разработанная нами методика, имели после его завершения более высокие показатели координационных способностей, чем их сверстники, занимающиеся бадминтоном в рамках традиционных подходов к организации учебно-тренировочного процесса.
Библиографический список
1. Горская, И. Ю. Теоретические и методологические основы совершенствования базовых координационных способностей школьников с различным состоянием здоровья: дис.... докт. пед. наук. / И. Ю. Горская. — Омск, 2001. — 455 с.
2. Карпеев, А. Г. Двигательная координация человека в спортивных упражнениях баллистического типа: монография / А. Г. Карпеев. — Омск : [б. и.], 1998. — 324 с.
3. Лях, В. И. Координационные способности школьников: основы тестирования и методики развития / В. И. Лях // Физическая культура в школе. — 2000. — № 5. — С. 3— 10.
4. Бальсевич, В. К. Исследование локомоторной функции в постнатальном онтогенезе человека (5 — 65 лет): автореф. дис.... докт. биол. наук / В. К. Бальсевич. — М., 1971. — 38 с.
5. Валеева, Г. В. Бадминтон : учеб. пособие / Г. В. Валеева ; Уфим. гос. нефтяной техн. ун-т. — Уфа : [б. и.], 2002. — 86 с.
6. Галицкий, А. В. Доступный, как бег трусцой. (Игра в бадминтон)/А В. Галицкий, В. Я. Лифшиц. — М.: Знание, 1987. — 96 с.
7. Смирнов, Ю. П. Бадминтон -.учебник для институтов физической культуры / Ю. П. Смирнов. — М.: Физкультура и спорт, 1990. - 172 с.
8. Лифшиц, В. Я. Бадминтон для всех / В. Я. Лифшиц, М. И. Шгильман. — М.: Физкультура и спорт, 1986. — 152 с.
МАРТЫНОВА Анна Сергеевна, преподаватель кафедры методики преподавания физической культуры, соискатель кафедры медико-биологических основ.
Адрес для переписки: e-mail: anna_omsk8l@mail.ru
Статья поступила в редакцию 11.03.2011г.
© А. С. Мартынова
УДК 378.172 н. В. КАЗАНЦЕВА
Восточно-Сибирский филиал Российской академии правосудия,
г. Иркутск
ПРЫЖКИ НА УПРУГОЙ ОПОРЕ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
Данная статья посвящена теоретическому и экспериментальному обоснованию эффективности применения прыжков на упругой опоре для коррекции плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: плоскостопие, коррекция, упругая опора, дети дошкольного возраста, прыжки.
Проблема профилактики и коррекции нарушений состояния опорно-двигательного аппарата стопы у детей является чрезвычайно актуальной в связи с высокой распространённостью этих состояний в детском дошкольном возрасте. По данным различных авторов [1—4], плоскостопием в старшем дошкольном возрасте страдает 30 — 70 % детей.
В дошкольном физическом воспитании существует множество методик, направленных на исправление нарушений функции стоп [5]. Недостатками традиционных методик можно считать следующие особенности: монотонность и однообразие упражнений, низкий уровень их интенсивности, подавление естественной двигательной активности детей, отсутствие заинтересованности детей в предлагаемых упражнениях.
Одним из перспективных, теоретически и экспериментально обоснованных направлений повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста является внедрение в практику работы дошкольных учреждений избранных элементов технологий спортивной тренировки [6]. В нашем исследовании для коррекции плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста мы решили исполь-
зовать прыжковые упражнения на батуте, акробатической дорожке и двойном мини-трампе в период общепрыжкового этапа начальной спортивной подготовки. Основным критерием для отбора именно этого вида спорта явилась необходимость использования прыжковых упражнений на упругой опоре. Прыжки выступали как наиболее эффективные и оптимальные упражнения, близкие к основному процессу их деятельности и позволяющие установить высокий уровень заинтересованности детей предлагаемыми упражнениями, а упругая опора используемых снарядов явилась наиболее оптимальным способом гашения ударной нагрузки на стопу при прыжках.
О том, что с возрастанием упругости опоры уменьшается ударная нагрузка на стопу, свидетельствует достаточно большое количество исследований [7—11]. Исследования прыжков на жесткой и упругой опоре показали, что усилие воздействия на упругую опору по сравнению с жесткой опорой значительно уменьшается, что позволяет избежать резкого повышения усилий при отталкивании и тем самым смягчить нагрузку на опорно-двигательный аппарат прыгуна. Взаимодействие прыгуна с упругой опорой как сис-
и
о
0
?
-контрольная группа
- экспериментальная фуппа
Рис. 1. График индивидуальных значений коэффициента плоскостопия по Индексу Чижина (по мере возрастания) контрольной и экспериментальной групп до начала педагогического эксперимента
-контрольная группа
- экспериментальная группа
Рис. 2. График индивидуальных значений коэффициента плоскостопия по Индексу Чижина (по мере возрастания) контрольной и экспериментальной групп после проведения педагогического эксперимента
темой «приземление — отталкивание» происходит по принципу минимакса: максимальный результат при минимуме энергозатрат. Упругая опора при этом действует в соответствии с законами теоретической механики, являясь наиболее эффективным вариантом гашения ударных нагрузок, а также средством эффективного накопления потенциальной энергии упругой деформации. При приземлении на упругую поверхность нагрузка на стопу распределяется равномерно, тем самым силы, воздействующие на стопу, распределяются наиболее оптимально. В процессе отталкивания от упругой опоры создаются наиболее рациональные условия взаимодействия сил реакции опоры и стопы.
Упругая опора при прыжковых упражнениях вследствие своих физических свойств создаёт мельчайшие колебательные движения, которые оказывают положительное воздействие на стопу. Примерами использования колебательно-волновых свойств упругой опоры для оздоровления организма являются волновые тренажёры, разработанные Агашиным [7] и колебательно-упругие тренажёры Гоголевского [8]. Они работают на ритмоволновом принципе, вызывая ритмичную смену напряжения и расслабления мышечной системы. В нашем исследовании система «мышечно-связочный аппарат прыгуна — упругая опора» позволяет рассматривать упругую опору в качестве тренажёрного устройства для регулирования условий окружающей среды, реализуя концепцию И. П. Ра-това об «искусственной управляющей среде» [11].
Важно, что специфика прыжковых упражнений на батуте предполагает высокий эмоциональный фон, обеспечивающий высокий уровень заинтересованности ребёнка к предлагаемым занятиям.
Таким образом, в исследовании выдвинута следующая гипотеза: использование прыжковых упражнений на упругой опоре будет способствовать эффективной коррекции нарушений функции стоп у детей 5 — 7 лет.
Целью данной работы является разработка и экспериментальное обоснование эффективности кор-
рекции плоскостопия у детей дошкольного возраста 5 — 7 лет на основе применения прыжковых упражнений на упругой опоре.
В педагогическом эксперименте принимали участие 24 ребенка старшего дошкольного возраста, составляющие контрольную и экспериментальную группы (по 12 человек в каждой). В начале и в конце педагогического эксперимента проводился сравнительный анализ состояния стоп у детей по методике Чижина.
Во время проведения эксперимента (9 месяцев) в экспериментальной группе дети занимались прыжковой подготовкой на снарядах, имеющих упругую опору в спортивной секции прыжков на батуте, гимнастической дорожке и двойном минитрампе в период общепрыжкового этапа начальной спортивной подготовки в условиях Дворца спорта «Юность» г. Иркутска. В контрольной группе дети занимались по традиционной методике коррекции плоскостопия для детей 5 — 7 лет в условиях дошкольного учреждения, разработанной Козыревой О. В. [12].
На графиках изменения индивидуальных значений коэффициента плоскостопия Чижина визуально видно, что до педагогического эксперимента (рис. 1) различий в индивидуальных значениях коэффициента плоскостопия между контрольной и экспериментальной группой не наблюдалось. После педагогического эксперимента (рис. 2) в экспериментальной группе коэффициент плоскостопия значительно уменьшился по сравнению с контрольной группой.
С помощью методов математической статистики, используя критерии Кремера-Уэлча и Вилкоксона-Манна-Уитни (Тэмп., У\1эмп., где критическое значение равно 1,96), были вычислены значения статистической достоверности индивидуальных различий по коэффициенту плоскостопия Чижина между детьми контрольной и экспериментальной групп до педагогического эксперимента (Тэмп. = 0,6792 У/эмп. = 0,6392) и после педагогического эксперимента (Тэмп. = 2,3467, УУэмп. = 2, 2269). Таким образом, экспериментально была доказана эффективность предлагаемой методики коррекции плоскостопия.
В контрольной группе прирост количества детей с нормальной функцией стопы составил 41 %, в экспериментальной — 62 %.
Выводы:
1. С помощью анализа научно-практической литературы доказана теоретическая значимость эффективности применения прыжков на упругой опоре для гашения ударной нагрузки на стопу.
2. На основании обработки результатов эксперимента, в основе которого лежала методика прыжковой подготовки на батуте, акробатической дорожке и двойном мини-трампе, с помощью методов математической статистики доказана практическая значимость методики коррекции плоскостопия у детей посредством применения прыжков на упругой опоре.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые было предложено использование прыжков на упругой опоре как средства коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста, а также использование упругой опоры как эффективного средства специального воздействия на мышцы стопы с целью коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата стопы.
Практическая значимость исследования заключается в использовании предлагаемой методики коррекции плоскостопия в системе физкультурно-оздоровительной работы дошкольных образовательных учреждений. С этой целью автором в 2010 году был разработан проект на соискание гранта департамента образования комитета по социальной политике и культуре администрации г. Иркутска и ООАО «ВЧНГ» «Дошкольное образовательное учреждение — центр здоровьеразвивающих технологий». Проект «Коррекция плоскостопия у детей 5 — 7 лет посредством применения прыжков на упругой опоре в условиях дошкольного учреждения» предлагался на реализацию коллективу муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 131 города Иркутска.
Суть проекта заключалась в разработке методики прыжковой подготовки на батуте для коррекции плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста на основе методики прыжковой подготовки на общепрыжковом этапе в период начальной спортивной подготовки в секции прыжков на батуте, акробатической дорожке и двойном мини-трампе. Методика, взятая за основу, была существенно дополнена и адаптирована к условиям дошкольного учреждения.
В результате проект был одобрен и на реализацию проекта департаментом образования комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска и ООАО «ВЧНГ» предоставлен грант на сумму 40 ООО рублей.
В настоящее время ведётся работа по составлению коррекционно-оздоровительной программы по коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата стопы у детей, в основе которой будет лежать методика прыжковой подготовки на упругой опоре.
В дальнейшем планируется внедрение программы в систему физкультурно-оздоровительной работы дошкольных учреждений в качестве дополнительной формы коррекционно-профилактической работы.
Библиографический список
1. Rose G.K., Welton Е.А., Marsha U.T. - The diagnosis of the Flat Foot in the Child. J. Bone Joint Surg., 1995, V.67-B, n.l, p.71-78.
2. Нарскин, Г. И. Профилактика и коррекция отклонений в опорно-двигательном аппарате детей дошкольного и школьного возраста/ Физическая культура: воспитание, образование, тренировка / Г. И. Нарскин. — 2002. — № 4. — С. 30 — 32.
3. Осин В. И. Проблема физического воспитания детей и подростков с патологией опорно-двигательного аппарата / В. И. Осин, А. Б. Медников, М. М. Шестаков // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1999. — №3 — 4. — С. 49 —57.
4. Беркутова, И. Ю. Особенности функционального состояния детей с нарушениями функции опорно-двигательного аппарата / И. Ю. Беркутова // Адаптивная физическая культура. — 2008. - №2. - С. 20-21.
5. Потапчук, А. А. Лечебная физкультура в детском возрасте / А. А. Потапчук, С. В. Матвеев, М. Д. Дидур. — СПб.: Речь, 2007. — С. 248-256.
6. Бальсевич, В. К. Конверсия технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех / В. К. Бальсевич // Теория и практика физ. культуры. — 1993. — № 4. — С. 21 —23.
7. Агашин, М. Ф. Волновые тренажеры: классификация и область применения / М. Ф. Агашин // Сборник трудов ученых РГАФК. - М., 2000. - С. 4- 10.
8. Гоголевский, Е. И. Тренажёры из резины / Е. И. Гоголевский//Русский инвалид. — 1999. — №5. — С. 6.
9. Жумаев, А. В. Сопряжённое технико-физическое совершенствование квалифицированных прыгунов в длину с использованием локальных отягощений: автореф. дис.... канд. пед. наук : 13.00.04/А. В. Жумаева. - М., 2001. - 44 с.
10. Немцев, О. Б. Особенности взаимодействия бегуна с различными опорами / О. Б. Немцев, А. В. Полянский // Физическая культура, спорт, биомеханика : материалы Междунар. науч.-практ. конф. (17—18 мая 2007 г., Майкоп). — Майкоп, 2007 — С. 158-159.
11. Ратов, И. П. К проблемам выбора перспективных направлений в использовании нетрадиционных методов и средств оздоровления физической культуры / И. П. Ратов // Теория и практика физической культуры. — 1999. — №5. — С. 28 — 29.
12. Козырева, О. В. Лечебная физкультура для дошкольников (при нарушении опорно-двигательного аппарата): пособие для инструкторов лечеб. физкультуры / О. В. Козырева. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2005. — С. 36 — 44.
КАЗАНЦЕВА Надежда Владимировна, старший преподаватель физической культуры кафедры физвос-питания и спорта.
Адрес для переписки: e-mail: Kazanseva. 1977@ mail.ru
Статья поступила в редакцию 07.02.2011 г.
© Н. В. Казанцева
Книжная полка
Кислицын, Ю. Л. Физическая культура : учебник для студентов учебных заведений СПО / Ю. Л. Кислицын, Н. В. Решетников, Р. Л. Палтиевич. - М.: Academia, 2010. - 176 с. - ISBN 978-5-7695-7397-2.
Учебник содержит информацию, позволяющую расширить знания в области физической культуры, анатомии и физиологии организма человека, здорового образа жизни и питания, понять закономерности формирования и совершенствования двигательных навыков и физических способностей в процессе физического воспитания. Предлагаемые комплексы физических упражнений помогут в развитии силы, выносливости, быстроты, гибкости, координации движений.