Вишневская Г. В. Роль Российского государственного социального университета в подготовке квалифицированных кадров социальной сферы с использованием дистанционных образовательных технологий // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - Май 2012, ART 1249. - Киров, 2012 г. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/ 2012/1249.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-1618.
Вишневская Галина Владимировна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психологии филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г. Пенза [email protected]
Роль Российского государственного социального университета в подготовке квалифицированных кадров социальной сферы с использованием дистанционных образовательных технологий
Аннотация. В статье рассматривается вопрос подготовки специалистов социальной работы в условиях дистанционного обучения на базе Российского государственного социального университета (РГСУ). Раскрываются преимущества и приоритетные задачи системы дистанционного образования в РГСУ и его филиалах. Определена роль преподавателя в самообразовательной деятельности студентов с учетом специфики дистанционного обучения.
Ключевые слова: социальная сфера, дистанционное обучение, дистанционные образовательные технологии.
История становления и развития социального образования является одной из важнейших составных частей социальной истории России. Она имеет широкие исторические корни. Формы и тенденции отечественного социального образования в дореволюционной России основывались на христианском милосердии и благотворительности, а в советский период проявлялись в социалистической парадигме помощи. В 90-е годы XX века эти тенденции, в основе которых лежит социальное знание, в условиях необходимости социальной защиты населения оформились в особую образовательную область социального образования [1].
Особое значение в настоящее время приобретает вопрос подготовки специалистов социальной работы, которых готовят в средних специальных и высших учебных заведениях.
ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет» (РГСУ), который был первым и остается единственным государственным социальным университетом России, создан Постановлением Правительства Российской Федерации № 15 от 25 ноября 1991 года. С момента основания вуз формировался как комплексный образовательный, научно-исследовательский и информационно-аналитический центр международного уровня, способный решать поставленные перед ним задачи на уровне высоких современных требований. РГСУ, несущий на своем гербе девиз «Профессионализм, ответственность, престиж», избрал приоритетами своей деятельности динамику развития, новые технологии, высокое качество образования [2].
РГСУ - классический университет, сочетающий фундаментальное образование в его лучших российских традициях с современными методиками и технологиями обучения. Университет осуществляет многоуровневую систему образования: довузовское образование, среднее профессиональное образование (социальный колледж), высшее образование, послевузовское образование (аспирантура и докторантура), дополнительное профессиональное образование.
В своей образовательной и научно-исследовательской деятельности РГСУ активно сотрудничает с профильными институтами Российской академии наук, Российской академии образования, с отечественными и международными организациями социального профиля, зарубежными научными центрами и университетами. РГСУ является членом многих международных организаций и ассоциаций.
КОНТ TF.TTT
научно-методический электронный журнал ART 1249 УДК 37.018.43
КОНЦЕПТ
Вишневская Г. В. Роль Российского государственного социального университета в подготовке квалифицированных кадров социальной сферы с использованием дистанционных образовательных технологий // Концепт: научно-методический электронный журнал официального
шцпио-методичесшй ^„ншл "-"чТи'ро'в; °“Г- '^ов^”ttк;:/ИW'wП1гоcрo'venok;rМAOn2cep?/
ART 1249 УДК 37.018.43 2012/1249.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-1618.
В его структуре находятся: Федеральный центр повышения квалификации руководящих работников и госслужащих, курсы повышения квалификации руководителей центров занятости, центры социальной реабилитации инвалидов, социальной реинтеграции людей с ограниченными возможностями. В структуре университета также функционирует Академический научно-педагогический институт, где осуществляется научное консультирование и подготовка специалистов высшей квалификации ведущими учеными РАН.
Сегодня РГСУ - это система образовательных учреждений высшей школы социального направления, она включает в себя 42 региональных филиала по всей России и СНГ. Все филиалы Российского государственного социального университета успешно реализуют главную задачу российской образовательной политики: обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Все вышеперечисленные формы работы РГСУ, направленные на реализацию социальной политики государства и, в конечном итоге, на создание в стране целостной системы социального обслуживания и защиты населения, позволяют добиться определенных профессиональных успехов его выпускников на поприще социальной работы, что, в свою очередь, дает им возможность стать конкурентоспособными на рынке труда [3].
С конца XX века в мире идет активное формирование новой информационнокоммуникативной образовательной среды, базирующейся на Интернет-технологиях, во многих зарубежных вузах уже созданы высокотехнологичные и эффективные системы дистанционного обучения, на сегодняшний день происходит их активное освоение и российскими образовательными учреждениями.
Дистанционное образование является одним из приоритетных направлений развития РГСУ и его филиалов. Данный способ получения знаний оказывает позитивное влияние на студента, повышая его творческий и интеллектуальный потенциал за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения использовать Internet-технологии и взаимодействовать с компьютерной техникой.
Решением Ученого совета РГСУ 28 августа 2009 года (Протокол № 1) в структуре РГСУ создан Электронный федеральный социальный университет (ЭФСУ). Основная цель создания данного структурного подразделения - предоставить каждому желающему возможность (независимо от его социального положения, жизненных ограничений, места проживания) получить доступное качественное социальное образование, соответствующее мировым стандартам и запросам рынка труда с использованием потенциала ведущего профессорско-преподавательского состава и привлечением инновационных технологий.
Основные задачи ЭФСУ:
- реализация высшего профессионального социального образования с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ) на территории РФ и других государств;
- формирование и поддержка в РГСУ образования с использованием инновационных методов для повышения качества образования;
- наиболее полное удовлетворение потребности общества и государства в квалифицированных специалистах с высшим образованием;
- распространение знаний среди населения и повышении его образовательного и культурного уровня;
КОНЦЕПТ
Вишневская Г. В. Роль Российского государственного социального университета в подготовке квалифицированных кадров социальной сферы с использованием дистанционных образовательных технологий // Концепт: научно-методический электронный журнал официального
шцпио-методичесшй ^„ншл "-"чТи'ро'в; °“Г- '^ов^”ttк;:/ИwwП1гоcрo'venok;rМAOn2cep?/
ART 1249 УДК 37.018.43 2012/1249.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-1618.
- предоставление обучающимся возможности освоения образовательных программ, непосредственно по месту жительства обучающегося или его временного пребывания (нахождения).
Реализуя поставленные задачи, в 2010-2011 учебном году ЭФСУ предложил своим потенциальным студентам новые специальности («Экономика и управление на предприятии», «Финансы и кредит»), возможность получения второго высшего образования, в том числе по сокращенным программам обучения.
В связи с ростом числа обучающихся, стремительным развитием информационных технологий перед ЭФСУ остро встал вопрос по созданию качественно нового образовательного портала. Рабочая группа высококвалифицированных специалистов в области сетевых технологий, программирования, баз данных, управления учебным процессом разработала новый портал дистанционного обучения, отвечающий всем современным требованиям к web-ресурсам.
Новый модуль электронного деканата оптимизировал работу со студентами, с отчетностью по работе ЭФСУ. Автоматизация позволила упростить работу по созданию-изменению курсов и контрольно-измерительных материалов.
Новый образовательный сайт позволяет обучать неограниченное количество студентов в структуре высшего образования РГСУ, дополнительного образования, а также отдельных дистанционных курсов для студентов очной и очно-заочной форм обучения, поддерживает различные формы коммуникации между преподавателем и обучающимся.
Важными характеристиками образовательного портала является то, что он учитывает основные методические аспекты, определяемые федеральными законами, а также внутренними документами РГСУ; за счет разнообразных аналитических подсистем портал дает возможность получать разнообразные срезы информации, для оценки и анализа различных аспектов учебного процесса, а также выработки рациональной стратегии совершенствования процесса управления; имеет средства, обеспечивающие взаимодействие разнородных информационных массивов РГСУ, в частности ресурсами электронной библиотеки, информационной системой «Управление образовательным процессом» (ИС УОП).
За последний год Электронный федеральный социальный университет РГСУ расширил свои территориальные границы - среди студентов есть жители различных городов Российской Федерации, например, Санкт-Петербурга, Петропавловска-Камчатского, Калининграда; жители зарубежных стран: Литвы, Латвии, Финляндии, ОАЭ и др.
Необходимо отметить, что для создания и развития ЭФСУ сложился целый ряд как внешних, так и внутренних предпосылок.
В последние десятилетия Правительство Российской Федерации предпринимает шаги по информатизации страны в целом и сферы образования, в частности, российские вузы сталкиваются с необходимостью конкурировать с зарубежными образовательными системами на рынке образовательных услуг.
Происходит быстрый рост доступности для населения России технических средств, позволяющих использовать дистанционные образовательные технологии: Интернет, компьютер и др. Возникает ощутимый спрос и потребности взрослого населения России, учреждений и организаций на образовательные услуги, основанные на информационных образовательных технологиях.
В конце 2003 г. завершается семилетний широкомасштабный эксперимент Минобразования России в области дистанционного образования, в котором приняли участие 16 вузов.
Вишневская Г. В. Роль Российского государственного социального университета в подготовке квалифицированных кадров социальной сферы с использованием дистанционных образовательных технологий // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - Май 2012, ART 1249. - Киров, 2012 г. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/ 2012/1249.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-1618.
К этому времени РГСУ (тогда он назывался Московский государственный социальный университет (МГСУ)) просуществовал 12 лет и вошел в группу крупнейших вузов страны, и дальнейшее его развитие и рост происходят преимущественно на интенсивной основе.
В связи с этим возникает необходимость более эффективного использования интеллектуального потенциала профессорско-преподавательского состава, особенно преподавателей высшей квалификации. В МГСУ формируются организационные, технические, кадровые и финансовые предпосылки для перехода к поэтапному развертыванию собственной системы дистанционного обучения, которая рассматривается как средство предоставления качественных образовательных услуг.
Решением ректора МГСУ В. И. Жукова принят курс на создание собственной системы дистанционного образования МГСУ. Разработана университетская программа «Создание и развитие системы дистанционного обучения Московского государственного социального университета», которая является организационной основой выработки и реализации стратегии МГСУ в области комплексного решения вопросов применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в университете в период 2003-2005 годов и подготовки программ системы дистанционного обучения в последующий период.
В разработке программы принимали участие директор НИИ ИОТ кандидат философских наук В. В. Вержбицкий, зам. директора НИИ ИОТ кандидат педагогических наук Ю. Ю. Власова, руководитель Центра разработки образовательного контента кандидат технических наук А. Н. Волков, руководитель мультимедиа проектирования и тиражирования А. В. Онокой, младший научный сотрудник А. В. Сафаргалиев.
Главная цель программы - создание и поэтапное развитие системы дистанционного обучения (СДО) МГСУ, обеспечивающей развитие системы высококачественных конкурентоспособных образовательных услуг по основным и дополнительным профессиональным программам по заочной форме обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, с привлечением сети филиалов университета, в партнерстве с российскими и зарубежными образовательными и научными учреждениями.
Основные этапы реализации программы:
1-й этап - формирование основ СДО МГСУ;
2-й этап - подготовка к развертыванию СДО в сфере ВПО и реализация дистанционного обучения в сфере дополнительного профессионального образования;
3-й этап - развертывание СДО МГСУ в сфере основного, второго и параллельного высшего профессионального образования.
Задачи СДО МГСУ:
- предоставление высококачественных образовательных программ при помощи дистанционных образовательных технологий;
- разработка электронных и мультимедийных учебников;
- интенсификация и повышение эффективности обучения студентов с использованием информационных технологий;
- интеграция учебного процесса в международную систему образования.
Основами для реализации программы явились: формирование современной
информационно-технологической системы, отвечающей единым техническим требованиям и корпоративным стандартам; систематизация, интеграция и последовательное наращивание информационных ресурсов учебного, учебно-методического и научно-методического назначения, создаваемых всеми структурными подразделе-
КОНТ TF.TTT
научно-методический электронный журнал ART 1249 УДК 37.018.43
гм yj nj
КОНЦЕПТ
Вишневская Г. В. Роль Российского государственного социального университета в подготовке квалифицированных кадров социальной сферы с использованием дистанционных образовательных технологий // Концепт: научно-методический электронный журнал официального
шцпио-методичесшй ^„ншл айт^ схкв' °“Г- 'Sов^”ttк;:/ИW'wП1гоcрovenok;rМAOn2cep?/
ART 1249 УДК 37.018.43 2012/1249.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-1618.
ниями. Образовательная программа была рассчитана на заочную форму обучения с использованием дистанционных технологий, на бюджетной основе.
За период 2003-2011 годов достигнуты определенные положительные результаты: создана информационно-технологическая база для реализации образовательных услуг института посредством Интернет и для поэтапного развития единой образовательной информационной среды РГСУ; разработана система мультимедийных комплексов для дистанционного обучения с помощью Интернет-технологии; на основе разработанных методических материалов была внедрена регулярная подготовка и переподготовка профессорско-преподавательского состава; разработаны и успешно используются в учебном процессе различные электронные учебно-методические комплексы.
Специалисты ЭФСУ занимаются методическим и педагогическим обеспечением дистанционного образования в РГСУ, а также в других учебных заведениях, ведущих подготовку по специальности «Социальная работа». Профессорско-преподавательским составом ЭФСУ аккумулируются учебные материалы в электронной форме, разрабатываются электронные учебно-методические комплексы (для тиражирования на CD и использования в дистанционном обучении), развивается портал «Дистанционное обучение», разрабатываются инструкции и регламенты дистанционного обучения.
Система дистанционного образования в РГСУ и его филиалах способствует решению следующих социально значимых задач:
- реализация потребностей населения в образовательных услугах;
- повышение социальной и профессиональной мобильности населения, уровня самосознания, расширение кругозора;
- развитие единого образовательного пространства.
Для обучения студенту необходимо иметь персональный компьютер и доступ в Интернет. Весь процесс обучения происходит на образовательном Интернет-портале, где каждый студент имеет свой личный кабинет. В личном кабинете студент подключен ко всем необходимым ресурсам: учебным и учебно-методическим материалам, в разработке которых участвуют ведущие специалисты из числа профессорско-преподавательского состава кафедр РГСУ, выступающие в качестве пре-подавателей-консультантов - тьюторов. Все программно-методическое обеспечение Интернет-портала предназначено для реализации намеченной цели качественного обучения и осуществляет педагогические коммуникации, создавая для обучающихся специальную информационную среду (рис. 1).
Рис. 1. Информационная среда дистанционного обучения в Электронном университете РГСУ
Вишневская Г. В. Роль Российского государственного социального университета в подготовке квалифицированных кадров социальной сферы с использованием дистанционных образовательных технологий // Концепт: научно-методический электронный журнал официального сайта эвристических олимпиад «Совёнок» и «Прорыв». - Май 2012, ART 1249. - Киров, 2012 г. - URL: http://www.covenok.ru/koncept/ 2012/1249.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-46214. - ISSN 2225-1618.
Подготовка квалифицированных кадров социальной сферы с использованием дистанционных образовательных технологий имеет ряд преимуществ.
1. Приобретение профессиональных знаний и умений по высокому образовательному стандарту, вне зависимости от места проживания. Для обучения не существует территориальных границ, есть только одно требование - возможность доступа к Интернет для работы на учебном Интернет-портале ЭФСУ.
2. Возможность получения образования без отрыва от профессиональной деятельности. Многим студентам очных отделений приходится совмещать работу и учебу и они вынуждены пропускать занятия, в то время как обучающиеся дистанционно самостоятельно планируют свое время, получая опыт работы наряду с получением качественного образования.
3. Затраты на заочное обучение с применением дистанционных образовательных технологий значительно ниже, чем затраты на образование, получаемое традиционным способом.
4. Индивидуальное обучение, гибкий график и удобное расписание экзаменов.
5. Доступность студентам-инвалидам и лицам с ограниченными возможностями.
6. Полный комплекс учебных материалов, разработанный ведущим профессорско-преподавательским составом РГСУ.
Преподаватель, работающий в системе дистанционного обучения, осуществляет следующие основные функции: предоставляет задания, тесты и иные вспомогательные материалы по курсу; отвечает на вопросы в форумах и в чатах; проверяет курсовые, зачетные и экзаменационные работы студентов; контролирует работу студента путем мониторинга учебной активности и успеваемости.
Сегодня руководство ЭФСУ в лице директора О. А. Ланберг считает своими основными стратегическими задачами дальнейшее успешное расширение электронного научно-образовательного пространства РГСУ за счет использования новейших разработок в сфере информационных технологий, повышение качества дистанционного образования, интеграцию элементов дистанционных технологий в традиционный образовательный процесс, а также активную поддержку реализации права каждого желающего учиться на доступное качественное социальное образование [4].
Ссылки на источники
1. Никитин В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. - 236 с.
2. Теория и методика социальной работы / Под ред. В. И. Жукова. - М.: Союз, 1994. - 256 с.
3. Ученые записки Российского государственного социального университета: научно-теоретический журнал. - 2008. - № 1 (57).
4. Электронный федеральный социальный университет. - URL: http://do.rgsu.net/usabout/.
Vishnevskaya Galina,
Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor at the chair of social work and psychology of Russian State Social University, Penza branch [email protected]
The role of RGSU in preparation of qualified personnel of the social sphere using distance educational technologies
Abstract. In the article the question of training specialists of social work in the conditions of distance learning on the basis of Russian State Social University is considered. Advantages and priority tasks of distance education system in RGSU and its branches are revealed. A teacher’s role in self-educational activity of students taking into account specifics of distance learning is defined.
Keywords: social sphere, distance learning, distance educational technologies.
КОНТ TF.TTT
научно-методический электронный журнал ART 1249 УДК 37.018.43