- повысить квалификацию преподавательского состава и сотрудников предприятий путем привлечения одних - к производству, а других - к учебному процессу;
- ускорить внедрение достижений науки и техники в производство, используя, с одной стороны, научный потенциал и научные разработки кафедры, с другой стороны - технологическую базу предприятия для решения производственных проблем [8].
Как показывает опыт других стран, переход к многоуровневой системе подготовки кадров в отечественных вузах представляет собой самую оптимальную форму осуществления принципов непрерывного образования в высшей школе и отвечает современным мировым тенденциям в сфере образования.
Библиографический список
1. Министерство образования и науки Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации. - М, 2009. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://safbd.ru/sites/default/files/ nationalnaya_mnovationnaya_systema_09.11.11-bd-rus.pdf (дата обращения - 27.10.2012).
2. Федеральная служба государственной статистики. Основные показатели образования. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www. gks. ru/free_doc/new_site/population/obraz/vp-obr1.htm (дата обращения: 27.10.2012).
3. Стратегия 2020: от экономики «директив»
к экономике «стимулов»: ежегодный экономический доклад общероссийской общественной организации «Деловая Россия». - М., 2008; Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики // Вестник образования России. - 2008. - №14. - С. 2880.
4. Волков А., Ливанов Д., Фурсенко А. Высшее образование: повестка 2008-2016 // Эксперт. -2007. - С. 32.
5. Российский статистический ежегодник. 2011. Стат. сборник / Росстат. - М., 2011. - С. 206.
6. Группа компаний РБК. Портал новостей и деловой информации. Минздравсоцразвития РФ запустило информационный ресурс «Атлас профессий» стоимостью 14 млн. руб. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbc.ru/ rbcfreenews/20120216152250.shtml (дата обращения - 02.11.2012).
7. Информационно-правовой портал ГАРАНТ. Научные открытия мало востребованы реальным сектором экономики - 9 февраля 2012. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.garant.ru/news/380193/ (дата обращения -02.11.2012).
8. Зайцева И.А. Система опережающей и непрерывной подготовки специалистов высокой квалификации // Молодежь и наука: реальность и будущее: материалы III международной научно-практической конференции. - Невинномысск: НИЭУП, 2010. - С. 181-183.
УДК 332.1
Захаров Павел Николаевич
Владимирский государственного университета им. А.Г и Н.Г Столетовых
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС РЕГИОНА В СИСТЕМЕ «ВЛАСТЬ-БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО»
Определено место и роль университетского комплекса в процессе стратегического развития экономики региона. Представлены подходы к формированию университетского комплекса региона. Определен характер связей университетского комплекса региона в системе «власть-бизнес-сообщество».
Ключевые слова: университетский комплекс, экономика региона.
Как показывают результаты научных исследований в области стратегического управления, одним из наиболее эффективных и перспективных направлений развития региональной экономики является производственная кооперация. В сложившейся хозяйственной практике производственная кооперация реализуется, в основном, через создание и функционирование кластеров (объединений производственных компаний, научно-исследовательских и образовательных учреждений, поставщиков оборудования и услуг, географически расположенных в непосредственной близости друг от друга и работающих совместно
с целью получения конкурентных преимуществ, создания наукоемкой и высокотехнологичной продукции [1; 2]). Накопленный опыт развития кластерных систем показывает, что они дают значительный импульс региональному развитию, в том числе повышению экономической активности депрессивных территорий, а также развитию малого и среднего бизнеса.
Системообразующая роль в стратегическом развитии региона может и должна принадлежать научно-образовательному кластеру (университетскому комплексу). Сетевая структура научно-образовательного кластера позволяет реализовать закон
© Захаров П.Н., 2012
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012
95
синергии, в соответствии с которым суммарный потенциал системы выше простой арифметической суммы потенциалов входящих в нее элементов.
Указанное свойство может быть реализовано с учетом ряда концептуальных положений, к числу которых следует отнести необходимость поддержания разнообразия образовательных учреждений на рынке образовательных услуг. Специализация образовательных учреждений позволяет повысить эффективность в определенных аспектах деятельности, а взаимовыгодное сотрудничество посредством обмена результатов является базой повышение конкурентоспособности указанной системы.
В соответствии с типологией, разработанной д.э.н., профессором Ю.Б. Рубинным, существует три вида образовательных кластеров [3]:
1. Исследовательский кластер, ориентированный на представление обучающимся и партнерам-работодателям широких перспектив развития фундаментальных и прикладных исследований, интеграции науки, образования и бизнеса.
2. Предпринимательский (сетевой) кластер, который в своей деятельности основой акцент делает на облегчение доступа обучающихся к образовательным ресурсам посредством применения дистанционных образовательных технологий.
3. Исследовательско-предпринимательский кластер, сочетающий предпринимательскую мотивацию с реализацией на высоком уровне научно-исследовательской деятельности.
Институциональные изменения, осуществляемые в системе образования России, формируют предпосылки самоидентификации образовательных учреждений и обнаружения конкурентных преимуществ в составе одного из образовательных кластеров. Образовательные учреждения могут войти в состав кластеров, имеющих различную природу (исследовательскую, предпринимательскую, сетевую, корпоративную, исследовательско-предпринимательскую и т.д.).
Таким образом, стратегическими ориентирами формирования образовательных кластеров могут быть:
- развитие научно-педагогических школ;
- проведение фундаментальных исследований и развитие дополнительного профессионального образования;
- укрепление взаимодействия с работодателями;
- образовательное предпринимательство посредством обеспечения массового доступа к качественным образовательным услугам.
В соответствии с ключевыми документами, определяющими перспективы развития отечественной экономики, доминирующим фактором экономического роста является инновационная деятельность и, как следствие, развитие человеческого капитала. Ситуация на высоко динамичном рынке образовательных услуг подталкивает образователь-
ные учреждения к радикальным преобразованиям, к числу которых следует отнести формирование научно-образовательного кластеров (университетских комплексов).
Кластеры, как цепь технологически связанных между собой организаций, расположенных на одной территории, обладают преимуществами как в части снижения издержек, так и в части сохранения качества исходных ресурсов, из которых изготавливается конечный продукт.
Модернизация экономики региона должна быть связана с поддержкой высокотехнологичных предприятий, ростом энергоэффективности и развитием коммуникаций всех видов, а также ростом эффективности использования природных ресурсов. Инновационная компонента стратегии развития региона должна быть основана не только на формальной институциональной основе (комплексе соответствующих нормативно-правовых документов), но и новых отношениях между основными стейкхолдерами (группами интересов) региона: властью, бизнесом и сообществом.
Процесс формирование региональной инновационной системы предусматривает опору не только на государственные, но и на частные институты. Стержнем региональной инновационной системы должен стать научно-образовательный кластер (университетский комплекс), который объединяет остальные кластеры области, образуя социальноэкономическую основу стратегического развития региона. Под комплексом автор понимает «совокупность, сочетание предметов, действий, явлений или свойств, составляющих одно целое».
Координирующая роль университетского комплекса в структуре экономики заключается в возможности его подключения к диагностике проблем иных кластеров региональной экономики (например, строительного, деревообрабатывающего, стекольного, туристского и т.д.) для последующей подготовки инновационных решений и оказания помощи в процессе их реализации.
Как показывает практика управления, инновационные решения, революционные по своей сути, всегда встречают сопротивление в своей реализации, поскольку затрагивают интересы людей, работающих в тех организациях, которые внедряют инновации. Без предварительной подготовки работников организации к внесению изменений (разъяснения, повышение квалификации, стимулирование и т.п.) инновации не повышают эффективность функционирования организации. Поэтому в качестве необходимого элемента университетского комплекса необходимо наличие совокупности консалтинговых и инжиниринговых фирм, обеспечивающих процесс инновационных изменений.
Системообразующей базой университетского комплекса региона должны являться региональные университеты, интегрирующие всю цепочку обра-
зовательных учреждений (от дошкольных учреждений до программ послевузовского обучения), технопарк, научно-образовательные центры, расположенные на базе учебных подразделений крупных предприятий региона.
Научно-образовательные центры следует ориентировать на оказание предприятиям комплекса консультационных, образовательных и исследовательских услуг. Результатом указанной деятельности является формирование региональной производственной и научно-учебной сети. Как свидетельствуют объективные законы организации, юридические лица, входящие в сеть, будут усиливать потенциал друг друга. Материальная база научно-образовательных центров должна обеспечивать не только возможность осуществления интерактивных форм обучения, но и элементов дистанционного обучения (Интернет-классов для общения с преподавателями в режиме реального времени, консультаций с тьюторами и самообучения в удаленном доступе по информационным ресурсам электронных библиотек). При этом научно-образовательные центры могут обслуживать интересы не только организаций, на базе которых они расположены, но и частных предпринимателей, предприятий малого и среднего бизнеса, но и органы местного самоуправления в данном регионе.
Важным элементом университетского комплекса является технопарк, который, являясь единой организацией, включает в себя различные специфические функциональные зоны: офисные помещения, исследовательские лаборатории, производственные, складские и выставочные площади, жилые и развлекательные объекты недвижимости. Инфраструктура технопарка по своей природе разнообразна и может включать: консалтинговое агентство, инвестиционную компанию, страховую компанию, кадровое агентство, агентство по оценке и аудиту, рекламное агентство, агентство по информацион-
ным технологиям, инжиниринговую фирму, институт повышения квалификации и т.д. Ядром технопарка являются юридические лица (научно-исследовательские институты и лаборатории). Организационно взаимодействие технопарка и университетского комплекса может представлять консорциум в виде прямых инвестиций предприятий-учре-дителей и имущественного взноса образовательного учреждения в виде права пользования земельными участками.
Процесс формирования университетского комплекса должен менять и саму организационную структуру управления головным учебным заведением (университета). Базой новой организационной структуры управления является идея проектно-ориентированного университета. Повышение степени децентрализации возможно путем преобразования факультетов университета в институты с передачей части полномочий по оперативному управлению кафедрами и обслуживающими подразделениями. Сами институты могут включать систему центров ответственности (кафедр, научных лабораторий и иных подразделений), которые могут быть ориентированы на повышение прибыльности либо достижение экономии затрат в рамках выделенного бюджета. Указанный подход соответствует сути матричной модели организационной структуры управления. Вертикальные управляющие воздействия будут обеспечиваться институтами университета, а горизонтальные связи будут обеспечены в процессе реализации стратегических программ и стратегических проектов. Целью указанного усложнения организационной структуры управления университетом является рост эффективности головного образовательного учреждения университетского комплекса.
Основным предназначением (миссией) образовательного кластера является формирование высококвалифицированного специалиста, отвечающего
Рис. 1. Место университетского комплекса региона в системе «власть-бизнес-общество».
1 - дуальные связи; 2 - бинарные связи; 3 - синтезирующие связи
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 6, 2012
97
всем современным требованиям рынка. Реализация данной цели возможна за счет координации деятельности всех участников образовательного кластера и наличия среди них устойчивых коммуникативных связей.
Координирующая роль университетского комплекса в процессе стратегического развития региона может быть обоснована в позиции теории стейкхолдеров (от англ. Stakeholder - группа влияния, держатели интересов).
Традиционно теория стейкхолдеров предусматривает взаимодействие между тремя субъектами -властью, бизнесом и местным сообществом. Университетский комплекс региона может быть рассмотрен как дополнительный связующий, интегрирующий элемент, улучшающий качество связей между перечисленными выше субъектами. Характер прямых связей и опосредованное влияние университетского комплекса на указанные связи отражено на рис. 1.
Рассмотрим прямые связи в приведенной системе взаимоотношений. Практика показывает достаточно слабые связи органов власти и университетского комплекса региона в части использования имеющегося научного потенциала, что приводит к потере потенциала как для самих органов власти, так и для организаций, входящих в состав университетского комплекса региона. В существующей институциональной среде организации университетского комплекса региона могут участвовать в конкурсном финансировании на общих основаниях. Вместе с тем университетский комплекс региона может выполнять поисковые исследования в части выполнения прогнозных оценок, разработке стратегий социально-экономического развития, наполнения содержанием указанных стратегий в части разработки проектов и программ регионального развития. Университетский комплекс обладает преимуществами по сравнению со сторонними организациями в части обеспечения дешевой рабочей силы (практики и стажировки студентов, аспирантов и докторантов), высоким интеллектуальным потенциалом профессорско-преподавательского состава, качеством и быстротой выполнения поисковых исследований.
При определении характера связей органов власти и общества университетский комплекс региона может выполнять все виды опросов, анкетирования и других форм социологических исследований. Во взаимодействии органов власти и бизнеса университетский комплекс может рассматриваться как участник частно-государственного партнерства. Взаимодействия бизнеса и общества описывается понятием корпоративной социальной ответствен-
ности, учитывает экологический аспект. Кроме того, университетский комплекс региона является основой для развития бизнес-инкубаторов как формы расширения предпринимательского потенциала населения региона.
В целом прямые связи между университетским комплексом и ключевыми стейкхолдерами направлены на решение основных проблем, интересующих власть, бизнес и общество. В частности, общество заинтересовано в повышении эффективности процесса передачи знаний, повышении уровня и качества жизни.
Результат функционирования университетского комплекса региона может быть показан в двух выражениях. Прежде всего, стратегическое развитие университетского комплекса региона обеспечивает рост эффективности региональной экономики за счет мультипликации знаний и превращения знаний в основной фактор развития региональной экономики. Второе проявление эффективности указанного процесса состоит в том, что университетский комплекс, как совокупность организаций, сам является подсистемой региональной экономики. Стратегическое развитие университетского комплекса означает одновременный рост эффективности указанной подсистемы региональной экономики.
Выстраивание прямых связей университетского комплекса и групп влияния в регионе является основой достижения положительного синергетического эффекта как в части синергии первого уровня и синергии второго уровня, как фактора укрепления взаимодействия внешнего контура в системе «власть-бизнес-общество».
В приведенной схеме взаимодействия стейкхолдеров можно выделить три вида связей, отражающих взаимодействие элементов данной системы:
- дуальные связи (университетский комплекс -власть; УК - бизнес; УК - общество);
- бинарные связи (УК - «власть-бизнес»; УК -«власть-общество»; УК - «бизнес-общество»);
- синтезирующие связи (УК-В-О; УК-В-Б; УК-Б-О).
Библиографический список
1. Корецкий Г.А., Лапыгин Д.Ю. Предпосылки интеграции в образовательный кластер // Экономика региона. - 2006. - № 4.
2. Лапыгин Д.Ю., Корецкий Г.А. Контуры регионального образовательного кластера // Экономика региона. - 2006 - № 5.
3. Рубин Ю.Б. Теория конкуренции и задачи повышения конкурентоспособности российского образования // Высшее образование в России. -2007. - № 1.