the knowledge of nutrition questions, proper feeding regime, consumption of vitamin and mineral complexes and food additives, the spread of smoking and alcohol drinks. The article demonstrates the factors, which influence the formation of definite indices of food behaviour in young people.
ЛИТЕРАТУРА
1. Батурин А.К. Разработка системы оценки и характеристика структуры питания и пищевого статуса населения России: Автореф. дис. ...докт. мед. наук. — М, 1998. - 45 с.
2. Боровиков В. для профессионалов. Искусство анализа данных на компьютере. — СПб., 2001. — 650 с.
3. Воробьев В.И. Организация оздоровительного и лечебного питания. — М., 2002. — 448 с.
4. Позднякова М.А., Востокова Н.В. Влияние социально-экономических факторов на формирование здоровья населения // Роль социальных, медико-биологических факторов в формировании здоровья населения: Сб. статей Всеросс. науч.-практ. конф. — Пенза, 2005. — С.3-4.
5. Позняковский В.М., Зенков В.А. Региональная программа реализации государственной политики здорового питания на примере Кузбасса // Федеральный и регио-
нальный аспекты политики здорового питания: Мат. междунар. симпоз. - Кемерово,2003. - С.32-41.
6. Политика здорового питания: Федеральный и региональный уровни / В.И. Покровскии, Г.А. Романенко, В.А. Княжев и др. — Новосибирск, 2002. — 344 с.
7. Рациональное питание / Б.М. Штабский, А.И. Стол-макова, Р.И. Ладанивский и др. — Киев, 1997. — С.115.
8. Тутельян В.А. Концепция оптимального питания // Политика здорового питания населения России: Мат. VII Всерос. конгр. — М., 2003. — С.524-525.
9. Стародубов В.И. Сохранение здоровья работающего населения // Медицина труда и пром. экология. — 2005.
— №1. — С.1-8.
10. Hirvonen T., PietinenP., VirtanenM., etal. Intake of flavonols and flavones and risk of coronary heart disease in male smokers // Epidemiology. — 2001. — № 12. — Р.62-67.
ЗДОРОВЬЕ, ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ_
© ГАЙДАРОВ Г.М., АЛЕКСЕЕВСКАЯ Т.И. - 2006
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗОВ: ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА
Г.М. Гайдаров, Т.И. Алексеевская
(Иркутский государственный медицинский университет, кафедра общественного здоровья и здравоохранения, зав. —
д.м.н., проф. Г.М. Гайдаров)
Резюме. В обзоре анализируются проблемы нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности ВУЗов на современном этапе развития законодательной базы, особенности управления научно-исследовательской и инновационной деятельностью университета, представлено описание полного цикла инновационного процесса, сформулированы общие принципы организации инновационной деятельности.
Ключевые слова. Нормативно-правовые акты, предпринимательский университет, инновационная деятельность, цикл инновационного процесса, технологический трансферт, технопарк, коммерциализация новшества.
Современные проблемы нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности ВУЗов
Деятельность системы образования, в том числе государственных высших учебных заведений (ВУЗов), определяется социальными целями государства, потребностями общества в образовательных услугах, правовыми нормами, организационной структурой и экономическими механизмами, действующими на разных уровнях государственной системы [2,6,21,26,29].
Вопрос об интенсификации работ по совершенствованию законодательной базы образования все чаще поднимается в российском обществе. Во многом это объясняется изменениями в отношениях собственности, на которых базируется ВУЗ, в структуре деятельности. Причем эти изменения в последние годы носят достаточно динамичный характер [8].
Анализ процессов адаптации ведущих университетов США и Европы (New York University, University of
Michigan, University of California at Berkeley, Universität St. Gallen, Universita Bocconi, Wirtschaftsuniversitat Wien) к изменениям социально-экономических условий внешней среды в 90-е годы XX в. показал, что основные преобразования в ВУЗах вызваны переменами в структуре экономики, роли государства, демографической ситуации, а также связаны с развитием технологий и общих процессов глобализации [37].
Принятие в РФ основополагающих законов, в частности Бюджетного, Налогового, Гражданского, Трудового и Земельного кодексов и последующее издание соответствующих актов Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти обусловило необходимость разработки и принятия в ВУЗах соответствующих новых локальных правовых актов.
Законов прямого действия в области образования, по существу, в Российской Федерации до 1992 года не было.
Масштабные реформы российского общества в первой половине 90-х гг. положили начало проектированию системной реформы образования. В 1992 г. вступил в действие Федеральный закон «Об образовании», который определил основы государственной политики в сфере образования.
В девяностых годах нормативно-правовая база образования получила дальнейшее как качественное, так и количественное развитие. Пакет новых законодательных актов и нормативно-методических документов определил основные цели, функции и механизмы правового обеспечения системы образования в Российской Федерации. Основу правового регулирования отношений в области образования на федеральном уровне в настоящее время составляют соответствующие положения Конституции РФ и основополагающие федеральные законы «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 3266-1 (ред. от 07.08.2000) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» № 125-ФЗ от 22.08.1996 г (ред. от 07.08.2000), Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.04.2001 № 264.
Концепцией модернизации российского образования формирование эффективных экономических отношений в образовании выделено в числе приоритетов образовательной политики РФ. При этом особую роль имеет преобразование внутривузовских организационно-экономических отношений.
По мнению [3,5,7,12,17,22,23], в современных условиях происходит становление новой модели ВУЗа, в основе чего лежит концепция предпринимательского ВУЗа, отличительная особенность которого в его активной, инновационной политике. Вместе с тем, на данном этапе развития нормативно-правового обеспечения возникает ряд противоречий. Так, В.В. Владимиров (1997) указывает, что в государственном ВУЗе статус учреждения и изначально сформулированная государством миссия планово производить общественное благо конфликтует с фактически предоставленным правом производить частное благо и свободно конкурировать на рынке платных образовательных услуг с негосударственными ВУЗами; государственная собственность находится в ином правовом режиме, чем собственность, приобретенная ВУЗом в результате своей внебюджетной деятельности. Административные методы управления и традиционная линейно-функциональная структура, свойственные государственному учреждению, несовместимы с требованием рынка управлять экономическими методами и строить плоские горизонтальные и сетевые организационные структуры, качественный критерий оценки эффективности государственного ВУЗа не всегда сочетается с экономическим критерием эффективности ВУЗа как субъекта рынка во внебюджетной сфере, существенно влияя на мотивацию научно-педагогических работников; возникают социальные противоречия в ВУЗе, порождаемые коммерциализацией образования [9].
Многообразие отношений собственности создает проблему целостности собственности в рамках ВУЗа, обусловливает необходимость целенаправленного формирования этих отношений, включая создание правового режима.
Уровни отношений собственности отмечаются степенью обособления их от базовой государственной собственности различными комбинациями форм собственности, тем или иным способом передаваемых руководством ВУЗа входящим в него структурным подразделениям.
Первый уровень — это собственность, сформированная за счет государственных бюджетных средств и находящаяся в оперативном управлении.
Второй уровень связан с созданием и развитием тех элементов собственности, которые формируются с участием доходов от внебюджетной деятельности, однако не входят за строго очерченные государственной собственностью рамки.
Третий уровень отражает срез отношений собственности, связанные с внебюджетной деятельностью, осуществляемой в интересах отдельных подразделений, и базируется, с одной стороны, на интеллектуальном и предпринимательском потенциале работников, а с другой — на материальных и интеллектуальных ресурсах ВУЗа в целом.
Четвертый уровень отношений собственности — са-телитный, связанный с такими организациями, которые уже юридически не входят в структуру собственности ВУЗа, однако создаются с участием ВУЗа и связаны с ним многообразными функциональными связями.
Пятый уровень имеет отношение к участию ВУЗа в капитале и в хозяйственных операциях, ни прямо, ни косвенно не связанных с профильной деятельностью ВУЗа, представляя крайнюю степень обособления.
Анализируя финансово-экономические основы деятельности образовательных организаций, В.С. Леша-кова (2000) указывает, что ошибочно считать, что только недостаточное бюджетное финансирование склоняет государственные ВУЗы к коммерциализации образования. Этот процесс происходит объективно в силу формирования в ВУЗах новых многоуровневых отношений собственности, а вместе с ними и новых организационных форм ВУЗов и создаваемых на их основе университетских комплексов. Рыночная логика реформы образования неизбежно влечет за собой появление в ВУЗе всех форм собственности и их сочетаний: государственной, муниципальной и частной. Государственная собственность при этом служит экономической основой внебюджетной деятельности ВУЗа и материальной гарантией права граждан на бесплатное образование.
Вышеприведенные данные показывают, что становление новой модели ВУЗа предполагает целенаправленное преобразование всей системы экономических отношений ВУЗа с тем, чтобы они могли обеспечивать гибкость его деятельности, баланс рыночных и нерыночных тенденций; с одной стороны, усилить единство и целостность ВУЗа путем совершенствования структуры ВУЗа, с другой — создание параллельных коммерческих образовательных структур, дополнительного материального поощрения сотрудников [1,14,19,28, 30,36].
Таким образом, современный государственный ВУЗ — это субъект общества и государства, который выступает в роли центра образования, науки и культуры, удовлетворяющего потребности общества и выполняющего государственные заказы на подготовку специалистов и фундаментальные научные исследования. С дру-
гой стороны, ВУЗ — это субъект рыночной экономики, выступающий в роли производителя интеллектуальной продукции и образовательных услуг и свободно реализующий свою продукцию на рынке. В данном случае ВУЗ планирует доходы и прибыли и занимается предпринимательской деятельностью.
Для развития фундаментальных исследований в РФ в 1996 г. была сформирована федеральная целевая Президентская программа «Государственная поддержка интеграции высшего образования и фундаментальной науки на 1997-2000 годы», основная цель которой — углубление и расширение взаимодействия академической и вузовской науки, повышение качества образования с целью сохранения и развития научного потенциала страны.
Данная программа реализовалась на конкурсной основе, предусматривающей комплексный подход к проектам, и являлась планом совместных действий Минобразования РФ и Российской академии наук в области фундаментальных исследований. В рамках программы предусматривалась создание интеграционных научно-образовательных центров для выполнения работ по приоритетным направлениям науки, техники и технологий, подготовки высококвалифицированных кадров.
В апреле 2000 г. Коллегия Минобразования РФ утвердила Концепцию научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования РФ на 2001-2005 гг., в соответствии с которой университетам на современном этапе необходимо вести не только фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования, но и выполнять опытно-конструкторские работы, создавать образцы новой техники и технологий, обеспечивать их тиражирование, коммерциализацию результатов научных исследований, передачу готовой продукции потребителю.
Однако, многие нормативные документы не подкреплены соответствующим механизмом их применения. Так, Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» №127 не охватывает научно-исследовательскую работу ВУЗов, не рассматривает проведение преподавателями научных исследований как важнейший компонент их научно-педагогического труда. Принятие Налогового кодекса РФ лишило ВУЗы и их научные подразделения ряда налоговых льгот, что усугубило проблему хронического недофинансирования отраслевой и вузовской науки из государственного бюджета.
До настоящего времени остается нерешенной проблема налоговых льгот для юридических и физических лиц при создании и использовании объектов интеллектуальной собственности. Доходы от включения в хозяйственный оборот результатов научно-исследовательской деятельности и интеллектуальных продуктов не стали ведущим источником финансирования научных учреждений и научных подразделений ВУЗов (И.В. Иванова, 2006).
В продолжение развития данного направления была утверждена «Федеральная целевая программа «Интеграция науки и высшего образования России на 20022006 годы» Правительством РФ 5 сентября 2002 года.
Важнейшим направлением повышения качества фундаментальных исследований является расширение взаимодействия ВУЗов и передовых научных школ ака-
демического и отраслевого секторов российской науки, обеспечение их глубокого взаимопроникновения и тесного сотрудничества. В условиях чрезвычайно ограниченного финансирования образования и науки ключевым вопросом их дальнейшего развития является организационное и частично структурное слияние системы высшего образования, академической и отраслевой науки и успешности адаптации научных кадров в рыночной экономике [11,16,18,31].
В современных условиях на базе научных учреждений и крупных ВУЗов создаются учебно-научные центры, в которых институты и ВУЗы сохраняют разную степень организационной и административной автономии [4,15].
В соответствии с «Концепцией реформирования российской науки» преобразуется ее вузовский сектор. Концепция базируется на вытекающей из стратегии развития качественно новой системе взглядов на место, роль, статус и технологию реформирования научно-образовательного комплекса России и в полной мере учитывает достижения и опыт работы последних лет.
Особенности управления научно-исследовательской и инновационной деятельностью университета
По итогам совещания, проведенного Президентом РФ В.В. Путиным в Новосибирске 11.01.2005 относительно государственного содействия развитию инновационных технологий в РФ, Минэкономразвития РФ составляет перечень «отечественной высокотехнологичной продукции и услуг, обладающих экспортным потенциалом». Для решения поставленной задачи в каждое отраслевое министерство, в том числе и в Минзд-равсоцразвития РФ, направлено предложение: дать описание таких разработок, указав этап реализации, область применения, организацию, которой разработка принадлежит.
Современные университеты должны обеспечивать полный цикл, связанный с созданием инноваций следующим образом:
- генерация идей, проведение фундаментальных и поисковых исследований, получение патентов (на этом этапе инновационного процесса обеспечивается концептуальное решение проблемы создания инновации);
- прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки, создание макетных и опытных образцов новой техники и технологии (на этом этапе инновационного процесса обеспечивается техническое решение проблемы создания инновации);
- производство продукции, решение проблем инвестиций, проведение маркетинговых исследований, передача готовой продукции на рынок, обеспечение диффузии нововведений (на этом этапе инновационного процесса завершаются процессы технологического трансферта и коммерциализации результатов научных исследований, изобретений) [32,33].
Необходимо особо подчеркнуть, что инновационное развитие университета — это процесс системного (комплексного, взаимосвязанного, взаимосогласованного) и одновременного использования инноваций во всех сферах его деятельности: образовательной, научно-исследовательской, воспроизводства научных и научно-педагогических кадров, финансово-экономической, управленческой.
Развитие в университете инновационной деятельно-
сти предполагает существенные изменения как в его структуре, так и в системе управления. В университетах, активно ведущих инновационную деятельность, вводится должность проректора по инновационной деятельности либо эти функции возлагаются на проректора по научной работе. Как правило, при проректоре по инновационной деятельности создается координационный совет, обеспечивающий управление научно-исследовательской и инновационной деятельностью как единым процессом; вводится институт менеджеров инновационных проектов, главной задачей которых является обеспечение всеми необходимыми ресурсами (материально-техническими, финансовыми, организационными, научно-методическими иными) процессов превращения результатов научных исследований, полученных патентов в коммерческий продукт [30].
Ориентация образовательной, научной, научно-технической и инновационной деятельности университета на рынок, потребителя, а не только на производителей (преподавателей, ученых, студентов, вспомогательный персонал университета), должна быть положена в основу формирования новой системы управления университетом в современных условиях. Это, естественно, предполагает резкое усиление роли маркетинга и менеджмента в университете, быстро изменяющейся окружающей среды университета, спроса потребителей и рынка; а, следовательно, быстрой адаптации системы управления университетом под новые задачи, наукоемкую продукцию, технологии и услуги специалистов. Инновационная деятельность университета в образовательной и научно-технической сферах диктует необходимость периодической серьезной корректировки направлений научно-исследовательских работ в университете, которые сложились десятки лет назад и не имеют перспектив быть реализованными в различные нововведения, не имеют своего потребителя.
Еще более актуальной проблема управления научной деятельностью в университетах стала в связи с развитием в них инновационной деятельности, которая обусловила выполнение в университетах не только НИР, но и проведение прикладных научных исследований и опытно-конструкторских разработок (ОКР), а также производство новой продукции на базе НИР и ОКР, проведение маркетинговых исследований, передачу новой продукции на рынок и обеспечение впоследствии распространения нововведения. При этом требуется управлять деятельностью не только сотрудников и коллективов университета, но и сторонних специалистов и организаций, которые принимают участие в создании инноваций, решают задачи технологического трансферта и коммерциализации результатов НИР
Университетская система управления должна быть способной управлять не только фазой концептуального решения проблемы на основе полученных результатов фундаментальных и поисковых научных исследований, полученных патентов, но и полным инновационным циклом: от идеи до создания готового продукта, его тиражирования и передачи на рынок.
Процесс управления одновременно научно-исследовательской и инновационной деятельностью в университете сложен. В силу своей объективной природы он продолжителен во времени и распределен в пространстве и далеко выходит за рамки университета. В
сферу управления научно-исследовательской и инновационной деятельностью университета должны входить следующие дополнительные процессы: координация деятельности сотрудников и коллективов как университета, так и работающих за его пределами; обеспечение создания инновации инвестициями; развитие кооперации для производства новых изделий; проведение сертификации новой продукции и проч. В этом заключается особенность управления университетом, который развивает не только научно-исследовательские работы, но и активно ведет инновационную деятельность.
Общие принципы организации инновационного процесса
Прежде всего, необходимо отметить, что инновации как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного интеллектуального продукта или услуги, имеют своего потребителя (без потребителя нет инновации) во всех сферах и областях человеческой деятельности (политике, экономике, социальной сфере, образовании, культуре, искусстве и т.п.). В силу этого инновации могут быть техническими, политическими, социальными, экономическими, образовательными, управленческими, структурными и др. Естественно, любого рода инновации — это результат целенаправленной, предметной, системной деятельности единого коллектива по реализации инновационного процесса в кратчайшие сроки [32,33]. То есть инновационная деятельность — это деятельность всех участников инновационного процесса как единой коллективной системы получения, накопления и использования новых знаний, а также использования новых технологий, готовой продукции, основанных на этих знаниях, в экономике страны, социальной сфере и проч.
Какова современная концепция механизма передачи технологий из науки в экономику? Суть ее заключается в том, что эта передача может идти эффективно лишь через активное сотрудничество между наукой, производством, властью и потребителем (это — первое), через полную реализацию ученым, изобретателем, разработчиком права интеллектуальной собственности (это — второе).
Инновационный процесс — это последовательное преобразование нового фундаментального знания, идей, изобретений, то есть новшества, в прикладные знания, опытно-конструкторские разработки, макетные и опытные образцы новой или усовершенствованной техники, готовую новую или усовершенствованную товарную продукцию, услугу, то есть преобразование новшества в нововведение (инновацию), включая ее тиражирование, диффузию и потребление. Следовательно, инновационный процесс — это процесс преобразования нематериальных ресурсов (технологий, идей, научных результатов, методологий, изобретений и т.п.) в материальные ресурсы (изделия, материалы, приборы, системы, машины, оборудование, инструменты и т.п.) и вовлечение их в хозяйственный оборот, в процессы их потребления [30]. Инновационная деятельность включает в себя обеспечение выполнения инновационного процесса всеми необходимыми ресурсами: законодательными, нормативными, организационными, кадровыми, материально-техническими, финансовыми, инфраструктурными.
Получение любой инновации — это одновременное протекание трех процессов:
1) преобразования новшества в нововведение;
2) технологический трансферт (ТТ), т.е. передача технологий от источника новых знаний, например, от университета к потребителю инновации (продажа патента, лицензии, технологии, создание малого предприятия для реализации и передачи технологии и т.п.);
3) коммерциализация новшества (результатов научных исследований, ноу-хау и т.п.).
Технологический трансферт и коммерциализация новшества осуществляются с помощью инфраструктурной поддержки, которая включается в понятие инновационной деятельности:
- создание, например, при университетах технопарков и/или инновационно-технологических центров, и/ или инкубаторов технологий;
- образование малых инновационных предприятий;
- разработка структур, обеспечивающих защиту интеллектуальной собственности, лицензирование и сертификацию готовой продукции;
- создание служб консалтинга, рекламирования инновации, маркетинговых исследований;
- разработка нормативной документации для обеспечения выполнения инновационной деятельности.
Обобщенная схема полного цикла создания инновационного продукта любого назначения должна включать следующие этапы:
- зарождение идеи;
- предварительная экспертиза, результатом которой является обоснованный вывод о востребованности инновации, созданной на основе этой идеи, рынком;
- предварительное бизнес-планирование, результатом которого является финансовое обоснование инвестирования в создание инновации;
- проектирование изделия, результатом которого является рабочая документация, необходимая для организации его производства;
- опытно-экспериментальная отработка изделия, результатом которой является экспериментальный образец, выдержавший тестовые производственные и рыночные испытания;
- окончательное бизнес-планирование, результатом которого является финансовое обоснование инвестирования производства нового изделия;
- производство, результатом которого является коммерческий инновационный продукт;
- передача инновации на рынок.
Реализация всех стадий полного цикла создания инновационного продукта, включающего сложный комплекс работ от генерации идеи или получения результатов научных исследований (от появления новшества) до создания на их базе нового продукта, его коммерциализации и практического использования, возможно только при наличии:
- инвесторов, участвующих в финансировании разработки и создании инновационного продукта;
- инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;
- производителя инновационного продукта;
- потребителя инновационного продукта.
В процессе реализации всех этапов инновационного цикла создания новых изделий (новаций) осуществ-
ляется передача технологий из университета потребителю. Эта передача технологий получила название «технологический трансферт» [10,24,25].
Технологический трансферт (ТТ) предполагает четыре уровня сотрудничества и четыре соответствующих измерения успеха или критерия эффективности технологического трансферта [19,24,25]. Пирамида уровней ТТ представлена на рис. 1.
Уровень 1 рассматривается как пассивный, со слабым взаимодействием между участниками, хотя исследователи могут работать в командах или даже взаимодействовать за пределами своих организаций или интернационально. Успех на этом уровне измеряется, как правило, качеством и количеством научных отчетов и журнальных статей: научная значимость, исследовательская мощь признаются здесь наиболее важными.
Уровень 2 (принятие технологии) подразумевает большую вовлеченность участников процесса технологического трансферта. Хотя это уровень уже разделенной ответственности сотрудничества между разработчиком технологии и ее заказчиком, важным является определение ключевых персон, которым необходимо передавать соответствующую информацию в соответствующее время.
Уровень 3 как исполнение технологии характеризуется тем, что успех определяется своевременным и эффективным ее использованием. На рассматриваемом уровне для того, чтобы ТТ был успешен, пользователи технологий должны обладать знаниями и ресурсами, необходимыми для их использования. Исполнение технологии может рассматриваться в пределах организаций в виде развития продукта, включая создание прототипа или одобренной концепции коммерческого применения. Индустриальная мощь, потенциал, промышленная значимость как сильная сторона технологии в данном случае являются наиболее важными. На этой стадии организация-заказчик, пользователь технологии обеспечивает свой вклад в трансферт технологии.
Уровень 4 (применение технологии) соответствует стадии коммерциализации продукта. Рассматриваемый уровень аккумулирует успех предыдущих трех стадий в достижении своих специфичных сфер, однако важным элементом данного этапа является обеспечение рыночного превосходства. Обратная связь от пользователей технологии регулирует сам процесс трансферта. Мерой измерения успеха является норма возврата капитала или доля на рынке продукции.
Движение от уровня 1 к уровню 4 не может быть линейным и поступательным. Само сотрудничество является многосторонним и многомерным. В ходе данного движения многократно возрастает и сложность трансферта. В целом успех ТТ всех уровней сложно измерить средствами традиционного анализа типа «выигрыш — издержки», поскольку:
- трудно количественно оценить финансовые и другие воздействия технологии в течение времени;
- различные персоны, вовлеченные в процесс технологического трансферта, оценивают выигрыш и издержки по-разному, в зависимости от свойственных им представлений о перспективности и ожиданиях.
Следовательно, при организации технологического трансферта в университете необходимо иметь в виду вышеуказанные особенности и рассматривать проблему с различных сторон (исследователя, разработчика технологии и, конечно же, потребителя).
Коммерциализация результатов научных исследований [25] является наиболее слабо отработанным этапом инновационного цикла в российских университетах. Какие же пути и подходы к коммерциализации результатов научных исследований реализуются в университетах?
Современная концепция организации управления патентной, лицензионной и инновационной деятельностью предполагает формирование и реализацию политики в области интеллектуальной собственности университета, а также организацию патентного и лицензионного обеспечения учебного процесса, научных исследований, производства и сбыта в целях повышения их уровня, правовой охраны и коммерческой реализации конкурентоспособных объектов интеллектуальной собственности путем создания необходимых и наиболее благоприятных правовых и экономических условий для эффективной коммерциализации на внутреннем и внешнем рынках прав на объекты интеллектуальной собственности (лицензии на изобретения, ноу-хау и другие объекты; вклады стоимости этих прав в уставной капитал учреждаемых юридических лиц, другие инвестиционные проекты), изделия (производство, внутренняя торговля и экспорт) и услуги (контракты на инжиниринг и другие договоры).
С учетом изложенного в российских университетах необходимо создавать, опираясь в том числе на опыт зарубежных университетов, систему коммерциализации новых разработок, начиная с этапа заключения договоров на научно-исследовательскую и опытно-кон-
структорскую работу (т.е. еще до момента создания разработок) до этапа их коммерческой реализации. Мировая практика, а также опыт функционирования российских университетских технопарков [34,35] показывают, что они являются благоприятной средой, в которой реализуется инновационный процесс. С помощью технопарков успешно осуществляется технологический трансферт и коммерциализация новшеств. Кроме того, технопарки весьма эффективно «выращивают» малые и средние инновационные фирмы, с помощью которых обеспечивается один из самых успешных способов технологического трансферта.
Технопарк — это место, где формируется взаимозаинтересованная среда по созданию инновации, состоящая из ученых, изобретателей, инноваторов, инвесторов и производителей. Суть деятельности технопарка как основного инфраструктурного звена инновационного комплекса университета состоит в соединении всех видов ресурсов для реализации единого инновационного процесса. Основными направлениями деятельности технопарка являются:
- «выращивание» малых и средних инновационных фирм;
- коммерциализация и технологический трансферт конкурентоспособного изделия, материала или технологии в крупномасштабное промышленное производство;
- самостоятельное производство и реализация уникального оборудования, мелкосерийное и малотоннажное производство инновационной продукции.
Технопарк, взаимодействуя с университетом, на базе которого он создан, служит своеобразным мостом, соединяющим университет с экономикой и социальной сферой региона. Особая роль университетского технопарка заключается в том, что он должен побудить преподавателей, студентов, ученых, изобретателей заняться инновационным предпринимательством. При этом задача университета заключается в осуществлении координации деятельности и обеспечении тесного взаимодействия кафедр, научно-исследовательских подразделений с технопарком.
Таким образом, анализ состояния нормативно-правового обеспечения свидетельствует о том, что перед высшей школой стоят задачи адаптации организационного менеджмента к изменяющимся требованиям внешней среды, в связи с чем, возникает необходимость поиска новых механизмов и способов организации инновационной деятельности ВУЗов.
INNOVATION ACTIVITY OF HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS: ORGANIZATIONAL-LEGAL MECHANISMS OF PROVIDING AND GENERAL PRINCIPLES OF
INNOVATIONAL PROCESS ORGANIZATION
G.M. Gaidarov, I.I. Alekseevskaya (Irkutsk State Medical University)
The problems of normative-legal providing innovational activity of AEE at the modern stage of legal base development, the features of management of scientific-research and innovational activity of University are considered in the review. The description of the complete cycle of innovation process has been presented; the general principles of organization of innovational activity have been formulated.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агранович Б.П. Развитие ВУЗа как субъектарыночных отношений. Предпринимательство и преобразование российских университетов. — Ростов-на-Дону: РГУ, 2003. — С.135-142.
2. Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Высшее образование в
условиях трансформирующегося российского общества // Наука и образование в стратегии национальной безопасности и регионального развития: Матер. между-нар. конф. — Екатеринбург, 1999. — С.30-33.
3. Антропов В.А., Ревина Е.В. Совершенствование внут-ривузовских организационно-экономических отноше-
ний: постановка проблемы // Университетское управление: практика и анализ. — 2003. — Т. 25, № 2. — С.41-49.
4. Ашкеров Ю.В., Мамонова Е.И. Опыт разработки показателей НИД вузов в реальных социально-экономических условиях // Научно-исследовательская деятельность в высшей школе: Обзор. информ. — М., 1999. — Вып. 7. — 64 с.
5. Бойко Т.С., Саенко О.В. Совершенствование управления ВУЗом // Тезисы докл. II Всеросс. научно-практ. конф. «Проблемы и опыт совершенствования управления и повышения эффективности функционирования учреждений и предприятий социальной сферы». — СПб., 2003. — С.120-122.
6. Борисов И.И. Правовое регулирование взаимодействия ВУЗа и органов государственной власти в субъекте Российской Федерации (тезисы доклада) // В сб. науч. тр. Всеросс. научно-практ. конф. «Организационно-правовые вопросы управления государственным ВУЗом в современных условиях». — СПб., 1999. — С.26-28.
7. Бортник Е.М., Бахтеева Е.В. Стратегическое управление ВУЗом // Тезисы докл. II Всеросс. научно-практ. конф. «Проблемы и опыт совершенствования управления и повышения эффективности функционирования учреждений и предприятий социальной сферы». — СПб., 2003. — С.112-115.
8. Вербицкая Л.А. Государственный ВУЗ: организационно-правовые проблемы деятельности // В сб. науч. тр. Всеросс. научно-практ. конф. «Организационно-правовые вопросы управления государственным ВУЗом в современных условиях». — СПб., 1999. — С.3-6.
9. Владимиров В. Государственный ВУЗ в рыночной экономике // Высшее образование в России. — 1997. — № 4. — С.7
10. Гибсон Д., Рогалев Н.Д. Проблемы ускорения передачи технологий и коммерциализации результатов научных исследований // Сб. материалов конференции. — М.: Сейдин.2000.
11. Дедков Е.Д. Состояние и перспективы развития медицинской науки // Проблемы управления здравоохранением. — 2002. — Т 2, № 1. — С.32-33.
12. Долженко О. На пути в будущее: Аналитический реферат книги Б.Р. Кларка «Создание предпринимательских университетов» // Вестник высшей школы. — 1998. — № 11. — С.37-41.
13. Иванова И.В. Актуальные проблемы воспроизводства научных кадров // Здравоохранение РФ. — 2006. — №1.
14. Иванцивская Н.Г., Буров В.Г. Модель управления инновационным процессом на кафедре // Университетское управление: практика и анализ. — 2004. — Т. 29, № 1. — С.69-76.
15. Ковалевский В. Университетский комплекс как основа подготовки кадров // Высшее образование в России. — 2003. — № 1. — С.134-139.
16. Корнилов Г.Е. Взаимодействие академической науки и высшей школы: опыт организации и перспективы развития // Наука и образование в стратегии национальной безопасности и регионального развития: Материалы международной конференции. — Екатеринбург, 1999. — С.273-275.
17. Кортов С.В. Инновационный потенциал и инновационная активность ВУЗов УрФО //Университетскоеуп-равление: практика и анализ. — Екатеринбург, 2004. — Т 29, № 1. — С.61-68.
18. Кугель С.А. Адаптация российских ученых к изменяю-
щимся социально-экономическим условиям // Науковедение. — 2002. — № 1. — С.86-107.
19. Кураков Л.П., Толстое Л.Н. Организационный и экономический механизм управления университетом. — Чебоксары: Чуваш. Ун-т, 1994. — 36 с.
20. Лешакова В.С. Финансово-экономические и бухгалтерские основы деятельности образовательных организаций. — М., 2000. — С.134.
21. Михайлушкин А.И. ВУЗ в современныхусловиях. Вопросы организации и управления // В сб. науч. тр. Все-росс. научно-практ. конф. «Организационно-правовые вопросы управления государственным ВУЗом в современных условиях». — СПб., 1999. — С.22-26.
22. НемчинА.М., Краснопероеа Н.А., ЯмпольскаяД.О. Стратегический аспект планирования развития ВУЗа // Тезисы докладов II Всеросс. научно-практ. конф. «Проблемы и опыт совершенствования управления и повышения эффективности функционированияучреждений и предприятий социальной сферы». — СПб., 2003. —
23. Петрова К.П. Инновационный процесс в высшей школе как объективная закономерность // Инновации в высшем образовании на рубеже веков: Материалы региональной научно-методической конференции. — Братск: БрГТУ. — В 2 ч. — 2001. — Ч. 1. — С.3-10.
24. Рогалев Н.Д. Технологические инновации в техническом университете. — М.: МЭИ, 1997.
25. Рогалев Н.Д., Федоров Е.В., Калинина М.В. Управление и коммерциализация результатов научных исследований в университетах // Сб. мат. семинара-совещания «Инновационная деятельность высшей школы в 2003 году». — М.: Испо-Сервис, 2004.
26. Садовничий В.А. Высшая школа России: традиции и современность // Высшее образование в России. — 2002. — №1. — С.10-16.
27. Садовничий В.А. Университеты России в XXI веке: замысел программы // Высшее образование сегодня. — 2002. — № 11. — С.20-22.
28. Старостина Т.В. Экономико-организационные аспекты адаптации ВУЗа к рынку образовательных услуг: Ав-тореф. дисс. ... канд. экон. наук. — М., 2003. — 24 с.
29. Тангян С.А. Высшее образование в перспективе XXI столетия // Педагогика. — 2000. — № 2. — С.3-10.
30. Филиппов В.М. Управление в высшей школе: опыт, тенденции, перспективы: Аналитический доклад. — М.: Логос, 2005. — 540 с.
31. Шеломенцев В.В. Вузовская наука — один из важнейших компонентов развития региона // Наука и образование в стратегии национальной безопасности иреги-онального развития: Матер. междунар. конф. — Екатеринбург, 1999. — С.356-360.
32. Шукшунов В.Е. О роли научных исследований и инновационной деятельности в университете XXI века. — М.: Испо-Сервис, 1998.
33. Шукшунов В.Е. Технопарки России — новый этап развития. — М.: Испо-Сервис, 1998.
34. Шукшунов В.Е. Университетские технопарки: идеи, назначение, роль и место в развитии инновационной деятельности. — М.: Сейдин. 2000.
35. Шукшунов В.Е, Сенин А.А. Технопарки и инкубаторы бизнеса. — М.: Испо-Сервис, 1998.
36. Юдин В.К. Роль и место ВУЗа в системе рыночных отношений // Высшее образование. — 1994. — № 1. — С.96-107.
37. Sporn B. Adaptive University Structures. — London and Philadelphia: Jessica Kingsley Publishers, 1999.
© ГЕЛЛЕР Л.Н., ГАЙКАЛОВ А.В., РАДНАЕВ Г.Г., ГАЙКАЛОВ В.А. - 2006
ФАРМАКОЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНГИБИТОРОВ АНГИОТЕНЗИНПРЕВРАЩАЮЩЕГО ФЕРМЕНТА ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ АРТЕРИАЛЬНОЙ ГИПЕРТЕНЗИИ
(на примере г. Ангарска)
Л.Н. Геллер, А.В. Гайкалов, Г.Г. Раднаев, В.А. Гайкалов
(Иркутский государственный медицинский университет, ректор — д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедрауправления и экономики фармации, зав. — к.ф.н. Л.Н. Геллер, кафедра клинической фармакологии, зав. — к.м.н. Г.Г. Раднаев)
Резюме. В статье представлены результаты исследования рынка ингибиторов АПФ г. Ангарска и предпочтения конечных потребителей, предложена модель фармакоэкономического анализа препаратов данного класса. Ключевые слова. Артериальная гипертензия, фармакоэкономика, ингибиторы АПФ, марковское моделирование.