В.Н. СТЕГНИЙ, профессор, декан гуманитарного факультета Г.А. ЧЕРНОВАЛОВ, ст. преподаватель
Преподаватель высшей школы и дистанционные образовательные технологии
Рассматриваются вопросы, касающиеся степени готовности преподавателей высшей школы к работе с дистанционными технологиями. Приводятся результаты эмпирического исследования, проведённого авторами в Пермском государственном техническом университете по поводу мотивации студентов при выборе дистанционной формы обучения, используемых преподавателями учебно-методических и контрольных ресурсов; даются рекомендации по улучшению подготовки специалистов, обучающихся по дистанционным технологиям.
Ключевые слова: подготовка преподавателей высшей школы, дистанционные технологии, выбор студентами формы обучения.
Внедрение высокоэффективных информационных образовательных технологий в учебный процесс способствует повышению уровня достижений российской системы образования. Одним из направлений информатизации являются дистанционные образовательные технологии. Пермский государственный технический университет реализует дистанционную форму получения высшего образования уже более 10 лет. У нас накопился определённый опыт, который может быть полезен другим вузам.
Дистанционная форма обучения (ДО) -это модель организации учебного процесса, основу которой составляет активное использование современных информационно-коммуникационных технологий. Последнее предполагает прежде всего умение преподавателей высшей школы грамотно пользоваться новыми формами и методами обучения, создавать электронные учебнометодические ресурсы, практиковать навыки использования современных средств связи, с помощью которых осуществляется интерактивное общение со студентами.
В социологическом исследовании по данной проблеме участвовали студенты, получающие высшее образование по дистанционной форме, и преподаватели, работающие с помощью данной технологии. Опрошено 220 студентов (из общего объё-
ма генеральной совокупности 1040 студентов 2—5-х курсов на период проведения исследования) и 100 преподавателей из 120, задействованных в учебном процессе в текущем семестре. Исследования проведены авторами в период с декабря 2008 г. по апрель 2009 г. При проведении анкетирования студентов была использована пошаговая (механическая) выборка; в опросе преподавателей выборочная совокупность представляет преимущественную часть генеральной совокупности (83%).
Результаты проведённого исследования показали различную степень удовлетворённости преподавателей-дистанционников, различия во мнениях студентов и преподавателей в вопросах мотивации при выборе дистанционной формы получения высшего образования, а также степень готовности преподавателей к использованию в своей профессиональной деятельности современных информационно-коммуникационных технологий.
Опрос студентов показал, что основными мотивами выбора формы получения высшего образования являются следующие: «возможность совмещать работу и учёбу» (80,5%), «гибкость системы обучения» (63%), «возможность избежать службы в армии» (36%), «географическая удалённость от учебного заведения (возможность обу-
Актуальная проблема: позиция ПГТУ 95
возможность
избежать
географическая удалённость от учебного заведения (возможность обучаться)
возможность
-Процент (по мнению преподавателей)
-Процент (по мнению студентов
Рис. 1. Мотивы выбора студентами дистанционной формы обучения
чаться на расстоянии)» (26%), «использование большого количества информационно-коммуникационных средств обучения» (25,5%).
Такой мотив, как «возможность совмещать работу и учёбу»,является доминирующим, поскольку большинство наших студентов в настоящее время работают. Данный мотив для современной молодёжи является важным также и при выборе вуза, реализующего данную форму обучения (отметили 45% респондентов). «Гибкость системы обучения», по мнению авторов, тесно переплетается с «возможностью совмещать работу и учёбу», заниматься в удобное (свободное от работы) время.
По данным исследования, 68% респондентов, получающих высшее образование по дистанционной форме, живут в Перми, 23,5% - в Пермском крае, а 8,5% - в других областях нашей страны. Именно для молодёжи, проживающей далеко от вуза, важна возможность обучаться на расстоянии. Этот мотив отметили 26% респондентов.
Опрос преподавателей, работающих со студентами по дистанционной технологии, показал, что основными мотивами выбора студентами данной формы обучения они считают следующие: «возможность избежать службы в армии» (84%) и «не поступили на другую форму обучения» (54%).
Расхождения мнений студентов и преподавателей в вопросах мотива выбора студентами дистанционной формы обучения отражены на рис. 1. Результаты сравнения показывают, что такие мотивы, как «воз-
можность совмещать работу и учёбу» и «возможность обучаться на расстоянии», выделенные среди остальных преподавателями, действительно являются для студентов значимыми, а вот мотивы «возможность избежать службы в армии» и «не поступили на другую форму обучения», которые, по мнению преподавателей, являются доминирующими, в действительности для студентов не столь значимы, как, например, мотив «гибкость системы обучения».
На основании этих расхождений можно предположить следующее.
Преподаватели считают, что по дистанционной форме обучаются преимущественно студенты, не поступившие на другую (дневную) форму обучения, и студенты, желающие получить отсрочку от службы в армии.
Это влияет как на их отношение к студентам, обучающимся дистанционно так и на готов- Рис. 2. Учебно-методические ресурсы по дисциплине, размещенные
на сайте ДО
по своей методике лекциями (93%). Такие необходимые ресурсы, как примеры решения задач (35%), список рекомендуемой литературы (33%), рабочая программа дисциплины и дополнительные источники (по 25% соответственно), востребованы недостаточно. Практически не используются кейсы (15%), интерактивные тренажёры (6%), глоссарий (3%) и методические рекомендации для выполнения курсовых (контрольных) работ (14%) (рис. 2)
Анализ размещенных на сайте дистанционного обучения контрольных ресурсов дисциплин также показал недостаточность их использования и ограниченность их выбора как возможных инструментов контроля знаний (рис. 3).
Опираясь на вышеизложенные факты и наблюдая разрыв между потенциальными и реальными возможностями информатизации учебного процесса в вузе, важно осознавать необходимость повышения профессиональной компетентности преподавательских кадров, включая их отношение к студентам, получающим выс-
ность к использованию технологий ДО в своей профессиональной деятельности.
Также результаты нашего исследования показали, что преподаватели оценивают дистанционную форму подготовки специалистов как форму, в основе которой лежит самостоятельная работа студентов (72% респондентов) и их эпизодическая активность (42% респондентов). При этом они не принимают во внимание другие важные характеристики данной технологии, к примеру, использование активных методик обучения (отметили только 32% респондентов) и возможности личностно-ориентированного обучения (отметили только 28% респондентов). Данный факт, безусловно, накладывает отпечаток на степень удовлетворённости преподавателей своей деятельностью и на их готовность работать на основе активных методик обучения с применением информационных технологий.
Проведённый анализ размещенных на сайте ДО учебно-методических ресурсов показал, что преподаватели в основном пользуются привычными и отработанными
Актуальная проблема: позиция ПГТУ 97
Рис. 3. Контрольные ресурсы по дисциплине, размещенные на сайте ДО
шее образование по дистанционной технологии.
Недопонимание преподавателями сути дистанционной формы подготовки специалистов и нежелание разрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности интерактивные методики обучения с использованием информационных технологий накладывают соответствующий отпечаток на удовлетворённость преподавателей своей профессиональной деятельностью со студентами дистанционной формы обучения. Исследования показывают, что полностью удовлетворены своей работой со студентами дистанционной формы обучения только 22% респондентов, удовлетворены частично 46%. Велик процент тех, кто частично ею не удовлетворён (20%). Максимальная удовлетворённость наблюдается по показателю «работа вашей кафедры » (4,1%), а минимальная - по показателю «заработная плата» (1,83%).
В качестве основных рекомендаций по улучшению подготовки специалистов, обучающихся по дистанционной форме, студен-
ты предлагают следующие: «изменить отношение преподавателей к студентам на более доброжелательное» (38%); «преподавателям своевременно выкладывать на сайт дисциплины необходимую информацию» (32%); преподавателям более добросовестно относиться как к консультированию студентов (29,5%), таки кучебно-методическим ресурсам по своим дисциплинам, выложенным на сайт ДО (23,5%). Примечательно, что и преподаватели предлагают в качестве пути улучшения подготовки специалистов «ввести контроль и оценку учебно-методических ресурсов преподавателей »(25%).
Преподаватель по самой своей сути призван соответствовать новым тенденциям развития мира знаний и новым способам нести знания своим ученикам. Современный преподаватель должен обладать целым рядом новых компетенций, ему необходимо постоянно повышать свою квалификацию, овладевать новыми теориями, новыми технологиями - не только в своей предметной области, но и в педагогической, и информационной.
Важно не только освоить новые ин-
формационно-коммуникационные технологии, но и внедрить их в учебный процесс. Для этого преподавателю нужно преодолеть различные барьеры, такие как увеличение объёма работы и психологической нагрузки при освоении новых технологий и использовании новых методик обучения, а также чувство угрозы потери статуса. Это позволит преподавателям высшей школы не только подняться на
новую профессиональную ступень своего развития, но и повысить свою удовлетворённость при работе со студентами, обучающимися по дистанционной форме обучения. Совершенствование технологий ДО, соответствующих национальным и международным стандартам качества, в настоящий момент является важным элементом модернизации системы российского образования.
STEGNIY V, CHERNOVALOVA G. HIGHER SCHOOL TEACHER AND DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGY
The problems of higher school teachers training to using distance technologies in education are considered in the article. The authors gives examples of empiric research of students’ motivation in choosing distance learning carried out at Perm State Technical University, as well as recommendations for improving distance students’ training.
Keywords: higher school teachers’ training, distance technologies, choosing type of education.
А.И. ЦАПЛИН, профессор, декан факультета прикладной математики и механики Д.В. БАЯНДИН, доцент
Дистанционное обучение физике в техническом университете
Обсуждаются особенности реализации дистанционной формы обучения в техническом университете на примере курса физики. Обосновывается необходимость использования модельного подхода для разработки высокоинтерактивных цифровых учебных материалов. Отмечается, что эффективность обучения повышается при использовании компьютерных обучающих сценариев, содержащих наряду с моделями блоки содержательно связанных с ними интерактивных задач.
Ключевые слова: виртуальный физический практикум, модельный подход, интерактивность.
Высокий спрос на образовательные услуги ведущих вузов Прикамья привел в 2003 г. к открытию в Пермском государственном техническом университете факультета дистанционных образовательных технологий, на котором до полутора десятка специальностей и направлений подготовки имеют инженерный профиль.
Накопленный опыт организации обучения по дистанционной форме как на Западе, так и в России, показывает, что благодаря богатым возможностям, которые пре-
доставляют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), при использовании локальных и сетевых образовательных ресурсов обучение по большинству гуманитарных дисциплин может быть весьма эффективным. Более сложной оказывается ситуация с обучением студентов-дистан-ционников физике, электротехнике, электронике и другим естественно-научным и техническим дисциплинам, тесно связанным с использованием реального научнотехнического оборудования.