Лонский Тимур Витальевич
аспирант erlygina@mail.ru
Ерлыгина Елена Геннадьевна
канд. экон. наук, доцент erlygina@mail.ru
кафедра менеджмента экономического факультета, Владимирский государственный университет
роль университетских
комплексов в региональной
V/
инновационной системе1
_Аннотация
В статье университетские комплексы рассматриваются как центры инновационного развития регионов. Роль вузов должна повышаться, и именно они призваны обеспечивать связь между наукой и бизнесом, способствовать эффективной коммерциализации знаний, созданию инновационной инфраструктуры.
Ключевые слова: инновационное развитие, научный потенциал, университетский комплекс, региональная инновационная система, научно-исследовательский институт, инновационная инфраструктура, подготовка кадров
На современном этапе развития России, вхождения ее в мировое экономическое пространство главным условием перехода к экономике нового типа, инновационной экономике, основанной на знаниях, является формирование современной региональной инновационной системы, обеспечивающей эффективную коммерциализацию знаний и получение экономически ощутимых результатов от инновационной деятельности в регионе.
«Инновационная система - это приводной механизм научно-промышленного развития современных государств. Ее главная задача - обес-
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Формирование и развитие механизмов реализации и актуализации стратегического планирования инновационного социально-ориентированного развития регионов центральной России»), проект № 11-12-33001а/Ц
печить эффективное прохождение всего инновационного цикла» - заявил в своем выступлении Президент РФ Д.А. Медведев (1).
Традиционно под инновационной системой подразумевается совокупность организаций, участвующих в инновационной деятельности, эффективно взаимодействующих друг с другом в процессе создания, распространения и использования инноваций (новых знаний).
Повышение роли вузов в инновационном процессе
Региональная инновационная система (РИС) - это комплекс (совокупность) организаций, инициирующих и осуществляющих производство новых знаний, их распространение и использование, способствующих финансово-экономическому, правовому и информационному обеспечению инновационных процессов и функционирующих в едином социокультурном пространстве, взаимосвязанных между собой и имеющих постоянно устойчивые взаимоотношения (4). Объектами инновационной системы региона являются промышленные предприятия, малые инновационные предприятия, научно-исследовательские институты (НИИ), высшие учебные заведения (вузы), технопарки, инновационно-технологические центры, центры трансферта технологий, органы поддержки инновационной деятельности.
В условиях становления и развития инновационной системы региона все более явной и востребованной становится инновационная функция высшего образования и повышается роль вузов в инновационном процессе. Вузы постепенно активизируют инновационную деятельность, участвуя
в выполнении прикладных исследований по грантам федерального и регионального уровня, участвуя в совместных проектах с НИИ, КБ, предприятиями инновационного бизнеса. Перспективными направлениями развития инновационной деятельности вузов являются создание технопарков, инновационных центров, технополисов на базе вуза, а также активизация их взаимодействия с малым, средним и крупным бизнесом посредством выполнения хоздоговорных работ.
Единство учебной, научной и производственной среды
Высшие учебные заведения определяют кадровый потенциал инновационного развития региона, а также способствуют продвижению инновационных идей и доведению их до конкретных производителей. С учетом маркетинговых исследований инновационного рынка вузы могут с большей эффективностью, чем другие субъекты инновационной системы, проводить исследования и осуществлять инновационные разработки, которые будут реализованы на практике. Кроме того, цепочки «вуз - НИИ - предприятие» или «вуз - предприятие» дают возможность разрабатывать только те инновационные проекты, которые могут быть реализованы на предприятиях и профинансированы.
Накопленный вузами инновационный потенциал требует структурирования, вузовского содержания и поиска новых форм организации научной деятельности. Таким видом новой формы может быть оптимальное взаимодействие региона и высшей школы на основе создания объединений учебных заведений университетского комплекса (2). В Концепции стратегии социально-экономического развития
регионов Российской Федерации в качестве одного из главных приоритетов регионального развития страны названо «формирование региональных модулей», на базе «создания на территории страны зон инновационного развития, в которых концентрируются мобильные высококвалифицированные кадры, для нормальной жизни и работы которых должна быть создана комфортная среда» (3). Университетские комплексы обеспечивают единство учебной, научной, инновационной деятельности. Они способствуют созданию единых региональных сетей и более полной реализации различных инновационных проектов. При определении направлений инновационного развития перед университетским комплексом ставится задача обеспечения условий для быстрого и практического использования инноваций на основе единого учебно-научно-инновационного процесса, когда он начинается с фундаментальных исследований на профильных кафедрах, и заканчивается производством и реализацией наукоемкой продукции. Учитывая, что только на основе оптимального сочетания в процессе обучения трех компонентов (образовательного, научного и производственного) возможно подготовить всесторонне развитого специалиста, отвечающего требованиям современности, сформулирована следующая цель реализации инновационной образовательной программы - создание качественно новой распределенной учебно-научно-производственной среды для подготовки специалистов по приоритетным направлениям науки, техники и технологий на основе инновационных технологий обучения и глубокой интеграции научного, образовательного и производственного процессов.
Университетские комплексы в региональной инновационной системе
В рамках региональной инновационной системы эффективно реализуется государственная финансовая поддержка фундаментальных научных исследований, а также возможность осуществления финансирования частными финансовыми и нефинансовыми корпорациями.
Механизм управления инновационным развитием университетских комплексов должен быть основан на взаимодействии внешних и внутренних факторов их текущей деятельности, способных повысить привлекательность и конкурентоспособность образовательного учреждения на рынке за счет внедрения современных методов управления, совершенствования материально-технической базы, повышения качества образовательных услуг и квалификационного уровня профессорско-преподавательского состава. Развитие университетских комплексов в региональной инновационной системе позволит повысить эффективность использования как материальных, так и кадровых ресурсов, обеспечить более быструю и гибкую адаптацию системы образования к изменениям рынка труда.
Роль и влияние университетских комплексов на создание и развитие региональной инновационной системы представлены на рис. 2 (см. на с. 38).
Направления деятельности по развитию региональной инновационной системы
Учебно-научно-инновационные комплексы, формирующиеся на базе высших учебных заведений, являются важным звеном региональной инновационной системы. Современное
Рис. Роль университетских комплексов в региональной инновационной системе
состояние сферы образования обусловливает потребность в инновационной трансформации образовательного комплекса на федеральном, региональном уровнях и уровне учреждений образования, включая всю систему начального, среднего и высшего профессионального образования и повышения квалификации. Существенное значение для эффективного функционирования региональной инновационной системы также имеет состояние инновационной инфраструктуры региона, которая должна обеспечить взаимодействие в рамках инно-
вационного цикла университетских комплексов и предприятий региона. Роль университетских комплексов в построении региональной инновационной системы связана с развитием следующих направлений деятельности:
- воспроизводство научно-технического (интеллектуального) потенциала, необходимого для разработки и коммерциализации инноваций;
- производство инновационной продукции и услуг собственными силами;
- инкубирование и генерация предприятий малого наукоемкого бизнеса, связанных с университетским комплексом;
- формирование инновационной инфраструктуры, обслуживающей потребности региональной инновационной системы;
- подготовка кадров для экономики региона;
- формирование инновационной культуры в бизнес-среде.Активность университетских комплексов в развитии всех вышеуказанных видов деятельности позволит сформировать центры инновационной активности региона и институциональную основу региональной инновационной системы.
Вывод
Создание и развитие университетских комплексов, в которых объединяются все ресурсы и механизмы науки и высшего образования для достижения максимального коммерческого эффекта, на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных направлений развития региональной инновационной системы.
Литература
1. Институт региональных инновационных систем (Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.innosys. spb.ru.
2. Ковалевский В.П.Теоретические и методологические основы формирования университетского комплекса / В.П. Ковалевский.- М.: Экономика, 2004. - 306 с.
3. Стратегия социально-экономического развития регионов РФ: концепция Минрегионразвития РФ, 2005 г. (Электронный ресурс] - Режим доступа: http://archive.minregion.ru/WorkItems/ DocItem.aspx?PageID=148.
4. Мухамедьяров А.М., Диваева Э.А. Региональная инновационная система: развитие, функционирование, оценка, эффективность / А.М. Мухамедьяров, Э.А. Диваева. - Уфа: АН РБ, Гилем, 2010. - 188 с.
Timur V. Lonsky
Postgraduate Student, Chair of Management, Department of Economics, Vladimir State University Elena G. Erlygina
Cand. of Econ. Sci., Associate Professor, Chair of Management, Department of Economics, Vladimir State University
The Role of University Complexes in the Regional Innovation System
_Abstract
The article considers university complexes as centers of regional innovation development. The role of higher educational institutions should be increased as they are intended to provide a link between science and business. They should promote an effective commercialization of knowledge and creation of innovation infrastructure.
Keywords: innovative development, scientific potential, university complex, regional innovation system, scientific and research institute, innovation infrastructure, personnel training