Р. М. Шерайзина
(Великий Новгород)
ПОДГОТОВКА КАДРОВ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ
В статье проанализированы области употребления термина «образовательный менеджмент», раскрыты особенности масштабной многоуровневой подготовки специалистов-ме-неджеров в России и в международном опыте, охарактеризовано содержание инновационной магистерской программы по обучению и развитию персонала
Инновационное развитие экономики способствует переориентации социальной системы на формирование новых стандартов и диктует необходимость смены образовательных парадигм. В связи с этим профессиональное образование получает новый социальный смысл - формирование не только специалиста с инновационными компетенциями, но и члена общества с новым социальным статусом, социальным мировоззрением.
Для России эти проблемы приобрели особую остроту в связи с ускоренным развитием и переходом к рыночным принципам финансирования. В этих условиях учебные заведения вынуждены быстро реагировать на изменения запросов потребителей образовательных услуг, искать новые стратегии развития, модернизировать систему управления.
В документах о модернизации образования как в России, так и в зарубежных странах утверждается, что образовательное учреждение должно стать главным фактором гуманизации общественно-экономических отношений и обеспечить формирование новых жизненных установок личности - инновационного поведения, способностей к самостоятельному принятию решений в ситуации выбора, конструктивного сотрудничества, прогнозируя их возможные последствия.
Перспектива перехода образовательных учреждений в режим автономных учреждений, полностью находящихся в рыночных условиях, позволяет относить их к инновационному сектору экономики. Конкурентоспособность учебного заведения зависит от многих факторов - от инноваци-
онности образовательного процесса, научно-исследовательской деятельности и др.
Возникает проблема модернизации системы управления учебным заведением, коренным образом отличающейся как от системы управления государственным образовательным учреждением, так и от системы управления предприятиями промышленности или сферы услуг.
Это связано с мотивацией персонала к непрерывному образованию, обучению через всю жизнь, что способствует формированию инновационного поведения и повышению качества образовательной и трудовой деятельности преподавателей и сотрудников.
Построение новых систем управления требует профессиональных руководите-лей-инноваторов, обладающих предпринимательской культурой, новым мышлением и инновационным поведением. Основой успешности развития современных организаций становится политика повышения качества жизни человека через вложение инвестиций в его образование.
Решение всего комплекса перечисленных проблем возможно при изменении подходов к организации подготовки управленческих кадров. Возникла необходимость в разработке системы многоуровневого обучения специалистов в области образовательного менеджмента как особой отрасли управленческой деятельности, основанной на представлении о любой организации как социальной системе.
Образовательный менеджмент мы рассматриваем как определенный вид современного менеджмента, который интегрирует инновационные идеи педагогики, пси-
хологии, социологии образования, теории управления, целью которого является обеспечение становления «обучающейся организации», способствующей развитию образовательной активности человека на протяжении всей жизни и в системе непрерывного обучения.
Е. А. Князев выделяет следующие области употребления термина «образовательный менеджмент»:
- под образовательным менеджментом может пониматься группа людей, выполняющих управленческие функции и задачи в системе образования;
- менеджмент в целом, и образовательный менеджмент в частности, является областью учебной специализации или предметом отдельного изучения, т.е. особой областью знаний, преподавание которой ведется как в рамках получения высшего образования (на уровне бакалавриата, что, как правило, достаточно редко), так и на уровне магистратуры, аспирантуры или сертифицированного дополнительного образования;
- менеджмент является процессом, так как предполагает выполнение целого ряда специфических видов деятельности или функций, таких как планирование, прогнозирование, организация, координирование учебного процесса, контроль за обеспечением качества обучения, контроль результатов образовательной деятельности, управление финансовыми и человеческими ресурсами и т.д.» [1: 2-3].
Е. А. Князев и И. И. Ганчеренок отмечают масштабность подготовки специалистов в области образовательного менеджмента в США (Нью-Йоркский университет, Центр изучения высшего образования Университета Штата Пенсильвания и др.) В Нью-Йоркском университете готовят доктора философии и доктора образования в области управления высшим образованием, магистра искусств в области администрирования студенческого персонала в высшем образовании. Выпускники университета подготовлены для работы президентом колледжа, его заместителями по различным направлениям (координатор программы для взрослых, декан, руководитель структурного подразделения вуза: начальник научно-исследовательского сектора, исполни-
тельный помощник президента университета и др.). Основное содержание профессиональной подготовки менеджеров вузов включает такие курсы, как «Профессорско-преподавательский состав: политика, практика и проблемы (Faculty Personnel: Policies, Practices and Issues)»; «Финансы в высшем образовании (Finance in Higher Education)»; «Руководство высшим образованием (Governance in Higher Education)»; «Инновации в высшем образовании (Innovations in Higher Education)»; «Фандрейзинг/ресурс-ное обеспечение вуза (Fund Raising)»; «Оценка учебного заведения и планирование (Institutional Assessment and Planning)»; «Право и высшее образование (The Law and Higher Education)»; «Управление студенческим персоналом (Student Personnel Administration)»; «Телекоммуникации в высшем образовании (Telecommunications in Higher Education)»; «Объединения/союзы и коллективное соглашение/договор (Unions and Collective Bargaining)» и другие.
Кроме того, в университетах США ведутся следующие элективные (факультативные) курсы: компьютерные технологии для администраторов (Computer Technology for Administrators); динамика профессионального развития (Dynamics of Vocational Development); групповые рекомендации (Group Counseling); управление информационными системами (Management Information Systems) [1, 2].
Цель магистерской программы - подготовка обучающихся к высококвалифицированной деятельности в области обучения и развития персонала, а также к руководящей деятельности в сфере образования. Выпускники должны быть готовы к выполнению управленческих функций в общеобразовательных школах, учреждениях начального и среднего профессионального образования, социальных учреждениях, а также к решению организационно-педагогических и дидактических задач на предприятиях и в организациях, исследовательских институтах, в международных культурно-образовательных центрах и организациях, службах занятости, муниципальных и региональных органах управления образованием. При этом выпускники должны обладать компетенциями, необходимыми для проведения соответствующих исследо-
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 2 (15) 2008
23
ваний в области образовательного менеджмента, управления развитием образовательными системами.
К основным компетенциям выпускника магистерской программы относят:
- владение общими вопросами теории организационных структур, понимание основных принципов и особенностей функционирования организации высших учебных заведений;
- понимание роли и функций администраторов различных уровней в организациях, их обязанности и уровень ответственности;
- знание особенностей работы и принципов взаимодействия с различными клиентами системы образования (студентами, выпускниками, родителями, правительственными представительствами, фондовыми организациями и т.д.);
- владение специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для управленцев высших учебных заведений (финансовые и правовые знания; вопросы планирования, прогнозирования, организации, координирования учебного процесса и научно-исследовательской деятельности; контроль за обеспечением качества обучения, результаты образовательной деятельности; управление финансовыми и человеческими ресурсами; эффективные приемы менеджмента и т.д.);
- умение вести научно-исследовательскую деятельность [1, 2, 3].
В своих работах Н. А. Смакотина [5], исследуя проблему изменения ментальных установок в образовательном менеджменте, отмечает, что в образовательном менеджменте как составной части менеджмента и управления персоналом нуждается любая организационная структура (предприятие, фирма, социальная организация и т.д.). Но, как показывают результаты мониторинга Национального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров (НФПК), «не удалось выявить менеджеров, которые хотя бы слышали о такой концепции, как «обучающаяся организация», знали бы, что такое «комплексное (тотальное
- TQM) управление качеством и т.п.» [5: 54, 6].
Одной из задач исследователей-теоре-тиков менеджмента становится поиск пу-
тей оптимальной организации и использования человеческого капитала.
В НовГУ имени Ярослава Мудрого реализуется программа многоуровневой подготовки специалистов в области образовательного менеджмента в рамках международного проекта Темпус/Тасис.
Отличительные особенности данной программы:
1. Рассмотрение образовательного менеджмента как междисциплинарнаой области научных знаний, интегрирующей психолого-педагогические науки, теории менеджмента, социологию образования и практику управления образовательными системами и образовательными процессами в организациях различного типа.
2. Выделение трех основных функций образовательного менеджмента:
- социальной - реализация принципов устойчивого развития, учитывающих человеческие ценности (экономическая и экологическая эффективность, социальная справедливость, рост производства);
- профессиональной - обеспечение социализации человека в условиях неопределенности через создание условий для освоения новых профессиональных ролей, развитие профессиональной компетентности и мобильности, освоение смежных профессий;
- личностной - дополнение и обогащение процесса социализации путем приобщения личности к общечеловеческим ценностям, языку, культуре мышления и чувствования, деятельности и общения, проектирование индивидуального образовательного маршрута обучения в течение всей жизни.
3. Определение компетентностного подхода как методологического основания многоуровневой профессиональной подготовки, позволяющего:
- перейти от воспроизведения знаний к применению и организации знания;
- «снять» диктат объекта (предмета) труда (но не игнорировать его);
- расширить возможности социализации и трудоустройства;
- увязать теорию с ситуациями применимости знаний (используемости) в жизнедеятельности человека и мире труда;
- осуществить интернационализацию
образования как ключевой идеи многоуровневой программы «Бакалавр-магистр».
Реализация данной программы потребовала особых компетенций в области международной образовательной деятельности. Для этих целей введены курсы на русском и иностранном языке «Сравнительная педагогика», «Организационная психология», «Управление персоналом», «Образовательный и проектный менеджмент в международных организациях».
Ведущей характеристикой образовательного менеджера является инновационное поведение, которое предполагает реализацию следующих принципов: непрерывного образования («обучение через всю жизнь»); стратегического инновационного управления (ресурсами, изменениями, знаниями, общественными структурами, качеством); прогнозирования жизненных успехов человека и его карьерного роста; построения проектного уклада жизни как способа проектирования индивидуального образовательного маршрута; разработки и реализации инвестиционных проектов как системы образовательных целей; формирования инновационной среды в контексте инновационной психологии, педагогики и менеджмента.
Целевыми группами для поступления в магистратуру являются выпускники бакалавриата; руководители и педагогические работники образовательных учреждений различного типа и уровня; специалисты муниципальных и региональных органов управления образованием; руководители социальных учреждений; руководители и
специалисты кадровых служб предприятий и организаций.
Магистр, освоивший программу «Образовательный менеджмент», должен овладеть знаниями по основным проблемам образовательного менеджмента, что предполагает изучение концепций и методов организационного развития, гетерогенного контекста образовательного менеджмента, процесса и моделей консультирования в сфере образовательного менеджмента и организационного развития; проблем управления человеческими ресурсами; организационно-психологических основ образовательного менеджмента: анализа эволюции менеджмента в межкультурных и международных контекста; образовательного и проектного менеджмента в международных организациях; методологии образовательного менеджмента, проблем организации и проведения исследований в области образовательного менеджмента.
Эффективность и качество решения поставленных задач подготовки образовательных менеджеров обусловлены сущностными характеристиками образовательных реформ в России и развитых странах, которые связаны со значимостью обучения как для индивида, так и для организации, общества; необходимостью адаптации образовательного процесса к реальной практике, интегратитвным (комплексным) характером знаний и умений, инновационной направленностью образовательной деятельности, ориентацией на освоение человеком способов активной познавательной работы.
Литература
1. Князев Е. А. Кадры управления в высшем образовании как приоритет для устойчивого развития высшей школы. - М., 2001.
2. Ганчеренок И. И., Грибовская Е. Л. Модели магистерской подготовки: Швеция, Великобритания, Испания. - Минск: РИВШ БГУ, 2003. - 69 с.
3. Кредитные технологии в высшем образовании / Авт. и сост. И. И. Ганчеренок. - Минск: РИВШ БГУ, 2003. - 132 с.
4. Барановский А. И. Образовательный менеджмент: актуальные проблемы становления // Современные наукоемкие технологии. - № 1. - 2008.
5. Смакотина Н. А. Проблема изменения ментальных установок в образовательном «менеджменте» // Качество, инновации, образование. - № 1. - 2002. - С. S3-S6.
6. Барьеры развития менеджмента (мониторинг НФПК). Alma Mater. - № 3. - 1998. - С.47.
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 2 (1S) 2008
2S