ный уровень, уменьшить травматизм, повысить результативность выступлений спортсменов в групповых гонках и критериумах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лях, В.И. Тесты о физическом воспитании школьников : пособие для учителя / В.И. Лях. - М. : ООО «Фирма издательства АСТ», 1998. - 272 с.
2. Озолин, Н.Г. Современная система спортивной тренировки / Н.Г. Озолин. -М. : Физкультура и спорт, 1970. - 479 с.
3. Полищук, Д. А. Велосипедный спорт / Д. А. Полищук. - Киев : Олимпийская литература, 1986. - 194 с.
4. Платонов, В.Н. Современная спортивная тренировка / В.Н. Платонов - Киев : Здоров’я, 1980. - 352 с.
О МНОГОЛЕТНЕЙ СТРАТЕГИИ СПОРТИВНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КООРДИНАЦИИ
Анатолий Георгиевич Карпеев, доктор педагогических наук, профессор,
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
(СибГУФК), г. Омск
Аннотация
В статье рассматриваются возрастные закономерности естественного и стимулированного развития двигательной координации спортивных и физических упражнений. Выявлены сенситивные периоды развития двигательной координации локомоторных, перемещающих и сложнокоординированных движений, что может явиться основанием для педагогических акцентов при решении задач спортивно-технического совершенствования.
Ключевые слова: двигательная координация, спортивные упражнения, локомоции, перемещающие движения, типы телосложения, сенситивные периоды, педагогические акценты, спортивно-техническое мастерство, возрастное развитие.
LONG-TERM STRATEGY OF SPORTS AND TECHNICAL PREPARATION WITH DUE REGARD FOR AGE PECULIARITIES OF MOTOR COORDINATION
DEVELOPMENT
Anatoliy Georgievich Karpeev, doctor of pedagogics, professor,
Siberian state university of physical culture and sports Omsk
Abstract
The age peculiarities of natural and stimulated motor coordination' development in sports and physical exercises are discussed at the article. There were revealed sensitive periods of motor coordination' development of locomotive, transforming and complex coordinated motions, that may use as a base for pedagogical accents in deciding sports and technical performance' tasks.
Keywords: motor coordination, sports exercises, locomotions, transforming motions, types of frame, sensitive periods, pedagogical accents, sports and technical mastership, age development.
В основу построения многолетней стратегии технической подготовки в спорте и при занятиях оздоровительными упражнениями должна быть заложена информация о возрастных и квалификационных особенностях развития двигательных координаций различных видов движений. Это позволит реализовать принцип, сформулированный
В.К. Бальсевичем [3], о соответствии педагогических акцентов характеру биологического развития человека или «выработать двигательные навыки с учетом онтогенеза моторики» по Н.А. Бернштейну [4].
На основе изучения специальной литературы и собственных исследований нами
была получена информация, отражающая наличие сенситивных периодов при развитии координации в локомоторных, перемещающих, сложнокоординационных движениях. Безусловно, эти материалы не являются всеобъемлющими. И, тем не менее, опираясь на результаты, которыми мы располагаем, можно сделать некоторые обобщения.
Так, в прыжковых упражнениях выделяются два благоприятных периода: от 4 до 6 лет и от 10 до 12 лет. Двенадцатилетний возраст, по нашим данным, характеризуется как возраст девочек, полностью созревших для освоения основ техники прыжковых движений. Если рассматривать показатели ловкости (проявление двигательной координации в усложненных условиях), то от 9 до 11 лет наблюдается некоторое увеличение темпов прироста, а с 11 до 13 лет положительные изменения наиболее существенны и приближаются к максимальным.
На модели прыжка в длину эта закономерность подтверждается - темп прироста показателя специфической ловкости возрастает от 10 лет и достигает своего максимума в 13 лет.
Аналогичные данные получены на другой модели движений - спринтерском беге [15], где показано, что сенситивным периодом для развития двигательной координации, проявляющейся в беговых движениях, является возраст девочек от 9 до 13 лет.
В плавании [18] выявлено, что от 11 до 13 лет наблюдаются благоприятные предпосылки для развития специфической двигательной координации. Полностью подтверждают эту закономерность возрастного развития локомоторной функции и материалы исследования двигательной координации скоростных циклических движений [13]. Кроме того, нами было выявлено, что именно в этот период происходит не просто совершенствование двигательной координации, а замена одних координационных отношений другими. Именно в возрасте от 11 до 13 лет происходит смена полярности критерия, отражающего двигательную координацию, и можно предположить, что с 9 до 10,5 лет происходит торможение симметричной координации и дальнейшая смена ее на перекрестно-реципрокную, облегчающую попеременные движения ногами. Именно к 13 годам темповые характеристики переменных движений ног у девочек достигают максимальных величин.
По всей видимости, фактором перестройки координации движений с симметричной на перекрестно-реципрокную объясняется наличие сенситивного периода от 11 до 13 лет у девочек при развитии большинства циклических локомоторных движений (бег, плавание, разбеги в прыжках, метания). Отсюда следует заключение о том, что возраст от 9 до 13 лет можно считать благоприятным для развития двигательной координации большинства локомоторных, особенно циклических, движений, требующих проявления высокого темпа. Однако основной акцент на развитие двигательной координации должен быть направлен на возраст от 11 до 13 лет.
Однако часто этой информации оказывается не достаточно для получения ощутимого эффекта, поскольку в каждом локомоторном движении существуют свои специфические особенности развития.
Так, в частности, при определении благоприятного периода для освоения рациональной ритмической структуры в прыжках в длину у девочек была выявлена циклическая структура возрастного развития двигательной координации - от 9 до 10, от 11 до 12 и от 14 до 15 лет - периоды ускоренных темпов прироста показателей при освоении ритмопрограмм движений.
Особенно следует отметить возраст 11-12 лет. На основании этого фактического материала освоение техники прыжка в длину (его разбега) желательно начинать с 9 лет. Важно в первый год занятий (до 10 лет) создать «запас» освоенных ритмопрограмм различных движений, включая и всевозможные прыжковые упражнения.
Во втором цикле, от 11 до 12 лет, когда способности к восприятию ритмопро-грамм совершенствуются особенно быстро, необходимо освоить рациональный ритм разбега прыжков в длину, взяв за основу наш подход, отличающийся от общепринятого адаптированной к возрасту ритмопрограммой, предусматривающей звуковое со-
провождение [11].
На следующем этапе - от 14 до 15 лет, когда физические качества прыгуний приближаются к уровню взрослых спортсменок, осуществляется освоение реальных ритмопрограмм разбега, свойственных для прыгуний высокой квалификации (по временным характеристикам). Экспериментальная проверка такого подхода при освоении заданных ритмопрограмм, свойственных квалифицированным прыгуньям, показала большую эффективность при совершенствовании ритмической структуры движений.
Можно предположить, что в видах движений, схожих по характеру с прыжками в длину, включающими в себя разбег, например, в движениях копьеметателей, гимнастов, выполняющих опорные и акробатические прыжки, будут проявляться аналогичные возрастные особенности восприятия специфических ритмопрограмм разбега. Поэтому рекомендации по совершенствованию ритма с учетом благоприятных периодов восприятия ритмопрограмм могут быть распространены и на эти виды движений.
Если рассматривать особенности развития локомоций, включая прыжковые движения у лиц мужского пола, то благоприятный период в большинстве упражнений приходится на возраст от 10 до 14 лет. Так, двигательная координация в беговых упражнениях [2] наиболее интенсивно развивается у мальчиков от 10 до 13 лет. В прыжковых упражнениях отмечается колебательный характер возрастного развития двигательной координации. Активный период от 8 до 9 лет сменяется периодом снижения темпов развития двигательной координации от 9 до 11 лет, далее с 11 до 12 лет отмечается наивысшая активность естественного формирования двигательной координации прыжкового типа. В дальнейшем отмечается аналогичная активность в возрасте от 13 до 14 лет [10]. По данным других источников [14], в прыжках в высоту сенситивным периодом является возраст 12-14 лет. В велосипедном спорте активное развитие двигательной координации, специфичной для педалирования, отмечается у мальчиков от 10 до 14 лет [17].
В плавании у мальчиков и подростков сенситивные периоды для развития специфической двигательной координации, по данным Р.С. Жукова [8], приходятся на возраст 9-10, 11-12, 15-16 лет.
При формировании двигательной координации в перемещающих движениях, по данным наших исследований [9], наиболее благоприятным периодом у девочек является возраст от 9-10 до 11-12 лет. По данным В. Ляха [16], таким периодом является возраст 7-11 лет.
У юных метателей [9] наиболее высокие темпы прироста показателей согласованности движений отдельных звеньев тела отмечаются в возрасте от 11-12 до 13-14 лет, далее заметна некоторая стабилизация или даже снижение уровня этих показателей.
На другой модели броскового движения - броске мяча одной рукой из-за головы - А. Даниловым [7] были определены сенситивные периоды для развития двигательной координации у мальчиков от 11 до 14 лет.
В бросках на точность в баскетболе наивысшие темпы прироста показателей двигательной координации отмечаются у мальчиков в возрасте от 9 до 13 лет [5].
В большинстве приведенных материалов представлены усредненные данные срезовых исследований возрастного развития двигательной координации. Как показали наши дополнительные эксперименты с использованием стандартных программ, сенситивные периоды, определенные в ходе опытов, подтвердили объективность «сре-зовых» данных [1] и правомерность их использования при разработке стратегических планов технической подготовки в различных видах движений.
И все-таки индивидуальные особенности при таком подходе оказываются не достаточно утрачены, что приводит к мысли о необходимости дополнительного дифференцирования при решении вопроса о сенситивных периодах развития двигательной координации.
Одним из таких методологических подходов может явиться учет типов тело-
сложения, поскольку, как показали наши исследования [12], люди с различной конституцией имеют различные критические периоды развития двигательной координации.
Такое дифференцирование в ходе подготовки в спорте при совершенствовании техники движений может дать существенный положительный эффект. В ходе педагогических экспериментов, проведенных нами, этот тезис нашел свое подтверждение [6].
В сложнокоординационных движениях, где двигательная координация осуществляется в ходе изменяющихся внешних условий, мы на модели развития двигательной координации юных футболистов (10-16 лет) выявили, что с возрастом двигательная координация и специальная ловкость совершенствуются. Это заметно по результатам комплексного теста и характеристикам специальной координации. Однако в 13-14 лет затрудняется дифференцирование движений в пространстве.
Многолетняя подготовка в спорте, кроме учета возрастных закономерностей развития физической подготовленности, физического развития, должна располагать информацией о квалификационных особенностях изменения различных параметров движений. Это касается и квалификационного развития двигательной координации как основы для формирования рациональной и эффективной спортивной техники.
На модели метания копья нам удалось выявить критерии оценки двигательной координации у спортсменов различной квалификации как в подготовительных движениях разбега, так и в основной части - финальном усилии [13].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В итоге можно сделать заключение о гетерохронности развития специфической моторной координации на этапе интенсивного онтогенеза. При этом наблюдается неравномерный, колебательный характер развития способности к управлению двигательными действиями в разные возрастные периоды.
Отмечаются благоприятные и неблагоприятные периоды развития двигательной координации, проявляется половой диморфизм в возрастном развитии двигательных координаций и их абсолютных результатах.
Определение естественного возрастного развития координационной структуры двигательного действия и преобразование ее под действием специальной тренировки -вот та основа, на которой должна строиться многолетняя стратегия спортивнотехнического совершенствования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алябышев, А. П. Стандартная программа определения координационных способностей в связи с ориентацией на сложно технические виды спорта / А.П. Аля-бышев, А.Г. Карпеев // Материалы Х Всесоюз. науч.-практ. конф. «Программнометодические основы подготовки спортивных резервов». - М., 1985. - С. 156-157.
2. Бальсевич, В. К. Исследование локомоторной функции в постнатальном онтогенезе человека (5-65 лет) : автореф. дис. ... д-ра биол. наук / Бальсевич В.К. - М., 1971. - 38 с.
3. Бальсевич, В.К. Физическая активность человека / В.К. Бальсевич, В. А. За-порожанов. - Киев : Здоров’я, 1987. - 224 с.
4. Бернштейн, Н.А. Очерки о физиологии движения и физиологии активности / Н.А. Бернштейн. - М. : Медицина, 1966. - 349 с.
5. Голомазов, С.В. Исследование механизмов управления точностью движений и экспериментальное обоснование методики ее повышения : автореф. дис. . канд. пед. наук / Голомазов С.В. - Омск, 1973. - 24 с.
6. Горская, И.Ю. Воспитание координационных способностей девочек 7-14 лет с учетом типа телосложения и уровня биологической зрелости (на примере упражнения баллистического характера) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Горская И.Ю. -Омск, 1993. - 19 с.
7. Данилов, А.А. Исследование развития структуры бросковых движений у
школьников 9-16 лет и юных гандболистов : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Данилов А. А. - Омск, 1974. - 24 с.
8. Жуков, Р.С. Возрастная дифференцировка упражнений в процессе обучения плаванию школьников 9-17 лет : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Жуков Р.С. - Омск, 1995. - 19 с.
9. Карпеев, А.Г. Двигательная координация человека в спортивных упражнениях баллистического типа : монография / А.Г. Карпеев ; Сибирская гос. акад. физ. культуры. - Омск : [б.и.], 1998. - 324 с.
10. Карпеев, А.Г. Исследование возрастной динамики развития двигательной координации у школьников 7-17 лет / А.Г. Карпеев, Э.Э. Мартын // Теоретические и практические аспекты управления процессом спортивного совершенствования. -Омск, 1980. - С. 63.
11. Карпеев, А.Г. Многолетняя стратегия технической подготовки юных прыгуний в длину с учетом сенситивных периодов развития специфической двигательной координации / А.Г. Карпеев, Н.Г. Илемкова // Материалы XIX Всесоюз. конф. «Физиологические механизмы адаптации к мышечной деятельности». - Волгоград, 1988. -
С. 167-168.
12. Карпеев, А.Г. О возрастных особенностях координации движений в связи с дальнейшей конкретизацией обучения и тренировки детей школьного возраста / А. Г. Карпеев, И.В. Касаткина // Педагогические аспекты спортивной тренировки. - Омск, 1976. - С. 46.
13. Карпеев, А.Г. Развитие координационных способностей у девочек 7-14 лет в связи с их конституциональными особенностями / А.Г. Карпеев, И.Ю. Г орская // Педагогические и психофизиологические аспекты надежности организма детей и подростков при занятиях физической культурой и спортом. - Омск, 1990. - С. 12-15.
14. Ковальчук, Г.И. Методика обучения прыжку на этапе начальной спортивной подготовки (на примере прыжка в высоту с разбега) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ковальчук Г.И. - Омск, 1988. - 19 с.
15. Лузгин, В.Н. Комплексная оценка влияния различных факторов на изменение биомеханических характеристик спринтерского бега / В.Н. Лузгин, В.В. Вернер // Вопросы биомеханики физических упражнений : сб. науч. тр. / ОГИФК. - Омск, 1993. - С. 49.
16. Лях, В. И. Сенситивные периоды развития координационных способностей в циклических локомоциях и спортивно-игровых двигательных действиях / В.И. Лях // Проблемы спортивной тренировки. - Вильнюс, 1984. - С. 174-175.
17. Попков, В. Н. Возрастные особенности освоения техники кругового педалирования / В.Н. Попков // Науч. труды : ежегодник / Сиб ГАФК. - Омск, 1995. - С. 112119.
18. Шушаков, С.П. Возрастные особенности совершенствования техники движений у юных пловцов-кролистов / С.П. Шушаков // Вопросы биомеханики физических упражнений : сб. науч. тр. / ОГИФК. - Омск, 1993.
ОСОБЕННОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Владимир Владимирович Королев, кандидат педагогических наук, доцент, Ренат Юрьевич Залилов, кандидат биологических наук, доцент Новгородский Государственный Университет им. Ярослава Мудрого (НовГУ)
г. Великий Новгород
Аннотация
В статье показаны возможности внедрения информационных технологий непосредственно в образовательный процесс в Институте непрерывного педагогического образования НовГУ путем разработки и включения соответствующих учебных блоков в программу препода-