Научная статья на тему 'Особенности и модели дистанционного обучения, на примере Новгородского, Центрально-Флоридского и Массачусетского университетов'

Особенности и модели дистанционного обучения, на примере Новгородского, Центрально-Флоридского и Массачусетского университетов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЙ КУРРИКУЛУМ / ЗАОЧНОЕ ОБУЧЕНИЕ / REMOTE TRAINING / ONLINE-EDUCATION / DISTANCE CURRICULUM / E-LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Залилов Ринат Юрьевич

В статье рассмотрены модели дистанционного обучения, на примере Новгородского, Центрально-Флоридского и Массачусетского университетов, обозначены проблемы развития онлайн-образования в российском региональном университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Залилов Ринат Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features and models of remote studying on the example of Novgorod, Central Florida and Massachusetts universities

The article gives the models of remote training on the example of Novgorod, Central-Florida and Massachusetts Universities. The author of article has outlined the problems of development of online-education at the Russian regional university.

Текст научной работы на тему «Особенности и модели дистанционного обучения, на примере Новгородского, Центрально-Флоридского и Массачусетского университетов»

пропущенную строку 60 знаков. Объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация - по количеству сделанных ошибок. Оценка быстроты обработки таблицы за 5 минут (объем внимания): более 1000 знаков - «отлично». Оценка качества обработки таблицы по количеству допущенных ошибок за этот же период работы: 2 ошибки и менее - «отлично», 3-5 ошибок - «хорошо», 6-10 ошибок - «неудовлетворительно», 11 ошибок и более - «плохо» (Таб. 2).

Таблица 2

Индивидуальные показатели развития качеств внимания (%)_____________

Диагностируемый показатель Уровни

Высокий Выше среднего Средний Низкий

Объем внимания 100 0 0 0

Устойчивость внимания 16 28 44 12

Концентрация внимания, общая психическая работоспособность, в условиях высокой помехоустойчивости, определялась по количеству допущенных ошибок. Исходные среднегрупповые показатели - 5,9 соответствуют нижней границе уровня «неудовлетворительно».

Пилотажное исследование выявило недостаточную сформированность показателей профессиональной психофизической надежности студентов экономических специальностей, что может препятствовать профессиональной и социальной адаптации и дальнейшей эффективной профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грачев, О.К. Физическая культура: учебное пособие / О.К. Грачев ; под ред. Е.В. Харламова. - М. : ИКЦ «МарТ», 2005. - 464 с.

2. Ильина, Н.Л. Влияние физической культуры на психологическое благополучие человека / Н.Л. Ильина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. -№ 12 (70). - С. 69-73.

3. Левченко, А.В. Здоровьесберегающие технологии в профессиональной подготовке студентов педагогического университета : монография / А.В. Левченко. - Самара : ООО «Офорт», 2005. - 172 с.

4. Лисицкая, Т.С. Ритмическая гимнастика / Т.С. Лисицкая. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 66 с.

5. Матов, В. В. Ритмическая гимнастика для всех : методические рекомендации / В.В. Матов. - Томск : Изд-во Томского государственного пед. университета, 1986. - 61 с.

6. Виру, А.А. Физиологические основы оздоровительного влияния ритмической гимнастики : учебно-методическое пособие / А.А. Виру. - Тарту : Тартуский университет, 1991. - 43 с.

Контактная информация: samgups_fis@mail.ru

УДК 378.4

ОСОБЕННОСТИ И МОДЕЛИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ, НА ПРИМЕРЕ НОВГОРОДСКОГО, ЦЕНТРАЛЬНО-ФЛОРИДСКОГО И МАССАЧУСЕТСКОГО

УНИВЕРСИТЕТОВ

Ринат Юрьевич Залилов, кандидат биологических наук, доцент, Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (НовГУ),

г. Великий Новгород

Аннотация

В статье рассмотрены модели дистанционного обучения, на примере Новгородского, Центрально-Флоридского и Массачусетского университетов, обозначены проблемы развития онлайн-

образования в российском региональном университете.

Ключевые слова: дистанционное обучение, онлайн-образование, дистанционный куррику-лум, заочное обучение.

FEATURES AND MODELS OF REMOTE STUDYING ON THE EXAMPLE OF NOVGOROD, CENTRAL FLORIDA AND MASSACHUSETTS UNIVERSITIES Rinat Yuryevich Zalilov, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University,

Velikiy Novgorod

Annotation

The article gives the models of remote training on the example of Novgorod, Central-Florida and Massachusetts Universities. The author of article has outlined the problems of development of online-education at the Russian regional university.

Keywords: remote training, online-education, distance curriculum, e-learning.

Развитие информационной структуры общества, достижение качественного и персонифицированного образования, реализация принципа опережающего обучения (переход от концепции "образования на всю жизнь" к концепции "образование через всю жизнь"), повышение экономической эффективности образовательного процесса все это факторы, способствующие и обязывающие внедрению в учебный процесс современного университета дистанционных подходов [3].

МОДЕЛИ. ФОРМАТЫ ОБУЧЕНИЯ

Согласно американской классификации, все учебные курсы можно отнести к определенной категории или модели обучения в зависимости от двух определяющих факторов: количества времени в курсе, выделяемого на онлайн-обучение, и объема использования в курсе информационно-коммуникационных и интернет-технологий.

Первая модель обучения включает так называемые E-курсы (от англ. enhanced) -самый многочисленный и стремительно расширяющийся формат обучения. Традиционная форма занятий при этой модели получает существенное усиление за счет введения обязательного онлайн-компонента в виде ссылок на Интернет-ресурсы, участия в онлайн-конференциях/семинарах, применения интернет-тестирования, использования чатов и электронной почты в учебных целях.

Вторая модель подразумевает наличие М-курсов (от англ. mixed-mode), комбинирующих традиционный и онлайн форматы при сокращенной «фазе присутствия», при которой основной объем учебной нагрузки выполняется в режиме онлайн. Эксперты соглашаются в том, что данная модель позволяет более эффективно использовать учебные аудитории (экономия учебных площадей достигает 50%), делает образование более удобным и доступным, поощряет активность студентов и способствует повышению качества обучения. На сегодняшний день М-курсы признаются наиболее удачным форматом дистанционного обучения, позволяющим оптимизировать использование традиционных методик и интернет-технологий в образовательном процессе.

Третья модель представляет собой формат обучения, полностью основанный на Интернет или онлайн-технологиях. Так называемые W-курсы (от англ. web-based) не требуют от студентов и преподавателей «фазы присутствия» и предлагаются как часть программы дистанционного обучения на степень бакалавра/магистра или на получение сертификата интернет-образования. Данный формат стимулирует интернет-коммуникацию, активные методы обучения и развитие учебных Интернет-сообществ.

Две последних модели (M,W) дистанционного обучения рассматриваются в качестве трансформированной образовательной среды, не только по причине замещения «фазы присутствия» онлайн-обучением, но и в силу их повышенной интерактивности, а так-

же ориентированности образовательного процесса на студента («студентоцентрично-сти»).

Отметим, что первая и вторая модели обучения (Е, М) активно применяется в учебном процессе, как в Университете Центральной Флориды (УЦФ), так и в Университете Массачусетса. Особенно значительны достижения во внедрении дистанционного обучения в Университете Центральной Флориды, чему в немалой степени способствует тот факт, что он был основан на базе Технологического Университета штата Флорида и там традиционно имеют значительное развитие технические и технологические отрасли знания.

В последнее время УЦФ активно использует возможности своего Виртуального Кампуса, на сегодняшний день предлагающего порядка двух тысяч онлайн-курсов, включая дистанционные программы бакалавриата/магистратуры и программы на получение сертификата посредством интернет-образования. А это уже W-модель дистанционного обучения.

В Новгородском университете дистанционные подходы обучения в основном осуществляются по первой модели. Необходимым условием успешного осуществления учебного процесса с дистанционной компонентой в НовГУ является его современная информационно-интеллектуальная среда, составными элементами которой выступают: высокоскоростная компьютерная сеть с Wi-Fi доступом, интернет-портал НовГУ, вебсервер дистанционного образования, электронная библиотека.

Отметим, что во всех перечисленных университетах имеется специальное компьютерное подразделение, которое работает с преподавателями университета, предоставляя им профессиональную поддержку в области дизайна дистанционного куррикулума, разработки онлайн-курсов; обеспечивает непрерывное консультирование преподавателей по вопросам наполнения учебного портала, по работе с пакетами прикладных программ, предназначенных для поддержки технологии онлайн-обучения.

В дистанционной образовательной среде (с позиций экономии) открытые технологии и программные средства являются предпочтительными. В качестве примера, выступает система MOODLE (Модульная Объектно-Ориентированная Динамическая Обучающая Среда), которая успешно используется в НовГУ уже в течение трех лет [1, 2]. Система инсталлирована на веб-сервер дистанционного образования НовГУ, таким образом, учебные курсы, контрольные задания и тесты доступны по сети Интернет.

Американские коллеги из Массачусетского Университета используют лицензионную систему для дистанционного образования SPARK, но в ближайшее время планируют перейти на открытую систему MOODLE. И это будет крайне удобно в совместном обучении российских и американских студентов в рамках международных образовательных проектов.

ВЫВОДЫ

Необходимо отметить, что технический и профессиональный потенциал для расширения дистанционных подходов в учебном процессе в Новгородском Университете вполне достаточен, однако проблемы в финансировании и легитимности деятельности НовГУ в области дистанционного образования не позволяют этому формату образовательного процесса интенсивно развиваться.

Другая немало важная проблема - это почтенный возраст профессорско-преподавательского состава и как следствие неготовность, а иногда и нежелание работать в инновационной инфраструктуре.

В тоже время, сегодня использование дистанционных образовательных технологий в процессе обучения неизбежно. Главный вопрос, стоящий перед современным руководителем высшей школы, - как сделать этот процесс наиболее эффективным и превратить дистанционное образование в мощный фактор развития образовательного учреждения, повышения доступности и качества образовательных услуг.

ЛИТЕРАТУРА

1. Залилов, Р.Ю. ИТ-подготовка будущих педагогов по физической культуре. Модель специалиста. Мультиполярная образовательная среда / Р.Ю. Залилов, Н.А. Лебедева // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 2(60). - С. 57-59.

2. Королев, В.В. Особенности информационно-технологического процесса подготовки будущих педагогов физической культуры / В.В. Королев, Р.Ю. Залилов // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4 (38). - С. 39-42.

3. Ткачева, Н.В. Методика оценки применения технологии дистанционного обучения в образовательном процессе студентов-заочников вуза / Н. В. Ткачева // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 120-123.

Контактная информация: Rinat.Zalilov@novsu.ru; rzalilov@mail.ru

УДК 796.92.093.642

ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС ЛЫЖНИКОВ-ВЕТЕРАНОВ

ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Ирина Анатольевна Ильиных, старший преподаватель, мастер спорта международного класса по биатлону, Заведующая кафедрой физического воспитания, Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева

(ТГСПА им. Д.И. Менделеева)

Аннотация

Создание серьезного тренировочного плана и его выполнение вкупе с правильным восстановлением, обеспечивает достижение определенных побед. Восстановлению необходимо уделять серьезное внимание, в котором мы видим важную составляющую всего процесса подготовки лыж-ников-ветеранов.

Ключевые слова: лыжники-ветераны, методика тренировки, тренировочный процесс, здоровье, годичный цикл, тренировочный объем, физическая подготовленность, сердечно-сосудистая система.

HEALTH IMPROVING TRAINING PROCESS FOR THE SKI ADULT VETERANS Irina Anatolievna Ilinykh, the senior lecturer, master of sports of the international class on biathlon, physical education department Chairman,

Tobolsk State Social Pedagogical Academy D.I. Mendeleev

Annotation

The process of working out a serious and appropriate plan for training as well as its implementation together with the adequate rehabilitation after the training hours contribute to the better results. Rehabilitation should be seriously taken into consideration as it is an important integral part of the whole process of training of the veteran skiers.

Keywords: veteran skiers, training methodology, training process, health, annual cycle, training volume, physical fitness, cardiovascular system.

ВВЕДЕНИЕ

Приоритетным направлением социальной политики государства в настоящее время является укрепление физического и духовного здоровья человека. В условиях сложной социально-демографической ситуации отмечается стабильно высокая убыль населения. В данной критической ситуации государственная стратегия действий связывается со значительным повышением социальной роли физической культуры и спорта, направленных на широкое использование арсенала средств и методов физической культуры и спорта в профилактике заболеваний и укрепления здоровья населения, продления активного творческого долголетия, организации досуговой деятельности. [7].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.