УДК 378.4
Концептуальные подходы к созданию учебных научно-инновационных комплексов в условиях формирования экономической системы инновационного типа
Ковалева Любовь Николаевна, научный сотрудник,
ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва,
[email protected] Кривошеева Татьяна Михайловна, к.э.н., доцент, ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
г. Москва, [email protected]
The article considers the range of issues associated with the organization of educational research and innovation systems and their prospects in the emerging innovative economy.
Рассматривается спектр вопросов, связанных с практикой организации учебных научно-инновационных комплексов и перспективой их функционирования в условиях формирования экономической системы инновационного типа.
Key Words: innovation, educational research and innovation system, industrial park, research university, federal innovation system
Ключевые слова: инновационная деятельность, учебные научно-инновационные
комплексы, технопарки, исследовательские университеты, инновационная система страны
Учебный научно-инновационный комплекс (УНИК) - это одна из новых образовательных форм, способная обеспечивать внедрение современных знаний в реальный сектор экономики.
Новые для нашей страны образовательные формы еще не имеют четкого терминологического оформления. В частности, наблюдается смешение понятий «исследовательский университет», «университетский комплекс», «технопарк», «учебный научно-инновационный комплекс». Таким образом, необходимо уточнить систему определений.
В работе «Исследовательские университеты США и российская университетская система: Опыт сравнительного анализа» Е.Г. Водичев1 выделяет ряд структурных особенностей исследовательских университетов считающихся элитой мировой образовательной системы:
1) полифункциональность университета, или способность генерировать и обеспечивать трансферт современного знания;
2) сильная ориентация на научные исследования и разработки, прежде всего фундаментальные;
3) наличие системы подготовки специалистов с «продвинутой» научной степенью, в том числе и при превышении числа магистров, аспирантов и докторантов над числом студентов, ориентированных на получение общего высшего образования;
4) ориентация на современные направления науки, высоких технологий и инновационный сектор в экономике, науке и технике;
5) широкий набор специальностей и специализаций, включая естественные науки, социальные науки и гуманитарное знание;
6) высокий профессиональный уровень преподавателей, принятых на работу на основе конкурсов, в том числе и международных (наличие возможностей для приглашения ведущих специалистов из различных стран мира на временную работу);
7) высокая степень информационной открытости и интеграция в международную систему науки и образования;
8) восприимчивость к мировому опыту и гибкость в отношении новых направлений научных исследований и методологии преподавания;
9) конкурсность и селективный подход при наборе студентов;
10) формирование вокруг университета особой интеллектуальной среды;
11) наличие корпоративной этики, базирующейся на демократических ценностях и академических свободах;
12) формирование вокруг университета специфического научно-технического и экономического пространства, часто заполняемого технопарковыми структурами;
13) стремление к лидерству внутри данного региона, страны и мирового научного и образовательного сообщества в целом.
Исследовательские университеты с мировым именем прошли длинный путь развития и превратились в мощные образовательные, исследовательские и научно-производственные комплексы, тесно связанные с бизнесом, индустрией и системами управления. Они изначально имели особый правовой статус, обладали собственными уставами и конституциями, дававшими
1 Водичев Е.Г. Исследовательские» университеты США и российская университетская система: Опыт сравнительного анализа. Омск: ОГПУ, 2000.
высокую степень автономии. Университеты имели в своем распоряжении землю, цена которой вследствие близости к коллективному интеллекту университета все более повышалась, поэтому многие из них становились самодостаточными в экономическом отношении субъектами хозяйственной деятельности.
Параллельно происходило выделение особой группы университетов, ставших ведущими научно-образовательными комплексами и центрами проведения независимых экспертиз. Их экономическая роль и социальный статус с течением времени повышались.
По оценкам экспертов, с середины XX в. произошло объединение понятия «элитный университет» и «исследовательский университет». В мировом образовательном пространстве под элитным университетом традиционно понимается учебное заведение, способное предоставить доступ ко всей совокупности современного знания и всем уровням образования, включая степень доктора наук. Концепция «исследовательского университета» базировалась на представлении о тесной интеграции в рамках университета образования и научных исследований, включая использование исследований в практике обучения студентов. Сейчас эти две университетские философии практически слились воедино.
В России первые шаги по организации исследовательских университетов были предприняты во второй половине 90-х годов ХХ века в рамках реализации программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997—2000 годы». Позднее была разработана концепция российского исследовательского университета. В соответствии с ней исследовательский университет - это наиболее законченный вид университета, который удовлетворяет потребности общества и личности во всех формах и уровнях образования. Он активно сотрудничает со средней школой, в нем есть бакалавриат и магистратура, хорошо развито последипломное образование, ведется переквалификация специалистов, уже имеющих диплом. Образовательный процесс строится при мощной поддержке науки. Исследовательский университет должен совмещать в себе техническое и гуманитарное начало, с преобладанием профильного. Одной из основных задач исследовательского университета должно стать прогнозирование и поддержка инновационной деятельности, важной составляющей оптимального управления наукой и образованием.
Отправной точкой создания университетских комплексов в нашей стране можно считать 2001 год, т.к. именно тогда было принято Постановление Правительства РФ «Об университетских комплекса». В соответствии с указанным постановлением Министерство образования РФ должно было провести необходимую организационно-методическую работу по созданию университетских комплексов, содействовать объединению образовательных учреждений, научных, конструкторских и иных некоммерческих организаций, сохраняющих свою самостоятельность, в ассоциации (союзы), способствующие повышению эффективности и
38
качества образовательного процесса, более полному использованию имеющихся интеллектуальных, материальных и производственных ресурсов, в том числе университетских образовательных округов.
Обращает на себя внимание нацеленность постановления именно на образовательную компоненту, а также вертикальную интеграцию по линии «школа - техникум - рядовой вуз -университет - аспирантура - докторантура».
Эксперты считают, что университетский комплекс должен представлять собой компактно расположенный гигантский комплекс со всеми атрибутами исследовательского университета - кампусом, библиотекой, исследовательскими мощностями.
Еще одной формой интеграции науки и образования являются научно-образовательные центра (НОЦ). Организация НОЦ была направлена на поддержку естественнонаучных фундаментальных исследований, проводимых в российских университетах. В этих центрах должны гармонично сочетаться три компонента: образование, исследовательская деятельность и развитие внешних связей с научными, образовательными, промышленными, инновационными и другими отечественными и зарубежными организациями и предприятиями. Кроме того, в рамках функционирования НОЦ, обязательным элементом является поддержка молодых исследователей, студентов и аспирантов, в том числе через организацию специальных конкурсов, грантов и проектов.
У некоторых специалистов2 существует мнение, что научно-образовательные центры одна из самых перспективных форм на преобразование в исследовательский университет.
Технопарк (научный парк, исследовательский парк) - это территориальный научнопромышленный комплекс, создаваемый, как правило, при университетах. На его территории находятся исследовательские институты, лаборатории. Технопарк предоставляет базу для проведения научных исследований. Университетский вклад в создание технопарка - научные идеи, фундаментальные знания, изобретения, научное консультирование, предоставление прилегающей территории, помещений, оборудования и библиотек. Задача технопарка -помогать установлению крепких связей между научными разработками и промышленностью, способствовать внедрению новых технологий в реальный сектор экономики. В различных публикациях используется также термин «центры трансфера технологии». Они создаются на базе вузов, академических и отраслевых институтов, одной из основных задач которых является коммерциализация технологий. Таким образом, технопарки и центры трансфера технологий выполняют одни задачи.
2 Егерев С.В. Концептуальное обоснование создания новых образовательных форм в системе вузов России. М.: Центр Информатизации РАН, 2002.
Одна из важнейших функций этих структур - непрерывное формирование нового бизнеса и его поддержка. Их деятельность направлена на решение основных проблем, связанных с разорванностью инновационного процесса в экономике, поскольку соединяет предпринимательский и исследовательский потенциал.
Технопарки позволяют создавать проекты на базе технологий, в которых участвует разработчик, но при этом он не перестает быть ученым определенного института. С созданием технопарков появляется эффект обратной связи, идет постоянное кадровое обновление, научная организация начинает чувствовать рыночные реалии, понимать, что нужно сейчас рынку и какие технологии необходимо разрабатывать.
Технопарк дает возможность университетам, академическим и исследовательским институтам продавать результаты своей деятельности и таким образом поощрять научных работников. Распространение практики создания технопарков, способствует дальнейшему развитию исследовательских организаций, укреплению их материально-технической базы и повышению уровня научных исследований, позволяет апробировать результаты научной деятельности, оперативно устранять недочеты, работать в тесном контакте с практиками и потому точнее учитывать их требования.
Еще один термин, который требует раскрытия в рамках вопроса данной статьи - это учебный научно-инновационный комплекс.
В целях координации деятельности высших учебных заведений и предприятий реального сектора экономики в 2000-х годах начался процесс создания УНИКов. Создание этих структур позволяет не только осуществлять профессиональное образование молодежи непосредственно в ходе современных научных исследований, но и открывает новые возможности для научной карьеры и профессионального роста.
Создание УНИКов не только позволит устранить недостатки «созерцательного» образования, но и поможет привить навыки продуктивной научно деятельности, сформировать умение организовывать научный процесс: от зарождения идеи до передачи технологий в промышленность и получения коммерческих результатов.
Выгоду от деятельности таких комплексов получат не только вузы и молодые ученые, но и предприятия и организации, которые будут иметь возможность привлекать к себе на работу не отдельных молодых специалистов, а целые творческие команды, умеющие решать комплексные научно-технологические задачи. Подготовка таких коллективов - авторских инновационных фирм - новая форма поддержки молодых ученых, создающая предпосылки для повышения заинтересованности в научной деятельности.
Учебные научно-инновационные комплексы как центры инновационного развития ориентированы на деятельность в локальном территориально-отраслевом масштабе. Основная
40
концепция их внедрения и развития заключается в теоретико-прикладном обосновании экономической эффективности модели развития университетов в форме комплексов с развитой инновационной инфраструктурой.
Концептуальные подходы к созданию УНИКов должны увязываться с реализацией мероприятий по созданию целостной национальной инновационной инфраструктуры в стране.
Важнейшим источником и ресурсом развития инновационного сегмента российской экономики должна является инновационная деятельность в образовательной сфере, базирующая на учебных научно-инновационных комплексах университетов, которая будет способствовать образованию на базе УНИК экономически активных кластеров.
По мнению многих ученых и специалистов-практиков, для создания мощного университетского комплекса, обеспечивающего проведение эффективного образовательного процесса, то есть подготовку высококлассных специалистов, востребованных на рынке труда, и осуществляющего полный научно-инновационный цикл, необходимо решение главной проблемы - интеграции учебного и научного потенциала вуза в инновационно-экономическую систему страны.
Литература
1. Астафьева Н.В. Методология управления инновационным развитием
университетских комплексов. Самара: Самарский государственный экономический
университет, 2008.
2. Водичев Е.Г. «Исследовательские» университеты США и российская университетская система: Опыт сравнительного анализа». Омск: ОГПУ, 2000.
3. Егерев С.В. Концептуальное обоснование создания новых образовательных форм в системе вузов России. М.: Центр Информатизации РАН, 2002.
4. www.sfedu.m/.../Izvestiq_TRTU_2005_konferenciq.doc (Дата обращения 12 февраля 2010 г.).