Научная статья на тему 'Особенности информационно-технологического процесса подготовки будущих педагогов физической культуры'

Особенности информационно-технологического процесса подготовки будущих педагогов физической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Королев Владимир Владимирович, Залилов Ренат Юрьевич

В статье показаны возможности внедрения информационных технологий непосредственно в образовательный процесс в Институте непрерывного педагогического образования НовГУ путем разработки и включения соответствующих учебных блоков в программу преподавания медико-биологических и профессиональных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Королев Владимир Владимирович, Залилов Ренат Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Information-Technological Support in the process of Physical Training Teachers Preparation

The possibility of introducing the information technologies right in educational process in Institute of medical education (NovSU) with the aid of development and integration of IT-modules into program of teaching a pedagogical disciplines has been considered.

Текст научной работы на тему «Особенности информационно-технологического процесса подготовки будущих педагогов физической культуры»

школьников 9-16 лет и юных гандболистов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Данилов А. А. - Омск, 1974. - 24 с.

8. Жуков, Р.С. Возрастная дифференцировка упражнений в процессе обучения плаванию школьников 9-17 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Жуков Р.С. - Омск, 1995. - 19 с.

9. Карпеев, А.Г. Двигательная координация человека в спортивных упражнениях баллистического типа : монография / А.Г. Карпеев ; Сибирская гос. акад. физ. культуры. - Омск : [б.и.], 1998. - 324 с.

10. Карпеев, А.Г. Исследование возрастной динамики развития двигательной координации у школьников 7-17 лет / А.Г. Карпеев, Э.Э. Мартын // Теоретические и практические аспекты управления процессом спортивного совершенствования. -Омск, 1980. - С. 63.

11. Карпеев, А.Г. Многолетняя стратегия технической подготовки юных прыгуний в длину с учетом сенситивных периодов развития специфической двигательной координации / А.Г. Карпеев, Н.Г. Илемкова // Материалы XIX Всесоюз. конф. «Физиологические механизмы адаптации к мышечной деятельности». - Волгоград, 1988. -С. 167-168.

12. Карпеев, А.Г. О возрастных особенностях координации движений в связи с дальнейшей конкретизацией обучения и тренировки детей школьного возраста / А. Г. Карпеев, И.В. Касаткина // Педагогические аспекты спортивной тренировки. - Омск, 1976. - С. 46.

13. Карпеев, А.Г. Развитие координационных способностей у девочек 7-14 лет в связи с их конституциональными особенностями / А.Г. Карпеев, И.Ю. Г орская // Педагогические и психофизиологические аспекты надежности организма детей и подростков при занятиях физической культурой и спортом. - Омск, 1990. - С. 12-15.

14. Ковальчук, Г.И. Методика обучения прыжку на этапе начальной спортивной подготовки (на примере прыжка в высоту с разбега) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ковальчук Г.И. - Омск, 1988. - 19 с.

15. Лузгин, В.Н. Комплексная оценка влияния различных факторов на изменение биомеханических характеристик спринтерского бега / В.Н. Лузгин, В.В. Вернер // Вопросы биомеханики физических упражнений : сб. науч. тр. / ОГИФК. - Омск, 1993.

- С. 49.

16. Лях, В. И. Сенситивные периоды развития координационных способностей в циклических локомоциях и спортивно-игровых двигательных действиях / В.И. Лях // Проблемы спортивной тренировки. - Вильнюс, 1984. - С. 174-175.

17. Попков, В. Н. Возрастные особенности освоения техники кругового педалирования / В.Н. Попков // Науч. труды : ежегодник / Сиб ГАФК. - Омск, 1995. - С. 112119.

18. Шушаков, С.П. Возрастные особенности совершенствования техники движений у юных пловцов-кролистов / С.П. Шушаков // Вопросы биомеханики физических упражнений : сб. науч. тр. / ОГИФК. - Омск, 1993.

ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Владимир Владимирович Королев, кандидат педагогических наук, доцент, Ренат Юрьевич Залилов, кандидат биологических наук, доцент Новгородский Государственный Университет им. Ярослава Мудрого (НовГУ)

г. Великий Новгород

Аннотация

В статье показаны возможности внедрения информационных технологий непосредственно в образовательный процесс в Институте непрерывного педагогического образования НовГУ путем разработки и включения соответствующих учебных блоков в программу препода-

вания медико-биологических и профессиональных дисциплин.

FEATURES OF INFORMATION-TECHNOLOGICAL SUPPORT IN THE PROCESS OF PHYSICAL TRAINING TEACHERS PREPARATION

Vladimir Vladimirovich Korolyov, the candidate of pedagogical sciences, the senior

lecturer,

Renat Jurievich Zalilov, the candidate of biological sciences, the senior lecturer Novgorod state university named after Jaroslav Mudry Great Novgorod

Abstract

The possibility of introducing the information technologies right in educational process in Institute of medical education (NovSU) with the aid of development and integration of IT-modules into program of teaching a pedagogical disciplines has been considered.

В настоящее время в российской педагогике находят широкое практическое применение компьютерные аппараты и комплексы, внедряются новые высокотехнологичные дистанционные методы обучения. У педагога появилась возможность использования персональных компьютеров и связанных с ними технологий для ведения электронных педагогических карт, педагогических исследований, создания компьютерных баз данных, подготовки отчетной документации. Развитие Интернета предоставляет педагогическому работнику возможность получать новейшую профильную информацию из мировых баз данных, осуществлять контакты с коллегами для профессионального обмена и консультаций. Как показывает мировая и отечественная практики, включение современных компьютерных технологий в каждодневную деятельность педагога положительным образом сказывается на интенсивности и эффективности его труда.

Подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных и востребованных на рынке труда кадров для сферы физической культуры, требует использования инновационных методов в процессе их обучения. Несмотря на то, что педагогика является наукой, имеющей традиционный классический подход к подготовке специалистов, применение современных образовательных информационных технологий (ИТ) является обязательным требованием сегодняшнего дня. Конструируя модель педагога

- специалиста, с точки зрения ИТ, необходимо отметить, что это, несомненно - профессионал, который должен умело пользоваться прикладным программным обеспечением, свободно ориентироваться и общаться в Интернет - пространстве, быть готовым к применению и эксплуатации наукоемкого компьютерного оборудования для преподавательской, диагностической и исследовательской целей.

Однако, как показывает практика, уровень знаний и владения ИТ у педагогов -выпускников кафедры «Теории и методики физического воспитания и спорта» университета остается низким. Это подтверждают и статистические исследования, проведенные в 2004 - 2007 гг. среди выпускников этой кафедры. Из общего количества протестированных (74 чел.) лишь 9 (6,4%) показали хорошее владение компьютером. Около 30% нуждались в обязательном прохождении базового компьютерного курса, остальные продемонстрировали средние знания и умения. Эти показатели могут быть следствием как изначально низкого уровня компьютерной грамотности студента, так и изъянов в преподавании информатики. Решением проблемы может быть интенсификация процесса преподавания дисциплины с акцентом на практические составляющие предмета. Начинать курс необходимо с рейтинговой оценки знаний и навыков студентов и последующей разработки индивидуальных форм обучения. Целесообразно совмещение лекционных и практических занятий, принимая во внимание малое количества часов, выделенных на информатику при подготовке специалистов по педагогическим направлениям. Согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, на освоение дисциплины «Информатика» при

подготовке педагога по специальности «Физическая культура и спорт» отводится около 100 часов (общая трудоемкость). На практике это 42 аудиторных часа, из которых 17 часов лекций и 25 часов лабораторно-практических занятий.

Дальнейшее освоение предмета информатики может осуществляться посредством внедрения компьютерных технологий в процесс изучения педагогических, психологических, медико-биологических дисциплин, что, по мнению авторов, обоюдовыгодно для приобретения как компьютерных, так и профессиональных знаний.

МЕТОДИКА

Примеры внедрения информационных технологий в программу преподавания медицинских дисциплин при подготовке будущего педагога физической культуры.

Традиционно практическая часть дисциплины «Анатомия» проводится с использованием трупных анатомических препаратов. Необходимо отметить, что эти препараты дорогостоящие и небезвредны для здоровья человека из-за присутствия в них формалина. В дополнение к классическим методикам представляется целесообразным использование компьютерных анатомических атласов. Причем компьютерные графические экспонаты (изображения) для этих атласов могут создаваться самими студентами под руководством преподавателя с помощью цифровой фотокамеры, сопряженной с компьютером. Полученные таким образом графические цифровые анатомические изображения затем могут вноситься в программные системы обучающего и тестового назначения. Целесообразно инсталлировать эти системы на специальном тестовом сервере, защищенном от несанкционированного доступа к ответам и имеющем возможность централизованного сбора результатов тестирования для их последующей статистической обработки, анализа и создания отчетных документов. Использование компьютерных методов не только будет способствовать лучшему освоению самой дисциплины «Анатомия», но и привьет студентам навык работы с графическими редакторами и тестовыми системами.

При проведении занятий по гистологии и микробиологии может быть использован микроскоп с видео-насадкой, сопряженной через специальную компьютерную плату с мультимедийным проектором. С помощью этого микроскопа изображение может трансформироваться в макрокартинку удобную для демонстрации, понимания и обсуждения. Кроме того, с применением технологий захвата и обработки изображений студенты под руководством преподавателя могут создавать графические цифровые слайды микроорганизмов и гистологических срезов, которые затем могут вноситься в тестовую обучающую систему и компьютерные атласы по соответствующим дисциплинам.

На занятиях по нормальной физиологии возможно применение компьютерных электрокардиографа и электроэнцефалографа, с помощью которых студенты могут отработать навыки регистрации электрокардиограмм или злекроэнцефалограмм в файловом формате, которые в дальнейшем будут использоваться в учебных целях, а также для создания баз данных.

Подобные методики апробировались в рамках практического курса авторов «Работа с компьютерными программами и аппаратами». Будущим педагогам по физической культуре были предложены также две ролевые игры — «консультация через электронную почту» и «консультация в он-лайн режиме посредством Интернет - конференции». Целью игр являлось моделирование технологии получения консультаций у ведущих специалистов профильного педагогического и медицинского учреждений посредством предоставления последним возможности доступа к исходной педагогической и медицинской информации физически дезадаптированного подростка. Использовались электронная почта и «прямой» интернет-диалог с установкой вебаудио/видео-связи. Эти технологии особенно актуальны для педагогов работающих в сельской местности, для проведения реальных консультаций с ведущими специалистами области. Как видно из приведенных примеров, благодаря внедрению ИТ в учеб-

ный процесс студенты получают возможность освоения графических и текстовых редакторов, системы управления базами данных, электронных таблиц, интернет-технологий, у них появится навык работы с компьютерными аппаратами.

Для успешного решения поставленных задач необходимо создание специально оборудованной междисциплинарной компьютерной аудитории, в которой будут проводиться все перечисленные выше занятия, в том числе по информатике и педагогической и медицинской статистике. Сосредоточение специализированного компьютерного и медицинского оборудования в одной аудитории позволит получить также значительную экономию средств.

Важным компонентом в образовательном процессе является самоподготовка студентов, а ее современным воплощением оказывается дистанционное обучение в Сети с использованием специально разработанных Интернет - ресурсов и экспертных систем.

Отдельным и перспективным направлением в процессе внедрения новых интернет - технологий в учебный процесс является чтение лекций. На первом этапе это могут быть ежегодные проблемные лекции ведущих специалистов московских и петербургских вузов, имеющих давние контакты с НовГУ. Причем, как нам видится, интернет-коммуникация могла бы объединить сразу как столичную, так и новгородскую лекционные аудитории.

ВЫВОД

Включение учебных материалов и заданий по ИТ в программы преподавания педагогических, психологических и профессиональных дисциплин откроет новые возможности в их преподавании, позволит использовать новейшие компьютерные системы в образовательном процессе, что в конечном итоге будет способствовать повышению результативности обучения будущих педагогов по физической культуре.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ В СУБЪЕКТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Виктория Анатольевна Кудинова, кандидат педагогических наук, доцент ФГОУ ВПО «Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия»

г. Волгоград

Аннотация

Разработаны критерии эффективности спортивной работы в субъекте Российской Федерации, которые позволяют выбрать перспективные направления развития физической культуры и спорта в конкретном регионе страны.

Ключевые слова: критерии, физкультурно-спортивная работа, субъект Российской Федерации, отрасль «физическая культура и спорт», занимающиеся физической культурой и спортом.

THE PHYSICAL EDUCATION EFFECTIVENESS CRITERIA’S IN THE REGION

OF RUSSIAN FEDERATION

Victoria Anatolevna Kudinova, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer The Volgograd state academy of agriculture Volgograd

Abstract

The paper points out the criteria of sport work effectiveness in the region of Russian Federation which help to choose the perspective ways of physical education development in the specific region of our country.

Keywords: criteria, physical education, the region of the Russian federation, branch “physical culture and sport”, to take up physical culture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.