Научная статья на тему 'Анализ особенностей реализации инновационных моделей развития в вузах'

Анализ особенностей реализации инновационных моделей развития в вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновационная деятельность / модель образования / инновационное развитие вузов / инновационная образовательная программа / инновационный потенциал научной школы. / innovation activity / model of education / innovative development of universities / innovative educational program / innovative potential of a scientific school.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наталья Викторовна Просвирина, Алексей Иванович Тихонов

В статье рассматриваются современные тенденции в образовании, связанные с инновационным развитием вузов; изучены перспективные методы, используемые в инновационном образовательном процессе; приведена сравнительная характеристика традиционной и инновационной образовательных программ. По итогам исследования были сделаны выводы о перспективах развития вузов, реализующих инновационные образовательные программы, которые способны дать импульс активной инновационной деятельности в сфере образования, науки, техники, культуры, искусства, управления, политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of features of realization of innovative models of development in higher education institutions

The article discusses current trends in education related to the innovative development of universities; studied promising methods used in the innovative educational process; the comparative characteristic of traditional and innovative educational programs is given. According to the results of the study, conclusions were made about the prospects for the development of universities that implement innovative educational programs that can give impetus to active innovation in the field of education, science, technology, culture, art, management, politics.

Текст научной работы на тему «Анализ особенностей реализации инновационных моделей развития в вузах»

Анализ особенностей реализации инновационных моделей развития в вузах The analysis of features of realization of innovative models of development in higher

education institutions

Ь (\ МОСКОВСКИЙ ■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 378.4 DOI 10.24411/2413-046Х-2018-14006 Наталья Викторовна Просвирина,

ассистент кафедры «Управление персоналом», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»

Алексей Иванович Тихонов,

кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой «Управление персоналом», ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)»

Natalya V. Prosvirina,

assistant to department «Human resource management», Moscow aviation institute (national research university)

Alexey I. Tikhonov,

candidate of Technical Sciences, associate professor, head of the department «Human resource management», Moscow aviation institute (national research university)

Аннотация: В статье рассматриваются современные тенденции в образовании, связанные с инновационным развитием вузов; изучены перспективные методы, используемые в инновационном образовательном процессе; приведена сравнительная характеристика традиционной и инновационной образовательных программ. По итогам исследования были сделаны выводы о перспективах развития вузов, реализующих инновационные образовательные программы, которые способны дать импульс активной инновационной деятельности в сфере образования, науки, техники, культуры, искусства, управления, политики.

Summary: The article discusses current trends in education related to the innovative development of universities; studied promising methods used in the innovative educational

process; the comparative characteristic of traditional and innovative educational programs is given. According to the results of the study, conclusions were made about the prospects for the development of universities that implement innovative educational programs that can give impetus to active innovation in the field of education, science, technology, culture, art, management, politics.

Ключевые слова: инновационная деятельность, модель образования, инновационное развитие вузов, инновационная образовательная программа, инновационный потенциал научной школы.

Keywords: innovation activity, model of education, innovative development of universities, innovative educational program, innovative potential of a scientific school.

Необходимость перехода России на инновационный путь развития национальной экономики требует детального изучения принципов формирования инновационной среды в экономических системах.

Инновационный путь развития предполагает наличие не только четких целей, но и условий для их достижения. К таким условиям можно отнести:

- гибкость организации, способной оперативно создавать временные структуры с требуемыми функциями под реализацию конкретного проекта (проектная внутри- и межфирменная интеграция, например, через временные трудовые коллективы) с четко поставленной, достижимой и легко контролируемой целью;

- сочетание централизованного (иерархического) управления с децентрализованной горизонтальной (сетевой) самоорганизацией. При этом весьма важно соблюсти оптимальные пропорции между «свободой» и «необходимостью» деятельности сотрудников организации.

- наличие достаточных ресурсов для разработки инновации, ее экспертизы, апробации и внедрения;

- информированность персонала о проблемах организации, высокое взаимное доверие и мотивированность (в том числе посредством материального и морального стимулирования) деятельности исполнителей;

- высокая культура организации и высокий образовательный уровень ее персонала, наличие условий для роста и совершенствования сотрудников, непрерывное повышение их профессионального и общего уровня развития.

Так как в инновационной экономике конечным результатом реализации образовательной программы должно стать «производство» специалистов, способных генерировать и реализовывать инновационные идеи, и учитывая определение понятия

«инновация», то под инновационным образованием целесообразно понимать процесс формирования способного к инновационной деятельности специалиста. Он основывается на использовании новых методов, средств и технологий воспитания и обучения, позволяющих это формирование реализовать с минимизацией затрат природных ресурсов.

Современные тенденции в образовании связаны с реализацией личностно-ориентированного, активно-деятельностного, нацеленного на формирование необходимой совокупности компетентностей, подхода. Идея такой ориентации - сама по себе инновация. Потому инновационными должны быть во многом методы и средства ее реализации. Большое значение приобретает не только стимуляция самостоятельной познавательной деятельности, но и активизация эмоционально-личностной сферы, ориентация на интегрированные, межпредметные курсы, наделение обучающегося большими возможностями по свободному выбору предметов, изменению роли преподавателя и др. Отметим, что вопросы инновационного развития современного образования сегодня активно исследуются в диссертационных работах [1].

Значимость инновационного потенциала высшего учебного заведения в современных рыночных условиях постоянно возрастает. Новые научные знания, высококвалифицированные специалисты как основные составляющие инновационной экономики являются объектом особого внимания государства. Вуз сегодня - это не только организация, выполняющая функцию сохранения культурно-образовательного национального потенциала, повышения уровня образованности населения и научно-технического развития страны, воспроизводства накопленных знаний и опыта поколений, но и субъект экономики, товаропроизводитель интеллектуального продукта и образовательных услуг. Сегодня реформирование российской системы высшего образования обусловило необходимость в создании на базе вузов центров инновационно-образовательной деятельности. Их задачей является использование научно-инновационного потенциала вуза для развития экономики и решения социальных задач государства [3].

Основные инновационные изменения, направленные на повышение качества и конкурентоспособности высшего образования, связаны с развитием технологий обучения и материально-технической инфраструктуры на основе интеграции фундаментальной и междисциплинарной подготовки с широким применением компьютерных технологий на всех стадиях образовательного процесса; развитием инфраструктуры организационной, финансовой и технологической поддержки в области учебной и научной деятельности, международного академического сотрудничества; ускорением коммерциализации научно-

технических разработок; реализацией индивидуальных образовательных траекторий в системе непрерывного профессионального образования; использованием современных методов организации учебного процесса в рамках тенденций Болонского процесса (многоуровневость, кредитно-модульная система, компетентностный подход и др.).

В таблице 1 перечислены инновационные задачи высшего образования и особенности их решения [1].

Таблица 1. Инновационные задачи н элементы образования

11 й? § 0 ° я § = £ с О к о Б Ъ 1 1 — — К « ■ разработка и Енедрение качественно новых образовательных программ, реализующих внутреннюю и международную интеграцию образования, науки и производства. в условиях выполнения инновационных проектоЕ; ■ развитие технологий обучения и материально-технической инфраструктуры на основе интеграции фундаментальной и междисциплинарной подготовки, с широким применением компьютерных технологий на всех стадиях образовательного процесса; ■ реализация проблемно- и предметно- ориентированной подготовки специалистов в области инноватики в сфере новых обьектоЕ техники и технологий; ■ ускорение коммерциализации научно-технических разработок; развитие [шфраструкгуры организационной финансовой и технологической поддержки в области учебной и научной деятельности, а также международного академическою сотрудничества

Я Ё | 1 1 С 1 Я ь = = ° о о К =- £ = - К Инновационные технологии образования - личностно-ориентированные технологии; - мультиязыковые технологии; - проблемно-ориентированные технологии

Инновационные программы образования - академическая мобильность; - дистанционное обучение; - обучение на рабочем месте; - производственно-ориентированное обучение; - междисциплинарное обучение;

Инновационные методы образования - кейс-технологии; - проектное обучение; - модульное обучение; - ролевые и деловые игры;

Инновационные организационные формы высшего образования - виртуальный университет; - федеральные и национальные университеты; - интеграционные формы (университетские комплексы, интегрированные тучно-образовательно-производственные структуры И др.)

Отличительные особенности инновационной и традиционной образовательной программы вуза приведены в таблице 2 [1].

Таблица 2. Особенности образовательных программ вуза

Параметры ларакгернсг нкн Традиционная образовательная программа Инновационная образовательная программа

ОсноЕные ооъеоь: ^ тверд:де:-л-:ые государство®: направления по дготсвкн бакалавров. магистров, специаднсгов с высшим профессиональным образованием Ина::тиЕные педагогические. НауЧНО-ИССЛеДОВаТЕЛЬСКИЕ. вс с пш аг ель-ны е, производственные технологии, основанные :-:а субьектхо-ооъекгнсй парадигме образования Интерактивные методы креативной педагогики, проектно-ориенлированная научно -н с след ое аг ель с еля . инновационная. даоорагорко-произзодственная деятельность с использованием информационны?; тек:-:сдогин индивидуального образовательного гыошнга. ориентации студента :-:а усвоение тек:-:сдогин допска решения проблей

Целевое :яаче:-д:е Со здание условий для реализации пшоаъш норм, правит. форы, методов, технологий, процедур отоора. о5уче:-:ия. аттестата: специалистов. сдосоонык обеспечита разработку, принятий и реализацию стандартньсх н оригинальных реШЁНПП Создание сртанизациснньсх. акацемпчес:л1к: материально-технических, дсихологнческик условий хля подготовь специадистов по разра эстке и реализации проектов ^.-дравленил лснзненныы циклов! конкурентоспособных наукоемких инженерных. социально-зконо;[;гческих. гуманитарных решений по приоритет:-:ым направлениям развития науки и текс-тки

Фсриы реализации Лекционные к практические групповые занятия. итоговые и промежуточные аттестации в виде зачета и экзаменов, уча: ш> I научньсх конференциях. семинарах, творческих конкурсах, производственная раоота б период драктикн. вьтолнение дипломньсх н :урсовь[х проектов по учебным иоделяы (примером) Индивидуальный многоуровневый образовательный маршрут, ситуационное моделирование с использованием ИТ. полилогоеый режим обуче:-дц, проектная деятельность в курсовом и дипломном проектировании - выполнение расчегоз и обоснований реальньсх на;."чно-гекнических проблем с использование!: нов ешг;<д; инструментов и методов обоснования решений. мониторинг результативности соления, уровня профессиональных компетенции, личностных и профессиональных качеств специалиста

Суоъекль; програымь: ^ чеоные. научно- псгдедовательсЕдк, административные, втомо7атадь:-:ые подразделения вуза, базовые предприятия. :-:ауч:-:ые организации Инновационные образовательные элементы, аналог коммерческих, бизнес-единиц. позволяющие вузу осуществлять гиб::;.то связь с потребителями образовательных уедут

Достигаемые "Тлг-т-рттар заданного УрОЕНЯ Одережающий характер высшего

Параметры дсарактернст нкя Трал ни ионная образовательная программа Пнновапнонная образовательная программа

результаты качества образовательных услуг, удовлетвори ННО СТЬ потребителей, р аботодателей. рост конкурентоспособности вуза в кратко- и среднесрочной перспективе профессионального образования, осе-спечпваюшин развитие у человека природной предрасположенности к получению знании и переходу от осмысления действительности к решению прикладных, задач — социальных, управленческих, технологических. Высоких гемп обновления коыпБтенщш. обеспечение развития е стратегической перспективе

Характер х масштаб влияния на внутреннюю и внешнюю среду вуза Определяет конкурентную позтгптгю вуза на рынке образовательных услуг, является «точкой роста;-:: его академического потенциала Выступает в качестве «поля» реалнзэглш пннсЕаллионного процесса, формирует мобильною внутреннюю :нтес-то среду. является элементом формирования корпоративной к^жьтуры вуза.

Элементы управления Учебные п вспомогательные подразделения. органы з аконс дательного а исполнительного и коллегиального руководства Структурные подразделения, созданные на лртттцгттах межотраслевой интеграции (образованне-ка^ка-производство)., органи зящгонныа элементы, декомпозированные по пшощипу связи с потребителями и обеспечивающие эффективные вложения е развитие программы

Требования к ресурсному ■обе спечению Уровень ресурсного обеспечения должен в первую очередь отвечать требованиям государства, как основного заказчика. Основными направлениями вложения средств лелеются материально-техническая., кадровая, учебно-методическая база, капитальное с троите льс тво Уровень ресурсного обеспечения должен определяться исходя из нормативов потребления ресурсов, устанавливаемых на основе портфельной стратегии вуза.. Классификация направлений пне ее гтфСЕания программы должны включать набор ресурсов, обеспечивающий учет интересов потребителей, государства к обраэовательного сообщеотва

Подготовка и реализация инновационной образовательной программы представляют собой сложную задачу, поскольку инновации не могут (и не должны) отменить традиционные, проверенные веками методы обучения. Они должны органично встроиться в существующую модель образования.

Инновационная деятельность вуза включает в себя комплекс организационных, научных, технологических, финансовых и коммерческих мероприятий, реализация которых приводит к инновационным результатам. Основными показателями эффективности работы университета в инновационной сфере могут являться: реализация проектов коммерциализации и вывода на рынок инновационных продуктов; участие аспирантов, студентов, научной молодежи в разработке и реализации инновационных проектов, в организации инновационной деятельности; наличие инфраструктуры, создание на базе университета инновационных предприятий, обеспечивающих эффективную коммерциализацию наукоемких разработок и технологий, подготовку квалифицированных кадров в области инновационного и технологического менеджмента; количество семинаров повышения квалификации для менеджеров в инновационной сфере; количество экспонатов, представленных на инновационных выставках различных уровней; количество поданных заявок на патентование, полученных патентов,

реализованных патентов, ноу-хау, полученных медалей и иных объектов интеллектуальной собственности; участие университета как базового вуза в экспертизе проектов инновационных конкурсов; разработка и издание учебно-методических пособий, учебников по инновационному и технологическому менеджменту [3].

Формирование и реализация инновационной образовательной программы опираются на комплекс инновационных педагогических методов и технологий. В таблице 3 показаны перспективные методы, используемые в инновационном образовательном процессе.

Таблица 3. Перспективные методы, используемые в инновационном

образовательном процессе

№ п/п Метод Описание

1. Контекстное обучение Мотивация к усвоению знания достигается путем выстраивания отношении между конкретным знанием и его применением, понимание которого связано с личным опытом. Этот путь относят к методам активного обучения, поскольку в центре внимания находится обучающийся, самостоятельно обретающий знания через деятельность.

2. Проблемно-ориентированный подход Позволяет сфокусировать внимание обучающихся на анализе и разрешении какой-лнбо конкретной проблемной ситуации, что становится отправной точкой в процессе обучения. При этом иногда важно не столько решить проблему, сколько грамотно ее поставить и сформулировать. Проблемная ситуация побуждает ученика осознанно добывать знания, необходимые для разрешения проблемы.

з Интегрированный 3.1 еждисциплинарнын подход Стимулирует учащихся самостоятельно «добывать» знания из разных областей, группировать нх и концентрировать в контексте конкретной решаемой задачи.

4. Саае-^ис11еа методы Основаны на анализе реальных жизненных ситуаций в инженерной практике, менеджменте, организации производства н выработке соответствующих предложении и решений.

5. Проектно-орг анизованные технологии обучения работе в команде Кроме того, что создаваемые условия практически полностью соответствуют реальной инженерной деятельности, работа в команде позволяет приобрести опыт решения задачи инженерного проектирования с распределением функций и ответственности между членами коллектива.

б. Знаниевая модель образования Основным источником модели является образовательный процесс на основе инновационной образовательной программы (технологические ноу-хау, - ноу-хау в области бизнес-процессов, - деловые связи и репутация). В процессе профессиональной деятельности индивид как основной носитель знаний способен передавать нх фирмам н предприятиям.

Реализация инновационных образовательных программ предусматривает полный инновационный цикл инженерных, экономических, социально-гуманитарных решений. В настоящее время свою эффективность доказала межотраслевая интеграция образования, науки, бизнеса и производства. Она дает возможность всем обучающимся разных уровней образовательной системы выполнять наряду с фундаментальными, поисковыми и

прикладными научными исследованиями свои опытно-конструкторские разработки, создавать образцы новой техники и технологии, обеспечивать их тиражирование, осуществлять коммерциализацию результатов научных исследований ученых, преподавателей и студентов и обеспечивать передачу готовой продукции потребителю. Поэтому инновационная образовательная программа имеет два направления, во-первых, это подготовка кадров, задействованных в инновационной деятельности предприятий, а, во-вторых, стимулирование инновационной деятельности самого вуза, то есть является системообразующим фактором, интегрирующим образовательные процессы и научный поиск. Для эффективной реализации такого рода программ в учебном заведении необходимо иметь соответствующий кадровый, информационно-методический и материально-технический потенциалы, а инвестирование средств в указанные направления развития вуза, реализующего инновационные образовательные программы, способно дать импульс активной инновационной деятельности в сфере образования, науки, техники, культуры, искусства, управления, политики и т.д.

Список литературы

1. Самохвалова С.М. Оценка эффективности инвестирования инновационных образовательных программ вуза. Диссерт. на соиск. ученой степени канд. эконом. наук. -Красноярск: Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М.Ф. Решетнева, 2006;

2. Зинина О.В. Инструменты оценки эффективности инвестиций в инновационные образовательные программы. Диссерт. на соиск. ученой степени канд. эконом. наук. -Красноярский государственный аграрный университет, 2008.

3. Калугина Т.А., Ложенко Н.О. Инновационная деятельность вуза: цели, задачи, управление // Вестник Саратовского государственного технического университета. 2011. С. 222-226

4. Жданова Д.С., Просвирина Н.В., Тихонов А.И. Программа тренингов личной эффективности как важная составляющая подготовки студентов// Экономика и предпринимательство. 2018. № 8 (97). С.1056-1060.

5. Тихонов А.И., Новиков С.В. Институциональные аспекты государственной кадровой политики в России// Менеджмент и бизнес-администрирование. 2017. № 2. С. 25-32.

6. Тихонов А.И., Строев В.В. Новые подходы к подготовке инженерно-управленческого персонала // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2017. № 12. С. 28-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.