УДК 378.014.54 Серкина Яна Игоревна
аспирант кафедры социальных технологий Белгородского государственного университета тел.: (980) 377-20-21
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ВУЗОВ [1]
Serkina Yana Igorevna
PhD student of the Social Technologies Department, Belgorod State University tel.: (980) 377-20-21
PROBLEMS OF DEVELOPING INNOVATIVE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS [1]
Аннотация:
В статье актуализируется необходимость перехода высших учебных заведений к инновационному развитию. Рассматривается опыт ученых в области инновационного развития вузов, про-блемы управления инновационным развитием современных вузов.
Ключевые слова:
инновации, инновационный вуз, стратегия инновационного вуза, инновационное развитие вуза.
Summary:
The article discusses the necessity of adoption of innovative development by higher educational institutions. The author considers experience of scientists and problems of managing innovative progress of higher education institutions.
Keywords:
innovations, innovative higher education institution, strategy of innovative higher education institution, innovative development of higher education institution.
Неизбежность кардинальных изменений системы образования, зафиксированная в «Крон-бергской Декларации о будущем процессов приобретения и передачи знаний», предопределяет потребность в поиске новых подходов к проектированию образовательного процесса в вузе, гуманистических по своей сущности и максимально использующих ресурсы современного общества.
По мнению Е.Ю. Игнатьевой, современная парадигма образования предполагает обеспечение выпускника не столько суммой знаний, сколько набором ключевых компетенций, позволяющих мобильно адаптироваться в динамично изменяющихся социально-экономических условиях и применять свои знания при создании новой конкурентоспособной продукции и услуг. Качество подготовки выпускника сегодня заключается не только в его умении анализировать и решать проблемы, но и в способности совершенствовать технологии собственной деятельности и определять ее стратегию [2, с. 9].
По мнению А.А. Гретченко, в основе инновационного развития вуза должны лежать новые схемы формирования инноваций, направленные на повышение адаптивных возможностей вуза к быстро меняющимся условиям внешней среды. Каждый вуз в современных условиях рынка стремится создать инновационную институциональную структуру, конкурентоспособную, финансово эффективную, с диверсифицированными доходами, академически сфокусированную на учебных программах, отличающихся высоким качеством, активно взаимодействующую с внешними и внутренними партнерами, структурно децентрализованную и строго следующую своей стратегии развития [3, с. 3].
Отличительными характеристиками современных вузов являются: интенсивное использование в процессе обучения информационно-коммуникативных технологий, обеспечивающих равноправное приобретение и передачу знаний, свободный доступ к образовательным ресурсам; развитие социальных и эмоциональных способностей и навыков обучающихся, индивидуализация процесса приобретения и передачи знаний.
Многие вузы России решили пойти другим путем. Современное развитие науки и новых технологий, скорость появления различного рода инноваций, в том числе тех, которые кардинально меняют основные представления, принципы, методики, утвердившиеся в той или иной предметной области, превращают непрерывное, или «пожизненное», обучение из образного выражения в реальную и очевидную необходимость. Инновационное развитие вуза можно продемонстрировать на существующих моделях современного рынка образовательных услуг [4].
В современной России реализация новых подходов к развитию высшего образования идет в русле трансформации традиционных образовательных учреждений в университеты инновационного типа.
Университет инновационного типа - адаптивный к требованиям внешней среды научнообразовательный комплекс, деятельность которого ориентирована на расширенное воспроизводство инновационного потенциала территории, формирование инновационной инфраструк-
туры, интеграцию всех уровней образования с академической наукой, промышленностью, бизнесом и властными структурами.
Инновационная деятельность любой модели вуза направлена на решение следующих задач:
- эффективное и рациональное использование интеллектуальных ресурсов вуза, формирование устойчивого интеллектуального потенциала, способного инициировать и реализовывать инновационные проекты различной сложности и направленности;
- коммерциализацию научных идей, оригинальных инновационных проектов;
- повышение уровня предпринимательской культуры и подготовку квалифицированных кадров в сфере малого и среднего бизнеса.
В основу понятия инновационного университета положены следующие принципы [5]:
1. Развитие инновационного потенциала университета, результатом которого является подготовка интеллектуального потенциала, способного обеспечить позитивные изменения в области своей профессиональной деятельности.
2. Прогнозирование спроса и стратегическое управление структурой расширенного воспроизводства инновационного потенциала территории.
3. Формирование инфраструктуры инновационной деятельности, обеспечивающей интеграцию всех образовательных академических ценностей и предпринимательства.
4. Формирование инновационной корпоративной культуры и внутренней конкурентной среды.
5. Развитие инфраструктуры взаимодействия университета с внешней средой - образовательная, научная и глобальная интеграция академической науки с промышленностью, бизнесом и властными структурами.
6. Диверсификация источников финансирования университета и активный фандрайзинг.
7. Создание адаптивной системы управления университетом как самообучающейся структуры.
Стратегия развития данного образовательного учреждения высшего профессионального образования основана на реализации концепции вуза как учебно-научно-инновационного комплекса. В этом случае они, с одной стороны, готовят специалистов нового поколения для рынка интеллектуального труда, а с другой - они разработчики, поставщики объектов интеллектуальной собственности, продукции и услуг с новым качеством, востребованным потребителями. Данное утверждение говорит о том, что такие университеты рассматриваются в качестве одной из составляющих инновационного сектора страны [6, с. 2].
Однако в современном вузе, сохраняющем традиционные подходы, отмечаются следующие противоречия:
- потребность современного общества в развитии вузов как открытых самоорганизующихся систем и недостаточная разработанность методологических оснований проектирования образовательного процесса в данных системах;
- необходимость обеспечения динамического баланса между функционированием и развитием образовательного процесса и сохранение в практике высшей школы приоритетов функционирования в ущерб развитию;
- кардинальные изменения в процессах приобретения и передачи знаний в условиях глобализации общества и традиционные подходы к организации образовательного процесса вуза (преобладание функции транслятора информации в деятельности преподавателя, неэффективное использование информационно-коммуникативных технологий, отсутствие у студентов выбора собственного образовательного маршрута);
- потребность практики в специалистах, обладающих высоким интеллектуальный потенциалом, основанный на личностном знании, способных к постоянному обучению и инновациям, креативному взаимодействию, саморазвитию, и сохранение ориентации практики высшей школы на знания, умения, навыки.
Наблюдающаяся тенденция интеграции образования, науки и бизнеса может быть проиллюстрирована моделью создания технопарков на базе вуза как одним из наиболее значимых факторов для инновационного развития вуза.
Функцией технопарков можно считать формирование взаимозаинтересованной среды по созданию инновации (ученые, изобретатели, инноваторы, инвесторы и производители).
Суть деятельности технопарка как основного инфраструктурного звена инновационного комплекса университета состоит в соединении всех видов ресурсов для реализации единого инновационного процесса.
Основные направления деятельности технопарка:
- «выращивание» малых и средних инновационных фирм;
- коммерциализация и технологический трансферт конкурентоспособного изделия, материала или технологии в крупномасштабное промышленное производство;
- самостоятельное производство и реализация уникального оборудования, мелкосерийное и малотоннажное производство инновационной продукции.
Технопарк, взаимодействуя с университетом, на базе которого он создан, служит своеобразным мостом, соединяющим университет с экономикой и социальной сферой региона. Особая роль университетского технопарка заключается в том, что он должен побудить преподавателей, студентов, ученых и изобретателей участвовать в инновационном развитии вуза. При этом задача университета заключается в осуществлении координации деятельности и обеспечении тесного взаимодействия кафедр и научно-исследовательских подразделений с технопарком.
В связи с внедрением инноваций в образовательный процесс вуза на рынке образовательных услуг происходят существенные изменения как в структуре, так и в системе управления. Вузовская система управления сегодня должна управлять не только фазой концептуального решения проблемы на основе результатов фундаментальных и поисковых исследований, полученных патентов, но и полным инновационным циклом: от идеи до создания готового продукта, его тиражирования и передачи на рынок.
Главным направлением инновационного развития вуза является одновременное внедрение трех процессов в систему образования: преобразование новшества в нововведение; технологический трансферт; коммерциализация новшества.
Ссылки и примечания:
References (transliterated) and notes:
1. Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания высшим учебным заведениям на 2012 г., № 6.2744.2011 «Социологический мониторинг внутриуниверситетской среды как условие обеспечения качества образовательного процесса».
2. Игнатьева Е.Ю. Совершенствование образовательного процесса в современном вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Великий Новгород, 2009.
3. Гретченко А.А. Проблемы инновационной деятельности в вузе // Вестник Российской экономической академии имени Г.В. Плеханова. 2009. № 6. С. 3-9.
4. Федоров, И.Б. Интеграция образования и науки: ключевые аспекты // Высшее образование. 2005. № 6.
5. Инновационная деятельность вузов: принципы и механизмы образования (Национальный проект «Образование») // Высшее образование. 2006. № 5.
6. Шленов Ю.В. Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства. Вчера. Сегодня. Завтра // Качество. Инновации. Образование. 2009. № 12. С. 2-3.
1. The paper was prepared in the conduct of fulfillment of governmental task for high educational institutions for 2012, № 6.2744.2011 “Sociological monitoring of university community as a condition of high quality education”.
2. Ignat'eva E.Y. Sovershenstvovanie obrazovatel'nogo protsessa v sovremennom vuze: avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk. Velikiy Novgorod, 2009.
3. Gretchenko A.A. Problemy innovatsionnoy deyatel'nosti v vuze // Vestnik Rossiyskoy ekonomicheskoy akademii imeni G.V. Plekhanova. 2009. № 6. P. 3-9.
4. Fedorov, I.B. Integratsiya obrazovaniya i nauki: klyuchevye aspekty // Vysshee obrazovanie. 2005. № 6.
5. Innovatsionnaya deyatel'nost' vuzov: printsipy i mek-hanizmy obrazovaniya (Natsional'niy proekt «Obrazovanie») // Vysshee obrazovanie. 2006. № 5.
6. Shlenov Y.V. Rossiyskiy gosudarstvenniy universitet innovatsionnykh tekhnologiy i predprinimatel'stva. Vchera. Segodnya. Zavtra // Kachestvo. Innovatsii. Obrazovanie. 2009. № 12. P. 2-3.