ЛИТЕРАТУРА
1. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Ю. М. Горвиц, Л. Д. Чайнова, Н.Н. Поддьяков [и др.]. - М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. - 328 с.
2. Гурьев, С. В. Информационные компьютерные технологии в физическом воспитании дошкольников : методология, теория, практика : монография / С. В. Гурьев. - Екатеринбург : Издательство Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2008. - 144 с.
3. Концевой, М. П. Здоровье и компьютер / М. П. Концевой. - М. : Педагогика,
2003. - 123 с.
4. Концевой, М. П. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения / М. П. Концевой. - М. : Педагогика, 2000. - 305 с.
5. Пейперт, С. Переворот в сознании : дети, компьютеры и плодотворные идеи : пер. с англ. / С. Пейперт. - М. : Просвещение, 1989. - 370 с.
6. Сметанкин, А. А. Открытый урок здоровья / А. А. Сметанкин. - М. : Знание,
2004. - 260 с.
Контактная информация: [email protected]
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ АПРОБИРОВАНИЕ МЕТОДИКИ «АКТИВАЦИИ БОЛЕВОЙ ПОДСИСТЕМЫ» ДЛЯ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НАЧИНАЮЩИХ БОРЦОВ САМБИСТОВ
Сослан Асланович Джалилов, аспирант,
Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,
(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье сообщены результаты тестирования экспериментального исследования актуальности проблемы подготовки начинающих борцов самбистов в ситуациях «активации болевой подсистемы». Сформирована методика эффективной подготовке в борьбе лежа «болевые приемы».
Ключевые слова: «болевая подсистема», начинающие борцы самбисты, функционирование, болевой анализатор.
PILOT TESTING OF METHODOLOGY «ACTIVATION OF PAIN SUBSYSTEM» FOR TECHNIC AND TACTICAL PREPARATION OF SAMBO BEGINNERS
Soslan Aslanovich Djalilov, the post-graduate student,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,
St.-Petersburg
Annotation
This article shows the results of pilot study, the relevance of the problem of sambo beginners' training in situations of "activation of pain subsystem». The effective method of training in lying "painful hold" has been formulated.
Key words: "pain subsystem", sambo beginers, functioning, pain analyzer.
ВВЕДЕНИЕ
Особенностью экспериментальной программы подготовки является целенаправленное увеличение количества времени на совершенствование процесса техникотактической подготовки с учетом особенностей процесса управления спортсменами специальными двигательными действиями при нагрузках болевого характера в состоянии активации болевой подсистемы.
МЕТОДИКА
Педагогический эксперимент проводился в течение 9 месяцев (с сентября 2007 г. по май 2008 г.), с сентября 2008 года после тестирования начинающих борцов для
участия в эксперименте было отобрано 30 человек. Критериями отбора служило отсутствие патологических изменений в организме. Все участники эксперимента были разделены методом лотереи на две группы - одну экспериментальную и одну контрольную.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Естественный педагогический эксперимент проводился с учетом положения о том, что «основным условием применения педагогического эксперимента является проведение его без нарушения нормального хода учебного процесса, когда есть достаточно оснований полагать, что проверяемое нововведение может способствовать повышению эффективности обучения и воспитания». Учебно-тренировочные занятия в опытных группах и обследования проводились группах одновременно. При таком методе проведения основного педагогического эксперимента все неуправляемые факторы оказывали приблизительно одинаковое и незначительное действие на испытуемых в экспериментальной и контрольной группах.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ
Изучение динамики показателей силы мышц сгибателей и разгибателей в локтевом суставе дает возможность оценить влияние управления двигательными действиями в состоянии «непривычности» при сигналах болевого характера на изменения максимальной силы обследуемых групп мышц и сравнить их динамику.
Р (КГ) I ? (кг) II
1 2 тест 1 2 тест Ц - эксперементальная группа; - контрольная группа.
Рис. 1. Результаты тестирования максимальной силы в локтевом суставе: 1 - не ведущей руки и 2 - ведущей руки: I - предварительный этап; II - заключительный этап
На рис. 1 представлены данные первоначального и заключительного тестирования борцов, и показан уровень различий в контрольной и экспериментальной группе при тестировании максимальной силы.
Анализируя данные первичного тестирования, можно отметить, что уровень достоверности различий получен только при измерении силы мышц разгибателей локтевого сустава ведущей руки (р < 0,05) при более высоком результате в контрольной группе, а для остальных групп мышц различия не достоверны (р > 0,05). Эта же картина повторилась при заключительном тестировании: различия достоверны только в максимальной силе разгибателей локтевого сустава ведущей руки (р < 0,05), так же при более высоком результате в экспериментальной группе. Это говорит об эффективности методики «непривычности», где особое внимание обращено на совершенствование технико-тактических действий при дополнительных нагрузках посредством болевого анализатора в виде болевых приемов на ведущую руку. Это подтверждает увеличение максимальной силы за время эксперимента как в экспериментальной группе, так и в контрольной по всем исследуемым группам мышц (р < 0,05).
Динамика показателей скоростных характеристик борцов в различных видах двигательной деятельности сгибания и разгибания в локтевом суставе дает нам возможность оценить влияние методики «непривычности» и позволяет отметить пре-
имущество работы в состоянии «непривычности», а также положительное влияние на состояние «привычности» за счет использования сигналов через болевую подсистему. 1,(с) I
Ц - эксперементальная группа; [^] - контрольная группа.
Рис. 2. Результаты тестирования скоростных характеристик сгибания и разгибания в локтевом суставе 1 - не ведущей руки и 2 - ведущей руки: I - предварительный этап;
II - заключительный этап
На рисунке 2 представлены данные обследований борцов и показан уровень достоверности различий в приросте показателей контрольной и экспериментальных групп.
Анализируя данные первичного тестирования, можно отметить, что достоверные различия отмечены только в тесте сгибания и разгибания в локтевом суставе ведущей руки, где в контрольной группе результат хуже, чем в экспериментальной (р < 0,05). В других тестах уровень различий не достоверен. Высокий уровень достоверности различий прироста результата в экспериментальной группе подтверждается сравнением абсолютных данных прироста результата быстроты одиночного сгибания и разгибания в локтевом суставе. Эти данные свидетельствуют о том, что использование в процессе технико-тактической подготовки болевых нагрузок позволило оптимизировать выбор количества времени на овладение учебным материалом в состоянии «непривычности» и разработать допустимое соотношение работы в состояниях «привычности» и «непривычности». В контрольном упражнении сгибание и разгибания в локтевом суставе не ведущей руки (рис. 2) при первоначальном обследовании между группами обнаружены уровни достоверности различий (р < 0,05), при этом результаты у борцов экспериментальной группы хуже, чем у испытуемых контрольной группы.
При заключительном обследовании уровень достоверности различий исчезает, хотя динамика прироста результатов борцов экспериментальной группы совпадает с изменениями результатов контрольной группы.
<а (град) I
Ц - эксперементальная группа: ^ - контрольная группа.
Рис. 3. Результаты тестирования подвижности разгибания в локтевом суставе 1 - не ведущей руки и 2 - ведущей руки: I - предварительный этап; II - заключительный этап
При этом динамика прироста результата за время эксперимента несколько лучше в экспериментальной группе (р < 0,01), чем в контрольной (р < 0,05). Этому также способствовало адекватное по времени управление двигательными действиями в со-
стоянии «непривычности», что осуществило положительный перенос на состояние «привычности». Рассматривая результаты измерения угла подвижности локтевого сустава, следует отметить, что при первоначальном обследовании уровней достоверных различий между группами обнаружено не было (р > 0,05). При заключительном обследовании достоверно более высокие различия (р < 0,01) между экспериментальной и контрольной группами, где лучше показатели были в экспериментальной группе. Эти различия соответствуют динамке прироста результатов борцов экспериментальной группе (р < 0,01) по сравнению с испытуемыми контрольной группы (р < 0,05).
Подводя итог обсуждению результатов исследования сгибания и разгибания в локтевом суставе борцов экспериментальной и контрольной групп, следует отметить, что достоверные сдвиги во всех группах при тестировании максимальной силы свидетельствуют об эффективности методики «непривычности», где особое внимание обращено на совершенствование технико-тактических действий при дополнительных нагрузках посредством болевых нагрузок, используя болевые приемы. Прирост показателей быстроты более значителен у борцов экспериментальной группы, что подтверждается правильностью методической последовательности в процессе техникотактической подготовки и оптимальностью выбора количества времени на овладение учебным материалом в состоянии «болевых нагрузок», а также допустимым соотношением работы в состояниях «привычности» и «непривычности». То же самое можно отметить в отношении гибкости, где уровень достоверности прироста результатов в экспериментальных и контрольной группах находится на высоком уровне. Этому также способствовало выполнение двигательных действий в состоянии «непривычности», что осуществило положительный перенос на состояние «привычности». Изучение динамики показателей сгибания и разгибания локтевого сустава для определения максимальных скоростных характеристик в сгибании дает возможность оценить влияние управления двигательными действиями в состоянии «привычности» на изменение максимальной скорости обследуемого сгибания.
Анализируя данные первичного тестирования, можно отметить, что различия не имеют достоверного уровня (р < 0,05), при более высоком результате в экспериментальной группе. Эта же картина повторилась при заключительном тестировании (р <
0,05), так же при более высоком результате в экспериментальной группе, что направленность разрабатываемой методики «активации болевой подсистемы», где особое внимание обращено на совершенствование специальных двигательных действий спортивной борьбы «болевые приемы» при дополнительных нагрузках посредством болевого анализатора. Это подтверждается результатами последующих тестирований. Изучение динамики показателей в тестах, используемых для контроля быстроты и подвижности в локтевом суставе, позволило установить эффективность предлагаемой методики.
В экспериментальной группе имеются позитивные достоверные различия между начальным и заключительным этапами эксперимента. Для проверки эффективности методики «активации болевой подсистемы» проводилось тестирование. Об улучшении результатов у студентов экспериментальной группы свидетельствует достоверность уровня различий относительно студентов контрольной группы (р < 0,01) в тесте «подвижности в локтевом суставе», что достигается, на наш взгляд, оптимальным выбором количества времени для работы в состоянии «чрезвычайности». При первоначальном тестировании по всем тестам не было получено достоверных различий (р > 0,05). При этом в тесте «быстрота сгибания в локтевом суставе» результат в экспериментальной группе при первоначальном обследовании был хуже, чем в контрольной. Об улучшении результатов борцов экспериментальной группы свидетельствует высокая достоверность различий с контрольной группой (р < 0,01). При сравнении динамики прироста результатов за время эксперимента в тестах подвижности в локтевом суставе можно отметить: в экспериментальной группе имеется достоверный уровень различий роста результатов, что объясняется спецификой методики «моделирования экстре-
мальных условий», где на первый план выступает не стабильность двигательных действий (автоматизированность), а вариативность.
ВЫВОДЫ
Можно отметить, что использование средств раздела «борьба лежа» способствуют повышению эффективности деятельности в соревновательных условиях, на что указывает достоверное улучшение результатов в экспериментальной группе. Более высокий уровень достоверности различий в экспериментальной группе между первоначальным и заключительным обследованиями указывает на эффективность предлагаемой методики. Это также подтверждается сравнением данных заключительного этапа по этим тестам, в которых имеются достоверные различия между группами, причем результаты лучше в экспериментальной группе.
Таким образом, применение специальной методики «активации болевой подсистемы» в учебном процессе способствовало оптимизации процесса техникотактической подготовки начинающих борцов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Козлов, И.М. Техника спортивных движений Биомеханические факторы организации / И.М. Козлов ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафтв. -СПб. : [б.и.], 1998. - 141 с.
2. Карнаухов, Г.З. Подготовка профессиональных кадров и высококвалифицированных спортсменов в полиструктурной функциональной педагогической системе // Физ. культура : воспитание, образование, тренировка. - 2003. - № 2. - С. 61-63.
Контактная информация: [email protected]
ИТ-ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ. МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА. МУЛЬТИПОЛЯРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
СРЕДА
Ринат Юрьевич Залилов, кандидат биологических наук, доцент,
Наталья Анатольевна Лебедева, кандидат биологических наук, старший преподаватель,
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого (НовГУ)
г. Великий Новгород
Аннотация
Освещаются вопросы подготовки педагога по физической культуре в области информатики, компьютерных, мультимедийных и телекоммуникационных технологий; рассматривается модель специалиста с точки зрения ИТ-компетенции. Описывается авторская методика преподавания, предполагающая формирование образовательной мультиполярной среды.
Ключевые слова: ИТ-подготовка, модель специалиста, образовательная мультиполяр-ная среда.
IT-PREPARATION OF THE FUTURE PHYSICAL TRAINING TEACHERS.
MODEL OF THE SPECIALIST. THE MULTIPOLAR EDUCATIONAL
ENVIRONMENT
Rinat Yuryevich Zalilov, the candidate of biological sciences, senior lecturer,
Natalia Anato^evna Lebedeva, the candidate of biological sciences, senior teacher, Yaroslav-the-Wise Novgorod State University,
Velikiy Novgorod
Annotation
The highlighted questions are: education of the physical training teacher in computer science field and also in computer, multimedia and telecommunication technologies; the model of specialist from point of view of IT-competence. The author's technique of teaching which supposing formation of