Научная статья на тему 'Будущее регионального вуза в контексте стратегии развития отечественного образования'

Будущее регионального вуза в контексте стратегии развития отечественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ВУЗ / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КОМПОНЕНТ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА / ИННОВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКСА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УНИВЕРСИТЕТСКОГО КОМПЛЕКС / ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / УНИВЕРСИТЕТСКИЙМЕНЕДЖМЕНТ / REGIONAL UNIVERSITY / UNIVERSITY COMPLEX / SCIENTIFIC / RESEARCH / INNOVATIVE AND REGIONAL FIELDS OF ACTIVITY / HIGHER EDUCATION DEVELOPMENT TRENDS / UNIVERSITY MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ким Игорь Николаевич

Модернизация высшего образования формирует у многих преподавателей из регионов убеждение, что их вузы выпадают из стратегии развития отечественного образования. Между тем в настоящее время у регионального вуза есть практически неограниченные возможности для совершенствования своей образовательной деятельности.Для эффективного функционирования региональным вузам нужно переформатироваться в научно-инновационные университетские комплексы. Кроме того, университет обязан иметь свою «изюминку», которая является его брендом и выделяет среди других вузов региона. Данные составляющие обеспечат высокий научно-образовательный уровень, комплексную подготовку кадров к инновационной деятельности и активное участие университета в социально-экономическом развитии региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUTURE OF A REGIONAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION WITHIN THE CONTEXT OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF NATIONAL EDUCATION

Higher education modernization that takes place in the country makes many lecturers from the provinces think that their education institutions somehow fall out of the strategy of national education development. However at the time being regional higher education institution has almost infinite opportunities to develop and improve its educational activities.There is a need for regional higher education institutions to get restructured and turn into scientific and innovative university complexes for successful establishment and effective functioning. An additional point is that university must have its own distinctive feature that will serve as its brand and will make it possible to differentiate it from other universities of the region. These components will ensure a high scientific and educational level as well as integrated training of human resources in order to prepare them for innovative activities and involve the university into an active social and economical development of the region.

Текст научной работы на тему «Будущее регионального вуза в контексте стратегии развития отечественного образования»

20

Высшее образование в России • № 1, 2015

training and methodology department, Bashkir State University, Ufa, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. The article covers the experience the Presiding members of the Philology scholarly methodological council of the training and methodology union of classical universities have got in representing the results of learning in the process of professional competences formation associated with the elaboration of a Bachelor of Philology approximate curriculum. The article brings up the issues that got their shape in the process of this work and it also puts forward some suggestions on possible algorithms of the formulation of educational outcomes and the criteria of their assessment which could fit all the levels of Philological training, on the basis of methodological findings of the TUNING international project (“Tuning educational structures in Europe”).

Keywords: competences, outcomes of learning, curriculum, Federal State Educational Standard (FSES), TUNING, philological training

References

1. Karavayeva E.V. (2014) [Recommended algorithm of higher education curricula designing]. Vysshee

obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 8-9, pp. 5-15. (In Russ., abstract in Eng.)

2. Kovtun E.N., Rodionova S.E. (2013) [Interim and final assessment within competence approach:

innovative training technologies applied]. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Philologiya. Zhurnalistika [Proceedings of Saratov University. New series. Philology series. Journalism]. No. 4, pp. 109-112. (In Russ., abstract in Eng.)

3. Rodionova S.E., Grigoryeva T.V., Ivanova S.V., Rodionova A.E., Salikhova E.A., Yakubova R.H.,

Yamaletdinova A.M. (2014) [Philology curricula designing and realization within competence approach: TUNING methodology application]. Informatsionniy bulleten Soveta po philologii Uchebno-metodicheskogo ob’yedinenya po klassicheskomu universitetskomu obrazovaniyu [Information bulletin of the Philology Council of training and methodological board of classical universities union]. No. 15, pp. 26-48. (In Russ.)

БУДУЩЕЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА В КОНТЕКСТЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КИМ Игорь Николаевич - канд. техн. наук, профессор, проректор по учебно-методической работе, Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет. E-mail: [email protected]

Аннотацияя. Модернизация высшего образования формирует у многих преподавателей из регионов убеждение, что их вузы выпадают из стратегии развития отечественного образования. Между тем в настоящее время у регионального вуза есть практически неограниченные возможности для совершенствования своей образовательной деятельности.

Для эффективного функционирования региональным вузам нужно переформатироваться в научно-инновационные университетские комплексы. Кроме того, университет обязан иметь свою «изюминку », которая является его брендом и выделяет среди других вузов региона. Данные составляющие обеспечат высокий научно-образо-

Практика модернизации образования

21

вательный уровень, комплексную подготовку кадров к инновационной деятельности и активное участие университета в социально-экономическом развитии региона.

Ключевые слова: региональный вуз; университетский комплекс; научно-исследовательский компонент университетского комплекса, инновационный компонент университетского комплекса, региональный компонент университетского комплекса; тенденции развития высшего образования; университетский менеджмент

Проводимая в стране модернизация системы высшего образования по болонскому образцу продолжает вызывать неоднозначные и бурные дискуссии педагогической общественности [1]. Среди значительной части профессорско-преподавательского состава вузов до сих пор бытует мнение, что происходящие почти два десятилетия изменения в высшей школе оказывают скорее негативное, чем позитивное влияние [2]. Особую тревогу проводимая политика вызывает у работников региональных вузов, которые искренне убеждены, что их вуз выпадает из стратегии развития отечественного образования [3].

С моей точки зрения, сегодня у регионального вуза есть значительные возможности стать заметной «фигурой» на федеральном уровне, поскольку лучшего периода для развития и совершенствования образовательной деятельности в истории российской высшей школы еще не было. Для выживания и дальнейшего эффективного функционирования региональному вузу необходимо разработать собственную стратегию развития, сформированную на основе изучения тенденций мирового и современного российского образования. Кроме того, университету следует обязательно иметь «специфическую» область деятельности, которая является для него приоритетной и выделяет его среди других вузов региона.

Состояние вопроса.. В наиболее развитых странах с рыночной экономикой наука и образование выполняют двойственную функцию, одновременно выступая в роли и фактора общегосударственного развития, и субъекта рыночных отношений. В связи с этим мировые лидеры в экономическом и научно-техническом развитии создают условия гармоничного развития научно-ис-

следовательских и образовательных процессов в университетских комплексах [4]. Применительно к РФ следует констатировать, что в научно-образовательной области у нас складывается несколько парадоксальная ситуация [5; 6]. С одной стороны, мы провозгласили рыночный курс развития, с другой - у нас до сих пор действует «государственный » подход к регулированию отношений в научно-образовательной сфере, в связи с чем наука и образование не способны развиваться без бюджетной поддержки.

В настоящее время система высшего образования РФ переходит от подготовки специалистов к подготовке широко образованных бакалавров и магистров в рамках компетентностного подхода. Этот переход адекватен сущности постиндустриального периода, однако его реализация несколько затруднена. Прежде всего, вузы не готовы массово перейти на гибкие образовательные технологии и выпускать компетентных работников, поскольку ограничителем является сама высшая школа, в которой наблюдается дефицит преподавателей, компетентных в разработке и реализации исследовательских, инновационно-технологических, предпринимательских, социальных и иных проектов [7]. Более того, часть образовательной бюрократии и профессионального образовательного сообщества до сих пор ориентирована на восстановление «лучшего в мире образования » по советской модели.

Кроме того, происходит существенная деформация профессиональной деятельности преподавателя. Например, позиция учителя заменяется позицией технического специалиста по информационной обработке потока обучаемых, задача которого заключается в подаче учебных материалов

22

Высшее образование в России • № 1, 2015

и получении обратной связи от студента через формализованные контрольные процедуры. Преподаватели начинают подразделяться на две категории: инструктор, работающий с потоком студентов, и академик, занимающийся творческой деятельностью с немногочисленными магистрантами и аспирантами, «посвященными» в проблемную научную область [8]. В этих условиях не происходит системного воспроизводства преподавательского сообщества, поскольку деятельность инструктора не привлекательна для талантливых выпускников вуза в творческом и тем более в финансовом аспектах.

Нынешний период реформы российского образования характеризуется еще одной особенностью - катастрофическим перепроизводством выпускников вузов, что приводит к резкому падению престижа высшего образования и отсутствию логической взаимосвязи между получаемой профессиональной подготовкой и фактическим трудоустройством. В связи с этим многие вузы нашей страны утратили позиции «локомотивов » социально-экономического развития региона и превратились в фабрики по выдаче дипломов [7]. Будущее высшей школы, ее роль в сохранении и развитии человеческого капитала, генерации научных знаний, технологическихи иных новаций в значительной мере зависит от активности ректората. Для выхода из кризиса руководство вузов должно преодолеть оборонительную позицию консервативной части субъектов системы образования и сформировать такую последовательность действий, которая окажется достаточной для возвращения упущенных позиций в области образовательных потребностей общества, а также обеспечит образовательные предложения в опережающем режиме.

В отношении менеджмента можно отметить, что проблемными зонами большинства российских вузов являются:

• неспособность ректората быстро адаптировать структуры управления вузом к изменившимся условиям;

♦ неприятие большей частью ППС принципов управления и ведения образовательного процесса в формате Болонского процесса;

♦ дефицит квалифицированных менеджеров на уровне факультета и даже ректората;

♦ отсутствие связи вуза с предприятиями и бизнес-структурами, т.е. проведение образовательной деятельности в отрыве от потребностей современной экономики [9].

Кроме того, общепринятая сегодня система университетского менеджмента обладает следующими недостатками [10]:

♦ отсутствие подразделений, занимающихся вопросами стратегического планирования и маркетинга;

♦ доминирование в работе руководителей всех уровней оперативных проблем над стратегическими;

♦ малая гибкость и приспособляемость к изменениям внешней и внутренней среды;

♦ отсутствие единых критериев эффективности и качества работы подразделений и вуза в целом;

♦ отсутствие или неразвитость системы делегирования полномочий ректората на факультетский и кафедральный уровни;

♦ повышенная зависимость результатов работы университета от квалификации, личных и деловых качеств проректоров и деканов.

Тенденции современного высшего образования. Массовое производство индустриальной эпохи требовало квалифицированных людей, способных применять технику и соответствующие знания в производстве, что создавало большое число стандартных должностей, т.е. специалистов, владеющих пакетом определенных квалификаций. Это привело к формированию четкого отраслевого профессионального образования, жестко связанного с формальным подтверждением квалификации.

В постиндустриальном сообществе компаниям необходим совершенно иной тип образованных людей, прежде всего - ра-

Практика модернизации образования

23

ботников, способных ставить задачи и решать их при проектировании,реализации производства или его сворачивании. В таких видах деятельности каждый сотрудник выполняет весьма частные функции технолога, маркетолога или менеджера качества, которые в определенной мере базируются на усвоенной стандартной специальности, но в первую очередь - на аккумулированном опыте, что позволяет правильно анализировать осуществляемую деятельность и продуцировать уникальные ноу-хау. Поэтому сегодня современного работодателя интересует профессионально-образовательный уровень работника, т.е. какой вуз он окончил, в каких проектах принимал участие и какие функции при этом выполнял.

На смену освоению специальности пришло междисциплинарное образование, формирующее способность не только применять полученные знания, но и создавать новые знания за счет коммуникации и действовать в соответствии с ними [1; 8]. В 6070 гг. ХХ в. начался переход не только к постиндустриальной экономике, но и к постиндустриальному образованию, где требования к квалификации в виде перечня усвоенных знаний и умений стали заменяться требованиями к компетентности как способности принимать оптимальные решения в динамичных процессах, организовывать работу других или свою работу с другими участниками деятельности. Таким образом, в последние два десятилетия общемировой тенденцией развития высшего профессионального образования стало его постоянное реформирование [6; 7; 11]. В ведущих зарубежных странах основными критериями современного высшего образования являются [4; 12]:

■ максимальная гибкость и нелинейность организационных форм. Это означает, что фактически невозможно готовить специалистов на перспективу под определенную отрасль, поскольку неизвестно, какими будут отрасли через 15-20 лет. В условиях ускоряющейся «инфляции ква-

лификаций » образование становится неэффективным полем для долгосрочных инвестиций, поэтому упор делается на фундаментальное образование или «открытые» компетенции;

■ процессы обновления знаний. Все крупные корпорации имеют большие, постоянно расширяющиеся подразделения, которые аккумулируют, анализируют и оценивают информацию. Поэтому система образования должна формировать у студентов навыки поиска, критической оценки и отбора полезной информации;

■ опора на талант. Инновационная экономика с большим весом интеллектуального капитала требует специального поиска и селекции талантливых людей, поскольку они в большей мере способны продуцировать новые «прорывные» идеи;

■ постоянное изменение технологий за короткие промежутки времени. В информационных системах базовые технологии изменяются в среднем раз в три года. Это требует перехода к непрерывному образованию и постоянному обновлению компетенций, т.е. обучению в течение всей профессиональной жизни;

■ изменение основ социального позиционирования людей. В настоящее время это в первую очередь социальный капитал, т.е. система связей, в которую включен человек, и его способность к адаптации. Система образования должна развивать навыки накопления социального капитала и адекватного поведения в обществе.

Применительно к РФ следует подчеркнуть, что сегодня в подавляющем большинстве вузов студенты обучаются на технике и технологиях, не соответствующих существующим запросам экономики, поскольку в них, как правило, реализуются стандартные программы обучения «конвейерного » типа, разделенные на определенные дисциплины и контролируемые стандартизированными тестами [6]. Низкая эффективность обучения проявляется в том, что, несмотря на заявленный и научно обоснованный личностно-ориентированный, инди-

24

Высшее образование в России • № 1, 2015

видуальный подход к обучению, система образования не способна:

• отказаться от лекционно-семинарской системы и перейти к интерактивным методам обучения, учитывая нужды и перспективы будущей практической деятельности обучающихся;

• эффективно распознавать стили обучения, чтобы обратиться непосредственно к каждому студенту;

• преодолеть межкультурные и межэтнические барьеры.

Парадоксальность современной ситуации в образовании заключается также в том, что впервые за всю историю человечества студенты знают о новейших технологиях больше, чем основная масса ППС, и умеют лучше применять эти знания в учебных целях [13]. Поэтому сегодня требуется обеспечить такую систему образования, в которой каждый желающий сможет стать самостоятельным менеджером своего будущего. В ближайшей перспективе развитие образования будет идти в следующих направлениях.

Подготовка региональных и общероссийских лидеров. Это подразумевает наличие в вузе новейших образовательных технологий и научно-инновационных исследований. Безусловно, изменения в обучении в международном масштабе зависят от меняющегося характера профессиональной деятельности человека. Согласно прогнозам американских ученых, в ближайшей перспективе в компаниях на постоянной основе в течение полного рабочего дня будет задействовано меньшинство работоспособного населения [13]. Как правило, это будут высококвалифицированные специалисты, которые способны выполнять наиболее квалифицированную управленческую работу.

Подготовка специалистов для работы в основных системах жизнеобеспечения региона. Здесь будет работать основная часть трудоспособного населения, поэтому важно, чтобы среди выпускников были исследователи-аналитики, а не толь-

ко хорошие исполнители. Данная категория работающих будет включать в себя проектные группы, т.е. людей, объединенных для работы над отдельными проектами, часто на непродолжительное время. Вполне возможно, что такой подход станет доминирующим в области высокооплачиваемой работы в течение грядущего десятилетия, а предъявляемые к таким специалистам требования поставят перед системой образования весьма серьезные задачи [5]. Процесс обучения будет неизбежно приближаться к реальным профессиональным задачам, в его основе будут преобладать практические задания, которые должны быть выполнены. Все это будет делаться в группах, состоящих из людей разного возраста и различных способностей.

Всеобщее образование граждан [1; 11]. Здесь должны быть учтены различные возрастные, социальные и национальные группы населения. Основную часть этого контингента следует научить рационально потреблять имеющиеся ресурсы и уметь пользоваться современными технологиями. В эту категорию будут входить частично занятые или сезонные работники: те, кто работает по два-три дня в неделю в супермаркетах, в выходные дни или летний период в туристическом бизнесе, т.е. это один из вариантов работы для неквалифицированной части населения или работников с низкой квалификацией. В данную категорию войдут и индивидуальные предприниматели. Сегодня Интернет позволяет гражданам любой страны реализовывать продукцию или предоставлять услуги всем желающим, а также использовать базы данных при поиске клиентов или услуг.

Известно, что одной из базовых составляющих успешного функционирования любого вуза является концентрация в его стенах талантливых студентов и преподавателей [5; 12]. Однако сегодня главной фигурой вуза является троечник, а иногда и двоечник. Нужно, чтобы главной фигурой стал отличник, под которого должны быть отобраны самые сильные преподава-

Практика модернизации образования

25

тели, т.е. должна заработать схема: сильный студент - высокопрофессиональный преподаватель. Под талантливого студента должны быть настроены учебные курсы, организация практик, трудоустройство и отслеживание его карьерного роста.

Базовые компоненты развития. Трансформация высшей школы в конце XX - начале XXI вв. была обусловлена тем, что знания и образованность стали утилитарной ценностью, одним из товаров, предлагаемых потребителю [7]. Современные информационные среды предоставляют быстрый, легкий доступ к знаниям, которые воспринимаются массовым потребителем как нечто простое, дешевое и доступное. Образование перестало выполнять функцию социального лифта, и в условиях массового высшего образования наличие диплома уже не гарантирует человеку продвижения по социальной лестнице. Кроме того, на рубеже веков вызовом мировой высшей школе стало появление на образовательном поле новых игроков в виде корпоративных университетов, которые оказались более эффективными и мобильными в плане реагирования на образовательные запросы различных групп общества. Эпоха, когда образовательная деятельность осуществлялась только в учебных заведениях, закончилась [8; 11].

Развитие высшего образования будет зависеть от того, как вузы ответят на данный вызов. В развитых странах университеты уже активно апробируют различные изменения в своей деятельности. Например, классические университеты трансформировались в исследовательские или предпринимательские, сформировав вокруг себя «пояса» инновационных предприятий, интегрированных с высокотехнологическим бизнесом. Для выполнения функции генераторов социально-культурных проектов и трансляторов стилей жизни университеты переформатируются в общественно-культурные центры, чья деятельность адресована не только студенческому контингенту, но и всему сообществу региона.

Российским региональным вузам для выживания в рыночных условиях предстоит на своей базе сформировать университетские комплексы. Они представляют собой крупные научно-образовательные и производственные конгломераты, в состав которых входят учебные и научно-исследовательские институты, отраслевые центры, проблемные лаборатории, конструкторские и технические бюро и другие структурные подразделения. Для лучшего понимания структуры университетского комплекса следует рассмотреть его базовые компоненты - научно-исследовательскую, инновационную и региональную [10; 14].

Основной функцией исследовательского университета является производство новых знаний, их накопление, хранение и распространение, а основными принципами - академическая свобода, приоритетное внимание к развитию научных исследований, подготовке научно-исследовательской элиты [4]. Исследовательский университет создает условия для формирования важнейшего качества обучающегося - критического рефлексивного мышления. Университет обеспечивает интеграцию научных исследований и образовательного процесса на всех уровнях подготовки (бакалавриат, специалитет, магистратура, аспирантура, докторантура, переподготовка, повышение квалификации, стажировка) и создает инфраструктуру подготовки кадров высшей квалификации. Основными критериями исследовательского университета являются:

♦ наличие ведущих научных и научнопедагогических школ;

♦ наличие инфраструктуры и материально-технической базы фундаментальных и прикладных научных исследований;

♦ наличие информационной базы учебно-научной деятельности и возможностей передачи информации научно-образовательному сообществу;

♦ наличие системы отбора и научной поддержки талантливой молодежи на уров-

26

Высшее образование в России • № 1, 2015

нях довузовского, вузовского и послевузовского образования;

• интеграция в мировое научно-образовательное пространство, сотрудничество с мировыми научно-образовательными центрами и фондами;

• высокий уровень учебного процесса [9; 12].

Инновационный университет - центр осмысления и апробации наиболее перспективных направлений технологического и научного развития [14]. Именно вузы должны формировать агентов инновационных изменений, владеющих навыками рефлексивного мышления и практической деятельности. Инновационность вуза заключается в способности осуществлять продуктовые (услуги и продукты) и процессные инновации, в том числе в сфере управления вузом.

Инновационные принципы управления научной и образовательной деятельностью предполагают реализацию полного инновационного цикла - от получения новых знаний до их коммерческой реализации на профильных рынках [9]. Новые знания как продукт выполнения фундаментальных и поисковых исследований должны реализовываться в научной и образовательной сферах деятельности университета. Развитие инновационного образования предполагает целенаправленное формирование определенных знаний, умений и методической культуры, а также комплексную подготовку специалистов к инновационной деятельности.

Региональный университет - это сложная многоуровневая и вариативная структура, для которой характерны следующие параметры:

• наличие значительного числа «непрофильных» подразделений;

• адекватность региональному рынку труда и образовательных услуг;

• мобильность ППС и академическая мобильность студентов в регионе;

• проектирование новых образовательных структур;

• выбор различных альтернатив, осно-

ванных на региональных интересах и целях развития университета в регионе;

• трансформация кадровой работы в целенаправленную деятельность по подбору и развитию персонала с учетом региональной инфраструктуры подготовки и переподготовки кадров [14].

Для регионального университета типично активное развитие социального и некоммерческого партнерства с различными субъектами региона, участие в реализации миграционной политики. На сегодняшний день региональный университет является важнейшим фактором социально-экономического развития региона, как минимум, по трем направлениям:

- вклад в социальное развитие региона - повышение уровня занятости населения территории какза счет создания рабочих мест непосредственно в самом университете, так и благодаря созданию новых структур в результате расширения функций современного университета (технопарки, «спин-офф » компании и т.д.), т.е. вуз выступает в качестве крупного работодателя;

- участие в экономическом развитии региона с точки зрения его научно-инновационного потенциала, трансфера технологий - функционирование научных парков, инкубаторов, системы патентования изобретений, оказание консультационных услуг, т.е. всего, что необходимо для обеспечения тесного сотрудничества между вузами и предприятиями региона;

- вклад в развитие кадровых ресурсов региона за счет осуществления профессионального обучения, включая профессиональную подготовку и непрерывное дополнительное образование [3; 9].

Региональные вузы в настоящее время выполняют функции «пространственного перекрестка», через который реализуются проекты глобального, национального и местного уровней [4]. Университеты, в отличие от других стратегических игроков, имеют больше возможностей для создания связей между различными субъектами с их

Практика модернизации образования

27

намерениями, ресурсами и информационной сетью. И это вынуждает вузы осуществлять поиск четких ответов по следующим аспектам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совершенно очевидно, что университеты имеют широкие возможности воздействия на региональную экономику, однако им следует точно знать глубину и объем того потенциала, который может быть задействован для развития региона [9; 10]. Здесь имеются в виду такие конкретные виды деятельности, какобучение, исследование, передача технологий, инвестиции в недвижимость или в университет в целом. При этом не всегда ясно, насколько широкий круг задач должны выполнять университеты.

В свое время вузы выжили в силу относительной ограниченности своей миссии, а общественный интерес обеспечивал им соответствующее финансирование. Резкое расширение функций в различных областях, выходящих за рамки научно-образовательной деятельности, может значительно исказить политику вуза, лишить ее четкости, определенности и в итоге подорвать доверие общественности. Сложно представить современный университет, воплощающий крупные государственные и бизнеспроекты за счет снижения интереса к учебной, научной и общественно полезной деятельности.

Следующий аспект, требующий прояснения: в какой мере университет может быть движущей силой трансформационных процессов в регионе [14]. В частности, следует ли участвовать в проектах, которые не ориентированы на реализацию основных его целей? Очевидно, что это может привести к возникновению дефицита ресурсов университета в рамках приоритетной деятельности.

И, наконец, необходимо четкое осознание роли университета в качестве самостоятельного субъекта в ситуациях, где есть напряженность в отношениях между национальными и региональными аспектами [9]. Если вуз слабо взаимодействует с местны-

ми предприятиями, школами, администрацией и другими заинтересованными сторонами, если нет отдельныхобразовательных программ или учебных дисциплин, отвечающим потребностям местных работодателей, это приносит убытки и вузу, и региону, что является существенным препятствием для его дальнейшего участия в жизни последнего. Следовательно, вузу следует точно знать свой потенциал и потребности регионального общества, в том числе и на перспективу. Безусловно, региональные университеты сегодня являются центрами науки, образования и культуры в регионах, и их деятельность должна быть направлена на дальнейшее развитие научно-образовательной деятельности, а также на создание позитивной социальной инфраструктуры, затормаживающей миграцию и отток трудоспособного и квалифицированного населения. Это очень актуальная проблема для многих регионов страны, и прежде всего - для Дальнего Востока России.

Университетский менеджмент.

Практика показывает, что в России управление многими вузами осуществляется по принципу выявления отклонений от нормального функционирования и проведения мероприятий по устранению недостатков, обнаруженных в процессе аккредитации отдельных образовательных программ или вуза в целом. При таком управлении возможность появления непредвиденных изменений не учитывается, обеспечивается лишь реакция на обострение ситуации, когда не принимать решения нельзя. Управление фактически становится догоняющим, прогностическая функция отсутствует; при этом финансируется только текущая деятельность, без учета перспектив развития. Для изменения сложившейся ситуации необходимо не просто совершенствование управления, а его коренное преобразование в виде опережающего управления, т.е. вслед за промышленными предприятиями вузы встали перед необходимостью осуществлять стратегическое управление [6].

28

Высшее образование в России • № 1, 2015

Речь идет о смене управления функционированием на управление развитием, которое обеспечит гибкость и подвижность в выборе целей и принятии решений. При внедрении управления развитием вуза выбор целей и принятие решений будут опережать материально-техническое обеспечение, подбор кадров, организацию научнопроизводственной деятельности, информационно-предметное обеспечение современных педагогических технологий. Новые условия заставят ректорат осуществлять свою деятельность в соответствии с научно обоснованной, специфичной для каждого вуза концепцией, отвечающей реалиям конкретной социально-экономической ситуации в регионе и учитывающей перспективу ее развития.

Безусловно, формирующийся рынок образования и возрастающая конкуренция заставят вузы быстрее приспосабливаться к потребностям общества. Однако данная ситуация таит в себе определенную опасность для долгосрочной перспективы развития университета, который не может быть таким же подвижным, как коммерческая компания. Вуз не может постоянно изменяться вслед за изменениями рынка, а должен следовать своей особой миссии, обеспечивая высокое качество обучения и научно-инновационных работ.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что сегодня у регионального вуза есть шанс активно участвовать в реализации стратегии развития отечественного образования.

Литература

1. Гретченко А.И., Гретченко А.А. Болонский

процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. М.: КНОРУС, 2013. 430 с.

2. Кочетков М.В. Инновации и псевдоинно-

вации в высшей школе // Высшее образование в России. 2014. № 3. С. 41-47.

3. Тхагапсоев Х.Г. Региональный вуз выпада-

ет из стратегии развития отечественного образования // Высшее образование в России, 2014. № 2. С. 38-42.

4. Альтбах Ф. Дж. Прошлое, настоящее и бу-

дущее исследовательских университетов // Дорога к академическому совершенству. Становление исследовательских университетов мирового класса. М.: Весь Мир, 2012. С. 11-34.

5. Образовательная модель будущего // Рек-

тор вуза. 2008. № 6. С. 11-15.

6. Розин В.М. Образование в условиях мо-

дернизации и неопределенности. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 80 с.

7. Будущее высшей школы в России: эксперт-

ный взгляд. Форсайт-исследование - 2030 / Под ред. В.С. Ефимова. М.: ИНФРА-М; Красноярск: СФУ, 2014. 294 с.

8. Кузьминов Я.И. Наши университеты //

Университетское управление: практика и анализ. 2007. № 3. С. 11-14.

9. Ковалевский В.П. Теоретические и мето-

дологические основы формирования университетского комплекса. М.: Экономика, 2004. 306 с.

10. Ковалевский В.П. Региональный университет: приоритеты развития // Высшее образование в России. 2009. № 3. С. 96-103.

11. Модернизация российского образования: вызовы нового десятилетия / Под ред. А.А. Климова. М.: Дело, 2013. 104 с.

12. Салми Д. Дорога к академическому совершенству: извлеченные уроки // Дорога к академическому совершенству. Становление исследовательских университетов мирового класса. М.: Весь Мир, 2012. С. 341-366.

13. Балыхина Т. Характеристика метода са-монаправляемого обучения // Качество образования. 2012. № 12. С. 51-55.

14. Захаров П.Н. Стратегическое развитие университетского комплекса региона: синергетический подход. Владимир: ВГУ, 2010. 180 с.

THE FUTURE OF A REGIONAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION WITHIN THE CONTEXT OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF NATIONAL EDUCATION

KIM Igor N. - Cand. Sci. (Technical), Professor, Vice Presidentfor Research, Far Eastern State Technical Fisheries University, Vladivostok, Russia. E-mail: [email protected]

Практика модернизации образования

29

Abstract. Higher education modernization that takes place in the country makes many lecturers from the provinces think that their education institutions somehow fall out of the strategy of national education development. However at the time being regional higher education institution has almost infinite opportunities to develop and improve its educational activities.

There is a need for regional higher education institutions to get restructured and turn into scientific and innovative university complexes for successful establishment and effective functioning. An additional point is that university must have its own distinctive feature that will serve as its brand and will make it possible to differentiate it from other universities of the region. These components will ensure a high scientific and educational level as well as integrated training of human resources in order to prepare them for innovative activities and involve the university into an active social and economical development of the region.

Keywords: regional university; university complex; scientific, research, innovative and regional fields of activity; higher education development trends, university management

References

1. Gretchenko A.I., Gretchenko A.A. (2013) Bolonskii protsess: integratsiya Rossii v evropeiskoe i

mirovoe obrazovatel’noe prostranstvo [Bologna process: Russian integration into European and Global Educational Space]. Moscow: KNORUS Publ., 430 p.

2. Kochetkov M.V. (2014) [Innovations and pseudo-innovations in higher education institutions]. Vysshee

obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 3, pp. 41-47. (In Russ. abstract in Eng.)

3. Tkhagapsoev Kh.G. (2014) [Regional education institution falls out of the strategy of national

education development]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 2. pp. 3842. (In Russ. abstract in Eng.)

4. Altbach F.G. (2012) [The past, present and future of the research university]. Doroga k

akademicheskomu sovershenstvu. Stanovlenie issledovatel’skikh universitetov mirovogo klassa [The path to academic excellence. Establishment of world-class research universities]. Moscow: Ves’ Mir Publ., pp. 11-34.

5. [Future educational model]. Rektor vuza [University’s President]. 2008. No. 6. pp. 11-15. (In Russ.

abstract in Eng.)

6. Rozin V.M. (2013) Obrazovanie v usloviyakh modernizatsii i neopredelennosti [Education under

conditions of modernization and uncertainty]. Moscow: LIBROKOM Publ., 80 p.

7. Efimov V.S. (ed) (2014) Budushchee vysshei shkoly v Rossii: ekspertnyi vzglyad. Forsait-issledovanie

- 2030 [The future of higher education institutions in Russia: expert’s review. Foresight investigation

- 2030]. Moscow: INFRA-M Publ., Krasnojarsk: SFU Publ., 294 p.

8. Kuzminov Y.I. (2007) [Our universities]. Universiteskoe upravlenie: praktika i analiz [University

management: practice and analysis]. No. 3. pp. 11-14. (In Russ. abstract in Eng.)

9. Kovalevskiy V.P. (2004) Teoreticheskie i metodologicheskie osnovy formirovaniya universitetskogo

kompleksa [Theoretical and methodological background for multiversity formation]. Moscow: Ekonomika Publ., 306 p.

10. Kovalevskiy V.P. (2009) [Regional university: development priorities]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia]. No. 3. pp. 96-103. (In Russ. abstract in Eng.)

11. Klimov A.A. (ed) (2013) Modernizatsiya rossiiskogo obrazovaniya: vyzovy novogo desyatiletiya [Russian education modernization: challenges of the new decade]. Moscow: Delo Publ., 104 p.

12. Salmi D. (2012) [The path to academic excellence: lessons]. Doroga k akademicheskomu sovershenstvu. Stanovlenie issledovatel’skikh universitetov mirovogo klassa [The path to academic excellence. Establishment of world-class research universities]. Moscow: Ves’ Mir Publ., pp. 341366. (In Russ. abstract in Eng.)

13. Balykhina T. (2012) [Characteristics of self-directed education method]. Kachestvo obrazovaniya [Education quality]. No. 12. pp. 51-55. (In Russ. abstract in Eng.)

14. Zakharov P.N. (2010) Strategicheskoe razvitie universitetskogo kompleksa regiona: sinergeticheskii podkhod [Strategic development of multiversity: synergetic approach]. Vladimir: VSU Publ., 180 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.