Научная статья на тему 'Прыжки на упругой опоре как средство коррекции плоскостопия у детей 5-7 лет'

Прыжки на упругой опоре как средство коррекции плоскостопия у детей 5-7 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
736
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПЛОСКОСТОПИЕ / КОРРЕКЦИЯ / УПРУГАЯ ОПОРА / ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПРЫЖКИ / FLATFOOT / CORRECTION / ELASTIC SUPPORTS / CHILDREN UNDER SCHOOL AGE / JUMPING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Казанцева Надежда Владимировна

Данная статья посвящена теоретическому и экспериментальному обоснованию эффективности применения прыжков на упругой опоре для коррекции плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Jumping on the elastic support as a means of correction of flatfoot in children 5-7 years

This article is devoted to theoretical and experimental substantiation of the effectiveness of hopping on elastic supports for the correction of flatfoot in children of senior preschool age.

Текст научной работы на тему «Прыжки на упругой опоре как средство коррекции плоскостопия у детей 5-7 лет»

разработанная нами методика, имели после его завершения более высокие показатели координационных способностей, чем их сверстники, занимающиеся бадминтоном в рамках традиционных подходов к организации учебно-тренировочного процесса.

Библиографический список

1. Горская, И. Ю. Теоретические и методологические основы совершенствования базовых координационных способностей школьников с различным состоянием здоровья: дис.... докт. пед. наук. / И. Ю. Горская. — Омск, 2001. — 455 с.

2. Карпеев, А. Г. Двигательная координация человека в спортивных упражнениях баллистического типа: монография / А. Г. Карпеев. — Омск : [б. и.], 1998. — 324 с.

3. Лях, В. И. Координационные способности школьников: основы тестирования и методики развития / В. И. Лях // Физическая культура в школе. — 2000. — № 5. — С. 3— 10.

4. Бальсевич, В. К. Исследование локомоторной функции в постнатальном онтогенезе человека (5 — 65 лет): автореф. дис.... докт. биол. наук / В. К. Бальсевич. — М., 1971. — 38 с.

5. Валеева, Г. В. Бадминтон : учеб. пособие / Г. В. Валеева ; Уфим. гос. нефтяной техн. ун-т. — Уфа : [б. и.], 2002. — 86 с.

6. Галицкий, А. В. Доступный, как бег трусцой. (Игра в бадминтон)/А В. Галицкий, В. Я. Лифшиц. — М.: Знание, 1987. — 96 с.

7. Смирнов, Ю. П. Бадминтон -.учебник для институтов физической культуры / Ю. П. Смирнов. — М.: Физкультура и спорт, 1990. - 172 с.

8. Лифшиц, В. Я. Бадминтон для всех / В. Я. Лифшиц, М. И. Шгильман. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 152 с.

МАРТЫНОВА Анна Сергеевна, преподаватель кафедры методики преподавания физической культуры, соискатель кафедры медико-биологических основ.

Адрес для переписки: e-mail: anna_omsk8l@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.03.2011г.

© А. С. Мартынова

УДК 378.172 н. В. КАЗАНЦЕВА

Восточно-Сибирский филиал Российской академии правосудия,

г. Иркутск

ПРЫЖКИ НА УПРУГОЙ ОПОРЕ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

Данная статья посвящена теоретическому и экспериментальному обоснованию эффективности применения прыжков на упругой опоре для коррекции плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: плоскостопие, коррекция, упругая опора, дети дошкольного возраста, прыжки.

Проблема профилактики и коррекции нарушений состояния опорно-двигательного аппарата стопы у детей является чрезвычайно актуальной в связи с высокой распространённостью этих состояний в детском дошкольном возрасте. По данным различных авторов [1—4], плоскостопием в старшем дошкольном возрасте страдает 30 — 70 % детей.

В дошкольном физическом воспитании существует множество методик, направленных на исправление нарушений функции стоп [5]. Недостатками традиционных методик можно считать следующие особенности: монотонность и однообразие упражнений, низкий уровень их интенсивности, подавление естественной двигательной активности детей, отсутствие заинтересованности детей в предлагаемых упражнениях.

Одним из перспективных, теоретически и экспериментально обоснованных направлений повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста является внедрение в практику работы дошкольных учреждений избранных элементов технологий спортивной тренировки [6]. В нашем исследовании для коррекции плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста мы решили исполь-

зовать прыжковые упражнения на батуте, акробатической дорожке и двойном мини-трампе в период общепрыжкового этапа начальной спортивной подготовки. Основным критерием для отбора именно этого вида спорта явилась необходимость использования прыжковых упражнений на упругой опоре. Прыжки выступали как наиболее эффективные и оптимальные упражнения, близкие к основному процессу их деятельности и позволяющие установить высокий уровень заинтересованности детей предлагаемыми упражнениями, а упругая опора используемых снарядов явилась наиболее оптимальным способом гашения ударной нагрузки на стопу при прыжках.

О том, что с возрастанием упругости опоры уменьшается ударная нагрузка на стопу, свидетельствует достаточно большое количество исследований [7—11]. Исследования прыжков на жесткой и упругой опоре показали, что усилие воздействия на упругую опору по сравнению с жесткой опорой значительно уменьшается, что позволяет избежать резкого повышения усилий при отталкивании и тем самым смягчить нагрузку на опорно-двигательный аппарат прыгуна. Взаимодействие прыгуна с упругой опорой как сис-

и

о

0

?

-контрольная группа

- экспериментальная фуппа

Рис. 1. График индивидуальных значений коэффициента плоскостопия по Индексу Чижина (по мере возрастания) контрольной и экспериментальной групп до начала педагогического эксперимента

-контрольная группа

- экспериментальная группа

Рис. 2. График индивидуальных значений коэффициента плоскостопия по Индексу Чижина (по мере возрастания) контрольной и экспериментальной групп после проведения педагогического эксперимента

темой «приземление — отталкивание» происходит по принципу минимакса: максимальный результат при минимуме энергозатрат. Упругая опора при этом действует в соответствии с законами теоретической механики, являясь наиболее эффективным вариантом гашения ударных нагрузок, а также средством эффективного накопления потенциальной энергии упругой деформации. При приземлении на упругую поверхность нагрузка на стопу распределяется равномерно, тем самым силы, воздействующие на стопу, распределяются наиболее оптимально. В процессе отталкивания от упругой опоры создаются наиболее рациональные условия взаимодействия сил реакции опоры и стопы.

Упругая опора при прыжковых упражнениях вследствие своих физических свойств создаёт мельчайшие колебательные движения, которые оказывают положительное воздействие на стопу. Примерами использования колебательно-волновых свойств упругой опоры для оздоровления организма являются волновые тренажёры, разработанные Агашиным [7] и колебательно-упругие тренажёры Гоголевского [8]. Они работают на ритмоволновом принципе, вызывая ритмичную смену напряжения и расслабления мышечной системы. В нашем исследовании система «мышечно-связочный аппарат прыгуна — упругая опора» позволяет рассматривать упругую опору в качестве тренажёрного устройства для регулирования условий окружающей среды, реализуя концепцию И. П. Ра-това об «искусственной управляющей среде» [11].

Важно, что специфика прыжковых упражнений на батуте предполагает высокий эмоциональный фон, обеспечивающий высокий уровень заинтересованности ребёнка к предлагаемым занятиям.

Таким образом, в исследовании выдвинута следующая гипотеза: использование прыжковых упражнений на упругой опоре будет способствовать эффективной коррекции нарушений функции стоп у детей 5 — 7 лет.

Целью данной работы является разработка и экспериментальное обоснование эффективности кор-

рекции плоскостопия у детей дошкольного возраста 5 — 7 лет на основе применения прыжковых упражнений на упругой опоре.

В педагогическом эксперименте принимали участие 24 ребенка старшего дошкольного возраста, составляющие контрольную и экспериментальную группы (по 12 человек в каждой). В начале и в конце педагогического эксперимента проводился сравнительный анализ состояния стоп у детей по методике Чижина.

Во время проведения эксперимента (9 месяцев) в экспериментальной группе дети занимались прыжковой подготовкой на снарядах, имеющих упругую опору в спортивной секции прыжков на батуте, гимнастической дорожке и двойном минитрампе в период общепрыжкового этапа начальной спортивной подготовки в условиях Дворца спорта «Юность» г. Иркутска. В контрольной группе дети занимались по традиционной методике коррекции плоскостопия для детей 5 — 7 лет в условиях дошкольного учреждения, разработанной Козыревой О. В. [12].

На графиках изменения индивидуальных значений коэффициента плоскостопия Чижина визуально видно, что до педагогического эксперимента (рис. 1) различий в индивидуальных значениях коэффициента плоскостопия между контрольной и экспериментальной группой не наблюдалось. После педагогического эксперимента (рис. 2) в экспериментальной группе коэффициент плоскостопия значительно уменьшился по сравнению с контрольной группой.

С помощью методов математической статистики, используя критерии Кремера-Уэлча и Вилкоксона-Манна-Уитни (Тэмп., У\1эмп., где критическое значение равно 1,96), были вычислены значения статистической достоверности индивидуальных различий по коэффициенту плоскостопия Чижина между детьми контрольной и экспериментальной групп до педагогического эксперимента (Тэмп. = 0,6792 У/эмп. = 0,6392) и после педагогического эксперимента (Тэмп. = 2,3467, УУэмп. = 2, 2269). Таким образом, экспериментально была доказана эффективность предлагаемой методики коррекции плоскостопия.

В контрольной группе прирост количества детей с нормальной функцией стопы составил 41 %, в экспериментальной — 62 %.

Выводы:

1. С помощью анализа научно-практической литературы доказана теоретическая значимость эффективности применения прыжков на упругой опоре для гашения ударной нагрузки на стопу.

2. На основании обработки результатов эксперимента, в основе которого лежала методика прыжковой подготовки на батуте, акробатической дорожке и двойном мини-трампе, с помощью методов математической статистики доказана практическая значимость методики коррекции плоскостопия у детей посредством применения прыжков на упругой опоре.

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые было предложено использование прыжков на упругой опоре как средства коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста, а также использование упругой опоры как эффективного средства специального воздействия на мышцы стопы с целью коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата стопы.

Практическая значимость исследования заключается в использовании предлагаемой методики коррекции плоскостопия в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольных образовательных учреждений. С этой целью автором в 2010 году был разработан проект на соискание гранта департамента образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска и ООАО «ВЧНГ» «Дошкольное образовательное учреждение — центр здоровьеразвивающих технологий». Проект «Коррекция плоскостопия у детей 5 — 7 лет посредством применения прыжков на упругой опоре в условиях дошкольного учреждения» предлагался на реализацию коллективу муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 131 города Иркутска.

Суть проекта заключалась в разработке методики прыжковой подготовки на батуте для коррекции плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста на основе методики прыжковой подготовки на общепрыжковом этапе в период начальной спортивной подготовки в секции прыжков на батуте, акробатической дорожке и двойном мини-трампе. Методика, взятая за основу, была существенно дополнена и адаптирована к условиям дошкольного учреждения.

В результате проект был одобрен и на реализацию проекта департаментом образования комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска и ООАО «ВЧНГ» предоставлен грант на сумму 40 ООО рублей.

В настоящее время ведётся работа по составлению коррекционно-оздоровительной программы по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата стопы у детей, в основе которой будет лежать методика прыжковой подготовки на упругой опоре.

В дальнейшем планируется внедрение программы в систему физкультурно-оздоровительной работы дошкольных учреждений в качестве дополнительной формы коррекционно-профилактической работы.

Библиографический список

1. Rose G.K., Welton Е.А., Marsha U.T. - The diagnosis of the Flat Foot in the Child. J. Bone Joint Surg., 1995, V.67-B, n.l, p.71-78.

2. Нарскин, Г. И. Профилактика и коррекция отклонений в опорно-двигательном аппарате детей дошкольного и школьного возраста/ Физическая культура: воспитание, образование, тренировка / Г. И. Нарскин. — 2002. — № 4. — С. 30 — 32.

3. Осин В. И. Проблема физического воспитания детей и подростков с патологией опорно-двигательного аппарата / В. И. Осин, А. Б. Медников, М. М. Шестаков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1999. — №3 — 4. — С. 49 —57.

4. Беркутова, И. Ю. Особенности функционального состояния детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата / И. Ю. Беркутова // Адаптивная физическая культура. — 2008. - №2. - С. 20-21.

5. Потапчук, А. А. Лечебная физкультура в детском возрасте / А. А. Потапчук, С. В. Матвеев, М. Д. Дидур. — СПб.: Речь, 2007. — С. 248-256.

6. Бальсевич, В. К. Конверсия технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех / В. К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. — 1993. — № 4. — С. 21 —23.

7. Агашин, М. Ф. Волновые тренажеры: классификация и область применения / М. Ф. Агашин // Сборник трудов ученых РГАФК. - М., 2000. - С. 4- 10.

8. Гоголевский, Е. И. Тренажёры из резины / Е. И. Гоголевский//Русский инвалид. — 1999. — №5. — С. 6.

9. Жумаев, А. В. Сопряжённое технико-физическое совершенствование квалифицированных прыгунов в длину с использованием локальных отягощений: автореф. дис.... канд. пед. наук : 13.00.04/А. В. Жумаева. - М., 2001. - 44 с.

10. Немцев, О. Б. Особенности взаимодействия бегуна с различными опорами / О. Б. Немцев, А. В. Полянский // Физическая культура, спорт, биомеханика : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (17—18 мая 2007 г., Майкоп). — Майкоп, 2007 — С. 158-159.

11. Ратов, И. П. К проблемам выбора перспективных направлений в использовании нетрадиционных методов и средств оздоровления физической культуры / И. П. Ратов // Теория и практика физической культуры. — 1999. — №5. — С. 28 — 29.

12. Козырева, О. В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушении опорно-двигательного аппарата): пособие для инструкторов лечеб. физкультуры / О. В. Козырева. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — С. 36 — 44.

КАЗАНЦЕВА Надежда Владимировна, старший преподаватель физической культуры кафедры физвос-питания и спорта.

Адрес для переписки: e-mail: Kazanseva. 1977@ mail.ru

Статья поступила в редакцию 07.02.2011 г.

© Н. В. Казанцева

Книжная полка

Кислицын, Ю. Л. Физическая культура : учебник для студентов учебных заведений СПО / Ю. Л. Кислицын, Н. В. Решетников, Р. Л. Палтиевич. - М.: Academia, 2010. - 176 с. - ISBN 978-5-7695-7397-2.

Учебник содержит информацию, позволяющую расширить знания в области физической культуры, анатомии и физиологии организма человека, здорового образа жизни и питания, понять закономерности формирования и совершенствования двигательных навыков и физических способностей в процессе физического воспитания. Предлагаемые комплексы физических упражнений помогут в развитии силы, выносливости, быстроты, гибкости, координации движений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.