Научная статья на тему 'Адаптация к учебному процессу иностранных студентов НовГУ: персонализация обучения'

Адаптация к учебному процессу иностранных студентов НовГУ: персонализация обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМАНДНАЯ РАБОТА / ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / СРЫВ АДАПТАЦИИ / SOCIAL ADAPTATION / EFFECTIVENESS OF EDUCATIONAL ACTIVITY / TEAM WORK / PERSONALIZATION IN EDUCATION / ADAPTATION FAILURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Залилов Р.Ю., Лебедева Н.А.

Изучена социальная адаптация иностранных студентов к условиям учебного процесса. Рассмотрены эффективность применения методики мультиполярной командной образовательной среды и новые персонализированные подходы к формированию общих и профессиональных компетенций студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Залилов Р.Ю., Лебедева Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ADAPTATION OF THE NOVGOROD UNIVERSITY FOREIGN STUDENTS TO THE EDUCATIONAL PROCESS: PERSONALIZATION IN EDUCATION

The social adaptation of foreign students to the conditions of educational process was studied. The authors considered the efficiency of using the technology of multipolar educational environment based on the team work and the new personalized approaches to the forming some general and professional skills of students.

Текст научной работы на тему «Адаптация к учебному процессу иностранных студентов НовГУ: персонализация обучения»

УДК 378.14 + 316.614 (614)

АДАПТАЦИЯ К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НовГУ:

ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Р.Ю.Залилов, Н.А.Лебедева*

THE ADAPTATION OF THE NOVGOROD UNIVERSITY FOREIGN STUDENTS TO THE EDUCATIONAL PROCESS: PERSONALIZATION IN EDUCATION

R.Iu.Zalilov, N.A.Lebedeva*

Институт медицинского образования НовГУ, rzalilov@mail.ru *Медицинский колледж НовГУ, nalebedewa@yandex.ru

Изучена социальная адаптация иностранных студентов к условиям учебного процесса. Рассмотрены эффективность применения методики мультиполярной командной образовательной среды и новые персонализированные подходы к формированию общих и профессиональных компетенций студентов.

Ключевые слова: социальная адаптация, результативность учебной деятельности, командная работа, персонализация обучения, срыв адаптации

The social adaptation of foreign students to the conditions of educational process was studied. The authors considered the efficiency of using the technology of multipolar educational environment based on the team work and the new personalized approaches to the forming some general and professional skills of students.

Keywords: social adaptation, effectiveness of educational activity, team work, personalization in education, adaptation failure

Адаптация с системных позиций и с точки зрения ее эффективности может быть определена целым комплексом психофизиологических показателей. Определяющим социальным показателем адаптации студента к учебной деятельности является его успеваемость [1].

Отметим, что адаптационные трудности особенно остро проявляются у иностранных студентов университета. Можно выделить множество факторов, осложняющих у них адаптационный процесс — это языковой барьер, степень базовой подготовки, социально-экономический уклад, а также модель вхождения в обучение.

Существуют две основные модели вовлечения иностранных студентов в учебный процесс университета:

— зачисление на первый курс университета и обучение на иностранном языке, обычно французском или английском;

— прием иностранного слушателя на подготовительное отделение и обучение его в течении учебного года русскому языку.

В Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого при организации учебного процесса с иностранными студентами используется вторая модель, т. е. в течение года они проходят адаптацию на подготовительном отделении, где иностранные слушатели, а это в основном жители Ближнего Востока и Африки, наряду с изучением русского языка знакомятся с культурой и историей России, принимают участие в культурно-массовой жизни университета. Все это облегчает вхождение будущего иностранного студента в процесс обучения. В то же время, как показало исследование, проведенное учебно-научной лабораторией медико-информационных

технологий института медицинского образования НовГУ, адаптация иностранного студента-первокурсника к учебному процессу имеет предельно выраженный дисбалансный характер. В первую очередь, как отмечает до 75% опрошенных, имеются значительные трудности в понимании речи и текстового материала на русском языке, а также неспособность излагать собственные мысли и знания, усваивать новый учебный материал.

Другая не менее острая проблема — это процесс вхождение в социокультурный микроклимат группы, где до 80 % составляют российские студенты.

Для преодоления вышеназванных проблем в институте медицинского образования, на факультетах которого обучается основная масса иностранных студентов НовГУ, организация учебного процесса предполагает использование элементов персонализации обучения и педагогической технологии командной работы.

В значительной мере персонализационные подходы обучения удается решить, используя в учебном процессе модули, реализованные на платформе дистанционного обучения Moodle.

Рассмотрим на примере преподавании дисциплины «медицинская информатика». Для данной дисциплины используется онлайн-ресурс, в котором представлен весь учебно-методический комплекс, причем лекционно-практический материал предложен как на русском, так и на французском и английском языках.

Входящий тестовый контроль по дисциплине, выполняемый в тестовом модуле онлайн-ресурса, позволяет определить уровень подготовки студента и создать для него индивидуальную, градуированную по сложности, карту обучения.

Чтение лекционного материала осуществляется в мультимедийном формате с использованием данного онлайн-ресурса. Это позволяет студентам следить за ходом проведения лекции как на лекционном экране, так и персонально на своих смартфонах/ноутбуках. В случае необходимости для уточнения и закрепления лекционного материала они могут воспользоваться русско-англо-французской версией ресурса в любое внеаудиторное время.

Кроме того, повышение эффективности обучения достигается применением при освоении практической части дисциплины методики «образовательной мультиполярной среды — системы».

Методика была разработана авторами статьи для преподавания информационных технологий на курсах повышения квалификации врачей [2]. Отметим, что данная методика показала свою полную эффективность в последипломной подготовке и уже на протяжении последних трех лет применяется у студентов-первокурсников медицинского института, изучающих медицинскую информатику.

Центральным ядром вышеобозначенной муль-типолярной системы является команда, которая состоит из 2-3 человек и имеет, как правило, интернациональный состав. В команде есть ведущие и ведомые студенты. Одной из задач ведущих участников команды является курирование и консультирование ведомых, за что в конечном итоге ведущие получают дополнительные баллы.

Задача преподавателя — установление партнерских отношений между субъектами системы, отладка межкомандного взаимодействия, создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы, способствующей формированию дополнительной положительной мотивации у студентов к повышению своей ИТ-компетенции.

Преподаватель в ходе учебного процесса постоянно отслеживает афферентный ответ, поступающий от студентов, оценивает оригинальность выработки программного действия при выполнении поставленных задач. Все это информирует об уровне и качестве усвоения материала, психоэмоциональном статусе студентов, а также позволяет при необходимости вносить коррективы в процесс преподавания.

В том случае, если степень подготовки, а также личностные особенности студента не позволяют ему воспринимать и выполнять учебный материал на уровне остальных участников команды, ему, как «выпадающему звену», предлагается перейти в режим активного наблюдения, т. е. технически не выполнять изучаемые компьютерные задачи, но отслеживать, как это делают другие члены команды, и стараться понять и запомнить структурную схему компьютерной процедуры. Таким образом, этот студент не переходит в стрессовое состояние, остается в образовательном пространстве — в системе, у него продолжается активное взаимодействие в рамках своих возможностей со всеми субъектами этой системы, и это позволяет достигать ему определенных положительных результатов в учебной деятельности и таким образом продолжать обучение по своей персональной карте.

При таком подходе у студентов не наблюдается дисбалансных состояний, не возникает дискомфорта при изучении данной дисциплины, а, наоборот, появляется чувство морального удовлетворения и даже удовольствия от самого процесса обучения. Именно это и является психофизиологической основой, необходимым условием для достижения положительных результатов в деятельности.

Отметим, что данная методика преподавания согласуется с системными подходами, развиваемыми в НИИ нормальной физиологии им. П.К.Анохина.

Работа в коллективе для студентов крайне полезный опыт, так как умение работать в команде, ставить цели, рационально распределять задачи среди членов команды и эффективно принимать решения является для врачей важной профессиональной компетенцией, которую такого рода занятия помогают развивать.

Опрос студентов стоматологического факультета по оценке методики командной работы показал, что для 88,7% студентов работа в команде способствовала лучшему выполнению практических заданий, и только два студента из семидесяти одного изъявили желание работать самостоятельно.

Треть российских студентов пожелала обучаться при выполнении практических заданий в мононациональной команде, состоящей только из сограждан.

До двадцати процентов российских студентов изначально имели негативное отношение к работе в интернациональной команде, но к завершению обучения они втянулись в интернациональную учебную среду, в которой в итоге установились партнерские дружеские отношения. С другой стороны, практически все иностранные студенты изначально изъявили желание обучаться в интернациональной команде.

Одним из методов повышения мотивированности к обучению в данной методике является совместная командная защита итоговой контрольной работы. Результаты работы представляет иностранный участник команды, а все остальные участники проявляют максимальную заинтересованность в его знаниях, так как это является оценкой, в том числе, и их деятельности.

Обучение в интернациональной команде способствует развитию коммуникативной культуры студентов, толерантности, кросскультурному взаимодействию, формирует навыки объединения интеллектуальных ресурсов для достижения результата, что в конечном итоге приводит к лучшему усвоению учебного профильного материала. Кроме того, иностранные студенты дополнительно нарабатывают навык разговорного русского языка, а российские — иностранных языков, в том числе арабского.

Лонгитюдное исследование результативной деятельности — успеваемости иностранных студентов — показало, что до применения методики «образовательной мультиполярной среды» у 42% наблюдались крайне низкие оценки. После ее применения успеваемость значительно повысилась, «двойки» стали носить единичный характер и встречаться только у пропускающих занятия, немотивированных студентов, имеющих так называемый срыв адаптации.

Это согласуется с основными положениями ранее выведенной «модели успешности» [3], устанавливающей, что результативность учебной деятельности студента в большей степени зависит от его моти-вационных установок, психофизиологического и личностного статуса и в меньшей — от физиологического обеспечения этой деятельности.

В заключении отметим: инновационная модель обучения, основанная на использовании дистанционной образовательной технологии, персональной карты обучения, погружение студентов в командную мультиполярную среду, а также наличие Moodle он-лайн-ресурса по дисциплине способствует лучшему освоению учебного материала, в том числе, за счет разнообразного формата его представления, дает возможность доступа к лекционно-практическому контенту и тестовым испытаниям в удобное время и с любых интернет-площадок. Преподаватель и студент имеют возможность отслеживать накопляемость баллов в электронной ведомости. Командная работа позволяет объединить студентов, задействовать механизмы взаимопомощи, и все это может выступать примером новых подходов к формированию общих и профессиональных компетенций студентов, адаптации студентов к учебному процессу.

Бадиков В.И., Быкова Е.В., Климина Н.В. Теория функциональных систем П.К.Анохина в изучении психофи-

зиологических показателей результативной деятельности студентов // Вестник РАМН. 1997. №12. С.45-49.

2. Залилов Р.Ю., Вебер В.Р., Лебедева Н.А. Последипломная подготовка врача общей практики в медико-кибернетической области и информационных технологиях. // Вестник РУДН. 2009. Сер.: Медицина. №2. С.15-20.

3. Залилов Р.Ю. Построение «модели успешности» результативной деятельности студентов с применением компьютерных и статистических технологий // Информационно-образовательные технологии в медицине. В.Новгород, 2002. С.57-63.

References

1. Badikov V.I., Bykova E.V., Klimina N.V. Teoriia funktsion-al'nykh sistem P. K. Anokhina v izuchenii psik-hofiziologicheskikh pokazatelei rezul'tativnoi deiatel'nosti studentov [P.K. Anokhin's theory of functional systems in the study of psycho-physiological parameters of students' efficacious activity]. Vestnik Rossiiskoi akademii meditsin-skikh nauk - Annals of the Russian academy of medical sciences, 1997, no. 12, pp. 45-49.

2. Zalilov R.Iu., Veber V.R., Lebedeva N.A. Poslediplomnaia podgotovka vracha obshchei praktiki v mediko-kiberneticheskoi oblasti i informatsionnykh tekhnologiiakh [The postgraduate education of the family doctor in the field of computer science in medicine]. Vestnik Rossiiskogo uni-versiteta druzhby narodov, seriia «Meditsina» - Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series Medical (RUDN Journal of Medicine), 2009, no. 2, pp. 15-20.

3. Zalilov R.Iu. Postroenie "modeli uspeshnosti" rezul'tativnoi deiatel'nosti studentov s primeneniem komp'iuternykh i sta-tisticheskikh tekhnologii [Designing the "Model of Success" of the students' efficacious activity by using computer and statistical technologies]. Informatsionno-obrazovatel'nye tekhnologii v meditsine [Information and educational technologies in medicine]. Veliky Novgorod, 2002, pp. 57-63.

1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.