УДК 378.6:61(075.8)
К ВОПРОСУ ОБ ИТ-ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И УПРАВЛЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕМ
Р.Ю.Залилов
Институт медицинского образования НовГУ, [email protected]
Освещаются вопросы последипломной подготовки специалистов по общественному здоровью и управлению здравоохранением в области медицинской информатики и информационных технологий; рассматривается модель специалиста с точки зрения ИТ-компетенции.
Ключевые слова: общественное здоровье, модель специалиста, ИТ-компетенция
Highlighted questions are: postgraduate education of experts on public health and management of public health services in the medical computer science and information technologies field; the model of the specialist from the point of view of the IT-competence.
Keywords: public health, model of the specialist, IT-competence
В настоящее время вопросы общественного здоровья нации, ее жизнестойкости, как никогда актуальны в российском обществе, принимая во внимание тот факт, что продолжительность жизни в России невелика, а величина прироста населения крайне незначительна. В этой связи роль специалиста по общественному здоровью как адепта здорового образа жизни и организатора здравоохранения значительно возрастает, а его профессиональная подготовка требует особого внимания.
Учитывая остроту данной проблемы, в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого планируется открытие ординатуры по общественному здоровью и управлению здравоохранением. С этой целью в рамках российско-американского проекта «Совершенствование теоретических и практических знаний в области общественного и глобального здоровья» совместно с Институтом глобального здоровья Массачусетского университета разрабатывается учебная программа для ординаторов, в рамках которой будет осуществляться специализация в обозначенной области здравоохранения. Одной из составляющих этой программы яв-
ляется обучение в области информатики и информационных технологий.
Безусловно, учитывая реалии современного общества, данная область знаний высоко актуальна для будущих специалистов общественного здоровья. Однако исследования, проведенные учебно-научной лабораторией медико-информационных технологий в 2005—2009 гг. по определению ИТ-компетенции ординаторов, показали, что 60% испытуемых имеют поверхностный уровень как теоретических знаний, так и практических умений и навыков в компьютерной сфере [1]. Значительные затруднения имеются в работе с СУБД, а также с электронными таблицами, обнаруживается незнание программ для проведения статистического анализа данных. Очевиден пробел в области современных компьютерных телекоммуникационных и медийных приложений. В то же время специфика приобретаемой специальности предполагает получение практических знаний и умений в области создания компьютерных медийных продуктов пропагандного и познавательного плана (видеоролики, брошюры и т.д.), в способности осуществления персональных телекоммуникационных контактов.
Учитывая вышесказанное, попытаемся обозначить круг информационных приложений и компьютерных задач, который предстоит выполнять и решать будущим специалистам в области общественного здоровья и управления здравоохранением при осуществлении своей профессиональной деятельности:
— использование компьютерных программ для проведения статистического анализа данных (медикобиологических, социальных и т.д.);
— работа с электронными таблицами;
— ведение компьютерных баз данных;
— подготовка отчетной документации;
— создание презентаций;
— работа в глобальных сетях.
Опционально это:
— осуществление технологического процесса цифровой записи аудиовизуальной и графической информации;
— создание тематических видеороликов;
— осуществление видеоконференц-контактов.
Таким образом, освоение основных ИТ-
компонентов, входящих в модель подготовки специалистов в области общественного здоровья и управления здравоохранением, предполагает приобретение ими следующих компетенций в компьютерной области: знание компьютерного, мультимедийного и проекционного оборудования; выполнение статистического анализа данных с использованием компьютерных программ; использование программных пакетов MS Office, OpenOffice для решения задач, связанных с созданием и редактированием текстовых документов, баз данных, электронных таблиц, презентаций и рисунков; знание интернет сервисов и основных информационно-образовательных возможностей глобальных сетей. Кроме того, (на факультативном уровне) знание специального программного обеспечения для захвата аудио- и видеосигналов и создания/редактирования видеороликов (VirtualDub, Windows Movie Maker); графическая обработка фотографий (GIMP, Adobe PhotoShop); умение пользоваться персональными видеоконфе-ренц-устройствами.
По мнению автора, все обозначенные выше темы должны найти отражение в создаваемой программе, что согласуется с американской учебной программой по подготовке магистров по общественному здравоохранению Массачусетского университета.
Американская концепция предполагает приобретение ИТ-компетенций как за счет освоения специализированного компьютерного курса «Информатика в области общественного здравоохранения»*, так и посредством интеграции соответствующих ИТ-блоков в профессиональные дисциплины (политика и менеджмент в здравоохранении, биостатистика, эпидемиология и т.д.).
В биостатистике это следующие дидактические единицы: использование компьютеров для сбора, хранения, управления и статистической обработки исследовательских данных; компьютерная отчетная документация; графическое представление результатов исследования; начальные концепции статистического программирования.
В эпидемиологии имеется ИТ-блок по использованию компьютерного программного обеспечения для определения, вычисления и интерпретации эпидемиологических оценочных мер по распространенности заболеваний, сферам действия, рискам смертности.
В дополнение к этому возможно получение расширенных знаний и умений в обозначенной области на факультете компьютерных наук и в офисе (центре) информационных технологий.
Отметим, что в Массачусетском университете возможно дистанционное обучение в магистратуре по общественному здравоохранению. Дистанционное образование предлагается в инновационных форматах: интерактивное телевидение, компьютеризованное обучение (computer-assisted learning).
В настоящее время в очно-заочный учебный процесс НовГУ им. Ярослава Мудрого активно внедряются технологии дистанционного образования. Для этих целей в НовГУ используется специальный сервер, интеллектуальным и организующим ядром которого является система для дистанционного образования Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда). Большая работа проводится по обучению профессорско-преподавательского состава основам работы в Moodle-системе по созданию информационных ресурсов: лекций, практических заданий, тестов. Данная система будет использована для организации дистанционной специализации ординаторов в области общественного здоровья.
По нашему мнению, основанному на опыте преподавания информатики в системе последипломного медицинского образования, овладение ординаторами медико-кибернетическими знаниями и подходами способствует повышению их логического и творческого потенциала, содействует решению профессиональных задач, а применение в практической деятельности компьютерных и коммуникационных технологий значительно повышает эффективность и качественные показатели их работы, что в конечном итоге делает их более конкурентоспособными и востребованными в условиях современного рынка труда.
1. Залилов Р.Ю., Вебер В.Р., Лебедева Н.А. // Вестник Российского Университета Дружбы Народов. Сер.: Медицина. 2009. №2. С.15-20.
2. Пальцев М.А., Перфильева Г.М., Денисов И.Н., Чекнёв Б.М. Высшая медицинская школа России и Болонский процесс (медико-профилактическое образование). Вып. IX. М.: Русский врач. 2006. 230 с.
* В ММА им. И.Н.Сеченова ординаторам предлагается компьютерный курс «Введение в информационные технологии» продолжительностью 108 час [2].