Научная статья на тему 'Многоуровневая подготовка магистров–образовательных менеджеров как инновационная система'

Многоуровневая подготовка магистров–образовательных менеджеров как инновационная система Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
304
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВРИАТ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ / BACCALAUREATE / SYSTEM INNOVATIONS / COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шерайзина Р. М.

В статье обоснована актуальность подготовки образовательных менеджеров, раскрыт опыт многоуровневой подготовки магистрантов – образовательных менеджеров в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого, сформулированы концептуальные положения магистерской программы «Образовательный менеджмент», описаны системные инновации в многоуровневой подготовке магистров педагогики в области образовательного менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multilevel Training for Master of Educational Management as Innovation System

This article proves educational managers training to be topical and describes the experience of multilevel training in educational management magistracy developed at Novgorod State University named after Yaroslav the Wise. The material also provides conceptual theses of Educational Management program and outlines system innovations in multilevel training for pedagogics masters in the field of educational management.

Текст научной работы на тему «Многоуровневая подготовка магистров–образовательных менеджеров как инновационная система»

УДК/UDC: 378:470

P. М. Шерайзина, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой ППО и СУ Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого

Rosa Sherayzina, Doctor of Pedagogics, Professor, Head of the Vocational Education and Social Management Sub-Faculty in Novgorod State University

named after Yaroslav the Wise

МНОГОУРОВНЕВАЯ ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕНЕДЖЕРОВ КАК ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА MULTILEVEL TRAINING FOR MASTER OF EDUCATIONAL MANAGEMENT AS INNOVATION SYSTEM

Образование - это культурно-творческая сила, основная миссия которой заключается в приобщении людей к истинной жизни.

л. н. толстой

В статье обоснована актуальность подготовки образовательных менеджеров, раскрыт опыт многоуровневой подготовки магистрантов - образовательных менеджеров в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого, сформулированы концептуальные положения магистерской программы «Образовательный менеджмент», описаны системные инновации в многоуровневой подготовке магистров педагогики в области образовательного менеджмента.

This article proves educational managers training to be topical and describes the experience of multilevel training in educational management magistracy developed at Novgorod State University named after Yaroslav the Wise. The material also provides conceptual theses of Educational Management program and outlines system innovations in multilevel training for pedagogics masters in the field of educational management.

Ключевые слова: бакалавриат, магистратура, билинг-вальная программа, образовательный менеджмент, образовательный менеджер: системные инновации, модульная организация учебного процесса (подготовительный, диагностический, образовательный менеджмент и организационное развитие, управление человеческими ресурсами, образовательный менеджмент в межкультур-ном и международном контекстах и другие модули); информационно-образовательная, социально-педагогическая, организационно-управленческая, научно-исследовательская, межкультурная и рефлексивно-креативная компетенции.

Key words: baccalaureate, magistracy, bilingual program, educational management, educational manager; system innovations, modular organization of study process (preliminary, diagnostic, educational management and organization development, human resource management, educational management in intercultural and international contest modules); competences like informational and educational, social

and pedagogical, organizational and managerial, scientific and research, intercultural, reflexive and creative.

Развитие Новгородского государственного университета как университетского комплекса создает условия для реализации идей Болонского процесса - становления многоуровневой системы высшего образования. Модернизация университетского образования в Великом Новгороде включает следующие процессы, активно влияющие на его качество:

- информатизация и компьютеризация всей деятельности университета, предполагающие диверсификацию форм обучения, увеличение объема самостоятельной работы, расширение различных форм дистанционного обучения;

- развитие процесса кооперации университета как в рамках системы образования, так и вне ее, расширение связей НовГУ с вузами России, а также дальнего и ближнего зарубежья;

- регионализация университетского образования, повышение значимости университета не только в научной и производственной, но и в общественной и культурной сферах территории, университет становится центром науки, образования и культуры региона;

- сближение университетского и неуниверситетского секторов, что является одним из характерных признаков Новгородского университета, в котором наряду с классическими университетскими видами профессионального образования (гуманитарное, естественно-научное) поддерживается и развивается высшее инженерное, сельскохозяйственное, педагогическое образование, а также среднее специальное.

В связи с этим профессиональное университетское образование в Новгородском регионе получает новый социальный смысл - формирование не только специалиста с инновационными компетенциями, но и субъекта территориального сообщества с новым социальным статусом, социальным мировоззрением.

Учитывая то, что для Новгородской области с древних времен характерна соборность, принятие решений «всем миром», университет направляет свои усилия на: активизацию деятельности института социального партнерства в повышении качества университетского образования; привлечение инвестиций как российского капитала, так и зарубежного; модернизацию образовательного процесса, обеспечивая становление университета главным звеном в гуманизации общественно-экономических отношений в регионе и подготовке специалистов с новыми жизненными установками, инновационным поведением, способных к самостоятельному принятию решений в условиях выбора и конструктивного сотрудничества.

В этой ситуации Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого определяет стратегию своего развития через становление его «обучающейся организацией», которая позволит новгородскому региону стать «обучающимся регионом». Данный процесс требует подготовки и переподготовки менеджеров всех уровней и всех сфер (производственной и социальной) как профессиональных руководителей-инноваторов, обладающих предпринимательской культурой, новым мышлением и инновационным поведением. Современный успешный руководитель понимает, что основой развития любой организации становится политика повышения качества жизни человека через вложение инвестиций в его образование.

Все перечисленные проблемы, с нашей точки зрения, могут быть решены, если с учетом тенденций развития современной мировой социально-экономической системы будет разработана система многоуровневой подготовки менеджеров нового поколения, способных учесть положительный мировой опыт управления организациями в условиях рынка, неопределенности и непредсказуемости.

Мы полагаем, что такая система начинает складываться в Новгородском университете, который имеет опыт участия в международных проектах по реализации идей Болонского процесса.

Так, в период с 2004 по 2007 годы совместно с университетами Падеборна (Германия) и Готланда (Швеция) осуществлялся проект ТЕМПУС-ТАСИС «Введение учебных ступеней бакалавра и магистра в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого», целью которого была апробация технологии модуляризации учебных планов, которая способствовала структурированию учебных курсов в вузе в виде последовательных модулей, направленных на формирование у студентов определенных компетенций (предметных, социальных, личностных и т. д.).

С 2004 года в рамках программы немецкой службы академических обменов (DAAD) «Интегрированные международные учебные планы с двойным дипломом о высшем образовании» была реализована экспериментальная программа подготовки бакалавров по направлению «Педагогика» в университетах НовГУ и Хильдесхайм (двойной диплом), опыт реализации которой был представлен на международной конференции в Бонне в числе шести лучших российско-германских проектов в области гуманитарных наук.

Российско-голландский проект «Стратегический менеджмент и обеспечение качества в высшем образовании», реализуемый с 2006 года совместно с голландским Центром изучения политики в высшем образовании (CHEPS, Университет Твенте) и университетами Архан-

гельска, Ухты и Петрозаводска, обеспечивает проведение серии информационных и обучающих семинаров для представителей российских вузов - участников проекта, публикацию совместной монографии на русском и английском языках «Университеты Северо-Запада: кейс-стади по стратегическому менеджменту и обеспечению качества в российском высшем образовании», а также разработка программы повышения квалификации сотрудников вузов в области стратегического менеджмента и обеспечения качества.

Вхождение в 2008 году НовГУ имени Ярослава Мудрого в состав консорциума международной образовательной программы «Эразмус Мундус: Окно в Европейское Сотрудничество» (Erasmus Mundus External Cooperation Window) позволяет активно участвовать в развитии взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества в области высшего образования между странами Европейского Союза и их географическими партнерами и реализовать научные обмены, распространение знаний и опыта, ознакомление с лучшими образовательными практиками и моделями, взаимное признание результатов обучения между университетами-членами консорциума в период с сентября 2008 по август 2012 года.

Большое значение в реализации идеи преемственности на уровне «колледж-вуз» в подготовке бакалавров педагогики имеет проект программы IREX «Международный Консультационно-образовательный центр Педагогического колледжа НовГУ», благодаря которому создан Центр, оказывающий организационную, методическую и консультационную помощь колледжам и институту непрерывного педагогического образования НовГУ в развитии международных связей с образовательными учреждениями различных стран, поддержки межкультурной коммуникации студентов и преподавателей, реализации международных научно-образовательных программ и проектов, а также для презентации результатов деятельности студентов и преподавателей на международном уровне. В рамках работы Центра подписаны соглашения о долговременном сотрудничестве с колледжами Великобритании.

Имеющийся опыт международного сотрудничества позволил институту непрерывного педагогического образования НовГУ совместно с университетами Хильдесхайм, Дортмунд (Германия), Кремс (Австрия) с 2006 года участвовать в реализации проекта ТЕМПУС «Многоуровневая подготовка специалистов в области образовательного менеджмента в НовГУ (бакалавриват-магистратура)», особенностью которого является создание модульных образовательных программ с элементами билингвального и дистанционного обучения, а также диагностической процедуры отбора кандидатов в магистратуру. Осуществление данного проекта позволила на кафедре профессионального педагогического образования и социального управления организовать подготовку магистров по программе «Образовательный менеджмент».

Общественная экспертиза результатов проекта, проведенная профессорами университетов Германии и Австрии, распространение опыта его реализации на международных конференциях и семинарах в России, Финляндии, Чехии, Белоруссии, Эстонии и других странах позволяет считать систему многоуровневой подготовки образовательных менеджеров в Новгородском университете инновационной. Попробуем обосновать данную точку зрения.

Прежде всего, нам необходимо ответить на вопросы: Кого готовим? Чему учим? Как учим? Как оценить качество подготовки магистров? Для ответа на данные вопросы необходимо, прежде всего, определить сущность таких понятий, как «образовательный менеджмент» и «образовательный менеджер».

Сегодня трудно найти наиболее популярный и наименее понимаемый термин, чем «менеджмент», а тем более «образовательный менеджмент». Их ассоциируют с успехом или неудачей всей деятельности, образовательной деятельности. Одни считают менеджмент (образовательный менеджмент) чем-то непознаваемым, обладающим магической силой, влияющей на судьбу человека и организации в целом. Другие видят в менеджменте подобие таблицы умножения, заучив которую, можно применять в любой ситуации. В реальной жизни нельзя исходить из какой-то крайности и универсализма. Автор исходит из того, что менеджмент - это сложная социально-экономическая и информационно-технологическая система, связанная с координацией и объединением деятельности людей в целях обеспечения эффективности и результативности системы.

В современных условиях сердцевиной менеджмента становятся человеческие ресурсы и предпринимательская экономика, что требует сделать информацию, знания, опыт и нововведения производительной силой. С учетом сложности, динамичности и непредсказуемости внешней среды необходимо совершенствовать не столько технику, сколько развивать персонал, изменяя установки, ценности, профессиональные знания, умения и навыки, психологию, философию, культуру.

Включение России в мировое экономическое и информационное сообщество требует внедрения информационных технологий и менеджмента информационных ресурсов, что обеспечивает получение и использование новых знаний, влияя тем самым на область индивидуального и общественного сознания людей. Таким образом, в условиях перехода от «управленческой» экономики к экономике «предпринимательской», развития новых информационно-управленческих технологий, повышается значимость образовательного менеджмента любой организации как управления посредством знаний, обеспечивающего гуманизацию социально-экономических отношений, повышение информационно-образовательной активности персонала, становление организации «обучающейся» с развитой способностью к постоянному обучению, адаптации и переменам. От менеджеров всех организаций требуется, чтобы они превратили самоменеджмент, информационные технологии, инновационность и предпринимательство в нормальную, непрерывную каждодневную деятельность, практику их личной работы и организации.

Итак, современный менеджер - это профессиональный образовательный менеджер, обладающий информационно-образовательной культурой и инновационным поведением, способный активировать интеллектуальный потенциал организации на основе менеджмента знаний, обеспечивающего создание и поддержку культуры постоянного обучения и взаимообогащения знаниями членов организации для достижения более высокой производительности.

Анализ научной литературы по проблемам подготовки магистров педагогики (В.А.Козырев, Ю.В.Соляников, Е.А.Деревянченко и др.), наш десятилетний опыт профес-

сиональной подготовки менеджеров для социальной сферы [2; 3; 4; 5; 6] позволил определить компетенции выпускника магистерской программы «Образовательный менеджмент: информационно-образовательная, социальнопедагогическая, организационно-управленческая,

научно-исследовательская, межкультурная, рефлексивно-креативная. Раскроем содержание каждой из них.

Информационно-образовательная компетенция - готовность и способность выпускника использовать информационно-компьютерные средства и способы для получения и применения новых знаний, наращивать информационный потенциал работников, осуществлять менеджмент информационных ресурсов.

Социально-педагогическая компетенция - готовность и способность выпускника на основе социологических и психолого-педагогических знаний осуществлять различные виды педагогической деятельности (преподавательская, научно-методическая, консультационная, воспитательная).

Организационно-управленческая компетенция - готовность и способность выпускника к комплексному обеспечению рационального использования образовательных ресурсов, к созданию условий для формирования и развития команд (стимулирование самостоятельности субъектов, их самоорганизации, самоуправления, лидерских качеств).

Научно-исследовательская компетенция - готовность и способность выпускника к качественному решению проблем в области образовательного менеджмента средствами деятельности научно-исследовательского характера.

Межкультурная компетенция - готовность и способность выпускника к межкультурному взаимодействию и решению актуальных задач образовательного менеджмента в контексте международных интеграционных процессов.

Рефлексивно-креативная компетенция - готовность и способность выпускника к инициативной, самостоятельной инновационной деятельности по обеспечению развития образовательного менеджмента на основе рефлексии профессионально-личностного развития персонала и процесса становления организации обучающейся.

В целях формирования перечисленных компетенций разработана и реализуется образовательная программа. Одной из особенностей программы является включение подготовительного модуля в программу бакалавриата и блока «Диагностика».

Подготовительный модуль в программе бакалавриата по направлению «Педагогика» состоит из следующих дисциплин: «Корпоративная педагогика», «Управление образовательными системами», «Экономическая педагогика». Для лиц, закончивших бакалавриат не по направлению «Педагогика», представлены перечисленные дисциплины в дистанционном режиме.

Целью блока «Диагностика» является: отбор кандидатов, готовых к освоению магистерской программы; выявление способности применить имеющиеся знания и опыт в обучении в магистратуре, а также определение индивидуального образовательного маршрута магистра; получение данных для управления качеством образовательного процесса на уровне бакалавриата и магистратуры.

Задача блока «Диагностика» - выявление способностей к обучению кандидатов и оценка следующих необходимых для обучения в данной магистратуре компетенций:

предметная компетенция в области педагогики и основ образовательного менеджмента; организационная компетенция; способность решать проблемы; способность к научной работе.

При поступлении проводится собеседование, пред-ставлется портфолио.

С учетом того, что в магистратуру принимаются не только выпускники бакалавриата, но и педагоги, имеющие опыт работы, требования к собеседованию и портфолио дифференцируются.

Портфолио для выпускников бакалавриата включает:

Обязательно: 1-2 исследовательские работы; отчеты и характеристики с практик; отчеты или продукты проектных работ.

Факультативно: отчеты о посещении занятий в образовательных учреждениях; документы о дополнительных квалификациях; участие в олимпиадах и конкурсах; участие в научных конференциях, учебных семинарах и т.д.; награды.

Портфолио для практиков содержит:

Обязательно: характеристики и аннотации на выполненные проекты. программы, практики и т.д. в сфере образования; свидетельства и сертификаты о повышении квалификации.

Факультативно: участие в научных конференциях, учебных семинарах и т.д.; публикации; награды.

Собеседование проводится на основе конкретной ситуации, формулируемой на основе портфолио, и призвано выявить понимание актуальных задач современного образования.

Структура подготовки магистров по направлению «Педагогика» в области образовательного менеджмента (Международный проект Темпус/Тассис) включает четыре модуля: «Образовательный менеджмент как ресурс организационного развития», «Управление человеческими ресурсами», «Менеджмент в межкультурном и международном контексте» и «Методология образовательного менеджмента».

Содержание, образовательные технологии в каждом модуле разрабатывались с учетом компетенций, которые должны быть сформированы у магистрантов в процессе их обучения и перечислены уже в тексте. В то же время дидактическая система каждого модуля делала акцент на формирование специальных компетенций, характерных только для него. Так, изучение модуля «Управление человеческими ресурсами», включающего дисциплины «Организационная психология» и «Управление персоналом», обеспечение постоянного вовлечения магистрантов в активную разработку разнообразных практических вопросов по управлению человеческими ресурсами способствовало развитию таких компетенций, как:

- способность применять современные формы и методы воздействия на поведение личности, группы для повышения эффективности работы организации, технологии набора и отбора персонала, планирование карьеры и профессионального роста;

- способность составлять программы мотивации и стимулирования персонала организации на основе знаний ведущих теорий мотивации;

- умение прогнозировать изменения поведения индивидуума, группы в соответствии с критериями эффективности работы организации;

- способность взаимодействовать с индивидуумом и группами в организации на основе знаний ведущих теорий лидерства, а также развитие собственных лидерских качеств.

Модуль «Менеджмент в межкультурном и международном контексте», включающий дисциплины «Образовательный и проектный менеджмент в международной организации», «Сравнительная эдукалогия», вносит большой вклад в становление межкультурной компетенции магистрантов через формирование готовности демонстрировать понимание ключевых терминов и умение применять их для решения поликультурных проблем своей профессиональной деятельности; умение критически анализировать и сравнивать зарубежные образовательные системы и проекты, выявляя общее и особенное в их структуре; способности формулировать ведущие идеи, характерные для международного образовательного менеджмента; готовности системно использовать полученные в ходе освоения модуля знания и умения для решения комплексных междисциплинарных проблем в изменяющихся контекстах.

Основной идеей, пронизывающей весь образовательный процесс в магистратуре, является активация интеллектуального потенциала всех его субъектов (преподавателей, магистрантов, руководителей научно-педагогической и научно-исследовательской практик) через:

- проведение мастерских профессорами России, Германии, Австрии, стажировку преподавателей и магистрантов в вузах этих стран;

- применение новых информационных технологий на основе программы дистанционного обучения MOODLE, разработку модулей и их реализацию в дистанционном режиме, позволяющем применить такие формы обучения как «телетичинг» (телеобучение, телесеминар, удаленное обучение), «телетьюторинг» (телерепетиторство, телекураторство, телекооперация и др.);

- включение магистрантов в совместную проектную деятельность с преподавателями по реализации российских и международных проектов (международная образовательная программа «Эразмус Мундус: окно в Европейское сотрудничество», «Становление карьеры педагога в территориальной образовательной системе» и др.);

- участие в подготовке и проведении научно-практических конференций международных, российских и университетских («Инновационный образовательный менеджмент: российский и международный контекст», «Проблемы многоуровневой подготовки в области образовательного менеджмента», «Магистр науке, культуре и образованию и др.);

- совместное обучение магистрантов, аспирантов, преподавателей, предпринимателей на курсах повышения квалификации («Основы менеджмента, экономики и маркетинга в образовании», «Личностный рост том-менеджера», «Деловой иностранный язык», «Дистанционное обучение», «Школа молодого учено» и др.) с выездными практическими занятиями на базе образовательных учреждений (дошкольных, школ, учреждений дополнительного педагогического образования, вузов), различных фирм Великого Новгорода и Санкт-Петербурга. Выбор магистрантами курсов повышения квалификации в Центре региональных проблем образования взрослых при выпускающей кафедре профессионального педагогического образования и социального управления позволяет им получить дополнительные компетенции, включиться в подготовку к поступ-

лению в аспирантуру, активно участвовать в жизни кафедры, университета, результативно проводить профориентационную работу среди студентов бакалавривата и образовательных учреждений (наблюдается ежегодный рост конкурса в магистратуру).

В ходе рефлексии результатов первого года обучения магистрантами было отмечен как положительный результат их подготовки: модульное обучение с дистанционными и другими активными формами обучения; гибкий график обучения, дающий возможность совмещать обучение с работой; мотивация со стороны преподавателей к самоорганизации, саморазвитию, активности магистрантов; возможность получения дополнительных компетенций при изучении курсов на иностранном языке, повышении квалификации в Центре региональных проблем образования взрослых; участие в стажировках за рубежом, совместной деятельности с преподавателями и аспирантами при проведении конференций, разработке и реализации научноисследовательских проектов.

В качестве проблем магистрантами выделены такие, как неумение распределять равномерно свою самостоятельную деятельность, что требует повышения квалификации по курсу «Тайм-менеджмент», отсутствие правовых знаний и необходимость введения курса «Правовые основы менеджмента»; нерегулярность групповой рефлексии результатов образовательного процесса, что требует специальной ее организации, минимум два раза в год и др.

Обобщая вышеизложенное, можно констатировать, что многоуровневая подготовка магистров по направлению «Педагогика» в области образовательного менеджмента перспективна, носит системный инновационный характер:

обеспечение междисциплинарности на содержательном (менеджмент, экономика, педагогика, психология, маркетинг и др.) и структурном (объединение выпускников разных бакалавриатов) уровнях;

интеграция в единую систему основного и дополнительного профессионального образования (накопительная

система кредитов, создание Центра региональных проблем образования взрослых, преемственность основного и дополнительного профессионального образования);

конструирование третьего цикла многоуровневого высшего образования подготовки магистров (интеграция и преемственность в подготовке магистров и аспирантов);

придание международной направленности магистерской подготовке (интегративные программы, учитывающие стандарт магистерской подготовки российских и зарубежных вузов, получение двойного диплома);

сетевое взаимодействие университетов-партнеров России и зарубежных стран (создание в дистанционном режиме модулей - лучших образцов подготовки магистров).

Литература

1. Магистратура и Болонский процесс: вузовский эксперимент: научно-методическое пособие: 2-е изд. стереотип / под ред. проф. В. А. Козырева. - Спб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. - 255 с.

2. Соляников Ю. В. Обеспечение качества подготовки магистрантов педагогического университета к научно-исследовательской деятельности: автореф. дис. ... к. п. н., Спб., 2003. - 20 с.

3. Деревянченко Е. А. Подготовка магистров педагогики к международному взаимодействию: автореф. дис. ... к. п. н., Омск, 2004. - 22 с.

4. Бакушина А. Н. Подготовка кадров высшей квалификации в системе постдипломного педагогического образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук, Спб., 2009. - 24 с.

5. Шерайзина Р. М., Александрова М. В. Введение в магистерскую программу «Образовательный менеджмент». - Великий Новгород, 2008. - 96 с.

6. Проблемы многоуровневой подготовки в области образовательного менеджмента: материалы третьей международной научно-практической конференции / авт.-сост. Р. М. Шерайзина, О. С. Орлов; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. - Великий Новагород, 2008. - 297 с.

7. Болонский процесс. Основополагающие материалы / сост. А. К. Бурцев, В. А. Звонова; пер. с англ. - М. : Финансы и статистика, 2007. - 88 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.