Development of education
Сафуанов Р. М. 8а/иапоу Л М.
доктор экономических наук, профессор, директор
Уфимского филиала ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»,
г. Уфа, Российская Федерация
«Финансовыйуниверситет
кандидат социологических кандидат социологических
Российской Федерации»,
наук, доцент кафедры «Философия, история и право» Уфимского филиала ФГОБУ ВО
при Правительстве
Фархтдинов Р. Т. FarkhtdinovR. Т.
г. Уфа,
наук, доцент кафедры «Математика и информатика» Уфимского филиала ФГОБУВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»,
г. Уфа, Российская Федерация
Колганов Е. А. Kolganov Е. А.
Российская Федерация
УДК 378.147:330.123.6.339.133-047.36
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Статья посвящена актуальным проблемам использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (ЭО и ДОТ) при организации учебного процесса в современных условиях. Сделан анализ ряда понятий, приведший к появлению словосочетания «электронное обучение» в языке педагогических изысканий, охарактеризовано противоречие между реальным употреблением его как термина, недостаточностью разработанности его определения.
В статье рассмотрены правовые, технические, экономические аспекты ЭО и ДОТ. Отмечено общее в организации традиционного обучения и ЭО и ДОТ и в то же время существенное различие этих технологий получения образования. Описаны инструменты учебного процесса электронного обучения.
В статье раскрыты перспективы использования электронного обучения в высшем образовании региона. Отмечено, что в регионе создается сеть центров общественного доступа (ЦОД), представляющих собой технически оснащённые необходимым оборудованием рабочие места, которые могут использовать все желающие повысить компьютерную грамотность, получить доступ к порталу государственных услуг и найти интересную работу.
Авторы представили результаты анкетирования студентов, целью которого является выявление отношения к дистанционному обучению. Проведенный Уфимским филиалом Финуниверситета опрос позволяет получить полную систематизированную информацию, направленную на оценку потребностей студентов в получении высшего образования (первого и второго) на базе уровня предшествующего образования (среднего профессионального и высшего) с помощью электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Даны конкретные рекомендации по реализации ФГОС в учреждениях высшего образования.
Ключевые слова: законодательство, электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, информационно-коммуникационные технологии, инструменты электронного обучения, электронная библиотека, Интернет, аспекты электронного обучения, социологический опрос студентов.
_ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Развитие образования
APPLICATION OF E-LEARNING AND DISTANCE EDUCATION TECHNOLOGIES
The article considers the actual problem of application of e-learning and distance education technologies in modern education system. A number of notions was analyzed, which led to the appearance of the phrase «e-learning» in the language ofRussian pedagogical studies, the contradiction between its actual use as a term, institutionalization and the lack of development of its definition is characterized.
In the present article, the following aspects of e-learning and distance education technologies are considered: legal, technical, economic. The common aspects in the organization of e-learning and distance education technologies, and traditional teaching, as well as the fundamental difference of these education technologies, are mentioned. The tools of the educational process of e-learning are described.
The article reveals the opportunities of using e-learning in the higher education of the region. It is noted that the network of public access centers (PAC) is developing in the region, providing a workplace with the necessary equipment, which can be used by those wishing to increase computer literacy, find work, and access to the portal of state and municipal services.
The authors presented the results of the questionnaire survey of students; its goal is to identify attitudes toward distance education. The survey conducted by the Ufa branch of the Financial University provides a complete systematized information intended for assessing the needs of students in receiving higher education (first and second) on the basis of different levels of education (secondary vocational and higher) through e-learning and distance education technologies. Specific recommendations on the implementation of FSES in higher education institutions are given.
Key words: legislation, e-learning, distance education technologies, information and communication technologies, e-learning tools, electronic library, Internet, e-learning aspects, sociological survey of students.
Для современного общества характерен новый подход к образованию, который модифицирует систему образования как одну из основных сфер социальной жизни и придает ей характер интегративного социального института.
Современная организация учебного процесса настойчиво требует уменьшения аудиторных форм работы, уделяя больше внимания индивидуализации учебного процесса, организации и рационального использования свободного времени для самостоятельной работы студентов. Вследствие этого вполне закономерен процесс внедрения в образование информационных технологий и инновационных средств обучения.
Процессы развития телекоммуникационной структуры и внедрение её во все формы образовательной деятельности характеризуются усовершенствованием и массовым распространением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). ИКТ активно применяются при интерактивном взаимодействии преподавателя и обучаемого, передаче информации при электронном обучении. Современный педагог должен иметь знания в
области ИКТ и в совершенстве применять их в своей профессиональной деятельности [1].
В контексте материала, изложенного в данной статье, её авторы под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимают образовательные технологии, реализуемые в основном с применением ИКТ при опосредованном или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника [2, 3]. Главное — это самообучение.
В процессе самообучения студент может обучаться, используя информационно-образовательную среду (ИОС) образовательного учреждения. ИОС (портал) — это организованная совокупность средств передачи информационных ресурсов, технического, программного и методического обеспечения, предназначенная для удовлетворения потребностей обучающихся в информационных ресурсах и образовательных услугах. В процессе обучения студент использует электронные учебники, тестовые задания, видеолекции, компьютерные обучающие программы, массовые открытые образовательные курсы, содержащиеся на информационно-образова-
Development of education
тельном портале. К тому же электронные библиотеки и базы данных, которые содержат большое количество разнообразной информации, являются информационными ресурсами, к которым студент должен иметь доступ [4].
На сегодняшний день в Российской Федерации создан и осуществляется комплекс стратегических задач развития образования.
Обстоятельства, которые указывают на необходимость развития электронного образования (ЭО) в Республике Башкортостан:
— отток талантливой и наиболее востребованной молодежи в другие города и регионы России;
— невозможность развития экономики региона без высокопрофессиональных кадров;
— отсутствие в ряде населённых пунктов образовательных центров с использованием ЭО и ДОТ;
— отсутствие согласованных действий между образовательными организациями на республиканском уровне, что приводит к снижению эффективности работы;
— необходимость выработки единого подхода к различным аспектам материализации электронного образования от разработки контента до способов его доставки;
— необходимость повышения уровня знаний населения в области ИКТ, расширения масштаба использования государственных услуг в электронной форме [5].
Современные ЭО и ДОТ открывают перспективы оперативности образовательного процесса и повышения качества знаний. На смену бумажным носителям информации сегодня приходят электронные. Переписка по почте между преподавателем и студентом осуществляется с помощью электронной почты. В этом случае компьютер и Интернет становятся главными инструментами обучения.
Получение образования через Интернет становится все более популярным и востребованным. Если в прошлом веке к дистанционному обучению относились негативно, то электронное обучение сегодня конкурирует с традиционной технологией получения образования. Сторонники традиционной технологии утверждают, что полноценное обучение невозможно без общения студентов в 106-
аудиториях с преподавателем и друг с другом, забывая о том, что в процессе электронного обучения общение осуществляется на вебинарах, на форуме или с помощью чата. При этом, безусловно, важно, чтобы обучаемые уже работали по выбранной профессии, четко осознавали и понимали, какие именно знания и навыки для них наиболее важны. При этом ЭО и ДОТ помогают им без проблем совмещать работу с учебой.
Дальнейшее развитие технологий ЭО и ДОТ нуждается в анализе характеристик потребителей такого образования, отношений студентов к этому феномену, эффективности подобной технологии обучения [6].
Повышение качества и доступности ЭО и ДОТ предполагает совершенствование технического и методического обеспечения учебного процесса и вырабатывания совместной заинтересованности в решении различных проблем всеми участниками образовательного процесса [7].
В Уфимском филиале Финуниверситета с 2013 года в учебный процесс внедряются элементы ЭО и ДОТ, а с 2016 года студенты заочной формы обучения, поступившие на базе среднего профессионального и высшего образования, обучаются с использованием данной технологии.
Обучение по таким программам ориентировано на студентов, имеющих среднее профессиональное (профильное) и высшее образование, имеющих право приобрести профессию в более короткие сроки: 3-3,5 года по сокращенным и ускоренным программам обучения.
Сокращение срока обучения в данном случае происходит путем переаттестации уже изученных дисциплин согласно учебному плану.
Обучение ведётся по индивидуальным учебным планам, которые обеспечивают организацию и получение образования в сокращённые сроки без изменения программы обучения и предполагают различные комбинации моделей обучения.
В декабре 2016 года в Уфимском филиале с целью выявления отношения студентов к дистанционному обучению был проведен опрос.
В опросе приняли участие 280 респондентов — студенты, обучающиеся на базе сред-
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
него профессионального (профильного) и высшего образования. Исследовались такие факторы, как наличие образовательных потребностей и сложности их удовлетворения в традиционной форме образования; удовлетворение качеством образовательных услуг; наличие совокупности условий, позволяющих воспользоваться услугами ДО, программно-технические возможности организации образовательного процесса и др. Сбор первичной информации осуществлялся методом анкетного опроса.
По проведённому социологическому опросу 2/3 студентов заочной формы обучения желают обучаться исключительно с использованием в полном объеме дистанционных образовательных технологий.
Основная доля работающих студентов считает удобной технологией интерактивное общение с преподавателем через Интернет. Обучение с использованием дистанционных образовательных технологий привлекают студентов, в том числе своей интерактивностью (веби-нары, форум, чат, электронная почта и др.).
Мнения респондентов относительно качества предоставляемых услуг распределились следующим образом. Абсолютное большинство респондентов (61,7 %) высказали свою удовлетворенность организацией учебного процесса с использованием ЭО и ДОТ.
На качество дистанционных образовательных услуг сказывается и то, что они отличаются своей новизной. При ДО, главным образом, возрастает роль личностного факторов студента — ответственность, самостоятельность, творческий подход. Студент обучается самостоятельно больше, чем при традиционном обучении. В то же время при дистанционном обучении преподавателю сложнее объективно оценить знания студентов. Но при этом 73 % студентов ответили, что контроль за освоением дисциплины осуществляется регулярно, и только 25 % ответили, что периодически.
Развитие образования
Для устранения данной проблемы филиалом студенты вызываются на сессию с целью проверки их знаний при личном контакте с преподавателями.
На вопрос «Укажите проблемы, связанные с дистанционным образованием» 44,2 % респондентов ответили «Прихожу с работы поздно, опаздываю на вебинары», у 19,5 % респондентов нет никаких проблем, 3 % отметили необходимость хорошей технической оснащенности и 15 % высказались за увеличение количества вебинаров.
Практически не существует проблем, связанных с технической оснащенностью и умением работать в сети Интернет. Все студенты имеют компьютер и в совершенстве владеют им, лишь 5,7 % студентов имеют определенные навыки работы на компьютере. Все студенты имеют доступ к Интернету и в совершенстве владеют им, и только 4,7 % имеют определённые навыки работы в сети Интернет.
Абсолютное большинство студентов, а это чуть больше 80 %, оценивают качество проведения вебинаров на пять по 5-балльной системе.
Студенты по достоинству оценивают организацию учебного процесса в филиале. Отмечается своевременность доведения информации, пунктуальность и доброжелательность преподавателей.
Таким образом, результаты опроса студентов по поводу реализации образовательных программ с использованием ЭО и ДОТ позволили получить полную систематизированную информацию о фактическом состоянии образовательных потребностей студентов.
Вывод
В статье раскрыты перспективы использования электронного обучения в высшем образовании региона. Представлены результаты анкетирования студентов, целью которого являлось выявление отношения к дистанционному обучению.
Список литературы
1. Понятие информационных и коммуникационных технологий [Электронный ресурс]: Информационные технологии в образовании. URL: http://physics.herzen.spb. ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm.
2. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образова-
-107
Development of education
тельных программ [Электронный ресурс]: [приказ Министерства образования и науки Рос. Федерации от 23.08.2017 г. № 816] / Сайт Министерства образования и науки. Режим доступа: http://www.mon.gov.ru.
3. Российская Федерация. Законы. Об образовании: [федер. закон]: [от 29 декабря 2012 года № 273-ФЭ]: [Электронный ресурс] / Федеральный портал «Российское образование». Режим доступа: http://www.edu.ru.
4. Шайхисламов Р.Б., Бикмухаметов И.Х., Колганов Е.А. Информационно-коммуникационные технологии в системе высшего профессионального образования региона. Уфа: Уфимск. гос. акад. экономики и сервиса, 2010. 231 с.
5. Республика Башкортостан. Концепция развития электронного образования в Республике Башкортостан на период 20152020 годов: [Постановление Правительства Республики Башкортостан]: [от 10 сентября 2015 г. № 368]: Сайт Министерства образования Республики Башкортостан [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. education.bashkortostan.ru.
6. Викторова Т.С., Мушкатова М.С. Переход от дистанционного обучения к электронному на современном этапе [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. architektura-b el arusi. ru/PUBLIKACII/pere-hodotdistancionnogoobucheniykelektro-nnomu.
7. Бикмухаметов И.Х., Колганов E.A., Шайхисламов Р.Б., Сагманова Н.Р Факторы обеспечения качества электронного обучения в вузе // Электронный научный журнал «Управление экономическими системами». 2012. № 11 (47). С. 62.
8. Calvert V., Kurji R., Kurji S. (2011). Service learning for accounting students: What's the faculty role? // Research in Higher Education Journal. 2011. March 1-11.
9. Pearson C. The benefits of online learning // Charter. Sydney. 2010. 81 (3). P. 52.
References
1. The concept of information and communication technologies [Electronic resource]: Information technology in education. URL: http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/ gosexam/b25.htm.
2. The Russian Federation. Ministry of Education and Science. On the approval of the procedure for the application by organizations engaged in educational activities, e-learning, distance educational technologies in the implementation of educational programs [Electronic resource]: [order of the Ministry of Education and Science Russian Federation dd. August 23, 2017 No. 816] / The website of the Ministry of Education and Science. Access mode: http:// www.mon.gov.ru.
3. The Russian Federation. Laws. On education: [Federal Law]: [dd. December 29, 2012 № 273-03]: [Electronic resource] / Federal portal «Russian education». Access mode: http:// www.edu.ru.
4. Shaikhislamov R.B., Bikmukhame-tov I.H., Kolganov E.A. Information and communication technologies in the system of higher professional education of the region. Ufa: Ufimsk. state, acad. economy and service, 2010. 231 p.
5. The Republic of Bashkortostan. The concept of the development of electronic education in the Republic of Bashkortostan for the period 2015-2020 [Decree of the Government of the Republic of Bashkortostan]: [dd. 10 September, 2015 No. 368]: The website of the Ministry of Education of the Republic of Bashkortostan [Electronic resource]. Access mode: http://www.education.bashkortostan.ru.
6. Viktorova T.S., Mushkatova M.S. The transition from distance learning to e-learning at the present stage [Electronic resource]. Access mode: http://www. architektura-belarusi.ru/ PUBLIKACII/perehod_ot_distancionnogo_ obucheniykelektronnomu.
7. Bikmukhametov I.H., Kolganov E.A., Shaikhislamov R.B., Sagmanova N.R. Factors of quality assurance of e-learning in the University //Electronic scientificjournal «Economic systems management». 2012. No. 11 (47). 62 p.
8. Calvert V., Kurji R, Kurji S. (2011). Service learning for accounting students: What's the faculty role? // Research in Higher Education Journal. 2011. March 1-11.
9. Pearson C. The benefits of online learning // Charter. Sydney. 2010. 81 (3). P. 52.