®
УДК 378.147 ББК 74.027.9
О ВОЗМОЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВОЛГОГРАДСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
Петрова Елена Александровна
Доктор экономических наук, профессор,
заведующая кафедрой экономической информатики и управления, Волгоградский государственный университет [email protected]
просп. Университетский, 100, 400062 г Волгоград, Российская Федерация
Галамян Любовь Ивановна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономической информатики и управления,
Волгоградский государственный университет
просп. Университетский, 100, 400062 г. Волгоград, Российская Федерация
Аннотация. Дистанционное образование предполагает средства, формы и методы дистанционного обучения, которое основано на использовании современных информационных и коммуникационных технологиях. В данной статье представлены результаты нескольких лет работы администрации, коллектива сотрудников и преподавателей Волгоградского государственного университета по вопросу возможных направлений развития дистанционного обучения и пути решения. Рассматриваются вопросы дистанционного образования и перспективы внедрения дистанционных средств, форм и методов дистанционного обучения в Волгоградском государственном университете.
Ключевые слова: дистанционное обучение, средства, формы и методы дистанционного обучения, высшее образование, система образования, университет.
Образование в России на современном этапе является одним из наиболее быстро раз-^ вивающихся секторов социума, то есть социально-экономические преобразования общества требуют принципиально новых подходов к под-Ч готовке специалистов. В настоящее время, оче-| видно, что накопление знаний само по себе ут-Ц ратило прежнюю ценность, поэтому необходи-
св
^ мо развивать потребности и умения выпускников ВУЗов не только самостоятельно добывать ^ и обновлять знания, но и осуществлять эти про-& цессы непрерывно, то есть при подготовке бу-^ дущих специалистов в высшей школе требует© ся не только сформировать исполнительские
навыки, но и на достаточно высоком уровне ключевые компетенции, лежащие в основе качественного овладения профессией.
Одной из новых форм профессионального образования, интенсивно распространяющейся во всем мире, является дистанционное образование. Существует несколько подходов к определению дистанционного образования, но на наш взгляд, дистанционное образование - это новое прогрессивное направление в системе образования, которое представляет собой комплекс образовательных услуг, предоставленных с помощью специализированной информационной образовательной сре-
ды средствами обмена учебной информации на расстоянии.
Дистанционное образование предполагает средства, формы и методы дистанционного обучения, которое основано на использовании современных информационных и коммуникационных технологий. Дистанционное обучение соответствует тем же целям и содержанию, что и очное обучение в вузе. Формы подачи материала и формы взаимодействия преподавателей и студентов в процессе дистанционного обучения отличаются от принятых в процессе очного обучения. Дидактические принципы организации дистанционного обучения остаются такими, как и формы при очном обучении, но отлична их реализация, которая обусловлена спецификой новой формы обучения, возможностями локальных и глобальных сетей и их услугами. Дистанционное обучение предполагает теоретическое осмысление педагогических технологий, методов, форм обучения, разработку средств и их составляющих. Таким образом, для преподавателей вузов ставятся задачи: создание электронных курсов, электронных учебников, учебно-методических электронных комплексов, разработка педагогических технологий организации процесса дистанционного обучения [1, с. 18-21].
В последние 10-15 лет, благодаря мудрому руководству ректора и грамотно организованной системы управления университета, преподаватели Волгоградского государственного университета активно используют информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения студентов очной и заочной формы. Развитие данных технологий позволяет эффективно решать проблемы дистанционного (непрерывного) образования в вузе.
Понятие дистанционного образования в России было введено в 1995 году. Под дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательного учреждения.
Существую различные подходы к выделению моделей дистанционного обучения. В большинстве случаев формирование моделей дистанционного обучения происходит на основе практического опыта.
В коллективной работе под руководством Полат Е.С. выделяется шесть моделей ДО, использующих различные традиционные средства обучения (учебные и методические пособия, лекции, лабораторные практикумы и т. п.) и средства новых информационных технологий (Интернет, телевидение, видеозаписи и пр.) [2, с. 80-82].
1. Обучение по типу экстерната. Данная модель основана на экзаменационных требованиях, предназначается для учащихся, которые по каким-то причинам не могут посещать очные учебные заведения. Модель предоставляет возможность консультаций экспертов (преподавателей) и тестирование. Примером такой модели служит организованный в 1836 г. Лондонский университет, основной задачей которого в те годы была поддержка и проведение экзаменов на получение тех или иных аттестатов для студентов, не посещавших обычные учебные заведения. Данная задача сохранилась и в наше время. В современных условиях для организации консультационной помощи используются средства телекоммуникаций, особое место принадлежит электронной почте.
2. Университетское образование на базе одного учебного учреждения (вуза). Это целостная система обучения для слушателей, которые обучаются на расстоянии, то есть дистанционно. Обучение проводится с широким использованием новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации, аудио- и видео курсы. Данная модель предполагает создание информационно-образовательной среды отдельных университетов, где студенты могут получать дополнительную информацию к выбранному курсу. Такие программы для получения разнообразных аттестатов образования разработаны во многих ведущих университетах мира. Примером такой модели является университет Нового Южного Уэльса в Австралии, который осуществляет заочное и дистанционное обучение для более 5 000 студентов.
3. Обучение, основанное на сотрудничестве нескольких университетов. Модель основана на сотрудничестве нескольких образовательных учреждений в подготовке программ дистанционного обучения. Такой подход позволяет создать данные программы более профессионально качественными и ме-
нее дорогими по стоимости. Подобная модель реализована на практике в межуниверситетской телеобразовательной программе Кеприкон в 1990 году. В разработке приняли участие университеты Аргентины, Боливии, Бразилии, Чили и Парагвая.
4. Обучение в образовательных учреждениях специализированного направления. Такая модель предполагает создание специальных образовательных учреждений дистанционного обучения ориентированных на разработку мультимедийных курсов. В их компетенцию входят также оценка знаний и аттестация обучаемых. Самым крупным примером такого типа учреждения является Открытый университет в Великобритании, на базе которого в последние годы дистанционно проходят обучение большое число слушателей не только из Великобритании, но и из многих стран.
5. Самостоятельные (часто используют понятие - автономные) обучающие системы. В зарубежной практике данную модель также относят к дистанционной модели обучения, хотя можно считать дистанционной только ту ее часть, которая предусматривает применение телевидения. Обучение в рамках подобной модели ведется полностью средством ТВ или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий. Подобная модель дистанционного обучения широко распространена в университетах и старших классах школ США.
6. Интегрированное (неформальное) дистанционное обучение на основании мультимедийных программ. Это программы самообразования при возможности консультаций. Данная модель ориентирована на обучение взрослой аудитории, которые по каким-либо причинам не смогли получить среднее, специальное или высшее образование.
В 2005 г. те же авторы предложили иные модели организации учебного процесса ДО, которые позволяют более полно, реализовать возможности интернет-технологий [3, с. 25-33]:
1) Интеграция очной и дистанционной форм обучения;
2) Сетевое обучение: а) автономный курс дистанционного обучения; б) информационно-образовательная среда (виртуальная среда);
3) Кейс-технологии;
4) Видеоконференции, интерактивное телевидение.
Все эти модели с большим или меньшим успехом уже реализуются в системе образования. Однако каждая из них имеет свою специфику организации - как на этапе проектирования, так и на этапе реализации учебного процесса.
По нашему мнению, Волгоградский государственный университет имеет возможности для реализации всех представленных моделей в сфере дистанционного образования. На современном этапе развития университета широко применяются кейс-технологии для перехода к дистанционному образованию по отдельным направлениям заочной формы обучения студентов.
Рассмотрим понятие кейс-технология. В переводе с английского case - это набор. Такая технология заключается в предоставлении обучающимися информационных образовательных ресурсов и виде набора специализированных учебно-методических комплексов (электронных УМК), предназначенных для самостоятельного изучения и использования в них разных носителей информации. Примером такой технологии в Волгоградском государственном университете возможно являются электронные учебно-методические комплексы «УМКА», которые совместно разработаны сотрудниками отдела информационных технологий и преподавателями университета.
В кейс-технологии ДО могут эффективно использоваться следующие средства обучения: 1) программы изучения дисциплин с методическими указаниями по выполнению контрольных, курсовых и выпускных работ; 2) фундаментальные учебники и учебные пособия по каждой дисциплине курса; 3) специальные учебно-практические материалы с тестами для самоконтроля и контроля; 4) обзорные (установочные) аудио- или видеолекции по каждой дисциплине курса; 5) полные курсы лекций в виде электронных презентаций; 6) лабораторные практикумы; 7) компьютерные электронные учебники; 8) компьютерные обучающие и тестирующие программы по всем дисциплинам курса.
Модель кейс-технологий можно применять для дифференцированного обучения. В большинстве случаев нет необходимости в создании электронных сетевых учебников. Гораздо эффективнее строить обучение, опи-
раясь на изданные учебники и учебные пособия и углублять этот материал для продвинутых учащихся, или давать дополнительные разъяснения, упражнения и примеры для слабых студентов. При этом предусматриваются консультации преподавателей, система тестирования и контроля, дополнительные лабораторные и практические работы, совместные проекты и т. п.
На этом этапе возникает проблема разработки электронного учебно-методического комплекта. Это непростая задача. При создании такой системы средств обучения необходимо учитывать, во-первых, дидактические свойства и функции каждого средства обучения, включаемого в систему, во-вторых, специфику решаемой с его помощью дидактической задачи, в-третьих, общую концепцию обучения, которой подчинена вся система. При разработке учебно-методических комплексов в Волгоградском государственном университете используется модульный принцип. Отдельные курсы создают целостное представление об изучаемых предметных областях. Данные комплексы достаточно быстро и легко обновляются в соответствии с изменениями в стандартах образования.
Данная технология содержит требования к контрольным работам и проверочным тестам. Однако управление учебным процессом все же осуществляется с помощью интернет-технологий. Контакты с преподавателем, контакты между студентами предусматривают широкое использование электронной почты, а также возможностей коммуникационных услуг Интернета или видеосвязи. С этой целью на сайте Волгоградского государственного университета была разработана система «Образовательный портал Волгоградского государственного университета УМНИК ВолГУ».
Понятие портал (с лат. «porta» - дверь, ворота), на современном этапе модернизации образовательных услуг, имеет в виду определенную электронную (компьютерную) систему в глобальной сети Интернет. Образовательный портал - это:
- электронная (компьютерная) система в телекоммуникационной сети Интернет (совокупность серверов или мультисервисный сервер), направленная на оперативный доступ к информационным ресурсам учебного на-
правления, на предоставление образовательных услуг соответствующими учреждениями и организациями;
- форма сетевого обеспечения инфоте-лекоммуникационного открытого образования, которая способствует средствами сетевых технологий основанию новых информационно-коммуникационных пространств и информационных полей пользователей образовательного сообщества средствами сети Интернет;
- это перспективное коммерческое направление использования сети Интернет в форме сетевого дистанционного обучения удаленного доступа;
- как одно из средств вступления в единое международное информационное образовательное пространство.
Образовательный портал позволяет решить следующие задачи:
- образовательную и просветительную деятельность;
- усовершенствовать средства образовательной навигации в глобальных сетях;
- предоставление информационных услуг и средств обмены сообщениями для взаимодействия преподавателей и специалистов;
- совершенствование связей между существующими ресурсами разработчиков курсов дистанционного обучения и образовательного учреждения;
- организация условий для соблюдения авторских прав, защиты интеллектуальной собственности;
- проведение и организация различных конкурсов (на лучший сетевой курс, образовательную технологию, образовательную услугу и т. д.);
- размещение рейтингов учебных заведений, специальностей, курсов, преподавателей;
- возможность обмена информацией;
- сервисная служба (чат, научно-практические телеконференции, доставка информации выбранной тематики, служба почтовой рассылки, средства персонификации и др.).
На основании вышесказанного можно предположить следующее, что образовательный портал обеспечивает реализацию образовательных услуг различных специализированных (образовательных) учреждений, а также предоставляет обширный набор разнообразных услуг специалистам образовательной
сферы, преподавателям, ученым и обучаемым. Процесс обучения, реализуемый посредством осуществления функций образовательного портала, предъявляет специфические требования к образовательным услугам:
1) безусловная и сознательно структурированная формализация создания и хранения знаний;
2) передача и контроль (аттестация) знаний [4].
В Волгоградском государственном университете образовательный портал представлен в виде системы, в которой преподавателями вуза размещаются учебно-методические комплексы в соответствии с нормативным документом Волгоградского государственного университета - «Положении о порядке проектирования и реализации основных образовательных программ на основе федеральных и государственных образовательных стандартов» от 25 июня 2013 года [5]. Содержание учебно-методических комплексов включает следующие элементы:
A) аннотацию, рабочие программы, презентации, лекционный и практический материал по лекционным и семинарским занятиям;
Б) дополнительные материалы изучаемой предметной области, ссылки на другие сайты, библиотеки, словари, которые могут потребоваться студентам при работе над проектом, рефератом, докладом и др.;
B) тесты или контрольные работы (возможно варианты под паролем, который сообщается студентам при непосредственном выполнении) с возможностью автоматического контроля, если это допускает процедура тестирования;
Г) web-страница телеконференции для коллективного обсуждения поставленной проблемы, чат-комнаты, форум для обсуждения текущих проблем, вопросов, консультаций с преподавателем.
На сегодняшний день, Волгоградский государственный университет является лидером по качеству предоставляемых образовательных услуг в Волгоградской области и соответствует современному этапу развития и модернизации образования в РФ - этот факт определяет и создает предпосылки для интенсивного развития направления дистанционного образования в университете. Необходимо отметить огромный вклад в формирование образовательной среды ВолГУ президента -д.э.н., проф. Иншакова О.В., и.о. ректора -д.э.н., проф. Тараканова В.В. и проректора -д.э.н., проф. Калининой А.Э.
В основе дистанционного обучения в Волгоградском государственном университете может быть представлена следующая структура (см. рис. 1). Вход в систему предусмотрен для преподавателей и студентов через окно регистрации пользователя (см. рис. 2-3). Каждый студент университета имеет доступ к основным образовательным программам по своему курсу, а преподаватель при входе в систему имеет доступ к дисциплинам любого курса и факультета (см. рис. 4-5) [6].
Профессорско-преподавательский состав (далее - ППС) Волгоградского государственного университета имеет возможность размещать материалы в различных форматах (doc, doxc, xcl, xclx, ppt, pptx, pdf), пример размещения материалов представлен на рисунках 6-7.
Рис. 1. Структура ДО
Примечание. Составлено автором. ISSN 2408-9311. Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 6, Унив. образ. 2014. № 1 (15) 5 7
Рис. 2. Логотип образовательной системы
Рис. 3. Вход и регистрация пользователя
Рис. 4. Окно выбора курса и программы по специальности
[ Мои дисциплины
ООП/у ровень образования Дисциплина
Реклама и связи с общественностью (бакалавриат) Информационные технологии в рекламе и связях с обществен н остью
Реклама и связи с общественностью (бакалавриат) Компьютерная графика и дизайн
Менеджмент (магистратура) Информационные ресурсы и технологии в менеджменте
Экономика (бакалавриат) Информационные системы в
Ме н еджме нт (магистратура) Информационные ресурсы и технологии в менеджменте
Менеджмент (магистратура) Информационные ресурсы и технологии в менеджменте
Ме н еджме н т (магистратура) Информационные ресурсы и технологии в менеджменте
Государственное и муниципальное управление (бакалавриат) Информационные технологии в управлении
Экономика (бакалавриат) Информатика
Управление (магистратура) Информационные технологии управления
Рис. 5. Окно списка дисциплин преподавателя Е.А. Петрова, Л.И. Галамян. О возможных направлениях развития дистанционного образования
H...-JI H,IL.IJ..UIII
Информационные технологии в управлении
Управления и региональной экономики / Государственное и муниципальное управление / бакалавриат / нет профиля Сортировать материалы по алфавиту Добавить документ
№ Имя документа Автор
1 Лекцня1_Основные_понятия Галамян Л.И
2 Лекция2_Развитие_информационных_технологий Галамян Л. И
3 ОсновыИнформационныхТехнологий Галамян Л.И
4 РазвитиеИнформационныхТехнологий Галамян Д.И
5 Модели_БД_Модуль2(КонтРабота)_файлЗ Галамян Д.И
6 Основные_понятия_БД_модуль2(КонтРабота)_файл1 Галамян Д.И
7 ПроектированиеБД_Модуль2(КонтРабота)_файл4 Галамян Л.И
8 Структура_БД_Модуль 2 (Кон Работ а )_ф а й л 2 Галамян Д.И
9 МодульЗ_КонтРабота_Файл1 Галамян Д.И
10 МодульЗ_КонтРабота_Файл2 Галамян Д.И
11 МодулвЗ_КонтРабота_ФайлЗ Галамян Л. И
12 МодульЗ_КонтРабота_Файл4 Галамян Д.И
13 МодульЗ_КонтРабота_Файл5 Галамян Д.И
Дата Открыть Документ размещения документ открыт (раз)
® I О
01.03.2013 01.03.2013 12.04.2013
12.04.2013
18.04.2014 18.04.2014 18.04.2014 18.04.2014 24.05.2014 24.05.2014 24.05.2014 24.05.2014 24.05.2014
Щ Щ
в
Bj Bj
aj gy
Изменить Изменить Изменить Изменить Изменить Изменить
Изменить Изменить Изменить Изменить Изменить Изменить
Удалит Удалит Удалит Удалит Удалит Удалит Удалит Удалит Удалит Удалит Удалит Удалит Удалит
Рис. 6. Пример размещения лекционного материала на образовательном портале Волгоградского государственного университета «УМНИК ВолГУ»
Аннотация ] Программа
Информатика
Мировой экономики и финансов / Экономика / бакалавриат / нет профиля
Сортировать материалы по алфавиту Добавить документ
N° Имя документа Автор Дата размещения Открыть Документ документ открыт(раз)
1 Лабораторная_работа1 Галамян Л.И. 14.11.2011 5 Изменить Удалить
2 Лабораторная_работа2 Галамян Л.И. 14.11.2011 0 Изменить Удалить
3 Лабор_раб_Ехсе11 Галамян Л.И. 16.11.2011 Я 5 Изменить Удалить
4 Лабор_раб_Ехсе12 Галамян Л.И. 16.11.2011 « 2 Изменить Удалить
5 Ла6ор_раб_Ехсе13 Галамян Л.И. 16.11.2011 Ч 0 Изменить Удалить
6 Лабор_раб_Ехсе14 Галамян Л.И. 16.11.2011 ■ 1 Изменить Удалить
7 Ла6ор_ра6_Ехсе15 Галамян Л.И. 16.11.2011 © Изменить Удалить
8 Модуль2_БД_ЛабРаб1 Галамян Л.И. 15.10.2013 ■з 2 Изменить Удалить
9 Модуль2_БД_ЛабРаб2 Галамян Л.И. 15.10.2013 а^ 2 Изменить Удалить
10 Модул ь2_БД_Л абРаб 3 Галамян Л.И. 15.10.2013 Л_ Изменить Удалить
11 Модуль2_БД_ЛабРаб4 Галамян Л.И. 15.10.2013 т 2 Изменить Удалить
12 Модуль2_БД_ДабРаб5 Галамян Л.И. 15.10.2013 ® _|> Изменить Удалить
13 МодульЗ_Лин_алгоритмы Галамян Л.И. 24.12.2013 в 0 Изменить Удалить
14 МодульЗ_Одномерные_массивы Галамян Л.И. 24.12.2013 Щ 0 Изменить Удалить
Рис. 7. Пример размещения семинарских материалов на образовательном портале Волгоградского государственного университета «УМНИК ВолГУ»
По нашему мнению, данная система может является универсальным средством дистанционного обучения для студентов Волгоградского государственного университета.
В заключении можно сделать вывод, что любая система обучения по отдельному курсу на определенной ступени вузовского образования является элементом макросистемы образования в Волгоградском государственном университет в частности и в стране в целом. Взаимодействие составных частей в целой системе на основе установленных связей является условием преемственности образования разных ступеней, различных форм,
уровней и разнообразных предметных областей. Дистанционное обучение - это новая форма образования, любой курс дистанционного обучения может эффективно функционировать в определенной среде, которая является системой единого информационно-образовательного пространства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Галамян, Л. И. Электронный учебник как средство организации учебного процесса в системе дистанционного обучения / Л. И. Галамян // Тен-
денции развития педагогики и психологии : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2014. - 116 с.
2. Полат, Е. С. Организация дистанционного обучения в Российской Федерации / Е. С. Полат // Информатика и образование - 2005. - №2 4 - С. 25-3 3.
3. Полат, Е. С. Теория и практика дистанционного обучения : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева. - М. : Академия, 2004. - 416 с.
4. Солдаткин, В. И. Образовательный портал: понятие и проблема регулирования / В. И. Солдат-кин ; Российский государственный институт открытого образования. - Электрон. текстовые дан.- Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/vconf/files/ tm01_599.doc. - Загл. с экрана.
5. Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://new.volsu.ru/about/regulations/. - Загл. с экрана.
6. Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: http://umka.volsu.ru/newumka3/. - Загл. с экрана.
ABOUT POSSIBLE DIRECTIONS OF DEVELOPMENT OF THE CONTROLLED FROM DISTANCE EDUCATION IN VOLGOGRAD STATE UNIVERSITY
Petrova Elena Aleksandrovna
Doctor of Economic Sciences, Professor,
Head of Department of Economic Informatics and Management,
Volgograd State University
Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation
Galamyan Lyubov Ivanovna
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Economic Informatics and Management, Volgograd State University [email protected]
Prosp. Universitetsky, 100, 400062 Volgograd, Russian Federation
Abstract. The controlled from distance education supposes facilities, forms and methods of the controlled from distance educating that is based on the use modern information and of communication technologies. The results of a few years of work of administration are presented in this article, collective of employees and teachers of the Volgograd state university through question of possible directions of development of the controlled from distance educating and way of decision. The questions of the controlled from distance education and prospect are examined introduction of the controlled from distance facilities, forms and methods of the controlled from distance educating in the Volgograd state university.
Key words: the controlled from distance educating; facilities, forms and methods of the controlled from distance educating; higher education; system of education; university.