Научная статья на тему 'О творческой стороне подхода к индивидуальным занятиям в инструментальных классах педагогических высших учебных заведений'

О творческой стороне подхода к индивидуальным занятиям в инструментальных классах педагогических высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ / ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ КЛАСС / УРОК / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / УЧИТЕЛЬ-МУЗЫКАНТ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПЕДАГОГИКА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ОБЩЕМУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ФОРТЕПИАННАЯ ТЕХНИКА / INDIVIDUAL LESSONS / INSTRUMENTAL CLASS / LESSON / PUBLIC SCHOOL / TEACHER OF MUSIC / CREATIVE ABILITY / PERFORMING ACTIVITIES / PEDAGOGY / ARTISTIC VALUE / MUSICAL DEVELOPMENT / PIANO TECHNIQUE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гольдфайн Леонид Аркадьевич

Музыкальность является одним из врожденных свойств человека как вида, и поэтому очень важно развивать музыкальные способности для гармоничного формирования личности, эстетическое же влияние музыки огромно. В России накоплен колоссальный опыт фортепианно-педагогической деятельности, и, следуя традициям, мы на своем уровне стремимся научить наших студентов будущих учителей музыки высокопрофессиональному владению игрой на инструменте. Профессия учителя музыки в общеобразовательной школе одна из самых творческих. Предмет «Музыка» подводит ученика к осознанию нравственных и духовных принципов. Владение игрой на музыкальном инструменте является важнейшим звеном в общей подготовке педагога-музыканта. В последнее время в музыкально-педагогической среде наметилась тенденция не только преуменьшать роль индивидуальных занятий со студентами, но взамен им вводить так называемые групповые занятия. Между тем владение игрой на инструменте является важнейшим звеном в общей подготовке педагога-музыканта. И более всего это относится, конечно же, к владению игрой на фортепиано. Стоит отметить, что учителю музыки очень часто приходится аккомпанировать не только своим ученикам, но и самому себе при показе, подбирать по слуху, а также владеть навыками транспонирования и чтения с листа. И для того чтобы привить студентам эти навыки, в помощь и в партнерство к исполнительскому классу был введен концертмейстерский. Велика также роль ансамблевого исполнительства, где студент может раскрепоститься и проявить себя с лучшей стороны. У каждого студента должен быть свой исполнительский эталон, к которому его постепенно направляет педагог. Важна самостоятельная работа студента, где обучаемый должен сам осмыслить текст, исходя из личного музыкального вкуса, формируемого и корректируемого педагогом на индивидуальных занятиях, без которых также невозможна пианистическая подготовка студента. Обучение игре на фортепиано в педагогическом вузе имеет свою специфику, так как своим исполнением педагог должен «зажечь огонь» в глазах и душах учеников, а игра учителя на фортепиано не должна превращаться в простую иллюстрацию, то есть должна быть высоко-художественной. Поэтому так необходимы индивидуальные занятия со студентами в инструментальном классе педагогического вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гольдфайн Леонид Аркадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT CREATIVE SIDE OF APPROACH TO INDIVIDUAL LESSONS IN INSTRUMENTAL CLASSES OF THE PEDAGOGICAL COLLEGE OF HIGH MUSICAL EDUCATION

Musicality is one of inherent qualities of human being and that is why it is important to develop his musical ability for harmonious development of personality. The aesthetic effect of music is enormous. Russia has accumulated vast experience in the piano teaching activities, and following the tradition, each at his own level, we are trying to teach our students, future teachers of music, highly professional mastery of the tool. The profession of a music teacher is one of the most creative in public school. The subject «Music» leads the student to acknowledging of the moral and spiritual principles. Possession of playing a musical instrument is an essential link of music pedagogue training. Recently in the musical-pedagogical environment, we see the trend not only to underestimate the role of individual sessions with the students, but to implement instead so-called group lessons. Meanwhile, mastery playing the instrument is an essential element in the overall training of the teacher-musician. And, of course, this mostly applies, to the possession of the piano. It is important to note that the music teacher very often performs not only for his disciples, but also to himself when showing how to pick up by ear, and demonstrate the skills to transpose and read from the sheet. In assisting as a partnership of the performing class and to impart these skills to students' accompanist class was introduced. The role of large ensemble performance is also significant, where the students may relieve tension and show their best side. Each student should have their own performance benchmark, to which he is gradually directed by the teacher. The independent work of the student is important, where the student has to comprehend the text based on personal musical taste, which is shaped and adjusted by the teacher in individual lessons, and without this work it is impossible to prepare the pianist. Teaching to play the piano in pedagogical College of High Musical Education is specific, that means that the lector is supposed to «light the fire in the eyes and hearts of the students», and his performing should not be merely illustrative, but highly artistic. Therefore, individual lessons are so necessary in the instrumental class of pedagogical College of high musical education.

Текст научной работы на тему «О творческой стороне подхода к индивидуальным занятиям в инструментальных классах педагогических высших учебных заведений»

УДК 372.87

ГОЛЬДФАЙН Леонид Аркадьевич Институт искусств, Московский педагогический государственный университет г. Москва, Россия goldfine@list.ru

О ТВОРЧЕСКОЙ СТОРОНЕ ПОДХОДА К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ В ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ КЛАССАХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Музыкальность является одним из врожденных свойств человека как вида, и поэтому очень важно развивать музыкальные способности для гармоничного формирования личности, эстетическое же влияние музыки огромно. В России накоплен колоссальный опыт фортепианно-педагогической деятельности, и, следуя традициям, мы на своем уровне стремимся научить наших студентов - будущих учителей музыки высокопрофессиональному владению игрой на инструменте. Профессия учителя музыки в общеобразовательной школе - одна из самых творческих. Предмет «Музыка» подводит ученика к осознанию нравственных и духовных принципов. Владение игрой на музыкальном инструменте является важнейшим звеном в общей подготовке педагога-музыканта. В последнее время в музыкально-педагогической среде наметилась тенденция не только преуменьшать роль индивидуальных занятий со студентами, но взамен им вводить так называемые групповые занятия. Между тем владение игрой на инструменте является важнейшим звеном в общей подготовке педагога-музыканта. И более всего это относится, конечно же, к владению игрой на фортепиано. Стоит отметить, что учителю музыки очень часто приходится аккомпанировать не только своим ученикам, но и самому себе при показе, подбирать по слуху, а также владеть навыками транспонирования и чтения с листа. И для того чтобы привить студентам эти навыки, в помощь и в партнерство к исполнительскому классу был введен концертмейстерский. Велика также роль ансамблевого исполнительства, где студент может раскрепоститься и проявить себя с лучшей стороны. У каждого студента должен быть свой исполнительский эталон, к которому его постепенно направляет педагог. Важна самостоятельная работа студента, где обучаемый должен сам осмыслить текст, исходя из личного музыкального вкуса, формируемого и корректируемого педагогом на индивидуальных занятиях, без которых также невозможна пианистическая подготовка студента. Обучение игре на фортепиано в педагогическом вузе имеет свою специфику, так как своим исполнением педагог должен «зажечь огонь» в глазах и душах учеников, а игра учителя на фортепиано не должна превращаться в простую иллюстрацию, то есть должна быть высоко-

DOI: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/2-172-177

Leonid A. GOLDFAYN Institute of Arts , Moscow State Pedagogical

University Moscow, Russia goldfine@list.ru

ABOUT CREATIVE SIDE OF APPROACH TO INDIVIDUAL LESSONS IN INSTRUMENTAL CLASSES OF THE PEDAGOGICAL COLLEGE OF HIGH MUSICAL EDUCATION

Musicality is one of inherent qualities of human being and that is why it is important to develop his musical ability for harmonious development of personality. The aesthetic effect of music is enormous. Russia has accumulated vast experience in the piano teaching activities, and following the tradition, each at his own level, we are trying to teach our students, future teachers of music, highly professional mastery of the tool. The profession of a music teacher is one of the most creative in public school. The subject «Music» leads the student to acknowledging of the moral and spiritual principles. Possession of playing a musical instrument is an essential link of music pedagogue training. Recently in the musical-pedagogical environment, we see the trend not only to underestimate the role of individual sessions with the students, but to implement instead so-called group lessons. Meanwhile, mastery playing the instrument is an essential element in the overall training of the teacher-musician. And, of course, this mostly applies, to the possession of the piano. It is important to note that the music teacher very often performs not only for his disciples, but also to himself when showing how to pick up by ear, and demonstrate the skills to transpose and read from the sheet. In assisting as a partnership of the performing class and to impart these skills to students' accompanist class was introduced. The role of large ensemble performance is also significant, where the students may relieve tension and show their best side. Each student should have their own performance benchmark, to which he is gradually directed by the teacher. The independent work of the student is important, where the student has to comprehend the text based on personal musical taste, which is shaped and adjusted by the teacher in individual lessons, and without this work it is impossible to prepare the pianist. Teaching to play the piano in pedagogical College of High Musical Education is specific, that means that the lector is supposed to «light the fire in the eyes and hearts of the students», and his performing should not be merely illustrative, but highly artistic. Therefore, individual lessons are so necessary in the instrumental class of pedagogical College of high musical education.

художественной. Поэтому так необходимы индивидуальные занятия со студентами в инструментальном классе педагогического вуза.

Ключевые слова: индивидуальные занятия, ин струментальный класс, урок, общеобразователь ная школа, учитель-музыкант, творческие спо собности, исполнительская деятельность, педаго гика, художественные ценности, общемузыкаль ное развитие, фортепианная техника

Эмоциональное воздействие музыки на человека начинается практически с первых дней его жизни. У любого народа каждая мать поет своему младенцу колыбельную песню. Ребенок, порой еще не научившись говорить, пытается петь и двигаться под музыку. Поэтому так важно использовать это врожденное качество человека для дальнейшего развития музыкального восприятия, позволяющего привить ребенку высокие эстетические, нравственные и духовные ценности.

Миссия учителя музыки в школе в том и заключается, чтобы развить у ребенка эти врожденные качества, дабы в дальнейшем он вырос цельной, гармонично развитой личностью.

Пожалуй, из всех педагогических профессий профессия учителя музыки в общеобразовательной школе является одной из самых творческих, и поэтому подготовка студентов к этой нелегкой деятельности направлена на развитие творческих способностей самих студентов. Им необходимо освоить все грани этой профессии, включая практические и теоретические знания, умения и навыки.

Широко известно, что в России, особенно на протяжении ХХ века, сложилась плеяда великих исполнителей-педагогов, которые внесли огромный вклад в отечественную музыкальную педагогику, выводя обучение игре на фортепиано на высочайший уровень, и, следуя их традициям (а многие наши учителя являлись их учениками), мы на своем уровне стремимся научить наших студентов - будущих учителей музыки высокопрофессиональному владению инструментом.

По мнению нашей коллеги, профессора Д.Р. Гостевой, «исполнительская подготовка является важной стороной профессионального обучения наших студентов. В исполнительстве развиваются и обогащаются эмоциональная, волевая и интеллектуальная сферы личности будущего музыканта-педагога, его духовное начало; воспитывается артистичность, умение устанавливать эмоциональный контакт с публикой, музыкальный вкус, ощущение стилевых особенностей музыкальных произведений, приобретается музыкальный исполнительский опыт, пополняется музыкальный багаж. Нельзя представить учителя музыки, не умеющего аккомпанировать себе или детям, любому солисту или коллективу. Все эти факторы благотворным образом сказываются затем в исполнительской деятельности» [ 5, с. 80].

Итак, музыкальные уроки в общеобразовательной школе - это именно тот предмет, который подводит ученика к осознанию нравственных, духовных и общечеловеческих принципов. Синтез мыслительной и творческой деятельности ребенка является важнейшим моментом обучения.

В последнее время в музыкально-педагогической среде наметилась тенденция не только преуменьшать роль индивидуальных занятий со студентами в классах дирижирования, вокала и музыкальных инструментов, но взамен им вводить так называемые групповые занятия. Между тем владение игрой на инструменте является важнейшим звеном в общей подготовке педагога-музыканта. И более всего это относится, конечно же, к владению игрой на фортепиано.

Л.Г. Арчажникова пишет, что учитель-музыкант должен «не просто объяснять, давать детям теоретические знания, а учить самой музыкой; не только говорить, а уметь подкреплять свои слова исполнением соответствующих произведений; не давать готовые схемы, образцы вопросов или ответов, а спрашивать и отвечать при помощи музыки

- Keywords: individual lessons, instrumental class, les- son, public school, teacher of music, creative ability,

- performing activities, pedagogy, artistic value, musi- cal development, piano technique

в собственном исполнении. Стало быть, учитель должен хорошо владеть инструментом» [3, с. 5].

Обучение игре на фортепиано в педагогическом вузе имеет свою определенную специфику. Почему же важно сделать всех студентов вне зависимости от их способностей к «исполнительскому» искусству и от их довузовской подготовки профессиональными педагогами-музыкантами? Потому что необходимо, чтобы учитель музыки, придя в класс к своим подопечным, сумел «зажечь огонь» в их глазах и душах, развить их любовь к музыке с помощью своего хорошего исполнительского мастерства, артистично и качественно иллюстрируя музыкальные произведения.

«Музыкально-педагогическая деятельность - сложный творческий процесс, включающий в себя различные элементы исполнительского искусства во всевозможных его формах и проявлениях. Известно, что в проведении урока музыки в школе большое значение имеет такой важный компонент урока, как слушание музыки. Эмоциональное, яркое исполнение музыкальных произведений самим преподавателем дает более значимый педагогический эффект, чем самые лучшие грамзаписи. Свободное владение музыкальным инструментом, в данном случае фортепиано, залог успешной работы специалиста. Поэтому качество подготовки педагога-музыканта во многом зависит от профессиональной направленности занятий в классе фортепиано, совершенствования путей и методов обучения, повышения коэффициента полезной деятельности будущего учителя музыки» [4, с. 109-110].

Уже это доказывает огромную необходимость такой фортепианной подготовки студентов, которая давала бы им крепкие профессионально-исполнительские навыки. Из каких же компонентов складываются индивидуальные занятия со студентами в фортепианном классе педагогического вуза?

В первую очередь, на наш взгляд, необходимо привить студенту исполнительскую культуру, которая характеризует уровень личностного и профессионального развития. Здесь следует обратить внимание на эстетические оценки и развитие творческой самостоятельности, а также «заронить» интерес к будущей профессии. У каждого студента должен быть свой исполнительский эталон, к которому его постепенно направляет педагог. Здесь уместно напомнить и о самостоятельной работе студента, где обучаемый должен сам осмыслить текст, исходя из личного музыкального вкуса, который формируется и корректируется педагогом на индивидуальных занятиях.

Но хороший результат будет недосягаем, если техническая подготовка студента будет находиться на «первобытном» уровне, и здесь опять же не обойтись без постоянных индивидуальных занятий, потому что у каждого студента имеется свой творческий музыкальный потенциал и особенно важно максимально его развить.

Чтобы в дальнейшем хорошо играть перед школьной аудиторией, очень важны учебные открытые выступления, а, как показывает наша многолетняя практика, часто студенты психологически и эмоционально к этому не готовы. Поэтому психологическая помощь педагога является одной из тончайших граней его профессиональной работы со студентами. Все сказанное выше еще раз доказывает невозможность проведения «групповых» занятий в исполнительских классах.

Здесь также стоит отметить, что учителю музыки очень часто приходится аккомпанировать не только своим ученикам, но и самому себе при показе, подбирать по слуху, а также владеть навыками транспонирования и чтения с листа. Это часто становится камнем преткновения для будущих педагогов. И для того чтобы привить студентам эти навыки, в помощь и в партнерство к исполнительскому классу был введен концертмейстерский.

Обучение в концертмейстерском классе, также как в инструментальном, позволяет развить у студентов музыкально-исполнительские способности, так как в этой сфере объем работы достаточно обширен. Ведь сюда входят следующие навыки:

- пение под собственный аккомпанемент;

- подбор по слуху;

- транспонирование;

- пение с одновременным дирижерским показом дублированной вокальной мелодии на фортепиано;

- чтение с листа.

Так как в программу по музыке входят не только разучивание и исполнение песен, а также ознакомление с образцами мировой музыкальной культуры, то очень полезно для развития навыков чтения с листа брать произведения, которые студенты изучают по истории музыки, и таким образом также осуществляется межпредметная связь. Поэтому особенно важно повышение уровня музыкально-исторического образования при подготовке будущего учителя музыки.

Велика также роль ансамблевого исполнительства, где студент, еще не очень хорошо справляющийся со сценическим волнением, может раскрепоститься и проявить себя с лучшей стороны. Игра учителя на фортепиано не должна превращаться в простую иллюстрацию исполняемого произведения, она должна быть высокохудожественной.

«Творческий характер исполнительской деятельности учителя музыки проявляется прежде всего в следующих аспектах:

а) в своеобразии осуществляемых им интерпретаций исполняемых инструментальных <...> произведений;

б) в умении продемонстрировать учащимся одно и то же произведение в различных интерпретациях как примеры возможности осуществления различных подходов к художественному прочтению музыкальных произведений;

в) в способности пробудить своим творческим показом желание у учащихся осуществлять попытки создания собственных вариантов интерпретаций разучиваемых и исполняемых произведений» [2, с. 183].

Студент - будущий учитель музыки в своей дальнейшей педагогической практике должен сочетать такие качества, как артистизм, отличное владение аудиторией с учетом ее возраста, ассоциативное мышление, и как можно больше играть учащимся, тем самым делая урок ярче и интереснее.

Исполняя то или иное произведение, педагогу рекомендуется в обязательном порядке учитывать общий и музыкальный уровень развития учеников, объем их произвольного внимания, определяющего качество восприятия, для повышения которого будущему учителю необходимо уметь играть на инструменте, чувствуя взгляды аудитории.

На занятиях в вузе педагогу также необходимо привить студенту навыки вербального пояснения разбираемого музыкального текста.

«Особенности музыкально-исполнительской деятельности учителя музыки заключаются прежде всего в ее педагогической направленности, которая предполагает:

- стремление увлечь детей музыкой на основе собственного музицирования;

- вовлечение учащихся в совместную исполнительскую деятельность;

- пробуждение их творческих способностей, воображения, ассоциаций и т.д.» [2, с. 183].

Говоря о репертуаре, который предлагает школьная программа по музыке, необходимо подчеркнуть, что совершенно недопустимо равнодушное отношение исполнителя к произведению, и поэтому так важно привить студентам свое чуткое отношение к исполняемому произведению, тогда и детская аудитория воспримет его с удовольствием.

Если в отдельных случаях учителю не по душе или не по силам какое-либо произведение, возможна замена на альтернативное, но не менее художественное по своей духовной сути произведение. Научить студента находить художественные ценности в исполняемых произведениях - одна из основных задач преподавателя фортепианного (инструментального) класса.

«При правильной организации работы индивидуальные занятия в инструментальном классе способствуют приобретению теоретических, музыковедческих знаний, информации в других областях искусства, совершенствованию исполнительского мастерства» [4, с. 113].

Особенно важно подчеркнуть то, что учителю в школе приходится исполнять одни и те же произведения неоднократно и постоянно, из урока в урок, из года в год. Педагог

вуза должен научить студента находить в произведениях все новые и новые краски для сохранения свежести его восприятия, которое будет вновь вызывать эмоциональный отклик у детей. Поэтому, учитывая все сказанное, отметим, что педагог исполнительского класса должен обучать будущего учителя музыки так же, как он обучал бы пианиста-исполнителя, добавляя к этому специфику школьной педагогической деятельности.

Кроме задач общемузыкального развития, надо уделять особое внимание пианистическим навыкам: владению различными видами фортепианной техники, а также умению исполнять произведения различных жанров и стилей. Существует распространенное мнение, что индивидуальный план студента инструментального класса должен подразделяться на «школьный» и исполнительский как таковой, но мы на основании многолетнего опыта работы в педагогическом вузе пришли к выводу, что, развивая у студента общеинструментальные навыки, мы тем самым даем возможность им без лишних проблем осваивать «школьный» репертуар.

Для того чтобы учитель музыки имел творческий контакт со своей аудиторией (классом), ему приходится быть достаточно артистичным, для чего надо научить студента не просто не смотреть на клавиатуру, а передавать своей мимикой чувства исполнителя, потому что преподаватель музыки - это не просто педагог, но и в большей мере артист.

«Сегодня позиция учителя-музыканта в учебно-воспитательном процессе принципиально трансформируется: из усердного исполнителя государственной программы он должен превратиться в специалиста-творца, в личность, обладающую новым педагогическим мышлением, необходимой творческой свободой, гибкостью и самостоятельностью» [1, c. 76].

В заключение еще раз подчеркнем, что без индивидуальных занятий со студентами в инструментальном классе педагогического вуза невозможно выпустить высокопрофессионального учителя музыки, который будет развивать наших детей и помогать становлению высококультурного общества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования: Учебное пособие для преподавателей, читающих спецкурс, аспирантов, слушателей ФПК. - М.: Прометей, МПГУ, 1990. - 188 с.

2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Теория преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студ. вузов. - М.: Прометей, 2003. - 223 с.

3. Арчажникова Л.Г. Профессия - учитель музыки: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 110 с.

4. Воронова Т.Н. К проблеме профессиональной направленности обучения в фортепианном классе на музыкально-педагогических факультетах / Сб. Профессиональная подготовка учителя музыки / Материалы межрегиональной научно-практической конференции (Москва, 28-30 марта 2000 г.). - 232 с.

5. Гостева Д.Р. Проблема профессионально-творческой самореализации студента / Сб. Вопросы методики преподавания музыкально-исполнительских дисциплин. Межвузовский сборник научных трудов. Вып.2. - М.: МПГУ, 2001. - 124 с.

REFERENCES

1. Abdullin E.B. Methodological analysis of problems of musical pedagogy in higher education system: Tutorial for extracurriculum teachers, postgraduate students. Prometheus, MPGU: Moscow, 1990. .(in Russ.).

2. Abdullin E.B., Nickolayeva, E. V. Theory of teaching music in public schools: Tutorial for college students. Prometheus, MPGU: Moscow, 2003. .(in Russ.).

3. Archazhnikova L.G. The profession — music teacher. Teacher's book. Prosvesheniye: Moscow, 1984. .(in Russ.).

4. Voronova T.N. The problem of professional direction of teaching piano class in musical-educational faculties, materials of multiregional Scientific-Practical Conference Professional training of a music teacher. Moscow, 2000. .(in Russ.).

5. Gosteva D.R. "Problems of professional-creative self-realization of a student". Volume 2 of inter-university article digest Questions of methodology of musical-performing disciplines. Moscow, 2001. .(in Russ.).

Информация об авторе:

Гольдфайн Леонид Аркадьевич, доцент, кафедра музыкально-исполнительского искусства в образовании, музыкальный факультет, Институт искусств, Московский педагогический государственный университет, г. Москва, Россия goldfine@list.ru

Получена: 14.08.2017

Для цитирования: Гольдфайн Л.А. О творческой стороне подхода к индивидуальным занятиям в инструментальных классах педагогических высших учебных заведений. Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Том. 9. № 5. Часть 2. с.172-177. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/2-172-177.

Information about the author:

Leonid A. Goldfayn, Associate Professor, Department of Music and Performing Arts in Education, Music Faculty, Institute of Arts, Moscow State Pedagogical University, Moscow, Russia goldfine@list.ru

Received: 14.08.2017

For citation: Goldfayn L.A. About creative side of approach to individual lessons in instrumental classes of the pedagogical college of high musical education. Historical and Social-Educational Idea. 2017. Vol . 9. no. 5 Part. 2. Pp. 172-177. doi: 10.17748/2075-9908-2017-9-5/2-172-177. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.