Научная статья на тему 'ИТ-подготовка будущих педагогов по физической культуре. модель специалиста. мультиполярная образовательная среда'

ИТ-подготовка будущих педагогов по физической культуре. модель специалиста. мультиполярная образовательная среда Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТ-ПОДГОТОВКА / МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МУЛЬТИПОЛЯРНАЯ СРЕДА / IT-TRAINING / MODEL OF THE SPECIALIST / EDUCATIONAL MULTIPOLAR ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Залилов Ринат Юрьевич, Лебедева Наталья Анатольевна

Освещаются вопросы подготовки педагога по физической культуре в области информатики, компьютерных, мультимедийных и телекоммуникационных технологий; рассматривается модель специалиста с точки зрения ИТ-компетенции. Описывается авторская методика преподавания, предполагающая формирование образовательной мультиполярной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Залилов Ринат Юрьевич, Лебедева Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IT-preparation of the future physical training teachers. model of the specialist. the multipolar educational environment

The highlighted questions are: education of the physical training teacher in computer science field and also in computer, multimedia and telecommunication technologies; the model of specialist from point of view of IT-competence. The author's technique of teaching which supposing formation of the educational multipolar environment is described.

Текст научной работы на тему «ИТ-подготовка будущих педагогов по физической культуре. модель специалиста. мультиполярная образовательная среда»

мальных условий», где на первый план выступает не стабильность двигательных действий (автоматизированность), а вариативность.

ВЫВОДЫ

Можно отметить, что использование средств раздела «борьба лежа» способствуют повышению эффективности деятельности в соревновательных условиях, на что указывает достоверное улучшение результатов в экспериментальной группе. Более высокий уровень достоверности различий в экспериментальной группе между первоначальным и заключительным обследованиями указывает на эффективность предлагаемой методики. Это также подтверждается сравнением данных заключительного этапа по этим тестам, в которых имеются достоверные различия между группами, причем результаты лучше в экспериментальной группе.

Таким образом, применение специальной методики «активации болевой подсистемы» в учебном процессе способствовало оптимизации процесса техникотактической подготовки начинающих борцов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Козлов, И.М. Техника спортивных движений Биомеханические факторы организации / И.М. Козлов ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафтв. -СПб. : [б.и.], 1998. - 141 с.

2. Карнаухов, Г.З. Подготовка профессиональных кадров и высококвалифицированных спортсменов в полиструктурной функциональной педагогической системе // Физ. культура : воспитание, образование, тренировка. - 2003. - № 2. - С. 61-63.

Контактная информация: Soslan-05@yandex.ru

ИТ-ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ. МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА. МУЛЬТИПОЛЯРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

СРЕДА

Ринат Юрьевич Залилов, кандидат биологических наук, доцент,

Наталья Анатольевна Лебедева, кандидат биологических наук, старший преподаватель,

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (НовГУ)

г. Великий Новгород

Аннотация

Освещаются вопросы подготовки педагога по физической культуре в области информатики, компьютерных, мультимедийных и телекоммуникационных технологий; рассматривается модель специалиста с точки зрения ИТ-компетенции. Описывается авторская методика преподавания, предполагающая формирование образовательной мультиполярной среды.

Ключевые слова: ИТ-подготовка, модель специалиста, образовательная мультиполяр-ная среда.

IT-PREPARATION OF THE FUTURE PHYSICAL TRAINING TEACHERS.

MODEL OF THE SPECIALIST. THE MULTIPOLAR EDUCATIONAL

ENVIRONMENT

Rinat Yuryevich Zalilov, the candidate of biological sciences, senior lecturer,

Natalia Anatofyevna Lebedeva, the candidate of biological sciences, senior teacher, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University,

Velikiy Novgorod

Annotation

The highlighted questions are: education of the physical training teacher in computer science field and also in computer, multimedia and telecommunication technologies; the model of specialist from point of view of IT-competence. The author's technique of teaching which supposing formation of

the educational multipolar environment is described.

Key words: IT-training, model of the specialist, educational multipolar environment.

Одной из составляющих процесса подготовки специалистов по физической культуре является обучение в области информатики и информационных технологий. Для этого в ГОС по подготовке педагога по физической культуре (в рамках дисциплин "Математика и информатика" и "Технические и аудиовизуальные средства обучения") обозначены следующие темы: основы программирования; стандартное программное обеспечение; компьютеры и мультимедийные устройства, телекоммуникационные и информационные технологии (в том числе цифровая аудио, видео и графическая запись); интерактивные технологии обучения.

Модель специалиста с позиций ИТ (информатика и информационные технологии)

Круг информационных приложений и компьютерных задач, который предстоит выполнять и решать педагогам по физической культуре при осуществлении своей профессиональной деятельности, состоит следующем: создание и редактирование файлов; осуществление технологического процесса цифровой записи аудиовизуальной и графической информации, ее обработка и хранение; проектирование и создание учебных компьютерных пособий и программ; работа в глобальных сетях; осуществление видеоконференц-контактов; проведение статистического анализа данных (медикобиологических, спортивных, педагогических).

По мнению авторов, обучение программированию как таковому, учитывая широкое разнообразие прикладного программного обеспечения, потеряло свою актуальность. Здесь может идти речь только о работе в среде Visual Basic, используя ее как инструмент по созданию Windows-приложений.

Исходя из вышесказанного, освоение основных ИТ-компонентов, входящих в модель подготовки педагога по физической культуре, предполагает приобретение студентами следующих знаний и умений в соответствии с требованиями ГОС: владение современной цифровой аппаратурой (фотокамеры и электронные устройства для цифровой записи аудио-видео сигналов); знание компьютерного, мультимедийного и проекционного оборудования; работа в операционной среде MS Windows; использование программных пакетов MS Office, OpenOffice для решения задач, связанных с созданием и редактированием текстовых документов, баз данных, электронных таблиц, презентаций, рисунков и выполнением статистического анализа данных; знание специального программного обеспечения для захвата аудио-видео сигналов (VirtualDub); создание и редактирование видео роликов (Windows Movie Maker), графическая обработка фотографий (GIMP); разработка онлайн-курсов в среде Moodle (Модульная Объектно-Ориентированная Динамическая Обучающая Среда); умение пользоваться персональными видео-конференц устройствами; знание основных информационнообразовательных возможностей глобальных интернет сетей; умение использовать мультимедиа технологии в учебном процессе.

МЕТОДИКА

Ввиду того, что студенческая группа, как правило, малочисленна, а дисциплина ведется одним преподавателем, появляется возможность отказаться от традиционной академической (лекционно-лабораторно-практической) методики подачи учебного материала в пользу авторской образовательной методики. Отличительная особенность этой методики - отсутствие перегруженности дисциплины лекционным материалом и совмещение лекционных и практических занятий. Теоретические основы преподаются в виде отдельных тематических блоков в процессе формирования у студентов практических навыков работы с техникой и программным обеспечением.

Базовой основой в методике является формирование на начальном этапе преподавания образовательной мультиполярной среды (системы), характеризующейся тес-

5S

ным функциональным взаимодействием преподавателя и студентов в процессе обучения [1]. Задачей педагога является установление партнерских отношений между субъектами системы и создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы, способствующей формированию дополнительной положительной мотивации у студентов к повышению своего ИТ-уровня. Преподаватель в ходе учебного процесса постоянно отслеживает афферентный ответ, поступающий от слушателей, оценивает оригинальность выработки программы действий, принятия решения при выполнении поставленных задач, а также правильность выполнения самого действия. Все это информирует об уровне и качестве усвоения материала, психоэмоциональном статусе студентов и позволяет при необходимости вносить коррективы в процесс преподавания.

После каждой пройденной темы преподаватель обозначает достигнутые студентами результаты, стараясь подчеркнуть их успешность, тем самым, мотивирует на новую работу, создает деловой настрой, уверенность в себе и желание продвигаться вперед.

При таком подходе у студентов не возникает дискомфорта при изучении данной дисциплины, а, наоборот, появляется чувство морального удовлетворения и даже удовольствия от самого процесса обучения. Именно это и является психофизиологической основой, необходимым условием для достижения положительных результатов в деятельности [2].

ВЫВОДЫ

Успешное освоение вышеперечисленных дидактических единиц способствует более качественному обучению студентов, росту их логического и творческого потенциала, а также позволит им в будущей трудовой деятельности достигать высоких результатов в решении профессиональных задач. И это в конечном итоге сделает их более конкурентоспособными и востребованными в условиях современного рынка труда.

ЛИТЕРАТУРА

1. Залилов, Р.Ю. Последипломная подготовка врача общей практики в медикокибернетической области и информационных технологиях / Р.Ю. Залилов, В.Р. Вебер, Н.А. Лебедева // Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Серия «Медицина». - 2009. - № 2. - С. 15-20.

2. Котов, А.В. Эмоциональный стресс и конфликт : сравнительные аспекты // Механизмы и принципы системной организации функций / отв. ред. А.В. Котов ; Новгородский гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2002. - С. 39-45.

Контактная информация: Rinat.Zalilov@novsu.ru

МЕТОДИКА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ТАЕКВОНДИСТОВ

Роман Викторович Камнев, соискатель,

Нина Викторовна Седых, доктор педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы организации и построения тренировочного процесса с учетом типа ведения поединка, способствующего значительному повышению уровня специальной физической подготовленности спортсменов.

Ключевые слова: спортивная тренировка, специальная физическая подготовка, тип ведения поединка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.