5. Константиновский Д. Л., Вознесенская Е. Д., Чередниченко Г. А., Хохлуш-кина Ф. А. Образование и жизненные траектории молодёжи: 19982008 годы. М.: ЦСПиМ, 2011. 296 с.
6. Попова Е. С. Образование как рынок, воспроизводство и потребность: «деконструкция» концептов // Социологические этюды: сборник статей аспирантов. Выпуск 3. / Под общ. ред. З. Т. Голенковой. Сост.: Т. Н. Короткова, А. Г. Истомина. М.: Институт социологии РАН. С. 100-108.
7. Котова Т. А. Образовательные стратегии российской молодежи: социологический анализ: автореферат дис. ...доктора социологических наук: 22.00.04. Ростов-на-Дону, 2006. 46 с.
8. Попова Е. С. Исследование социальных аспектов формирования мотивации к образованию у молодёжи: от теоретических подходов к операционализации // Вопросы образования. 2012. № 4. С. 69-82.
9. Гендин А. М., Дроздов Н. И., Валяева Е. В. Образовательные ценности старшеклассников и социокультурный контекст их формирования и реализации: монография / отв. ред. М. И. Сергеев; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. Красноярск, 2012. 288 с.
10. Coleman, James C. Personality dynamics and effective behavior. Chicago: Scott, Foresman and Company, 1960.
11. Ryan, R. M.; Deci, E. L. ntrinsic and Extrinsic Motivations: Classic Definitions and New Directions // Contemporary Educational Psychology. 2000. N 25. P. 54-67.
12. Popova, E. S. School students and their motivation in education: moving from theory to research design and operationalization // Polish and Russian Youth: Education and Work in Changing Society / Ed. by Krystyna Szafraniec and David Konstantinovskiy. P. 150-162.
13. Образование в Российской Федерации: 2012: стат. сб. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2012.— 444 с.
14. Индикаторы образования: 2013: статистический сборник. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013. 280 с.
15. Allport, G. W. Becoming: basic considerations for a psychology of personality. New Haven, Conn.: Yale University Press, 1955.