Научная статья на тему 'Управление развитием университетского комплекса в инновационной структуре экономики региона'

Управление развитием университетского комплекса в инновационной структуре экономики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
134
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационное развитие / Научный потенциал / университетский комплекс / Качество образования / конкурентоспособность региона / innovative development / scholarly potential / university complex / Quality of education / competitiveness of the region

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лонский Т. В., Ерлыгина Е. Г.

Развитие новых технологий, продуктов и услуг, переход на инновационный путь развития экономики и общества, основанного на знаниях, в котором важная роль принадлежит системе высшего образования, обусловили необходимость формирования современной региональной инновационной системы инновационного университетского комплекса, обеспечивающего эффективную коммерциализацию знаний и получение экономически ощутимых результатов от инновационной деятельности в регионе и играющего в образовательной системе региона доминирующую роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of new technologies, goods and services, transition to the innovative way of development in economy and society at large is directly related to acquiring professional knowledge. The major role in this process is played by the system of higher education, which requires development of the innovation system of higher education in the regions: university complexes. Such complexes should provide for the effective commercialization of knowledge and achievement of economically tangible results from the economic activity in the region.

Текст научной работы на тему «Управление развитием университетского комплекса в инновационной структуре экономики региона»

Литература

1. Андриссен Д., Тиссен Р. Невесомое богатство. Определите стоимость вашей компании в экономике нематериальных активов / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2007. — С. 36.

2. Там же.

3. Эдвинссон Л. Корпоративная долгота: Навигация в экономике, основанной на знаниях / Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2005.

4. Солдатова Е.В. Экономика труда: Интеллектуальный капитал как стратегический фактор стоимости // Электронный научный журнал «Управление экономическими системами». — http://uecs.mcnip.ru

5. Walras L. Elements of Pure Economics. — Homewood, 1954. — Р 38.

6. Mill J. Principles of Political Economy. — L.,1920. — Р. 127.

7. Дятлов С.А. Основы теории человеческого капитала. — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994. — С.37.

1 Под интеллектуальным капиталом в широком смысле можно понимать совокупность нематериальных активов, используемых для выполнения работ, предоставления услуг, которые способны приносить доход.

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА В ИННОВАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА

Т.В. Лонский,

аспирант кафедры менеджмента Владимирского государственного университета

Е.Г. Ерлыгина,

доцент кафедры менеджмента Владимирского государственного университета,

кандидат экономических наук erlygina@mail.ru

Развитие новых технологий, продуктов и услуг, переход на инновационный путь развития экономики и общества, основанного на знаниях, в котором важная роль принадлежит системе высшего образования, обусловили необходимость формирования современной региональной инновационной системы — инновационного университетского комплекса, обеспечивающего эффективную коммерциализацию знаний и получение экономически ощутимых результатов от инновационной деятельности в регионе и играющего в образовательной системе региона доминирующую роль.

Ключевые слова: инновационное развитие, научный потенциал, университетский комплекс, качество образования, конкурентоспособность региона.

УДК 378(035,3); ББК 65.05У

Современный этап развития России характеризуется стремительно разворачивающимися инновационными преобразованиями в экономической сфере, развитием научных знаний, новых технологий, продуктов и услуг. Главным условием перехода к инновационной экономике, основанной на знаниях, является формирование современной региональной инновационной системы,

Инновационная модель развития экономики предполагает системное внедрение достижений науки в промышленность и реальный сектор экономики, активизацию инновационной деятельности предприятий и организаций. Важнейший сегмент такой модели экономики занимает инновационная деятельность высшей школы.

Высшее профессиональное образование и переподготовка кадров в новых социально-экономических условиях становятся одним из наиболее эффективных путей обеспечения качества специалистов и регулирования профессиональной структуры спроса и предложения рабочей силы.

Роль вуза как производителя инновационной продукции подразумевает решение следующих задач по развитию внут-ривузовской инфраструктуры:1

— выделение инновационной деятельности (наряду с научной и образовательной);

— формирование инфраструктуры стратегического и оперативного инновационного менеджмента вуза;

— целенаправленная деятельность по созданию (на базе вуза и с его участием) сети малых предприятий наукоемкого бизнеса;

— формирование системы передачи части результатов инновационной деятельности в учебный и научный процессы;

— создание совместно с региональным уровнем исследовательских лабораторий и исследовательских центров, встроенных в инновационные процессы высокотехнологичных кластеров и предприятий реального сектора экономики;

— создание координирующих инфраструктурных элементов (советов, рабочих групп и пр.) для интеграции инновационной деятельности вузов;

— создание постоянно действующих институтов, необходимых для продвижения на рынок инновационной продукции — выставок, конкурсов, ярмарок, а также ассоциативных объединений для защиты интересов инновационного бизнеса.

Владимирский государственный университет на сегодняшний день считается ведущим вузом в регионе и является системообразующим в сфере высшего образования Владимирской области. Университет является основным поставщиком специалистов для большинства сфер жизнедеятельности Владимирской области, имеет в своем составе развитую инфраструктуру, обеспечивает высокий профессиональный уровень и формирование гражданских и нравственных качеств

338

І

Учебно-инновационный комплекс

I

Учреждения высшего профессионального образования (ВлГУ, филиалы вузов, ...)

Центр

дистанционного

обучения

Центр

дополнительного

профессионального

образования

Организационно-управленческий комплекс

Финансово-

экономический

отдел

Отдел организации и сопровождения НИОКР

Отдел метрологии и стандартизации

Отдел научно- Региональный Центр

техническои центр содействия интеллектуальной

информации трудоустройству выпускников собственности

Научно - исследовательский комплекс

Инновационно-производственный комплекс

I

I

Технопарк

Инновационные центры, службы, отделы, научно-иссле-довательские лаборатории

Бизнес-инкубатор

Центр трансферта технологий

Венчурные

фирмы

Производственно-

технологические

модули

Сервисные

службы

Территориальный комплекс

Единый информационный центр

Л

Общежития для студентов и аспирантов

I

Единый «университетский медицинский центр»

Жилые

комплексы

(гостиницы)

Спортивный

комплекс

Ведомственный

жилой

комплекс

Управление научно-исследовательской деятельностью —I-------------------

НИИ - партнеры

Инфраструктура обеспечения:

Инженерное обеспечение, выставочно-ярмарочный центр, центры экспертизы, маркетинг, консалтинг, биржа высоких технологий

Г>

Рис. 1. Структура инновационного университетского комплекса

ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

личности студентов в условиях интеграции университета в общероссийское и региональное образовательное и информационное пространство.

Создание на базе Владимирского государственного университета инновационного центра интегрирующего научные, образовательные и производственно-технологические структуры представляется в виде инновационного университетского комплекса, играющего в образовательной системе региона доминирующую роль (не только по масштабу своей учебной и исследовательской деятельности, но и по вкладу в формирование образовательной политики, по влиянию на общественную жизнь в целом).

Университетский комплекс созданный на базе государственного университета федерального ведения, — это совокупность образовательных, научных, конструкторских, технологических, производственных, инновационных, социальных и иных структур, а также установленных тесных связей между ними, организованный с целью повышения роли университета в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии города, региона, отраслей, ведомств страны; расширения сферы его деятельности; обеспечения привлечения инвестиций на основе реализации проектов в образовательной, научно-технической, производственной и инновационной областях2.

Создание инновационного университетского комплекса заключается в интеграции существующего вузовского и научного потенциала, качественном обновлении учебно-лабораторной, научной, экспериментальной, информационной и социальной базы, достижении максимального синергетического эффекта от кооперации, формирования современных условий для полноценной учебы, научной и инновационной деятельности, быта, отдыха и безопасности жизнедеятельности. Это в полной мере соответствует реформе вузовского образования и науки, реализуемой Правительством РФ и имеющей целью существенно повысить их эффективность при оптимизации государственных расходов.

Структура инновационного университетского комплекса представляется в виде 5 основных структурно-функциональных комплексов (рис.1):

Учебно-инновационный комплекс включает в себя:

— территорию, занятую вузами;

— научно-образовательный центр;

— центр дистанционного обучения;

— центр дополнительного профессионального образования;

— бизнес-школу.

Организационно-управленческий комплекс включает:

— финансово-экономический отдел;

— отдел организации и сопровождения НИОКР;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— отдел метрологии и стандартизации;

— отдел научно-технической информации;

— региональный центр содействия трудоустройству выпускников;

— центр интеллектуальной собственности.

В научно-исследовательском комплексе размещаются здания исследовательских институтов.

Инновационно-производственный комплекс включает в себя: технопарк (бизнес-инкубатор, центр трансферта технологий, инновационные центры, службы, отделы, научно-исследовательские лаборатории, производственно-технологические модули), венчурные фирмы, сервисные службы.

Территориальный комплекс формируется как полифункци-ональный комплекс, объединяющий ряд комплексов коллективного пользования:

— единый информационный центр;

— единый «университетский медицинский центр» с межвузовской поликлиникой;

— крупный спортивный комплекс;

— комплекс общежитий и гостиниц для студентов и аспирантов;

— жилой комплекс (гостиницы);

— ведомственный жилой комплекс.

Структуры входящие в комплекс, обеспечивают реализацию поставленных задач (табл. 1).

Основными целями создания инновационного университетского комплекса, являются:

Таблица 1

Комплекс задач реализуемых инновационным университетским комплексом

Задачи Решение

Образовательная Решается в рамках деятельности учебноинновационного комплекса, входящего в инновационный университетский комплекс

Научно-исследо- вательская Решается в рамках деятельности научноисследовательского комплекса, входящего в инновационный университетский комплекс

Инновационно- производствен- ная Решается в рамках деятельности инновационно-производственного комплекса, входящего в инновационный университетский комплекс

Управленческая Организация, сопровождение и управление научной и инновационной деятельностью в рамках деятельности организационно-управленческого комплекса, входящего в инновационный университетский комплекс

Сервисная Решается в рамках деятельности территориального комплекса, входящего в инновационный университетский комплекс

• Повышение качества образования.

• Обеспечение адаптации образовательных учреждений и выпускников к социальным, экономическим и культурным запросам общества и изменениям рынка труда.

• Вовлечение в инновационный процесс профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов, аспирантов, студентов и специалистов.

• Повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных, финансовых, информационных и иных ресурсов образовательных, научных, конструкторских, производственных, инновационных, социальных и других структурных подразделений, а также учреждений, организаций и предприятий, входящих в инновационный университетский комплекс.

• Создание условий и возможностей для реализации крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, имеющих федеральный, региональный, межрегиональный и отраслевой уровень, активизация научных исследований и инновационной деятельности.

• Повышение роли университетов в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии общества.

Инновационный университетский комплекс позволит решить проблемы, связанные с подготовкой студентов и их быстрой адаптацией к производственной деятельности; будет способствовать привлечению ресурсов предприятий для развития образовательных учреждений, входящих в университетский комплекс. В итоге это создаст возможность в оптимальные сроки восстановить интеллектуальный потенциал региональных предприятий и обновить производство за счет наукоемких технологий.

Основным результатом функционирования инновационного университетского комплекса, являются научные знания, научнотехнические, и образовательные услуги.

Существенной особенностью Университета является его включение в инновационно-технологическую среду, порожденную технопарком и позволяющей не только осуществлять трансферт новых знаний в реальную практику, но и предметно воспитывать инновационных организаторов в областях науки, образования, высоких технологий, экономических, политических и социальных процессов. Воспитание новой интеллектуальной элиты для регионов страны здесь, в реальных российских условиях, — главная задача политического, социального и экономического процессов России.

Таким образом, основными особенностями современного этапа развития общества являются: формирование инновационной экономики; усиление роли знаний в достижении устойчивых конкурентных преимуществ; переход на инновационный

путь развития экономики и общества, основанного на знаниях, в котором важная роль принадлежит системе высшего образования; создание университетских комплексов международного уровня.

Создание инновационного университетского комплекса в регионе обеспечит региональной экономике устойчивое развития социальных процессов, повышение конкурентоспо-

собности и привлекательности региона, позволит стимулировать региональное развитие, которое в конечном итоге может состоять в увеличении занятости, заработной платы, отчислений в бюджеты различных уровней, повышении устойчивости и конкурентоспособности региональной промышленности, то есть способствовать эффективному экономическому росту региона.

Литература

1. Видякина О.В. Оценка интеллектуальной собственности университетских комплексов // Университетское управление. — 2008. — № 1. — С. 58-64.

2. Концепция университетских образовательных округов и университетских комплексов /Академия наук высшей школы России (АН ВШ РФ). Ш_ : http://ucp.mrsu.ru/stat/uni_obraz_okruga.htm.

3. Лаптев В.В., Писарева С.А. Интеграция науки и образования как фактор развития общества // Инновации. — 2004. — № 6.

4. Лаптев, О.В. Инновационный сценарий развития территории. 11Р_ : http://www.evrodol.ru/invest/inv_10.htm (дата обращения: 18.07.2009).

5. Концепция университетских образовательных округов и университетских комплексов. /Академия наук высшей школы России (АН ВШ РФ). 11Р_ : http://ucp.mrsu.ru/stat/uni_obraz_okruga.htm.

6. Похолков, Ю. Опора на семь принципов // Еженедельная газета научного сообщества «Поиск». — 2006. — № 1-2 (867-868). УЯ_ : http://aeer.ru/winn/press/kriter_poh0106.phtml (дата обращения: 01.06.2007).

1 Лаптев, О.В. Инновационный сценарий развития территории. ия_ : http://www.evrodol.ru/invest/inv_10.htm (дата обращения: 18.07.2009).

2 Концепция университетских образовательных округов и университетских комплексов. Академия наук высшей школы России (АН ВШ РФ). ия_: http://ucp.mrsu.ru/stat/uni_obraz_okruga.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.