ие условий и возможностей для реализации крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, активизация научных исследований и инновационной деятельности;
- повышение роли университетов (академий) в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии общества.
Выбор типа объединений, образуемых на базе университета (академии), т.е. модели УК, зависит от многих факторов и, прежде всего, от масштаба ВУЗа, уровня научных исследований и разработок, состояния инновационной деятельности, степени интеграции университета (академии) с образовательными, научными учреждениями, конструкторскими бюро, промышленными предприятиями и иными организациями, от той роли, которую играет ВУЗ в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии региона, отрасли, ведомства, наконец, от рейтинга университета (академии) в стране и регионе.
Общая концепция развития высшего образования предусматривает целостность принципов подготовки специалистов и реализуется посредством следующих функций: планирования и управления, методического обеспечения, научных исследований, создания и развития учебно-материальной базы, комплектования постоянного и временного преподавательского состава.
Одна из задач российского высшего образования связана с необходимостью развития инновационного образования. Российское высшее образование богато традициями фундаментальной подготовки специалистов. Однако это богатство на уровне знаний все чаще реализуется нашими специалистами на уровне умений за рубежом. Специалисты, получив образование в России, уезжают за границу, дополнительно приобретают определенные знания и умения и применяют свои фундаментальные знания и подготовку для создания новой техники, технологий и производств товаров. Таким образом, зарубежные фирмы используют российский интеллектуальный потенциал для развития своего бизнеса и извлечения прибыли.
Возникает вопрос: почему специалисты с российским высшим образованием не могут создать качественную и конкурентоспособную продукцию у себя в стране, а за рубежом после дополнительной подготовки могут? В чем суть этой дополнительной подготовки? Что необходимо привнести в российское образование? Как считают специалисты [5,11-14] — это инновационная составляющая. Высшее образование должно стать инновационным и готовить специалистов к инновационной деятельности.
В.И. Стародубов (2005) отмечает, что российские медико-биологические исследования традиционно имели и продолжают сохранять высокий научный уровень. Не менее высоко оценивается и коммерческий потенциал отечественных разработок. Доля инвестиций, направляемых на коммерциализацию результатов научно-исследовательских разработок и опытно-конструкторских работ в области фармакологии и медицины во всем мире, по разным оценкам, составляет 12-18% от общего объема вложений в различные отрасли. Темпы выведения новых продуктов на мировой фармацевтический, медицинский и биотехнологический рынки уступают лишь темпам продвижения новых продуктов рынка телекоммуникационных средств. Крупные промышленные корпорации направляют инвестиции не только на сугубо прикладные исследования, ориентированные на рынок медицинских товаров и услуг, но и на фундаментальные исследования в области геномики, биоинформатики и др.
Несмотря на такой благоприятный инвестиционный климат процент российских НИОКР медико-биологической тематики, завершившихся созданием промышленных технологий и рыночных продуктов мал. С чем это связано?
А.И. Муравьев (1999), В.П. Евдокимова (1999) отмечают, что в современных социально-экономических условиях продолжает сохраняться, с одной стороны, дефицит выделяемых денежных средств, а, с другой стороны, — практическое отсутствие общественного интереса и реальных заказов на интеллектуальный продукт.
Так, по данным [1], результаты изучения спроса на различные области инновационных знаний, получен-
ные в ходе выполнения комплексного социологического исследования, показали, что 31% аспирантов, 37% кандидатов и 45% докторов наук на вопрос «В чем вы видите трудности практического внедрения результатов своей научно-исследовательской деятельности?» указали на отсутствие платежеспособного спроса на разработки.
Однако, объемы бюджетного финансирования науки в среднесрочном прогнозе не изменятся [6,8], а в 2004 году Россия выделила на исследования и разработки лишь 0,93% ВВП. Такой уровень финансирования ставит российскую науку перед жестким выбором: в случае инерционного характера ее развития произойдет полная утрата мировых позиций в научно-технической сфере, в случае перехода на сценарий инновационного развития появляется шанс стать элементом общемирового инновационного процесса и активизировать интеграцию науки в сферу производства.
По существующим экспертным оценкам, ежегодный оборот на мировом рынке высоких технологий и наукоемкой продукции в несколько раз превышает оборот рынка сырья, включая нефть, нефтепродукты, газ и древесину, и составляет триллионы долларов. Из этой суммы 39% приходится на продукцию США, 30% — Японии, 16% — Германии. Россия на этом рынке представлена на уровне 0,3%, что не соответствует потенциальным возможностям российских ученых, поскольку доля в фундаментальных науках оценивается в 6%.
В выступлении Президента РФ В.В. Путина на совместном совещании с членами президиума РАН отмечалась необходимость реорганизации российской науки в новых экономических условиях, использование новых механизмов участия отечественного капитала в научных инновациях, повышение коммерциализации науки. В этой связи поставлена задача создания целостной национальной инновационной системы, которая подразумевает развитую инфраструктуру, цивилизованный рынок технологий и правовую охрану результатов интеллектуального труда.
На базе крупного университета (академии) перспективно создание учебно-научно-инновационного комплекса (УНИК) как одного из типов университетского комплекса. Отличительной особенностью УНИК является наличие в университете (академии) развитых инновационной деятельности и инновационного блока — инновационной инфраструктуры (технопарка и/или инновационно-технологического центра, центров сертификации, лицензирования, лизинга, маркетинга, защиты интеллектуальной собственности и проч.), которые обеспечивают технологический трансферт и коммерческую реализацию нововведений, результатов научных исследований, разработок, образовательных услуг.
Очевидно, что крупные университеты (академии), обладающие мощным научным, кадровым потенциалом, развитой производственной инфраструктурой, могут стать базой для организации университетского комплекса, ассоциаций, университетских образовательных округов (УОО) и УНИК одновременно.
Учитывая ограниченные технологические возможности вузов, организация инновационного цикла, в частности производства наукоемкой продукции, требует привлечения специализированных предприятий и
организаций и создания объединений как базы сотрудничества в инновационной деятельности (НИР, ОКР, производстве, подготовке кадров и т.п.). Поэтому логична организация УНИК как разновидности университетского комплекса с развитой инновационной инфраструктурой, так и объединения научно-конструкторских, производственных организаций и предприятий на основе комплексных договоров, что существенно расширяет сферу и эффективность инновационной деятельности всех участников, образующих комплекс.
Цели создания УНИК соответствуют общим целям образования УК. Специфическая цель организации УНИК — реализация полного цикла инновационного процесса: от фундаментальных научных исследований до коммерческой реализации их результатов и передачи готовой продукции, технологий, созданных на базе этих результатов, в промышленность и социальную сферу. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих специальных задач:
- укрепление взаимосвязи между всеми участниками инновационной деятельности университета и внешней средой как единой коллективной системой получения и использования новых знаний и технологий в промышленности и социальной сфере региона;
- создание развитой производственной и инновационной инфраструктуры, обеспечивающей коммерческое освоение патентов, результатов научных исследований и разработок и технологический трансферт;
- подготовка высококвалифицированного персонала для инновационной деятельности, в том числе специалистов по маркетингу, менеджменту и управлению инновационными проектами;
- формирование в университете (академии) в целом, его (ее) учебных, научных, конструкторских, производственных и иных подразделениях системы поддержки новаторов в создании инновационных технологий в образовании, промышленности, управлении, социальной сфере с использованием материальных и моральных стимулов;
- организация взаимодействия и координация деятельности с региональными органами власти, представителями регионального промышленного комплекса, банковских и коммерческих структур при решении проблем формирования инновационного пути развития региона;
- развитие кооперационных связей с другими регионами России;
- развитие международных связей при подготовке и переподготовке специалистов в области наукоемкого предпринимательства, выполнении совместных инновационных проектов;
- выход на международный рынок наукоемкой продукции.
На рисунке 1 приведена схема образования объединений на базе крупного университета. Для решения этих задач структура УНИК должна состоять из трех основных комплексов, связанных с экономикой, социальной сферой, органами управления и власти: учебного, научного, а также инновационного комплексов (инфраструктурной составляющей), отличающегося наличием специальных подразделений, обеспечивающих коммерческую реализацию нововведений (инноваций) [10].
Учебно-научно-инновационный комплекс как одна
из моделей университетского комплекса объединяет структурные подразделения, реализующие образовательные программы различных уровней, научно-исследовательские институты, лаборатории, конструкторские бюро, экспериментальные заводы и/или опытные производства, опытные хозяйства и/или клиники и/или ботанические сады, центры, библиотеки; технопарк и/ или инкубатор технологического бизнеса и/или инновационно-технологический центр, структуры лизинга, лицензирования, сертификации, защиты интеллектуальной собственности, центр маркетинга, центр подготовки специалистов для работы в инновационной области, объекты социальной сферы, малые и средние инновационные предприятия, сервисные фирмы, фонды поддержки НИОКР и инновационной деятельности, а также другие подразделения университета (академии), составляющие ядро УНИК.
Внешнюю среду УНИК образуют на договорной основе образовательные, научные учреждения, подразделения РАН и/или отраслевых академий наук, промышленные предприятия, крупные фирмы, акционерные общества, ассоциации, общественные организации, фонды, учреждения социальной сферы региона и др.
Важнейшим звеном УНИК является научный комплекс, который «питает» как учебный, так и инновационный комплексы идеями и результатами фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований и разработок, обеспечивает поддержку и повышение научного уровня всех субъектов образовательного процесса, участвующих в научных исследованиях и разработках, разрабатывает новые технологии. Профес-
сорско-преподавательский состав, аспиранты и докторанты, студенты, учащиеся и школьники одновременно являются субъектами научного процесса в научном комплексе вуза и объемами учебного процесса. Этим достигается взаимное обогащение научных исследований и учебного процесса, так как в одном лице реализуется сплав ученого и педагога, обучаемого и исследователя, благодаря чему достигается единство учебного процесса и научной деятельности.
Инновационный комплекс университета (академии) является связующим звеном между учебным, научным комплексами вуза и экономикой и социальной сферой страны, региона. Специалисты инновационного комплекса (прежде всего менеджеры и маркетологи технопарка, инновационно-технологического центра), зная потребности рынка, промышленности, социальной сферы, ориентируют научный и образовательный комплексы вуза на проведение научных исследований и разработок и предоставление образовательных услуг, которые, будучи коммерциализированы, способны удовлетворить запросы потребителей. Со своей стороны, научный и учебный комплексы, тесно взаимодействуя с инновационным комплексом университета (академии), ориентируют его на поиск рынков, потребителей тех новаций в научно-технической и образовательных сферах, которые могут быть созданы на базе исследований и разработок ученых вуза [2,3] .
Коммерциализация деятельности вуза как одна из определяющих целей создания УНИК предполагает существенное расширение номенклатуры коммерческих продуктов - результатов научно-инновационной деятельности. В процессе расширения этого вида деятельности возникает целая группа новых секторов рынка. К классическим рынкам товаров и услуг и рынку специалистов добавляются, рынки идей, патентов, нововведений (инноваций), а в системе образования, в научно-технической сфере появляется новый вид услуг - подготовка специалистов в области инновационной деятельности.
Тесная взаимоувязка основных видов деятельности университета (академии) в составе УНИК, развитие вуза как комплекса создают предпосылки для решения важнейшей проблемы современного образования - перехода образовательных учреждений университетов (академий) из режима функционирования на путь развития.
EDUCATIONAL-SCIENTIFIC-INNOVATIONAL COMPLEX AS A MECHANISM OF DEVELOPMENT OF INNOVATIONAL ACTIVITY OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISMENT
G.M. Gaidarov, I.I. Alekseevskaya (Irkutsk State Medical University)
The actual aspects of managing mechanisms modernization: research, innovational business, project-oriented have been cousidered to develop universities of a new type. The modern theoretical views in the field of mechanism of development of innovational activity of higher educational establishments have been elucidated, the problems and perspectives of development of innovational activity at universities of Russia have been defined.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бедный Б.И., Шейнфельд И.В., Ершов С.Н. и др. Инновационный бизнес — образовательные программы в системе подготовки научных кадров высшей квалификации России // Материалы II Всеросс. конф. Подготовка научных кадров в Российской Федерации. Состояние, перспективы развития. — Н. Новгород, 2002. — С.90-99.
2. Гайдаров Г.М., Алексеевская Т.И., Кицул И.С. Преподавание экономики здравоохранения в медицинском ВУЗе в условиях реформирования здравоохранения // Сибирский медицинский журнал. — 2003. — № 3. — С.96-97.
3. Гайдаров Г.М., Алексеевская Т.И., Кулеш Д.В. Опыт разработки и внедрения инновационной технологии обучения клинических ординаторов кафедры общественного здоровья и здравоохранения по разделу «Обязательное медицинское страхование». // Материалы учебно-методической конференции «Инновационные технологии обучения в ИГМУ». — Иркутск, 2006. — С.28-22.
4. Евдокимова В.П. Ресурсы адаптации ученых Санкт-Петербурга // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов. Международный ежегодник / Под ред. С.А. Кугеля. - СПб., 1999. - Вып. XVI. - С.45-46.
5. Кельчевская Н.Р..Аношкина Т.С. Инновации в вузе. — Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2001. - 292 с.
6. Мартынов В.А., Дынкин А.А., Грачев М.В. Инновационные контуры мировой экономики. Прогноз развития на 2001-2015 гг. РАН ИМЭМО. Научная программа «Дол-
госрочное прогнозирование». — Москва, 1999. — 230 с.
7. Муравьев А.И. Сущность и место маркетинга в деятельности научных коллективов // Проблемы деятельности ученого и научных коллективов/ С.А. Кугель. — Спб., 1999. - Вып. 14. - С.6-9.
8. Сводный аналитический доклад Счетной палаты РФ: Основные проблемы и условия эффективного воспроизводства отечественного научного потенциала, 26 апреля 2003.
9. Стародубов В.И. Ключевые факторы повышения инновационного потенциала медико-биологических исследований // Проблемы управления здравоохранением. - 2005. - №5. - С.15-19.
10. Филиппов В.М. Управление в высшей школе: опыт,тен-денции, перспективы. Аналитический доклад / Руководитель авторского коллектива В.М. Филиппов. - М.: Логос, 2005. - 540 с.
11. Шукшунов В.Е. Инновационное развитие университетов. - М.: МАН ВШ, 2003. - 292 с.
12. Шукшунов В.Е., Взятышев В.Ф., Романкова Л.И. Инновационное образование: идеи, принципы, модели. -М., 1996. - 176 с.
13. Шукшунов В.Е., Павленко А.В., Нырков Е.А. Концептуальные основы построения инновационной системы высшей школы. - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2004. - 134 с.
14. Шукшунов В.Е., Ленченко В.В., Третьяк А.Я. и др. Основы создания университетских комплексов. - Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2002. - 170 с.
© ГЕЛЛЕР Л.Н., ГАЙКАЛОВ А.В., РАДНАЕВ Г.Г., ГАЙКАЛОВ В.А. - 2006
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАТРАТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СПИРОНОЛАКТОНА У ПАЦИЕНТОВ С ХРОНИЧЕСКОЙ СЕРДЕЧНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Л.Н. Геллер, А.В. Гайкалов, Г.Г. Раднаев, В.А. Гайкалов
(Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедрауправления и экономики фармации, зав. - к.ф.н. Л.Н. Геллер, кафедра клинической фармакологии, зав. - к.м.н. Г.Г. Раднаев)
Резюме. Проведенное исследование доказывает, что дополнение спиронолактона к стандартной терапии для пациентов с тяжелой хронической сердечной недостаточностью не только безопасно и эффективно, но и экономически выгодно в условиях здравоохранения г. Ангарска.
Ключевые слова. Сердечная недостаточность, фармакоэкономика, спиронолактон, марковская модель.
В настоящее время все большее внимание уделяется проблемам фармакоэкономического анализа в различных областях медицины. Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда фармакоэкономические расчеты основываются на весьма ненадежных данных по клинической эффективности различных стратегий лечения, а полученные результаты навязываются в качестве аргумента при принятии решения. В связи с этим необходимо иметь в виду, что любое фармакоэкономи-ческое исследование невозможно без прочной базы в виде результатов рандомизированных клинических исследований, позволяющих достоверно судить о полученных результатах. В противном случае анализ чувствительности (влияние изменения параметров на конечный результат), являющийся неотъемлемым элементом фармакоэкономического анализа, покажет возможность получения практически любых результатов.
Одним из распространенных и опасных заболеваний является хроническая сердечная недостаточность (ХСН). Поэтому многие государства тратят до 1-2% всех имеющихся средств здравоохранения на лечение ХСН. Например, во Франции лечение сердечной недостаточности требует 7 млрд. французских франков ежегодно.
В странах Северной Европы ежегодно наблюдается приблизительно до 3 тысяч новых случаев ХСН на 1 млн. населения и до 8 тысяч случаев госпитализации по поводу ХСН на 1 млн. населения в год. В Нидерландах, по данным за 1988 г., в целом было потрачено 300 млн. долларов США на лечение ХСН, а в Великобритании — 600 млн. [2].
В настоящее время особое внимание уделяется комбинированной терапии ХСН, которая позволяет не только улучшить эффективность лечения, но в ряде случаев способствует улучшению переносимости терапии вследствие снижения доз. К числу наиболее рациональных комбинаций относятся ингибиторы АПФ и петлевые диуретики; ингибиторы АПФ и Р-адреноблокато-ры; ингибиторы АПФ, петлевые диуретики и спироно-лактон. Серьезным вопросом остается экономическое обоснование использования комбинированной терапии для лечения ХСН.
Нами была проанализирована экономическая обоснованность комбинации ингибиторов АПФ с спиро-нолактоном при лечении тяжелой ХСН. За основу исследования было выбрано рандомизированное плаце-боконтролируемое исследование RALES [4]. В ходе ис-