Научная статья на тему 'Мотивация младших школьников к игре на фортепиано: к проблеме понимания теории А. Маслоу, используемой в педагогическом процессе'

Мотивация младших школьников к игре на фортепиано: к проблеме понимания теории А. Маслоу, используемой в педагогическом процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
752
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ / HIERARCHY OF NEEDS / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ACADEMIC MOTIVATION / УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ / ОБУЧЕНИЕ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО / PIANO TEACHING / ТЕОРИЯ ПИРАМИДЫ ПОТРЕБНОСТЕЙ А. МАСЛОУ / THE THEORY OF HIERARCHY OF NEEDS BY A. MASLOW / FILL OF A NEED

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ма Сяосюань

Работа посвящена формированию и поддержанию мотивации в процессе обучения игре на фортепиано младших школьников в связи с возможностью привлечения положений теории американского психолога-исследователя А. Маслоу к учебно-воспитательной деятельности. Объект исследования актуален в связи с современным педагогическим процессом, который обычно сводится к отработке технических навыков и достижению сформулированных результатов, тогда как личность учащегося и его потребности учитываются достаточно редко в практике преподавания. Это приводит к тому, что неудовлетворенные нужды ребенка снижают мотивацию к обучению и тормозят развитие музыкальных способностей детей. Внимание в процессе работы над темой уделялось психологическим аспектам теории, поиску взаимосвязей между различными уровнями Пирамиды потребностей А. Маслоу. Автор приходит к выводам, демонстрирующим значение положений этой теории для достижения успешности в обучении игре на фортепиано. Так, в случае девиантного поведения учащегося во время занятия дается совет выявить его необходимую на данный момент потребность. Акцентируется необходимость установления доверительных отношений между учителем и учеником, что способствует созданию доброжелательной рабочей атмосферы на уроке. Для поддержания самооценки учащегося и удовлетворения его потребности в самоуважении обращается внимание на отношение к самому процессу обучения и необходимость позитивного настроя учителя к работе ученика. Следование этим советам позволит закрепить уверенность ученика в выборе оптимального пути обучения, удовлетворённость учебным процессом и сформирует эстетическую потребность в приобретении музыкальных знаний. Дальнейшее погружение учащегося в мир музыки, в свою очередь, усилит мотивацию и сформирует потребность в последовательном переходе на более высокий уровень обучения, повысит самостоятельность ученика в последующей работе. Таким образом, при учёте психологических особенностей учащегося в учебно-воспитательном процессе, опираясь на положения теории А. Маслоу, преподаватель может не только стимулировать позитивное отношение ребенка к обучению игре на фортепиано, но и способствовать сохранению психологического и физического здоровья ученика, что позволит его личным качествам развиваться более гармонично, что автор статьи и доказывает.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Motivation of the Pupils of the Initial School to Playing Piano: to the Problem of Understanding the Maslow’s Theory Used in the Teaching Process

This article tells about forming and keeping the motivation in the process of teaching the piano in connection with attraction of American psychologist A. Maslow’s theory to the pedagogical process from the perspectives of academic motivation’s development and maintenance. The target of this study remains timely as learning process has become more concentrated on developing the technical skills and achieving some certain results, whereas the student’s personality is neglected. As a result, unmet needs reduce the child’s motivation level and learning capacities. During a research based on Maslow’s theory, an elaborated study has been undertaken. Special focus has been made on searching for the correlations among aspects of the theory. Based on the obtained results, each need has been considered from the perspectives of teaching the piano, that is: methods to detect a problem, solution approach, etc. Then the author draws some deductions based on the obtained results to demonstrate the meaning of the theory for successful teaching. For instance, in case of student’s deviant behavior, it is advised to reveal the most topical need of a kid and help him fill it. The importance of satisfying the basic needs, such as safety and physiology, is emphasized. Firm and trustworthy relationship between a teacher and a student is also important as it may contribute to benevolent working climate. To support student’s self-esteem, it is proposed to mark their achievements out, for example, by using an appropriate praise. It makes possible to fill cognitive and aesthetic needs via obtaining music knowledge. Consequently, further immersion into the music sphere may satisfy the student’s supreme need in self-actualization. Therefore, if the teacher considers some specific student’s features regarding the Maslow’s theory, it will have a positive effect on the academic motivation and help save their psychological and physical health. It will also promote harmonious development of a kid’s personality.

Текст научной работы на тему «Мотивация младших школьников к игре на фортепиано: к проблеме понимания теории А. Маслоу, используемой в педагогическом процессе»

4. Ин Шичжэнь. Советское фортепианное обучение с моей точки зрения // Учеб. газ. Китай. центр. консерватории. - Пекин: Изд-во Китай. центр. консерватории, 1989. - № 10. - С. 20-23.

5. Тун Даоцзинь, Фан Миньчжу. Фортепианное исполнение и педагогическое искусство. - Пекин: Народ музык изд-во, 2003. - 163 с.

6. Черная М. Р. Методика обучения игре на фортепиано: учеб. пособие. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. - 76 с.

7. Ю Юй. Чудо на клавиатуре. - Пекин: Изд-во культуры и искусства, 1997. - 93 с.

8. Ян Янь, Цю Шэн, Чэнь Бинь. Словарь китайской пословицы. - Пекин: Знание, 2007. - 470 с.

References

1. Amonashvili Sh.A. V shkolu - s shesti let [At school - from six years]. Pedagogicheskiypoisk[Pedagogical search]. Ed. I.N. Bazhenova. Moscow, Pedagogika Publ., 1986, pp. 8-9. (In Russ.).

2. Hoffman Iosif. Fortepiannaia igra [Piano playing]. Ed. Li Shusin'. Beijing, Narodnoe muzykal'noye izdatel'stvo Publ., 2003. 148 p. (In Chin.).

3. Kogan G. Iosif Hoffman i ego kniga [Iosif Hoffman and his book]. Hoffman I. Fortepiannaia igra: otvety na vo-prosy o fortepiannoi igre [Piano playing: answering the questions on piano playing]. Moscow, Gosudarstvennoye musykal'noye izdatel'stvo Publ., 1961, pp. 3-4. (In Russ.).

4. In Shichzhen. Sovetskoe fortepiannoe obuchenie s moey tochki zreniia [Soviet piano teaching from my point of view]. Uchebnaya gazeta Kitayskoy tsentral'noy konservatorii [Studying Newspaper of the Chinese Central Conservatory]. Beijing, Kitayskaya Tsentral'naya Konservatoriya Publ., 1989, no. 10, pp. 20-23. (In Chin.).

5. Tun Daotszin, Fan Minchzhu. Fortepiannoe ispolnenie i pedagogicheskoe iskusstvo [Piano execution and pedagogical art]. Beijing, Narodnoe muzykal'noe izdatel'stvo Publ., 2003. 163 p. (In Chin.).

6. Chernaya M.R. Metodika obucheniya igre na fortepiano: ucheb. posobie [Methodic of teaching piano playing. Textbook]. Tver, Tver State University Publ., 2002. 76 p. (In Russ.).

7. Yu Yuy. Chudo na klaviature [Miracle on claves]. Beijing, Izdatel'stvo kul'tury i iskusstva Publ., 1997. 93 p. (In Chin.).

8. Yan Yan, Tsyu Shen, Chen Bin. Slovar' kitaiskoy poslovitsy [Vocabulary of Chinese proverbs]. Beijing, Znaniye Publ., 2007. 470 p. (In Chin.).

УДК 37.013.42

МОТИВАЦИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО: К ПРОБЛЕМЕ ПОНИМАНИЯ ТЕОРИИ А. МАСЛОУ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Ма Сяосюань, аспирант, институт музыки, театра и хореографии, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: [email protected]

Работа посвящена формированию и поддержанию мотивации в процессе обучения игре на фортепиано младших школьников в связи с возможностью привлечения положений теории американского психолога-исследователя А. Маслоу к учебно-воспитательной деятельности. Объект исследования актуален в связи с современным педагогическим процессом, который обычно сводится к отработке технических навыков и достижению сформулированных результатов, тогда как личность учащегося и его потребности учитываются достаточно редко в практике преподавания. Это приводит к тому, что неудовлетворенные нужды ребенка снижают мотивацию к обучению и тормозят развитие музыкальных способностей детей.

Внимание в процессе работы над темой уделялось психологическим аспектам теории, поиску взаимосвязей между различными уровнями Пирамиды потребностей А. Маслоу. Автор приходит к выводам, демонстрирующим значение положений этой теории для достижения успешности в обучении игре на фортепиано. Так, в случае девиантного поведения учащегося во время занятия дается совет выявить

его необходимую на данный момент потребность. Акцентируется необходимость установления доверительных отношений между учителем и учеником, что способствует созданию доброжелательной рабочей атмосферы на уроке. Для поддержания самооценки учащегося и удовлетворения его потребности в самоуважении обращается внимание на отношение к самому процессу обучения и необходимость позитивного настроя учителя к работе ученика. Следование этим советам позволит закрепить уверенность ученика в выборе оптимального пути обучения, удовлетворённость учебным процессом и сформирует эстетическую потребность в приобретении музыкальных знаний. Дальнейшее погружение учащегося в мир музыки, в свою очередь, усилит мотивацию и сформирует потребность в последовательном переходе на более высокий уровень обучения, повысит самостоятельность ученика в последующей работе.

Таким образом, при учёте психологических особенностей учащегося в учебно-воспитательном процессе, опираясь на положения теории А. Маслоу, преподаватель может не только стимулировать позитивное отношение ребенка к обучению игре на фортепиано, но и способствовать сохранению психологического и физического здоровья ученика, что позволит его личным качествам развиваться более гармонично, что автор статьи и доказывает.

Ключевые слова: иерархия потребностей, учебная мотивация, удовлетворение потребности, обучение игре на фортепиано, теория Пирамиды потребностей А. Маслоу.

MOTIVATION OF THE PUPILS OF THE INITIAL SCHOOL TO PLAYING PIANO: TO THE PROBLEM OF UNDERSTANDING THE MASLOW'S THEORY USED IN THE TEACHING PROCESS

Ma Xiaoxuan, Postgraduate, Institute of Music, Theatre and Choreography, Herzen State Pedagogical University of Russia (St. Petersburg, Russian Federation). E-mail: [email protected]

This article tells about forming and keeping the motivation in the process of teaching the piano in connection with attraction of American psychologist A. Maslow's theory to the pedagogical process from the perspectives of academic motivation's development and maintenance. The target of this study remains timely as learning process has become more concentrated on developing the technical skills and achieving some certain results, whereas the student's personality is neglected. As a result, unmet needs reduce the child's motivation level and learning capacities.

During a research based on Maslow's theory, an elaborated study has been undertaken. Special focus has been made on searching for the correlations among aspects of the theory. Based on the obtained results, each need has been considered from the perspectives of teaching the piano, that is: methods to detect a problem, solution approach, etc. Then the author draws some deductions based on the obtained results to demonstrate the meaning of the theory for successful teaching. For instance, in case of student's deviant behavior, it is advised to reveal the most topical need of a kid and help him fill it. The importance of satisfying the basic needs, such as safety and physiology, is emphasized. Firm and trustworthy relationship between a teacher and a student is also important as it may contribute to benevolent working climate. To support student's self-esteem, it is proposed to mark their achievements out, for example, by using an appropriate praise. It makes possible to fill cognitive and aesthetic needs via obtaining music knowledge. Consequently, further immersion into the music sphere may satisfy the student's supreme need in self-actualization.

Therefore, if the teacher considers some specific student's features regarding the Maslow's theory, it will have a positive effect on the academic motivation and help save their psychological and physical health. It will also promote harmonious development of a kid's personality.

Keywords: hierarchy of needs, academic motivation, fill of a need, piano teaching, the Theory of Hierarchy of Needs by A. Maslow.

Обучение детей младшего школьного возраста игре на фортепиано

Обучение детей игре на музыкальных инструментах становится всё более популярным в Китае, в результате чего музыкальное образование уже является нормой. При этом у китайских детей младшего школьного возраста проявляется нехватка учебной мотивации и учебной потребности, что сделало путь начального освоения игры на фортепиано «дорогой страданий». Под словом потребность обычно подразумевают физиологические и психологические нужды, вызывающие стремление удовлетворить желания и требования, связанные с ними [3, с. 42].

Заметим, что с обучением музыке детей в Китае в настоящее время сложилась ситуация, о которой проректор Центральной Пекинской консерватории Чжоу Хайхун на конференции по инновациям в художественном образовании Китая в 2017 году в своем интервью сказал: «На данный момент Китай является второй по величине экономической системой во всем мире. При этом соответственных достижений, подобных успехам в экономике, не наблюдается в культуре и искусстве. Таким образом, на данный момент национальная музыкальная культура, искусство, наука и техника Китая, политика, военная отрасль, а также экономическое развитие находятся на совершенно разных этапах развития» [8]. Он также указал на то, что прослеживается взаимосвязь многих проблем в современном обществе с недостаточно высоким уровнем эстетической культуры. Это в том числе обусловлено нахлынувшей на Китай с 70-х годов ХХ века так называемой «фортепианной лихорадкой», которая привела к общепризнанному в обществе мнению, что начальное обучение игре на фортепиано неразрывно связано «с тяготами и страданиями».

Целью написания данной статьи ставится стремление определиться с возможностями поддержания мотивации к игре на фортепиано у детей младшего школьного возраста с помощью использования основных положений теории А. Мас-лоу. Предметом исследования выступает динамика развития учебной мотивации в педагогическом процессе, а проблемой - использование положений теории Пирамиды потребностей А. Маслоу в обучении игре на фортепиано.

Основное содержание теории Пирамиды потребностей А. Маслоу

На протяжении длительного времени психологи проводоли всесторонние глубокие исследования сферы человеческих потребностей, сформировав множество теорий. Среди них наиболее известна и влиятельна в данной сфере «Теория Пирамиды потребностей» современного американского психолога Абрахама Маслоу. Обратимся к рассмотрению этой теории и адаптации ее к учебно-воспитательному процессу обучения детей игре на фортепиано.

Потребность является стремлением по отношению к определенному объекту, что порождает отправной поведенческий импульс. Как только возникает потребность, она становится силой, управляющей поведением, направляющей его на удовлетворение нужд и побуждающей человека предпринимать действия различного рода. Посредством таких действий потребности постоянно получают удовлетворение, при этом непрестанно порождая новые, что в свою очередь стимулирует непрекращающееся поступательное развитие личности. Крупнейший философ Карл Маркс отмечал: «Если человек не уделяет внимание той или иной потребности или органу тела, связанного с ней, то он не сможет ничего осуществить» [4, с. 127].

На раннем этапе своей работы А. Маслоу разделял потребности на несколько уровней по очередности их появления и интенсивности: это физиологическая потребность, потребность в безопасности, потребность в принадлежности и любви, потребность в уважении и самоактуализации. Впоследствии он добавил познавательную и эстетическую потребности.

1. Физиологические потребности включают в себя необходимость в пище, воде, воздухе, сне и пр. Для человека они являются базовыми, примитивными и в то же время наиболее сильными. Это основа для зарождения всех остальных потребностей. Пока человек находится под контролем физиологических потребностей, другие аспекты отходят на задний план. А. Маслоу считает, что физиологические нужды одновременно могут прокладывать путь для реализации других потребностей. Например, человек может «изголодаться» по чувству умиротворения и ощущению тесной связи с кем-либо, а не по буквальной еде.

Это особенно заметно в личных отношениях. Например, если ребенок и вы тесно связаны друг с другом, он иногда может говорить, что «голоден», «не может больше идти», для получения заботы, любви и ласки.

2. Потребность в безопасности - это надежда получить защиту или избавиться от угрозы, тем самым достигнув чувства защищенности. К данному понятию относится не только отсутствие угроз извне, со стороны окружающей среды, но и внутренняя безопасность. Данная потребность проявляется в человеке при сравнительном удовлетворении его физиологических нужд. У младенцев потребность в безопасности проявляется особенно сильно, поскольку они не в состоянии принимать ответные меры при столкновении с угрожающими им факторами. Если данная потребность не получает удовлетворения, у индивидуума создается ощущение, что его жизнь постоянно находится под угрозой. Или же он может испытывать непрекращающееся беспокойство, часто проявляя чрезмерную защитную реакцию. Например, если во время занятий ребенок регулярно возражает учителю, излишне эмоционально реагирует, то вполне возможно, что данный ученик не испытывает чувства безопасности в достаточной мере.

3. Потребность в принадлежности и любви также называется потребностью в общественных связях. Она означает, что каждый человек испытывает необходимость быть принятым другим человеком или группой людей, необходимость в заботе, внимании, поощрении и поддержке. Эта потребность более высокого порядка, она появляется после удовлетворения физиологических нужд и достижения чувства безопасности. Такая потребность включает в себя симпатию и любовь со стороны других людей, надежду на крепкую дружбу и дружескую поддержку, гармоничные межличностные отношения, принятие группой людей, становление частью этой группы, достижение чувства принадлежности и т. д. Индивидуум, у которого данная потребность недостаточно удовлетворена, особенно сильно испытывает нужду в друзьях и тесных связях. Или же он может страдать от сильного чувства одиночества, покинутости, отверженности и т. д.

4. Потребность в уважении - это необходимость получить достойную оценку со стороны

общества. Она идет следом за удовлетворением базовых потребностей, таких как физиологические нужды, потребность в безопасности, потребность в принадлежности и любви. Данный аспект включает в себя самоуважение и конкретные проявления признания со стороны других людей, необходимые для осознания собственных способностей и достигнутого успеха, а также веру в себя, самостоятельность, жажду быть оцененным по достоинству, значимость авторитета и репутации. Если данная потребность удовлетворена, индивидуум испытывает уверенность в себе, ощущает свою самоценность и внутреннюю силу. В обратном случае возникает чувство неполноценности или слабости, которое приводит к подавленности и беспомощности.

5. Познавательная потребность также называется потребностью в знании и понимании. Под ней подразумевается проведение индивидуальных исследований своей личности и окружающего мира, а также необходимость в понимании и разрешении проблем. А. Маслоу рассматривает познавательную потребность как инструмент для преодоления препятствий. Если оставить ее без реализации, то удовлетворение других потребностей также может оказаться под угрозой: избегание опасности при поиске пищи, а также приобретение расположения со стороны окружающих неразрывно связаны с познанием.

6. Эстетическая потребность заключает в себе стремление к симметричности, упорядоченности и законченности структуры, а также к совершенству действий. Она находится в тесной взаимосвязи с другими потребностями. Например, при игре на фортепиано желание придать большую красоту музыкальной фразе одновременно является выражением и эстетической, и познавательной потребности.

7. Потребность в самоактуализации - наивысшая потребность по иерархии, возникающая после удовлетворения всех остальных. Под самоактуализацией подразумевается стремление к достижению своего идеала, психологическая необходимость в полной мере раскрыть личный потенциал, способности и таланты. Эта потребность напрямую связана с творчеством и воплощением самоценности.

Таблица 1

Краткая характеристика потребностей, согласно теории А. Маслоу

Потребности роста. Высшая ступень (адаптация в обществе) 1. Потребность в самоактуализации. Потребность в развитии и выражении личного потенциала реализуется через творчество и стремление к персональным идеалам; является неделимой с познавательной и эстетической потребностями

2. Эстетическая потребность. Симметричность, упорядоченность, законченность структуры, а также потребность к самоличному созданию прекрасного. Нужда здоровой личности в красоте и эстетике периодически пересекается с другими потребностями. Например, при игре на фортепиано стремление придать красоту музыкальной фразе является и эстетической, и познавательной потребностью

3. Потребность в познании и понимании. Исследование себя и окружающего мира, желание понять и разрешить трудные вопросы

Потребности нужды, также называемые базовыми потребностями. Низший уровень 4. Потребность в самоуважении. Уважение со стороны других людей (внимание, принятие, поддержка и одобрение), самоуважение (вера в себя, самоутверждение, самостоятельность, компетентность). При невозможности удовлетворения данной потребности может возникнуть чувство собственной неполноценности, слабости, беспомощности

5. Потребность в любви. Дружба, вступление в брак, рождение детей, принадлежность к группе людей, забота окружающих. При невозможности удовлетворения данной потребности может возникнуть деструктивное поведение (раздражительность, склонность к разрушению, бессердечность и бесчувственность, сомнение в ценности жизни, замкнутость) - потребность в общественных связях

6. Потребность в безопасности. Личная безопасность, стабильность (устойчивые эмоциональные реакции окружающих на нас, стабильная жизненная среда, прочные межличностные связи и т. д.), потребность в защищенности, уклонение от болезней, угроз, беспокойств

7. Физиологические потребности. Вода, пища, кислород, выделение - это самые основные, самые примитивные потребности человека

Взаимосвязи внутри Пирамиды потребностей

А. Маслоу, распределяя человеческие потребности по разным уровням, одновременно раскрыл взаимосвязи, существующие между этими различными уровнями. Конкретно можно выделить несколько моментов.

1. Четыре потребности, располагающиеся внизу пирамиды А. Маслоу, называются потребностями нужды, или базовыми потребностями. Они необходимы для выживания индивидуума, то есть они обязательно должны быть удовлетворены хотя бы в определенной степени. Но как только данные аспекты получают необходимое удовлетворение, импульс, порождающий их, исчезает. Три последующих потребности являются

потребностями роста. Хотя выживаемость индивидуума от них напрямую не зависит, но они обладают важным конструктивным значением при адаптации в обществе. Другими словами, потребности нужды помогают нам продолжать существование, тогда как потребности роста улучшают нашу жизнь. В обычных условиях, различные потребности располагаются от нижней к верхней, подобно ступеням на лестнице, и должны получать удовлетворение так же, по порядку.

2. Теория Пирамиды потребностей заключает в себе две базовых идеи. Первая - каждый человек обладает потребностями, при этом только после того, как удовлетворяется потребность одного порядка, появляются следующие по иерархии потребности. Вторая - если не удовлетворено

Рисунок 1. Пирамида потребностей, по А. Маслоу

несколько потребностей различного порядка, в первую очередь необходимо удовлетворить насущные потребности, после чего доминирующее положение займут последующие [5, с. 109].

3. В сущности потребности низшего уровня должны быть удовлетворены как минимум частично, только после этого возможно появление потребностей высшего порядка. Преобладающая необходимость управляет мышлением и действиями человека. При этом после возникновения высших потребностей, низшие потребности всё еще продолжают существовать, но их влияние на поведение индивидуума ослабляется.

4. Потребности нужды могут получить удовлетворение с помощью внешнего воздействия, тогда как потребности роста могут быть удовлет-

ворены посредством внутренних факторов, способствуя росту личности.

5. Один человек может испытывать несколько потребностей одновременно, но при этом в каждый период времени всегда доминирует определенная потребность, непосредственно определяющая линию поведения. Она не может быть вызвана или устранена потребностью более высокого порядка. При этом существует взаимосвязь между различными уровнями, которые могут накладываться друг на друга.

Теория Пирамиды потребностей дает объяснение того, что нехватка учебной мотивации у учащегося в определенной степени может быть обусловлена отсутствием должного удовлетворения тех или иных базовых потребностей. Напри-

мер, если поставить ребенка, испытывающего голод, перед выбором: поиграть на фортепиано или поесть, он, без сомнения, выберет второе. И только после достижения чувства сытости он может выбрать занятия на фортепиано. В противоположность потребностям нужды, потребности роста по определению невозможно удовлетворить в полной мере, поскольку, независимо от того, идет ли речь о стремлении к знаниям или эстетике, подобные понятия не имеют каких-либо ограничений.

Удовлетворение индивидуальных потребностей

учащихся, стимулирование учебной мотивации

Согласно теории Пирамиды потребностей А. Маслоу, для того чтобы активизировать положительный настрой учащихся, стимулировать их учебную мотивацию, развивать у них учебную потребность, в первую очередь, необходимо удовлетворить их базовые потребности. При этом важно учитывать законы возрастного развития, для того чтобы обеспечить здоровое и счастливое взросление, что заложит основу и создаст предпосылки для возникновения у индивидуума потребностей более высокого порядка. Ниже приведены проявления различных потребностей при обучении музыке.

Наиболее базовые потребности учащегося, которые необходимо удовлетворить во время занятий. Согласно Пирамиде потребностей, по А. Маслоу, физиологические потребности находятся на низшем уровне, который невозможно проигнорировать, в связи с чем они являются весьма сильным стимулом, побуждающим человека предпринимать те или иные действия. Если базовые физиологические потребности не получают удовлетворения, это не только может повлиять на существование и рост индивидуума в целом, но также может оказать неблаготворное воздействие на его физическое и душевное здоровье. Тем не менее реальность такова, что в нашей образовательной системе базовые физиологические потребности учащегося часто могут игнорироваться, что, в свою очередь, оказывает разрушительное воздействие на мотивационную систему в целом. Например, ребенка могут заставлять заниматься на голодный желудок, к нему могут

применять телесные наказания «для улучшения успеваемости», его могут принуждать заниматься с утра и до позднего вечера и т. д. В связи с этим нам следует проводить беседы с родителями, чтобы создать комфортную, безопасную обстановку, в которой физиологические потребности учащегося могут получить должное удовлетворение. Так, ребенок должен быть обеспечен пищей и одеждой, мебель должна соответствовать его возрасту, чтобы он мог удобно себя чувствовать во время занятий, учебное заведение и дом нужно поддерживать в чистоте, а также важно создавать спокойную атмосферу на занятиях по фортепиано.

Способы воздействия на учащегося -юного пианиста -

через удовлетворение потребностей

Перейдем к конкретным проявлениям в учебном процессе способов формирования мотивации.

Для удовлетворения потребности ребенка в безопасности ни в коем случае нельзя его запугивать или произвольно критиковать, это важно и при обучении игре на фортепиано. Возможно, учитель или родитель могут делать это из хороших побуждений, но, если ученик сталкивается с чрезмерным количеством критики или множеством советов, это делает его более ранимым, или же провоцирует проявление чрезмерной защитной реакции. В результате ребенок утрачивает чувство безопасности. Например, если мы часто говорим: «Он постоянно мне дерзит, но я критикую только его слова», то в данной ситуации будет практически невозможно передать учащемуся необходимые мысли и знания. Если базовые потребности ребенка не получают удовлетворения, крайне сложно говорить о каких-либо проблемах, связанных с его поведением, и тем более призывать его к ответственности. Мы можем использовать одно слово или же просто тон голоса («Да?», «Ммм...» или же «Понимаю», «Ясно»), чтобы выразить свое отношение [6, с. 29].

В ситуации, когда дети хотят поделиться с нами своими переживаниями, мы можем показать наше участие, например, простым кивком головы или жестом, а также использовать другие

способы для выражения понимания и одобрения. Если у учащегося будет возможность выразить свои переживания и получить положительную ответную реакцию, это поможет ему быть более внимательным и сосредоточенным во время занятия. Кроме того, если существует какая-либо проблема, вызывающая эмоциональную реакцию ребенка, то есть и вероятность, что в дальнейшем он сам сможет найти ее решение. Таким образом, нам следует создать обстановку, в которой ребенок может обрести чувство безопасности. Это включает в себя знание, что мы не будем насмехаться над ним или отвергать его. В связи с этим нам крайне важно воодушевлять и поддерживать учащихся во время учебного процесса.

Важным при обучении игре на фортепиано является удовлетворение потребности в принадлежности и любви. Все мы живем в обществе, которое фактически является большой семьей, где каждому нужно чувствовать связь с окружающими его людьми. Во время обучения музыке ребенок может получить признание со стороны учителя и родителей, что укрепит их взаимоотношения. При этом, если дети сталкиваются с негативной оценкой извне, они очень быстро могут утратить решимость чем-либо заниматься. Если им уделяют недостаточно внимания, игнорируют или же пренебрегают их потребностями, это может дестабилизировать их поведение. Подобная ситуация может привести к полному разрушению учебной мотивации ребенка, в результате чего возникает своеобразный порочный круг, поскольку теперь ребенка приходится заставлять заниматься на фортепиано, что, в свою очередь, порождает лишь еще большее отторжение.

Что следует предпринять, если высказывания и действия ребенка вызывают в учителе негативную реакцию? В первую очередь нужно учитывать мысли и чувства учащегося, необходимо позволить ему их озвучивать! Если ребенок знает, что мы понимаем и принимаем образ его мыслей, тогда он сможет ощутить нашу заботу и внимание, в результате чего наши отношения с учащимся укрепляются [6, с. 26, 27]. В этом случае базовые потребности получают удовлетворение, в связи с чем становится намного легче развивать потребности более высокого порядка. Кроме того, если учитывать мысли и чувства ребенка, то

устойчивые взаимоотношения между учителем и учеником повышают степень доверия второго по отношению к преподавателю. Таким образом, возникшая прочная эмоциональная связь позволяет ребенку ощутить наше расположение к нему, что будет побуждать самого учащегося стремиться к потребностям более высокого порядка. В конечном итоге, это существенно повышает эффективность обучения в целом. В процессе преподавания также следует учитывать эстетические потребности учащегося. Например, все мы сталкивались с ситуацией, когда нам больше хотелось бы разучивать то произведение, которое нравится лично нам. Это связано с тем, что в данном контексте мы можем получить удовольствие от красоты, создаваемой нами самими. Таким образом, исполнение произведения, которое мы считаем красивым, удовлетворяет нашу эстетическую потребность.

Музыка - это не только учебное, но и эстетическое явление. В связи с этим многие дети не любят играть этюды, но с большим удовольствием исполняют любимые пьесы. Поэтому при выборе учебной программы нам не только следует учитывать образовательные цели и задачи, также стоит стремиться хотя бы частично удовлетворить базовые потребности учащегося (в самоуважении, эстетике и пр.). Особенно важно учитывать эстетические потребности у учеников младшего школьного возраста. Психологи отмечают, что маленькие дети в большей степени зависят от условностей, им нравятся вещи конкретной формы, они легко запоминают то, что им интересно, что производит сильное, яркое впечатление [7, с. 201]. Если в процессе обучения мы помним об эстетических потребностях учащегося, это поможет нам спланировать занятие, исходя из его эстетического восприятия, а не своего собственного. Например, во время обучения мы можем стремиться использовать приемы выразительности и учебные материалы, заключающие в себе доступные для понимания формы. Также можно придумать простую в использовании учебную игру или маленький рассказ, наполненный яркими музыкальным образами для привлечения внимания ребенка. Это пробудит личную инициативу ученика при погружении в мир музыки. Данную концепцию подтверждает точка зрения советского музыко-

веда и педагога Л. А. Баренбойма, выраженная в его статье «Фортепиано и начальное музыкальное обучение», он говорит о том, что только когда мы начнем смотреть на музыку глазами детей, поймём их чувства и страхи, только тогда мы сможем добиться хороших успехов в роли учителя [1, с. 6].

Все люди надеются обрести устойчивое, стабильное социальное положение, при котором их личные способности и достижения получат признание со стороны общества. При обучении игре на фортепиано для удовлетворения потребности ребенка в уважении следует избегать произвольных обобщений или комментариев, а также принуждения ребенка к определенному образу действий. Если учащийся чувствует, что он не вписывается в нашу привычную манеру преподавания, то это заставляет его почувствовать уныние. После частичного удовлетворения предыдущих потребностей ребенок также надеется, что он будет хорошо выглядеть со стороны и сможет получить высокую оценку от учителя. Ему также хочется, чтобы родители и учителя не считали его плохим из-за каких-либо обстоятельств.

Что нам необходимо делать для удовлетворения потребности в уважении? Нужно стремиться понять поведение ребенка, а также его образ мыслей! Исследовав поступки учащегося, мы сможем найти скрытые причины, обусловливающие его поведение, а также понять идеалы, к которым он стремится, но на данный момент не в состоянии осуществить. Поддерживая желание ребенка достичь самовыражения посредством достижения идеалов, мы поможем ему не только легче переносить действительность, но и задать правильное направление своей деятельности [6, с. 31]. Когда во время обучения игре на фортепиано ученик сталкивается с трудностями, не стоит сразу же с раздражением указывать ему, что следует делать. В первую очередь нужно узнать его точку зрения, а затем в процессе совместного обсуждения найти способ решения возникшей проблемы. При общении следует с осторожностью использовать такие слова, как «должен», «нужно», «надо» и другие подобные фразы. Вместо этого лучше чаще использовать выражения типа «Я советую», «Мне кажется», «Тебе стоит» и т. д.

Важно обратить внимание на сохранение познавательной потребности ученика. Когда ре-

бенок испытывает чувство безопасности и ощущает любовь со стороны окружающих его людей, а также доверяет учителю, он сможет, не боясь, исследовать внешний мир. Широко известно, что ребенок обладает природным любопытством, которое, по сути, является выражением потребности в исследовании окружающего мира. Например, когда ребёнок в первый раз сталкивается с понятием «пора заниматься фортепиано», вначале он наверняка будет привлечен компанией людей, вовлеченных в этот процесс. Именно тогда мы должны обратить особое внимание на сохранение его познавательной потребности. Это любопытство в будущем станет основой интереса к изучению музыкального искусства. Можно сказать, что интерес - это «постепенно растущее» любопытство в той или иной области. Нам следует постоянно отслеживать продвижение учащегося в выбранной сфере вплоть до получения признания со стороны окружающих [2, с. 54]. Как же поддерживать любопытство детей при обучении игре на фортепиано? Во время занятий следует использовать метод наводящих вопросов, при этом стоит избегать «зубрежки». Таким образом, можно сформировать «культуру» задавания вопросов, а также развить мышление учащихся. Кроме того, это позволит нам больше понять образ мыслей ученика. На каждом уроке следует давать одно новое знание или навык, чтобы удержать интерес ученика к освоению игры на инструменте.

Потребность в самоактуализации относится к числу высших потребностей в иерархии. Например, для того чтобы качественно подготовить концертную программу, ребенку нужно приложить много усилий. В результате, успешно справившись с исполнением, он ощущает чувство радости и довольства. Если ученик испытывает личный интерес к музыке, то ему не нужно опираться на достижение психологического удовлетворения в других аспектах. Такой ученик обладает высоким уровнем сознательности и самостоятельности. Стоит учитывать, что потребность в самоактуализации является процессом, в котором индивидуальные способности раскрываются постепенно, по мере их накопления. Однако это далеко не всегда связано с достижением какого-либо значимого результата. Тем не менее удовлетворение данной потребности в основном связано с преодолением

трудностей и проявлением усердия. Так, ребенок может реализовать свой потенциал, если в результате усердных занятий и тщательной подготовки исполняет концертную программу на достаточно зрелом уровне. Мы поможем ребенку чаще испытывать подобные чувства, если будем побуждать его быть полностью сосредоточенным во время занятий, снять оборону и преодолеть собственные страхи, а также отказаться от притворного поведения. Таким образом, мы сможем следить за тем, чтобы ребенок не впадал в состояние своеобразной «самозабвенности», при котором наносится серьезный ущерб самосознанию, пониманию собственных мыслей и чувств.

Различные потребности не существуют изолированно, они взаимно дополняют друг друга. Преподавателю фортепиано следует учитывать это положение. Возможно, у ребенка есть личный интерес к музыке, также есть потребности, существование которых признается родителями или учителями. При этом, независимо от того, исходя из какой потребности ребенок стремится изучать музыку, его всегда следует в этом деле поощрять и поддерживать. Достичь стабильности учебного процесса можно, только если ставить формирование роста потребностей во главу угла, используя при этом базовые потребности как вспомогательный учебный стимул.

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Если при обучении игре на фортепиано в поведении учащегося наблюдаются отклонения от нормы, учителю следует проявить проницательность и наблюдательность, чтобы выявить, потребности какого уровня являются наиболее актуальными на данный момент, а также приложить максимум усилий, чтобы направить поведение ребенка в нужное русло.

2. При обучении игре на фортепиано важно не только четко следовать методике, а также необходимо придерживаться демократичной манеры преподавания, что поможет устранить беспокойные состояния у учащегося, создать благоприятную атмосферу на занятиях. Хотя физиологические потребности и потребность в безопасности напрямую не связаны с обучением, тем не менее они являются условием, создающим предпосылки

для успешной учебы. Если данные аспекты не получают должного удовлетворения, это не только может привести к невыполнению учебных действий, но и к развитию психосоматических расстройств.

3. Потребность в принадлежности и любви является стимулом для поддержания отношений. Во время учебного процесса учитель должен прекрасно владеть собой, особенно если между ним и учеником возникает конфликт. Учителю крайне важно контролировать свои эмоции и найти разумный подход к разрешению проблемы. Необходимо показать, что он ценит существующие между учителем и учеником отношения, а также стремится создавать доброжелательную учебную обстановку.

4. Потребность в уважении является важным стимулом в учебном процессе. Ученик обладает честолюбием, желанием добиться успеха, стремлением к самоуважению и избеганию поражений. В связи с этим учитель должен очень хорошо уметь использовать данную потребность. Важно предоставлять ученику возможность достигать успеха и получать похвалу. Необходимо помогать ребенку не только приобрести успешный опыт, но и научить его ценить каждое маленькое продвижение вперед.

5. Познавательная потребность по сути является учебной мотивацией, эстетическая потребность, в большой степени, выполняет схожую функцию. Они побуждают человека знакомиться с музыкой и восхищаться ее красотой.

6. Потребность в самоактуализации позволяет ребенку полностью погрузиться в мир музыки и ощутить ее красоту без какого-либо ущерба для своего здоровья. В связи с этим преподавателям фортепиано необходимо уделить больше внимания развитию и удовлетворению данной потребности.

Таким образом, использование в педагогическом процессе основных положений теории Пирамиды потребностей А. Маслоу позволяет преподавателю фортепиано, при правильной их трактовке, создать условия для поддержания мотивации детей к игре на инструменте и сохранения у них физического, а также душевного здоровья. Обучающиеся получают хорошие возможности для гармоничного развития своих личных качеств.

Литература

1. Как научить играть на рояле. Первые шаги. - М.: Классика-XXI, 2015. - 220 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Леманн И. Исследуя мотивацию. - Тайвань: Родная поднебесная, 2016. - 55 с.

3. Лю Хуэйцзюнь. Психология мотивации. - Пекин: Передовое изд-во, 2012. - 152 с.

4. Маркс К. Полн. собр. соч. - Пекин: Народ. изд-во, 1960. - Т. 3. - 936 с.

5. Маслоу А. Мотивация и личность. - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.

6. Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить с детьми, чтобы они учились. - M.: Эксмо, 2010. - 288 с.

7. Цзоу Хун. Психология развития. - Пекин: Изд-во народ. образования, 2009. - 501 с.

8. Чжоу Хайхун, проректор Центральной Пекинской консерватории: интервью [Электронный ресурс]. - URL: http://v.youku.com/v_show/id_XMzE3MDMzNjE5Ng=.html?sharefrom=iphone&sharekey=06d2588bffc8359a866c0 74e327964fa9 (дата обращения: 05.12.2017).

References

1. Kak nachinat' igrat' na royale. Pervyie shagi [How to start playing the piano. First steps]. Moscow, Klassika-XXI Publ., 2015. 220 p. (In Russ.).

2. Lemann I. Issleduya motivatsiyu [Exploring motivation]. Taiwan, Rodnaya podnebesnaya Publ., 2016. 55 p. (In Chin.).

3. Lyu Khueytszyun. Psikhologiya motivatsii [Psychology of motivation]. Pekin, Peredovoe izdatel'stvo Publ., 2012. 152 p. (In Chin.).

4. Marks K. Polnoye sobraniye sochineniy [Complete works]. Pekin, Narodnoe izdatel'stvo Publ., 1960, vol. 3. 936 p. (In Chin.).

5. Maslou A. Motivatsiya i lichnost' [Motivation and personality]. St. Petersburg, Piter Publ., 2008. 352 p. (In Russ.).

6. Faber A., Mazlish E. Kak govorit's det'mi, chtobi oni uchilis' [How to talk to kids, so that they could study]. Moscow, Eksmo Publ., 2010. 288 p. (In Russ.).

7. Zou Hun. Psikhologiya razvitiya [Developmental psychology]. Pekin, People's Education Publ., 2009. 501 p. (In Chin.)

8. Zhou Haihong. Prorektor Tsentral'noy Pekinskoy Konservatorii: interv'yu [Zhou Haihong, a pro-rector of the Central Conservatory of Music in Beijing: an interview]. Available at: http://v.youku.com/v_show/id_XMzE3MD MzNjE5Ng=.html?sharefrom=iphone&sharekey=06d2588bffc8359a866c074e327964fa9 (accessed 05.12.2017) (In Chin.).

УДК 378:069

ПРОБЛЕМА ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-МУЗЕОЛОГОВ В МАГИСТРАТУРЕ: ОПЫТ, УСЛОВИЯ, ПРИНЦИПЫ

Родионова Дарья Дмитриевна, кандидат философских наук, доцент, руководитель учебно-методического совета «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», заведующая кафедрой музейного дела, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово. РФ). E-mail: [email protected]

Мастеница Елена Николаевна, кандидат исторических наук, доцент, член учебно-методического совета «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия», и. о. зав. кафедрой музео-логии и культурного наследия, Санкт-Петербургский государственный институт культуры (г. Санкт-Петербург, РФ). E-mail: [email protected]

В статье описываются подходы профильного учебно-методического объединения к проектированию Примерной основной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки 51.04.04 «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия». На примере данного на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.