Научная статья на тему 'Особенности создания и функционирования учебных научно-инновационных комплексов в отечественной практике'

Особенности создания и функционирования учебных научно-инновационных комплексов в отечественной практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
272
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
a university complex / a university education district / educational and scientific innovation complex / учебный научно-производственный комплекс / университетский комплекс / уни- верситетский образовательный округ / учебно-научный инновационный комплекс / educational research and production complex

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Танеева Екатерина Шамильевна

В статье проанализирован опыт по созданию учебных научно-инновационных комплексов в Рос- сии. Рассмотрены особенности функционирования учебных научно-инновационных комплексов в отечественной практике. Обобщены подходы к созданию в РФ университетских комплексов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Танеева Екатерина Шамильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzed the experience of creating educational research and innovation systems in Russia. The author describes the features of the functioning of educational research and innovation systems in domestic practice. At the conclusion of the article summarizes the approaches to the creation of complexes of Russian universities.

Текст научной работы на тему «Особенности создания и функционирования учебных научно-инновационных комплексов в отечественной практике»

Особенности создания и функционирования учебных научно-инновационных...

УНИКов и оценки синергетического эффекта от их функционирования в настоящее время нет. Нами предлагается использовать индикативный подход, который можно использовать не только для построения адаптивной модели мониторинга за деятельностью УНИК, но и в качестве плановых показателей инновационного развития региона в целом. С этой точки зрения индикаторы можно поделить на две группы:

1) индикаторы, которые отвечают характеристикам желаемого состояния региональной хозяйственной системы в целом и интеграционного объединения УНИК в частности;

2) индикаторы-регуляторы, которые отвечают характеристикам по способам достижения желаемого состояния региона и УНИК. При таком подходе осуществление влияния на объект управления (инновационное

Литература

развитие) предполагается посредством использования регуляторов как особых механизмов поддержания оптимального функционирования инновационных процессов.

Инновационная деятельность по своей специфике не находится под непосредственным бюджетным регулированием. Однако ее результат в виде инновационного продукта находится в сфере интересов администрации субъекта или региона. Учитывая такую заинтересованность руководства территории, можно предположить, что выбор инструмента воздействия на инновационное региональное развитие зависит не только от степени оптимальности подобранных индикаторов, но и от темпов их роста. В этом случае показателем самодостаточности региона станет устойчивый экономический рост.

1. Краснобаева И.А., Ковалева Л.Н. Анализ существующих методик рейтингования субъектов РФ как элементов национальной инновационной системы по уровню инновационного развития // Электронное периодическое издание «Сервис в России и за рубежом». 2009. № 5 (15).

2. Краснобаева И.А., Платонова Н.А. Формирование федеральной сети научно-образовательных центров в условиях интеграции науки и образования // Электронное периодическое издание «Сервис в России и за рубежом». 2009. № 5 (15).

3. Погребова Е. С., Платонова Е.Е. Зарубежный опыт коммерциализации научно-исследовательских разработок высшей школы // Электронное периодическое издание «Сервис в России и за рубежом». 2009. № 5 (15).

4. Погребова Е. С., Танеева Е.Ш. Развитие центров трансфера технологий и бизнес-инкубаторов в высших учебных заведениях России // Электронное периодическое издание «Сервис в России и за рубежом». 2009. № 5 (15).

5. Харитонова Т. В., Кривошеева Т.М. Методика оценки уровня развития и эффективности функционирования инновационной инфраструктуры региона // Электронное периодическое издание «Сервис в России и за рубежом». 2007. № 2.

УДК 378.4

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННЫХ КОМПЛЕКСОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ

Танеева Екатерина Шамильевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и предпринимательство», redkollegiamgus@mail.ru,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса» г. Москва

The article analyzed the experience of creating educational research and innovation systems in Russia. The author describes the features of the functioning of educational research and innovation systems in domestic practice. At the conclusion of the article summarizes the approaches to the creation of complexes of Russian universities.

67

НАУКА

В статье проанализирован опыт по созданию учебных научно-инновационных комплексов в России. Рассмотрены особенности функционирования учебных научно-инновационных комплексов в отечественной практике. Обобщены подходы к созданию в РФ университетских комплексов.

Keywords: educational research and production complex, a university complex, a university education district, educational and scientific innovation complex

Ключевые слова: учебный научно-производственный комплекс, университетский комплекс, университетский образовательный округ, учебно-научный инновационный комплекс

Организационная структура вузов в советский период как учреждений, полностью управляемых государством, не имела механизмов адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям. Особо остро это начало проявляться в 80-х годах прошлого века. Социально-экономические условия того времени требовали, чтобы организационно-функциональная и экономическая модели вуза, система его управления могли обеспечить совместимость всех его компонентов друг с другом, взаимодействие с внешней средой и скорейшую адаптацию выпускаемых специалистов в производственной сфере.

Выходом из назревшей проблемы в высшей школе в эти годы, по мнению специалистов, занимающихся проблемами образования, явилась интеграция вуза с предприятиями и научными учреждениями, обеспечивающая подготовку квалифицированных кадров и сохранение научного потенциала вуза за счет совместного использования научно-экспериментальной базы в образовательном и научном процессах.

Такая интеграция возможна в учебно-научно-производственных комплексах (УНПК), постановление об организации которых приняло Министерство ВССО СССР в 1987 году [3]. Данное Постановление сыграло положительную роль в формировании во всех ведущих вузах УНПК. Во многих вузах начала развиваться периферия. На предприятиях появились филиалы выпускающих кафедр, материальная база предприятий и академических институтов стала доступной для профессорско-преподавательского состава и студентов вузов. Стали появляться новые источники доходов, т. к. интеграция позволила предприятиям внедрять научные разработки ученых непосредственно в производство.

В условиях рыночной экономики с переходом государственной собственности в частные руки (приватизация предприятий), снижени-

68

ем финансирования научных исследований, процессы интеграции, заложенные в Постановлении правительства, были приостановлены, существующая форма УНПК потеряла свое первоначальное значение, т. к. в этот период промышленные предприятия не уделяли внимания развитию новых технологий. В эти же годы произошли преобразования в академической науке: наряду с сокращением финансирования происходила реструктуризация академических институтов, существенно сократилось число отраслевых НИИ. Все это привело к необходимости модернизации системы подготовки кадров, которая напрямую связана с повышением роли вузов в формировании региональной научно-технической политики и технологического развития производства. Новые требования к конечному продукту деятельности вузов — выпускникам, заставили пересмотреть эффективность деятельности инфраструктуры НИОКР, схему взаимосвязи с промышленностью, академической наукой и социальной сферой.

Созданные на базе вузов в 80-е годы ХХ века УНПК не отвечали процессам, происходящим в образовательных учреждениях Российской Федерации. В рыночных условиях вузы по разным причинам не имеют возможности интегрироваться с наукой и производством на партнерских условиях, происходит процесс интеграции по всем видам деятельности путем присоединения к себе или поглощения других предприятий и организаций. Такая тенденция в изменении подходов вуза к внешней среде была оформлена в 2001 году в новой структурной форме — университетский комплекс [1].

Университетский комплекс (УК) — это действующие в системе высшего и послевузовского профессионального образования объединения образовательных учреждений, реализующих программы различных уровней, научных и иных некоммерческих организаций; осуществляющие в установленном по-

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011/№ 2

Особенности создания и функционирования учебных научно-инновационных...

рядке реализацию образовательных программ различного уровня, а также иную деятельность в целях повышения эффективности и качества образовательного процесса, использования материальных, интеллектуальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки и социальной сферы [2]. Объединение в данном случае может подразумевать либо юридическое лицо, либо взаимодействие на основе договоров. Образовательные же учреждения могут быть созданы в одной из предусмотренных законом организационно-правовых форм некоммерческих организаций.

Механизм функционирования университетских комплексов предусматривает образование на базе университета трех видов объединений образовательных учреждений и некоммерческих организаций, т. е. по модели:

• университетского образовательного округа (УОО);

• ассоциации юридических лиц (союз);

• комплекса как единого юридического лица.

Модель каждый вуз выбирает в зависимости от существующей инфраструктуры, налаженных внешних связей с предприятиями и местными органами власти, и также в зависимости от стратегических планов дальнейшего развития.

Университетский образовательный округ не имеет статуса юридического лица. УОО — это образовательная среда университета в городе, крае или регионе, которая охватывает образовательные учреждения, реализующие образовательные программы различных уровней. Образовательные учреждения различных форм собственности объединены с целью:

• повышения качества образования;

• формирования преемственности образовательных стандартов и программ обучения;

• обеспечения целевой подготовки для производственной и социальной сфер региона.

Ассоциация образовательных, научных и иных некоммерческих организаций — это некоммерческая организация, созданная с целью повышения качества образования и более полного использования интеллектуальных, материальных и производственных ресурсов.

УК как юридическое лицо может быть двух типов:

тип 1 — Университетский комплекс как реорганизация университета в форме присоединения к нему других юридических лиц;

тип 2 — Университетский комплекс, сформированный путем саморазвития университета.

Можно отметить, что в большей степени создание УК получило развитие на базе классических, технических и технологических университетов, университетов педагогического профиля, в меньшей степени отработаны формы комплексов университетов агропромышленного и экономического профилей.

Результаты исследования опыта создания университетских комплексов в регионах, округах и республиках — субъектах РФ показали, что из них:

• 15% — созданы или создаются как государственные образовательные учреждения,

• 40% — созданы или создаются в виде ассоциации (союза),

• 45% — созданы или создаются в виде образовательного округа.

Создание университетских комплексов в виде образовательных округов, включающих образовательные учреждения независимо от форм собственности и реализующих образовательные программы различных уровней, обусловлено тем, что в первую очередь выстраивается система многоуровнего и многоступенчатого непрерывного образования: «школа — техникум (колледж) — вуз». Создание условий для доступного образования (прежде всего высшего) реализуется через открытие филиалов и развитие дистанционного образования. Как правило, такой подход характерен для регионов, где система высшего образования представлена одним ведущим вузом региона или республики — субъекта РФ (например, УК Новгородского государственного университета) или несколькими вузами одного профиля (например, педагогические университеты и институты Ярославской области), экономика региона имеет ярко выраженную специализацию (например, агропромышленный комплекс). В университетском образовательном округе однопрофильных учебных заведений профильный университет выполняет роль организационно-методического центра.

Создание университетского комплекса в виде ассоциации (союза) позволяет объединять образовательные, научные и иные учреждения и организации. Данная форма имеет ряд пре-

69

НАУКА

имуществ: во-первых, субъекты ассоциации могут объединяться, сохраняя свою самостоятельность, число субъектов неограничено; во-вторых, реализуется комплексный подход к решению проблем развития всех звеньев системы образования в регионе; в-третьих, обеспечивается единство регионального образовательного пространства; в-четвертых, происходит консолидация федеральных, бюджетных и региональных бюджетных и внебюджетных источников финансирования при реализации конкретных проектов ассоциации и сохранение финансовой самостоятельности ее субъектов.

Все эти трансформации носят инновационный характер и продиктованы необходимостью поиска возможностей достижения новых результатов, а не логикой развития и самосохранения образовательной системы.

Примером организации университетских комплексов в регионах могут служить:

• Красноярский край, в котором накоплен интересный опыт создания и функционирования, по крайней мере, трех типов университетских комплексов;

• Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (МГТУ), который совместно с Государственным космическим научно-производственным центром им. М.В. Хруничева создал консорциум для организации целевой подготовки специалистов по направлениям проектирования, создания и эксплуатации ракетно-космической техники;

• Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, в котором создан и успешно функционирует УНИК;

• Южно-Российский государственный технический университет (ЮРГТУ), где созданы инновационный комплекс и Донской техно -парк;

• Российская академия сельскохозяйственных наук, создавшая Ассоциацию «Волгоградский университетский аграрный научно-образовательный комплекс»;

• Орловский государственный технический университета (ОрелГТУ), сформировавший интегрированный учебно-научно-производственный комплекс (УНПК);

• Томский университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), который в основу развития отраслевого учебно-научно-инновационного комплекса положил оксфордскую модель.

Университетские комплексы (УОО и УНИК) созданы и успешно функционируют и в других регионах РФ.

Успешный опыт и целенаправленная работа ряда классических и технических университетов в рамках Инновационного проекта развития образования НФПК и Федеральной программы развития образования свидетельствуют о безусловной эффективности инвестиций в становление ведущих российских университетов как центров отраслевой и региональной инновационной активности. Формирование базовых элементов региональной

Обобщенный подход к созданию университетских комплексов в РФ

Таблица

№ Подход Университетский комплекс Особенности функционирования ВУЗ

1 Технологический Учебно-научно-производственный комплекс (УНПК) с 1987 года Интеграция ВУЗа с предприятиями и научными учреждениями для использования научно-экспериментальной базы в образовательном и научном процессах ОрелГТУ

2 Ресурсно-информационный, технологический Университетский комплекс (УК) с 2001 года Объединение образовательных учреждений для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки и социальной сферы ПетрГУ, Оренбургский ГУ

3 Ресурсно-инноваци- онный Университетский образовательный округ (УОО) с 2001 года Образовательная среда университета, которая охватывает образовательные учреждения города, края или региона, реализующие образовательные программы различных уровней ДВГУ

4 Научно-исследователь- ский Учебный научно- инновационный комплекс (УНИК) с 2001 года Акцент на инновационно-технологическую деятельность и обеспечение кадрового сопровождения высокотехнологичных разработок СПбГЭУ (ЛЭТИ), УрГТУ, ЮРГТУ, ДВГТУ, ВГУЭС

70

научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2011/№ 2

Особенности создания и функционирования учебных научно-инновационных...

инновационной инфраструктуры определяется уровнем экономики региона и ресурсами, которыми он располагает.

В Приморском крае также формируются университетские комплексы. На сегодня созданы ассоциация «Тихоокеанский УНИК (ум), (Дальневосточный государственный технический университет), университетский образовательный округ (Дальневосточный государственный университет), формируется ассоциация «Университетский комплекс ВГУЭС — Приморье» (Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС).

Следующая ступень естественного развития университетских комплексов — формирование УНИК на базе университетов или академий, т. к. в условиях перехода страны на ин-

Литература

новационный путь развития особое значение приобретает создание и развитие центров инновационной активности, способных генерировать идеи, доводить их до коммерциализации на внутреннем и внешнем рынках. Именно вузы имеют все возможности стать центрами инновационной активности региональных экономик и экономики России в целом.

В этих комплексах формируется инновационная среда и инфраструктура для коммерциализации нововведений в образовательной и научно-технической деятельности. В основе построения университетских комплексов лежит реализация трех взаимосвязанных процессов, которые в итоге формируют «конечный продукт» университета.

Обобщенный подход к созданию университетских комплексов в РФ представлен в таблице.

1. Об университетских комплексах. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 676, объявленное Приказом Минобразования Российской Федерации от 15 октября 200 г. № 3364

2. Основы создания университетских комплексов / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. — Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2002

3. Типовое положение об учебно-научно-производственном комплексе учебного заведения и базового предприятия. Министерство ВССО СССР. Приказ № 611 от 01.09.87

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.