Научная статья на тему 'Концептуальные подходы к созданию учебных научно-инновационных комплексов в условиях формирования экономической системы инновационного типа'

Концептуальные подходы к созданию учебных научно-инновационных комплексов в условиях формирования экономической системы инновационного типа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧЕБНЫЕ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПЛЕКСЫ / ТЕХНОПАРКИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УНИВЕРСИТЕТЫ / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА СТРАНЫ / INNOVATION / EDUCATIONAL RESEARCH AND INNOVATION SYSTEM / INDUSTRIAL PARK / RESEARCH UNIVERSITY / FEDERAL INNOVATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ковалева Любовь Николаевна, Кривошеева Татьяна Михайловна

Рассматривается спектр вопросов, связанных с практикой организации учебных научно-инновационных комплексов и перспективой их функционирования в условиях формирования экономической системы инновационного типа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ковалева Любовь Николаевна, Кривошеева Татьяна Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the range of issues associated with the organization of educational research and innovation systems and their prospects in the emerging innovative economy.

Текст научной работы на тему «Концептуальные подходы к созданию учебных научно-инновационных комплексов в условиях формирования экономической системы инновационного типа»

УДК 378.4

Концептуальные подходы к созданию учебных научно-инновационных комплексов в условиях формирования экономической системы инновационного типа

Ковалева Любовь Николаевна, научный сотрудник,

ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва,

nova49@mail.ru Кривошеева Татьяна Михайловна, к.э.н., доцент, ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»

г. Москва, naceka@mail.ru

The article considers the range of issues associated with the organization of educational research and innovation systems and their prospects in the emerging innovative economy.

Рассматривается спектр вопросов, связанных с практикой организации учебных научно-инновационных комплексов и перспективой их функционирования в условиях формирования экономической системы инновационного типа.

Key Words: innovation, educational research and innovation system, industrial park, research university, federal innovation system

Ключевые слова: инновационная деятельность, учебные научно-инновационные

комплексы, технопарки, исследовательские университеты, инновационная система страны

Учебный научно-инновационный комплекс (УНИК) - это одна из новых образовательных форм, способная обеспечивать внедрение современных знаний в реальный сектор экономики.

Новые для нашей страны образовательные формы еще не имеют четкого терминологического оформления. В частности, наблюдается смешение понятий «исследовательский университет», «университетский комплекс», «технопарк», «учебный научно-инновационный комплекс». Таким образом, необходимо уточнить систему определений.

В работе «Исследовательские университеты США и российская университетская система: Опыт сравнительного анализа» Е.Г. Водичев1 выделяет ряд структурных особенностей исследовательских университетов считающихся элитой мировой образовательной системы:

1) полифункциональность университета, или способность генерировать и обеспечивать трансферт современного знания;

2) сильная ориентация на научные исследования и разработки, прежде всего фундаментальные;

3) наличие системы подготовки специалистов с «продвинутой» научной степенью, в том числе и при превышении числа магистров, аспирантов и докторантов над числом студентов, ориентированных на получение общего высшего образования;

4) ориентация на современные направления науки, высоких технологий и инновационный сектор в экономике, науке и технике;

5) широкий набор специальностей и специализаций, включая естественные науки, социальные науки и гуманитарное знание;

6) высокий профессиональный уровень преподавателей, принятых на работу на основе конкурсов, в том числе и международных (наличие возможностей для приглашения ведущих специалистов из различных стран мира на временную работу);

7) высокая степень информационной открытости и интеграция в международную систему науки и образования;

8) восприимчивость к мировому опыту и гибкость в отношении новых направлений научных исследований и методологии преподавания;

9) конкурсность и селективный подход при наборе студентов;

10) формирование вокруг университета особой интеллектуальной среды;

11) наличие корпоративной этики, базирующейся на демократических ценностях и академических свободах;

12) формирование вокруг университета специфического научно-технического и экономического пространства, часто заполняемого технопарковыми структурами;

13) стремление к лидерству внутри данного региона, страны и мирового научного и образовательного сообщества в целом.

Исследовательские университеты с мировым именем прошли длинный путь развития и превратились в мощные образовательные, исследовательские и научно-производственные комплексы, тесно связанные с бизнесом, индустрией и системами управления. Они изначально имели особый правовой статус, обладали собственными уставами и конституциями, дававшими

1 Водичев Е.Г. Исследовательские» университеты США и российская университетская система: Опыт сравнительного анализа. Омск: ОГПУ, 2000.

высокую степень автономии. Университеты имели в своем распоряжении землю, цена которой вследствие близости к коллективному интеллекту университета все более повышалась, поэтому многие из них становились самодостаточными в экономическом отношении субъектами хозяйственной деятельности.

Параллельно происходило выделение особой группы университетов, ставших ведущими научно-образовательными комплексами и центрами проведения независимых экспертиз. Их экономическая роль и социальный статус с течением времени повышались.

По оценкам экспертов, с середины XX в. произошло объединение понятия «элитный университет» и «исследовательский университет». В мировом образовательном пространстве под элитным университетом традиционно понимается учебное заведение, способное предоставить доступ ко всей совокупности современного знания и всем уровням образования, включая степень доктора наук. Концепция «исследовательского университета» базировалась на представлении о тесной интеграции в рамках университета образования и научных исследований, включая использование исследований в практике обучения студентов. Сейчас эти две университетские философии практически слились воедино.

В России первые шаги по организации исследовательских университетов были предприняты во второй половине 90-х годов ХХ века в рамках реализации программы «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997—2000 годы». Позднее была разработана концепция российского исследовательского университета. В соответствии с ней исследовательский университет - это наиболее законченный вид университета, который удовлетворяет потребности общества и личности во всех формах и уровнях образования. Он активно сотрудничает со средней школой, в нем есть бакалавриат и магистратура, хорошо развито последипломное образование, ведется переквалификация специалистов, уже имеющих диплом. Образовательный процесс строится при мощной поддержке науки. Исследовательский университет должен совмещать в себе техническое и гуманитарное начало, с преобладанием профильного. Одной из основных задач исследовательского университета должно стать прогнозирование и поддержка инновационной деятельности, важной составляющей оптимального управления наукой и образованием.

Отправной точкой создания университетских комплексов в нашей стране можно считать 2001 год, т.к. именно тогда было принято Постановление Правительства РФ «Об университетских комплекса». В соответствии с указанным постановлением Министерство образования РФ должно было провести необходимую организационно-методическую работу по созданию университетских комплексов, содействовать объединению образовательных учреждений, научных, конструкторских и иных некоммерческих организаций, сохраняющих свою самостоятельность, в ассоциации (союзы), способствующие повышению эффективности и

38

качества образовательного процесса, более полному использованию имеющихся интеллектуальных, материальных и производственных ресурсов, в том числе университетских образовательных округов.

Обращает на себя внимание нацеленность постановления именно на образовательную компоненту, а также вертикальную интеграцию по линии «школа - техникум - рядовой вуз -университет - аспирантура - докторантура».

Эксперты считают, что университетский комплекс должен представлять собой компактно расположенный гигантский комплекс со всеми атрибутами исследовательского университета - кампусом, библиотекой, исследовательскими мощностями.

Еще одной формой интеграции науки и образования являются научно-образовательные центра (НОЦ). Организация НОЦ была направлена на поддержку естественнонаучных фундаментальных исследований, проводимых в российских университетах. В этих центрах должны гармонично сочетаться три компонента: образование, исследовательская деятельность и развитие внешних связей с научными, образовательными, промышленными, инновационными и другими отечественными и зарубежными организациями и предприятиями. Кроме того, в рамках функционирования НОЦ, обязательным элементом является поддержка молодых исследователей, студентов и аспирантов, в том числе через организацию специальных конкурсов, грантов и проектов.

У некоторых специалистов2 существует мнение, что научно-образовательные центры одна из самых перспективных форм на преобразование в исследовательский университет.

Технопарк (научный парк, исследовательский парк) - это территориальный научнопромышленный комплекс, создаваемый, как правило, при университетах. На его территории находятся исследовательские институты, лаборатории. Технопарк предоставляет базу для проведения научных исследований. Университетский вклад в создание технопарка - научные идеи, фундаментальные знания, изобретения, научное консультирование, предоставление прилегающей территории, помещений, оборудования и библиотек. Задача технопарка -помогать установлению крепких связей между научными разработками и промышленностью, способствовать внедрению новых технологий в реальный сектор экономики. В различных публикациях используется также термин «центры трансфера технологии». Они создаются на базе вузов, академических и отраслевых институтов, одной из основных задач которых является коммерциализация технологий. Таким образом, технопарки и центры трансфера технологий выполняют одни задачи.

2 Егерев С.В. Концептуальное обоснование создания новых образовательных форм в системе вузов России. М.: Центр Информатизации РАН, 2002.

Одна из важнейших функций этих структур - непрерывное формирование нового бизнеса и его поддержка. Их деятельность направлена на решение основных проблем, связанных с разорванностью инновационного процесса в экономике, поскольку соединяет предпринимательский и исследовательский потенциал.

Технопарки позволяют создавать проекты на базе технологий, в которых участвует разработчик, но при этом он не перестает быть ученым определенного института. С созданием технопарков появляется эффект обратной связи, идет постоянное кадровое обновление, научная организация начинает чувствовать рыночные реалии, понимать, что нужно сейчас рынку и какие технологии необходимо разрабатывать.

Технопарк дает возможность университетам, академическим и исследовательским институтам продавать результаты своей деятельности и таким образом поощрять научных работников. Распространение практики создания технопарков, способствует дальнейшему развитию исследовательских организаций, укреплению их материально-технической базы и повышению уровня научных исследований, позволяет апробировать результаты научной деятельности, оперативно устранять недочеты, работать в тесном контакте с практиками и потому точнее учитывать их требования.

Еще один термин, который требует раскрытия в рамках вопроса данной статьи - это учебный научно-инновационный комплекс.

В целях координации деятельности высших учебных заведений и предприятий реального сектора экономики в 2000-х годах начался процесс создания УНИКов. Создание этих структур позволяет не только осуществлять профессиональное образование молодежи непосредственно в ходе современных научных исследований, но и открывает новые возможности для научной карьеры и профессионального роста.

Создание УНИКов не только позволит устранить недостатки «созерцательного» образования, но и поможет привить навыки продуктивной научно деятельности, сформировать умение организовывать научный процесс: от зарождения идеи до передачи технологий в промышленность и получения коммерческих результатов.

Выгоду от деятельности таких комплексов получат не только вузы и молодые ученые, но и предприятия и организации, которые будут иметь возможность привлекать к себе на работу не отдельных молодых специалистов, а целые творческие команды, умеющие решать комплексные научно-технологические задачи. Подготовка таких коллективов - авторских инновационных фирм - новая форма поддержки молодых ученых, создающая предпосылки для повышения заинтересованности в научной деятельности.

Учебные научно-инновационные комплексы как центры инновационного развития ориентированы на деятельность в локальном территориально-отраслевом масштабе. Основная

40

концепция их внедрения и развития заключается в теоретико-прикладном обосновании экономической эффективности модели развития университетов в форме комплексов с развитой инновационной инфраструктурой.

Концептуальные подходы к созданию УНИКов должны увязываться с реализацией мероприятий по созданию целостной национальной инновационной инфраструктуры в стране.

Важнейшим источником и ресурсом развития инновационного сегмента российской экономики должна является инновационная деятельность в образовательной сфере, базирующая на учебных научно-инновационных комплексах университетов, которая будет способствовать образованию на базе УНИК экономически активных кластеров.

По мнению многих ученых и специалистов-практиков, для создания мощного университетского комплекса, обеспечивающего проведение эффективного образовательного процесса, то есть подготовку высококлассных специалистов, востребованных на рынке труда, и осуществляющего полный научно-инновационный цикл, необходимо решение главной проблемы - интеграции учебного и научного потенциала вуза в инновационно-экономическую систему страны.

Литература

1. Астафьева Н.В. Методология управления инновационным развитием

университетских комплексов. Самара: Самарский государственный экономический

университет, 2008.

2. Водичев Е.Г. «Исследовательские» университеты США и российская университетская система: Опыт сравнительного анализа». Омск: ОГПУ, 2000.

3. Егерев С.В. Концептуальное обоснование создания новых образовательных форм в системе вузов России. М.: Центр Информатизации РАН, 2002.

4. www.sfedu.m/.../Izvestiq_TRTU_2005_konferenciq.doc (Дата обращения 12 февраля 2010 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.