Научная статья на тему 'Дистанционное обучение молодых специалистов в сфере здравоохранения'

Дистанционное обучение молодых специалистов в сфере здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
306
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ОНЛАЙН-КУРС / ПЛАТФОРМА EDX / ГЛОБАЛЬНОЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / РАНДОМИЗИРОВАННОЕ КОНТРОЛИРУЕМОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / DISTANT LEARNING / ON-LINE COURSE / PLATFORM EDX / GLOBAL HEALTH / RANDOMIZED CONTROLLED TRIAL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Рыбалкина Дина Хабибуллаевна, Дюсембаева Найля Камашевна, Ибраева Лязат Катаевна

В статье дан обзор дистанционных курсов "Pragmatic Randomized Controlled Trials in Health Care" (Прагматические рандомизированные контролируемые исследования в здравоохранении) Каролинского института и «Global Health: Focusing on Quality and Safety» (Глобальное здравоохранение: акцент на качестве и безопасности) Гарвардского университета на образовательной онлайн-платформе edX с открытым доступом в качестве формы обучения эффективной организации профессиональной деятельности в сфере здравоохранения для молодых специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Рыбалкина Дина Хабибуллаевна, Дюсембаева Найля Камашевна, Ибраева Лязат Катаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides an overview of distant learning courses "Pragmatic Randomized Controlled Trials in Health Care" of the Karolinska Institute and «Global Health: Focusing on Quality and Safety» of Harvard University, on the educational online platform edX, with an open access as a form of training for the organization of professional activities in the health sector for young professionals.

Текст научной работы на тему «Дистанционное обучение молодых специалистов в сфере здравоохранения»

Дистанционное обучение молодых специалистов в сфере

здравоохранения

Рыбалкина Дина Хабибуллаевна доцент КГМУ, к.м.н., в.н.с. лаборатории экологической эпидемиологии, Национальный центр гигиены труда и профессиональных заболеваний МЗ и СР РК, ул. Мустафина, 15, г. Караганда, 100027, (7212) 565263 [email protected]

Дюсембаева Найля Камашевна д.м.н., руководитель лаборатории экологической эпидемиологии, Национальный центр гигиены труда и профессиональных заболеваний МЗ и СР РК, ул. Мустафина, 15, г. Караганда, 100027, (7212) 565263 lab_epid_karaganda@mail. ш

Ибраева Лязат Катаевна доцент, д.м.н., заместитель директора по научной работе, Национальный центр гигиены труда и профессиональных заболеваний МЗ и СР РК, ул. Мустафина, 15, г. Караганда, 100027, (7212) 565263 [email protected]

Аннотация

В статье дан обзор дистанционных курсов "Pragmatic Randomized Controlled Trials in Health Care" (Прагматические рандомизированные контролируемые исследования в здравоохранении) Каролинского института и «Global Health: Focusing on Quality and Safety» (Глобальное здравоохранение: акцент на качестве и безопасности) Гарвардского университета на образовательной онлайн-платформе edX с открытым доступом в качестве формы обучения эффективной организации профессиональной деятельности в сфере здравоохранения для молодых специалистов.

The article provides an overview of distant learning courses "Pragmatic Randomized Controlled Trials in Health Care" of the Karolinska Institute and «Global Health: Focusing on Quality and Safety» of Harvard University, on the educational online platform edX, with an open access as a form of training for the organization of professional activities in the health sector for young professionals.

Ключевые слова

дистанционное обучение, онлайн-курс, платформа edX, глобальное здравоохранение, рандомизированное контролируемое исследование; distant learning, on-line course, platform edX, global health, randomized controlled trial.

Введение

Учитывая принцип "образование через всю жизнь" каждый специалист должен быть готовым к активному и самостоятельному определению содержания и форм повышения своей квалификации, пополнения знаний в связи с потребностями

общества. Дистанционные образовательные технологии при повышении квалификации имеют ряд преимуществ и на сегодняшний день обладают востребованностью. Основной целью постдипломного медицинского образования является обеспечение системы здравоохранения высокопрофессиональными специалистами, соответствующими всем требованиям современного здравоохранения, а конечным результатом - улучшение качества в сфере сохранения здоровья [1].

В своих выступлениях и обращениях Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев неоднократно говорил о важности и значимости развития полиязычия для многонационального общества. Идею триединства языков (казахский, русский, английский) в Казахстане Президент впервые озвучил еще в 2004г. и впоследствии неоднократно к ней возвращался [2]. Исходя из политики в области языка, считаем актуальной форму англоязычного дистанционного образования с открытым доступом для молодых специалистов, получивших основное образование на казахском и русском языках.

Методология онлайн курсов платформы edX

Платформа edX-Studio это информационная система с открытым исходным кодом, созданная Массачусетским технологическим институтом и Гарвардским Университетом. Один из основателей edX - Анант Агарвал (Anant Agarwal), Директор Массачусетского технологического института компьютерных наук и лаборатории искусственного интеллекта, говорил, что организацией предложено новое образование, которое может изменить мир [3]. Интерактивными особенностями edX являются онлайновые дискуссионные группы и совместное обучение [4]. На платформе в настоящее время имеется более 600 курсов разной тематики. Вебсайт edX наполняется материалами Гарвардского университета (55 курсов), а так же других университетов, которые уже присоединились к платформе. В состав edX входят известные университеты Мира и организации образования - 9 соучредителей и 70 участников. Например, Каролинский институт присоединился к платформе MOOC (Massive open online courses) в 2013 году. Институт является одним из ведущих мировых медицинских университетов, в нем проходят более 40 процентов медицинских академических исследований Швеции. Комитет института назначает лауреатов Нобелевской премии в области медицины.

Язык обучения большинства предлагаемых курсов английский. Необходимость в получении информации профессионального характера на иностранном языке мотивирует к пополнению специализированного словарного запаса и свободному владению данным языком. За относительно непродолжительный срок своей деятельности система edX выдала своим курсантам из разных стран Мира более 400 тысяч сертификатов.

Рабочее место курсанта при дистанционной форме обучения - любой компьютер с web-браузером или iPhone с установленным мобильным приложением. Исходя из современных условий обеспеченности населения материальными средствами для функционирования готовой электронной информационно-образовательной среды, обучение может происходить в любых удобных для курсантов условиях. Так в 2013 году количество пользователей Интернета в Мире составило более 3 млрд. человек, а уровень проникновения мобильной связи в отдельных регионах уже превысил 100 процентов - количество подключений к мобильной связи превышает количество жителей страны [5].

Имеется демо-курс по работе с данной платформой с видеоинструкциями. Графический интерфейс онлайн-курсов общераспространенный в электронной среде, интуитивно понятен и не вызывает затруднений в поиске нужного раздела (рис. 1).

)urses.edx.org/courses/KIx/KIPractihx/3T2014/courEeware/e9el05ac5b9e4b2eadfe30a302342b75/25431df6fcff4df9b76dc5bc98233

1 ^ томсон H Yahoo Search-Web...

edX Klx: KIPractihx Pragmatic Randomized Controlled Trials in Health Care -ft RybalkinaDina

Course Info Discussion FAQ Full Protocols Glossary Progress Syllabus

1 Course Welcome

Section 1 Introduction to Pragmatic Randomized Controlled Tr a Is tpRCTs]

Introduction to Section 1

The Tale of Two Trials

Overview of ffiCTs, Rationale for Doing a RCT

Assessment Activity d je Mar 10.20li a: 09:00 LTTC

Pragmatic Randomized Controlled Trials, Including PRECIS and CONSORT Criteria Œ

Assessment Acllwtydue Mar 1G. ans а: кос urc

Ru ilding You r Protocol: Background and Rationale ш

peer Assessment-seeder 1 due Mar 10, 2015 at МЛ0 urc

Section 1 Comments & Questions

, Section 2: Tfie Research Question

Section 3: Randomization and Sample Size

t Section 4: Data Analysis and Interpretation

Рис. 1. Окно курса "Pragmatic Randomized Controlled Trials in Health Care" Каролинского института на платформе edX

В окне курса, как правило, имеются вкладки:

• с информацией характеристики курса и кураторов, осуществляющих поддержку проекта;

• разделами курса с видеоматериалами, текстовой и графической информацией, 3-D объектами, необходимыми ссылками (на законодательные акты, протоколы, записи конгрессов и конференций, документированные процедуры, статьи, учебники, программное обеспечение, с функцией сохранения материалов на внешнем диске и просмотра их в личном кабинете после завершения курса обучения);

• с проверочными тестами, контрольными работами и вопросами анкетирования;

• взаимодействия с другими субъектами дистанционной образовательной системы (форум, чат), как демократичное поле для обсуждения тем в рамках курса;

• вкладка wiki-технологий;

• отслеживания эффективности прохождения курса;

• глоссария с рассматриваемыми в курсе специализированными терминами с комментариями и примерами;

• силлабуса с целями, задачами, учебным планом, кратким содержанием и описанием изучаемых тем курса, критериями оценки и технологией обучения.

В начале каждой темы курсант просматривает вводный видеоролик мотивационного характера для изучения темы, в котором освещаются цели и задачи темы. Для облегчения понимания речи видеолекций они сопровождаются субтитрами, которые доступны в формате .pdf, скорость видеоряда может

изменяться. Использование мультимедийных технологий вместе со статичным материалом показывает свою эффективность в процессе обучения, но нельзя не согласиться с тем, что темп изучения материала в подобной форме иногда требует индивидуального подхода. Возможности курсанта посмотреть видеоролик необходимое число раз, с нужным именно ему числом и местом пауз благоприятно отражается на усвоении необходимого материала [6].

В активном (имеющем временные рамки настоящего времени), незаархивированном дистанционном курсе предусмотрена фиксированная хронология обучения, что как и календарно-тематические планы, дисциплинирует обучаемых и прививает навыки тайм-менеджмента. При не выполнении оцениваемого задания вовремя в рамках одного или нескольких модулей, у курсанта есть право продолжать обучение, но при этом уменьшается итоговая оценка по курсу. Вместе с тем не снижается комфортная степень свободы, доступная в рамках дистанционного учебного плана, где можно учитывать чередование блоков для изучения с активным отдыхом [7].

За время курса предусмотрено прохождение ряда тестов, разной уровни сложности с выбором одного, нескольких вариантов ответов, правильной последовательности, истинности утверждения. Освоение дистанционного курса с выдачей сертификата (бесплатного или за оплату от 40$ и выше) считается удовлетворительным при наборе свыше 50-процентного содержания баллов за качество, обычно шкала удовлетворительных оценок в образовательных учреждениях также начинается с 50%. В сертификате не отражается процент итоговой оценки, информация об оценке заданий и комментариях к ним открыта лишь для курсанта, что подчеркивает уважение и индивидуальный подход к обучающимся. Освоение материалом курсанта детально отражается на отдельной вкладке (рис.2).

.irses.edx.org/courses/HarvardX/PH555x/2014_T2/progress

томсон Ц Yahoo Search - Web ..

edX

HarvardX: PH555x Improving Global Health: Focusing on Quality and Safety

Courseware

Course Team Meet the Students

Course Progress for Student 'rybalkin' ([email protected]) 100«

Introduction

EiiixsiiiixSiiiixbiiixbiiiiixixia

Welcome to PH555x!

Рис. 2. Отслеживание успеваемости по онлайн-курсу «Global Health: Focusing on Quality and Safety» Гарвардского университета на платформе edX

Допускается прохождение заархивированного дистанционного курса с отсутствием работы в дискуссиях (которая также оценивается) с другими курсантами и экспертами сессий. Но формирование дискурс-компетенции помогает развивать эффективные коммуникативные навыки, так необходимые в сфере здравоохранения, а в данном ракурсе коммуникация рассматривается еще и как межкультурная с

перспективой расширения профессионального круга общения. При этом участник чата получает своевременную консультацию, может иметь многообразие ролей -запрашивающего, эксперта, оппонента, и предмет сообщения может отражаться в разных контекстах (в общественном здравоохранении множество дискуссионных проблем), все это потенцирует переход от квазикоммуникации к интеракции [8].

Если посмотреть на динамику венчурных инвестиций в образовательные стартапы, то она демонстрирует, что за прошедшие 10 лет началось формирование рынка новых образовательных инициатив, которым удается привлекать существенное финансирование. Так, с 2010 года по 2012 год объем инвестиций в образовательные проекты по всему миру увеличился в 3 раза - с 350 млн.долларов до 1,1 млрд.долларов, что превосходит бюджеты на образование некоторых развитых стран [5].

Обзор дистанционных курсов для обучения в сфере общественного здравоохранения

На платформе edX около 50 курсов по медицине двадцати университетов Швейцарии, Швеции, Бельгии, Испании, Японии, Австралии, Канады, США, Китая. Половина из них вводного характера, часть - среднего уровня и узкоспециализированных. Университет основатель предлагает 20 курсов по фундаментальным и клиническим медицинским дисциплинам: анатомии (1), биохимии (1), нейрофизиологии (3), биостатистике (4), генетике (4), общественному здравоохранению (7). Все 6 курсов, предоставленные Каролинским институтом, исходя из специфики вуза, относятся к области медицины, знания пяти из них, так или иначе, необходимы в сфере здравоохранения (An Introduction to Global Health -Введение в глобальное здравоохранение, Explore Statistics with R - статистическая обработка данных медицинских исследований в среде R, eHealth - Opportunities and Challenges - Электронное здравоохранение - возможности и перспективы, Behavioral Medicine: A Key to Better Health - Поведенческая медицина: ключ к улучшению здоровья, Pragmatic Randomized Controlled Trials in Health Care - Прагматические рандомизированные контролируемые исследования в здравоохранении). Таким образом, существенная часть онлайн-курсов в области медицины посвящена именно общественному здравоохранению.

Форма курсов по здравоохранению более остальных соответствует четырем ключевым трендам, которые определяют текущую ситуацию в образовании:

- "массовизация" (предпосылками к курсам являются иногда просто интерес к работе сектора здравоохранения);

- интернационализация (термин «глобальное здравоохранение» говорит о международном значении проблемы);

- турбулентность мировой экономики с ожиданием повышения эффективности от вложенных средств в образование (услуги здравоохранения и медицинское образование опосредованно, находятся в прямой взаимосвязи с сектором экономики, так как преобладающий вес потерь здоровья приходится на группы трудоспособного населения. При этом помимо затрат на медицинское и социальное обслуживание граждан, временно или стойко нетрудоспособных по какой-либо причине, следует принимать во внимание потери общества от непроизведенной продукции и нереализованной трудовой деятельности [9]);

- цифровая революция с продолжающимся развитием информационно -коммуникационных технологий (один из примеров концепция электронного здравоохранения).

Хотя традиционное обучение в медицинском образовании незаменимо, на наш взгляд необходимо поощрять прохождение дистанционных учебных курсов, согласно осваиваемой образовательной программе, когда их завершение может быть зачтено в качестве дополнительных баллов за дисциплину, или в форме повышения профессиональной квалификации специалиста с получением международного сертификата. Уже в прошлом относительно безынициативная созерцательность обучающихся на образовательном поле, в том числе в сфере медицинского образования, в будущем они должны быть активными и ответственными за свое обучение и развитие, с умением самомотивироваться для потенциального карьерного роста с учетом конкурентоспособности. Процент обучающихся, которые стремятся к развитию и самостоятельному расширению горизонтов своих профессиональных знаний растет. В США 25% всех студентов завершают хотя бы один онлайновый курс [10]. При международном объединении вузов в образовательном пространстве, с политикой полиязычия и свободного владения английским языком в неанглоязычных странах эта форма обучения может стать оптимальным внедрением в образовательный процесс традиционного обучения [11].

Анализ и оценка курсов "Pragmatic Randomized Controlled Trials in Health Care" и «Global Health: Focusing on Quality and Safety»

Рассмотрим дистанционные сертифицированные курсы на платформе edX «Pragmatic Randomized Controlled Trials in Health Care», предложенный Каролинским институтом и «Global Health: Focusing on Quality and Safety» Гарвардского университета в качестве формы обучения для молодых специалистов сферы общественного здравоохранения. Курс "Pragmatic Randomized Controlled Trials in Health Care" (Прагматические рандомизированные контролируемые исследования в здравоохранении) среднего уровня, рассчитан на 6 недель обучения с затратой времени по 6 часов в неделю, составлен профессорами и доцентами в области здравоохранения и эпидемиологии Каролинского института, Университета Вашингтона, Абердинского университета Великобритании, Университета Западного Онтарио Канады, Стелленбосского университета ЮАР. Проведение процедуры РКИ - тестирования новых методов лечения, диагностики, в настоящее время актуально, так как стоимость разработки новых методов лечения и диагностики достаточно высокая и важно при исследовании обнаружить значимую эффективность новой методики для дальнейшего её лицензирования. Рандомизированное контролируемое исследование это дизайн исследования, в котором участников в случайном порядке (рандомизированно) распределяют в, как минимум, две группы - одну основную (где применяется изучаемое вмешательство) и контрольную (где применяется плацебо или другое вмешательство) [12]. Одно из первых РКИ провел военно-морской хирург James Lind в 1747г. с рандомизацией моряков при лечении цинги, когда был выявлен положительный эффект цитрусовых. И на протяжении многих лет РКИ обрели всеобщее признание и широко применяются в медицинской, образовательной и социальной областях [13]. Предпосылками к курсу являются: работа в секторе здравоохранения, знания по биостатистике, интерес к проведению рандомизированных исследований.

Курс "Improving Global Health: Focusing on Quality and Safety" (Глобальное здравоохранение: акцент на качестве и безопасности) среднего уровня, рассчитан на 8 недель обучения с затратой времени по 2-4 часа в неделю, подготовлен с участием экспертов-представителей OECD (Организации экономического сотрудничества и развития), World Bank (Международной финансовой организации Всемирного Банка), IHI (Института совершенствования здравоохранения), Ministry of Health

(Министерств здравоохранения разных стран), NHS (Национальной службы здравоохранения Великобритании), World Health Organization (Всемирной организации здравоохранения) и учреждений практического здравоохранения. Предпосылками к курсу является работа в секторе здравоохранения.

В таблице 1 отражена тематика силлабусов дистанционных курсов, которая по своей содержательности достаточно полно и хорошо раскрывает заявленную проблему.

Таблица 1.

Учебный план онлайн-курсов по общественному здравоохранению на _платформе edX._

Разделы курса "Pragmatic Randomized Controlled Trials in Health Care" (https://courses.edx.org/courses/KIx/KIPract ihx/3T2014/8d110a92cf7f41528a2d9781a4a Разделы курса "Improving Global Health: Focusing on Quality and Safety" (https://courses.edx.org/c4x/HarvardX/PH5 55x/asset/PH555x Syllabus 9 16 14.pdf.)

96fad/.)

1. Introduction to Pragmatic Randomized Controlled Trials (pRCTs) - Обзор РКИ 1.1 Pragmatic Explanatory Continuum Indicator Summary (PRECIS) and Consolidated Standards of Reporting Trials (CONSORT) Criteria (Обоснование для проведения РКИ, критерии и отчетность) 1. Burden (Глобальное бремя в здравоохранении) - Cause of Harm and Burden (Причины вреда здоровью и бремени в здравоохранении) - Preventability and Strategies (Предотвратимость и её стратегии) - Ambulatory Care (Амбулаторный уход за больными) - Medication Errors (Ошибки, связанные с лекарственными средствами)

2. The Research Question (Подготовка исследования) - Formulating (Определение) - Defining the Target Population (Целевые группы населения) - Selecting the Participants and Specifying Inclusion and Exclusion Criteria (Выбор участников, критерии включения и исключения из группы) - Selection of the Intervention and Comparison (Выбор вмешательства и сравнения) - Selecting Primary and Secondary Outcomes (Выбор первичных и вторичных результатов) 2. Measurement (Измерение качества) - Public vs Private Variation (Сравнение государственных и частных организаций здравоохранения) - Regional Variation (Региональные различия) - Resource Allocation (Выделение ресурсов) - Overuse vs Underuse (постоянная профилактика и отсутствие бдительности) - Surveillance (Наблюдение) - Innovation and Opportunities (Инновации и возможности) - LMICs (Особенности стран со средним и низким уровнем доходов)

3. Randomization and Sample Size (Рандомизация и количество исследуемых) - Individual Randomization (Индивидуальная рандомизация) - Cluster Randomization (Кластер рандомизации) - Participant Retention (Сохранение участников) - Safety Monitoring and Adverse Events 3. Standards (Стандарты) - Licensing (Лицензирование) - Accreditation (Аккредитация) - Staffing Ratios (Соотношение кадров) - Compensation & Deterrence (Компенсация и штрафы) - Defensive Medicine (Предупредительная Медицина) - Transparency (Прозрачность) - Global Compensation (Глобальная

(Мониторинг безопасности и неблагоприятные события) - Data Collection (Сбор Данных) компенсация) - Affordable Care Act (ACA) - Закон о доступности медицинской помощи

4. Data Analysis and Interpretation (Анализ и интерпретация данных) - Interpreting and Results: Primary, Secondary and Post-hoc Analyses (Первичный, вторичный и заключительный анализ) 4. Improvement (Совершенствование системы здравоохранения) - Systems Issue (Системность) - Building Will (Организация) - Plan Do Study Act (PDSA) -цикличность планирования, действий, измерений результатов, выводов) - Dialysis (Разделение) - Leadership (Лидерство) - Implementing Data (Реализация данных) - Tools (Инструменты) - Advice for Leaders (Консультации для руководителей)

5. Ethics and Economic Evaluations (Этика и экономическая оценка) 5. IT & Data (Информационные технологии и данные) - Health Information Exchange (HIE) -Обмен медицинской информацией - Promise of Health IT (Перспективы электронного здравоохранения) - Electronic health records (EHR) -Электронные медицинские данные - Evidence and Implementation (Доказательства и реализация) - Global Perspective (Глобальные перспективы)

6. Qualitative Evaluation, Abstract and Complete Protocol (Качественная оценка, абстракт и полный протокол) 6. Management in Healthcare. Role of Management (Управление в сфере здравоохранения и его роль) - Middle Managers (Значимость менеджеров среднего звена) - Actionable Items (Обеспечение услуг) - Other industries (Сравнение с другими отраслями промышленности) - Finding Good People (Кадровый подбор)

7. Patients. Importance of Patient Centered Care (Пациенты. Важность удовлетворенности пациентом медицинскими услугами) - Measuring Patient Experience (Измерение опыта пациента) - Key Determinants & Consequences (Ключевые определяющие факторы и последствия) - Process Improvement (Совершенствование процессов) - Rating Hospitals & Doctors (Рейтинг больницы и врачей) - Social Media (Мнение социальных сетей) • Assessing Effort (Оценка действий на

улучшение)

8. Public Systems (Общественное здравоохранение) - Overview of Mexican Health Reform (Обзор реформ здравоохранения Мексики) - Effective Coverage (Эффективный охват медицинской помощью населения) - Comprehensive Reform (Комплексная реформа) - Healthcare and Public Health (Здоровье и общественное здоровье) - Bundles and Quality (Связи и качество) - Cross-national Learning (Международное обучение)

Общий объем видеоматериала курса по РКИ - более двух часов. Он разбит на 25 видеороликов длительностью от 5 до 10 минут, что способствует оптимальной концентрации внимания при восприятии, с участием 8 преподавателей. Общий объем видеоматериала курса "Improving Global Health: Focusing on Quality and Safety" около 10 часов, он разбит на 100 видеороликов, продолжительностью от 3 до 10 минут. Ролики видеолекций снабжены табличным, графическим материалом, практическими примерами и мнемоническими фрагментами, облегчающими понимание содержания лекции (рис3).

'W

й-9 ? t Ç о S S

^Уyvvvvvv/V■/ " ^V//

ill - i

:ïî i

The cost effec IV Loss effective and mote costly rtiveness plane Costs 1 Wore effective and птоге ^ sS "now intervention enccts

* Less effective and les^ £ costly y S У S S III More elfectwe and less costly II - -

диаграммы a)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

схемы b)

блок-схемы с)

ассоциативные фрагменты d)

практические примеры e) графические элементы f)

Рис. 3. Форма подачи видеоматериала, используемого в дистанционном курсе «Pragmatic Randomized Controlled Trials in Health Care"

Удачно подобранные варианты для ассоциативной памяти в видеолекциях, создают ощущение психологического комфорта при запоминании новой информации. В лекциях корректируется определение понятий с помощью простых правил формальной логики, подбираются подходящие способы подачи материала, что немаловажно при прохождении курса молодыми специалистами. Таким образом, энергозатратное освоение нового переходит в легкое и эффективное обучение.

В онлайн-курсе по РКИ есть возможность спроектировать свое собственное исследование и в условиях прохождения открытого (незаархивированного) курса получить рекомендации и критические замечания от инструкторов курса и сокурсников. После изучения каждого раздела выполняется связанная по данной теме часть планируемого исследовательского проекта, это является хорошим мотивационным приемом и примером пошаговой разработки исследования. Курсанты вольны демонстрировать свой уровень творческой смелости и открытости, которые в реальных условиях, возможно, и не реализуемы в полном объёме. При перекрестной оценке поощряются комментарии и обоснования сделанных выводов. Навыки критической оценки других исследователей необходимы молодым ученым и специалистам для развития организаторских и управленческих моделей поведения, что немаловажно в области деятельности общественного здравоохранения.

Интересной особенностью курса «Глобальное здравоохранение: акцент на качестве и безопасности» является работа с картограммами, диаграммами «облако слов» (рис.4) и составление проблемного эссе с возможностью публикации в «BMJ» (British Medical Journal - Британский медицинский журнал).

Tool number oí words;

PH555X - SESSION 1

НеаИкare Associated Infectior« (HAI): How many HAI country per 100 people?

¡efficiency "!» К

"effective a.

I accessible ! :

■ ! llltielv ' Вй ммлпк Hi|;

•лч - - " >МпШМ

effectiveness

Зщлг TI; э,ш-

Щ< (itlllil

I: \

patreiHceuiorcfl | »»хм■ ■■ ||la ?

■ Iltaf4ltir lllf J 1

a) "------b)

Рис. 4. Картограмма внутрибольничных инфекций на 100 человек (а) и диаграмма «облако слов» при определении качества здравоохранения (b) курса «Global Health: Focusing on Quality and Safety»

За время освоения курса по РКИ предусмотрено прохождение 90 тестов, курса по Глобальному здравоохранению - 150 тестов. Примеры тестов представлены в табл.2. Количество тестов соответствует числу вопросов при итоговом тестировании, проводимом при завершении изучения какой-либо дисциплины в вузе. Общее число текущих и итоговых оценок в курсах "Pragmatic Randomized Controlled Trials in Health Care" - 24, а в "Improving Global Health: Focusing on Quality and Safety" - 57.

Таблица 2

Варианты тестов дистанционного курса «Pragmatic Randomized Controlled Trials

in Health Care"

Выбор одного варианта ответа

Which of the following are appropriate to use in allocation of patients (Какой из следующих вариантов подходит для использования в распределении пациентов): Multiple choice question (only 1 answer possible) - Вопрос из множественного выбора (возможен только 1 ответ)

- date of birth (дата рождения)

- patient order of arrival (дата поступления пациента)

- day of the week (день недели)

- last digit of an ID or record (последняя цифра идентификатора или записи)

- none of the above (ни один из вышеперечисленных)_

Выбор нескольких вариантов ответа

Select from the following the criteria that you might use as exclusion criteria for a pRCT (Выберите из следующих критериев те, которые можно использовать в качестве исключения из РКИ):

Checkbox question (more than 1 answer possible) Вопрос с выбором (возможно более одного ответа)

- allergies to the drug being tested (на препарат есть аллергическая реакция)

- patient numbers (количество пациентов)

- patient age (возраст пациента)

- patient sex (пол пациента)

- patient health status (состояние здоровья пациента)

- patient diagnosis (диагноз пациента)_

Выбор правильной последовательности

1. Op01[ipteSib£l

TTie follows types of SLudlK tCdrtfL Croll'Over and NlifHi «с difftrert Inrtli bi ttufcnLt Rarft the lewli of evidence Iwrere 1 lithe best] by dragging [he арргаргнсе rwfc w the box beside the tyse of stutf^:

Levels ol Evidence Ranking

Cohort:

Cross-over:

Non-randomfzecJ trial:

i 2 1

Выбор правильности утверждения

Equivalence trials test if new treatment is no worse than a reference treatment. (Эквивалентность внедрения это проверка того, что новое лечение, не хуже, чем традиционное лечение)

True (правда)_False (ложь)_

Вставка необходимого элемента

Based on the video on qualitative evaluation, please enter the missing word below (Основываясь на видео по качественной оценке, пожалуйста, введите пропущенное ниже слово):_

_sampling might result in your sample having people who are very similar to

each other (_выборки может привести к тому, что ваша группа будет иметь

людей, которые очень похожи друг на друга)_

Представленные онлайн-курсы по доступности и сложности контента будут интересны не только молодым специалистам и ученым, но и экспертам в области общественного здравоохранения. Так, по данным статистики курса "Pragmatic Randomized Controlled Trials in Health Care", проходившего в феврале-апреле 2015г., из 314 человек 54% имели опыт работы в области здравоохранения, 22% обладали степенью PhD, 16% являлись студентами, 4% имели опыт работы в области медицины, 3% располагали довузовским уровнем образования и один процент курсантов были не связаны с необходимым профилем работы. Из доли специалистов имеющих опыт работы в проведении исследований (158 человек), 30% были научными сотрудниками, 25% были задействованы в проведении исследований, 24% проводили исследования в настоящее время и 21% были руководителями исследовательских проектов. Из лиц, проходивших курс "Improving Global Health: Focusing on Quality and Safety" в сентябре-декабре 2014г., 39% были поставщиками медицинских услуг, 14% процентов имели руководящие должности в учреждениях здравоохранения, 13% работали практическими врачами, 4% занимались политической деятельностью, 1% были работниками сферы страхования здоровья и 29% студентами медицинских образовательных учреждений. О курсах зарегистрированы в основном положительные отзывы.

Пока проявление дистанционного образования, как системы, носит несколько спонтанный характер, который имеет свои недостатки и нуждается в доработке. Так, согласно данным статистики, некоторая доля зарегистрировавшихся на курсы не проходит их успешно, что, возможно, может свидетельствовать о недостаточной мотивационной составляющей проектов. Но и традиционная форма обучения в настоящее время сталкивается с трудностями, в том числе и с проблемами мотивации. В целом, рассматривая экосистемы обучения, необходимо учитывать, что общество уже находится в движении на пути создания вездесущего, всепроникающего информационного сообщества, в котором каждый человек, а тем более специалист, может в любое время, в любом месте создать себе ту информационную обстановку, в которой он нуждается. При этом проникновение онлайн-формата обучения в традиционный происходит по всему миру не с целью заменимости, а путем диффузии [14, 15].

Заключение

Таким образом, при результативном прохождении дистанционных курсов «Global Health: Focusing on Quality and Safety» и «Pragmatic Randomized Controlled Trials in Health Care» на платформе edX у молодых специалистов углубляются профессиональные знания в области глобального здравоохранения в целом и в частности в сфере проведения РКИ; расширяется багаж знаний специализированного английского языка; устанавливаются профессиональные контакты на перспективу; приобретаются актуальные цифровые материалы (учебники, полнотекстовые статьи, программное обеспечение, документированные международные процедуры); фиксируются навыки самостоятельного повышения квалификационного уровня с закреплением IT-компетентности путем онлайн-образования с получением международного сертификата. Все это, несомненно, будет способствовать эффективной профессиональной деятельности молодых специалистов. Ознакомиться с представленными онлайн-курсами можно по адресам

https://www.edx.org/course/improving-global-health-focusing-quality-harvardx-ph555x и

https://www.edx.org/course/pragmatic-randomized-controlled-trials-kix-kipractihx.

Литература

1. Каирбекова С.З. О роли дистанционных образовательных технологий в системе дополни-тельного медицинского образования // Центрально-азиатский научно-практический журнал по общественному здравоохранению 2006. Выпуск5 (№1) - С.28-32. URL: http://journal.ksph.kz/contents/v5n1 2006.pdf.

2. Назарбаев Н.А. Новый Казахстан в новом мире // Казахстанская правда. - № 33(25278). - 2007. - 1 марта.

3. Табаков, Л. С. Перспективы Edx-Studio как платформы электронного обучения // Новые информационные технологии в образовании: материалы VII международной научно-практической конференции. — Екатеринбург, 2014. - С. 371-372. URL: http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/22/1/nito_2014_115.pdf.

4. Carr Nicholas. The Crisis in Higher Education. // MIT Technology Review v1. 24.10 2012. URL: http://www.technologyreview.com/featuredstorv/429376/the-crisis-in-higher-education/page/3/.

5. Конанчук Д., Волков А. Эпоха "Гринфилда" в образовании. / Центр образовательных разработок Московской школы управления СКОЛКОВО (SEDeC). сентябрь 2013. - 52с. URL:

http://www.skolkovo.ru/public/media/documents/research/education 10 10 13.pdf.

6. Singh S. Teaching styles and approaches: medical student's perceptions of Animation Based Lectures (ABL) as a pedagogical innovation / S. Singh, S. Singh, S. Gautam // Pak J Physiol. 2009 N 5 (1). P. 17-22. URL: http://www.pps.org.pk/PJP/5-1/Satendra.pdf.

7. Молочный В.П. Как подготовиться и сдать экзамены в медицинском университете. Организационные и психологические аспекты / Дальневосточный государственный медицинский университет. Хабаровск. 2012. 16 с. URL: http://www.fesmu.ru/SITE/files/editor/file/obyavlenya/17122012.pdf.

8. Ухванова И.Ф., Попова А.В. Дистанционное обучение: опыт и перспективы // Технологии информатизации и управления: сб. науч. ст. Вып.2. Минск: БГУ, 2011. С. 229-232.

URL:http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/97798/1/%D0%A3%D1%85%D0%B2% D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0 %D0%9F%D0%BE%D0%BF%D0 %BE%D0%B2%D0%B0.pdf.

9. Мосейко Е.Е. Оценка социальных и экономических потерь российского общества вследствие низкого уровня накопления капитала здоровья: методика QALY/DALY.// Управление экономическими системами: электронный научный журнал. Отраслевая экономика (53) УЭкС, 5/ 2013. 11 с. URL: http://www.uecs.ru/otraslevaya-ekonomika/item/2158--qalydaly.

10. Barber M., Donnelly K., Rizvi S. An avalanche is coming: Higher education and the revolution ahead. / Institute for Public Policy Research. 2013. 78 p. URL: http://med.stanford.edu/smili/support/FINAL%20Avalanche%20Paper%20110313%2 0(2).pdf.

11. Хохлова Н.В. Учебный ON-LINE курс «Кодирование информации» на платформе EDX // VII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» - 2015. URL: http://www. scienceforum. ru/2015/pdf/8450.pdf.

12. Филиппенко Н.Г., Поветкин С.В. Методические основы проведения клинических исследований и статистической обработки полученных данных. / Курский государственный медицинский университет. Методические

рекомендации для аспирантов и соискателей. 2010. 26с. URL: http://www.kurskmed.com/uvr docmed/uploads/414f8b0.pdf.

13. West A., Spring B. Randomized Controlled Trials / Evidenced-Based Behavioral-Practice [EBBP], 2014. 62 p. URL: http://www.ebbp.org/course_outlines/rcts.pdf.

14. Uden L., Wangsa I.T., Damiani E. The future of E-learning: E-learning ecosystem / Digital EcoSystems and Technologies Conference, 2007. DEST 07. Inaugural IEEE-IES. P. 113-117. URL:

http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.473.1494&rep=rep1&type= pdf.

15. Петькова Ю.Р. История развития дистанционного образования. Положительные и отрицательные стороны МООС // Успехи современного естествознания. №3, 2015. С. 199-204. URL: http://www.rae.ru/use/pdf/2015/2015 03.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.