Научная статья на тему 'Повышение роли университетов в инновационной деятельности'

Повышение роли университетов в инновационной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
156
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МИРОВОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО / ИННОВАЦИОННОЕ МНОГОУРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОВМЕСТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / КОРПОРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / ТРАНСФЕРТ / КОНЦЕПЦИЯ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / THE СONCEPT OF LONG-TERM SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION / COMPETITIVENESS / INNOVATIVE ACTIVITY / WORLD ECONOMIC COMMUNITY / INNOVATIVE MULTILEVEL EDUCATION / JOINT EDUCATIONAL PROGRAMS / INNOVATIVE PROVISION OF AN EDUCATION SYSTEM / CORPORATE EDUCATION / VOCATIONAL TRAINING / INNOVATIVE MODELS OF THE ORGANIZATION OF EDUCATION / TRANSFER / QUALITY MANAGEMENT OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутко Галина Павловна, Ляпунова Анастасия Дмитриевна

Дается характеристика современной российской образовательной системы, в основе которой лежит развитие инновационных структур в высшей школе. Акцентируется внимание на рассмотрении отдельных аспектов данного вопроса с точки зрения использования в учебном процессе вуза нового вида обеспечения – инновационного, представляющего образовательную систему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Increase of the Universities Role in Innovative Activity1The Urals State Forest-Engineering University

The characteristics of modern Russian educational system based on development of innovative structures in the higher school is given. Attention is focused on some aspects of the given question which is based on the use of a new kind of provision – innovative, representing an educational system.

Текст научной работы на тему «Повышение роли университетов в инновационной деятельности»

БуТКО Галина Павловна

Доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента и внешнеэкономической деятельности предприятия

Уральский государственный лесотехнический университет

620038, РФ, г. Екатеринбург, Сибирский тракт, 37 Контактный телефон: (922) 218-89-93 e-mail: gpbutko@mail.ru

ЛЯПУНОВА Анастасия Дмитриевна

Аспирант кафедры финансов, денежного обращения и кредита

Уральский финансово-юридический институт

620075, РФ, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, 1 Контактные телефоны: (343) 371-25-28, (908) 915-62-46 e-mail: anastasia@e-sky.ru, lad985@mail.ru

Повышение роли университетов в инновационной деятельности

Ключевые слова: конкурентоспособность, инновационная деятельность, мировое экономическое сообщество, инновационное многоуровневое образование, совместные образовательные программы, инновационное обеспечение системы образования, корпоративное образование, профессиональное образование, инновационные модели организации образования, трансферт, Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ, менеджмент качества образования.

Аннотация. Дается характеристика современной российской образовательной системы, в основе которой лежит развитие инновационных структур в высшей школе. Акцентируется внимание на рассмотрении отдельных аспектов данного вопроса с точки зрения использования в учебном процессе вуза нового вида обеспечения - инновационного, представляющего образовательную систему.

Повышение эффективности деятельности и рост конкурентоспособности отечественных образовательных и научных систем - один из самых актуальных вопросов современной России. Это связано с тем, что уровень развития образования, научнотехнического прогресса и интеллектуального потенциала страны наиболее значим для ее успешной интеграции в мировое экономическое сообщество. Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, которая базируется на сценарии инновационного развития, использование конкурентных преимуществ российской экономики как в традиционных секторах (энергетика, транспорт, аграрный сектор), так и в новых наукоемких секторах и «экономике знаний» предполагает прорыв в повышении эффективности человеческого капитала, развитии высоко-и среднетехнологичных производств и превращение инновационных факторов в основной источник экономического роста [1].

На рубеже тысячелетий конкурентоспособными и успешными могут быть только вузы, способные обеспечить потребности личности во всех направлениях развития при обучении в системе непрерывного инновационного многоуровнего образования. В Уральском государственном лесотехническом университете (УГЛТУ) получило развитие международное сотрудничество. УГЛТУ успешно сотрудничает с Индийским

© Бутко Г. П., Ляпунова А. Д., 2008

исследовательским институтом по производству фанеры и подготовке кадров в городе Бангалор. Практические действия по сотрудничеству предполагают обмен студентами, аспирантами, преподавателями и участие их в научных исследованиях. Ценность реализации совместных образовательных программ заключается в том, что они дают участникам обменных программ реальную возможность получения двойного диплома, а также дополнительную возможность изучения иностранных языков. Большое внимание развитию трехстороннего сотрудничества уделяется со стороны «Альянс Франсез Екатеринбург» и Генерального консульства Франции в Екатеринбурге [2. С. 1].

При оценке конкурентоспособности УГЛТУ приняты показатели объектов системы ведущих факультетов данного вуза (см. таблицу).

Показатели конкурентоспособности ведущих факультетов УГЛТУ [3. С. 4]

Ведущие факультеты УГЛТУ Интегрированный показатель конкурентоспособности Темп роста, % Доля рынка, %

2006 2007 2006 2007

Факультет экономики и управления 1,05 1,13 107 24 28

Лесомеханический факультет 1,04 1,12 107 23 25

Инженерно-экологический факультет 0,65 0,72 110 22 24

Лесоинженерный факультет 0,84 0,97 115 18 22

Лесохозяйственный факультет 0,56 0,65 116 12 17

Факультет механической технологии древесины 0,82 0,98 119 21 25

Интегрированный показатель конкурентоспособности учитывает: интеллектуальный капитал, инновационные услуги, финансовую устойчивость, научно-методическую базу, имидж, личный рост, обслуживание слушателей, уровень издержек, профессиональную востребованность. Исследуемые объекты определяют приоритетные направления инновационной стратегии на основе элементов маргинального анализа, т. е. возможности оказывать одновременно несколько видов конкурентоспособных услуг. При этом наиболее эффективный вариант выбирается с более высокими параметрами.

Инновация в настоящее время рассматривается не как продукт исключительно научного исследования или технологии. Сегодня результат инновационной деятельности зависит от организационных, социальных, экономических и других факторов. Таким образом, природа инновации изменяется, собственно как и сама экономика, претендующая на статус «экономики знаний». В УГЛТУ предложена комплексная модель подготовки специалистов для лесного сектора экономики, начиная с бакалаврского уровня до инженерной и магистерской подготовки. Именно лесной вуз, один из ведущих в Уральском регионе, выполняет актуальные требования современной европейской формулы подготовки специалистов-исследователей: «одна профессия - множество карьерных возможностей», подтверждает необходимость в реализации новых квалификационных требований. Прежде всего это относится к знаниям в области управления современными информационными технологиями, права интеллектуальной собственности и совершенствования различных направлений развития менеджмента качества образования.

Обучение и подготовка высококонкурентных специалистов для России представляются нам как долгосрочные инвестиции в промышленность и экономику региона и страны в целом, а развитие системы образовательного процесса служит показателем интеграции образования в производство инновационной продукции. Для инновационного обеспечения системы образовательного процесса и повышения качества образовательных услуг необходимым условием является способность сотрудников вуза

к восприятию инноваций. При этом особенно важно отношение преподавателей к инновационной деятельности и современным инновационным технологиям.

Практическое выполнение принципа бесплатной передачи права на результаты интеллектуальной деятельности, способствующее успеху российской инновационной деятельности, возможно благодаря получению за счет государственного финансирования, непосредственно самим разработчикам, в том числе университетским ученым, при условии введения их в обозримые сроки в экономический оборот на территории России. Это общий принцип, практикуемый сегодня всеми ведущими странами: государство должно страховать риски возникающих инновационных компаний, но не должно претендовать на доходы от их бизнеса. Государство получит свою долю доходов через налоги от фирм, созданных на базе инноваций, что подтверждается мировой практикой. Поэтому важным элементом законодательной базы для развития университетской инновационной деятельности может стать рассматриваемый Государственной думой Федеральный закон «Об авторском праве и смежных правах», предусматривающий передачу прав на использование новых разработок самим автором, как это имеет место в других странах.

В списке стран, наиболее динамично развивавшихся в последние десятилетия, в основном представлены те, что сделали ставку на развитие национальных систем образования и наукоемкие технологии. В этих странах именно человеческий капитал стал основным фактором прогресса, обеспечивая до 75% производства и прироста национального дохода. Например, в США, которые в настоящее время являются бесспорным мировым лидером в области научно-технического прогресса, расходы непосредственно на научные исследования и разработки достигают почти 3% ВВП [4. С. 5-8]. И хотя 2/3 этих расходов покрываются за счет собственных финансовых средств корпораций (и эта доля постоянно растет), главным фактором научно-технического прогресса является хорошо продуманная и отработанная система финансирования научных исследований за счет средств федерального бюджета, распределяемых федеральными агентствами. Выделяемые средства распределяются примерно поровну между федеральными исследовательскими организациями (федеральными лабораториями), образовательными учреждениями (университетами) и исследовательскими центрами корпораций и малого бизнеса.

Для ускорения развития отечественной экономики необходимо сделать ставку на существующий научно-промышленный потенциал нашей страны. Оптимисты считают, что Россия могла бы претендовать на 10-15% мирового рынка наукоемкой продукции, что приносило бы 120-180 млрд дол. в год, обеспечивая одновременно социальный спрос на науку и высшее образование [5]. Но для этого, помимо повышения общего уровня финансирования исследований и разработок, нужны радикальные преобразования, причем не столько непосредственно в технологической сфере, сколько в сфере механизмов, стимулирующих создание и внедрение новых технологий. Хотя сейчас по большинству основных показателей Россия имеет ту же промышленную инфраструктуру, что и западные страны, мы сильно отстаем в развитии технологической среды, определяющей темп появления и освоения инноваций. Именно это отставание необходимо преодолеть в первую очередь, и огромную роль в этом может сыграть развитие инновационных структур в высшей школе.

Можно выделить три основных направления влияния университетов на развитие инновационного процесса в России:

1) традиционная роль университетов как научно-исследовательских центров, создающих новое знание и разрабатывающих на его базе новые инновационные технологии;

2) роль университетов как инновационных центров, способствующих трансферту новых технологий от стадии научной разработки до начальных этапов их технологического оформления и передачи на стадию промышленных испытаний;

3) подготовка высокопрофессиональных кадров для функционирования всей цепочки создания и трансферта инновационных технологий - от разработчиков до специалистов промышленных предприятий, включая специалистов по инновационной деятельности.

Первое направление в силу своей очевидности и традиционности не требует комментариев. Но на двух других необходимо остановиться более подробно. Процветание производств и стран с развитой наукоемкой экономикой зависит не только от высокоразвитой и эффективной науки, но и от быстрого и эффективного трансферта технологий (их передачи, продажи или обмена), т. е. от инновационного менеджмента. Трансферт технологий от научной лаборатории к рыночным производителям требует разделения функций и наличия целого ряда специализированных промежуточных звеньев. Роль таких звеньев и призваны играть инновационные фирмы, причем в первую очередь фирмы, создаваемые при ведущих отечественных университетах.

С другой стороны, можно говорить и о влиянии инновационных фирм на развитие высшего образования. По нашему мнению, роль университетских инновационных фирм в развитии отечественной системы высшего образования должна заключаться в следующем:

1) поддержка университетских научных исследований и реализация исследовательского потенциала университета;

2) помощь сотрудникам в освоении навыков инновационной деятельности;

3) обучение студентов навыкам инновационной деятельности как составной части образовательного процесса;

4) вовлечение студентов в реальные патентно-инновационные и производственные процессы;

5) финансовая поддержка образовательного процесса;

6) налаживание прямых научно-технических контактов с производственными фирмами;

7) реализация инновационных проектов малого бизнеса.

В настоящее время важным вкладом университетов в инновационную деятельность в России также может стать развитие на их базе системы корпоративного образования. Корпоративное образование в области инновационных технологий преследует две важнейшие цели: а) подготовка профессиональных кадров для всей цепочки создания и трансферта новых технологий; б) привлечение средств потенциальных работодателей и корпораций в систему высшего образования.

Профессиональное образование может развиваться изолированно от тех структур, для которых оно готовит специалистов. Корпоративное образование - это механизм практической реализации обратной связи между промышленностью и образованием. Его суть в том, что предприятия сами должны принимать активное участие, в том числе финансовое, в подготовке своих будущих кадров. Университет может дать своим выпускникам фундаментальное академическое образование, но не всегда располагает высококвалифицированными кадрами в какой-либо конкретной области, способными дать им практические навыки для того, чтобы они смогли сразу и полноценно включиться в работу того или иного предприятия. Преодолеть этот разрыв можно, развивая систему корпоративного образования как систему дополнительного образования за счет средств «заказчика» образовательных услуг, с привлечением его производственной базы и специалистов.

В современных условиях развитие образования привело к возникновению разнообразных инновационных моделей организации учебного процесса в дополнение к традиционным формам освоения образовательных программ.

Наиболее часто применяемые в системе образовательного процесса модели: традиционная, личностно-ориентированная, компетентностная, дистанционная, модульная,

модель системного обучения. Конкретное содержание всех этих составляющих существенно различается в зависимости от уровня инновационного менеджмента: Российская Федерация, регион, конкретное образовательное учреждение. Такой подход призван обеспечить эффективное использование инноваций для устойчивости и развития учебных заведений в противоречивой рыночной среде страны.

Таким образом, на базе университетских инновационно-внедренческих фирм может быть выстроена инновационная триада, включающая в себя образовательную, научно-исследовательскую и производственно-внедренческую компоненты. Каждая из сторон - участников этого процесса получает конкретную и вполне ощутимую выгоду.

• Университет получает гарантированный оплачиваемый заказ на подготовку специалистов, возможность развития экспериментально-учебной базы, повышения уровня и диверсификации предоставляемого образования, улучшения материальной поддержки преподавательского состава и стимулирования его профессионального роста.

• Заказчик (корпорация) получает возможность на базе университетского образования готовить высококвалифицированные кадры, по уровню и профилю наиболее отвечающие его запросам, включая цели перспективного развития корпорации, причем выпускники уже с первых дней в состоянии активно включиться в производственный процесс, минуя стадию адаптации и переучивания.

• Выпускникам гарантируется трудоустройство по избранной специальности с ясной перспективой карьерного роста.

Но главное и общее для всех трех сторон - их участие в единой цепочке: создание -трансферт - внедрение инновационного процесса с хорошо отлаженными обратными связями и, следовательно, возможностью быстрой реакции на любые изменения в сфере новых научных достижений, на рынках новых технологий, в сфере изменения потребительского спроса и в сфере инноваций в образовательном процессе [6. С. 29-39].

Современное состояние высшей школы России характеризуется постепенным уходом государства как основного заказчика и инвестора из сферы высшего образования. Так, в структуре распределения расходов в консолидированном бюджете (в процентах к общему объему расходов) доля на образование с 2003 по 2007 г. уменьшилась с 13,5 до 11,0%. При этом государственный заказ носит неконкретный характер и не обеспечивается в полной мере финансированием. В соответствии с этим государственный заказ предусматривает лишь число бюджетных мест для вуза, но не подготовку конкретных специалистов, востребованных в будущем экономическими субъектами и органами государственной власти. Это привело к тому, что более 50% выпускников вузов после окончания учебы работают не по специальности (т. е. бюджетные деньги даже в их скудном размере тратятся неэффективно) [7. С. 54-55]. Вуз не отвечает ни за трудоустройство по специальности, ни за соответствие уровня подготовки потребностям рынка труда. Стандарты подготовки специалистов не проходят экспертизу практиков и даже ученых, занятых исследованиями рынка труда (в частности, НИИ труда). Поэтому квалификационные требования зачастую занижены, а система контроля качества подготовки специалиста достаточно условна и не позволяет оперативно и эффективно влиять на этот процесс.

Эти характерные тенденции в региональном разрезе имеют как общие черты, так и специфику проявления. Они зависят прежде всего от проводимой инвестиционной и инновационной политики в регионе; от уровня поддержки региональными представителями власти науки и вузовского образования; от структуры предприятий и их инновационной активности. Региональная инновационная политика через взаимосвязанную и скоординированную систему мер и действий предлагает, с одной стороны, поддержку вузов и их частичное финансирование в целях развития науки и укрепления материально-технической базы, с другой - принятие пакета региональных законодательных и нормативно-правовых актов, закрепляющих нормы и принципы

регулирования, поддержки и стимулирования органами государственной власти и области развития инновационной деятельности в регионе и в вузах, находящихся на территории области.

Проблема взаимодействия вузов с практикой хозяйствования и финансирования вузовской науки в основном хозяйствующими субъектами постоянно рассматривается как в Министерстве образовании и науки РФ, так и на уровне Правительства РФ. В то же время действенный механизм, стимулирующий вложение средств хозяйствующими субъектами в научные исследования и образовательный процесс, решениями правительства не предлагается. Более того, даже выделяемые средства в основном идут на поддержание массовости участия вузов в исследованиях (например, в 2006 г. в научных программах, финансируемых из федерального бюджета, участвовало более 300 вузов), что приводит к нецелевому использованию денежных ресурсов и низкой их отдаче. Экономические стимулы для активизации вложения средств со стороны коммерческих организаций в развитие вузов отсутствуют [8. С. 63-65].

С учетом ограниченности государственного инвестиционного ресурса целесообразно выделение приоритетных направлений активизации инновационной деятельности. По нашему мнению, на современном этапе необходимо сосредоточить усилия на увеличении инвестиций в инновации системы воспроизводства человеческого ресурса как главного условия активизации инновационной деятельности в базовых сферах экономики России.

В качестве основных видов деятельности университета целесообразно учитывать такие как образовательная, научно-исследовательская (включая опытно-конструкторские работы), инновационная.

Достижения УГЛТУ в вопросах инновационного развития и построения системы качества подготовки специалистов нашли признание на всероссийском уровне. В 2007 г. университет по приказу Министерства образования и науки РФ включен в состав группы ведущих вузов России для участия в эксперименте по внедрению в учебный процесс стобалльной рейтинговой системы.

Управление вузом по критерию качества включает стратегическое управление, управление системой качества и оперативное управление инновационными процессами. Особое значение представляет уровень стратегического управления, который ориентирован на повышение эффективности и результативности деятельности многоуровневого университетского комплекса в целом. Он обеспечивается деятельностью Ученого совета и ректората, ассоциации выпускников, попечительского, координационно-методического и других профильных советов родственных вузов г. Москвы (МГУ леса) и Санкт-Петербурга (ЛТА им. С. М. Кирова).

С 2008 г. в УГЛТУ действует система персональных поощрительных надбавок и выплат стимулирующего характера. Эта система предусматривает различные персональные формы материального поощрения: надбавки за увеличение объема работ инновационного характера; оплату по контракту на подготовку докторских диссертаций; оригинальные публикации, надбавки за высокую квалификацию и ученую степень для докторов наук; поощрения за высокие показатели в науке; премии по конечным результатам за защиты аспирантов и докторантов, внедрение информационных технологий и др. Все поощрительные выплаты пересматриваются один раз в полгода и устанавливаются по итогам работы в предшествовавшее полугодие.

Безусловно, отмеченные направления деятельности характеризуются спецификой образовательного процесса. Основная для университета, образовательная деятельность должна предусматривать моделирование на основе системно-инновационного управления. С позиций инновационного обеспечения основным потребителем образовательных услуг в настоящее время является рынок труда (объекты интеллектуальной собственности, научно-педагогические кадры, научно-техническая продукция и др.).

Особую значимость представляет удовлетворенность потребителя образовательной услугой, формой и методами обучения.

На наш взгляд, для повышения роли университетов в инновационной деятельности необходимо оценивать конкурентоспособность системы высшего образования на основе взаимосвязанных подходов, которые наиболее перспективны для оптимизации эффективности показателей в отличие от обособленных традиционных методов.

Источники

1. http://www.minek.ru.

2. Перспективы международного сотрудничества // Инженер леса. 2008. № 7 (1517).

3. Ведущие факультеты УГЛТУ // Инженер леса. 2008. № 8 (1518).

4. Ганчеренок, И. И. Инновационная деятельность и высшее образование: европейское видение до 2020 г. / И. И. Ганчеренок // Инновации в образовании. 2008. № 1.

5. http://www.novsu.ac.ru.

6. Арутюнов, В. Инновации и система корпоративного образования: вклад университета / В. Арутюнов, Л. Стрекова, С. Цыганов // Высшее образование в России. 2007. № 1.

7. Образцов, П. Новый вид обеспечения учебного процесса в вузе / П. Образцов // Университетское управление: практика и анализ. 2007. № 6.

8. Сиземов, И. Г. Современное состояние высшего образования и формы его инновационной деятельности / И. Г. Сиземов // Инновации. 2007. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.