УДК 378.6:61(075.8)
Р.Ю.Залилов
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ
Институт медицинского образования НовГУ
The possibility of introducing the information technologies right in educational process in Institute of Medical Education (NovSU) with the aid of development and integration of IT-modules into program of teaching a medical disciplines has been considered.
В настоящее время в российском здравоохранении находят широкое практическое применение медицинские компьютерные аппараты и комплексы, внедряются новые высокотехнологичные дистанционные методы медицинского обслуживания населения. У врача практического здравоохранения появилась возможность использования персональных компьютеров и связанных с ними технологий для ведения электронных медицинских карт, проведения медико-биологических исследований, создания компьютерных баз данных, подготовки финансовой и отчетной документации. Развитие Интернета предоставляет возможность медицинскому работнику получать новейшую профильную информацию из мировых баз данных, осуществлять контакты с коллегами для профессионального обмена и консультаций. Как показывает мировая и отечественная практики, включение современных компьютерных технологий в каждодневную деятельность врача положительным образом сказывается на интенсивности и эффективности его труда.
Подготовка высококвалифицированных кадров, конкурентоспособных и востребованных на рынке труда, требует использования инновационных методов в процессе их обучения. Несмотря на то, что медицина является наукой, имеющей традиционный классический подход к подготовке медицинских специалистов (работа с препаратами, микроскопические исследования, непосредственное общение с больным и т.д.), применение современных образовательных информационных технологий (ИТ) является обязательным требованием сегодняшнего дня. Конструируя модель специалиста здравоохранения с точки зрения ИТ, необходимо отметить, что это, несомненно, профессионал, который должен умело пользоваться прикладным программным обеспечением, свободно ориентироваться и общаться в интернет-пространстве, быть готовым к применению и эксплуатации наукоемкого компьютерного оборудования для лечебных, диагностических и исследовательских целей.
Однако, как показывает практика, уровень знаний и владения ИТ у медиков — выпускников университета остается низким. Это подтверждают и статистические исследования, проведенные в 2002 — 2005 гг. среди слушателей интернатуры и ординатуры Института медицинского образования НовГУ. Из общего количества протестированных
(174 чел.) лишь 25 слушателей (14,4%) показали хорошее владение компьютером. Около 30% слушателей нуждались в обязательном прохождении базового компьютерного курса, остальные продемонстрировали средние знания и умения. Эти показатели могут быть следствием как изначально низкого уровня компьютерной грамотности студента, так и изъянов в преподавании информатики (возможно, излишней теоретизации учебного материала). Решением проблемы может быть интенсификации процесса преподавания дисциплины с упором на практические составляющие предмета. Начинать курс необходимо с рейтинговой оценки знаний и навыков студентов и последующей разработки индивидуальных форм обучения. Целесообразно совмещение лекционных и практических занятий, принимая во внимание малое количества часов, выделенных на информатику при подготовке специалистов по медицинским направлениям. Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования на освоение дисциплины «Информатика» при подготовке врача по специальности «Лечебное дело» отводится около 100 часов (общая трудоемкость). На практике это 42 аудиторных часа, из которых 17 часов лекций и 25 часов лабораторно-практических занятий.
Дальнейшее освоение предмета информатики может осуществляться посредством внедрения компьютерных технологий в процесс изучения медикобиологических, медико-профилактических и клинических дисциплин, что, по мнению автора, обоюдовыгодно для приобретения как компьютерных, так и медицинский знаний.
Примеры внедрения информационных технологий в программу преподавания медицинских дисциплин
Традиционно практическая часть дисциплины «Анатомия» проводится с использованием трупных анатомических препаратов. Необходимо отметить, что эти препараты дорогостоящи и небезвредны для здоровья человека из-за присутствия в них формалина. В дополнение к классическим методикам представляется целесообразным использование компьютерных анатомических атласов. Причем компьютерные графические экспонаты (изображения) для этих атласов могут создаваться самими студентами под руководством преподавателя с помощью цифровой фотокамеры, сопряженной с компьютером. Полученные таким образом
графические цифровые анатомические изображения затем могут вноситься в программные системы обучающего и тестового назначения. Целесообразно инсталлировать эти системы на специальном тестовом сервере, защищенном от несанкционированного доступа к ответам и имеющем возможность централизованного сбора результатов тестирования для их последующей статистической обработки, анализа и создания отчетных документов. Использование компьютерных методов не только будет способствовать лучшему освоению самой дисциплины «Анатомия», но и привьет студентам навык работы с графическими редакторами и тестовыми системами.
При проведении занятий по гистологии и микробиологии может быть использован микроскоп с видео-насадкой, сопряженной через специальную компьютерную плату с мультимедийным проектором. С помощью этого микроскопа изображение может трансформироваться в макрокартинку, удобную для демонстрации, понимания и обсуждения. Кроме того, с применением технологий захвата и обработки изображений студенты под руководством преподавателя могут создавать графические цифровые слайды микроорганизмов и гистологических срезов, которые затем могут вноситься в тестовую обучающую систему и компьютерные атласы по соответствующим дисциплинам.
На занятиях по нормальной физиологии, кардиологии, неврологии возможно применение компьютерных электрокардиографа и электроэнцефалографа, с помощью которых студенты могут отработать навыки регистрации электрокардиограмм или электроэнцефалограмм в файловом формате, которые в дальнейшем будут использоваться в учебных целях, а также для создания баз данных.
Подобные методики апробировались в рамках практического курса «Работа с медицинскими компьютерными программами и аппаратами, телемедицина» для слушателей интернатуры и ординатуры [1]. Слушателям курса были предложены также две ролевые игры — «консультация через электронную почту» и «консультация в он-лайн режиме посредством интернет-конференции». Целью игр являлось моделирование технологии получения консультаций у ведущих специалистов профильного медицинского учреждения посредством предоставления последним возможности доступа к исходной медицинской информации пациента (цифровые ЭКГ, ЭЭГ, рентгенограмма, томограмма и т.д.). Использовались электронная почта и «прямой» интернет-диалог с установкой веб-аудио/видео-связи. Эти технологии особенно актуальны для семейных врачей, практикующих в сельской местности, для проведения реальных консультаций с ведущими специалистами области.
Как видно из приведенных примеров, благодаря внедрению ИТ в учебный процесс студенты получают возможность освоения графических и текстовых редакторов, системы управления базами данных, электронных таблиц, интернет-технологий, у них появится навык работы с медицинскими компьютерными аппаратами.
Для успешного решения поставленных целей необходимо создание специально оборудованной междисциплинарной компьютерной аудитории, в которой будут проводиться все перечисленные выше занятия, в том числе по информатике и медицинской статистике. Сосредоточение специализированного медицинского оборудования в одной аудитории позволит получить также значительную экономию средств.
Важным компонентом в образовательном процессе является самоподготовка студентов, а ее современным воплощением оказывается дистанционное обучение по Сети с использованием специально разработанных интернет-ресурсов и экспертных систем медицинского направления.
Отдельным и перспективным направлением в процессе внедрения новых интернет-технологий в учебный процесс является чтение лекций по интернету. На первом этапе это могут быть ежегодные проблемные лекции ведущих специалистов московских и санкт-петербургских вузов, имеющих давние контакты с НовГУ. Причем, как нам видится, интернет-коммуникация могла бы объединить сразу как столичную, так и новгородскую лекционные аудитории.
Внедрение образовательных ИТ в учебный процесс потребует от преподавателей медицинских кафедр соответствующей подготовки. Ее могут обеспечить специальные курсы, проводимые Новгородским учебным центром Федерации интернет-образования.
Включение учебных материалов и заданий по ИТ в программы преподавания медицинских профессиональных дисциплин откроет новые возможности в их преподавании, позволит использовать новейшие медицинские компьютерные системы в образовательном процессе, что в конечном итоге будет способствовать повышению результативности обучения.
1. Залилов Р.Ю., Вебер В.Р., Рубанова М.П. // Клиническая медицина: Межвуз. сб. стран СНГ. Т.9. Ч.1. В.Новгород; Алматы, 2003. С.7-11.
2. Залилов Р.Ю., Архангельский Н.Н., Якимова О.Ю. // Актуальные проблемы современной медицины: Мат. X науч. конф. ИМО НовГУ. 1-4 апреля 2003 г. Вып.5. Ч.2. В.Новгород, 2003. С.429-432.