Г. А. Черновалова, старший преподаватель, кафедра менеджмента и маркетинга, Пермский национальный исследовательский политехнический университет, г. Пермь, Россия, [email protected]
РОЛЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В СТАНОВЛЕНИИ КАЧЕСТВА ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Современный человек живет в уникальную эпоху — эпоху быстроменяющихся технологий и мировоззрений. Отличительными характеристиками современного информационного общества являются увеличение роли информации и знания, возрастание объема информационных коммуникаций, создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам и удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Прогресс современной цивилизации определяется в большей степени интеллектуально-образовательной мощью человека и базируется на знаниях общества и высокоэффективных образовательных технологиях. В условиях информатизации и компьютеризации от людей требуются новые навыки и знания, новый тип мышления для обеспечения адаптации к условиям быстроменяющегося компьютеризированного общества. Важность образования в этом типе общества несомненна, а его технологии претерпевают кардинальные изменения.
Образование — очень сложное и многогранное понятие. Оно включает в себя весь спектр социологических категорий. Образование выступает как социальная система, социальный институт и социальная организация.
Требования современного общества к системе образования и выпускникам выс-
ших профессиональных учебных заведений объективно возрастают. В современных условиях они должны в процессе обучения не просто овладеть основами своей профессии, всей широтой человеческой культуры, выраженной через них; уметь анализировать неординарные, постоянно усложняющиеся ситуации и принимать ответственные, наиболее оптимальные решения, аргументированно отстаивать свою точку зрения, учиться «добывать» знания самостоятельно, формируя собственные системы постижения социальной реальности, уметь работать с информацией в глобальном информационном пространстве, иметь собственное мировоззрение, быть открытым к восприятию идей, владеть навыками научно-исследовательской деятельности (сформировать к ней внутреннюю потребность), быть востребованным на современном рынке труда1.
Общество, развиваясь, повышает свои требования и к системе образования. Необходимость российской системы образования подняться на новый виток развития предполагает внедрение в систему образования комплексных инноваций с использованием новых знаний и новых современных высокоэффективных образовательных технологий, ярким примером которых являются дистанционные образовательные технологии, имеющие ряд преимуществ, а именно, возможности:
♦ доступа к образованию широким слоям населения, независимо от места жительства;
♦ получения образования без отрыва от производства;
♦ получения образования людям с ограниченными физическими возможностями;
♦ повышения социальной мобильности и активности населения;
♦ качественного изменения способов подготовки и переподготовки педагогических кадров;
♦ создания условий для развития у учащихся навыков самостоятельного обучения;
♦ повышения качества образования на основе его широкой информатизации и обеспечения новейшими коммуникационными технологиями. Вопросами реализации дистанционной технологии обучения занимаются такие ученые, как В. П. Тихомиров, А. А. Андреев, С. А. Щенников, А. Н. Романов, И. М. Ибрагимов, В. И. Солдаткин, С. Л. Лобачев, В. С. Торопцов, Д. Б. Григорович, Е. С. Полат, В. И. Галкин и другие, отмечая важность такого вопроса, как качество подготовки будущих специалистов.
Качество образования — актуальнейшая и сложнейшая комплексная социальная проблема. Качество — понятие многогранное. Существуют различные подходы к трактовке слова «качество», и во многом это зависит от того, кто оценивает и с какой целью проводится оценка.
С позиции социологического подхода качество образования — это нормативное требование общества к образованию как
одной из его важнейших подсистем, заключающееся в необходимости соответствовать критериям эффективной деятельности, т. е. оптимальному выполнению своих социальных функций.
Для характеристики качества системы высшего образования можно выделить обобщенные группы показателей, которые охватывают:
— данные по образовательным системам;
— характеристики качества учебного процесса;
— характеристики качества результатов обучения;
— данные об интенсивности научной и инновационной деятельности в вузе;
— объем вложений в образование;
— данные по эффективности управленческой деятельности в образовании2.
Качество образования в обобщенном определении и итоговом своем представлении — это комплекс характеристик, компетенций и профессионального сознания, отражающих способность специалиста осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями современного этапа развития экономики, на определенном уровне эффективности и профессионального успеха, с пониманием социальной ответственности за результаты профессиональной деятельности. Следует отметить, что профессиональное образование не ограничивается лишь подготовкой человека к будущей трудовой деятельности. Это время формирования и развития образа жизни, «время жизненного самоопределения, мечтаний, мучительных раздумий о собственном жизненном пути, резких и радикальных оценок многих процессов и поступков людей, принятия собственных важных решений и первых попыток их осуществления»3.
Говоря о качестве образования, следует помнить, что оно характеризует не только результат образовательной деятельности — компетентность специалиста-выпускника
высшего учебного заведения, но и факторы формирования этого результата, которые зависят от цели образования, содержания и методологии, органи- -
зации и технологии. Это все характеристики, на формирование которых необходимо сознательно влиять, а, следовательно, которыми необходимо управлять. Качество образования в целом находится между двумя позициями: качеством потенциала образования и качеством полученного результата образования, которое проявляется в характеристиках подготовленного специалиста-выпускника образовательного учреждения.
Качество потенциала образования включает в себя:
а) преподавательский состав;
б) материально-техническую базу;
в) научный потенциал вуза;
г) образовательную программу (содержание, реализация, вид и пр.);
д) действующую методологию образования (совокупность подходов, методов и средств, концепцию образования и пр.);
е) технологию образования (последовательность формирования профессионального сознания);
ж) педагогику;
з) систему специальностей и специализаций;
и ) потребителей образования (студенты, слушатели и пр.);
к ) управление образованием (требования, ограничения, приоритеты, ориентиры и пр.).
Говоря о качестве образования в системе дистанционной формы обучения, нужно понимать, что основу дистанционной модели обучения составляет активное использование современных информационно-коммуникационных технологий, что принципиально меняет систему организации учебного процесса.
В основе качества системы обучения с использованием дистанционных технологий лежит, прежде всего, умение преподавателей высшей школы грамотно использовать новые формы и методы обучения, создание электронных учебно-методических
Основу дистанционной модели обучения составляет активное использование современных информационно-коммуникационных технологий, что принципиально меняет систему организации учебного процесса.
ресурсов, формирование навыка использования современных средств связи, на основе которых осуществляется интерактивное общение со студентами.
Следовательно, эффективность образовательного процесса напрямую зависит от профессиональной компетентности преподавательских кадров. Поэтому большинство стран, так или иначе озабоченных информатизацией системы образования, в качестве первоочередной ставят задачу подготовки кадров, не только владеющих пользовательскими навыками Интернет-технологий, но и умеющих методически грамотно организовать учебный процесс с использованием ресурсов и услуг Интернета4.
Пермский национальный исследовательский политехнический университет реализует дистанционную форму получения высшего образования более 10 лет. В этом направлении появился определенный опыт, который может быть полезен другим вузам.
В исследовании по данной проблеме, проведенном автором, участвовали студенты, получающие высшее образование по дистанционной форме, и преподаватели, работающие по данной технологии.
Опрошено 220 студентов из общего объема генеральной совокупности 1 040 студентов 2-5 курсов на период проведения исследования и 100 преподавателей из 120, задействованных в учебном процессе в текущем семестре. При проведении анкетирования студентов была использована пошаговая (механическая) выборка, при анкетировании преподавателей выборочная совокупность представляет преимущественную часть генеральной совокупности (83 %)*.
Центральное место в системе дистанционного обучения занимает качество учебно-методического обеспечения, которое является для преподавателей наиболее трудоемким ресурсом.
Осуществляя дальнейший анализ учебно-методических ресурсов дистанционной
* Исследования проведены автором в Пермском государственном техническом университете в период с декабря 2008 по апрель 2009 гг.
формы обучения, автор будет преимущественно ориентироваться на модель сетевого обучения (в классификации А. А. Андреева, В. И. Галкина и Е. С. Полат) и модель интеграции очной и дистанционной форм обучения (в классификации Е. С. Полат).
По мнению автора, именно эти модели обучения на сегодняшний день возможно внедрять в любом современном вузе, а их грамотная организация с соответствующим информационно-техническим и учебно-методическим обеспечением позволит профессионально подготовить специалистов в соответствии с требованиями стратегии развития системы высшего образования.
Учебно-методическое обеспечение системы дистанционного обучения состоит из следующих размещенных в сети для свободного доступа обучающихся материалов, необходимых для раскрытия содержания дистанционного учебного курса5:
♦ общие сведения об учебных курсах, их назначение, цели, задачи, содержание;
♦ электронный конспект лекций, структурированный по логически завершенным модулям для удобства модернизации курса и успешного усвоения учебного материала;
♦ виртуальные практические занятия, семинары, лабораторные работы;
♦ конференции, форум, чат — для общения студента с преподавателем и между собой внутри группы обучения;
♦ электронная почта для обсуждения возникающих в процессе обучения вопросов;
♦ тесты для проверки знаний обучающихся;
♦ списки ссылок на виртуальные библиотеки и материалы
для самостоятельного углубленного изучения материала курса;
♦ методические рекомендации;
♦ контрольные ресурсы: задания, опрос, тест, рабочая тетрадь и др.;
♦ глоссарий.
Дальнейшее развитие и опыт реализа ции дистанционной формы обучения пред
Центральное место в системе дистанционного обучения занимает качество учебно-методического обеспечения, которое
является для преподавателей наиболее трудоемким ресурсом.
полагает возможное увеличение вышеперечисленного списка используемых учебно-методических ресурсов.
В исследовании, проведенном автором, дан анализ используемых преподавателями на сайте дистанционного обучения учебно-методических и контрольных ресурсов, который показал как значительную недостаточность их использования, так и большую ограниченность в выборе возможных интерактивных технологий обучения и инструментов контроля знаний.
По результатам исследования выяснилось, что в основном преподаватели используют привычные и отработанные ими по своей методике учебно-методические ресурсы — лекции (93 %). Такие необходимые ресурсы, как примеры решения задач (35 %), список рекомендуемой литературы (33 %), рабочая программа дисциплины и дополнительные источники (по 25 % соответственно) используются недостаточно. Практически не используются кейсы (15 %), интерактивные тренажеры (6 %), глоссарий (3 %) и методические рекомендации для выполнения курсовых (контрольных) работ (14 %) (рис. 1).
Анализ используемых преподавателями на сайте дистанционного обучения (ДО) контрольных ресурсов дисциплин также показал их недостаточность и ограниченность (рис. 2).
Примечательно, что сами преподаватели в качестве одного из способов улучшения подготовки специалистов предлагают «ввести контроль и оценку учебно-методических ресурсов преподавателей» (25 %).
Такую необходимость отмечают и студенты. В исследовании, в качестве основных рекомендаций по улучшению подготовки специалистов, обучающихся по дистанционной форме, студенты предлагают следующие: «изменить отношение преподавателей к студентам на более доброжелательное» (38 %); «преподавателям, работающим со студентами по дистанционной технологии, своевременно выкладывать на сайт дисциплины необходимую информацию» (32 %); «более добросовестно отно-
Рис. 1. Учебно-методические ресурсы, размещенные преподавателями на сайте ДО
Рис. 2. Контрольные ресурсы, размещенные преподавателями на сайте ДО
ситься преподавателям как к консультациям со студентами» (29,5 %), так и к учебно-методическим ресурсам по своим дисциплинам, выложенным на сайт ДО (23,5 %).
Среди основных проблем (сложностей), возникающих в процессе обучения, студенты указывают на следующие: недостаточное взаимодействие с преподавателями (63,5 %); невнимание со стороны преподавателей, недостаточная помощь в организации самостоятельных занятий (41 %); слабый контроль со стороны преподавателей в течение семестра (41,5 %).
Работа преподавателей высшей школы с использованием дистанционных технологий предполагает не только освоение новых информационно-коммуникационных технологий, но и внедрение их в учебный процесс. В результате преподавателям необходимо преодолевать различные сопротивления и барьеры, такие как: увеличение объема работы, освоение новых технологий, использование новых методик обучения, повышение уровня профессиональной подготовки, чувство угрозы потери статуса.
Как показали проведенные автором исследования, не все преподаватели готовы к данного рода дополнительным нагрузкам, вследствие чего имеют различную степень удовлетворенности своей работой со студентами, обучающимися по дистанционным технологиям.
Исследования показывают, что полностью удовлетворены своей работой со студентами дистанционной формы обучения только 22 % респондентов, удовлетворены частично — 46 %, 20 % — частично ею не удовлетворены. Максимальная удовлетворенность наблюдается по показателю «работа вашей кафедры» (оценка 4,1 по 5-ти бальной шкале удовлетворенности), а минимальная — по показателю «заработная плата» — оценка 1,83.
Любопытен факт: женщинам со студентами дистанционной формы обучения работать нравится больше, чем мужчинам (рис. 3). Из общего числа респондентов мужчины составляют 46 %, женщины — 54 %.
Анализируя вышеизложенные факты, отражающие результаты исследования, автор наблюдает разрыв между потенциальными и реальными возможностями информатизации учебного процесса в вузе, а также диссонанс между возможностями самореализации преподавателей при работе по дистанционной технологии и их действительной удовлетворенностью своей профессиональной деятельностью.
В связи с этим важно осознавать необходимость повышения профессиональной компетентности и мотивации преподавательских кадров, что напрямую влияет на качество подготовки будущих специалистов нашей страны.
мужчины «женщины Рис. 3. Отношение преподавателей к их работе со студентами ДО
Освоение новых форм и методов обучения, интерактивных способов коммуникаций со студентами позволит преподавателям высшей школы не только подняться на новую профессиональную ступень своего развития, но и повысить свою удовлетворенность работой со студентами, обучающимися по дистанционной форме обучения, развитие и совершенствование которой в настоящий момент является основным элементом системы российского образования и требует обеспечения высокого качества, соответствующего национальным и международным стандартам.
Повышение профессиональной компетентности преподавателей и их готовность к использованию в учебном процессе новых технологий — необходимые условия становления нового качества образования, так необходимого для подготовки высококвалифицированных специалистов, способных реализовать среднесрочные и долгосрочные цели развития нашего общества.
Для подготовки преподавателей дистанционной формы обучения можно использовать следующие методы:
— специальные обучающие программы;
— курсы, семинары, которые могут как проводиться очно, так и быть размещены на сервере, компакт-дисках, в виде учебных пособий;
— электронные пособия по работе с оболочкой;
— виртуальные методические объединения преподавателей, виртуальные библиотеки и конференции;
— очные конференции и консультации специалистов, уже освоивших соответствующие информационные технологии;
— создание образовательных порталов, направленных на удовлетворение потребностей конкретного Интернет-сообщества, выделенного по профессиональному признаку;
— наставничество, коучинг и т. д.
Без использования вышеперечисленных мер и методов подготовки преподавате-
лей в системе дистанционного обучения решить проблему информатизации современного образования общества крайне сложно.
В этом случае безусловные преимущества дистанционной формы обучения могут остаться невостребованными, а потребители — неудовлетворенными.
Использование новых форм и методов обучения, достижений программного и учебно-методического обеспечения в перспективе должно обеспечить становление нового качества образования, ориентированного на подготовку конкурентоспособных выпускников российских вузов, владеющих не только профессиональными знаниями, но и навыками самостоятельного обучения, что позволит им адаптироваться к меняющимся условиям современного рынка труда и сформировать самостоятельное видение профессиональной перспективы.
1. Попов В. Г. О качестве высшего профессионального образования. Качество социально-гуманитарного образования в вузе: состояние, пути, формы и методы его повышения: материалы II между-нар. науч.-практ. конф.; отв. ред. Н. Н. Захаров / ПГУ, ПСИ, ПСИ МОСУ, ПССГК. - Пермь, 2004. С. 10-14.
2. Звонников В. И., Челышкова М. Б. Контроль качества обучения при аттестации: компетентностный подход: учеб. пособие. — М.: Университетская книга; Логос, 2009. С. 40.
3. Зборовский Г. Е., Шуклина Е. А. Социология образования: учеб. пособие. — М.: Гардарики, 2005. С. 270.
4. Теория и практика дистанционного обучения: учебн. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; Под ред. Е. С. Полат. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. С. 105.
5. Ибрагимов И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений под ред. А. Н. Ковшова. — М.: Академия, 2005.
Автор наблюдает разрыв между
потенциальными и реальными возможностями информатизации учебного процесса в вузе, а также диссонанс между возможностями самореализации преподавателей
при работе по дистанционной технологии и их действительной удовлетворенностью своей профессиональной деятельностью.